Интерьер купеческого дома: Интерьеры купеческого дома фабриканта Думнова в деревне Заречье

Содержание

Интерьеры купеческого дома фабриканта Думнова в деревне Заречье

На днях удалось побывать в невероятно «вкусном» (и для гурмана и для фотографа) месте — доме-усадьбе фабриканта Думнова в деревне Заречье Владимирской области. 

Дом фабриканта — это одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница. Воссозданные интерьеры богатого купеческого дома со старинными предметами  весьма впечатляют…

Поскольку мы приехали в усадьбу больше по музейным делам, нам не очень удалось погрузиться в интереснейшую историю этого места. 

Это благолепие не такое уж давнее — в конце XX века столетний дом мало чем отличался от других брошенных на произвол судьбы домов, оставшихся без хозяев. У Думновых усадьбу отобрали на волне раскулачивания, почти всю семью посадили и выслали, а в доме разместили сельскую школу, закрывшуюся в девяностые. 


Уже в новую эпоху в Заречье вернулась внучка последнего из Думновых, Галина Масленникова. Ей удалось выкупить родовой дом и участок земли под ним. Цель была сформулирована сразу: не просто обустроить место для жизни, но открыть в Заречье музей. 


С помощью спонсоров и при содействии Владимиро-Суздальского музея семье Масленниковых удалось привести усадьбу в порядок, воссоздать старинные интерьеры, разбить сад и собрать коллекцию экспонатов, посвященных уникальному ремеслу, которым славилось село Заречье. 


Дело в том, что до исторической победы пролетариата фабрика Думновых выпускала шелк, шелковый бархат и плюш, а в селе почти в каждом доме стояли прялки и станки. Ткали все — мужчины, женщины, старики и дети. 


После революции оказалось, что роскошные тонкие материи народу чужды, и производство переквалифицировали на искусственный плюш и подкладочные ткани. Промысел почти умер, если бы не энтузиазм наследницы Думновых, который поддержали зареченские жители. 

Они охотно отдавали старинные вещи для музейного собрания — почти в каждом доме на чердаке завалялся какой-нибудь исторический объект вроде бабушкиной прялки, деталей ткацких станков, разной старинной утвари. Кое-что отыскали в других деревнях, закупили у антикваров. Сегодня музей законно гордится, например, наличием ручного ткацкого станка, крайне редкого в мировых музеях схожего профиля. Весь процесс создания ткани, все необходимые для этого приспособления заботливо собраны и восстановлены.


Экспозиция размещается в двух домиках по соседству с главным домом Думновых. Типичная крестьянская изба превратилась в маленький музей «Дом сельского ткача», а рядом построили копию старинной частной фабрики, которая называлась светелкой: это двухэтажная изба, только со множеством окон, чтобы было светлее. 

Интересно, что каждое окно состоит не из привычных двух или четырех стекол, а из большого количества маленьких ячеек. Объясняется это разумной экономией: веретено нередко срывалось, отлетало в окно, и чтобы не менять каждый раз дорогие стекла целиком, их предусмотрительно разделили на фрагменты. 


Отдельная выставка представляет авторские куклы Галины Масленниковой. Они поддерживают общий стиль усадьбы — румяные крестьяне и крестьянки в ярких костюмах разных областей России. 


В результате у Масленниковой получился цельный музейный комплекс, познавательный и живой. К тому же, усадьба открыта для гостей, поскольку старинный дом, заполненный антикварными вещами — это еще и гостиница. Здесь можно остановиться и испытать на опыте, в какой обстановке жили «экономически успешные» российские селяне сто лет назад. С поправкой на необходимые для полного комфорта современные удобства.


Все тридцать три деревенских удовольствия: угощения, приготовленные в русской печи, душистый чай из самовара, баня, даже импровизированные хороводы и народные песни. Летом — купание в ближней реке Шерне, урожай ягод и фруктов в саду, пасторальные пейзажи, открывающиеся прямо с веранды. Усадьба стоит на высоком речном берегу, и созерцание окрестностей само по себе снимает городской стресс. Зимой — катание на санках с гор и застолья в уютной кухне с большой русской печью.

Музей, но не музейный, а «жилой» и живой.


Забронировать номер в музее-усадьбе Думнова в Заречье можно по телефону: +7 (916)134-31-72. По тому же телефону можно и просто записаться на экскурсию. Это никак не зависит от проживания в гостинице: даже если она заполнена под завязку (номеров совсем немного), экскурсию для вас проведут».


От себя добавим, что атмосфера купеческого дома, бережно воссозданного по семейным воспоминаниям, не может оставить равнодушным. Дом, предназначенный для жизни, всё-таки разительно отличается от несколько «стерильного» музейного пространства, а в тишине купеческих покоев, хорошенько прислушавшись, и сейчас можно разобрать тихий шёпот милой сердцу старины.

Гордостью музея по-праву считается заправленный, рабочий шёлковый ткацкий стан и  полный набор рабочих приспособлений и инструментов небольшой надомной «фабрички».

Здесь же на экране демонстрируется ролик с работой мастера за этим станом.


Воссозданная фабричная «светёлка», наполненная настоящими старинными ткацкими приспособлениями представляет исключительный интерес для любителей истории отечественного текстиля.


Ткацкие инструменты весьма разнообразны и любопытны…


…а видеть их в деле, — особенная удача.


Здесь история не «застыла на месте». Прерванные нити судьбы связаны едва заметным узелком.



А. Послыхалин, 2015. При использовании материала (текст, фотографии) обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

Русский жилой интерьер XIX — начала ХХ веков

 

Когда будете в Павловском дворце, обязательно посетите экспозицию «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» – реконструкцию интерьеров жилых комнат высшего сословия России. Она находится на III этаже центрального корпуса, билет на нее покупается отдельно в кассе.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А. М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями.

Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Камердинерская

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Портретная, 1805-1810-е гг.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Кабинет, 1810-е гг.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Столовая, 1810-1820-е гг.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Спальня, 1820-е гг.

Спальня, 1820-е гг.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Будуар, 1820-е гг.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Гостиная, 1830-е гг.

Гостиная, 1830-е гг.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Кабинет молодого человека, 1830-е гг.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Гостиная, 1840-е гг.

Гостиная, 1840-е гг.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Желтая гостиная, 1840-е гг.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Кабинет-будуар, 1850-е гг.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А. Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Кабинет, 1880-е гг.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Столовая, 1880-90-е гг.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

Мой канал в Телеграме «Срединный Путь», посвященный философии, истории и культуре Китая

© Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все

 

 

Зашли в заброшенный купеческий дом конца XIX века, обнаружили старинные предметы быта, показываю, как все выглядит внутри | Под зонтиком

Сегодня можно сказать эксклюзив для любителей купеческих домов. Сами не ожидали, что сможем попасть в дом купца Батыгина.

дом купца Батыгина в Козьмодемьянске

В том году мы были около этого дома, но смогли сфотографировать только фасад.

Волга прямо за домом

Приехав на днях полюбоваться на Волгу увидели, что к дому открыт проход, все на распашку.

висит предупреждение, но все открыто

На заборе висит файл с листом, где крупными буквами написано: Внимание !!! Ведется видеонаблюдение! И все. Ничего не сказано о том, что заходить в дом нельзя. Раз дом памятник истории и культуры, то мы, являясь жителями Республики Марий Эл, очень захотели посмотреть как жил купец Батыгин.

резные наличники с орлами

Дом наполовину каменный, с деревянными резными наличниками. Помимо хитрых узоров на них изображены двуглавые орлы. Оконные проемы второго этажа узкие и длинные, внутри дома мы обнаружили даже косяк от одного окна.

первый вход первый вход

Ну что, заходим внутрь. Дом с задней стороны имеет три отдельных входа.

прошли по лестнице наверхпрошли по лестнице наверхпрошли по лестнице наверх

Идем в первый вход, который ближе всего к двери. Наверх ведет деревянная лестница. Сбоку дверь в кладовку, заглядываю, а там темно, валяется непонятный хлам.

в доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть все фото

Дальше заходим в дом. Здесь видим пять комнат и две печи.

старинный шкаф и рамастаринный шкаф и рама

В одной из них как раз у окна стоит деревянная рама упираясь в старинный шкаф. Видно в доме жили жильцы, везде наклеены обои и остались предметы быта.

второй вход в домвторой вход в дом

Выходим на улицу и идем уже во вторую дверь.

в доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фотов доме, листайте галерею чтобы увидеть больше фото

Здесь также пять комнат и две печи. Плюс ко всему в полу два погреба в разных комнатах. Это первый этаж дома. Окна меньше по размеру. Везде ощущается запах сырости и старья.

третий вход, листайте также галерею третий вход, листайте также галерею третий вход, листайте также галерею третий вход, листайте также галерею

Остался третий вход. Заходим внутрь по длинной лестнице. В веранде видим на стене остатки какого-то предмета интерьера, похоже на зеркало, но это не оно. Рядом висит старое купеческое покрывало или настенный тонкий ковер с орнаментом.

хотя можно было и слазить

На чердак ведет лестница. Туда мы не полезли.

в доме, листайте галереюв доме, листайте галереюв доме, листайте галереюв доме, листайте галереюв доме, листайте галереюв доме, листайте галерею

Заходим внутрь, здесь уже только три комнаты. В одной из них на потолке подвешена огромная люстра. В другой комнате увидели печь. Есть еще одна комнатка, она буквально крохотная. Потолок высокий, но сама она узкая. На стене наклеены фотообои из 90-х.

Но это еще не все, напротив дома стоят купеческие хозяйственные постройки, там мы обнаружили сундук и другие предметы интерьера. Это уже в следующей статье.

Смотрите также видео про этот старинный дом

Все мои статьи можно посмотреть здесь . Буду признательна за лайк и подписку, делитесь в соцсетях.Всем добра и большое спасибо!)

Мой канал на Youtube , а также Инстаграм-аккаунт и группа в контакте«Под зонтиком»

Интерьеры купеческих домов 19 века. Как оформить интерьер в стиле ампир. Примеры парадных люстр, подходящих для оформления интерьера в стиле ампир

должен был поражать красотой и роскошью, это парадные покои, предназначенные для восхищения, но можно ли было в них работать и отдыхать? Недаром цари любили больше свои загородные резиденции.
Дворяне также имели иногда парадные особняки в Петербурге и что-то простое в провинции. А часто и только самые простые усадебные дома в провинции. На картинах можно увидеть и самые шикарные, которые живописцы Зимнего дворца запечатлели для потомков, и скромные рисунки возможно крепостных, на которых семейный уют и дворянский быт.

Подключников Н. Гостиная в доме Нащокиных в Москве

Что мы видим – стены в большей степени однотонные, увешанные картинами, мебель однотипная, обивка становится разнообразнее со временем, а вот потолки разнообразные, хотя высота комнат часто невелика


Подключников Н. Кабинет П.Н. Зубова. 1840



Средин А.В. Комната в имении Белкино 1907.


Гостиная в усадьбе Знаменское-Раёк


Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме.



Ребу Ш. Авчурино. 1846


Интерьер в доме Соймонова на Малой Дмитровке в Москве. Неизв. художник.


Сверчков В.Д. Внутренний вид комнаты. 1859


Зеленцов К.А. В комнатах



Зеленцов К.А. Гостиная с колоннами


Неизвестный художник. Интерьер гостиной


Пич Л. Усадьба Поречье. Библиотека.


Пич Л. Усадьба Поречье. Музеум. 1855


Ракович А.Н. Интерьер. 1845


Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844


Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Белая гостиная.
Это как раз о шикарных дворянских особняках, которые писали те же художники, что и Зимний дворец. Главный финансист империи, председатель государственного банка, человек, близкий царской семье, имел великолепный дворец в Петербурге, приобретенный потом для Великого князя Павла Александровича.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Золотая гостиная



Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Гостиная


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Парадный кабинет.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Кабинет баронессы.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Библиотека

Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.

Фрагмент столовой. Ткань для штор выполнена на заказ, Colefax & Fowler, кант из клетчатой ткани, Manuel Canovas. Расписная ширма, начало ХХ века, Франция. Кресла обиты тканью, Brunschwig & Fils. Винтажные декоративные подушки с ручной росписью по шелку.

Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом — достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села…

Столовая. Каминный портал зеленого мрамора выполнен по эскизам Кирилла Истомина. Шерстяной ковер, Россия, конец XIX века. Антикварная люстра, Франция, XIX век. Обеденный стол с резьбой в китайском стиле и стулья с кожаной обивкой, Англия, ХХ век. Чехлы из ткани, Cowtan & Tout. На столе — скатерть старинного кружева из коллекции хозяев дома. Фарфоровый сервиз, Франция, начало XX века. На стене — коллекция антикварного французского, немецкого и русского фарфора.

Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.

Кирилл Истомин

«Мы начали придумывать легенду на ходу, — рассказывает Кирилл. — С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки — как говорится, про запас.

Фрагмент кабинета. Диван выполнен на заказ по эскизам Кирилла Истомина; обивка, Clarence House. На стене — иконы хозяев дома.

Главная гостиная. Гобелен, Франция, XVIII век. Винтажное английское кресло, обивка, Cowtan & Tout. Настольные лампы сделаны из антикварных китайских ваз. Журнальный стол красного лака с золотой росписью в стиле шинуазри, винтаж. Сталлаж и диван выполнены на заказ по эскизам декоратора, ткань, Cowtan & Tout. Письменный стол с кожаной столешницей и ящиками, Англия, XX век, рядом — винтажное кресло из ротанга. Круглый стол с мраморной столешницей, Россия, XIX век.

С этого гобелена и началась перестройка дома — в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.

Прихожая. Обои, Stark. Резная деревянная золоченая люстра, Италия, XX век. Зеркало, Англия, XIX век. Комод и бра, винтаж. Чехлы на стульях из ткани, Lee Jofa.

Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.

Кухня. Тканевое бандо, Lee Jofa. Чехлы на стульях, ткань Schumacher. Люстра, обеденный стол и стулья, Россия, 1900-е годы.

«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, — улыбается Кирилл. — Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».

Фрагмент кухни. Столешница и фартук сделаны из гранита.

Намерено простая отделка — деревянные полы и крашеные стены — компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.

Гостевой санузел. Обои с растительным рисунком, Cowtan & Tout. Юбка подстолья выполнена из льна, Clarence House. Зеркало над подстольем в крашеной резной деревянной раме, Италия, начало XX века.

Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы — те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.

Фрагмент главной спальни. Английский винтажный лакированный секретер c золоченой росписью в китайском стиле.

Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.

Малая гостиная. Винтажные французские бронзовые бра куплены в Санкт-Петербурге. Спинки антикварных золоченых кресел обтянуты старинным кружевом из коллекции хозяев. Винтажный диван с бахромой в оригинальной малиновой обивке. Обои ручной печати по архивным оригиналам выполнены на заказ. Занавески, шелк, Lee Jofa. Деревянные стеллажи выполнены по эскизам декоратора.

Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, — говорит декоратор. — В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.

Сегодня большинство людей отдают предпочтение комфортному и максимально функциональному жилью. Однако находятся и редкие ценители старой классики, которые желают оформить свой дом в лучших традициях былых времен. Обычно к такой категории относятся люди богатые, имеющие не один вид недвижимости, коллекционеры и антиквары, которые с одной стороны испытывают жажду экспериментов, а с другой — остаются верными традициям.

На сегодняшний день интерьер 19 века, который господствовал в домах аристократической знати, является одним из самых показательных среди страничек, описывающих историю архитектуры и быта Российской империи. Например, в известном Павловском Дворце существует целая экспозиция, посвященная жилому интерьеру 19 начала 20 веков, которая позволяет перенестись словно на машине времени в другое столетие.

Попробуем определить, какие же особенности интерьера 19 века присутствовали в разные десятилетия столетия.

Так, в начале 19 века русская знать зачастую располагалась в загородных усадьбах или особняках, находящихся в черте города. Вместе с хозяевами в доме проживала прислуга, которая классифицировалась по статусу. Дома, в которых проживали господа, обычно состояли из трех этажей. Именно комнаты первого этажа в интерьере 19 века отдавались под распоряжение прислуги, хозяйственные помещения, кухню, подсобки.

На втором этаже располагались гостевые хоромы, которые зачастую представляли собой смежные гостиные, залы и столовую. А вот на третьем этаже в большинстве своем располагались господские хоромы.

В начале столетия в интерьере 19 века в основном присутствовали стили классицизм и ампир. Большинство помещений гармонично сочетались между собой и включали мебель единую по стилю, зачастую изготовленную из красного дерева с тканевой отделкой, украшенной позолоченными, латунными или бронзированными элементами. Стены в домах зачастую окрашивались однотонной краской зеленого, синего или лилового цветов или оклеивались полосатыми бумажными обоями.

Обязательным помещением в любом жилом доме был кабинет хозяина, мебель которого зачастую изготавливалась из тополя или березы. Весомое место также занимали портретные комнаты, которые оформляли полосатыми обоями и украшали портретами в тяжелых и массивных позолоченных рамах.

Спальня обычно была разделена на две зоны: спальную и будуарную, особенно это касалось комнат юных барышень. В более богатых домах будуар находился в соседнем со спальней помещении. Будуар в интерьере 19 века носил не только функцию туалетной комнаты, сколько являлся личным пространством хозяйки, где она могла заниматься чтением, вышивкой или просто находиться наедине со своими мыслями.

Интерьер 19 века в 40-60х годах подпал под влияние романтизма, неоготики и псевдорусского стиля. Окна в домах начали завешивать тяжелыми драпированными тканями. На столах появились скатерти. Веяние готики порой проявлялась в моде на стрельчатые окна с витражами. Примерно в период правления Николая II была введена мода на французский стиль. Мебель из красного дерева уступила место розовому дереву, в интерьере появились предметы декора, такие как фарфоровые вазы и статуэтки. А уже немного позже, особенно в мужских спальнях, начали отражаться восточные мотивы. Например, в качестве декора на стены вешали оружие, в комнатах могли присутствовать кальяны и другие курительные принадлежности, хозяева часто любили облачаться в халаты с восточными мотивами. Но, что касается гостиных и женских спален, стиль второго рококо оставался господствующим.

Интерьер конца 19 века начинает понемногу тускнеть по сравнению с началом и серединой столетия. Связано это с тем, что многие буржуазные семьи разорялись и оказывались в незавидном финансовом положении. В то же время на месте не стоял научно-технический прогресс, который привнес в интерьер тюли и скатерти из машинного кружева.

Вместо домов в 19 веке более популярными стали квартиры, которые совмещали в себе эклектику многих архитектурных стилей. Место усадеб заняли загородные дачи, интерьеры которых зачастую оформлялись в псевдорусском стиле, который заключался в отделке балками с резьбой потолков и неизменным буфетом в столовой.

Ближе к концу года в свои права вступил стиль модерн, предполагающий плавные изогнутые линии во всех без исключения предметах интерьера.

Интерьер 19 века по насыщенности разных стилей может занять, пожалуй, первое место среди прочих столетий, так как под влиянием историцизма в нем отразились такие течения, как классицизм, рококо, готика, в середине века зародилась эклектика стилей, а в конце в свои права вступил неповторимый модерн.

Жанр интерьера получил широкое распространение в русском искусстве первой половины XIX в.. Акварельными рисунками изящных комнат, гостиных, кабинетов наполнялись страницы домашних альбомов. Эти рисунки стали по настоящему бесценным материалом, по которому можно достоверно судить об облике дворянского дома того времени.

Одним из ранних произведений этого жанра является большой (32,5 х 47,1см) акварельный лист С. Ф. Галактионова «Голубая спальня во дворце».

1. Голубая спальня во дворце. С. Ф. Галактионов

В России конца 18 начала 19 веков в домах дворян среднего достатка спальня не относилась к парадным помещениям. Иное дело в во дворцах, где спальня служила целям светского церемониала. Мода воспринятая из Франции, рассматривала ритуал одевания и косметики хозяина (хозяйки) дворца, как малый парадный прием, поэтому обстановка спальни с кроватью под балдахином во всем напоминала тронный зал. Облик парадной опочивальни являлся мерилом богатства и знатности ее владельца, Именно парадная спальня часто была одним из самых декоративно насыщенных помещений во дворце.

Опочивальня, как правило, замыкала анфиладу парадных покоев.

Оформлению парадной кровати и балдахина придавалось особое значение. В отделке использовались самые дорогие ткани: штоф, атлас, гродетур. Согласно правилам обивки, обязательным дополнением к тканной отделке служили золотые галуны, позументы, кисти и бахрома, а также всевозможные ленты, банты, гирлянды и букеты цветов.

Не менее богато украшались оконные и дверные проемы. По обыкновению, окна драпировались как минимум тремя парами занавесей. Но часто их количество доходило до шести пар, начиная от легких прозрачных миткалей, затем более плотной тафты и кончая тяжелыми штофами, бархатом и парчой.

В обстановку спальни, помимо парадной кровати входили различные кресла, зеркала, ширмы, кровать для дневного отдыха, в роли которых выступали различные канапе, шезлонги и оттоманки. Обязательной принадлежностью спальни были небольшой рабочий стол и круглый столик, за которым по утрам пили кофе или чай.

В «Голубой спальне» С.Ф.Галактионова можно найти важные детали оформления интерьера, отражающие вкус и эстетику уходящего восемнадцатого столетия:
Напольное покрытие — ковер во всю комнату; обои с набивным по трафарету рисунком, драпировка на окнах…. и конечно «Кровать с Балдахином».

Поскольку именно «Кровати с балдахином» создавали впечатление сказочного великолепия в дворцовых спальнях, не могу удержаться от желания украсить свой пост несколькими рисунками с их изображениями.



2. Спальня жены генерала Моро. 1802 г.



3. Рисунок кровати Жюльетты Рекамье.



4. Спальня Жюльтты Рекамье в стиле ампир.


5. Коллекция рисунков ампирных кроватей.

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники , дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду…».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм , пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

Купеческий дом на Кожевнической улице признали памятником архитектуры

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Жилой дом купцов Крашенинниковых, построенный в начале XIX века на Кожевнической улице, признали объектом культурного наследия регионального значения.

«Его история начинается в 1800 году, когда семья московских купцов Крашенинниковых подала прошение о возведении нескольких строений на участке Кожевнической улицы, в том числе каменного двухэтажного дома. Однако при пожаре 1812 года застройка усадьбы сильно пострадала и была восстановлена лишь к 1817 году», – цитирует руководителя Мосгорнаследия Алексея Емельянова портал мэра и правительства Москвы. Он отметил, что фасад дома сохранился до наших времен с той реконструкции.

Некоторые изменения в здании произошли в 1896 году, когда купец Николай Растеряев переделал дом и возвел двухэтажную каменную пристройку. Растеряев занял зданиями лудильного завода всю бывшую территорию сада. В 1908 году он образовал фабрично-торговое товарищество «Николай Сергеевич Растеряев».

Согласно описи 1914 года, в строении располагалась заводская контора, квартиры мастера, управляющего и служащих. В 1930-х годов здание заняло предприятие «Аремкуз» Главмостранса, занимавшееся ремонтом авто.

При многократной смене хозяев интерьеры и оформление первого и второго этажей были полностью утрачены, рассказал Алексей Емельянов. Назначение дома менялось в зависимости от желаний собственников. Из характерных для старинных городских построек элементов сохранились оконные и дверные проемы, цоколь, треугольные декоративные сандрики над окнами второго этажа и междуэтажный профилированный карниз.

Теперь дом находится под охраной государства. Его запрещено сносить, а исторический облик постройки не может нарушаться. Реставрацию и ремонт можно проводить только под контролем и после согласования с Мосгорнаследием.

Конкурс «Московская реставрация – 2018»

Кожевническая улица, на которой построен купеческий дом находится в районах Замоскворечье и Даниловский. Свое название она получила от татарской слободки кожевников, располагавшейся на территории в XIV веке. Постоянно мастера-кожевники здесь обосновались с XVI века. Район развивался как центр кожевенного производства вплоть до XIX века, когда здесь начали появляться крупные промышленные предприятия.

За последние семь лет охранный статус в столице получили 695 памятников. Из них 370 – это выявленные объекты культурного наследия, а 325 – объекты культурного наследия как федерального, так и регионального значения.

В июне под охрану государства взяли ансамбль из двух жилых домов с лавками на Пятницкой улице – типичный для конца XVIII – XIX века образец купеческой малоэтажной застройки Замоскворечья. На первом этаже располагались торговые лавки и мастерские, а на втором – квартиры.

Памятниками архитектуры также признали водоемную башню станции Николаевка, ансамбль городской усадьбы XVIII–XIX веков в Старокирочном переулке и три станции метро – «Белорусскую», «Киевскую» и «Комсомольскую».

новая жизнь интерьера дворянского дома

Небольшое дворянско–купеческое имение, построенное в 1875 году, — объект культурного наследия и одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Однако за годы эксплуатации здание обветшало и требовало серьёзной реконструкции.

Авторы проекта — архитектор Алексей Пушкарёв, декоратор Владимир Петров (слева), художник–декоратор Виктор Иванов (справа), руководитель проекта Алёна Высоцкая

Авторы проекта — архитектор Алексей Пушкарёв, декоратор Владимир Петров (слева), художник–декоратор Виктор Иванов (справа), руководитель проекта Алёна Высоцкая

«Когда мы подключились к проекту, — рассказывает один из авторов Владимир Петров, — дом был буквально перебран «по брёвнышкам». Архитектор Алексей Пушкарёв, пригласивший нас с Виктором Ивановым на объект, проделал огромную работу: полностью отреставрировал здание, оснастил инженерией и подготовил к следующему этапу — созданию интерьера. Внутреннее убранство также сильно пострадало, многое было утеряно, до нашего времени дошли лишь небольшие фрагменты: детали лепнины и карнизов в некоторых помещениях, частично паркет и местами изразцовые печи. Поскольку никакой документации, фотографий или описания не сохранилось, мы решили воссоздать интерьер, исходя из того, что осталось, и нашего представления, каким интерьер мог бы быть в то время и каким он может быть сегодня».


Работа с историческим пространством требует особых знаний и подхода.

«Реставрация — дело тонкое и сложное, — замечает Виктор Иванов, — здесь нужны специалисты высокого уровня. Живописцев, лепщиков осталось очень мало, и питерские мастера — лучшие в своём деле, они, как никто другой, владеют материалом и имеют большой опыт в реставрации. В интерьере использованы различные классические техники: альфрейная живопись, роспись по буазери и другие».

Ещё один важный момент: проект пронизан русской темой: русский стиль в интерьере и русские мастера, изготовившие все элементы декора от и до. Несмотря на общую линию, у каждой комнаты в доме свой характер и настроение, цветовая гамма и декор.

Кабинет хозяина. Письменный стол, Annibale Colombo. Кресла, Provasi. Комод, Hooker

Кабинет хозяина. Письменный стол, Annibale Colombo. Кресла, Provasi. Комод, Hooker

Кресла, Mis en Demeure. Письменный стол, Besana. Люстра, Italamp. Картины, автор — Жанна Яковлева

Кресла, Mis en Demeure. Письменный стол, Besana. Люстра, Italamp. Картины, автор — Жанна Яковлева

«Нам хотелось не только сохранить дух и атмосферу ушедшего времени, но и показать, что у классики человеческое лицо, она может быть лёгкой и живой, — продолжает Владимир.— Одно дело, когда создаёшь классический интерьер с нуля, другое — когда есть от чего отталкиваться, есть куда идти. Всё, что можно было восстановить по сохранившимся деталям (лепнина, паркет, двери, карнизы, печи), мы воссоздали. Остальное придумывали, опираясь на исторические прототипы: сюжеты росписей потолков и буазери, орнаменты изразцов — копии интерьеров XIX века, заимствованные и переработанные под нашу историю. При этом мы не ставили задачу превратить дом в музей. Это современный жилой интерьер с большой долей историзма. Поэтому мы привнесли в дизайн элемент игры, использовав современную мебель, светильники, живопись и текстиль, создающие ощущение, что интерьер, несмотря на годы забвения, тем не менее развивался, менялся с течением времени и дожил-таки до наших дней, несмотря на все превратности судьбы, и будет жить дальше, потому что классический интерьер — это интерьер вне времени, вне пространства, и будет вдохновлять новые поколения, как вдохновляет нас».

Самарский областной художественный музей — Постоянные экспозиции — Филиал ГБУК СОХМ «Историко-музейный комплекс в с. Ширяево»

Так называемый «Белый дом», построенный купцом Второй гильдии И.Вдовиным в 1910-м, – памятник архитектуры регионального значения. Экспозиция «Комнаты купца И.Вдовина» в «Историко-музейном комплексе в селе Ширяево» открылась 12 июня 2011 года. Известно, что  Вдовин был владельцем мельницы и занимался торговлей мукой. О нем сохранилось немного сведений. И все же, он, вероятно, был человеком оборотистым – в 1910 году по селу кинул клич: кто принесет ему бутовый камень, пригодный для постройки дома, – тому кружка пива бесплатно. Местные мужики натаскали столько строительного материала, что  хватило на огромный, по местным меркам, белокаменный дом со стенами метровой толщины. И вот дом разменял уже свою вторую сотню лет, намного пережив своего хозяина, следы которого затерялись в лихолетье сталинских репрессий 1930-х годов. Наследники купца, опасаясь преследований, давно покинули родные места… В двух комнатах дома воссозданы фрагменты интерьеров гостиной, столовой, спальни и кабинета хозяина. Так как до нашего времени ничего из вещей, принадлежащих Вдовиным, не дошло, в залах воспроизведен типичный купеческий интерьер того времени, представлена мебель и предметы обихода рубежа XIX — XX веков из фондов СОХМ.

Гостиная предназначалась для приема гостей, здесь пили чай, беседовали. Справа от входа представлена часть гостиной – в глубине стол с приборами для чаепития, часть мебельного гарнитура – диван, кресла и стулья. У окна ломберный столик для игры в карты. На большой стене висят «фамильные портреты» – парные портреты купца и купчихи 2 половины XIX века, а также электронные копии фотографий купеческих семейств конца XIX — начала XX века. Хотя все эти материалы и не имеют отношения к семье купца Вдовина, они типичны для своего времени, свидетельствуя о вкусах и предпочтениях  российского купечества, моде эпохи. Справа от входа – пианино начала XX века (Франция). Стена над ним украшена двумя золочеными полочками-консолями с японскими   вазочками  перегородчатой эмали, полотнами – «Букет цветов» и  «Пейзаж с деревней» неизвестных авторов и олеографией с изображением красавицы – в стиле модерн.

В левой половине комнаты представлена столовая. Стены ее украшают пейзажные работы  русских художников  2 пол. XIX – начала XX века. Это «Деревня осенью» П.А.Полякова, «Осень» М.К.Клодта, «Летний вечер» С.И.Корягина и «Девушка с теленком»  В.В.Перова, сына известного художника В.Г.Перова. Здесь же – «Пейзаж с луной» самарского художника Н.П.Осипова. На боковой стене висит  «Пейзаж с горами» неизвестного автора (все произведения – из собрания Самарского художественного музея). На обеденном столе, покрытом жаккардовой скатертью, находится столовый сервиз с зеленой каймой производства завода Товарищества Кузнецовых. (Основным производителем фарфора для широких масс в России в конце XIX — начале XX века стали заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» в Риге, Дулеве, Новгороде, Вербилках). Слева у стены посудный шкаф – горка работы самарских мебельщиков, украшенный, как и зеркало у стены, резьбой. В нем выставлены образцы как столовой, так и чайной посуды того времени. В углу на столике – самовар.На переходе во вторую комнату рядом с зеркалом висит «Портрет старика» 2 пол. XIX  века; слева, над сундуком, в начале второй комнаты – «Женский портрет» того же времени, оба работы неизвестных авторов, которые данном контексте  могут воспринимаются как портреты предков купца и его супруги.

Кабинет. В прошлом письменный стол был показателем интеллигентности семьи и зажиточности. За ним писали, чертили, школьники делали уроки. Ещё в 1880-х годах письменный стол был большой роскошью. Кто-то довольствовался обычным кухонным столом. Над столом висят олеографический портрет императора Николая IIи барометр. На письменном столе – письменный прибор хрустального стекла – чернильница, пресс-папье (в виде бруска с прикрепленными к нему листками промокательной бумаги), карандашница, спичечница. Обращает на себя внимание массивное пресс-папье в виде сфинкса (бронза, камень), также относящееся к началу ХХ века. Помимо этих предметов, на столе находятся настольная лампа, счеты, альбом для открыток и фотографий.  Рядом со столом –этажерка с книгами и  журналами. Во многих купеческих домах имелась хорошая  библиотека, для детей выписывали специальные журналы;  проходили семейные вечера, во время которых любили чтение вслух, дети учили французский язык.

Спальная. Никелированная кровать покрыта вязаным покрывалом. Простынь с подзором конца ХIX века изготовлена в белошвейных мастерских Иверского монастыря в Самаре. На подушках, расположенных горкой, кружевные наволочки того времени. На прикроватной  тумбочке, покрытой вышитой салфеткой, – графин и стакан для воды. На стене – ковер с изображением оленей (конец XIX-начало ХХ века). На сундуке у кровати – ковровое покрытие и подушки-«думочки», вышитые крестом. Вышивки крестом с типичными мотивами дамского рукоделия того времени – на стене над сундуком. Справа от сундука – зеркальный платяной шкаф; бельё хранилось в сундуках, коробьях (такой короб находится под кроватью). Уборные принадлежности — зеркала, гребни, щётки находились в сундучках, ящиках, ларцах. Напротив кровати находитсятуалетный стол (конец XIX-начало ХХ века) с мраморной столешницей и большим зеркалом, на мраморной столешнице – предметы дамского туалета – флаконы, щетки, ручное зеркальце.  У окна – швейная машинка немецкой фабрики «Зингер».

Что внутри: знаменитый интерьер Купеческого дома

Главный вход в Дом-музей Купца. Фото любезно предоставлено static.panoramio.com.

2016 год стал годом 80 -го года в истории Дома-музея Купца. Хотя музей также является достопримечательностью Нью-Йорка, знаете ли вы, что это также одна из немногих достопримечательностей, которые имеют как внешнее, так и внутреннее обозначение?

Помимо того, что это 80 -й год музея, это также 35 год его внутреннего обозначения.Для исторического здания интерьер музея был замечательно хорошо сохранился, и из-за затворнического характера Гертруды Тредуэлл, последней из семьи Тредуэлл, населявшей этот дом, мы можем получить представление о внутренней работе их дом и семейная жизнь 19 -го века. Когда здание было приобретено в 1930-х годах, был обнаружен этот замечательный кладезь предметов, и родилась идея превратить здание в музей.

Гостиная, Дом-музей купца.Фото любезно предоставлено музеем.

Вот что музей говорит о своей коллекции:

«Семья Тредуэлл — Сибери и Элиза и их восемь детей — жили в этом доме почти 100 лет, с 1835 по 1933 год, когда умерла Гертруда, младшая дочь и последний член семьи. Замечательное количество их вещей сохранилось в доме, когда он был превращен в музей в 1936 году.

Музейная коллекция подлинных вещей Тредвеллса включает почти 2500 предметов: мебель, украшения, осветительные приборы, домашние, личные и швейные аксессуары, семейные фотографии, книги, однодневки, произведения искусства, костюмы и текстиль.

Незавершенное панно для квилтинга или рукоделия; сшитая вручную перешивка платья; именная поздравительная открытка; детская тетрадь сочинения; оловянная «шляпная ванна» на полу — все это дает интимный и аутентичный взгляд на жизнь этой нью-йоркской семьи купцов XIX века ».

Спальня, Дом-музей купца. Фото любезно предоставлено музеем.

The Merchant’s House — прекрасная капсула времени 19 веков и позволяет заглянуть в жизнь старых жителей Нью-Йорка и жителей деревни.Мы призываем всех посетить его, а пока что узнайте больше о музее и его истории из некоторых из этих прошлых публикаций:

С 80-летием, Дом-музей Купечества!

Фотографии Купеческого дома в молодости музей

Облав на Дом торговца!

Business — искусство украшения

Когда вы входите в пространство, занимаемое Торговым домом, вы видите произведения искусства, висящие на стенах, мебель и арматуру в различных стилях, а также камни.Да, скалы. Но все они создают атмосферу того, кто умеет обустроить внутреннее пространство и сделать его приятным. Но если вы спросите людей, которые занимаются этим новым бизнесом, украшение интерьера — далеко не единственное, чем они занимаются.

«Я начал свою карьеру с моего первого бизнеса, Studio 230, компании, занимающейся проектированием и строительством ландшафта, — сказал Брайан Кэллоуэй, совладелец Merchant House с Kimberlin Meador. «Благодаря этому бизнесу мы научились полностью строить и восстанавливать здания с нуля, как внутри, так и снаружи.«

Эти навыки были задействованы при подготовке помещения, которое сейчас занимает Торговый Дом.

«Когда мы впервые приехали сюда, я полагаю, что это пространство раньше занимала клининговая компания», — сказал Кэллоуэй. «Но когда мы впервые приехали туда, он был в плохом состоянии, из-за обрушения крыши и других серьезных проблем. Так что у нас было много работы, чтобы подготовить его. Однако, когда мы вошли и проверили его, простор Как складское помещение, мы чувствовали себя прекрасно. Итак, мы сделали работу, и теперь у нас есть Merchant House.«

Хотя повсюду выставлены произведения искусства, Кэллоуэй дал понять, что Merchant House — не галерея, хотя это впечатление можно понять. Но когда открытое пространство было профессионально оформлено, художники начали приходить спрашивать, можно ли выставить их работы.

«Мы провели прослушивания, позволили артистам, многие из которых были местными, показать нам свои работы. Те, которые мы приняли, сейчас продаются в Торговом доме», — сказал он.

Торговый дом сам по себе служит демонстрацией навыков экипажа.

«Как я уже сказал, когда мы приехали сюда, здесь нужно было много доработать», — сказал Кэллоуэй. «Это потребовало много любви. Мы те, кто сделали для этого всю работу. И это то, что мы делаем. Вы хотите, чтобы пространство было украшено, мы можем сделать это за вас. Нужен внешний вид здания, в том числе ландшафт? Мы можем сделайте это. Вам нужен новый дом или новый бизнес, построенный с нуля? Мы тоже делаем это. Что касается вашего дома или места работы, мы делаем все это ».

Торговый дом расположен по адресу 3202 Texas Blvd.Они работают с понедельника по субботу с 10:00 до 18:00. Позвоните им по телефону 903-949-6594.

Дом-музей Торговца Основные моменты: Парки Нью-Йорка

Этот рядный дом 1832 года, являющийся городом Нью-Йорком и национальным историческим памятником, является одним из лучших сохранившихся образцов архитектуры позднего федерального и греческого возрождения. Он остается практически неизменным с тех времен, когда он был домом богатой купеческой семьи XIX века Сибери (1780-1865) и Элизы (1797-1882) Тредуэлл и их восьмерых детей.Торговый дом, как его сейчас называют, является единственным семейным домом в Нью-Йорке, сохранившимся нетронутым внутри и снаружи с 1830-х годов.

Семья Тредуэллов переехала в этот дом в 1835 году. С годами, когда город продолжал расти, соседи Тредуэллов постепенно покидали популярный район Бонд-стрит, строя еще более элегантные дома в верхней части города. По неизвестным причинам Тредуэллы остались на месте. Самый младший ребенок Тредуэлла, Гертруда (1840-1933), никогда не была замужем; когда она умерла в спальне наверху в 1933 году в возрасте 93 лет, семья жила в этом доме почти 100 лет.

Официальные салоны в стиле греческого возрождения с их шедеврами из черного и золотого мрамора, ионическими колоннами, дверцами из красного дерева и соответствующими гипсовыми потолочными медальонами отражают и передают преобладающий вкус ушедшей эпохи. Для просмотра доступны три этажа дома: первый этаж, состоящий из семейной столовой и кухни, этаж гостиной и этаж спальни.

Неизмененный интерьер дома наполнен семейной мебелью и имуществом.Здесь есть все, что можно ожидать от хорошо оборудованного дома XIX века: старинная мебель от лучших краснодеревщиков Нью-Йорка (включая Дункана Файфа и Джозефа Микс), роскошные декоративные аксессуары, такие как масляные лампы Аргана с хрустальными призмами, оригинальные картины маслом. европейских пейзажей, фарфора и серебряного декоративного искусства.

Личное имущество, от незаконченного рукоделия, семейных фотографий и книг до зеркала для бритья и швейных коробок, оставляет впечатление, будто семья только что вышла и скоро вернется.Платья, принадлежащие женщинам Тредуэллов, наряду с перчатками, шляпами, обувью, зонтиками, шалями и нижним бельем, выставлены поочередно. Эти изделия созданы на протяжении более 60 лет и иллюстрируют изменение профиля американской моды в 19 веке.

Музей, расположенный на Восточной 4-й улице между Бауэри и Лафайет-стрит, предлагает образовательные программы для взрослых и школьников, экскурсии, лекции, чтения, концерты, выставки, представления и другие мероприятия в течение года.В 1997 году Музей заключил союз с The Historic House Trust of New York City, который работает в партнерстве с Parks, чтобы сохранить, улучшить и поддержать исторические дома, расположенные в парках во всех пяти районах. Взятые вместе, эти дома обеспечивают видимую связь с более чем 250-летней историей Нью-Йорка.

Исторический дом торговца, охваченный битвой за строительство в Ист-Виллидж

Знаменитый дом на Манхэттене, переживший смену поколений в Ист-Виллидж, теперь находится в центре внимания разработчиков.Специалисты по охране окружающей среды предупреждают, что он может быть серьезно поврежден — или даже разрушен — если предлагаемый отель вырастет прямо по соседству. Майкл Скотто из NY1 подал следующий отчет:

Это капсула времени богатой жизни Нью-Йорка. Все в 186-летнем таунхаусе на 4-й улице E., 29 — его внешний вид, интерьер, даже мебель — выглядит почти так же, как когда его последний частный владелец умер в 1930-х годах.

«Это чудо. Это не что иное, как чудо », — говорит Маргарет« Пи »Гардинер, исполнительный директор Дома-музея Купца.

Но настоящее, возможно, наконец догоняет прошлое. 82 года в доме размещался Купеческий дом-музей. Но застройщик хочет снести гараж и построить по соседству восьмиэтажный отель.

Защитники природы опасаются, что строительство серьезно повредит — и, возможно, разрушит — таунхаус, достопримечательность города, внесенную в Национальный реестр исторических мест.

«Фундамент в сочетании с размером здания будет подтолкнуть соседний участок вниз примерно на полдюйма, и это создаст нагрузку на здание здесь, потому что, как только земля уйдет в эту сторону, он потянет за собой строится вниз », — говорит адвокат Майкл Хиллер.

Дом был построен в 1832 году и куплен три года спустя Сибери Тредуэлл, богатым торговцем скобяными изделиями. Его семья жила там 98 лет, пока последняя выжившая дочь Тредуэлла не умерла в 1933 году, и здание стало музеем.

Считается, что это единственный сохранившийся в городе дом с полностью сохранившимся интерьером XIX века. Он привлекает около 16 000 посетителей в год.

«Единственный. Это одинокий выживший из старого Нью-Йорка. В нем рассказывается история основания коммерческого магазина, которым Нью-Йорк стал, к лучшему или худшему, и нет ничего подобного, — говорит Гардинер.

Разработчик не отвечал на звонки с просьбой прокомментировать.

Комиссия по сохранению достопримечательностей одобрила строительство отеля в 2014 году.

Но Комиссия по планированию и городской совет должны утвердить изменение зонирования для реализации проекта. И вряд ли Совет даст добро без поддержки местной советницы, которая звучит скептически.

«До тех пор, пока смотрители Торгового дома и его защитники не будут уверены, что соседнее строительство не повлияет на это здание, я не могу поддержать предложенное развитие», — заявила член совета Карлина Ривера в заявлении.

Возможно, это знак того, что в этом случае история может победить будущее.

Дом-музей купца — это заведение Ист-Виллидж, которое стоит спасти

Район Гертруды Тредуэлл изменился.

Она родилась в 1840 году по адресу 29 East Fourth Street, в рядном доме в стиле греческого возрождения, построенном ее отцом, Сибери Тредуэллом, торговцем из высшего среднего класса. Гертруда была младшей дочерью Сибери, последней родившейся в этом доме на 60-м году жизни.

Как и ее отец, Гертруда умерла в том же доме в 1933 году. Она дожила до 93 лет, и когда ее не стало, дом, наконец, перестал быть домом.

Он быстро нашел новую цель: предприимчивый родственник Тредуэлла, возможно, заметивший, как быстро и как часто городские кварталы растут, сужаются и снова растут, имел здравый смысл превратить дом в Дом-музей Купца. За последние 50 лет жители Нью-Йорка и иногородние посещали этот дом, что позволяет им войти в жизнь тех, кто жил здесь до нас.Торговый дом был одной из первых обозначенных достопримечательностей Нью-Йорка, и многие из того, что люди видят сегодня, на самом деле принадлежат семье Тредуэллов.

Внутри помещения для прислуги на четвертом этаже Дома-музея Купца.

Но сейчас будущее этого почти 200-летнего дома остается неопределенным. Несмотря на головокружительные изменения, которые время, джентрификация и деньги принесли в Ист-Виллидж, ему удалось остаться на плаву, но угроза застройки представляет собой прямую угрозу структурной целостности здания.Застройщики, желающие построить восьмиэтажный бутик-отель на участке, непосредственно рядом с домом, опасно близки к тому, чтобы получить одобрение от различных городских агентств (к сожалению, Комиссия по сохранению достопримечательностей уже одобрила план) и серию голосований этим летом. определит его судьбу.

Защитники музея, включая охранников и местный совет сообщества (который недавно проголосовал против этого предложения), отмечают, что строительство в Нью-Йорке — это не просто строительство на одном участке, а на участке его соседа. Возможный ущерб от нового здания вполне может сделать Купеческий Дом непригодным для жизни и непригодности для всех. И цена борьбы неуклонно росла. В октябре прошлого года во время моего ежегодного посещения Хэллоуина (помимо других сезонных программ музей устраивает зловещий тур), меня встретили таблички, напоминающие посетителям, что одни лишь гонорары адвокатов могут поставить музей под угрозу.

Дома-музеи — не особо привлекательная тема даже для тех, кто обычно выступает против изменений, которые меняют социальную и историческую структуру городских кварталов.Почти у всех есть пыльные воспоминания о том, как их тащили по буквально пыльному дому, который когда-то принадлежал третьему по величине человеку в городе, или пансионату, где кто-то из родственников Джорджа Вашингтона, возможно, останавливался, чтобы переночевать. Дома-музеи, наполненные объектами, к которым вы не можете прикоснуться и, возможно, не захотели бы, даже если бы могли, они ассоциируются с своего рода смертью: структурно они состоят из костей дома, но что это за дом, в котором никто не живет?

Сохраненные в затхлом воздухе, эти дома часто изображают жизнь богатой и белой элиты, и соблазнительно представить себе версию истории Нью-Йорка, в которой устранены такие пространства, как Дом Купца, в попытке выдвинуть на передний план истории миллионов новых Жители Йорка, которые не могли себе позволить жить в фешенебельном рядном доме на шикарной улице в центре города в 1837 году — или в 2018 году.

Но, как любая хорошая нью-йоркская история, не все так просто.

Во время недавнего посещения Купеческого дома я поднялся не только на третий этаж, чтобы посмотреть, где спит семья, но и еще на один пролет в маленькие покои для прислуги. В середине 19 века в этих комнатах могли разместиться молодые женщины из Ирландии, которые приехали в Нью-Йорк, чтобы продвигаться по миру, и, когда я самостоятельно поднялся на верхнюю ступеньку, мне было легко думать о том, на что это могло быть похоже. для них: усталые, в стране и в чужом доме, ответственные за уход, кормление и уборку людей, которые спали этажом ниже — но жили в совершенно другом мире.

Спальня на втором этаже Купеческого дома-музея.

Несколько лет назад я увидел в музее небольшую выставку ночного белья, который могли носить Тредуэллы, и был тронут интимностью этой экспозиции. В этой самой комнате, подумал я, такая женщина, как Элиза Тредуэлл, мать Гертруды и жена Сибери, спала бы, была близка со своим мужем, родила бы и умерла. Когда я увидел свободную сорочку, которую она могла бы надеть там, ее единственное по-настоящему личное пространство, я почувствовал себя больше, чем что-либо, как незваный гость, хотя и не в неприятной форме.Мне посчастливилось стоять в комнате Элизы среди вещей Элизы — между нами двумя установилась связь, которую я перенесла в свой собственный дом, думая о редкости одиночества, которое является неотъемлемой частью жизни в городе.

Мероприятия в Купеческом доме позволяют посетителям сделать еще один шаг вперед. Осенью музей устраивает серию похорон, соответствующих тому периоду, которые заставляют нас задуматься о том, каково было бы провести такую ​​службу в гостиной; недавний тур, приуроченный к Св.День Святого Патрика расширил мир домашних ирландских слуг, представив, как они могли перемещаться по городу для работы и отдыха.

Неоспоримый факт, что Гертруда Тредуэлл мертва, хотя призрачные туры позволяют нам задаться вопросом, осталась ли она все еще дома так или иначе. Ее отец, мать и братья и сестры тоже, и Торговый Дом отмечает, что лишь горстка живых людей может проследить свою родословную до семьи, которая жила на Ист-Четвертой улице.

Купеческий дом — это , а не мертвых. На данный момент он жив, и мы обязаны попытаться сохранить его в таком состоянии как можно дольше.

СТАРЫЙ ДОМ КУПЕЦ — Ист-Виллидж

Знаете ли вы, что здание может быть обозначено изнутри, но не снаружи? На этой неделе мы поехали в Ист-Виллидж, чтобы посетить лекцию в Доме-музее купца, организованную Обществом сохранения исторического наследия Гринвич-Виллидж. Возможно, не было лучшего места для проведения мероприятия по озеленению достопримечательностей, чем этот исторический рядный дом, построенный в 1832 году торговцем Сибери Тредуэллом.Это здание является достопримечательностью как внутри, так и снаружи, и это единственный дом на Манхэттене, который сохранился с оригинальной мебелью и семейными реликвиями.

С тех пор, как мы в последний раз были на этой улице, многое изменилось. На углу — новая многоэтажная квартира, примыкающая к более старому рядному дому. Некоторые старые фотографии немного показывают, каким был городской пейзаж в 1899 и 1936 годах, когда Купеческий дом еще примыкал к другим жилым домам.

1899: В соседнем здании (справа на фотографии), похоже, такой же металлический забор и кирпичная кладка, что и в Купеческом доме (в центре), несмотря на то, что в нем очень разные окна.К 1936 году железная ограда снята, и соседнее здание имеет совершенно другой оттенок кирпича.

2010: Пустой участок справа от рядного дома

2010: Новое высотное здание на углу Бауэри и 4-й ул.

2010: Слева от Дома купцов был снесен оригинальный рядный дом и заменен этим гаражом с граффити, в котором размещены тележки для хот-догов!

Во второй половине 19 века коммерческие здания и фабрики стали доминировать в этом районе, и последняя фотография, на которой видно прилегающее здание, которое я смог найти, относится к 1944 году.Более важным фактом является то, что участок по соседству и участок, на котором стоит новое высотное здание, десятилетиями использовались как стоянка для автомобилей. Фотографии с сайта nyc.gov показывают изменения, произошедшие с 1924 года по настоящее время. В какой-то момент соседний участок был полон деревьев, но теперь он полностью пуст, за исключением нескольких трейлеров и горшков для носильщиков. Этот участок использовался как строительный объект для строительства высотки, поэтому в ближайшее время он, вероятно, будет преобразован в другое высотное здание…

Озеленение также может применяться только к определенным областям интерьера, и в этом доме чердак дома не обозначен. Архитектурный стиль Дома купцов известен как стиль греческого возрождения, который был похож на другие дома в этом районе. Вход особенно замысловат с коринфскими колоннами, каменной аркой, декоративным окном и металлическими перилами.

Дом
29 E. 4-я улица
Метро: R до 8-й улицы, 6 до Astor Place, F до 2-го авеню

Мишель Янг

Дом-музей купца — Нью-Йорк, Нью-Йорк

Дом по адресу 29 East 4th Street был домом для семьи Тредуэлл и их слуг на протяжении почти 100 лет.Теперь, по прошествии 75 лет с тех пор, как последний из Тредуэллов покинул дом, дом практически не изменился, являясь настоящей капсулой времени жизни 19-го века и национальным историческим памятником.

В 1835 году Сибери Тредуэлл, его жена Элиза и их шестеро детей переехали в аристократический район Манхэттена на Бонд-стрит. Семья проживала там до 1933 года, когда Гертруда Тредуэлл, младшая дочь Тредуэллов, умерла в доме в возрасте 93 лет. В 1936 году дом был открыт для публики, что почти идеально сохранило стили и архитектуру своего дома. время и предлагая интимный проблеск семейной жизни среди богатого купеческого сословия.В музее хранится большое количество семейных вещей, начиная от предметов декора и моды 19 века и заканчивая более личными и повседневными предметами, такими как простыни, ночные горшки и кровати для больных. Великолепный семейный сад и недавно отреставрированные помещения для прислуги также открыты для посещения.

Музей привлекает не только любителей истории; сообщения о паранормальной активности в доме относятся к 1930-м годам, вскоре после смерти Гертруды Тредуэлл. На протяжении десятилетий отчеты о необъяснимых явлениях, включая колебания температуры, странные запахи, бестелесные голоса и шаги, звуки вечеринок и игры на пианино, доносящиеся с улицы, а также предполагаемые наблюдения призраков, заработали этому дому титул Дома с привидениями на Манхэттене.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *