Зачем нужны проекты в школе? | Мел
«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»
Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.
Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.
Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.
В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.
Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.
Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.
Компетентностный подход
Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.
Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.
Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.
Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.
Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.
Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.
Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.
Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.
Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.
Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?
Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию.Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте.Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта. Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.
Зачем нужен проект дома
Многие рассматривают его как неоправданную трату средств. Но мы расскажем о реальной пользе документации.
Статья полезна тем, кто запланировал строительство, но сомневается – стоит ли вкладываться в проект?
Видимая часть
Внешне – это большой альбом с эскизами, чертежами и записями. Просматривая их бегло и бессистемно, сложно понять – какая от них может быть польза.
Действительное содержание проекта
Более подробное изучение покажет каждый элемент будущего дома. Даже для небольшой постройки – это 50-150 листов документации:
Цветные фасады. Ими представлен внешний вид готового дома.
Ведомость чертежей. Общие указания о конструкциях.
Спецификация материалов.
Фасады с отметками высот конструктивных элементов дома.
Планы этажей, с указанием площадей, информацией о проёмах и полах.
План кровли с информацией о вентканалах, мансардных окнах.
Разрезы дома, с указанием ключевых высот.
Подробное описание конструктива полов для каждого помещения.
Ведомость окон и дверей.
Точное устройство фундамента, с подробностями об опалубке, армированию, материалах.
Кладочные планы этажей с точными размерами простенков и проёмов, отметками высот.
Спецификация перемычек, с указаниями к монтажу.
Схемы перекрытий, отражающие их конструктивные особенности.
Планы крылец и лестниц.
Вентиляционные каналы и дымоходы.
Схема несущих элементов кровли, её крепления: с обходом стропилами мансардных окон, вентканалов.
Описание конструктивных особенностей кровли.
Итак, зачем нужен проект?
Он даст понимание необходимых и второстепенных моментов. Ведь не секрет, что любая комната запланированная «на всякий случай» ведёт к удорожанию, но не факт, что понадобится. И архитектурные изыски красиво смотрятся в картинках, но добавляют стоимость. Проект позволит заранее понять общую сумму строительства. Далее о том, что он даст конкретно?
Документы для согласования
Выборка из проекта – так называемый строительный паспорт. Понадобится ещё до начала работ, чтоб уведомить местную администрацию о своём намерении строить, либо получить разрешение на строительство.
Планировки
Продуманная специалистами планировка этажей нацелена на максимально эффективное использование пространства. Учитывается даже будущая мебель. Площади помещений обоснованы потребностями жильцов, а переходы удобны.
Оптимизация закупок
Проект отображает точное количество материалов, что позволяет закупаться заранее, оперировать скидками, совмещать доставку. Грамотное снабжение исключит:
- излишки от перестраховки;
- недостачу материалов;
- простои в работе.
Контроль строителей
Если дом не рассчитан и строится на глаз:
- Внешне он не будет соответствовать изначальному замыслу. Велика вероятность «устрашающего» результата.
- Изнутри пространство каждого помещения выберется интуитивно. Что вряд ли поспособствует удачной планировке.
Квалификация строителей не гарантирует качественный результат. Даже если они хорошо знают конструкции – необходима их геометрическая точность, размеры, высоты.
Отсутствие проекта снимает ответственность с исполнителей. Ещё хуже – маскирует мошеннические схемы. Это бесконтрольное строительство.
Проект заставляет строить качественно: соблюдать технологии, применять нужные материалы, без постоянного согласования каждой мелочи.
За счёт проекта достигается эффективное взаимодействие с исполнителями. Имея всю информацию, строители заранее понимают внешнее и внутреннее устройство дома.
Исключение ошибок и расходов на их устранение
За счёт проекта дом изначально строится без ошибок, так как в разработке заранее учтены климат, окружающие факторы, конструктивные особенности самого объекта. Пример критичных негативных последствий:
- трещины в фундаменте с переходом на стены;
- грибок из-за недостаточной толщины утепления;
- пружинящие перекрытия.
Устранение любого из них, потребует значительных вложений.
Дополнительно, проект убережёт от изначальных трат, вызванных излишними перестраховками.
Консультация у разработчика
В ходе строительства появляются вопросы по конструкциям и материалам, либо обстоятельства вынуждают внести изменения. Самим это делать рискованно.
Проект даёт возможность запросить консультацию специалиста, обсудить доработки под новые условия.
Понадобится ли проект после строительства
Имея на руках чертежи с точными размерами всех конструкций – легко заранее приобрести материалы, и рассчитать стоимость работ предстоящего ремонта.
Для страховых выплат, и в случае продажи дома – проект окажется документом, гарантирующим качество постройки, и подтвердит обоснованные суммы.
Значимость предварительной разработки
Устранение даже простых недочётов в строительстве обходится слишком дорого, а реконструкция изначально аварийных элементов невозможна – это зря потраченные ресурсы.
Проект упреждает проблемы, ведь его цена несравнимо меньше всей суммы строительства. При этом, чем точней расчёты и смета – тем больше шансов завершить стройку, а не ввязаться в долгострой с неясным будущим.
Что, почему и как в проектах
В этой статье давайте рассмотрим три простых и действенных вопроса , которые руководители проектов должны задавать в каждом проекте: что, почему и как в проектах. Получение ответов на эти вопросы значительно снизит риски для ваших проектов и поможет вам и вашим командам добиться успеха.
1. Вопрос «Что?»
Центральным пунктом любого проекта является цель или цели. Ключевой вопрос: Чего пытается достичь команда проекта? Мы создаем новый продукт или услугу? Модифицируем ли мы существующие продукты или услуги? Когда мы реализуем проект, как организация будет в лучшем положении для достижения стратегических целей?
Когда мы пишем цели проекта, убедитесь, что каждая цель ясна. Рассмотрите возможность написания SMART-целей.
Иногда я вижу такую цель: «Улучшить обслуживание клиентов».
Что не так с этой целью? Цель лишена конкретики. Это не измеримо. У него нет срока.
Вот еще одна цель: «Сократить время обработки претензий».
Как мы можем улучшить эту цель?
- Укажите, хотите ли вы увеличить, уменьшить или сохранить время цикла.
«Сократить продолжительность цикла рассмотрения претензий на автомобили для частных пассажиров с нынешних 12 дней в среднем до 8 дней к 31.12.xx».
2. Мощный вопрос «почему»
Эмоциональный элемент проектов коренится в вопросе «почему». Здесь мы обращаемся к вопросу: Почему мы беремся за этот проект? Вы можете указывать членам своей команды, что делать каждый день, но пока они не поймут, почему, у членов вашей команды не будет мотивации. Дайте вашей проектной команде ясность в отношении того, почему проект предпринимается.
Предлагаю вам выполнить простое упражнение. Остановите нескольких участников вашего проекта один на один и задайте этот вопрос: Почему мы делаем этот проект? Вы можете быть шокированы различными ответами.
Как люди могут месяцами работать над одним и тем же проектом, но при этом иметь разные представления о цели проекта? Недостаток конгруэнтности часто возникает из-за отсутствия коммуникации в начале проекта.
Хотите улучшить коммуникацию в своих проектах? Примите во внимание следующие советы:
- Работайте в тесном контакте со спонсором проекта и ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить, почему проект осуществляется. Уточните, как проект поддерживает стратегию организации.
- Задокументируйте, почему проект осуществляется в уставе проекта.
- Проведите совещание по запуску проекта. Попросите спонсора рассказать, почему проект важен.
Люди сбиваются с пути, когда теряют свое «зачем». –Майкл Хаятт
Проблемы со связью могут возникнуть, когда в нашей проектной группе произойдут изменения. Члены команды могут быть удалены из нашей команды, и могут быть добавлены новые члены команды. Встретьтесь с новыми членами вашей команды и просмотрите устав проекта. Убедитесь, что каждый участник понимает цели проекта и то, как каждый член команды будет способствовать достижению целей.
Что, почему и как в Powerful Project Charters.
Слабый фундамент приводит к сложным проектам; некоторые проекты рушатся. В этом курсе «Что, почему и как создавать мощные уставы проектов» я расскажу вам — шаг за шагом — как быстро создавать мощные уставы проектов. Научитесь привлекать стейкхолдеров на раннем этапе и заложите прочную основу.
3. Вопрос «Как»
Мы знаем, что мы делаем, и мы знаем, почему мы это делаем. Теперь мы находимся в правильном положении, чтобы задать последний вопрос: Как мы завершим нашу работу? Проще говоря, мы определяем, кто что будет делать и когда каждая задача будет выполнена.
Подумайте о жизненном цикле проекта . Будете ли вы и ваша команда использовать предсказуемый традиционный жизненный цикл, такой как жизненный цикл водопада? Будет ли команда использовать гибкий подход, ориентированный на изменения?
Запуск, поддержка и восстановление проектов
Независимо от того, начинаете ли вы проект или находитесь в его середине, рассмотрите следующие вопросы:
- Чего пытается достичь команда проекта?
- Почему мы беремся за проект?
- Как мы завершим нашу работу?
Если что-то в проекте кажется вам неправильным, эти вопросы помогут вам лучше определить и согласовать отношения между вами, вашим спонсором, вашей командой и вашими заинтересованными сторонами.
Ваш проект терпит крах и тонет в неопределенности? Эти вопросы могут дать толчок проблемному проекту . Используйте эти простые вопросы, чтобы проверить основные элементы проекта. Ответы на эти вопросы помогут вырваться из зыбучих песков и вернуть вас и вашу команду на путь успеха.
Что такое проект в управлении проектами? Определение и типы
Кроме того, члены группы знакомятся с необходимыми совещаниями по статусу и отчетами, которые будут проводиться на этом этапе для сбора показателей проекта. Этап выполнения проекта является критическим моментом в жизненном цикле проекта, поскольку он помогает каждому определить, будут ли его усилия в конечном итоге плодотворными или нет.
4. Мониторинг и контроль
Этап мониторинга и контроля проекта происходит одновременно с этапом выполнения. Задача руководителя проекта – следить за операциями и следить за тем, чтобы все шло в правильном направлении и в соответствии с планом.
Помимо надзора за выполнением проекта, менеджеры проекта должны отслеживать ресурсы, управлять рисками, проводить совещания руководителей, составлять отчеты и т.
д. В случае возникновения непредвиденных проблем руководителю проекта может потребоваться внести коррективы в планы, а также в проект расписание.
5. Закрытие
Заключительный этап жизненного цикла управления проектом, известный как этап закрытия проекта, не так прост, как получение самого результата. Менеджеры проектов должны регистрировать все результаты, систематизировать документы в централизованном месте и передавать проект клиенту или команде, ответственной за надзор за его операциями на этапе закрытия проекта.
Кроме того, команды собираются на заключительную встречу, чтобы обсудить полученные знания и вознаградить каждого за тяжелую работу.
Когда проект считается успешным?
Суть в том, что проект, завершенный вовремя и в рамках бюджета, можно считать успешным. Однако проект можно оценивать по многим критериям:
- Соответствует ли он бизнес-требованиям?
- Доставлено ли оно в срок и в рамках бюджета?
- Обеспечивает ли он ожидаемую ценность и рентабельность инвестиций?
То, что определяет успешный проект, может меняться в зависимости от типа проекта.
Вот почему важно определить, что означает успех проекта, на этапах инициации и планирования проекта.
Как реализовать проект
Реализация проекта может варьироваться в зависимости от используемой методологии. В традиционном управлении проектами реализация осуществляется в 5 этапов.
- Инициация: на этом этапе необходимо обосновать проект, чтобы убедить заинтересованные стороны проекта. Документ об инициации проекта (PID) создается с базовой информацией о проекте, включая вероятное использование ресурсов и осуществимость.
- Планирование: этот этап начинается после того, как проект получил одобрение заинтересованных сторон. Это критический этап, который включает в себя множество задач, включая планирование на случай непредвиденных обстоятельств, распределение задач и планирование совместного использования ресурсов.
- Выполнение: это фаза, когда происходит фактическая работа. Периодические проверки проводятся для обеспечения того, чтобы выполнение происходило в соответствии с графиком.