Рязанскому союзу художников 80 лет
Уже в начале 20 века на первом съезде Союза русских художников (1903 г.) зазвучали голоса, призывающие к объединению. После революции сложившийся опыт объединения художников был активно использован, особенно последовательно идея объединения проводилась объединением АХРР (Ассоциация художников революционной России). В 1919 году отделение АХРР было создано и в Рязани. Творческая жизнь, как в России, так и в Рязани в послереволюционный период была чрезвычайно разнообразна и активна, однако эта активность была ограничена постановлением 1932 года о «О перестройке литературно-художественных организаций», которое требовало «объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти в единый союз и провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций)».
Был организован Союз художников СССР, позже стали возникать областные отделения. В 1937 году Рязанская область отделилась от Московской, и в 1940 году решением облисполкома был создан Союз Советских художников Рязанской области. Таков парадокс тех времен: общественная организация создается волевым решением облисполкома.
Неоднократно писалось о том, что это решение было спущено сверху, что потребности в объединении художников у самих художников не было, да и их самих в Рязани можно было сосчитать по пальцам одной руки, бурная художественная жизнь Рязани осталась в прошлом. Но, отдавая дань первым членам организации (А.А. Киселев-Камский, А.В. Сыров, З.С. Шмелев), следует сказать, что активная жизнь Союза начинается на рубеже 40-50-х годов. В середине 50-х художники строят свой дом, который и сейчас стоит в центре Рязани и гордо несет своё имя Дом Художника. В нем располагались творческие и производственные мастерские, выставочный зал, склад художественных материалов, администрация. Словом, это был единый живой организм, который объединял практически всех художников Рязани.
Эпоха оттепели стала первым «золотым веком» в истории организации. В это время в поре своего расцвета находились художники-фронтовики, их молодые коллеги, выпускники высших учебных заведений Москвы и Ленинграда были инициативны, бесстрашны, а главное невероятно талантливы . Этот период истории России, который сейчас называют советским был не только эпохой агитации и пропаганды, которая, несомненно помогала художникам выживать, но и временем творческих командировок, фестивалей, выездов на этюды, даже футбольных турниров, словом это было время, которое объединяло самых разных по характеру и возрасту мастеров в истинный союз. Конечно не все было безоблачно, ведь, априори, художник является индивидуалистом, но это было время, когда большинство художников вопреки расхожей фигуре речи, не были голодными. В Союз приглашают вступать мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, новые творческие силы вливаются в скопинский промысел, начинают свое блистательное восхождение мастера рязанской вышивки и кружевоплетения.
Особенно ярко обратили на себя внимание рязанские мастера во время проведения в Рязани в 1980 году V Зональной выставки «Художники Нечерноземья». Благодаря этой выставке, Рязань получила нынешнее здание Областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, вся площадь которого была занята экспозицией выставки.
90-е годы для мастеров искусства были такими же сложными и опасными, как и для всей страны. Главным достижением периода перестройки явилось сохранение собственности союза, мастерских, целостности самой организации, в ту пору, когда появляются альтернативные союзы, где критерием становится не профессионализм, а желание и возможность платить членские взносы. Выставочная активность художников этого времени была необычайной, время перемен окрыляло.
В 1991 году группа скопинских гончаров, среди которых были члены СХ Т.К. Голованова, Т.В. Лощинина, Н.К. Насонова, А.И. Рожко и художники В.В. Грумкова (вышивка) и Д.А. Смирнова (кружевоплетение) были удостоены Государственной премии РФ.
90-е годы были ознаменованы рядом выставок, которые по праву можно считать этапными. На 1995 год пришелся тройной юбилей — 900-летие Рязани, 50-летие Победы и 100-летие Сергея Есенина. Рязань была выбрана местом проведения Республиканской выставки «О Русь, взмахни крылами». Ещё одним поистине триумфальным вернисажем для Рязанского Союза стало участие в VII Региональной выставке «Художники центральных областей России», проходившей в 1997 году в Москве. Помимо убедительной статистики (в выставке участвовало более 50 членов организации). Вводный зал экспозиции в ЦДХ открывался настоящим шедевром рязанского кружевоплетения — занавесом Народного художника Д.А. Смирновой «Птица счастья», комплексом скопинской керамики и живописным пейзажным триптихом Заслуженного художника В.М. Решедько, который получил «народное» название «Пояс Богородицы». Кроме того, именно рязанские художники (В.Г. Конопкин, М.К. Шелковенко) стали авторами полиграфического оформления выставки.
В 90-е годы стала активно развиваться практика проведения выездных пленэров. И по сей день существует ряд художников, которые активно пользуются этой программой, эта практика пришла на смену длительного пребывания на творческих дачах и отчасти их заменила.
Как-то, на встрече со зрителями на своей персональной выставке в Рязани Народный художник РФ, академик РАХ Татьяна Назаренко сказала, что годы перестройки были для неё самыми счастливыми, потому что она смогла почувствовать вкус свободы, показывать и продавать работы за рубежом. Очень немногие из рязанских художников могли воспользоваться этими благами, но возможности выхода на зарубежный уровень реализовывались, и в творческих биографиях рязанских художников появились зарубежные вернисажи.
Творческие достижения рязанских художников получают высокую оценку в профессиональной среде, так более 20 человек имеют почетные звания Народного, Заслуженного художника или Заслуженного работника культуры. Народный художник РФ В.А. Минкин носит звание «Члена-корреспондента РАХ», В.С. Попову и Р. А. Лысениной, возглавляющей фонд «Достояние», занимающейся проблемой сохранения наследия ушедших художников, присвоены звания «Почетный член РАХ». Деятельность художников не может не сказываться на лице города, т.к. именно они бывают зачинателями многих плодотворных инициатив и проектов, и городские власти и общественность по достоинству оценивают их вклад: М.К. Шелковенко имеет звание Почетный гражданин города Рязани, Т.К. Голованова «Почетный гражданин города Скопина».
Год 80-летия организации проходит в период пандемии, что создало весьма специфические условия для деятельности художников и музеев. Несмотря на это, Союз, совместно с Рязанским областным художественным музеем им. И.П. Пожалостина провел ряд ярких выставок в Московской области и заключительная выставка состоялась в стенах музея. Экспозиции этих вернисажей показали каким ярким было прошлое Рязанского Союза художников , насколько интересны были живописные традиции мастеров — С.Ф. Якушевского, А.М. Титова, В. А. Иванова, Н.П. Игнатова, А.Н. Мотина, Л.П. Дунаевой, как ярко сейчас работают зрелые мастера — В.В. Агеев, Т.П. Власова, В.А. Минкин, В.М. Решедько, А.М. Ковалев, Л.А. Костев, В.В. Корсаков, В.Д. Чавкин, С.В. Ильина, В.А. Бауков, В.Л. Грушо-Новицкий, как талантливы и мастеровиты живописцы молодого поколения В.В. Янаки, Ю.А. Гольцева, Е.В. Фролова, Т.В. Захарова и др. Современные работы с включением ретроспекции позволили увидеть особую утонченность и глубину рязанской цветной и печатной графики (В.А. Шестаков, С.И. Ковригин, М.К. Шелковенко, А.В. Печатнов, Г.Ю. Шуваева). На смену ушедшим мастерам скульптуры (Б.С. Горбунов, А.П. Усаченко), пришло поколение мастеров экспрессивной пластики (Р.А. Лысенина, В.Б. и П.Б. Горбуновы), традиции рязанской вышивки и кружевоплетения успешно продолжают М.А. Ибрагимова, И.Г. Риффель. Каждый член организации достоин упоминания.
С начала 2000-х годов идет смена поколений: ушли из жизни художники-фронтовики, те, кто закладывал крепкие камни в основание содружества. Приходит новое поколение, незнакомое с историей РСХ с его традициями и в этом случае может возникнуть опасность разобщения, ведущая к энтропии, т.е. хаотическому, неопределенному состоянию системы. В РСХ этого случиться не должно, потому что рязанский Союз — это не только мастера-профессионалы, но яркие личности, в высоком смысле ДЕЯТЕЛИ, те, что когда-то назывались «солью земли».
Все перечисленные инициативы и события не могли бы осуществиться если бы организацию не возглавляли яркие личности. Беспримерным руководителем был В.А. Иванов, 23 года возглавлявший РСХ. Вслед за ним председателями были М.К. Шелковенко, Б.С. Горбунов, — выдающиеся фигуры, оказавшиеся у руля в нужное время, умевшие «держать удар» всех вызовов сложного периода.
В настоящее время председателем организации является В.Л. Грушо-Новицкий, волею судьбы оказавшийся практически в родственных связях с художниками старшего поколения. И сейчас в свой 80-летний юбилей организация переживает новое рождение. Дом художника оживает, ремонтируется, наполняется молодыми голосами, в Союз постоянно идет прием и поток, желающих приобщиться к организации не иссякает.
И.Н. Протопопова
Картины знаменитого художника увидят больше рязанцев
При поддержке Рязанской нефтеперерабатывающей компании, дочернего общества ПАО «НК «Роснефть», мобильная экспозиция Михаила Кирсанова переехала в школу поселка Поляны Рязанского района.
Это второе место работы выставки после школы поселка Варские. Выставка посвящена 130-летию со дня рождения уроженца села Аграфенина Пустынь Рязанского района, художника-пейзажиста, оформителя портретной галереи георгиевских кавалеров в Ратной Палате Царского Села Михаила Георгиевича Кирсанова.
Экспозиция «От Аграфениной Пустыни до Царского Села» – часть молодежного проекта «Если мы не идем в музей, музей идет к нам!», который реализуется в сотрудничестве с нефтяниками – волонтерами детской общественной экологической организации «Хозяин Мещеры» школы №47 Рязани.
В ходе презентации выставки юные краеведы поделились опытом исследовательской работы и пригласили всех неравнодушных к совместной работе для того, чтобы получше узнать историю и культуру региона.
Следующим местом работы экспозиции станет школа в селе Заборье, затем – Агро-Пустынский филиал Полянской школы. Весной уникальная возможность посмотреть работы живописца предоставится и работникам АО «РНПК».
Рязанская нефтеперерабатывающая компания поддерживает инициативы волонтеров клуба «Хозяин Мещёры» с 2011 года. За это время школьники приняли участие в большом количестве экологических и исследовательских экспедиций. Только в 2019 году при поддержке нефтяников волонтеры посетили Российский музей леса в Москве, где познакомились с историей лесопользования, растениями и животными лесных местообитаний, современными лесами и лесным хозяйством России.
Новости ВРФ
Свежий номер
Популярное за неделю
Архив материалов
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Учредитель: ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости».
Главный редактор Г.А. Зайцева,
шеф-редактор сайта Е.Н. Детушева
Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой
16+
При перепечатке информации активная гиперссылка на источник публикации обязательна
© 2009-2023 ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости»
Почтовый адрес: 390023, г. Рязань,
ул. Горького, 14.
Противодействие коррупции
Телефоны
- 8 (4912) 21-08-13 (приёмная)
- 8 (4912) 21-08-11 (факс)
- 8 (4912) 25-62-24 (сайт)
- [email protected]
Полезные ссылки
- Правительство Рязанской области
- Рязанская областная Дума
- Рязанская городская Дума
- Старая версия сайта
Мы в соцсетях
Читать нас в Яндекс. Дзен
Заготовка под Рязанью Иванов Виктор Иванович
Заготовка под Рязанью
Иванов Виктор Иванович
1924 —
Заготовка под Рязанью
Масло на борту
900 06 85 x 135 смПодпись
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
Собрание семьи художника
ЛИТЕРАТУРА:
Сертификат художника
Виктор Иванов был одним из ведущих художников сурового стиля, появившихся в XIX в.60-е годы. Родился в Москве в 1922 году. Учился в Средней художественной школе в Москве (1939 — 1944) у Василия Почиталова и Константина Молчанова. Затем он учился в Московском художественном институте имени Василия Сурикова (1944–1950) у Алексея Грицая и Юрия Кугача. Он участвовал во всех крупных советских выставках после 1950 года и был членом Союза художников с 1951 года. Он выиграл все основные советские художественные премии, такие как Государственная премия СССР (1968), Государственная премия СССР имени Ильи Репина (1989).
Виктор Иванов на реке Оке около 1960 года
Иванов проводил лето на своей даче под Рязанью, откуда он мог видеть реку Оку, сюжет, который он часто писал. Ока — финское слово (наряду с реками Москвой и Волгой) от финского народа, населявшего местность до русских. Иванов говорил: «Здесь, на берегу Оки, мне хорошо. Каждый художник стремится найти то место, где ему хорошо, где он лучше, чем где-либо еще, слышит биение сердца своей Родины (В. И. Иванов, « Родился человек, «Творчесто», 1970, № 1, с. 7).
Иванов проводил лето, живя с людьми в полях, рисуя их, занимаясь своими делами, такими как сбор урожая на этой картине, Сбор урожая под Рязанью .
Виктор Иванов разговаривает с другим художником Severe Style Петром Оссовским c 1960-х годов
Сбор урожая близ Рязань — великолепный пример сцен сбора урожая, благодаря которым художник прославился. Это пара с мужчинами, отдыхающими на Harvest 9.0042 . Художник изображает Россию, в которой он вырос, где мужчины и женщины до сих пор копают и косят руками. Огромные тюки сена, изображенные на картине и теперь ушедшие в прошлое, были построены с использованием лошадей и рабочей силы. Иванов опускает все ненужные детали и упрощает картину до цветовых блоков. Это выглядит просто, но достичь такой гармонии и баланса в композиции невероятно сложно. Иванов находился под влиянием футуристов и русских художников XIX в.30-х, таких как Петров, Водкин, Пименов и Дейника.
Виктор Иванов второй справа
Работы Иванова можно увидеть во всех крупных музеях России, таких как Третьяковский и Русский музей, но лучшая коллекция его работ находится в музее Виктора Иванова в Рязани.
Назад к Ярким продажам
Музеи Россия Музеи Москва Музеи Петербург. Кремлевский музей Эрмитаж Третьяковская галерея искусство музей Пушкина.
![](/800/600/https/i.ytimg.com/vi/FRB9PKCBpkU/maxresdefault.jpg)
– Музеи Москвы
– Музеи Санкт-Петербурга
Русская версия: , -.
100 музеев из 2343, отсортированных по популярности.
Государственная Третьяковская галерея 281 Московский музей современного искусства 2631 Политехнический музей 303 Владимиро-Суздальский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 561 Государственный музей-заповедник «Царское Село». 119Меншиковский дворец 178 Государственный Эрмитаж 106 Государственный исторический музей 414 Европейское и американское искусство XIX и XX веков. 3087 Музей частных коллекций 1653 Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина 296 Центр Эрмитаж-Казань 3128 Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль 287 Государственный Дарвиновский музей 285 Национальный музей Республики Адыгея 494 Русский музей 117 Музейный комплекс «Куликово поле» 1482 Государственный военно-исторический музей-заповедник «Куликово поле» 603 Михайловский замок 158 НовыйТретьяков 282 Иркутский краеведческий музей 1917 г.![](/800/600/https/i.pinimg.com/originals/04/c9/a0/04c9a0c0d98c1a6e5427cdf9ddc1365b.jpg)
![](/800/600/https/mr-rf.ru/upload/medialibrary/037/p2030066.jpg)
![](/800/600/https/www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2013/04/898681_1.jpg)
![](/800/600/https/i.pinimg.com/originals/ed/20/4a/ed204abed2c2679ccf6bc4c329689999.jpg)
![](/800/600/http/www.cnt-ryazan.ru/pub/img/foto/pic25084.jpg)