Построить россия: «Россия найдет, где построить свой новый авианосный флот»

«Россия найдет, где построить свой новый авианосный флот»

– Страны НАТО провели на Балтике учения Baltops-2022. Еще раньше ВМС США завершили учения с ВМС Южной Кореи. Насколько авианосцы – частые участники таких учений и о чем говорит их привлечение?

– В учениях Baltops-2022 участвовал один авианосец от ВМС Великобритании Queen Elizabeth. Корабль Kearsarge ВМС США – это универсальный десантный корабль. Не лишним будет отметить участие еще одного крупного десантного корабля-дока от ВМС США – Gunston Hall.

Состав привлекаемых сил зависит от отрабатываемых на учениях задач и авианосцы привлекаются не всегда. Например, к учениям НАТО Trident Juncture-2018, которое проводилось в Норвежском море, авианосец США привлекался впервые за последние 30 лет.

Участие авианосцев, безусловно, наводит на мысль об отработке конкретных действий, как правило ударных, но оценивать нужно не присутствие авианосца на учении, а группировку сил в целом.

Судя по составу участников Baltops-2022 – помимо уже указанных сил в них участвовали два эсминца управляемого ракетного оружия (УРО), три фрегата УРО, пять корветов и патрульных кораблей, еще один десантный корабль от Польши и 15 тральщиков – не сложно предположить, что отрабатывались противоминные действия и высадка морского десанта.

close

100%

– В декабре прошлого года американская авианосная ударная группа во главе с авианосцем USS Harry Truman вошла в Средиземное море. По данным Пентагона, эта группа останется там до августа, затем ее сменит другая. Осложняет ли присутствие авианосной группы в Средиземном море ситуацию на Черном, особенно на фоне появившихся в ряде западных СМИ заявлений о готовности США нанести удар по Черноморскому флоту России, если его корабли продолжат блокировать порты Украины и не обеспечат безопасный вывоз зерна?

– Развертывание авианосцев США с кораблями сопровождения в Средиземное море со времен холодной войны является обычным делом в рамках передового присутствия и реализации их стратегии «Морская мощь XXI».

Что касается ситуации на Черном море, то осложняет ее не присутствие авианосной ударной группы ВМС США в Средиземном море, а выставленные Украиной мины на подходах к своим портам.

Вывоз украинского зерна не является проблемой России, но дает Западу повод «повесить» на нее ответственность за это. Повод весьма хлипенький и «назначить стрелочника» у них не получится. Об этом заявлял президент России Владимир Владимирович Путин, делались соответствующие заявления Минобороны и других ведомств.

Достаточно посмотреть «Извещения мореплавателям» (международный сборник, уведомляющий о всех изменениях и нововведениях в навигационной обстановке морей всего мира, а также о вновь обнаруженных морских опасностях – прим. ред.), чтобы убедиться в том, что гражданское судоходство в Черном море никем, кроме самой Украины, не блокируется. К тому же инфраструктура украинского порта Измаил на Дунае вполне пригодна для вывоза зерна в любом направлении. На самом Дунае, включая этот порт, и на подходах к нему из Черного моря, помимо судов других государств, лоцируются и суда под флагом Украины.

Поэтому заявления в СМИ, чьи бы они ни были, о готовности нанести удар по Черноморскому флоту из Средиземного моря через воздушные пространства других государств, пусть даже и членов НАТО – пока не более, чем «холостой выстрел», сотрясающий воздух. Впрочем, не буду отрицать его возможность в принципе, потому что может найтись «горячая голова»…

close

100%

– Как действуют авианосные группировки США и как им может противостоять российский флот?

– Ни для кого не секрет, что у США самый большой опыт применения АУГ, которые являются центральным звеном всех их морских концепций со времен Второй мировой войны. Но если во Второй мировой они применялись в морских сражениях на Тихом океане против флота Японии по принципу «флот против флота», то в послевоенных вооруженных конфликтах основным принципом применения стал «флот против берега».

При этом в обоих случаях основной ударной силой была палубная авиация. По мере развития технологий, а за ними и средств поражения, удельный вес авиации в ударах по объектам на территориях атакуемых государств стал смещаться в пользу крылатых ракет морского базирования, но не заменил ее.

В военных образовательных учреждениях тому, как действует АУГ и как ей можно противостоять, посвящаются отдельные лекции. Задача по поражению АУГ противника вполне решаема для ВМФ России совместно с Воздушно-космическими силами. Для этого уже созданы и новые ракеты, включая гиперзвуковые «Циркон» и «Кинжал».

Относительно преимущества флота, у которого есть авианосец, следует отметить, что в послевоенный период АУГ США применялись практически в полигонных условиях, не имея реального противодействия со стороны оппонентов. В отношении России и Китая такой вариант не пройдет – отпор будет неминуемым.

– В США создают стелс-авианосцы типа Gerald R. Ford, которые отличаются от прежних типа Nimitz внедрением ряда новых технологий. На них и электромагнитная катапульта, и новая конструкция аэрофинишера, и новая конструкция подъемников – доля новизны зашкаливает за 50%. Не сыграет ли такой избыток новшеств со стелс-авианосцами злую шутку?

– Американцы обладают не только уникальным опытом применения авианосцев, но и огромным опытом их проектирования и строительства – это объективно. Авианосец в ВМС США, а точнее АУГ – это священная корова, инструмент проецирования силы в любом кризисном районе Мирового океана.

Что касается конструкции корпуса, то стелс-авианосца из Gerald R. Ford не получилось. Строился он на основе конструктивных решений авианосцев Nimitz. Проблем у этой американской мечты, судя по информации из открытых источников, действительно много, и чем закончится процесс доводки авианосцев типа Gerald R. Ford, можно только гадать.

Думаю, что они найдут необходимые решения, но ценой отказа от некоторых недоработанных систем в пользу отработанных серийных при строительстве последующих кораблей этого типа.

– В строю ВМС США находятся 11 авианосцев. У России – фактически нет ни одного подобного корабля. Единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» стоит на ремонте и вернется в строй, по последним данным, в 2024 году. Нужен ли ВМФ России еще авианосец или несколько авианосцев?

– Необходимость наличия авианосцев в СССР и России обсуждается со времен окончания Великой Отечественной войны. Их строительство предусматривалось в двух десятилетних программах с 1946 по 1955 год и с 1956 по 1965 год. Эти программы предлагал адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, но их отвергло руководство государства.

Только благодаря усилиям адмирала флота Советского Союза, организатора отечественного ракетно-ядерного флота Сергея Георгиевича Горшкова, годы управления ВМФ СССР которого считаются золотым веком военного кораблестроения, с 1971 по 1990 год удалось построить пять авианесущих кораблей и еще два находились на заводе в Николаеве в разной степени готовности.

Трудно представить, с какими чувствами морские офицеры в перестроечно-постсоветское время вынуждены были молча наблюдать за тем, как режут флот «на иголки» и продают «Новороссийск» в Южную Корею, «Киев», «Минск» и «Варяг» – в Китай, а «Горшков» – в Индию. Два последних хотя бы продолжают нести службу в дружественных государствах под другими именами, но ведь могли бы и у нас.

Благодаря решительным действиям командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова «Адмирала Кузнецова» под командованием капитана 1 ранга Виктора Степановича Ярыгина, после получившего звание вице-адмирала, удалось «увести из-под носа» Украины на Северный флот.

Согласно Основам государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, которые утверждены указом президента России в 2017 году, в качестве одного из приоритетов в области строительства и развития ВМФ планируется создание морского авианесущего комплекса.

То есть положительные решения по этому вопросу приняты.

– «Адмирал Кузнецов» прошел боевое крещение в Сирии. Он, конечно, вернется на флот после ремонта, но в стратегическом смысле насколько он самодостаточен?

– Ни один авианосец, чей бы он ни был, не является самодостаточным. Поэтому и стоит задача о создании морского авианесущего комплекса. Проще говоря, речь идет не о строительстве отдельно взятого авианосца, а о комплексном подходе к решению этой задачи.

Думаю, что целесообразно рассматривать ее в рамках создания авианосных соединений, какие и были у нас в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Разумеется, что это не только авианосцы. В их состав должны быть включены многоцелевые корабли океанской и дальней морской зон, отвечающие современным и даже перспективным требованиям по системам вооружения и управления.

close

100%

– Почему у ВМФ России за 30 лет не появились новые авианосцы? В чем причины: производственных возможностях, доках базирования? И есть ли возможности у России сегодня в принципе построить авианосец?

– Это печальная история в строительстве и развитии российского флота. Руководящая и направляющая роль КПСС привела к развалу страны – действующие лица известны и добавить тут нечего…

Все наши авианесущие крейсеры строились в Николаеве, то есть на территории Украинской ССР. Других производственных мощностей для таких крупных кораблей не было. После распада СССР не было денег даже на зарплаты. На содержание, топливо, ремонт, доведение до ума системы базирования, докование и прочие корабельные радости финансирование шло в очень ограниченном объеме.

В настоящее время строительство крупных кораблей и судов в России постепенно восстанавливается, осваиваются новые технологии, приобретается новый опыт.

Как известно, часть корпусов для российских кораблей по проекту «Мистраль» строилась в Санкт-Петербурге. Модернизация «Горшкова» для ВМС Индии производилась на Северном машиностроительном предприятии. На заводе «Залив» в Керчи строятся универсальные десантные корабли проекта 23900. Идет к завершению создание судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке, крупная судоверфь строится компанией «Новатэк» в Мурманске.

Так что, где строить свой новый авианосный флот Россия найдет.

– Меняются ли на фоне спецоперации на Украине и связанной с ней деятельностью сил НАТО задачи ВМФ России? США создали десятки кораблей для присутствия в дальней морской зоне, в то время как Россия действовала преимущественно в ближней. Нужно ли нам отходить от своих берегов?

– Исходя из опыта своей службы, думаю, что задачи не меняются. Непосредственное участие в специальной военной операции принимает Черноморский флот, остальные флоты и Каспийская флотилия занимаются плановой подготовкой и выполнением свойственных задач в ближних и дальних морских зонах. С 2013 года в Средиземном море создано и выполняет задачи на постоянной основе оперативное соединение ВМФ России, так что присутствующий там авианосец США Harry Truman без должного внимания не останется.

Конечно, масштабы присутствия ВМФ России в Мировом океане, по сравнению с советским временем, сегодня намного скромней. Например, в 1982 году боевую службу выполняли 209 подводных лодок, 149 надводных кораблей. Было 3000 самолетовылетов морской авиации.

Потом было и время, когда мы стояли у причалов и выходили в море только для поддержания минимально допустимого уровня подготовки. Перемены к лучшему наступили в начале 2000-х годов. Флот стал постепенно возвращаться в Мировой океан и доставлять хлопоты «западным партнерам».

Могу привести некоторые примеры, так как многими из них занимался непосредственно: развертывание отрядов боевых кораблей во главе с крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» в Атлантику и Средиземное море в 2004, 2007, 2011 и 2016 годах, поход на Северный полюс ракетной подводной лодки «К-84» в 2006 году, крейсера «Петр Великий» и большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» в Венесуэлу в 2008-2009 годах с выходом в Тихий океан Панамским каналом («Чабаненко») и вокруг Африки в Аденский залив («Петр Великий»), переход крейсера «Петр Великий» с Северного на Тихоокеанский флот южным маршрутом в 2010 году и развертывание в Арктику в 2012 году, поход отрядов боевых кораблей Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов к берегам Австралии в 2014 году и многие другие.

Поэтому говорить о том, что «Россия действовала преимущественно в ближней зоне» не совсем верно.

Как построить рынок — Россия в глобальной политике

Вопросы формирования рынка являются центральной темой общественных дискуссий не только в России, но и в странах Европейского союза. Евросоюз начал этот процесс почти полвека назад и теперь работает над созданием Единого внутреннего рынка, охватывающего 25 государств. Россия приступила к рыночному строительству много позже, сосредоточив основное внимание на своем внутреннем пространстве. Хотя Россия и ЕС находятся на различных стадиях рыночного строительства, их экономики могут быть охарактеризованы как переходные. К тому же и перед Россией, и перед Европейским союзом стоит непростая задача установить друг с другом связи на основе договоренностей о сотрудничестве, соответствующих международным стандартам.

В этих условиях Евросистема (Европейская система центральных банков, объединяющая Европейский центральный банк, а также национальные центральные банки государств, входящих в еврозону. – Ред.) и Банк России начали работу над крупным совместным проектом в сфере банковского надзора. Сегодня Европейский центральный банк, девять центральных банков стран, входящих в зону евро, и три контрольных органа ЕС передают Банку России свой опыт в сфере укрепления и поддержания стабильной финансовой системы. При этом все ясно осознают тот факт, что главная цель совместного проекта – повысить эффективность экономики.

В наши дни можно услышать сетования по поводу слишком медленного хода рыночного строительства. Некоторые, например, обеспокоены действиями России, воспринимая их как отклонение страны от курса реформ в сторону чрезмерного усиления государственного влияния. В то же время Евросоюз порой представляют «слишком бюрократизированной, утратившей былой динамизм организацией». А кроме того некоторые обозреватели разочарованы отношениями, установившимися между Европейским союзом и Россией после подписания ими Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Подобные настроения суть отражение наивной и ошибочной уверенности в том, что построить рынок просто. Рыночное строительство – начинание нелегкое и по определению долгосрочное, о чем свидетельствует более чем тридцатилетний европейский опыт. Этот опыт свидетельствует также о том, что цели, поначалу многим казавшиеся иллюзорными, все же достижимы, несмотря ни на какие препятствия. Так что трудности или даже неудачи не должны отвлекать от выбранного курса, поскольку любое отклонение почти наверняка заведет в тупик.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ

В последние два десятилетия Россия и ЕС запустили беспрецедентные проекты в сфере рыночного строительства: Евросоюз принял решение о создании Единого внутреннего рынка (1986 год), а Россия после более семидесяти лет централизованного планирования начала в 1992 году переход к рыночной экономике. И хотя в рамках обоих проектов был достигнут значительный успех, осталось много нерешенных задач.
Почему же рыночное строительство требует столько времени и усилий? Конечно, важную роль играют политические факторы. Формирование рынка предполагает перемены настолько фундаментальные, что политические препятствия возникают почти на каждом его этапе: ведь всегда есть группы или коалиции, заинтересованные в сохранении статус-кво. Поэтому необходимо сильное гражданское общество, в котором различные или даже противоположные интересы сталкиваются в рамках открытой общественной дискуссии. С политической точки зрения это подразумевает готовность к возможному принятию в краткосрочной перспективе непопулярных мер, преследующих, однако, достижение долгосрочной цели. Это означает также делегирование полномочий по выполнению задач рыночного строительства компетентным и независимым институтам. С экономической же точки зрения от этого больше всего выигрывают простые потребители, интересы которых обычно приносятся в жертву интересам сильных производителей.

Но в то же время мы должны признать, что создание рынка само по себе осложнено определенными обстоятельствами. И история, и теория указывают на то, что знаменитая «невидимая рука» Адама Смита творит чудо «обогащения наций» только в том случае, если спонтанные усилия индивидуумов, преследующих собственные интересы, направляются в единое русло и регулируются, исходя из принципа верховенства закона. Более того, рынки не всегда идеальны – взять хотя бы финансовую сферу, подверженную нестабильности и кризисам. Хотя несовершенства и неудачи нередко связаны с государственным вмешательством, они в первую очередь – следствие внешних факторов. Существенная роль отводится здесь также информации, недостаток которой приводит к тому, что самостоятельные действия индивидуума, стремящегося к получению максимального дохода, наносят вред окружающим. Экономисты характеризуют такое поведение как связанное с «моральным риском». Например, банки с недостаточным оборотным капиталом часто осуществляют рискованные операции по инвестированию, в случае неудачи которых бЧльшую часть убытков приходится нести не владельцам банка, а его вкладчикам. Задача пресечения подобных случаев возложена на банковский надзор, в рамках которого выдвигается требование наличия минимального объема капитала, а также стимулируется более осмотрительное инвестирование со стороны банков.

Тот факт, что рынок может не работать или работать недостаточно эффективно, означает, что экономика нуждается в правовой и институциональной системе, а также в других государственных механизмах. В реальности существует множество рынков, различных по объему, способам функционирования, степени риска и сложности проблем. Продовольственная торговля, к примеру, осуществляется на местном уровне и далеко не так уязвима, как сфера государственных или международных финансов. Любая нормативная система, любые формы государственного вмешательства призваны учитывать как это многообразие, так и специфику секторов, товаров и услуг. В целом государственная политика должна всегда брать в расчет две задачи. Во-первых, государству следует принимать во внимание риски, связанные с имеющимися недостатками и неудачами. Во-вторых, оно обязано предоставлять максимум самостоятельности индивиду, создающему, поддерживающему и налаживающему собственный бизнес. Это значит, что нормативную систему необходимо строить исходя из наличия у экономики политического и рыночного аспектов, связь между которыми должна носить гармоничный характер.

Правовая и институциональная системы – неотъемлемая часть рыночного строительства. Наличие соответствующих институтов позволяет снизить операционные издержки и облегчить процесс обмена, вселив в его участников уверенность, что сильная третья сторона обеспечит выполнение контракта. Когда подобная система отсутствует или не отвечает существующим потребностям, экономическая эффективность оказывается значительно ниже; кроме того, алчность и погоня за личными интересами приводят к дезорганизации, недостатку доверия и злоупотреблениям. Несомненно, что для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы верховенство закона или прочная система общественных соглашений.

При нормальных обстоятельствах, то есть когда в экономике наведен порядок, ее политическая и рыночная стороны развиваются сбалансированно. Но для достижения такого порядка России и Европейскому союзу понадобилось приложить особые усилия по смене правового режима.

Для подобных перемен не существует универсальных проверенных способов, поскольку разработка норм и правил эффективна только тогда, когда они отражают особенности экономической и общественной жизни страны. Что касается ЕС, то там необходимо было почти полностью переписать национальные законодательства, касающиеся экономической сферы, а это, в свою очередь, было возможно только при ограничении экономических суверенитетов стран-членов. Создание Единого внутреннего рынка потребовало отказаться от принятия решений по принципу единодушия в пользу принципа большинства, введенного Единым европейским актом от 1986 года. И как бы ни было трудно разрабатывать новые законы, еще сложнее создать надлежащие органы, которые бы применяли эти законы, обеспечивали и контролировали их соблюдение и устанавливали санкции за их нарушение.

Залог эффективной работы любого государственного органа – доверие к нему со стороны населения. Это относится и к местным администрациям, отвечающим за регистрацию и лицензирование новых фирм. Проявление и поддержание доверия к государственным институтам – сложная проблема, имеющая несколько аспектов. Это, во-первых, сама законодательная система, поскольку она должна обеспечить институты необходимыми и адекватными средствами для достижения поставленных перед ними целей. Во-вторых, все, что связано с прозрачностью и подотчетностью, предоставлением информации, функциями и структурой институтов. Но самое главное – время, ибо заслужить доверие сразу невозможно. За тот или иной институт говорит его «послужной список», который и определяет рейтинг доверия к нему со стороны заинтересованных лиц и общества в целом. Бюрократизм, непрозрачность и коррупция являются зачастую главными причинами того, что государственные институты иногда становятся тормозом процесса, для продвижения которого они были созданы.

РЫНОЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Добиться гармонии между рыночной и политической сторонами экономики сложнее всего именно на глобальном уровне.

Вместе с тем согласованный набор стандартов и правил больше всего необходим как раз на этом уровне, поскольку участники международных процессов обладают еще меньшей полнотой информации. Разные обычаи, несходные культуры бизнеса, различие языков, законодательных и институциональных систем создают дополнительные препятствия в сфере обмена товаров и услуг.

За последнее время глобальный обмен товаров и услуг расширяется быстрыми темпами, несмотря на то, что политическая сторона экономики имеет немало изъянов. Доля международной торговли в мировом ВВП, составлявшая около 30 % в 1990 году, к 2003-му превысила 42 %. Те же тенденции наблюдаются на международных фондовых рынках, а также и в том, что касается прямых зарубежных инвестиций и миграции населения. За это время законодательная и институциональная системы, регулирующие международные операции, усовершенствовались и укрепились, однако они по-прежнему не соответствуют ситуации и развиты значительно слабее любой другой из внутригосударственных систем. Всемирная торговая организация (ВТО) определяет основные законодательные принципы международной торговли, в то время как в финансовой сфере сотрудничество осуществляется менее формально – через комитеты по секторам (такие, как Базельский комитет по банковскому надзору и Комитет по платежным и расчетным системам, устанавливающий мировые стандарты, соблюдение которых контролируется Международным валютным фондом). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вырабатывает принципы корпоративного управления. Принципы финансовой отчетности вводятся Коллегией по международным стандартам бухучета. Форум по финансовой стабильности соответственно контролирует и координирует деятельность по сохранению и укреплению финансовой стабильности. Независимо от формы и статуса стандарты, правила и постановления, принимаемые этими органами, влияют на международный «имидж» государств, поскольку соблюдение стандартов de facto – ключевое условие полноценного участия в мировом экономическом процессе. Поэтому России было бы выгодно добиться полного соответствия этим международным стандартам.

Рыночное строительство в межгосударственном масштабе требует больше времени и приносит менее заметные результаты, нежели создание рынков в масштабе страны. Труднее всего оно осуществляется на глобальном уровне – ведь в мире более 180 суверенных государств. Региональная интеграция и кооперация, как в случае с СНГ или ЕС, занимает промежуточное положение между внутригосударственной и глобальной деятельностью. Она часто позволяет поднять эффективность рыночного строительства в сфере торговли, финансов и инвестиций до уровня, который для глобальной экономики представляется достижимым лишь в отдаленном будущем. Взаимные связи в регионе укрепляются быстрее, чем в масштабах целой планеты. Показательно то, что для характеристики процесса интеграции наиболее пригодна модель, основанная на двух переменных – экономическом потенциале и расстоянии между торговыми партнерами. Подобное наблюдается и в сфере интернационализации производства и финансовой деятельности. Более того, географическое соседство зачастую предполагает не только взаимные интересы, но и общее политическое и культурное наследие, что находит отражение в учреждении сходных институтов и введении стандартов, которые облегчают процесс сближения нормативных систем и создания общих органов. Поэтому договоренности о межгосударственном сотрудничестве, как правило, сильнее влияют на производство и благосостояние тех стран, которые находятся внутри одного региона, а не удалены друг от друга.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

Уже много лет Россия является пятым по значению торговым партнером Европейского союза; на нее приходится около 5 % общего объема торговли ЕС. При этом он играет более важную роль в жизни России, поскольку больше 50 % общего объема российской торговли приходится на страны, входящие в расширенный Евросоюз. Примерно 70 % российского экспорта в страны ЕС относятся к сфере энергетики; на ЕС приходится около 50 % от общего объема экспортируемой Россией энергии. Экспорт из стран – членов ЕС отличается бЧльшим разнообразием, причем первое место занимает машинное оборудование (20 %), а второе – электронная аппаратура (12 %).

Хорошо развиты также финансовые отношения: доля Евросоюза в суммарном объеме иностранных инвестиций в Россию – самая значительная. Займы, основной источник иностранного капитала для РФ, выдаются преимущественно европейскими банками. Почти 90 % неуплаченного банковского долга РФ приходится на те из них, которые подотчетны Банку международных расчетов (BIS). Напротив, объем прямых инвестиций со стороны европейских компаний по-прежнему низок, однако и он растет – в основном в сфере розничной торговли, банковской деятельности и автомобилестроения. Это говорит о том, что европейские компании все больше склонны учитывать емкость российского рынка для европейских товаров и услуг, причем благодаря значительному росту в последние пять лет этот рынок выглядит все более привлекательным.

Европа и Россия – экономические пространства, связанные между собой исторически и географически. Многое их объединяет также в культурной и образовательной сферах. Сегодня взаимоотношения Европейского союза и России базируются на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которое, помимо прочего, имеет целью укрепление коммерческих и экономических связей вплоть до возможного создания зоны свободной торговли России и ЕС. Обе стороны согласны, что уровень сотрудничества между Россией и Евросоюзом должен быть выше. Более десяти лет прошло с момента подписания соглашения, но, увы, на сегодняшний день сторонам не удалось добиться желаемого успеха.

Между тем для достижения прогресса необходимы четкое видение будущего, последовательность и реализм. Видение будущего позволит определить направление движения и обеспечить сохранение добрых отношений между партнерами невзирая на эпизодические «микроконфликты», как их недавно охарактеризовал президент Путин. Постановка задачи по созданию Общего европейского экономического пространства между Россией и ЕС, охватывающего почти 600 миллионов человек, является примером такого видения, и продвижение к этой цели требует сближения в законодательной сфере.

Последовательность необходима потому, что она подразумевает осуществление конкретных шагов всякий раз, когда это возможно. К числу уже предпринятых действий относится соглашение между Европейским союзом и Россией о вступлении последней в ВТО, поскольку членство в этой организации сделает более прозрачными и предсказуемыми происходящие в России процессы, а кроме того будет способствовать снижению тарифов.

Наконец, реализм способствует нахождению компромисса в тех областях, где возможность консенсуса пока исключена в силу слишком разнящихся интересов. В этом смысле положительным примером снова являются переговоры ЕС и России относительно членства последней в ВТО. Поначалу проблемы реформ и ценовой политики в энергетическом секторе серьезно препятствовали сближению, но сторонам все же удалось прийти к соглашению об удвоении цены на российскую энергию для промышленных потребителей к 2010 году.

АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

Устойчивость валютного курса – важнейший фактор рыночного строительства, и обеспечить стабильность валюты – главное, что может в этой связи сделать центральный банк. Порядок в государственных финансах, умеренная политика в сфере заработной платы и рациональное поведение финансового сектора также играют ключевую роль. Поэтому, когда страны с централизованной экономикой приступили к процессу рыночного строительства, политике стабилизации валютного курса придавалось весьма существенное значение, ибо только в таких условиях могло проявиться благотворное влияние приватизации, либерализации цен и реформы управления, которые сами по себе сыграли огромную роль. С аналогичной ситуацией мы столкнулись и в Западной Европе, когда в центре активной полемики вокруг целей и структуры Европейского валютного союза явно фигурировали вопросы поддержания ценовой стабильности и независимости от Европейского центрального банка.

Что касается валютной стабильности, то за последние 15 лет и в России, и в Евросоюзе наблюдается значительный прогресс. В России инфляция снизилась с уровня примерно 100 % почти до показателей, выраженных одноразрядными числами; обменный курс оставался по большей части стабильным, процентные ставки достигли самой низкой отметки с начала переходного периода, а государственный бюджет сохранял положительное сальдо. Что касается ЕС, то там напряженность вокруг валютных вопросов, высокая инфляция в ряде стран, валютные кризисы и дисбаланс в макроэкономической сфере были устранены в преддверии перехода к единой валюте и с той поры больше не возникали. Зона евро – это зона стабильных цен и низкого уровня долгосрочных процентных ставок.

Стабильность обменного курса, с одной стороны, оказывает позитивное влияние в пределах валютных зон, имеющих торговые отношения, поскольку, как правило, позволяет избежать значительных перепадов курса. С другой же стороны, обязательства по поддержанию определенного валютного показателя могут идти вразрез с внутригосударственными задачами, а фиксированный курс – противоречить нуждам экономической адаптации. В любом случае в мире высокой подвижности капитала государству трудно одновременно сохранить и приверженность своим обязательствам, и фиксированный валютный курс. Подобные попытки привели в конце концов к краху фиксированного курса 1973 года и введению плавающего курса основных валют.

Евро – плавающая валюта, и для этого есть все основания, учитывая, что зона евро в известной степени отличается закрытостью экономики. Кроме того, географическая диверсификация торговли данной зоны достигла высокого уровня, причем на США – нашего основного торгового партнера – приходится менее 15 % товарооборота. Внешний долг стран зоны евро в основном выражен в евро, и их население практически не хранит иной валюты в банках зоны.

Иное дело – Россия, которая на протяжении большей части постсоветского периода привязывала свою валюту к американскому доллару. Это обусловлено прежде всего тем, что природные ресурсы, торгуемые на мировой арене, где цены и платежи исчисляются в долларах, составляют для России основную экспортную статью. Финансовые связи России с глобальным экономическим пространством в первую очередь основываются на долларе. БЧльшая часть российского внешнего долга выражена в долларах; в стране преобладают долларовые накопления и валютные счета.

Таким образом, в то время как географическая структура российской внешней торговли тяготеет к Европе и евро, основной валютой остается доллар. Следовательно, конкурентоспособность российской экономики до определенного предела косвенно зависит от колебаний курса доллара по отношению к евро. Если в близкой и среднесрочной перспективе связи между ЕС и Россией окрепнут, такое несоответствие может еще больше усилиться.

В связи с этим Центробанк России за последние два года скорректировал свою политику относительно обменного курса. Сегодня он уделяет больше внимания фактическому обменному курсу рубля, на котором также отражаются колебания в соотношении обеих валют. Более того, отмечается постепенное увеличение доли евро в валютных резервах России.

В наши дни нередко приходится слышать призывы к дальнейшему расширению практики фактурирования (выставление счета-фактуры. – Ред.) и расчетов в евро в сфере российско-еэсовской торговли. Прежде всего это касается поставок электроэнергии. Учитывая вышесказанное, неудивительно, что возможность выставления счетов в евро при экспорте электроэнергии из России в страны Европейского союза активно обсуждалась в ходе дискуссий о валютных и финансовых аспектах отношений ЕС – Россия. В любом случае выбор валюты для фактурирования и расчета – вопрос, решаемый в рамках частных контрактов. Власти не могут и не должны в него вмешиваться.

Использование выписанных в евро счетов за электроэнергию породило бы ряд сложных вопросов. Функционирование стандартизированных глобальных рынков, подобных энергетическому, теснейшим образом связано с выбором валюты. Экономический анализ показывает, что так называемые сетевые экстерналии (сетевые эффекты. – Ред.) ведут к применению только одной валюты. Частичный переход на другую денежную единицу может вызвать снижение прозрачности, подвижности и эффективности рынков. С другой стороны, учитывая, что более 50 % общего объема российской торговли приходится на ЕС, может случиться, что России будет все менее выгодно ставить свою конкурентоспособность по отношению к основному торговому партнеру в зависимость от колебаний евро-долларового курса. А доминирующая роль природных ресурсов в структуре российского экспорта и стремление руководства диверсифицировать экспорт и производство делают данную проблему еще актуальнее.

В конце мая нынешнего года в Хельсинки прошел весьма представительный по своему составу семинар «Объединенная Евросистема – Банк России», в ходе которого состоялся широкий обмен мнениями по вопросам валютной и курсовой политики, торговых и финансовых связей между нашими странами и развития их внутренних банковских секторов. Этот диалог, так же как проект ТАСИС «Банковский надзор и отчетность», отражает нашу уверенность в том, что для решения проблем и задач валютной сферы региональных и глобальных рынков необходимо сотрудничество между соответствующими институтами обеих сторон.

В то же время надо учитывать, что валютные отношения – это лишь один из аспектов рыночного строительства. Следует добиться прогресса во многих сегментах экономики – от энергетики до финансов, от сферы трудовых ресурсов до внешней торговли. Только проводя реформы и создавая надлежащие структуры можно смягчить обеспокоенность по поводу возможного снижения динамики реформ и недостаточной диверсификации.

Рыночное строительство – процесс непростой и долгосрочный. Но учитывая его огромный потенциал в деле повышения уровня жизни и благосостояния наших граждан, Евросоюз и Россия много выиграют, если выберут правильный курс. Это относится к нашим усилиям и на внутреннем, и на региональном, и на международном уровне.

основных партий Финляндии поддержали планы строительства забора на границе с Россией | Финляндия

Основные политические партии Финляндии поддержали строительство забора вдоль части границы страны с Россией, и ожидается, что работа на коротком пилотном участке начнется, как только будут выделены средства, сообщают финские СМИ.

Соседняя Норвегия, которая также граничит с Россией на крайнем севере, в среду заявила, что арестовала седьмого гражданина России, подозреваемого в незаконных полетах дронов или фотографировании в запретных зонах в последние дни.

Премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре заявил, что для иностранной разведки «очевидно неприемлемо летать беспилотниками» над страной после того, как полиция объявила о задержании в понедельник сына доверенного лица Владимира Путина.

Финская телекомпания YLE сообщила, что встреча во вторник вечером между премьер-министром Санной Марин и представителями всех основных партий подтвердила межпартийную поддержку планов, предложенных в прошлом месяце финской пограничной службой.

Хельсинки все больше беспокоят широкомасштабные незаконные пересечения восточной границы протяженностью 830 миль (1340 км), которую он разделяет с Россией — самой длинной из всех стран ЕС, — поскольку тысячи россиян бегут от частичной мобилизации Москвы в ответ на ее прерывистую войну в Украина.

Он также обеспокоен перспективой использования Москвой организованной массовой миграции в качестве формы гибридной войны, в чем в прошлом году обвинили Беларусь Польша и прибалтийские государства Латвии и Литвы.

«Мы были согласны с необходимостью», — сказала Марин после встречи. «Теперь правительство внесет конкретные предложения в парламент». По ее словам, финансирование пилотной секции будет принято на голосование к началу следующего месяца.

— Это вопрос обеспечения надлежащего наблюдения за границей Финляндии, — сказал Марин. «Мы хотим, чтобы наши пограничники имели достаточную поддержку для осуществления надлежащего и эффективного пограничного контроля, и мы должны быть готовы к любым деструктивным ситуациям».

Пограничная служба Финляндии в прошлом месяце предложила построить забор высотой в несколько метров, увенчанный колючей проволокой и оснащенный камерами наблюдения и датчиками вдоль 160 миль границы — примерно 20% от ее общего количества.

Забор защитит районы, определенные как представляющие потенциальный риск крупномасштабной миграции из России, в основном на юго-востоке Финляндии, где большая часть движения пересекает границу, а также вокруг пограничных станций на севере страны.

По оценкам пограничников, реализация проекта займет до четырех лет и может стоить несколько сотен миллионов евро. Окончательное утверждение основного этапа может быть отложено до апреля, когда в Финляндии должны состояться парламентские выборы.

Подозреваемый, задержанный в Норвегии, оказался Андреем Якуниным, сыном бывшего главы РЖД Владимира Якунина, которого считают приближенным к Путину. Полиция заявила, что он управлял дроном в стратегически важном районе Шпицбергена.

Ранее на этой неделе Норвегия, которая в настоящее время является крупнейшим поставщиком газа в Западной Европе и находится в состоянии повышенной готовности после предполагаемого в прошлом месяце саботажа газопровода «Северный поток», заявила, что арестовала четырех российских граждан, которые на прошлой неделе были замечены за незаконным фотографированием объектов.

Полиция не опознала четверых, которые везли фототехнику и другие фотоматериалы, но сообщила, что они прибыли в Норвегию из Финляндии и представились туристами.

Еще двое россиян были арестованы в Норвегии на прошлой неделе, оба с дронами. У одного были фотографии военных вертолетов и аэропортов, а у другого, у которого было два российских паспорта, был частично зашифрованный тайник с фотографиями и видео объемом 4 терабайта.

Тем временем министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто предупредил, что задержки Турции с ратификацией заявки Хельсинки на вступление в НАТО угрожают безопасности всего Северного региона. Он сказал, что его страна будет сопротивляться любым попыткам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана отделить заявку Финляндии в НАТО от заявки Швеции.

Турция и Венгрия — единственные два оставшихся члена НАТО, которые еще не ратифицировали совместную заявку НАТО Финляндии и Швеции, при этом Турция требует от обеих стран сначала выдать Турции со своей территории тех, кого Анкара считает курдскими террористами.

Ссылаясь на недавнее нападение на газопровод «Северный поток», Хаависто сказал: «Мы живем в неспокойные времена с точки зрения безопасности, и чем раньше мы также попадем под действие статьи 5 НАТО и сможем внести свой вклад в оборону НАТО, тем лучше в сложившихся обстоятельствах. Любая задержка в укреплении безопасности на Балтийском море вызывает озабоченность.

«Взрыв газопровода «Северный поток» показал, что конфликт приближается к нам. Когда вы откладываете, вы должны учитывать, что это оказывает побочное влияние на ситуацию с безопасностью в странах-кандидатах и ​​во всем регионе».

В попытке ускорить процесс ратификации перед саммитом НАТО в июне Финляндия и Швеция подписали меморандум о взаимопонимании с Турцией о том, как такие вопросы, как экстрадиция террористам и обвинения в терроризме, будут решаться в обеих странах. Турция обвиняет Швецию, в частности, в укрывательстве сторонников РПК.

Многие наблюдатели считают, что Эрдоган торгуется с Финляндией отчасти для того, чтобы выглядеть жестким внутри страны в преддверии выборов в следующем году.

Отвечая на вопрос о предложении об ограждении, Хаависто сказал, что его пограничные эксперты сообщили правительству, что некоторые части границы уязвимы для наплыва просителей убежища, и сказал, что ограждение может быть как электронным, так и физическим.

Он сказал, что на данный момент в Финляндию въехало 40 000 россиян, некоторые из которых вернулись или переехали, добавив, что суды должны определить, может ли убежище быть предоставлено просто на том основании, что заявитель не желает воевать за Россию. в Украине.

«Могут быть основания для поиска убежища на том основании, что призывник не желает совершать нарушения прав человека в российской армии», — сказал он.

Как Россия нарастила военную мощь

Эта история была обновлена. Посетите последнюю карту Украины.

Россия продолжает стягивать силы на границе с Украиной, и в настоящее время войска окружают страну со всех сторон, в том числе в Белоруссии и Приднестровье, сепаратистском регионе Молдавии, поддерживаемом Россией.

Источник: Rochan Consulting. Нью-Йорк Таймс Примечание. Количество вновь прибывших войск в Беларусь, части Крыма и западную часть России является приблизительным.

Наращивание российских войск у границы с Украиной вызвало у западных и украинских официальных лиц опасения, что Кремль может готовиться к масштабным военным действиям, возможно, к вторжению. На этой карте, составленной The New York Times, показаны войска, танки и тяжелая артиллерия, выдвигающиеся на позиции, которые угрожают расширить конфликт на востоке Украины и потенциально открыть новый фронт на северной границе Украины, ближе к столице Киеву. Оттуда они также могут угрожать странам на восточном фланге НАТО.

По данным украинских военных, в настоящее время на границе с Украиной находится около 130 000 военнослужащих России. По оценкам спецслужб США, Кремль разработал планы военной операции с участием до 175 000 военнослужащих, которая может начаться в ближайшие недели. Хотя неясно, решил ли президент России Владимир В. Путин начать атаку — и в последние недели Москва неоднократно заявляла, что не планирует этого делать, — аналитики говорят, что страна находится на правильном пути к строительству архитектуры. необходимо для серьезной военной интервенции в Украине.

Эта карта представляет собой снимок текущих российских позиций, а также общие оценки численности войск и видов техники, дислоцированных в пределах досягаемости Украины.

Он основан на информации, полученной украинскими и западными официальными лицами, а также независимыми военными аналитиками и спутниковых снимках.

По мнению официальных лиц и военных аналитиков, большая часть наращивания до сих пор связана с войсками и техникой, для развертывания которых требуется время, включая танки и тяжелую бронетехнику, некоторые из которых доставляются поездами с баз даже в Сибири.

Аналитики считают, что перед началом серьезной военной операции России необходимо разместить резервистов и логистическую инфраструктуру, например полевые госпитали, которых до недавнего времени не было на позициях вблизи Украины. Но эти подразделения вместе с дополнительными войсками перемещаются в некоторые районы российской дислокации, говорят украинские и западные официальные лица.

До сих пор большое внимание уделялось наращиванию сил вблизи двух отколовшихся областей на востоке Украины, Донецкой и Луганской, где украинские военные с 2014 года ведут войну с поддерживаемыми Россией сепаратистами.

Сепаратистские силы, в состав которых входят российские войска и украинские боевики, выступающие против власти Киева, насчитывают около 30 000 человек, по оценке украинских военных.

По данным украинских властей, с начала 2021 года Россия перебросила еще пять батальонных тактических групп в приграничный район возле Луганска и Донецка, в том числе около 5000 солдат, направленных для усиления примерно 12000 человек, постоянно дислоцированных там.

Не менее значительными, по мнению официальных лиц и военных аналитиков, являются силы, сосредоточенные к северу от Украины в таких районах, как Клинцы, в месте, где сходятся украинская, российская и белорусская границы. Россия также начала перебрасывать войска, бронетехнику, истребители и передовые зенитные системы в Белоруссию, союзника России и северного соседа Украины, увеличив свои силы в пределах досягаемости Киева. Министерство обороны России заявляет, что наращивание контингента в Беларуси предназначено исключительно для военных учений, которые должны начаться 10 февраля.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *