Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.
Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор.
Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.
Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли «открытой» для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же «запечатывал» дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.
С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи, которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.
Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и «современная» реконструкция и ремонт русских изб. Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.
Русская изба на высоком подклете с галереей. Подклет использовался для хранения припасов. Изба находится в музее деревянного зодчества Витославицы под Новгородом.
Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму (технология описана в «Домострое»). Заготовкой древесины занимались зимой не потому, что зимняя древесина лучше качеством, а из-за того, что зимой у крестьянина было свободное время. На самом деле зимняя древесина содержит больше полисахаридов и влаги и является менее стойкой к гниению, чем древесина летней заготовки. Но вековые традиции переросли в мифы, царствующие до сих пор. Истину можно узнать в любом учебнике по лесоведению. Зимнюю древесину легко можно отличить на базе с помощью пробы с йодом: полоска йода на древесина зимней заготовки синеет гораздо интенсивнее, чем на дереве, срубленном летом. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной строной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.
Пропиловочный орнамент оконных наличников русской избы.
Современная деревянная изба в Изборске, Псковская область.
Реконструкция избы народности Сету в музее деревянного зодчества под Таллинном.
Традиционный русский деревенский пейзаж.
Обшитая доской деревенская изба в Изборске.
До XX века окна в русских избах не открывались.
Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».
Позёмная изба строилась без фундамента. Нижние венцы сруба избы укладывались прямо на землю. При возможности нижние венцы избы устраивали из лиственницы или дуба. Естественно, что при такой конструкции избы нижние венцы сруба регулярно приходилось менять. На кровле причелина с выпиловочным орнаментом с символикой солнца (коловрат) и плодородия — симметричные точки.
Более прогрессивный фундамент для избы — это фундамент из камней валунов. Хотя на снимке показана современная реконструкция фундамента и подкладные доски, в старину вместо досок подкладывали слои бересты. Береста служила хорошей гидроизоляцией между камнем и деревом. Иногда избы ставили на пни или «лапы»- стойки. Поскольку камни не были сложены в кладку, то подпол под такой избой хорошо проветривался и служил долго. Однако в такой избе было холодно зимой (несмотря на двойные полы) и, поэтому, вскоре камни стали укладывать в кладку на мокром песке или песке с глиной. Но отсутствие вентиляции подпола в таком случае сокращало срок службы перекрытий.
Следующим шагом развития фундаментов стали продухи в нижних венцах сруба под накатом перекрытия. На зиму продухи закрывали для сохранения тепла в избе. Многие строители в России до сих пор следуют этому правилу, хотя прошло уже пару сотен лет и строительные технологии сильно продвинулись вперед и дома с вентилируемым подполом уже практически не строят, как энергонеэффективные.
Но если дом построен по старинной схеме и нужны продухи, то они должны быть правильного размера для обеспечения достаточной вентиляции подполья.
В некоторых регионах для утепления изб устраивали завалинки. Однако такой способ утепления приводил к ускоренному гниению нижних венцов. Земля для заспыки бралась из ямы подпола.
Камень при входе в дом у крыльца служил и для удобства, и для сакральной защиты дома. На камне с помощью угля или известняка наносились защитные символы. Символика могла быть языческая (руны и рунические вязи), а могла быть и православная. Над камнем читались заговоры или молитвы.
На фотографии симуляция комбинации рундля охраны имущества и дома: слева Тейваз + Альгиз + Отал+ Альгиз + Тейваз = «справедливость и закон» + «осока режет неправого» + «родной дом».
Справа — Ингуз и Альгиз: «процветание и продолжение начатого» + «осока режет неправого».
Славянский заговор (домовому) на оберег дома: «Эй дедушко, ты не заспи, по своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором, всё как следует храни».
«Дедушко» — зачастую не абстрактный, а вполне конкретный предок, похороненный под порогом.
Деревянная кровля русской курной избы с дымником — деревянной трубой для вентиляции протопленной по-черному избы. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.
Дымник над полатями над русской печью в курной избе. При протопке печи дым выходил в помещение. Когда дом и печь прогревались, открывали дверь и дымник, проветривая помещение от дыма. Спали на полатях у самого потолка над печью, так как внизу ночью уже становилось холодно. Курные крестьянские избы встречались в России до 1930-х — 1940-х годов.
Деревянная рама поверх кровли для прижатия теса и крепления куриц, удерживающих застрехи.
Тесовая крыша на «потоках» с опорой на рубленые фронтоны традиционной русской избы. И никаких сложных стропильных систем! Бревна фронтона избы крепились клиньями-вкладышами. По такой системе потоков часто устраивали кровли из тростника или соломы.
Под деревянную кровлю русской избы укладывалось до 7 слоев бересты для лучшей гидроизоляции. Куски бересты сшивались лыком. К сожалению, такие кровли быстро и хорошо загорались. Более древний вариант земляных (дерновых) кровель был более огнестойким. При отсутствии пожаров хорошо устроенные деревянные кровли служили очень долго.
Древняя система водостоков из долбленых стволов осины на деревянной кровле русской избы. Водостоки держатся на курицах — стволах деревьев с крюком из части корня. Аналогичные водостоки существовали и на древних скандинавских избах. Возможно реставраторы неправильно собрали конструкцию кровли, потому что в оригинальных конструкциях тес кровли упирался в желоба-застрехи. То есть, долбленое бревно на курицах прежде всего было конструктивным элементом кровли, собираемой без гвоздей.
Ворота в крытый двор северной русской крестьянской усадьбы. Чем беднее был крестьянский двор, тем скучнее и однообразнее были ворота.
Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.
Современный крестьянский двор в Псковской области.
Резные наличники и деревянные ставни русской избы. Полукруг с точками — символ солнца и плодородия. В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.
Рубленый русский амбар.
Красный угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Божник (длинное узкое полотенце) с вышитыми защитными узорами поверх божницы — также рудимент древней русской языческой культуры (заимствование вяряжских рунических связей-символов). Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми». Стол перед божницей почитали «божией ладьей», дающей хлеб — аналогом престола в храме.
Многие старинные деревянные избы до сих пор используются в России как жилые дома или дачи.
Красные окна или косячные окна появились в России к XV веку. Вплоть до XIX века стекла были привилегией богатых сословий. Вместо стекла в старину зажиточные, но небогатые сословия использовали «московское стекло» — тонкие пластины слюды. Бедные же использовали бычьи и рыбьи «пузыри», а зимой вмораживали в оконный проем спил льда с реки или озера.
Старинное (древнее) русское волоковое окно: проем в срубе, задвигаемый (заволакиваемый) тесом. Такие окна появились на Руси после прихода викингов. До этого (до IX века) окон в русских избах вообще не было.
Интерьер сеней русской избы с кадками для хранения воды.
Резной деревянный дом в Вологде с декоративной резьбой, утратившей сакральное защитное значение.
Огромный деревянный дом с красивой резьбой, похоже, никому не нужен в городе Белозерске, что на Белом озере в Вологодской области.
Простейший русский рубленый амбар «клетью». Скандинавские амбары приподнимали над землей на «куриных ножках» для защиты от проникновения грызунов.
Типичный деревенский рубленый дом — изба, обшитая вагонкой, советского периода постройки.
Старинная отреставрированная изба в городе Плес на Волге.
На современные деревянные рубленые дома в России большое влияние оказала скандинавская архитектура.
Однако выработался и свой собственный русский уникальный стиль для современных изб, который в мире называется «Русский бревенчатый дом». От финских и норвежских деревянных домов русский дом отличается традиционной рационально «клетской» компоновкой с уменьшением наружной поверхности стен. Скандинавы, зная, что современные теплоизоляционные материалы и системы отопления позволяют строить дома любой конфигурации предпочитают более интересные компоновки, которые, впрочем пользовались успехом и русской дачной архитектуре конца XIX — начала XX века.
Автор у новодельной, но очень красивой русской резной избы (дома священника) в Плесе на Волге.
Посмотрите альбом фотографий Русские сельские часовни и взгляните на бани Теремного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Посмотрите, как бездумный ремонт современными материалами «убивает» уникальную душу русской избы. А тут мы рассказываем об интерьере современной избы из газобетона.
Традиционно русские дома
Поморские плотники
В прежние времена деревянные дома из бревна составляло подавляющее большинство от всех строений в деревнях и селах нашей страны, а потому, нет ничего удивительного в том, что формат такого жилья в некоторой степени обладал огромным значением в изначальном формировании и будущем развитии зодчества.
Если верить описаниям старинных историков, остатки некоторых жилых строений, обнаруженных во время раскопок, а также те дома, которые сумели сохраниться в период с конца восемнадцатого до начала девятнадцатого столетий, являются прямым свидетельством того, что основные помещения, такие себе жилые ячейки, называемые клетью, практически не претерпевали каких-то заметных изменений. Если такое помещение было предназначено именно для проживания и было оснащено печью, то его называли избой. Русские избы с печами, установленными в углах, сумели сохраниться и до нашего времени, разве что, в отдельных регионах они приобретали какие-то свои оригинальные особенности и отличительные черты.
Пройдя достаточно долгий и непростой путь развития от самых простых построек свайного типа (шалашей, простейших полуземлянок и прочего), русский деревянный дом из бревна обзавелось окончательно сформированными формами, выражающими в себе не только особенности социальных условий, но даже в большей степени и особенности местности: климатом, территориальными традициями, географическим положением и так далее. К примеру, русские дома с дворами открытого типа в северных регионах страны были объединены с дворами и поднимались достаточно высоко над твердью земной. Если же говорить о домах на Севере, то здесь преобладали так называемые дома-усадьбы, которые имели огромное распространение в регионе – от восточных регионов нынешней Финляндии и Карелии, до бассейна верхней реки Волги.
В будущем эволюция и развитие русского дома протекала преимущественно в виде образования более усовершенствованных и технологически продвинутых строений. Это были пятистенки и шестистенки, а также разного рода расширения жилых пространств посредством обустройства летних комнат, кладовых, горниц, так называемых светелок, а также благодаря увеличению площади дворов.
Строительство домов из бревна в те времена всегда сопровождалось огромным разнообразие композиционных решений, которые обязательно несли в себе определенный функционал. Наряду с этим, наблюдалась и определенная устойчивость в тех или иных типах построек. Невзирая на заметные типовые отличия, в общей структуре зданий того периода прослеживалась определенная схожесть. Так, допустим, в нижней части дома, традиционного для русского Севера всегда находилось место для хранения разного рода хозяйственной утвари, инвентаря, продуктов и провизии, а в отдельных случаях даже скота. Что же касается верхней части дома, то здесь располагались исключительно жилые пространства, общее количество которых зависело от типа дома – это могла быть изба, а также кладовая, боковушка или сени. В отдельных случаях в пространстве чердаков устраивались также дополнительные помещения, которые наши предки называли светелками.
Дворовая часть дома, примыкающая к его задней стене, также, как и жилое пространство, была поделена на две ярусные части – снизу размещались клети для скотины, а в верхней – обустраивался сарай. Доступ в последний был со двора, для этого обустраивался специальный въезд в виде пандуса. Вместе с наиболее распространенными типами построек в северной и средней части страны также строились здания на низких подклетах. Такие строения можно назвать копиями построек древнего типа – в этом случае подклет имел важнейшую функцию, потому как сохранял тепло. Очень часто дома такого типа можно было повстречать в Саратовской, Рязанской или Московской областях.Народное зодчество в северных частях России, в целом, можно назвать одной из наиболее оригинальных и своеобразных ветвей национальной культуры, которая сохранила в себе очертания древнерусского искусства и подхода к обустройству дома. Удаленность регионов русского Севера от основных торговых путей и культурных центров стала причиной длительного сохранения в этих местах наиболее архаичных форм жилого зодчества. К таковым, прежде всего, можно отнести курные избы, отапливаемые печами без труб и дымоходов. Дым в этом случае попросту поднимался под потолок и выводился из помещения посредством специального отверстия под ним же, которое было стилизовано под небольшое оконце. Это окно можно было закрыть с помощью специальной задвижки, а называли его наши предки «волоковым». А вот выводить продукты горения через потолок стали немного позднее, да и то, эта конструкция была представлена в виде примитивного деревянного дымохода, завершающегося на кровле деревянным дымарем с непременной резьбой по нему.
Архитектурная мастерская “ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ” занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.
Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.
Traditional Russian Houses Photos and Premium High Res Pictures
традиционных русских домов доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений. семейная пара лежит на кровати на рождество — традиционные русские дома стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялти — домашние рождественские пряничные домики с праздничными украшениями, свечами, фонарями — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображения чай для холодных зимних вечеров — традиционные русские дома стоковые фотографии, лицензионные фото и изображениястарый деревянный дом-терем возле костромы . милый маленький ребенок в костюме зайчика на одеяле дома, вид сверху — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейкрасная елка и украшение камина, счастливого рождества и счастливого нового года, красно-белый дизайн рождественского декора, новогодний фон — традиционные русские дома: стоковые фотографии, фото и изображения пожилая женщина в традиционной одежде впереди крестьянского дома, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, Суздаль, Россия. семья готовит рождественское печенье на кухне — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялти -бесплатные фото и изображения глэмпинг домик летом и вулкан, сельский пейзаж, палаточные домики на камчатке. — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей концепция приготовления домашнего майонеза из натуральных полезных ингредиентов. пожилая женщина — традиционные русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображениядве младшие сестры играют с милой собакой дома на рождество — традиционные русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображениямать и ее сыновья готовятся к хэллоуину и вырезают монстр из тыквы дома — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейтекстильный фон с клетчатой красной салфеткой, вид сверху. натуральный текстильный фон. фон текстуры ткани. фактура натуральной льняной ткани. — традиционные русские дома стоковые картинки, безвозмездные фото и изображениявкусная восточноевропейская кухня на столе — традиционные русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображениядомашний рождественский пряничный домик с праздничными украшениями — традиционные русские дома стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти игрушки на елке-сток-фото — традиционные русские дома стоковые картинки, фото и изображения русские дома стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежей вид с воздуха на исторический центр москвы — традиционные русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображения ул. петербург: караульное помещение — традиционные русские дома стоковые иллюстрациикрыльцо в русском деревянном доме — традиционные русские дома стоковые картинки, фото и изображения на белом столе и белом фоне — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии без лицензионных платежей и изображенийпищевая фотография домашней сладкой булочки на завтрак с творожной начинкой (чизкейк) вид сбоку. запеченная булочка из дрожжевого теста на белом фоне крупным планом — традиционные русские дома стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти скандинавский интерьер с рождественскими украшениями — традиционные русские дома стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти старый деревянный русский дом-терем под костромой — традиционный русские дома: стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти праздничный рождественский богатый интерьер в роскошном современном стиле с камином и украшенный елочными шарами и гирляндами елок в большой светлой гостиной в квартире в новогоднюю ночь зимой. место для текста — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных отчислений живописный классический вид на открытку очаровательная деревня гальштат на озере с кораблем на осеннем восходе солнца, символ австрии, осеннее утро на озере гальштаттерзее, наследие юнеско, зальцкаммергут, австрия — традиционный русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображенияобеденный стол с русскими блюдами — традиционные русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображениятрадиционная украинская кухня, борщ из свеклы — традиционные русские дома стоковые картинки, лицензионные фото и изображениядегустация традиционной русской кухни — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежей восточноевропейские чайные традиции — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейукрашение квартиры на рождество и новый год. женщина украшает дверной проем еловыми ветками и елочными игрушками — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейсобака лежит у камина. — традиционные русские дома: стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти, бокалы с шампанским на фоне рождественских украшений. — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейвек. Находится в коллекции Государственного музея истории религии, Санкт-Петербург. Готовим итальянскую вегетарианскую пиццу с овощами и грибами дома, на деревянном столе. горячая пицца на противне готова к употреблению. пошаговая инструкция, сделай сам. шаг 8. — традиционные русские дома стоковые фотографии, фото и изображения рождественский интерьер. рождественская елка с подарочными коробками размыта. — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных отчислений винтажная и жуткая деревянная дверь с декором из тыквы на хэллоуин, вид спереди. выборочный фокус — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти. Художник : Кольманн, Карл Иванович. Свадьба в Купеческом доме, 1-я четверть 19 века.в.. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. Женщина, молодая девушка или кондитер выкладывает печенье в форме сердечек на пергаментной бумаге для выпечки, на противне, на фоне деревянного стола . концепция приготовления пищи, день святого валентина. — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейсчастливая европейская семья с двумя детьми на рождество в помещении дома с традиционными рождественскими украшениями — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных отчислений дома стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных отчислений -свадьба в Купеческом доме, первая четверть 19век. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. Художник :…готовит итальянскую вегетарианскую пиццу с овощами и грибами дома, в пиццерии или кафе. женщина-пекарь, кондитер или повар намазывает ложкой кетчуп на тесто в пекарне. концепция еды. пошаговая инструкция, сделай сам. шаг 1. — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей мужчина дарит рождественскую подарочную коробку женщине в украшенной уютной комнате с елкой дома на новогодний праздник в помещении. влюбленная пара празднует рождество вместе — традиционные русские дома: стоковые фотографии, фото и изображения без лицензионных платежей: вид сбоку на русскую женщину в кимоно, сидящую на каблуках в комнате с японскими татами — традиционные русские дома: стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти лес — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти Санта-Клаус танцует и слушает музыку. — традиционные русские дома стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялтитрадиционная деревянная кухня с кастрюлями, банками и посудой на полке ,россия — традиционные русские дома стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти
Fairy Tail House — Сказочные домики в русском стиле
29 августа 2022 г. Блог, образование, Новости
Почему в России так популярны сказки? Давным-давно, когда большинство русских были неграмотными, они придумали тысячи сказок, которые передавались из поколения в поколение. Слушание сказок было любимым занятием не только детей, но и взрослых. Они собирались по вечерам, чтобы послушать хорошую байку, занимаясь домашними делами. Из этой традиции произошли русские сказочные домики. В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее известных «домов в сказочном стиле».
Украшенные резными балконами, яркими перемычками и мозаичными фасадами эти московские особняки выглядят как дворцы из русских сказок. На рубеже прошлого века Россию охватила тенденция возрождения средневекового русского искусства и объектов культурного наследия. Художники и архитекторы по-новому оценили уникальность и художественную ценность древнерусской иконы и архитектуры. Они стали включать в свои работы образы и элементы Старой России, одновременно переосмысливая их.
Средневековое русское искусство оказало сильнейшее влияние на русский авангард. В архитектуре появление этого русского стиля (также называемого неорусским стилем) было дополнительно подкреплено отменой строгих правил, регулирующих проектирование зданий. На нескольких выставках в Москве и Санкт-Петербурге были представлены дома и интерьеры, вдохновленные средневековой русской архитектурой. Впоследствии дома и целые кварталы, построенные по этим проектам, стали появляться во многих городах России и за ее пределами. Русский стиль состоит в вылепливании современных построек по деревянному зодчеству славянских мастеров, иногда намеренно преувеличивающих их наиболее ярко выраженные черты.
В Москве сохранилось несколько уникальных особняков, словно сошедших со страниц сборника русских народных сказок. Здесь мы выделяем некоторые из них:
Особняк Лопатиных- Этот дом украшен красочной мозаикой и находится в самом центре Москвы на Большой Никитской улице. До большевистской революции он принадлежал Анне Лопатиной, которая занималась поставками морепродуктов в Москву. Помимо квартиры владельца, в здании находились квартиры, которые сдавались внаем, а также склады и административные помещения на первом этаже. Архитектор Александр Каминский спроектировал здание. Его фасад он украсил орнаментом из мелких разноцветных кирпичиков и керамики, напоминающим вышивку крестиком, а оформление арочных окон заимствовано из боярских палат. Третий этаж был надстроен в 19 веке.20-х годов, когда особняк перешел в руки советских властей и был превращен в общежитие. Сейчас в нем находится посольство Бразилии.
Дом Цветкова- 1899-1901. Этот небольшой дом на Пречистенской набережной был построен по заказу коллекционера Ивана Цветкова. Он был преданным поклонником русского искусства и задумал этот особняк как картинную галерею, наняв Виктора Васнецова для создания ее архитектурного проекта. Получился дом канонически «русский» как снаружи, так и внутри. Он имеет куполообразную крышу над резными каменными балконами, яркую черепицу на перемычках, комнаты с массивными кадильными люстрами и деревянными скамьями-сундуками. Вид из дома открывался на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь» в 1909. Цветков передал дом и свою обширную коллекцию картин (в том числе более 1800 полотен и скульптур) городу, сохранив за собой право жить в доме и перестроить галерею. После его смерти в 1917 году здание было превращено в художественный музей. В 1930-е годы коллекция была распределена по краеведческим музеям, а дом был превращен в общежитие. Во время войны в здании располагался штаб истребительного полка «Нормандия». В настоящее время он используется в качестве иностранной дипломатической резиденции.
Дом Перцовой- 1905-1907. Этот сказочный дом на Пречистенской набережной — одно из самых ярких зданий Москвы. Его заказал инженер-железнодорожник Петр Перцов, который зарегистрировал дом на свою жену Зинаиду Перцову. Он загорелся идеей построить особняк в русском стиле после посещения своего друга Ивана Цветкова. Рядом был участок земли, на котором Перцов построил свой доходный дом. Большой поклонник русского искусства, он планировал сдавать квартиры в этом доме художникам, писателям и другим представителям творческих профессий по очень скромной цене. Дом был спроектирован архитектором Сергеем Малютиным, автором знаменитой русской матрешки. Он намеренно включил окна разного размера и асимметричные фасады. На чердаке располагались мастерские, а внутри были лифты и даже телефон. Дом стал популярным местом встречи московской арт-сцены. В подвале располагалось кабаре, и прохожие часто останавливались возле этого особняка, чтобы полюбоваться замысловатыми деталями его фасада. С 1970-х годах особняк использовался МИД.
Дом Игумнова, 1888 – Владелец этого особняка на Большой Якиманке Николай Игумнов построил его по мотивам старинных русских палат. Игумнов владел золотым прииском, который по тем временам стоил немыслимую сумму. (Участок земли в центре Москвы, на котором стоит дом, стоит всего около 17 000 рублей). Красный кирпич для здания был заказан из Нидерландов, а каждый элемент фасада — окна, двери, балконы — имеет свой характерный декор. Мозаика, украшающая особняк, изображает птиц, цветы и растения из сказок. Крыша здания была выполнена в различных формах. В 1901 Игумнов уехал в Абхазию и больше в Москву не вернулся. После революции он добровольно передал имущество Советскому правительству. Сейчас в здании находится резиденция посла Франции.
сказочный домик
Особняк Щукиных , 1893-1898-Этот дом, расположенный на Малой Грузинской улице, принадлежал купцу Петру Щукину. Он был заядлым коллекционером древнерусского искусства. По мере роста его коллекции он решил построить для нее отдельное здание в русском стиле. Главное здание имело широкое крыльцо, украшенное балконом, и многоуровневую стрельчатую крышу. Внутри посетители оказывались в сводчатых залах, расписанных растительным орнаментом. Через несколько лет рядом с первым зданием было построено еще одно.