история и современность — Новости компании «Славянский Двор»
- Наши журналы
Опубликовано Автор: olga
Здания бывших доходных домов, построенных еще до революции, во многом формируют исторический облик Москвы, ее неповторимый архитектурный ансамбль. Они сосредоточены в центре города, в пределах Садового кольца. Сообразно времени постройки, большая часть доходных домов выдержана в стиле модерн и в чертах его различных направлений, которые были актуальны в конце XIX и в начале XX века.
Доходный дом страхового общества «Россия»История доходных домов началась на рубеже XIX-XX столетий и была сопряжена с настоящим бумом строительства. Известно, что к 1916-1917 году они составляли чуть менее половины всего жилого фонда города. От привычных глазу москвича элементов застройки доходные дома отличались тем, что были многоэтажными.
Доходный дом нач.XX века на Большой Никитской улицеСтроились доходные дома в Москве на участках земли, находившихся в частной собственности, с конкретной целью – для сдачи в аренду квартир.
Отличительные особенности доходных домов:
- Большое количество этажей – не менее четырех;
- Расположение квартир – они опоясывали лестничные пролеты;
- Парадные и красиво декорированные фасады.
До 1917 года доходными домами в Москве владели как частные предприниматели, так и монастырские подворья, учебные заведения, благотворительные и другие общества. Историки отмечают, что жилые здания с квартирами под аренду возводились преимущественно на участках, которые ранее принадлежали старинным московским усадьбам. В XIX веке была распространена практика покупки участков «впрок» — в течение нескольких лет земля не использовалась и не застраивалась. Собственники не знали, что делать с активами, однако позднее появилась возможность для их коммерческого использования.
В Москве в начале прошлого столетия существовало несколько классов доходных домов:
- Первый класс – дома, в которых располагались «барские квартиры», самые дорогие;
- Второй класс – дома с квартирами для обеспеченных служащих;
- Третий класс – доходные дома, в которых квартиры сдавались менее обеспеченным арендаторам, в том числе, учителям и мелким чиновникам;
- Четвертый класс – доходные дома с небольшими и скромными квартирами, которые арендовали, в основном, люди, приезжавшие в город на заработки. Те, кому даже самая маленькая квартира в доходном доме была недоступна, могли переночевать в подвале, где были обустроены ночлежки.
Для своего времени доходные дома были настоящим прорывом не только в плане явления как такового (речь шла о принципиально новом формате жилья в Москве), но и в плане технического оснащения. Они возводились по инновационным технологиям, проектировались в самых актуальных архитектурных стилях. Так, именно в доходном доме был установлен первый в Москве лифт – это было здание на Рождественском бульваре, построенное в 1904 году, и принадлежавшее предпринимателю Силуанову.
Среди некоторых известных сохранившихся доходных домов Москвы:
- Дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре;
- Доходный дом Вильнера-Калиновского в Большом Афанасьевском переулке;
- Доходный дом Ечкина на Арбате;
- Доходный дом В.И. Фирсановой на улице Неглинная;
- Доходный дом И. П. Исакова на улице Пречистенка;
- Доходный дом нач. 19 века на улице Большая Никитская.
Доходные дома в Москве и Петербурге: Пороховщикова, Бенуа, Суворина и других.
Публикации раздела Архитектура
Доходные дома в прошлых веках строили, чтобы сдавать в аренду меблированные комнаты, квартиры и площади под магазины или мастерские. Многие из этих зданий со временем стали памятниками архитектуры. Читаем о доходных домах Москвы и Петербурга — об их архитекторах, хозяевах и знаменитых жильцах.
Доходный дом А.А. Пороховщикова, Москва. Фотография: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
До строительства доходного дома Пороховщикова по этому адресу стояло здание, принадлежавшее родственнику Александра Грибоедова Николаю Тинькову. Здесь жил генерал и поэт Денис Давыдов, у которого в гостях часто бывал Александр Пушкин. Александр Пороховщиков — предприниматель и меценат, владелец гостиницы «Славянский базар» и одноименного ресторана — купил участок в 1869 году. Спустя год здесь началось строительство доходного дома по проекту архитектора Роберта Гедике. Здание в стиле модерн с элементами готики выглядело непривычно среди классицистических соседей. Долгое время в доме располагалось Общество русских врачей с аптекой и лечебницей. С 1900 года здесь открылись Классы рисования и живописи Константина Юона. У него учились Вера Мухина, братья Веснины, Владимир Фаворский. На третьем этаже располагались меблированные комнаты. В доме долгое время жил и работал известный математик, профессор Московского университета Николай Лузин.
Сегодня в бывшем доходном доме Пороховщикова располагается Музей истории телесных наказаний.
Доходный дом Перцова, Москва. Фотография: Ludvig14 / commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0
Строительство доходного дома железнодорожный инженер Петр Перцов начал в 1906 году. На проект здания в русском стиле был объявлен конкурс среди художников, его выиграл Аполлон Васнецов. Однако Перцов выбрал эскизы Сергея Малютина в «сказочно-былинном» стиле. Причудливый дом, украшенный майоликой со сказочными сюжетами, построили через год. В нем были помещения для квартирантов, художественные мастерские и квартира-особняк хозяев. В 1908–1910 годах подвал дома занимал театр миниатюр «Летучая мышь», где выступали Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, часто бывали Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский. В советское время здесь некоторое время жил Лев Троцкий — сначала в апартаментах одного из квартирантов, а потом в личных покоях хозяев Перцовых. В 1930-е годы на верхних этажах разместились мастерские известных советских художников, за что здание прозвали «московским Монпарнасом». Здесь работали Роберт Фальк, Павел Соколов-Скаля, Василий Рождественский, Александр Куприн.
Дом оставался жилым до 1970-х годов и только потом перешел во владение Министерства иностранных дел. Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.
Читайте также:
- Не просто монументы: сплетни о 10 русских скульпторах
- По магазинам на экскурсию: 11 памятников торговой архитектуры
- Архитектура общественных зданий XIX века
Доходный дом Ечкина, Москва. 1990-е. Фотография: Архивный фонд ДКН / mos.ru / CC BY 3.0
Предприниматель Александр Ечкин начал строить доходный дом по проекту архитектора Никиты Лазарева в 1903 году. На Арбате появилось четырехэтажное здание в стиле модерн с лепниной, коваными решетками и мансардами. Дом был оборудован по последнему слову техники того времени — в нем был и электрический лифт, и телефон.
На первом этаже здания находились магазины и квартиры их владельцев. На верхних этажах арендовали жилье более состоятельные жильцы. В одной из квартир жил известный историк Степан Веселовский, впоследствии выкупивший у Ечкина все здание. В мансарде располагалась мастерская известного скульптора Сергея Коненкова. В 1920–30-х годах здесь жил и работал художник Павел Корин, у которого в гостях нередко бывал Максим Горький. Доходному дому Ечкина повезло: в отличие от других зданий, перестроенных в советское время, он сохранил свой первоначальный облик.
Мемориальная квартира Андрея Белого, Москва. Фотография: pushkinmuseum. ru
Двухэтажный доходный дом был построен в 1810 году. На первом этаже находилась аптека, которая работает и сегодня. В 1877 году здание реконструировали — надстроили третий этаж и угловую башенку на крыше. Работами руководил архитектор Митрофан Арсеньев (хотя некоторые источники указывают Петра Виноградова).
В конце XIX века дом выкупил издатель, профессор Московского университета Георгий Рахманов. Дом называли «профессорским»: многие квартиры арендовали преподаватели, коллеги Рахманова. Одним из них был математик Николай Бугаев. Здесь провел свои детские годы его сын Борис — позже он стал известным поэтом и взял себе псевдоним Андрей Белый. В гостях у Бугаевых бывали писатель Лев Толстой, композитор Сергей Танеев, поэты Александр Блок, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин и Дмитрий Мережковский.
В 1930 году был надстроен четвертый этаж, спустя год квартиры были превращены в коммунальные. В 1983 году в доме началось расселение, помещения перешли в ведомство Министерства иностранных дел. В настоящее время здесь открыт Мемориальный музей-квартира Андрея Белого.
Доходный дом Бенуа, Санкт-Петербург. Фотография: Тулип / commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0
Доходный дом Бенуа в начале XX века стал крупнейшим жилым комплексом города. Он был построен по заказу Первого Российского страхового общества. Над проектом работали два брата-архитектора Бенуа — Леонтий и Альберт — и их двоюродный брат Юлий Бенуа. Именно поэтому здание и стали называть Домом трех Бенуа. Комплекс занимал практически целый квартал. В нескольких корпусах, соединенных целой системой дворов, было распланировано 250 квартир. Дом был оснащен по последнему слову техники тех лет: здесь было паровое отопление, лифты, электричество, телефон, своя электростанция, мусоросжигательная печь, котельная и прачечная. В нижних этажах для жильцов были устроены каретные сараи и автомобильные гаражи.
Здесь жили состоятельные чиновники и литераторы, архитекторы и купцы. После революции часть квартир превратили в коммунальные, часть — отдали партийным руководителям. В одной из них поселился известный политический деятель Сергей Киров, сейчас в здании работает его мемориальный музей. Также в Доме трех Бенуа в разное время проживали композитор Дмитрий Шостакович, актер Николай Черкасов, маршал Советского союза Леонид Говоров.
Сегодня здесь находится драматический театр «Остров», в фойе которого работает музей писателя и драматурга Александра Володина.
Доходный дом Суворина, Санкт-Петербург. Фотография: Григорий Писоцкий / Фотобанк Лори
Первый дом на этом месте был построен еще в 1723 году для Луки Чистихина, шута Петра I. Автором проекта стал один из первых архитекторов Санкт-Петербурга Николай Гербель. В конце XIX века дом реконструировали, чтобы сдавать квартиры в аренду: двухэтажные флигели надстроили до трех и четырех этажей. Здесь находились магазины и булочная, а арендовать квартиры могли только состоятельные жители Петербурга. В 1905 году дом купил издатель Алексей Суворин, он пристроил еще один трехэтажный флигель: там разместилась типография. В 1908 году архитектор Борис Зонн его реконструировал вновь — здание превратилось в современный шестиэтажный дом с лифтами и обновленной системой отопления. После революции в одной из квартир разместилось издательство газеты «Правда», здесь находился кабинет Владимира Ленина. В 1984 году в здании был открыт музей «Владимир Ленин и газета «Правда», который спустя семь лет реорганизовали в Музей печати Санкт-Петербурга.
Теги:
ГородаАрхитектурные стилиПамятники архитектурыАрхитекторыИнтересные фактыПубликации раздела АрхитектураЕщё
Смотрите также
как изменился доходный дом на Ильинке / Новости / Сайт Москвы
Культура
Построен в 1760-1780-х годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова, доходный дом И. Г. Хрящева — В И. Варгин пережил не одну реконструкцию. Статья mos.ru о том, как менялся один из первых московских доходных домов.Расположенный на Ильинке, одной из старейших улиц Москвы, доходный дом И. Г. Хрящева — В. И. Варгина имеет непростую строительную историю. Он возник на землях рода молдавского правителя Дмитрия Кантемира, союзника Петра I в первой половине XVIII века. В 1760-х годах участок перешел к известному купцу Ивану Хрящеву, а два десятилетия спустя его сын Петр Хрящев решил реконструировать усадьбу. В то время в районе Ильинки и вокруг нее сносились старые небольшие строения и строились крупные торговые и общественные здания. Это был один из первых доходных домов в Москве, построенный архитектором Матвеем Казаковым.
Доходный дом конца XVIII в.
Структура дома представляла собой прямоугольный квадрат из двух- и трехэтажных помещений, расположенных по периметру участка и образующих большой двор. Самое большое пространство состояло из трех этажей, выходящих на три стороны: улицу Ильинку, Ипатьевский и Юшков переулки.
Первый этаж дома занимали небольшие магазинчики. На верхние жилые этажи вели четыре лестницы со входами со двора. Большинство квартир представляли собой небольшие комнаты, занятые заезжими купцами. В средней части здания располагались более просторные квартиры с анфилатом парадных, окна которых выходили на улицу, и подсобные помещения с кухнями, выходящими во двор. Самые скромные квартиры располагались в боковых корпусах.
Новым владельцем здания в 1838 году стал серпуховский текстильный магнат Василий Варгин. Он был крупнейшим поставщиком военного обмундирования для русской армии. При его владении произошли изменения в архитектурном декоре фасадов дома. В центральной части главного фасада появился портик с коринфскими пилястрами и лепным декором, что явилось влиянием стиля ампир. Таким образом, дом приобрел монументальность.
Дом конца 19 века
В конце 19 века роль Ильинки как главной улицы Китайгородского района быстро возрастала. В это время многие общественные здания реконструировались и появлялись новые. Не избежал изменений и доходный дом И. Г. Хрящева — В. И. Варгина. По завещанию племянника Варгина дом перешел Серпуховскому городскому кредитному обществу. Новые владельцы решили преобразить здание, и эта задача была возложена на одного из лучших архитекторов того времени — Романа Кляйна. В результате капитальной реконструкции 1888 года внутренняя обходная галерея магазинов первого этажа стала торговыми помещениями, а в декоре фасадов были использованы элементы классицизма и барокко.
Следующий этап строительства пришелся на 1904 год. По проекту Клейна на месте снесенных домов на Ильинке и в Ипатьевском переулке было возведено новое здание переменной этажности, которое было пристроено к существующие постройки дома. Внутренняя планировка новой части строения существенно отличалась от прежней, хотя социальная, торговая и жилая функции дома были сохранены.
Архитектурный облик дома сменился отдаленным сходством со старинным французским замком — видимо, на Кляйна повлияла стажировка в парижской мастерской известного архитектора Шарля Гарнье. В эклектичной конструкции главных фасадов сильное влияние модерна с характерной асимметрией композиции и тщательной детализацией форм и элементов. Фасад дома, выходящий на Ильинку, стал более формальным, его центральная часть была выделена двумя вертикальными акцентами — лестничными узлами.
В дореволюционное время Российский внешнеторговый банк и Сибирский банк располагались в самом большом помещении дома — парадном зале. В советские годы здесь располагался архив ЦК КПСС, что сегодня можно проследить по эмблемам серпа и молота на эркерах.
Реставрация парадного зала
В 1998 году дом признан памятником архитектуры и взят под охрану государства. Текущий объект охраны утвержден в 2018 году.
«Весной 2018 года мы приступили к предварительным работам и комплексному научному исследованию большого зала, расположенного на втором этаже. Он представляет собой прямоугольное помещение с живописным сводчатым потолком. Центр зала занимают четыре коринфские колонны на постаментах со спиральными каннелюрами. В ходе реставрационных работ было обнаружено, что метлахскую плитку начала XX века покрывали два слоя советского паркета.Роспись имеет позднесоветские вкрапления в виде орнаментальных и растительных узоров, – рассказала Елизавета Зейналова.К сожалению, не обнаружено ни одного архивного фото, на котором мог показать первоначальный вид зала.Например,неизвестно как выглядели утраченные пьедесталы колонн,или стены изначально были обшиты деревянными панелями.Поэтому при разработке проекта реставрации мы вдохновлялись подобными помещениями банка тех времен».
Восстановление исторического облика зала началось в 2019 году. Выполнен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на стенах, потолках, полах, росписи, лепнине и деревянном декоре.
По словам Елизаветы Зейналовой, элементы дома, появившиеся в советское время, хоть и не связаны с его первоначальным видом, но тоже ценны. Картины этого периода отличались высоким качеством и не ухудшали художественного восприятия.
«В ходе реставрационных работ были внесены некоторые изменения в рамках процедуры авторского надзора. Например, мы считаем, что расчистные работы выявили первоначальный оливковый цвет стен и потолка, а охра появилась еще в советское время , — говорит Елизавета Зейналова.
Специалисты изготовили утраченные элементы напольного покрытия из метлахской плитки по исторической технологии и для большей сохранности покрыли сверху слоем мастики.
Проект адаптации
Было решено, что отреставрированный большой зал должен функционировать так, как он функционировал в ХХ веке. Перед архитекторами стояла задача разместить отделение банка в помещении, удобном как для сотрудников, так и для посетителей. При этом современные технологические инженерные коммуникации не должны нарушать целостность восприятия зала.
«Зал богато декорирован, весь исторический декор, включая оригинальное напольное покрытие, пришлось сохранить, что создало стесненные условия для разработки и реализации проекта приспособления. Прокладка большого количества инженерных коммуникаций (электрические, слаботочные системы, охранная и пожарная сигнализация) требовали нестандартного и индивидуального подхода», — отмечает Елизавета Зейналова.
Теперь клиенты и сотрудники банка находятся в просторном зале с невысокими стеклянными перегородками. Мебель в центральной части выполнена из массива дерева в стиле начала ХХ века: две шестигранные витрины для размещения экспонатов в виде монет и ценных бумаг разных периодов, две двухсторонние скамейки с кожаной обивкой и шесть бюро со стульями для занятий оформление документации.
В настоящее время дом на Ильинке входит в комплекс зданий Администрации Президента России.
Тегиархитектура реставрация объекты культуры многоквартирные дома
сферыкультура
все новостидва здания XIX века признаны объектами культурного наследия / Новости города / Сайт Москвы 900 01
Культура
Фото Максима Денисова, Мос.ру
Взяты под охрану государства многоквартирный дом «Барс» на Трубной улице и особняк в Старомонетном переулке. Здания построены в позапрошлом веке. Теперь по закону их нельзя сносить, а реставрация или ремонт должны проводиться под контролем Департамента культурного наследия Москвы и только после согласования ведомством всех работ.В центре столицы стало больше признанных знаковых зданий. Статус признанных объектов культурного наследия получили два здания, построенные в XIX в.век. Это доходный дом А.П. Барса (улица Трубная, дом 29, строение 1) и жилой дом 1887 года по проекту архитектора Н. Н. Васильева (Старомонетный переулок, дом 35, строение 2).
«Один из выявленных памятников — каменный четырехэтажный дом с подвалом, возведенный по улице Трубной по заказу его владельца — губернского секретаря Барса. Его фасады оформлены в так называемом кирпичном стиле. Второй дом появился в Старомонетном переулке по заказу домовладельца Николая Дружинина, проект разработал известный архитектор Николай Васильев. Здание представляет собой образец городского особняка с функцией доходного дома. Оба здания признаны памятниками культурного наследия», — прокомментировал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Теперь по закону их нельзя ни сносить, ни реконструировать, а реставрация или ремонт должны проводиться под контролем Департамента культурного наследия Москвы и только после согласования ведомством всех работ.
Кирпичи вместо нарядной лепнины
Доходный дом губернского секретаря Антона Барса построен на красной линии Трубной улицы в 1891 году. Это означает, что его фасад уже 130 лет является неотъемлемой частью его облика. Дом построен в популярном тогда кирпичном стиле. Это было условно названо одним из направлений рациональной архитектуры конца XIX в.век. Его отличительной особенностью является техника сохранения природного цвета и фактуры кирпичей. Мастера, работавшие в этом стиле, отказались от использования гипса для фасадов зданий и лепного декора. Предположительно, архитектором был сын владельца Петр Барс.
Четырехэтажный дом с цокольным этажом прямоугольной формы. Единственный ее ризалит (выступающая часть) выполнен в виде четырехъярусной башни, увенчанной граненым шатром со шпилем. В нижней части здания есть арка. Сейчас он закрыт, но изначально использовался для проезда. Через него во двор могли въезжать телеги и кареты. Декор дома, по мнению специалистов, характерен для романо-готической архитектуры: стрельчатые оконные проемы и ниши, ряды арок, лопатки (плоские декоративные выступы на стенах), филенки (прямоугольное обрамление), ступенчатые консоли, кирпичные фризы, кованые накладные элементы и многое другое.
Фасад двора оформлен скромно. На кирпичных стенах можно увидеть декоративные проемы с арочными (или арочными) перемычками, оконные филенки с ромбовидными поясами, двухцветные междуэтажные и венчающие карнизы с накладками.
Все этажи дома одинаковые. В каждом подъезде по три квартиры с коридорно-анфиладной планировкой. В квартирах еще частично сохранилась первоначальная скромная внутренняя отделка: профилированные карнизы потолков, филенчатые двери, паркет. В жилых комнатах были установлены кирпичные печи Uthermark. Они сохранились до наших дней лишь в нескольких квартирах.
После 1917 года в доходном доме Барса были организованы коммунальные квартиры и открыты различные заведения обслуживания. В 1990 году был проведен капитальный ремонт без изменения планировки и архитектурно-художественного оформления интерьеров.
Интересно отметить, что назначение здания не изменилось. Он оставался жилым на протяжении всей своей истории. Отдельные квартиры были перепланированы. Оконные и дверные рамы заменены на современные. Исторический архитектурный замысел главного фасада в прошлые годы был искажен в результате разборки ступенчатого фронтона над боковым плоским ризалитом с проездной аркой. В основном сохранились все первоначальные конструкции, планировки и элементы отделки здания.
Эклектика и семиосный фасад
В 1887 году по приказу домовладельца Николая Дружинина на территории его имения в Старомонетном переулке был возведен каменный двухэтажный жилой дом с подвалом. Эклектичное здание представляет собой образец городского особняка второй половины XIX века с функцией доходного дома. Рядом расположены каменные одноэтажные постройки служебного и хозяйственного назначения. Проекты всех зданий были созданы архитектором Николаем Васильевым.
Фасад особняка симметричен и, по замыслу архитектора, состоит из семи осей. Здание имеет два ризалита (выступающие части), которые увенчаны арочными фронтонами. В правом ризалите отдельные парадные входы для каждой из двух квартир разместили под общим ажурным зонтиком на металлических колоннах.
Среди украшений и оригинальных архитектурных деталей на фасаде можно увидеть оконные наличники и оконные проемы в виде ниш, филен, арочных перемычек, лепные картуши с вензелями. Все это сохранилось.
После 1917 года имущество было национализировано. В 1930-е годы здесь было начато масштабное строительство зданий для НИИ цемента. Главный корпус института расположен на большей части усадебного сада. В настоящее время здание находится по адресу: Старомонетный переулок, д. 35, стр. 1, занимает Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН).
Здание бывшего доходного дома в Старомонетном переулке оставалось жилым до 1950-х гг. Затем его переселили и передали Геологическому институту АН СССР (ИГЕМ АН СССР) для размещения административных подразделений. В это время со стороны северного фасада появилась одноэтажная изолированная пристройка.