Русское зодчество терема: Русские терема: деревянное зодчество

Асташовский терем — жемчужина деревянного зодчества в костромских лесах

Мария Белоковыльская побывала в первом и пока единственном отеле-музее в России

Редакция

Асташовский терем построил для своей жены Елизаветы костромской отходник Мартьян Сазонов. Отходниками до революции называли крестьян, которые занимались сезонной работой, то есть «отходили» от места жительства и отправлялись на заработки. Согласно одной из версий, разбогатев на строительных подрядах, Сазонов решил немного посибаритствовать. Образ загородного дома мечты «подсмотрел» в журнале «Мотивы русской архитектуры»: там опубликовали проект резиденции, выполненный Иваном Павловичем Ропетом. Ропет специализировался на русском стиле и был известен в том числе за пределами страны – благодаря русским павильонам для всемирных выставок в Париже и Чикаго. Мартьяну так понравился его проект на журнальных страницах, что он захотел его повторить, или, как бы мы сегодня выразились, «им инспирировался».

Для строительства выбрал участок в чухломской глуши. (Чухлома – город в Костромской области. – Прим. HB.) Тогда лес был вполне населенным, и не только всяким зверьем, как сейчас, – в округе жили семьи отходников, и их было много. Рядом с теремом сделали несколько прудов, разбили фруктовый сад, а ко входу подвели липовую аллею. Но главные силы были брошены на декор. Среди местных жителей до сих пор ходят легенды о роскошных интерьерах терема – лестнице, щедро украшенной резьбой, изразцовых печах, витражах и прочих совсем не крестьянских излишествах. «Сазоновская линия» оказалась в драматическом асташовском сюжете недолгой. В 1914-м Мартьян умер, а вскоре пришла новая власть и терем экспроприировали – почти тридцать лет здание пустовало. Позже тут располагались сельсовет, библиотека, медпункт, почта, сберкасса и клуб.

В конце 70-х история запустения повторилась: деревенские жители разъехались по городам – и бывшая резиденция Сазонова осталась одна посреди дремучего леса. На этом мы могли бы поставить жирную точку, если бы не бизнесмены-энтузиасты Андрей Павличенков и Ольга Головичер. «Мы узнали о тереме из краеведческой книжки, – вспоминают они. – Когда увидели его вживую, он был в аварийном состоянии. Сразу стало понятно, что минимальными усилиями не обойтись». Посоветовавшись с экспертами, будущие хозяева приняли непростое решение: полностью, до последнего бревнышка, разобрать сруб, перевезти в Кириллов, что в Вологодской области, и отдать реставратору памятников древнерусского зодчества Александру Попову и его команде. А затем собрать заново и привезти обратно. План казался чистым безумием. Из области безумного была и стоимость реализации – владельцы признаются, что потраченных средств хватило бы на покупку совершенно нового дома в Подмосковье. Когда асташовский терем в целости и фантастической сохранности вернули на законное место, вокруг сразу поднялась шумиха. «Люди приходили просто посмотреть и не верили своим глазам», – рассказывает дядя Слава, бывший полярный геолог, который начинал в «Асташове» управляющим, а теперь называет себя «главным по лесу».

Сегодня «просто посмотреть» приезжают со всей России. Туристов водят по комнатам с воссозданной обстановкой конца XIX – начала XX века, травят байки и показывают вещи-экспонаты, которые можно трогать (а не изучать через стекло с метрового расстояния). Общую зону называют на старый манер – людской: вдоль стен тянутся деревянные лавки, рядом трещит дровами печка и красуется трехсотлетний шкаф петровской эпохи. На втором этаже – гостиная с граммофоном и карточным столом, пожелтевшие газеты, фотографии Мартьяна с Елизаветой и аудиогиды для самых любознательных. На чердаке – мини-музей советской эпохи. При желании можно подняться на башню: оттуда видно, насколько далеко (в буквальном смысле – на десятки километров) Павличенков и Головичер зашли в своих фантазиях.


«Асташово» работает не только как музей, но и как отель, оказавшись в котором попадаешь в дореволюционную Россию. Номера названы в честь местных речек: «Вига», «Ракостель», «Ида». При этом стилистически винтажные интерьеры современны по сути – нет ощущения, что ты в лавке у старьевщика. В ванных комнатах – идеальная сантехника и пол с подогревом, в спальнях – отличные матрасы, вся косметика – Natura Siberica. На кухне готовят из фермерских продуктов, в двух шагах – баня и несколько домиков в скандинавском стиле. От всего перечисленного потенциальных гостей отделяет лишь плохая дорога – около 30 километров по гравию, в дремучем лесу. «Но оно и хорошо, что такая, – говорит «главный по лесу» дядя Слава. – Положишь асфальт – и приедет толпа, будет много шума и лишних людей. А так у нас только для своих. Для тех, кто понимает».

Текст: Мария Белоковыльская
Фото: Nathalie Gertz

Русское деревянное зодчество. Терема: wowavostok — LiveJournal

В былые времена жильё на Руси строили из многовековых стволов деревьев большой высоты и диаметром более локтя, а то и в аршин. Позже климат и люди оказали пагубное влияние на природу и размер деревьев изменился.

Главным орудием у древнерусского зодчего был топор. Топор в руках мастера , сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен при рубке избы.

Гвозди старались не использовать, потому что вокруг гвоздя дерево начинало быстрее гнить и поэтому применяли деревянные костыли. Уникальный комплекс Русского зодчества — Кижи . Там все строения сделаны без гвоздей.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это «связанные» между собой бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и  меньше подвергается гниению.

Современные терема ставят на высокий каменный фундамент :

Еще в древней Руси ценилась резьба по дереву  и ею украшали не только царские палаты и терема богатых князей и купцов, но и крестьянские избы ( тех, кто был побогаче) . Умельцы передавали своё мастерство из поколения в поколение. И сегодня кое-где можно увидеть терема , украшенные красивыми наличниками и карнизами:

***

Дом-терем купца Голованова в Томске:

***

Терем нижегородского купца-старообрядца Николая Александровича Бугрова :

Терем был выстроен в 1880-е годы возле его мукомольной мельницы, находившейся у станции Сейма (сегодня это город Володарск). После пожара 1976 года сгорел интерьер и терем подвергся реконструкции — оконный проём под балконом главного западного фасада заменён дверным проёмом , а в восточной части дома была сооружена лестница на второй этаж. На фото видна вывеска ресторана «Император».

**

Пара современных теремов : 

~~~

***

В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё 25 лет назад здесь находилась деревня Погорелово, 1-ое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века. Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов.

Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом. Терем в Погорелово уникален своей эклектичностью — постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения — здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства.

Перевалив возрастом за 100 лет, дом ни разу не подвергался реставрации, тем самым сохранив свой подлинный декор и оригинальную роспись интерьеров.    https://kelohouse.ru/modern36….

***

Терем в селе Асташово (Осташево), Чухломской р-он Костромской области : 

***

В усадьбе лесопромышленника Сергея Никаноровича Беляева находится удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья.

Весь этот роскошный  дом сплошь украшен старорусской резьбой. По праву считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. https://smittik.livejournal.co…

***

Старое фото руского терема. Обращает на себя внимание солнце под карнизом :

В изданной в 1942 году альбоме, посвящённому деревянному зодчеству , из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни которую можно показать нашим детям и сказать — вот она Россия, рубленная в обло, вот ее церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты.»

[*].http://44srub.ru/star/star.htm…

РЕКЛАМА

***

А это известный терем на Смоленщине — находится в бывшей усадьбе княгини Марии Тенишевой, в деревне Талашкино Смоленской области : 

***

В усадьбе Коломенское перед глазами посетителей предстаёт (не хочется говорить новодельный) дворец из дерева — Терем царя Алексея Михайловича :

Изначально он был построен в 1672 году , но через 100 лет из-за ветхости был разобран. Сравнительно небольшой срок службы был обусловлен видимо тем, что по приказу царя к строительству приступили немедленно, без специального подготовительного периода и , как сказали бы сейчас, — не выдерживая технологий . Ведь при строительстве русских теремов и изб использовались просмоленные на корню сосна и лиственница, реже — крепкий тяжелый дуб, либо береза.  Каждое намечаемое для строительства дерево заранее готовили стать частью жилища несколько лет. Сначала на выбранном дереве делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость. 

Перед тем как разобрать этот терем-дворец,  по приказу Екатерины II были сделаны все замеры, составлены подробные планы и нарисованы эскизы, а также создан деревянный макет — благодаря этому терем царя Алексея Михайловича в точности восстановлен.

***

***

Не так давно, в 2007 году, в Москве был построен красивейший Измайловский Кремль — среди прочих строений там выделяется Царский терем, выполненный в классическом древнерусском стиле. Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI — XVII веков, которая находилась в Измайлово 

***

Красота! 

***

И такой маленький деревенский теремок :

***

***

В Нижегородской области в городке Городец на нижней набережной у причала в 2009 году построен целый комплекс рубленных зданий в русском стиле — центр народных Городецких ремесел и промыслов ГОРОД МАСТЕРОВ.

На открытых площадках и в деревянных домах и в постройках, возведенных в лучших традициях русского деревянного зодчества , размещены действующие мастерские народных промыслов и представлены ремёсла и производства — гончарное, ткацкое, Городецкой росписи, вышивки, лоскута, жбанниковской игрушки, лозоплетения . 

***

Прим.

[*].  «В.А.Солоухин. Исчезнувшие русские деревни»-https://cont.ws/@artads/112110…

ИСТОЧНИК

величественный памятник социализму, которого никогда не было

В 1920 году русский архитектор Владимир Татлин с гордостью представил первую деревянную модель Памятника Третьему Интернационалу. Здание, которое будет функционировать как новая и улучшенная штаб-квартира Коминтерна, планировалось построить в городе Петрограде, нынешнем Санкт-Петербурге. Представители Коммунистической партии, приехавшие ознакомиться с ним, высказали смешанные мнения. Лев Троцкий сказал, что башня Татлина, которая по своим размерам превосходила бы Эйфелеву башню, была «непрактичной и романтичной». Его сообщники, Владимир Ленин и Анатолий Луначарский, были немного более восторженными; перед ними стояло визуальное представление коммунистической утопии, которую они пытались создать.

Чтобы оценить смелость замысла Татлина, нужно сначала понять его исторический контекст. Тремя годами ранее революционеры-большевики совершили государственный переворот, превративший Россию из парламентской демократии в диктатуру пролетариата. Но в то время как страна стала однопартийным государством, ее люди были далеки от единства. Сторонники царизма, которых называли «белыми», планировали восстановить то, что осталось от династии Романовых. Сопротивлялись и другие социалистические организации, отстраненные большевистским переворотом. Последовала смертельная гражданская война, и хотя большевики вышли победителями, их правление оставалось шатким. Чтобы по-настоящему завоевать доверие народа, им нужна была пропаганда, способная привить новое чувство национальной гордости.

Чтобы добиться этого, коммунистическая партия создала то, что историки теперь называют программой монументальной пропаганды. Эта программа, основанная на серии брошюр и речей Ленина, стремилась заменить памятники, воздвигнутые в честь царя, святынями, посвященными марксистско-ленинской философии и новой форме правления, которая была построена вокруг нее. Как сказано в Большой советской энциклопедии, типичный советский памятник выполнял функции «пропагандистского средства в борьбе за победу нового строя, за просвещение и просвещение народных масс». Татлин был ответственным за эту программу. Он был хорошим выбором.

Татлин начал свою карьеру как художник. В основном писал иконы для храмов православной веры, но со временем разочаровался в религиозной символике. Разочарованный ограничениями изобразительного искусства и стремясь создать что-то, что окажет непосредственное влияние на жизнь людей, он заинтересовался архитектурой. Наряду с Казимиром Малевичем, другим художником и создателем знаменитого «Черного квадрата», Татлин был ключевой фигурой в русском конструктивизме — передовом культурном движении, которое сообщало обо всех аспектах зданий, которые Татлин предлагал своим начальникам. Из них Башня Татлина считалась сливками урожая. К сожалению, он так и не был построен.

Башня Татлина: ее форма и функции

Видение Татлина монумента было не похоже ни на что, что когда-либо видел мир. При проектной высоте 400 метров здание имело форму двух переплетающихся спиралей. Эти спирали охватывают четыре отдельные подвесные конструкции. Пространства внутри имели уникальное назначение и имели разные формы. Первое пространство, куб, расположенный рядом с основанием конструкции, должно было быть зарезервировано для лекций, конференций и законодательных собраний. Над кубом располагалась пирамида, которую можно было использовать для собраний руководящей партии. Над пирамидой находился цилиндр, в котором должен был разместиться информационный центр, транслирующий новости, декларации и манифесты.

Татлин стоит рядом со своей моделью, когда она была впервые представлена ​​( Фото: Николай Пунин / Общественное достояние / Википедия)

Если бы Башня Татлина была завершена, она стала бы свидетельством и выражением ранней советской идеологии. Здание, конструктивистское по своей конструкции, должно было быть полностью построено из местных материалов. В то время как правительственные здания в капиталистических странах обычно украшались мрамором, слоновой костью и другими дорогими материалами, Татлин хотел, чтобы его башня была построена из материалов, которые были основными продуктами советской промышленности и, как таковые, имели особое значение для рабочего класса. К ним относятся железо, сталь и стекло. В статье, написанной для Славянская Обзор Алексей Курбановский отметил, что структуру, как и саму Октябрьскую революцию, можно интерпретировать как фрейдистское «опровержение фигур-отцов».

Башня Татлина была спроектирована в то время, когда коммунистическое правление только зарождалось, а партийные лидеры стремились создать новую и отчетливо социалистическую идентичность через искусство. До этого момента, как писала Эллисон МакНирни в статье для The Daily Beast , Советы увековечивали свое прошлое так же, как и цари до них: с помощью картин и скульптур, изображавших конкретного человека или конкретное событие. Башня Татлина была уникальна именно потому, что не была репрезентативной. Вместо того, чтобы изображать одного человека, конструкция адресовалась всему социально-экономическому классу людей.

Когда-то вдохновляющее будущее

Несмотря на незначительную критику, планы Татлина относительно памятника были восприняты партийными чиновниками с энтузиазмом. Однако, когда планы его строительства начали обретать форму, большевики быстро поняли, что проект, как с самого начала заявлял Троцкий, более чем амбициозен. На самом деле настолько амбициозным, что никогда не мог быть завершен. В своей книге Русский эксперимент в искусстве искусствовед Камилла Грей заявила, что послереволюционная Россия обанкротится, если попытается приобрести безумное количество стали и железа, необходимых для каркаса башни.

Это даже не говоря о инженерных подвигах, которые Татлин включил в свой проект. Помните, как башня на самом деле состояла из четырех отдельных структур, подвешенных на двойных спиралях? Что ж, в первоначальном замысле Татлина каждый из них должен был вращаться вокруг своей оси, совершая полный оборот в соответствии с важностью учреждений, ведущих свою деятельность внутри. Куб, в котором находится законодательный орган, совершал бы полный оборот один раз в год. Верхней пирамиде, в которой разместились офисы партийных руководителей, понадобился бы месяц. Информационный центр, расположенный на самом пике, должен был вращаться один раз в день, предлагая 360-градусный обзор Петрограда.

Многие репродукции Башни Татлина, такие как эта в Королевской академии художеств, существуют сегодня (Источник: Александр Качкаев / Общественное достояние/ Википедия) пожелал создатель. Его дизайн считается одним из основных элементов русского конструктивизма, вдохновляя не только российских дизайнеров, но и целый ряд современных архитектурных течений. Форма здания стала мгновенно узнаваемой даже для людей, почти ничего не смыслящих в советской истории. Это, возможно, благодаря современным художникам, воплотившим его образ в своих работах. Статуя Ай Вэйвэя, Фонтан Света , выставленный в Лувре в Абу-Даби, по сути является точной копией Башни Татлина, хотя и переделанной в люстру.

По иронии судьбы, одной дисциплиной, на которую башня не оказала особого влияния, было советское искусство. После того, как планы по его строительству были сорваны, партийные чиновники решили пойти в новом направлении с культурными учреждениями своей страны. Хотя пионеры абстрактной музыки, живописи, литературы и архитектуры первоначально сражались вместе с большевиками в их кампании по строительству нового мира, вскоре их преследовала тайная полиция Иосифа Сталина. При Сталине Советский Союз удвоил стиль, называемый советским реализмом. Вдохновляющий футуризм Татлина был заменен на традиционное изобразительное искусство — произведение, в котором реальность повседневной советской жизни казалась лучше, чем она была на самом деле.

Архитектурная — Россия Башня

ARCHITECTURAL SYSTEM

The Russia Tower has a total floor area of ​​ 5,600,000 square feet spread out through approximately 120 floors with the Ground Floor having approximately an area of ​​ 150,000 square feet


Здание было спроектировано таким образом, чтобы одновременно в нем могли разместиться не более 25 000 человек.

План уровня первого этажа


Перпендикулярные разрезы здания
с указанием расположения разных этажей.

Расчеты для общей площади здания:

  • Стены:

(8950 + 8940 + (20020 x 2)). 3 = 9300

Общая площадь стен составляет примерно 205 000 квадратных метров,
что соответствует 2, 206, 60 0 квадратных футов.

  • Крыша:

Общая площадь крыш составляет приблизительно 13 240 квадратных футов.

  • Этаж:

Общая площадь составляет приблизительно 5 600 000 квадратных футов.

Общая площадь здания составляет около 7 820 000 квадратных футов.     

       Фасады башни Россия

    

Только здание имеет три стороны и все они равны. Поэтому здание высоты
площади в основных направлениях равны примерно 740, 000 квадратных футов.


               

Вид башни с воздуха в перспективе

Как расположение здания влияет на его форму?

Башня «Россия» расположена в Деловом центре Москвы, всего в 5,5 км от Красной площади. Как показано на плане ниже красным, участок имеет треугольную форму, которая в основном влияет на форму зданий. Здание имеет треугольную форму, чтобы поместиться на имеющейся земле.

План участка в Москве



Как форма здания влияет на его конструктивную систему?

Первоначальный проект, предназначенный иметь три башни для раздельного размещения офисных, жилых и гостиничных помещений. Но радиальное расположение трех тонких башен под углом 120° друг к другу будет максимизировать внешний вид и воздействие солнечного света. Команда дизайнеров подумала что соединение трех зданий вместе, чтобы сформировать одно сооружение, было бы гораздо более эффективный.

 Соединение трех башен сформирует прочная и жесткая единая конструкция. Каждая башня рассматривалась как крыло и любое одно крыло будет стабилизировано двумя другими. Каждое крыло было сужено в высота, обеспечивающая большой базовый размер для устойчивости.

Структурная концепция этого здания представляла собой серию наклонных параллельных колонн вдоль граней каждого крыла, которые служили бы как для того, чтобы нести гравитационные нагрузки полов, так и для бокового укрепления центрального основной.

Форма здания сильно влияет на конструктивную систему, поскольку форма придает зданию основные конструктивные особенности, необходимые для его правильного функционирования.

Как форма и расположение здания влияют на его систему отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха?

Башня «Россия» расположена в Москве, где зимой могут достигаться низкие температуры, что сильно влияет на теплообмен внутри и снаружи здания. Поэтому для управления тепловыми потоками наиболее подходящим образом должна использоваться наиболее подходящая система HVAC.

Башня «Россия» была спроектирована как очень устойчивое здание с использованием природных ресурсов, чтобы сделать здание экономичным. Башня имеет тонкий профиль, который максимально увеличивает поступление дневного света в здание, что приводит к увеличению солнечного тепла. Тонкий профиль также помогает увеличить потенциал естественной вентиляции, позволяя уменьшить или пересмотреть требуемую систему HVAC.

Фасад состоит из окон с тройным остеклением, что снижает теплопотери и, следовательно, потребность в отоплении. Здание также оборудовано фотогальваникой, которая обеспечивает здание энергией. Повторное использование энергии снижает потребность в отоплении на 20 процентов. Окна пропускают большое количество солнечного излучения, что позволяет сохранять тепло в здании зимой.

Ссылки:

http://sketchup.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *