K 219: 30 лет назад в водах Атлантики произошла авария на АПЛ К-219

30 лет назад в водах Атлантики произошла авария на АПЛ К-219

30 лет назад в Атлантическом океане произошел взрыв на советской подводной лодке К-219. Экипаж спасал аварийный атомоход, проявив настоящий героизм и самопожертвование. Чем закончился драматичный поход субмарины к берегам США, вспоминает «Газета.Ru».

3 октября 1986 года в Атлантическом океане произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт подводной лодки К-219. Через три дня после продолжительной борьбы за спасение субмарина затонула на глубине 5500 м.

Бóльшую часть экипажа удалось спасти. События, связанные с лодкой, могли стать причиной серьезного международного конфликта.

К-219 была стратегической атомной подводной лодкой проекта 667А «Навага», которая позже была модернизирована по проекту 667АУ «Налим». Она была спущена на воду 31 декабря 1971 года. Субмарина 128 м длиной и 12 м шириной несла на борту 16 торпед (из них две с ядерными зарядами) и 16 баллистических ядерных ракет РСМ-25У с тремя боеголовками каждая. Предельная глубина погружения лодки составляла 450 м.

Слабые места советских подлодок

За время эксплуатации на К-219 регулярно случались происшествия, связанные с пусковыми установками ракет. 31 августа 1973 года вода попала в шахту №15. В то время протечки ракетного топлива (тетраоксид азота) были довольно частым явлением, и вода, вступив с ним в реакцию, образовала азотную кислоту. В результате произошел взрыв. Один человек погиб, а шахта оказалась полностью затоплена. После происшествия ракетная шахта №15 была выведена из использования, ракета изъята, а крышка наглухо приварена к корпусу. Также в 1986 году в результате неисправности пусковой установки после учений субмарина была вынуждена возвращаться на базу в надводном положении при 8-балльном шторме.

«Повезло, что вертолет упал не на реактор»

30 лет катастрофе вертолета Ми-8 над Чернобыльской атомной станцией

40 лет без Мао

40 лет назад скончался Мао Цзэдун

«Вертолет падал, как горящий факел…»

Летчик рассказал, как у него на глазах был сбит вертолет с десятками абхазских беженцев

4 сентября 1986 года К-219 отправилась в свой последний поход из порта приписки Гаджиево. По плану, субмарина должна была патрулировать побережье США. Командиром субмарины был капитан 2-го ранга Игорь Британов. Из-за сжатых сроков экипажу не удалось выполнить все намеченные ремонтные работы при подготовке атомной подводной лодки к предстоящему плаванию. В частности, выяснилось, что ракетная шахта №6 дает течь, но времени на устранение неисправности уже не оставалось. Также была отключена система, сигнализирующая о поступлении воды в шахту.

Вскоре после погружения в Баренцевом море в ракетной шахте №6 открылась течь, однако командиру Британову об этом доложено не было. Лишнюю воду просто сливали шлангами по два раза в день.

Это могло решить проблему, если бы субмарина просто двигалась на средних глубинах без резких погружений и смен курса. Но советские подводные лодки двигались совсем иначе.

Дело в том, что из-за звуковых искажений и шума, вызванного вращающимся винтом, практически невозможно использовать гидролокатор для обнаружения объектов, находящихся за кормой субмарины. Этим часто пользовались американские подводные лодки, следуя за советскими субмаринами на некотором удалении, правее оси лодки. Так они могли постоянно находиться в «мертвой зоне» советского гидролокатора. Поэтому советские АПЛ часто применяли тактический маневр, получивший в США название «Сумасшедший Иван» (англ. Crazy Ivan). Выполняя подобный маневр, подлодка постоянно меняет глубину и курс вплоть до разворота с целью проверить сонарами «мертвую зону».

Иногда такие маневры могли привести к столкновению субмарин.

Именно во время проведения такого маневра шахта №6 полностью разгерметизировалась. Попытки откачать воду результатов не принесли. Необходимо было срочно всплывать, чтобы давление на глубине не разрушило ракету в шахте. Но на всплытие не хватило времени. Взрыв разрушил внешнюю стенку прочного корпуса подлодки и плутониевые боеголовки ракеты. Через пробоину в корпус хлынул поток воды, и АПЛ «провалилась» до глубины 350 м. В результате реакции воды и ракетного топлива в субмарину начали поступать ядовитые газы. Капитан Британов принял решение продуть все цистерны, чтобы избавиться от балластной воды и одновременно запустить винты подводной лодки для режима экстренного всплытия.

Через 2 минуты АПЛ была на поверхности.

Подвиг матроса

Однако предстояло еще заглушить реактор. Если бы это не было сделано, то весьма вероятно, что в Атлантике произошел бы атомный взрыв реактора и всех оставшихся боеголовок. Но система управления реактором с пульта была уничтожена взрывом. Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний матрос Сергей Преминин были вынуждены отключать реактор в ручном режиме. Температура в отсеке достигала 70°C. Беликову удалось опустить три из четырех компенсирующих решеток, прежде чем он потерял сознание. Работа осложнялась и тем, что от нагрева прогнулись направляющие. Сергей Преминин дважды входил в камеру, пытаясь опустить последнюю, четвертую решетку. Расплавление активной зоны было предотвращено, но покинуть отсек матрос уже не смог. Ни он, ни другие матросы не смогли из-за разницы давления открыть люк отсека, разделяющего реактор от контрольного поста.

Сергей Преминин был посмертно награжден орденом Красной Звезды в 1987 году.

К месту аварии сразу же направились несколько советских судов. Было очевидно, что идти своим ходом АПЛ не может и ее придется буксировать. Миссию буксира должен был выполнить подошедший сухогруз «Красногвардейск». С двух самолетов Ту-95, летевших из Калининграда, были сброшены контейнеры с оборудованием. Часть контейнеров разбилась при ударе о воду, а их содержимое ушло на дно. В оставшихся контейнерах находились изолирующие дыхательные аппараты, но без запаса регенерирующих патронов.

Также в район аварии были направлены советские истребители, базировавшиеся на Кубе, это было сделано с целью продемонстрировать техническую возможность защиты К-219 в случае крайней необходимости, ведь к месту крушения уже начали подходить ВМС США.

«Каждый чувствовал себя бойцом»

75 лет назад началась блокада Ленинграда

Как СССР в Иран вошел

75 лет назад началась операция СССР и Великобритании по оккупации Ирана

«Кузькина мать» до сих пор фонит

Судно «Академик Келдыш» исследовало опасность затопленных радиоактивных объектов

Во время эвакуации экипажа случилось несколько инцидентов, связанных с американскими военными.

Буксир Powhatan попытался перехватить шлюпку с группой офицеров во главе с командиром Британовым и секретными документами. Капитану Данилкину пришлось направить «Красногвардейск» на американский буксир, сообщив по радио о неисправности рулевого управления на судне. Инцидент удалось разрешить. Также в непосредственной близости от спасательных шлюпок эвакуирующейся команды предпринимала беспокоящие маневры с поднятым перископом американская субмарина Augusta (SSN-710).

Эксперты считают, что здесь имела место попытка сфотографировать содержимое лодок и плотов.

Но отбуксировать поврежденную подводную лодку не удалось. Ночью 6 октября по невыясненным причинам оборвался буксировочный трос между «Красногвардейском» и К-219.

Субмарина ушла на дно на глубину около 5500 м. На борту в момент катастрофы находилось 30 ядерных боеголовок.

Моделирование показало, что плутоний не должен выйти на поверхность океана, так как на таких глубинах движение воды практически отсутствует. Но нельзя исключить распространения радиации по пищевой цепочке.

Во время аварии на К-219 погибли: капитан 3-го ранга А. Петрачков, матрос-ракетчик Н. Смоглюк, машинист И. Харченко, матрос С. Преминин. Впоследствии умерли еще четыре члена экипажа. По возвращении в Советский Союз командир Британов был уволен с флота и ожидал суда в Свердловске до мая 1987 года. Однако после смены министра обороны СССР с него были сняты все обвинения.

В августе 2004 года командир Британов выиграл судебный процесс у кинокомпании Warner Brothers, которая в 1997 году сняла художественный фильм об аварии на К-219 «Враждебные воды». Поводом к судебному разбирательству послужило использование в фильме фактов биографии капитана подводной лодки.

Гибель советской атомной подлодки К-219 в Атлантическом океане. Досье

3 октября 2016, 12:59

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 3 октября 2016 г. исполняется 30 лет со дня катастрофы советской атомной подводной лодки К-219, затонувшей в Атлантическом океане.

Атомный ракетоносец стратегического назначения К-219

Заложен 28 мая 1970 г. на Северном машиностроительном предприятии (Северодвинск, Архангельская обл.) под заводским номером 460. Строился по проекту 667А «Навага», затем модернизирован по проекту 667АУ «Налим» (разработаны Ленинградским проектно-монтажным бюро «Рубин», ныне — АО «ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург).

Спущен на воду 18 октября 1971 г. 31 декабря 1971 г. вступил в строй, 8 февраля 1972 г. вошел в состав Северного флота ВМФ СССР, базировался в г. Гаджиево Мурманской обл. Был оснащен двумя водо-водяными ядерными реакторами ВМ-4 тепловой мощностью 90 МВт. Вооружение — 16 жидкостных баллистических ракет РСМ-25 (Р-27У).

31 августа 1973 г. на подлодке произошла первая крупная авария: проникшая в ракетную шахту номер 15 вода раздавила топливные баки РСМ-25. Однако возгорание ракетного топлива удалось предотвратить. После устранения последствий ЧП использовались только 15 из 16 ракетных шахт.

В 1980 г. на К-219 был проведен капитальный ремонт.

Последний поход

4 сентября 1986 г. К-219 вышла из Гаджиево и направилась в Атлантический океан к побережью США для патрулирования. Была вооружена 15 ракетами РСМ-25У. Кораблем командовал капитан 2-го ранга Игорь Британов.

Вскоре после погружения в ракетной шахте номер 6 была выявлена течь, однако капитан третьего ранга Александр Петрачков, отвечавший за ракетное вооружение, не доложил о ней командиру. Вместо этого был налажен слив воды нештатным способом и наддув ракетной шахты сжатым воздухом.

Взрыв

3 октября 1986 г. К-219 находилась в Атлантическом океане в 600 морских милях (1,1 тыс. км) северо-восточнее Бермудских островов. В шахте номер 6 из-за давления сжатого воздуха произошла разгерметизация баков ракеты. Возгорание ракетного топлива привело к взрыву, при котором погибли матросы Николай Смаглюк и Игорь Харченко. Была разрушена ракета, сорвана крышка шахты, поврежден прочный корпус.

После аварийного всплытия лодки в шахту продолжала поступать вода, уровень загрязнения субмарины ядовитыми парами окислителя значительно превысил допустимые уровни концентрации. Из-за отравления ими погиб капитан третьего ранга Александр Петрачков.

Подвиг матроса Преминина

В ходе борьбы с последствиями ЧП аварийная партия (группа для устранения последствий аварии) активировала систему пожаротушения. После этого пропало питание в электросети по правому борту, из-за обесточивания сработала аварийная защита реактора правого борта. Однако графитовые решетки реактора, которые опускаются для прекращения цепной реакции, не дошли до нижнего положения. Возникла угроза расплавления активной зоны.

Вместе со старшим лейтенантом Николаем Беликовым трюмный машинист Сергей Преминин, рискуя жизнью, прошел в реакторный отсек, вручную опустил решетки на нижние упоры и заглушил реактор, ликвидировав опасность его разрушения и радиационной катастрофы. Однако Преминин не смог покинуть отсек (из-за высокой температуры заклинило люк) и погиб.

Затопление корабля

4 октября экипаж перешел с субмарины на подошедшие советские суда, на корабле осталась аварийная партия из 10 человек. 5 октября К-219 была взята на буксир теплоходом «Красногвардейск», однако через 12 часов буксировки трос оборвался.

Подводная лодка начала терять плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту. Аварийная партия эвакуировалась на подошедшее с Кубы советское спасательное судно «Агатан». 6 октября, спустя 78 часов после взрыва, лодка затонула на глубине 5 тыс. 500 м. Впоследствии субмарина поднята не была.

Всего в результате ЧП погибли четыре члена экипажа, в живых остались 115 моряков.

Итоги следствия, судьба виновных

Причинами катастрофы расследовавшая ее государственная комиссия назвала «сокрытие аварийной ситуации, проведение нештатных операций, слабое знание личным составом материальной части, неисполнительность и низкую подготовку по борьбе за живучесть корабля».

Командир корабля Игорь Британов, командир электромеханической боевой части капитан второго ранга Игорь Красильников и замполит экипажа капитан третьего ранга Юрий Сергеенко были уволены по статье «служебное несоответствие». Уголовное дело против Британова прекратили с учетом полного раскаяния обвиняемого.

Увековечение памяти

23 июля 1987 г. Сергей Преминин был посмертно награжден орденом Красной Звезды. 7 августа 1997 г. ему посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

О подвиге Преминина рассказывают документальные телефильмы «Враждебные воды» (Hostile Waters, 1997; Великобритания), «Родословная подвига» (2003), «К-219. Последний поход» (2006) и книга «Роковые Бермуды» (Евгений Никитин, 2007). Имя матроса увековечено на мемориальной доске в Никольском морском соборе (Санкт-Петербург). Памятники установлены в Гаджиево, где имя героя носит дом детского творчества, и в г. Красавино (Вологодская обл.), где в средней школе номер 15 открыт музей Сергея Преминина и действует молодежная организация «Юный премининец».

В честь героя также названы улицы в Красавине, Великом Устюге и Вологде. 

Гибель советской подводной лодки К-219: заговор времен холодной войны?

Вот что вам нужно знать : Это событие стало трагедией холодной войны.

Если вы моряк на российской подводной лодке, которая затонула посреди океана, не ждите большого сочувствия от Кремля.

Судя по реакции советских руководителей на случайную гибель советской ракетной подводной лодки 30 лет назад, вам повезет, если вас не расстреляет команда.

Насколько упрямым может быть Кремль, видно из стенограммы заседания Политбюро по морской катастрофе, опубликованной Архивом национальной безопасности.

3 октября 1986 года советская подводная лодка с баллистическими ракетами типа «Янки» К-219, оснащенная 16 ядерными ракетами Р-27, находилась на патрулировании в Северной Атлантике, примерно в 700 милях от побережья Бермудских островов. Уплотнение в крышке люка ракетной трубы номер 6 не удалось, что позволило забортной воде просочиться в трубу и смешаться с ракетным топливом (слухи о столкновении К-219 с подводной лодкой ВМС США были опровергнуты как ВМС США, так и К- капитан 219).

Морская вода в сочетании с ракетным топливом для производства тепла и токсичных газов. Несмотря на то, что член экипажа вентилировал трубу, в шахте произошел взрыв, выбросивший ракету и ее боеголовки в море. В конце концов пять членов экипажа погибли, и лодка начала тонуть. После того, как советское грузовое судно безуспешно пыталось отбуксировать подводную лодку домой, капитан 2 ранга Игорь Британов приказал экипажу покинуть корабль. К-219опустился на 18 000 футов на дно океана, где он разломился на две части, с несколькими открытыми крышками ракетных люков и исчезнувшими ракетами.

В том, что капитана Британова обвинили в халатности, нет ничего удивительного: ВМС США могли бы сделать то же самое. Но обвинять его в саботаже и измене? Это действительно замечательно.

«Могло ли это [авария] произойти из-за некомпетентности экипажа или из-за малодушия?» — спрашивает генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев во время встречи 6 октября 19 года.86 встреча. Другими словами, Горбачев задается вопросом, действительно ли экипаж советской атомной подводной лодки, которой была доверена возможность начать Третью мировую войну, запаниковал и покинул свою лодку без причины.

Трудно представить, чтобы президент США так беспокоился об экипажах подводных лодок США (хотя и они, как известно, совершали ошибки). С другой стороны, о безопасности советских подводных лодок можно судить по старой шутке краснофлотцев о том, что советских моряков-атомных подводников можно узнать по тому, что они светятся в темноте.

Как будто этого было недостаточно, Горбачев также неоднократно высказывал подозрение, что гибель К-219 не была случайностью.

«Это не может быть саботаж?» — спрашивает Горбачев, когда командующий ВМФ СССР Владимир Чернавин сообщил, что попытка буксировки К-219 не удалась, потому что подводную лодку затопило слишком много воды.

«У нас нет данных, чтобы сделать такой вывод», — отвечает Чернавин.

В другом месте Горбачев сообщает Политбюро, что «лодку взяли на буксир, но оборвался буксировочный трос. Опять непонятно почему? Короче, одна тайна за другой».

Предположительно, «саботаж», который обеспокоил советских лидеров, был осуществлен западными странами, скорее всего, Соединенными Штатами. Если бы на самом деле Советы нашли доказательства — или думали, что нашли доказательства — того, что Соединенные Штаты саботировали атомную ракетную подводную лодку, тогда стратегия ведения ядерной войны Рональда Рейгана могла бы подвергнуться первому — и последнему — полевым испытаниям.

Советские лидеры также опасались, что американцы поднимут затонувшую подводную лодку, чтобы разграбить кодовые книги и секреты, как это предприняло ЦРУ с разбитой К-129.в 1974 году. «Возможно, что какие-то предметы не были уничтожены, потому что были уверены, что лодка не затонет и они смогут ее отбуксировать», — заявил советскому руководству министр обороны Сергей Соколов.

Помимо поиска подробностей катастрофы, Политбюро также сосредоточилось на том, как раскрутить катастрофу, чтобы ограничить ущерб советскому престижу. Горбачев отметил, что президент Рейган поблагодарил Советы за уведомление США об инциденте. «Американцы даже предложили свою помощь и сообщили нам, что их самолеты будут находиться в районе аварии», — отметил он. «В разговоре с [бывшим послом СССР в США Анатолием] Добрыниным Рауль [Кастро] особо отметил скорость нашей реакции и сказал, что это имеет большое значение для информирования мировой общественности, потому что раньше о таких вещах они узнавали из американских СМИ. отчеты».

Горбачев предлагает сделать заявление американцам, Международному агентству по атомной энергии, советской службе новостей ТАСС и другим коммунистическим странам. «В нашей информации мы должны повторить, что по заключению экспертов возможность ядерного взрыва после затопления лодки исключена. В то же время мы можем сказать, что эксперты видят возможность радиоактивного заражения при больших глубины через определенный промежуток времени».

К его чести, стенограмма Политбюро также показывает, насколько внимательным и проницательным был Горбачев. Оставив в стороне опасения по поводу саботажа и некомпетентности, он задает уместные вопросы о катастрофе, например, почему произошел взрыв и почему спасательные суда не смогли спасти К-219. . Он хотел узнать, как ядовитые газы отравили воздух на подводной лодке, почему оборвался буксирный трос и могут ли американцы получить конфиденциальную информацию о К-219.

Это уровень любопытства и комфорта с деталями, которые, вероятно, ускользнули бы от коллеги Горбачева Рональда Рейгана. Но это также трагедия, что храбрых моряков К-219 обвинили в невыполнении своего долга.

Майкл Пек часто пишет в National Interest и регулярно пишет для многих изданий, таких как WarIsBoring. Его можно найти на Twitter  и  Facebook .

Эта статья впервые появилась несколько лет назад.

Изображение: Wikimedia Commons

Трагедия К-219: Политбюро и его секретные игры

Сам документ датируется 6 октября 1986 года, днем ​​гибели К-219 — советской атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667А типа «Янки». Потопление находится в центре внимания документа, представляющего собой стенограмму заседания Политбюро, или Политбюро, Центрального аппарата Коммунистической партии.

Это было время перемен в Советском Союзе — перестройка была не за горами. Генеральный секретарь Михаил Горбачев работал над переговорами о ядерном разоружении. Горбачев, как председатель этого 19 окт.86-го заседания, слово берет с сопроводительным комментарием других членов Политбюро и — спустя несколько лет постфактум — «Беллона»:

Горбачев : «6 октября в 11 часов 03 минуты затонула атомная подводная лодка ВМФ СССР. после аварии на значительной глубине в Саргассовом море. Экипаж был эвакуирован другими судами, подошедшими к подводной лодке после аварии. Экипаж не пострадал, за исключением четырех человек, о гибели которых сообщалось ранее. Причина об обломках и последующем затоплении подводной лодки до сих пор не выяснено. Это могла быть некомпетентность экипажа или паника».

На сегодняшний день основная причина аварии до сих пор неизвестна. Сначала на борту подводной лодки возник пожар. Произошло короткое замыкание в основной линии электропередач. Затем заклинила система автоматического управления реактором правого борта. Реактор пришлось глушить вручную, и эта работа легла на плечи старшего матроса Сергея Пряминина. Он так и не покинул седьмой реакторный отсек. Реактор по левому борту автоматически отключился, и надвигающаяся ядерная катастрофа была предотвращена. Затем соседние суда взяли подводную лодку, чтобы отбуксировать ее в ближайший порт, но буксирный трос оборвался

Была ли утечка?
Горбачев : «События развивались в следующем порядке: Подводную лодку взяли на буксир, но буксирный трос оборвался. Опять же вопрос: Почему? Мы даже не знаем, будет ли радиоактивность распространяться и в каких масштабах».

Далее в документе сообщается главнокомандующий ВМФ СССР, заместитель начальника Министерства обороны адмирал Владимир Чернавин: «В 11 часов 03 минуты подводная лодка затонула на глубине 5500 метров. Наши спасательные корабли подошли к обломкам и эвакуировали находившийся на борту экипаж.Подводная лодка еще оставалась на плаву. Однако из спасательной [или ракетной] трубы шел красновато-коричневый дым.Принято решение бороться за выживание подлодки.Разведывательная группа поднялся на борт подводной лодки, которая прощупала корпус, чтобы определить, где накапливается тепло».

«У вас нет сенсорных устройств?» Горбачев перебивает его, не вполне веря этому очевидному признаку того, насколько сильно отстала советская приборостроительная промышленность.

«Нет», — коротко отвечает Чернавин и продолжает: «Обследование корпуса не выявило перегрева. Тогда было принято решение отправить команду внутрь ПЛ. Эти люди осмотрели первый, второй и третий отсеков, которые все оказались сухими. Аккумуляторная батарея тоже была в рабочем состоянии. Однако в третьем отсеке была зарегистрирована определенная степень загазованности. Судя по всему, газ поступал из четвертого аварийного отсека по трубам системы вентиляции, которые идут по кругу вокруг подводной лодки».

Горбачев задает дополнительные вопросы: Была ли утечка? Что показали счетчики подачи воздуха? В каком состоянии реактор? Чернавин монотонно приводит какие-то цифры и говорит, что реактор остановлен.

«Кто отвечает за установку длины буксирного троса?» — неожиданно спрашивает Горбачев. Чернавин поясняет, что расчеты производили специалисты ВМФ. «Где именно оборвался буксирный трос?» — настаивал генеральный секретарь.

— Это еще не установлено — там ночь, темные, высокие волны, — отвечает Чернавин, явно не готовый отвечать на вопросы такого рода.

«Возможно ли, что буксирный трос потянул подводную лодку на дно?» Горбачев продвигается дальше в духе буксирного троса.

Ответ приходит теперь и от Чернавина, и от заместителя председателя Совета Министров Маслюкова: «Вес буксирного троса несоизмерим с весом подводной лодки, он не мог быть причиной ее затопления».

Чернавин продолжает свой доклад, но его быстро прерывает Горбачев. — Могла ли быть диверсия?

«Что за идиот», должно быть, подумал Чернавин, но его ответ в стенограмме: «У нас нет данных, чтобы сделать такой вывод».

Горбачева, однако, это не устраивает: «Почему же тогда был пожар после всплытия подводной лодки?» Чернавин снова говорит, что до сих пор причина пожара не установлена, но обстоятельства позволяют предположить, что произошло короткое замыкание при включении насоса для откачки воды: при включении проверка мощности не проводилась», — говорит Чернавин.

Из слов Чернавина Горбачев торжествующе заключает: «Значит, проявили некомпетентность».

Пойдут ли американцы на глубину 5500 метров, чтобы получить перфокарты с данными?
Первая проблема, которую поднимает Горбачев в начале совещания, такова: «Пока нет сведений о том, были ли разрушены какие-либо механизмы управления подводной лодкой после того, как она была оставлена ​​экипажем».

Ему отвечают Соколов и Добрынин, оба члены Политбюро. Не все механизмы управления были уничтожены, говорят они, потому что поначалу была надежда, что лодку можно спасти — а она затонула слишком быстро.

После доклада Чернавина Горбачев возвращается к вопросу о том, смогут ли американцы заполучить подлодку.

«Американцы наблюдали за ходом спасательной операции. Возникает вопрос — смогут ли они поднять субмарину на поверхность, и какая информация будет у них на руках, если они это сделают?» — говорит Горбачев в стенограмме.

Главком ВМФ Чернавин успокаивает. «Возможно, американцев может заинтересовать передняя часть, конструкция реактора. Но новых секретов там нет, потому что подводная лодка старой конструкции. Что может представлять интерес для американцев, так это перфокарты .» — говорит Чернавин.

К-219 относилась ко второму поколению подводных лодок российского флота и была введена в строй на Северном флоте в 1971 году. Перфокарты, на которые ссылается Чернавин в расшифровке, могли содержать программу управления ракетным комплексом. Также это могли быть карты спецсвязи подводной лодки. В любом случае, к 1986 году американские подводные лодки использовали более совершенные технологии, чем перфокарты, что вряд ли могло сделать их достойным призом, особенно на 5500 метров.

Однако в стенограмме Горбачев продолжает проявлять бдительность. «Почему перфокарты не извлекаются из подводной лодки?»

«Они в специальном сейфе. Точных сведений о том, что с ними произошло, нет», — поясняет Чернавин.

«Какой стаж капитана подводной лодки?» Горбачев продолжает перекрестный допрос. Чернавин отвечает, что у него хорошие записи.

Затем следует обсуждение возможных мер по предотвращению погружения американцев на глубину 5500 метров за российскими перфокартами. Например, нескольким судам может быть приказано оставаться на месте крушения для его охраны.

«Чтобы не допустить спасения подводной лодки американцами, мы должны сообщить им, что мы разрабатываем организационно-технические процедуры, связанные с отработкой дальнейших действий в связи с происшествием», — заключает Горбачев. Все, видимо, стараются показать, что поняли, что на самом деле означало словесное крушение поезда генсека.

Утечка радиоактивности «не будет большого масштаба»
Здесь еще раз отметим, что все это происходит в 1986. В апреле — всего за шесть месяцев до этого — взорвался Чернобыльский реактор, вызвав катастрофические последствия на северо-востоке на пути его радиоактивных осадков. В то время, когда произошли К-219 и Чернобыльская катастрофа, перестройка находится в зачаточном состоянии, возвещая эпоху гласности. В Кремле, в начале заседания, прямо перед докладом Чернавина и после разговора о том, что делать с злонамеренными американцами, Политбюро начинает обсуждать, какую информационную стратегию предпринять.

900:02 СССР, как отмечается в стенограмме, уже сделал официальное заявление об аварии.

«Наша оперативная реакция и сделанные нами заявления по поводу аварии на подводной лодке уже принесли свои плоды», — с видимым удовлетворением отмечает Горбачев. «Рейган оценил, что мы сообщили им об этом. Американцы даже предложили нам свою помощь».

Горбачев продолжает: «Что касается информационного вопроса, связанного с инцидентом с подводной лодкой, то здесь целесообразно сделать то же, что и в прошлый раз, т. е. составить доклад для американцев, для МАГАТЭ, Международное агентство по атомной энергии и для ТАСС Телеграфное агентство Советского Союза.
«Кроме того, — говорится в стенограмме, — мы должны проинформировать руководителей стран Социалистического блока».

Затем он высказывает радикальное предположение: «В нашем отчете мы должны еще раз подчеркнуть, что, согласно выводам экспертов, теперь, когда подводная лодка затонула, ядерный взрыв можно с уверенностью исключить. В то же время мы Можно сказать, что специалисты допускают возможность распространения радиоактивности на большие глубины через определенный промежуток времени».

Другой член Политбюро, министр иностранных дел Андрей Громыко в стенограмме предлагает немного сгладить высказывание: «Но надо добавить, что радиация не будет опасного масштаба».

Горбачев уступает — период гласности еще не начался. «Но, может быть, стоит сформулировать это более расплывчато: «Эксперты изучают возможные последствия затопления подводной лодки», — говорит он.

— Так намного лучше, — быстро и покорно соглашается с генсеком другой член Политбюро Николай Рыжков.

Громыко добавляет: «И мы обязательно должны обнародовать информацию об этом через ТАСС, чтобы об аварии узнали наши». В то время в Советском Союзе зарождалось то, что мы теперь понимаем как понятия «пиар» и «раскрутка» — понятия, которыми Громыко, бывший посол в США в годы правления Кеннеди, твердо владел.

«Да, такой доклад надо передать и по радио, и по телевидению, и тоже быстро, не дожидаясь ночи», — говорится в стенограмме Горбачева, подводя итоги встречи.

История повторяется
После доклада главкома ВМФ Чернавина об аварии Политбюро принимает решение и объявляет перерыв. Конечно, мы не привели в этой статье весь протокол встречи. Мы решили опустить некоторые фрагменты, вроде цифр из доклада Чернавина, косвенных фраз вроде «надо беспристрастно, объективно, полностью выяснить причину» аварии и тому подобное. Также мы избавились от бесконечных повторений, в паре мест изменили порядок отдельных фрагментов. Но что касается сути той встречи, мы не сократили ни слова. История К-219стал предметом многочисленных книг и послужил источником вдохновения для другого голливудского фильма о катастрофе русской подводной лодки.

Единственное, что до сих пор представляет собой загадку, это истинная причина аварии.

Но этот документ любопытен по другой причине, а именно потому, что на титульном листе этой записи можно было бы прочитать «Сочи, Краснодарский край, 2000 г.: Гибель «Курска»» или «Порто Ротондо, Сардиния, 2003 г. ». : Гибель К-159».

Когда «Курск» затонул в Баренцевом море, президент Путин решил не прерывать свой отпуск в Сочи. Решение принять американскую помощь он принял только после выступления на телефон с президентом Клинтоном, поздно вечером 16 августа.Не будем забывать, что подводная лодка затонула 12 августа и, по некоторым данным, застрявшие в ее корпусе моряки до 14 августа давали сигналы SOS9.0005

Когда К-159 затонула в Баренцевом море, Путин встречался с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони в Порто-Ротондо, на борту сторожевого ракетного крейсера «Москва». Именно на этом крейсере произошла встреча, аналогичная той, что является центром истории К-219.

Очевидно, что люди, которые собираются на эти собрания, каждый раз разные. Дело всегда меняется, но выводы, к которым приходят, всегда одни и те же: причина аварии неизвестна, принять все меры, чтобы закрыть американцам доступ к судну — так же, как они это сделали в случае с «Курском», — успокоить русское население.

В этой последней области достигнут особенно значительный прогресс. На те несколько трагических дней во время и после затопления «Курска» в 2000 году власти полностью потеряли контроль над информацией и СМИ. Но вскоре все вернулось в привычную колею. Тотальный информационный контроль во время проведения Курской спасательной операции в 2001 г. является ярким доказательством успеха этой политики.

На память приходит один эпизод, произошедший осенью 2001 года. Это был пик Курской спасательной операции. В Мурманске быстро возник государственный пресс-центр, деятельность которого координировал помощник президента Владимира Путина Сергей Ястржембский. В то же время «Беллона» планировала провести в Мурманске пресс-конференцию, посвященную публикации нового доклада фонда «Арктический ядерный вызов». Примите это послание из наших сердец: в том, что мы собирались сказать на пресс-конференции, не было ничего «крамольного». Судя по всему, Ястржембскому сообщили об обратном.

Срочно готовя свою акцию ровно к тому же дню и времени, что и мероприятие Беллоны, Ястржембский разыскал и вызвал местных экологов и биологов, которым поручили сделать в его пресс-центре заявления о том, насколько на самом деле безопасны ядерные объекты Кольского полуострова.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *