Прерий дома: «Дома прерий» Ф. Л. Райта.

«Дома прерий» Ф. Л. Райта.


Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в Ричленде, штат Висконсин. Учился в Висконсинском университете в течение одного года, после в 1887 году в возрасте 18-ти лет поступил на службу в одну из известных в США архитектурную компанию «Дэнкмар Алдер и Луис Салливен». И вплоть до 1894 года он работал в качестве непосредственного помощника Салливена.

В 1894 году Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго и в эти годы до 1901 года строил добротные дома в эклектическом стиле, а потом стал создавать особняки, «дома прерий». Он отошел от традиционных методов проектирования жилища, отошел от подражания каким бы то ни было историческим стилям, в своих проектах стремился исходить из условий местности, из функций жилого дома в целом и отдельных его частей в частности.

В «домах прерий» Райт обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания.

Дом Уинслоу в Ривер-Форесте

Крупнейшей работой 1890-х годов считается дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, построенный в 1894 году. Для архитектуры того времени это очень простой по своим формам дом.

Очень характерным примером «домов прерий» относится дом Уилиц близ Чикаго, построенный в 1902 году. Свободные, асимметричные очертания дома усиливают связь архитектуры дома с окружающим его участком. Принцип максимальной связи архитектуры с природой становится одним из ведущих во всем дальнейшем творчестве Райта.

Дом Роби в Чикаго

В 1901-1909 годах Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». Большинство из них предназначались для представителей среднего класса и для бизнесменов. Самыми лучшими считаются дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году и усадьба Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс в 1908 году.

В «домах прерий» Райт отказывается от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат. Отказывается также и от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

Ларкин-билдинг в Буффало

В 1904 году Райс построил общественное здание Ларкин-билдинг в Буффало (здание не сохранилось), впервые в здание было использовано кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров).

В 1905-1906 годах, создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке, штате Иллинойс, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанные бетонные поверхности.

Работы Райта часто экспонировались на различных выставках (макеты и фотографии построек), а в 1907 году состоялась его персональная выставка в Художественном институте Чикаго.

Здание отеля «Империал» в Токио

В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году). Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.

В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведённые фабричным способом. В своих особняках Райт создавал «открытые» интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Он стремился к достижению связи между зданием и окружающей средой, к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, к использованию традиционных для места строительства материалов. Самым блистательным из особняков такого типа стал дом Джекобса в Медисоне, штат Висконсин.

Совместно с архитектурной деятельностью, Райт читал публичные лекции и много писал. В 1932 году вышла в свет его Автобиография, в этом же году он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

здание офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин.

В 1936 году Райт выполнил проект офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин, здание без окон, источником света служит остекленный потолок. В этом проекте очень ярко отображен принцип проектирование Райта «изнутри наружу». Внешний облик этого здания определен его внутренней структурой. Фасадов в этом здании нет, глухие стены являются как бы футляром, ограждающим внутреннее пространство.

Дом Кауфмана в Беар-Ран, штат Пенсильвания.

Еще один выдающийся проект построенный Райтом в 1936 году был дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания, которая была названа самой замечательной жилой постройкой 20 века. Участок располагался в холмистой лощине по обе стороны ручья Бэар-Ран, который образовывал небольшой водопад. Райт расположил дом над самым ручьем и водопадом. В этом проекте Райт осуществил свою основную идею – отказался от дома-коробки с четырьмя стенами.

Здание школы «Тейлизин Уэст»

В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф. Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.

Здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке.

К числу наиболее известных проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.

Здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии

В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.

В 1956 году создал здание греческой православной церкви Благовещения близ Милуоки, которое представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.

В 1957-1959 годах построил очень легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, которые раскинулись на трех холмах участка в 121 га.

В последние годы жизни Райт издал несколько книг: «Естественный дом» в 1954 году, «Завещание» в 1957 году, сборник «Будущее архитектуры», в котором собрал самые важные печатные работы 1930-х годов, а также переработанный  проект «города широкого простора» — «Живой город» в 1958 году.

За 72 года своей творческой деятельности он создал 800 проектов, а построил около 400 зданий.

Райт умер 9 апреля 1959 года в Фениксе, штат Аризона.

Фрэнк Ллойд Райт. Дома прерий

Райт предложил совершенно новый тип дома, который не контрастирует с природой, а находится с ней в гармонии. Узнаем, как архитектор сумел вписать здания в пейзаж.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Александр Острогорский

Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1–3. Дом Уоррена Хикокса, арх. Фрэнк Ллойд Райт, Канкаки, США, 1900 — «переходный» проект
4. Дом Харли Бредли, арх. Фрэнк Ллойд Райт, Канкаки, США, 1900–1901 — еще один «переходный» проект

5, 6. Дом Фрэнка Томаса, арх. Фрэнк Ллойд Райт, Ок-Парк, США, 1901 — первый «настоящий» «дом прерий»
7, 8. Публикация о «домах прерий» Райта в женском журнале, 1901
9. Уортингтон Уитредж. Индейская стоянка, 1870–1876 — Райт был не одинок в тяге к естественности: в середине 19 — начале 20 веков развивалось отдельное направление живописи, которое поэтически изображало «настоящие» американские ландшафты

Давайте поговорим о «домах прерий» — новом типе частных домов, которые Райт придумал для Среднего Запада.

🏠 Райту очень не нравились дома, которые строили в прериях. Прерии — это степи с ровными горизонтами, и высокие и узкие дома, обычно двухэтажные, с тонкими длинными дымовыми трубами, башенками странных форм выделялись из общего фона.

Уже тогда архитектору была близка идея «органической архитектуры», которая не контрастирует с природой, а находится с ней в гармонии.

🗣 Райт так описывал подобную архитектуру: «Весь дом был истерзан, представляя собою груду головоломно перемешанных между собой угловых досок, панелей, наличников, рустов, цокольных камней, розеток, рокайлей — в целом вещь кропотливой ажурной работы. Это был, по-видимому, единственный способ придать дому „стиль“».

💡 Райт предложил совершенно новый и в чем-то революционный тип дома. В первую очередь он отказался от высотности и мансард, убрал подвалы, сделал крышу плоской или с небольшим уклоном. Вместо «худосочных» дымовых труб — только одна или две низких, широких, обязательно ведущих к камину: Райт очень любил естественный огонь.

▪️ Весь дом стоял на горизонтальной бетонной площадке, стены начинались сразу от земли. Все плоскости здания, параллельные земле, специально подчеркивались, чтобы создать целостный образ с ландшафтом.

▪️ Первый этаж — большая комната с выделенной кухней. Комната разделена на части для еды, чтения или приема посетителей.

👤 За основу Райт принял масштаб человеческой фигуры. Он сам признавался: «Говорили, что если бы я был сантиметров на десять выше ростом, мои дома имели бы совсем другие пропорции. Может быть».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1.Дом Уиллитса, арх. Фрэнк Ллойд Райт, Хайланд-парк, Чикаго, 1902
2. План дома Уиллитса

3. Cтраница из публикации проектов Райта в Германии в 1910 году, где в основном были собраны дома прерий — благодаря этой книге с Райтом познакомились в Европе
4. Интерьер дома Уиллитса, фото 1902
5. Интерьер дома Уиллитса, современное фото
6. Мебель из дома Уиллитса

Рассмотрим дом Уорда Уиллитса, который считается одним из лучших в стиле «домов прерий» и стал результатом нескольких лет экспериментов Райта.

〰️ Облик дома целиком построен на горизонталях, что подчеркивает окружающий ландшафт. Крыши спроектированы с учетом местного климата, большие карнизные свесы защищают горизонтальные ленты окон от солнца и осадков.

Дом крестообразный в плане. Четыре крыла выходят из большого кирпичного камина в центре, обеспечивая больше пространства, чем прямоугольный план. Во втором крыле находится большая гостиная с высокими окнами и обнесенная стеной терраса, в третьем — столовая с большим крыльцом, в четвертом располагаются кухня и помещение для прислуги.

▪️ Внутри помещений есть диагональные скосы, которые придают дополнительную динамику.

▪️ На втором этаже — пять спален, швейная комната и библиотека. Райт спроектировал не только витражи и деревянные перегородки, но и большую часть мебели в доме.

🌬 Открытость помещений друг другу создает пространство, которое может легко проветриваться насквозь, если все окна и двери в доме открыты.

А если их закрыть и затопить камин, который находится в центре, то теплый воздух будет обогревать только те помещения, в которых это нужно жильцам.

👥 В ходе работы Уиллитс и Райт подружились. Они даже вместе поехали семьями в Японию, эстетику которой так любил архитектор. Но в поездке их отношения испортились, на что наложились финансовые споры. Тем не менее, Уиллитс жил в доме, построенном Райтом, до самой смерти в 1950 году.

1–4. Комплекс домов Дарвина Мартина, арх. Фрэнк Ллойд Райт, Буффало, США, 1903–1905
5. План участка Дарвина Мартина
6. Модель дома Дарвина Мартина из конструктора — здание стало узнаваемым образом
7–10. Окна с художественным стеклом из дома Дарвина Мартина

Исследователи называют комплекс Дарвина Мартина самым выдающимся проектом раннего Райта.

🏠 Дарвин Мартин увидел дом своего брата Уильяма, который Райт построил в Чикаго, и захотел что-то подобное в Буффало. Весь проект обошелся ему в 300 000 долларов. Для сравнения, дом его брата Уильяма стоил всего 5000 долларов.

🏗 Райт спроектировал целый комплекс зданий.

Кроме главного дома самого Мартина там были длинная беседка, примыкающая к зимнему саду, конюшня и дом поменьше для Джорджа Бартона, мужа сестры Мартина, Дельты. В комплекс также вошел домик садовника, построенный позже. Вся площадь комплекса составила 2700 м².

📏 Главный дом Мартина отличается от других «домов прерий» размерами. На первом этаже дом делит прихожая. Справа, за большим камином —центральная гостиная. Вокруг нее расположены столовая и библиотека, которые вместе создают длинное непрерывное пространство. С другой стороны гостиная продолжается до большой крытой веранды.

▪️ Сам Райт позже говорил, что главной целью было сократить количество необходимых частей дома и отдельных комнат до минимума, объединив все в замкнутое пространство — чтобы свет, воздух и вид наполняли все чувством единства.

🔷 Для дома Мартина Райт создал 15 разных узоров на художественном стекле для 394 окон — больше, чем для любого другого «дома прерий». Некоторые содержат более 750 отдельных частей из стекла, напоминающего драгоценные камни: они действуют как «световые экраны», визуально соединяя внешний облик здания с пространством внутри.

👍 Райт был очень доволен результатом. Он называл проект «почти идеальной композицией», а сам план участка Мартина позже висел на стене рядом с чертежной доской Райта.

🤝 Между Райтом и Мартином завязалась долгая дружба. Мартин позже помогал архитектору получать заказы на общественные и коммерческие здания в Буффало, частные дома знакомых и коллег, даже помогал финансово. Мы еще будем обсуждать здание офиса для компании «Мыло Ларкина», который построил Райт благодаря этому знакомству. Несколько домов он построил и другим менеджерам компании.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Что такое дом в стиле прерий? Что вам нужно знать

На дома в стиле прерий влияет окружающая их природная среда. Их архитекторы считают, что архитектура должна определяться ее ландшафтом, а не наоборот. Возникнув из движения «Искусства и ремесла», возникшего во второй половине XIX века, движение прерий зародилось в Чикаго примерно в 1900 году и должно было дать отпор холодной, стерильной архитектуре, возникшей в результате промышленной революции, отвергая товары фабричного производства. в пользу традиционных ремесленных материалов и отказа от материалов массового производства в пользу натуральных. Но в то время как он пристально следил за прошлым, дома в стиле прерий также включали современные элементы, такие как плоские плоскости и сдержанные декоративные элементы, которые объединяли прошлое с настоящим, а дикость с ручным. Вот что вам нужно знать о домах в стиле прерий:

Что делает дом в стиле прерий?

Дома в стиле прерий должны гармонировать с плоским открытым ландшафтом прерий Среднего Запада США, располагаясь горизонтально на больших участках, а не застраиваясь вверх. По словам самого известного архитектора прерий Фрэнка Ллойда Райта, дома в стиле прерий «женаты на земле».

Чтобы имитировать прерии, дома в стиле прерий часто имеют плоские или минимально наклонные линии крыши с нависающими карнизами и низкопрофильный внешний вид, состоящий из плоских линий и плоскостей. Они построены из материалов, уходящих корнями в мир природы, из дерева, штукатурки, камня и деревенского кирпича, которые обычно используются для облицовки.

В отличие от большинства зданий, планировка которых вырезана в пределах площади строения, дома в стиле прерий спроектированы изнутри наружу, растягиваясь по земле по мере необходимости. Дом в стиле прерий не только сливается с природой, но и способствует установлению связи между его жителями и окружающей средой. Большие окна заливают внутрь солнечным светом, а из окон открывается вид на улицу.

Внутренняя планировка предназначена прежде всего для функциональности; с большим количеством открытого пространства и большим количеством больших окон, пропускающих солнечный свет. Как и в случае с движением «Искусство и ремесла», дома в стиле прерий прославляют ремесленное мастерство, включая прекрасные элементы ручной работы, такие как витражи, декоративные изделия из дерева и встроенные светильники. Эти штрихи ручной работы были сдержанными, тонко интегрированными в дом таким образом, что он органично вписывался в него, превращая весь дом в произведение искусства.

Вот наиболее распространенные элементы, встречающиеся в домах в стиле прерий:

Внешний вид

Интерьер

История домов в стиле прерий

Эволюция британского движения искусств и ремесел в США, стиль прерий начался на рубеже 20-го века группой молодых архитекторов из Чикаго, в том числе одним из самых известных архитекторов в американской истории Фрэнком Ллойдом Райтом. Эти архитекторы объединили естественный дух искусств и ремесел с духом и творчеством Луи Салливана, также известного как «отец модернизма». Салливан хотел создать архитектурный стиль с ощущением места, который отражал бы уникальность ландшафта США и изобилие природных ресурсов — стиль, который был бы не производным от европейской архитектуры, а чем-то уникальным для США.

Школа прерий просуществовала недолго, закончившись вскоре после начала Первой мировой войны, но ее идеалы развились в другие стили современной архитектуры, такие как дома в стиле ранчо. Многие оригинальные дома в стиле прерий, особенно спроектированные Фрэнком Ллойдом Райтом, были превращены в музеи, но есть и такие, которые все еще находятся в частной собственности, особенно в пригороде Чикаго Оук-Парк, штат Иллинойс.

Стиль прерий | архитектура | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Videos
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *