Азулежу что такое: Что такое азулежу — фотографии португальской плитки

Содержание

Португальская плитка азулежу

 

Колоритные пейзажи, яркие города, узкие улочки, дома, облицованные разноцветной керамической плиткой, сиеста… Все это переносит нас на Юг Европы в солнечную Португалию и соседствующую с ней Испанию.

В Португалии керамическая плитка для фасада получила огромное распространение: ее можно увидеть в интерьерах и экстерьерах церковных зданий и на стенах обычных домов. Эта плитка красуется на скамейках и фонтанах, на ступеньках лестниц и вывесках магазинов, на табличках с названиями улиц, на стенах бетонных заборов… Глазурованная керамическая плитка ассоциируется с Португалией. Она стала произведением искусства и является гордостью и символом прекрасной страны. Азулежу – такое название получила португальская расписная глазурованная керамическая плитка. 

На португальском языке «азулежу» (ударение на «ле») произносится как «азульехо», но этот вариант названия не распространен в славянских языках. А первое звучание слова было «зульяйдж». Кстати, «azulejo» арабского происхождения, обозначающее керамику, керамическую плитку, мозаику. 

Португальская плитка азулежу имеет ряд характерных особенностей:

— качественная глазурованная поверхность,

— яркая роспись,

— обжиг,

— квадратная форма,

— размер от 12х12 до 14х14 см

Эта керамическая плитка обязательно обратит на себя вниманием рисунками и узорами, надолго оставив воспоминания о красивом фасаде или интерьере.

Об истории азулежу

Арабы в VIII веке завоевали Пиренейский полуостров и тогда же завезли с собой в Европу глазурованную плитку, которую с давних времен применяли на Востоке для оформления стен.Плитка azulejo по историческим данным была известна с XIII века, когда испанцы завоевали принадлежащие арабам земли и переняли себе производство этой керамики.

Невероятными узорами азулежу можно полюбоватьсяи сейчас в старинных монастырях Португалии. По заверениям ученых, эти образцы старинного искусства датируются XV веком. И официальная история азулежу тоже начинается c XV. 

На Востоке символы веры обозначены флористическими орнаментами, геометрическими формами и узорами. И первые образцы азулежу находят с рельефными поверхностями и геометрическими рисунками.

Но Восток и Португалия – это разные народы и традиции. Португальцы, приняв в обиход керамическую плитку, видоизменили ее, разбавив символы и орнаменты целыми панно и картинами. На них стали смело появляться светские сюжеты.

Итальянское веяние на формирование азулежу обозначилось в XVI веке, когда плитка для фасада была расписана сюжетам из древнеримских мифов. Изменения произошли и в технике росписи: поверхность керамической плитки стала плоской, а перед окрашиванием ее покрывали цинковой глазурью. 

 Единственное изображение панорамы Лиссабона на азулежу ((1730, Museu Nacional do Azulejo)

Землетрясение 1755 года повлияло на жителей Португалии. Лиссабон был уничтожен. Город строили заново. И на смену готике пришел Pombaline style. Он стал португальским архитектурным стилем XVIII века, названным в честь первого Маркиза де Помбала, который реконструировал Лиссабон. Конечно, плитка azulejo тоже претерпела изменения и перемены 1755 года повлияли на ее развитие. Керамика азулежу получила новое развитие и новые цвета: зеленый, песочный, красный. 

А уже в ХІХ веке плитка для фасада azulejo достигла пика популярности. Ее производство стало массовым. Яркими глазурованными плитками оформлялись дворцы и храмы, дома и лестницы, стены площадей и городских комплексов. 

Советуем путешественникам, которые будут в Португалии, а особенно в Лиссабоне, насладиться аутентичной плиткой azulejo. На ее фоне можно сделать изумительные фотографии. 

Секреты производства азулежу

Изготовление азулежу состояло из нескольких этапов: сначала керамическую плитку высушивали, затем покрывали специальной глазурью с последующим обжигом в печи. Яркие цвета керамике придавали различные оксиды металлов, которые добавляли в изделия во время обжига в печах при высоких температурах.  

Уникальность этой плитки в блеске глянцевого покрытия, оно сверкает, отражая солнечные лучи! Кстати, глянцевое покрытие придает плитке твердость и влагонепроницаемость, что очень важно при оформлении фасадов. 

Азулежу сегодня

Фабрики, производящие керамическую плитку сегодня, очень часто используют дизайны азулежу. Керамическая плитка в самобытном дизайне стала ярким цветным дополнением и изюминкой любого интерьера или мебели. 

Известный пэчворк перенял многие элементы португальской плитки, поэтому они так похожи. Благодаря ярким краскам, азулежу уникально смотрится в интерьере. На полотне моноколорной плитки с помощью керамики из Португалии можно создавать оригинальные композиции. 

Где можно использовать азулежу в интерьере 

Азулежу – это прекрасная плитка для ванной. Здесь свободной фантазии дизайнера есть где разгуляться, используя все многообразие цветов и рисунков. 

Азулежу – отличная плитка для кухни! Ее очень удобно использовать в облицовке кухонных фартуков, в керамических вставках или просто на стенах кухонной зоны, в панно или напольных покрытиях. И это мы не говорим о практичности и красоте материала!

Глянцевой плиткой можно изумительно оформить гостиные или спальни, как стены, так и отдельные зоны помещений. Азулежу в интерьере этих комнат смотрится действительно уникально. 

Португальская плитка станет прекрасным дополнением в отделке каминов, оконных и дверных проемов, подоконников. 

Плитка azulejo подойдет для зонирования пространства или создания акцентных стен. 

Красиво смотрится при оформлении патио и прихожих. 

Азулежу также можно применять на фасадах мебели, при оформлении столешниц. 

В любом пространстве и на любом предмете интерьера яркая керамическая плитка азулежу всегда будет выгодно подчеркивать сам предмет или помещение, оформленное ею. 

Если вы хотите сделать свой дом неповторимым, с акцентными вкраплениями ярких красок, колоритным рисунком, то плитка азулежу в интерьере станет достойным выбором! 

Португальские азулежу: происхождение и основные этапы развития

Азулежу – расписная глазурованная керамическая плитка, которая занимает важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить себе португальскую архитектуру и португальское искусство в целом [1]. В Португалии азулежу повсюду – на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов. Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается с XV века. Однако это искусство своими корнями уходит в глубину истории [2].

Азулежу представляет собой глазурованную, расписанную, обожженную глиняную плитку квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежу» (порт. «azulejo») имеет арабские корни, поскольку именно арабы в VIII веке, завоевав Пиренейский полуостров, привезли с собой в Европу глазурованный кафель, который с древних пор использовался на Востоке для облицовки стен.

Секрет глазурованной плитки – в стекловидном покрытии, которое отличается блеском и придает плитке твердость и влагонепроницаемость. Процесс глазурования осуществляется путем покрытия подсушенной глиняной плитки глазурью [3] с последующим обжигом. Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придавать изделию тот или иной цвет, который получается во время обжига в печах при высоких температурах [4].

Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды Джосера в Саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в Древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью.

Керамическая глазурованная плитка. Облицовка стен помещений пирамиды Джосера, Египет, III тыс. до н. э.

Всемирно известные ворота Иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем Нововавилонского царства Навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. На синем фоне выделяются светло-желтые изображения быков и фантастических существ с рогатой змеиной головой, чешуйчатым телом, львиными передними и орлиными задними лапами.

Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Пергамский музей, БерлинВорота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Археологический музей, Стамбул

А на стенах Дороги процессий, ведущей к воротам Иштар, торжественно вышагивают 120 львов с золотым гривами [5].

Стена Дороги процессий. VI век до н.э. Вавилон. Пергамский музей, Берлин

Эти стены вместе с воротами – убедительное доказательство того, что изготовление керамической плитки с многокрасочной глазурью достигло в Месопотамии высочайшего технического уровня.

Широко использовалась керамическая плитка и в Древней Персии. В эпоху Ахеменидов, династии персидских царей конца VI – IV века до нашей эры, глазурованной плиткой украшаются дворцы в Сузах и Персеполе. Керамический фриз на стенах дворца Дария I представляет личную гвардию персидского царя, так называемых «бессмертных воинов» (Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж).

Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж

Изображения крылатых быков во дворце в Сузах датируются IV веком до н. э. и относятся к периоду правления Артаксеркса II. (Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин).

Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин

Вплоть до VIII века нашей эры глазурованная керамическая плитка производилась главным образом на территории Персии. Дело в том, что основным строительным материалом в Месопотамии была глина, вследствие чего на протяжении многих столетий архитектура развивалась на основе техники строительства из кирпича, а основным декоративным элементом была как раз керамика.

О высоком уровне производства глазурованной керамической плитки в период правления персидской династии Сасанидов, с III по VII век нашей эры, свидетельствуют найденные обломки изразцов того времени. Однако сведения о мастерских и технологиях производства имеются весьма скудные и отрывочные, поскольку способы производства глазурованной плитки держались в строжайшей тайне.

В VII веке государство Сасанидов было завоевано арабами, и начавшаяся исламизация существенным образом повлияла на искусство керамической плитки. Ислам отрицал возможность изображения Бога и правомерность антропоморфных и зооморфных образов в искусстве. Поэтому с тех пор стены зданий стали украшаться многоцветным ковром из глазурованной, разнообразной по форме плитки с растительным и геометрическим орнаментом. XII – XIV века – период расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Главная особенность иранской глазурованной керамической плитки этого периода – ярко выраженная декоративность, подкрепленная характерным для средневековых восточных мастеров стремлением украсить любую свободную плоскость [6]. (Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж; Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне).

Слева: Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж. Справа: Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне

Как раз этот вид глазурованной плитки и проник в Европу вместе с арабскими завоевателями, которые покорили Пиренейский полуостров еще в VIII веке. Поэтому в основе испанского и португальского азулежу лежит именно иранская традиция производства глазурованной керамической плитки, которая своими корнями уходит в искусство Древнего Востока.

Глазурованная керамика становятся важнейшим элементом декоративной отделки религиозных сооружений и дворцов мавританской архитектуры в Испании [7]. Яркими примерами использования керамики в отделке помещений мавританского зодчества могут служить испанские глазурованные плитки из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII – XIV век) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век).

Дворец Алькасар, Севилья. Азулежу, XIII векАльгамбра, Гранада, Испания. Азулежу, XIII векАзулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII векАзулежу, техника аликатадо. XIV век. Часовня Святого Варфоломея, Кордова, Испания

В мавританской архитектуре глазурованные плитки назывались «зулляйдж» от арабского слова «الزليج az-zulaiŷ», которое в переводе означает «полированный камень». Подобное название можно объяснить желанием имитировать технику мозаики из камня. Действительно, глазурованная керамика, которой украшали стены, напоминала по своему виду римскую пластиночную, или так называемую, штучную мозаику «opus sectile romano», которая получила широкое распространение особенно в эпоху поздней античности. Техника штучной мозаики заключалась в использовании разных по размеру отшлифованных пластин мрамора или другого камня, из которых выкладывался декоративный узор или какое-либо изображение. Среди самых известных произведений штучной мозаики поздней античности является мозаика с изображением тигра и теленка из римской базилики Юния Басса (325 год, Капитолийские музей, Рим) и мозаика из Остии с погрудным изображением Христа (IV век, Национальный музей Раннего Средневековья, Рим).

Тигр и теленок. Штучная мозаика. IV век. Из базилики Юния Басса, Рим. Капитолийские музеиХристос. IV век. Штучная мозаика. Порта-Марина, Остия. Национальный музей раннего Средневековья, Рим

Из Испании производство глазурованной керамической плитки в XV веке распространилось и на территорию Португалии. На португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в «азулежу». Керамические панно из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой XV века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Предполагают, что их делали испанские мастера, прибывшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции был унаследован растительно-геометрический орнамент и цветовая гамма, в которой использовались в основном четыре цвета, получаемые из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово).

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV векаКоролевский дворец, Синтра, Португалия. Первые португальские азулежу XV века

Первые португальские азулежу были выполнены в технике, которая в Испании называлась «аликатадо». Название техники происходит от испанского слова «alicates» (щипцы, плоскогубцы). Пока глина была еще мягкая, керамисты резали ее щипцами. Потом из получавшихся глазурованных обожженных кусочков выкладывали орнаментальные композиции. Однако такая техника, имитирующая мозаику, была весьма трудоемкой.

Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

С XV века все чаще стали использовать технику «сухой веревки» (исп. «cuerda seca»). С помощью шаблонов получали плитку квадратной формы одинакового размера. Предварительный рисунок наносился на плитку припорохом с использованием бумажного трафарета с проколотыми дырочками и мешочка, набитого красящим веществом, как правило, углем. Перед тем как наносить цветную глазурь, контур рисунка процарапывался и обводился кисточкой со смесью карбоната марганца и льняного масла. Это делалось для того, чтобы цвета глазури не смешивались. После обжига контурная линия рисунка, в отличие от блестящих ярких глазурей, получались темного матового цвета.

Азулежу, XV век. Техника сухая веревка. Лувр, Париж

Поскольку декоративный узор плитки первоначально не отличался разнообразием и повторялся, стали использовать специальные формы-заготовки из дерева, с помощью которых на еще мягкой глине отпечатывали рисунок. На поверхности образовывались выступающие борозды, которые препятствовали смешению цветов глазури во время обжига. Так получались рельефные керамические плитки. Такие рельефные плитки являются частью декоративного украшения Королевского дворца в Синтре, наряду с плитками, выполненными в технике «аликатадо» и в технике «сухой веревки».

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV века

Эволюция азулежу состояла не только в изменении технологии производства, но и в постепенном переходе от простых изображений с геометрическим и растительным орнаментом к сложным многоцветным композициям, отвечавшим требованиям европейской культуры и представлявшим исторические и христианские сюжеты. Этому способствовала заимствованная из Италии в XVI веке техника майолики.

В основе итальянской майолики лежала испано-мавританская глазурованная керамика, которая стала проникать в Италию из мавританской Испании через остров Майорка. От названия острова и произошёл термин «майолика». Цена на привозную майолику была столь высока, что это подстегнуло итальянцев самим производить глазурованную керамику. Вскоре был найден и свой способ производства, и начиная с XV века итальянская майолика стала распространяться по всем странам Европы.

Роспись разноцветными красками делалась по сырой непрозрачной оловянной глазури, нанесенной на предварительно обожженное глиняное изделие. После этого плитка повторно обжигалась. Техника майолики позволяла создавать большие красочные керамические панно со сложными многофигурными композициями, имитирующими живописные полотна и стенные росписи. Панно из азулежу отныне перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины на бытовые, исторические и религиозные сюжеты. Однако техника майолики имела свои сложности. Похожая по своей сути на технику фрески, роспись по сырой глазури требовала быстрой работы и не допускала никаких исправлений. Если раньше керамическую плитку были в состоянии изготавливать даже простые ремесленники, которые могли и не уметь рисовать вовсе, теперь же для выполнения «живописи по-итальянски» требовались искусные мастера.

Первым, кто на Пиренейском полуострове стал делать керамическую плитку в технике майолики, был уроженец Пизы Франческо Николозо, по прозвищу Пизано. Он работал в Севилье в начале XVI века, с 1503 по 1529 год. Его авторству принадлежит большое керамическое панно с изображением встречи Марии и Елизаветы из Капеллы Королевского дворца в Севилье (1504), алтарный образ из монастыря Тентудия, состоящий из 640 азулежу (1518, Калера-де-Леон, Испания), а также панно с изображение Бога Отца (начало XVI века), которое сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи.

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, ИспанияФранческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, ИспанияФранческо Николозо. Алтарный образ. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Благовещения. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Вознесения Девы Марии. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Алтарный образ. Голгофа. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Бог Отец. Начало XVI века. Азулежу. Музей изящных искусств Севильи

Влияние творчества Франческо Николозо на развитие искусства азулежу было огромным и распространилось не только на Испанию, но и на Португалию.

Во второй половине XVI века в Португалии в технике майолики работают местные мастера Марсал и Франсиску ди Матуш. Авторству Марсала ди Матуш приписывается керамическое панно 1580 года с изображением сцен Благовещения и Рождества Христова, которое раньше находилось в церкви Святого Андрея в Лиссабоне (ныне в Национальном музее азулежу Лиссабона).

Марсал ди Матуш. Благовещение. Рождество. Святые Иоанн и Лука. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонМарсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонМарсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонМарсал ди Матуш. Слева: Святой Иоанн. Справа: Святой Лука. Азулежу. 1580. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Франсиску ди Матуш в 1584 году создает картины из азулежу с изображением сцен из жизни Святого Роха для одной из капелл церкви Святого Роха в Лиссабоне. Эта церковь, к слову сказать, не пострадала во время землетрясения 1755 года и является одним из важнейших памятников португальской архитектуры XVI века.

Франсиску ди Матуш. Азулежу. Сцены из жизни Святого Роха. 1584. Церковь Святого Роха, Лиссабон. Фото: olgau.livejournal.com

Из интересных образцов азулежу, выполненных в технике майолики, можно выделить также керамическую картину «Сусанна и старцы» XVI века из загородного королевского дворца в Азейтау и «Аллегорию Евхаристии» 1660 года из монастыря Святой Анны в Лиссабоне (ныне Национальный музей азулежу, Лиссабон).

Сусанна и старцы. XVI век. Азулежу. Загородный королевский дворец. Сетубал, Азейтау. ПортугалияАллегория Евхаристии. 1660. Азулежу из монастыря Святой Анны, Лиссабон. Национальный музей азулежу, Лиссабон

В XVII веке происходит еще одно революционное изменение в искусстве азулежу. Под влиянием голландской сине-белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными. Сначала Португалия покупает необычную плитку у голландцев [8]. Так, например, в монастыре кармелиток в Лиссабоне (Convento dos Cardais) появились восемь керамических панно, выполненных в 1680-е годы голландским мастером Яном ван Оортом, иллюстрирующих сцены из жизни испанской монахини-кармелитки XVI века Святой Терезы Авильской.

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, ЛиссабонЯн ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, ЛиссабонЯн ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Португальские мастера, очарованные делфтскими сине-белыми изразцами, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается сине-белыми керамическими панно. XVII­­ – XVIII века – эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических картин в церковном и светском зодчестве Португалии.

К одним из самых известных произведений искусства азулежу этого периода относятся керамические панно из монастыря Святого Креста в Коимбре и из монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Беже.

Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII векМонастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego DelsoМонастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век

В интерьерах церкви Божьей Матери бывшего монастыря ордена Клариссинок в Лиссабоне (монастырь Мадре де Деуш) [9] массивная позолоченная деревянная резьба, живопись в богатых золотых рамах неожиданным образом сочетаются с холодно поблескивающей сине-белой гаммой керамических панелей с изображением пейзажных далей и сцен из жизни Святого Франциска Ассизского.

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII векаЦерковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века

Церковь Сан Лоренцо в городе Алмансил – один из редчайших примеров в истории мирового искусства, когда азулежу полностью покрывают все стены и своды. Керамические панно церкви иллюстрируют сцены из жизни Святого Лаврентия.

Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII векЦерковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII векСцены из жизни Святого Лаврентия. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, ПортугалияСвятой Лаврентий. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия

Катастрофическое землетрясение 1755 года и последовавшее за ним цунами практически стерли с лица земли Лиссабон – один из старейших и один из крупнейших на тот момент городов Европы. В Национальном музее азулежу Лиссабона хранится уникальное керамическое панно начала XVIII века с изображением панорамы города, которое увековечило вид Лиссабона до злополучного события 1755 года.

Панорама Лиссабона. Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонПанорама Лиссабона (фрагменты). Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Для восстановления разрушенной до основания столицы требовалось много строительного и отделочного материала. Керамическая плитка считалась самым дешевым и самым подходящим материалом для облицовки стен. Во второй половине XVIII века открываются новые керамические фабрики. Производство азулежу с тех пор принимает промышленные масштабы, и керамическая плитка становится поистине народным достоянием.

Не только дворцы и церкви украшаются керамическими панно, но и на фасадах обычных жилых домов начинают появляться изображения святых. Обитатели домов в надежде на избавление от возможных будущих злоключений полагались на покровительство и заступничество святых, изображенных на стенах их жилищ.

Азулежу на фасадах домов. ПортуАзулежу на фасадах домов. Слева: Лиссабон. Справа: КоимбраАзулежу на фасадах домов. Лиссабон

Азулежу используют не только в интерьерах, но и для украшения фасадов церквей. На боковом фасаде кармелитской церкви Игрежа ду Кармо в Порту представлено грандиозное панно, выполненное в 1912 году мастером Сильвестре Сильвестри, изображающее сцену основания ордена кармелитов на горе Кармель.

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, ПортуСильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, ПортуСильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

На фасадах капеллы Святой Екатерины (капелла Алмаш) города Порту гигантские панно, состоящие из 16 000 азулежу, покрывают общую площадь 360 квадратных метров. Осуществленные в 1929 году художником Эдуардо Лейте, они иллюстрируют сцены из жизни Святого Франциска Ассизского и Святой Екатерины.

Капелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век. Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, ПортугалияЭдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. 1929Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. Азулежу. 1929Эдуардо Лейте. Святая Екатерина. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, ПортуЭдуардо Лейте. Святой Франциск Ассизский. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, ПортуЭдуардо Лейте. Смерть Святого Франциска Ассизского. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

В 1932 году мастер Жорж Колас создает большие керамические панно с изображением сцен из жизни Святого Ильдефонсо и аллегории Евхаристии для фасада церкви Святого Ильдефонсо в Порту.

Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту. XVIII векЖорж Колас. Слева: Сцена из жизни Святого Ильдефонсо. Справа: Умножение хлебов. 1932. Азулежу. Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту

Не представляется возможным перечислить все произведения португальского азулежу, потому что их, на самом деле, бесчисленное множество. Без азулежу трудно себе представить Португалию. Родившееся на основе древних восточных традиций глазурованной керамической плитки, претерпевшее значительные изменения на протяжении веков, ставшее характерной особенностью португальской архитектуры, удивительное искусство азулежу до сих пор остается актуальным. Можно сказать, что керамическая плитка завоевала Португалию, как никакую другую европейскую страну. Нигде она не использовалась и не используется в качестве декора столь широко и столь масштабно, как здесь. Поэтому путешествие в Португалию превращается в прямом смысле этого слова в путешествие в мир азулежу.

Примечания:

[1] Об искусстве Португалии в кн.: Каптерева Т. П. Искусство Португалии. – М.: Изобразительное искусство, 1990. 397 с.

[2] Подробно об истории происхождения и о развитии искусства азулежу в кн.: Sabo R. Azulejos in Portogallo. Piastrelle decorative e architettura. – Milano: Ed. Silvana, 1998; Les Métamorphoses de l’azur: L’Art de l’azulejo dans le monde latin. – Parigi: Ed. Ars Latina, 2002.

[3] Глазурь – тонкое стекловидное покрытие керамического изделия. Его основу составляют каолин, кварц и полевой шпат. Глазурную массу готовят смешением измельченных компонентов с водой. Стекловидный слой закрепляется на керамическом черепке путем обжига при высоких температурах.

[4] О свойствах и технологиях производства глазури в кн.: Орлов Е. И. Глазури, эмали, керамические краски и массы. – М., Л.: Народный комиссариат местной промышленности РСФСР, 1937.

[5] Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в Пергамском музее Берлина из материалов, найденных немецким археологом Робертом Кольдевеем. Фрагменты ворот и изображения львов, украшавших Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира (в том числе в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее изящных искусств Бостона).

[6] О средневековом искусстве Ирана см.: Веймарн Б., Каптерева Т. Искусство средневекового Ирана. // Всеобщая история искусств. В пяти томах. Том II. Кн. 2. – М.: Искусство, 1961.

[7] Мавританский архитектурный стиль сформировался в результате смешения арабских и испанских традиций и был распространен в XI – XV веках в Испании и Северной Африке.

[8] Голландские мастера Делфтской фабрики имитировали декор популярного в Европе в XVII веке сине-белого китайского фарфора.

[9] С 1980 года в монастыре Мадре де Деуш располагается Национальный музей азулежу.

Португальские азулежу | Публикации | Вокруг Света

Статьи журнала «Вокруг света»

Изразцовая панель XVIII века на стене собора Igreja do Carmo в Порту. Фото: Ольга Кудрявцева

Цветные изразцы — один из самых ярких и характерных элементов традиционной культуры Португалии.

Азулéжу — всего лишь керамическая плитка, но в Португалии она из простого отделочного материала превратилась в предмет искусства. И первое, на что обращаешь внимание, попав в страну, — это, конечно, азулежу на фасадах и в интерьерах церквей, дворцов, обычных домов и даже станций железной дороги и метро. На глазурованных плитках здесь пишут номера домов и названия улиц, из них делают вывески и изразцовые наличники окон и дверей.

Слово «азулежу» происходит от арабского «аз-зулайдж» — «камешек». Издавна на Востоке облицовывали стены керамическими изразцами, а в VIII веке мавры принесли этот обычай на Пиренейский полуостров. Важнейшим центром испанско-мавританской изразцовой промышленности стала Севилья, откуда в Португалию в XV веке и пришли самые старые азулежу. Те первые изразцы заметно отличались от современных. Они были четырехцветными — бело-желто-зелено-голубыми, имели рельефную поверхность (перегородки и канавки предотвращали смешение красок), а орнамент, согласно исламской традиции, был геометрический. Много перенявшие у мавров португальцы очень скоро стали покрывать изразцами внешние и внутренние стены, полы, а порой и целые комнаты. В Королевском дворце в Синтре, под Лиссабоном, изразцами облицовано несколько залов.

Поначалу азулежу были достоянием португальской знати, ведь до середины XVI века страна зависела от импорта изразцов. Больше всего их везли из Испании, но некоторые доставляли из Фландрии и Италии, откуда в Португалию и пришла техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Плитки XVI века были уже в основном трехцветными — бело-сине-желтыми, а изображались на них, как правило, мифологические и библейские сюжеты, сцены из житий святых, картины охоты и аллегорические композиции. Одним из первых местных мастеров XVI века, работавших в этой технике, был Марсал ди Матуш. В тот же период азулежу стали широко использовать для украшения интерьеров церквей, особенно алтарной части, где керамика имитировала дорогие ткани. Старейшая датированная португальская панель из азулежу в церкви Сан-Роки в Лиссабоне (1584 год) — работа Франсишку ди Матуша, вероятно, племянника и ученика Марсала.

На железнодорожной станции Пинау (Порту) стены отделаны азулежу, рассказывающими о возникновении и истории местного порта. Фото: CUBO IMAGES/FOTOLINK

Золотой век азулежу пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда в Португалию попали сине-белые изразцы из голландского Делфта. В мастерские Голландии посыпались заказы богатых португальских клиентов, их интересовали большие панно на исторические темы. Но уже в начале XVIII века португальские мастера освоили новую технику, и в 1715 году импорт голландских изразцов прекратился. Прежние орнаменты и цветовые решения были почти забыты — в моду вошли сине-белые азулежу с историческими и бытовыми композициями. Массовое производство поддерживали и обширные заказы из португальской колонии — Бразилии. А когда Лиссабон восстанавливали после уничтожившего большую часть города землетрясения 1755 года, тогдашний премьер страны Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (получивший в 1770 году титул маркиза де Помбала) основал крупнейшую фабрику по производству азулежу в Рату. В это время спрос на изразцы резко вырос не только потому, что надо было украшать новые здания, — особой популярностью стали пользоваться «камешки» с изображениями святых, которые должны были защитить дома от новых катастроф.

К середине XIX века благодаря массовому промышленному производству азулежу стали по-настоящему народным достоянием. Ими декорируют уже не только дворцы и церкви, но и скромные жилые дома. Ведь португальские изразцы выполняют помимо эстетической и сугубо практическую функцию: зимой они хорошо защищают от сырости, а летом помогают сохранить прохладу.

Самая последняя по времени и обширная сфера применения азулежу — метрополитен. Лиссабонская подземка богато украшена изразцами, которые особенно часто использовали при строительстве новых линий во второй половине XX века. Например, художница Мария Кейл за 25 лет (в 1957–1982 годах) создала большие абстрактные панно на 19 станциях, а ее изразцы, которыми украшена станция «Интенденти», — шедевр современной настенной керамики. Португальцы уверены, что именно заказы на отделку метро вдохнули новую жизнь в искусство азулежу, которое после Второй мировой войны стало приходить в упадок. Кстати, панно из португальских изразцов можно увидеть и в московском метро. Лиссабонский муниципалитет подарил Москве к 850-летнему юбилею изразцы работы художницы Грасы Мораиш, которыми оформили новый вестибюль станции «Белорусская».

Сегодня считается классической и служит образцом для подражания техника азулежу XVIII века — кобальтовый рисунок на белом фоне. До обжига синяя краска выглядит блеклой, а побывав в печи, становится яркой и насыщенной. Но единого канона «камешков» не существует. В разные эпохи мастера азулежу оказывались под влиянием разных модных стилей, начиная с мануэлино (смешение элементов готики, мавританских и экзотических индийских мотивов; возник в период высшего могущества Португалии в конце XV — начале XVI века; название получил по имени короля Мануэля I Счастливого) и заканчивая модерном и более поздними стилями XX века. Но все-таки чем «старше» азулежу и чем они искуснее выполнены, тем они ценнее: в Лиссабоне существуют целые преступные группы, специализирующиеся на краже старинных изразцов, которые продают, как правило, богатым коллекционерам-иностранцам.

Насколько велико стилевое разнообразие азулежу, настолько же велико и сюжетное. Особой популярностью пользуются изображения Пресвятой Девы Марии и библейские сцены. Многие азулежу отображают важные события португальской истории, а некоторые и вовсе могут служить историческим документом. Как, например, хранящееся в лиссабонском Национальном музее азулежу — крупнейшем в мире собрании португальской настенной керамики — панно с изображением столицы Португалии до землетрясения 1755 года.

Никита Кривцов

Теги

  • Октябрь 2010
  • Национальное достояние
  • азулейжу

Сегодня читают

Новая география: как теперь будет выглядеть карта России — показываем наглядно

Ограждение не спасло: крупнейший в мире организм распадается на 3 отдельные части

Тест: что вы увидели на картинке первым? Ответ расскажет о том, какой вы путешественник

«А голову ты дома не забыл?» Назван научный способ повысить внимательность подростков

Тест: старые названия городов СССР, которые мало кто сможет вспомнить

Азулежу: португальская голубая плитка с вековой историей — Статьи — Вещи

Азулежу не просто плитка, а кандидат на статус всемирного наследия

Нет, наверное, на земле такой страны, которая бы не имела своего архитектурного символа. В Египте — это пирамиды, в Китае — Великая Китайская стена, во Франции — Эйфелева башня, Тадж Махал в Индии, а Португалии… В Португалии — азульехо. Правда, азульехо не строение, а всего лишь облицовочная плитка, но зато самая знаменитая в мире. А если вы с ней еще не знакомы, то милости просим — прочитайте нашу статью.

Немного об истории азульехо


В статье Серия «Наследие» от Бока ду Лобо — прошлое, сохраненное в современном искусстве мы уже упоминали об этой глазурованной голубой плитке и говорили о том, что она стала символом Португалии. Первое упоминание о ней датируется еще 13 веком, во времена, когда Испания вторглась в земли, принадлежащие арабам. Хотя многие историки считают, что к арабам плитка пришла из Африки.


Земли были благополучно присоединены к Испании и Португалии, а голубая плитка, которую арабы использовали для облицовки своих дворцов, настолько пришлась по душе португальцам (в частности, королю Мануэлю I), что они приняли ее в свою культуру и стали применять для покрытия больших пустующих площадей на домах, церквях, дворцах и даже лестницах.

Первоначально эта плитка имела довольно простой рисунок. Это был обычный рисунок с геометрическими фигурами — треугольники, арабские звезды, ромбы, овалы… Но после того как Мануэль I, так сказать, узаконил статус плитки как культурного достояния, португальцы стали заменять простой рисунок на более декоративный.

Рисунки стали не просто рисунками, а произведениями — картинами, рассказывающими о жизни, истории, религии и культуре португальского народа.

В 16-17 веках плитка уже использовалась для украшения не только фасадов зданий и церквей, но и для их внутренней отделки, постепенно вытесняя и заменяя собой ткани. Птицы и листья часто были символами, которые использовались как украшение, возможно, вдохновленное азиатскими тканями.

Рисунок азульехо менялся в такт времени. Жизнерадостный португальский народ ввел свои правила в украшение плитки. Например, в 16 веке мода на восточный рисунок изменилась под влиянием античной Италии, и в изображениях появились сюжеты из мифов.

Изменилась и сама техника нанесения рисунка. Если раньше рисунок наносился рельефно, то теперь краску наносили на плоскую поверхность плитки, покрытую цинком.

Но после землетрясения 1755 года, когда был полностью уничтожен Лиссабон, произошла смена стиля в архитектурном строительстве (переход от португальской готики к стилям помбейна), которая также повлияла на азульехо. Плитка стала менять цвет. Вернее, не менять, а к голубому добавились песочный, зеленый, красный цвета.

Но все-таки голубой и белый до сих пор остаются преобладающими цветами. Считается, что они символизируют в истории Португалии «эпоху открытий». Эпоху морских плаваний, когда Португалия была «царицей морей».

Современное использование азулежу

Сегодня в Португалии плитка столь же популярна, как и много веков назад. Ею украшены не только жилые дома, церкви и дворцы, но и метрополитен, железнодорожные вокзалы, бары, рестораны. Азулежу используют не только в городах, но и в селах.

Плиткой облицовывают скамейки, пляжные ограждения, беседки…

Плитку даже используют для современного уличного искусства, оформляя им целые улицы.

Британскими дизайнерами ландшафтов из студии Cityscapers была разработана специальная плитка для оформления веранд и небольших садов за домом. Португальская плитка замечательно сочетается с зеленой растительностью и деревянным полом и стенами.

Азульехо в современном интерьере

Плитку применяют и для украшения современных интерьеров. Современные плитки азулежу мало чем отличаются от традиционных. Эта яркая двухцветная плитка не просто декоративный отделочный материал для ванной или кухни, но удивительно красочное дополнение к дизайну интерьера.


Очень модная сегодня в Европе «плетеная» плитка — отголосок все того же азулежу. Она прекрасно смотрится как для самостоятельного оформления, так и в комбинации с простой белой плиткой.

Азулежу отлично смотрится не только на стенах, но и на полу и на лестнице.

«Фартук» на кухне, оформленный такой плиткой, выглядит очень стильно. Даже если швы немного потрескаются, она все равно будет смотреться изумительно, ведь на то она и азульехо — плитка с многовековой историей.

В ванной комнате плитка используется для оформления душевой зоны.

Как используют красоту плитки в современные дизайнеры


Известный дизайнер интерьера Ласаро Роса Виолан (Lázaro Rosa Violan) перенесла красоту бело-голубой плитки на свою новую коллекцию мебели. Обивка кресел и оформление столов отражает цветочный рисунок и соответствует облицованному плиткой полу и роскошным голубым светильникам, оформленным в проекте Chez Coco в Барселоне.

А дизайнер интерьеров Андреа Шумахер (Andrea Schumacher) придумал удивительный интерьерный набор для спальни — скамейки и драпированные шторы в стиле азулежу.

Кортиледжо

Португальская компания Rui Matias объединила рисунок азульехо с пробковой напольной плиткой и создало кортиледжо — особый продукт, включающий в себя эти два самых привлекательных материала.

Ковры и камины


Португальская плитка вдохновляет и на создание дизайна для других предметов домашнего декора. И ковер Two six Tiles является доказательством тому.


А дизайнер Александра Англе (Alexandra Angle) придумала и создала удивительно красивый камин, облицованный керамической плиткой азульехо. Этот камин, вне сомнения, главное украшение гостиной.

Азулежу — национальное достояние и гордость Португалии. Сегодня эта плитка популярна не только в своей «альма-матер», но и в Европе и за ее пределами. Теперь и вы, познакомившись с этой плиткой поближе и оценив ее красоту, возможно, захотите украсить ею свой интерьер.

Музей Азулежу. Лиссабон, Португалия — DiscoverPortugal

Museu Nacional do Azulejo — фото, стоимость, описание и как добраться