Гост битумы нефтяные строительные кровельные: Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)

ПОДЕЛИТЕСЬ
В СОЦСЕТЯХ

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ) – это смолянистое минерально-органическое вещество, в составе которого содержатся углеводородные элементы, а также азотные кислородные и металлосодержащие соединения. Существует несколько видов битума, которые присутствуют в природной среде (в жидкой форме в нефти, в твердом состоянии – в смоле и асфальте). Битум может растворяться в веществах органического происхождения, таких как бензол или сероуглерод. Вода не оказывает на него никакого воздействия и вызывает только отталкивающую реакцию.

Материалы на основе битума широко применяются в строительстве

Содержание

  • 1 Переработка битумного сырья
  • 2 Свойства и показатели битума
  • 3 Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)
    • 3.1 Битумы нефтяные строительные
    • 3.2 Битумы нефтяные кровельные
  • 4 Использование битума
  • 5 Битум строительный (видео)

Переработка битумного сырья

Битум добывается скважинным, шахтным или карьерным путем. Нефтепродукты в твердом, жидком или вязком состоянии широко применяются в строительстве. Производятся битумы нефтяные — строительные, кровельные, дорожные, гидроизоляционные. Также смолянистые вещества используются в химическом и лакокрасочном производстве.

Кровельный материал с применением битума

Полезный совет! Основными показателями, по которым определяется сфера применения битума в твердом состоянии, являются критерии вязкости, пластичности, аморфности и ломкости. Для жидких веществ – вязкость и фракция летучих масел.

Основным видом сырья, из которого производятся битумы нефтяные строительные, кровельные, является нефть. После фракционной перегонки и выделения из ее состава светлых веществ, таких как бензин, лигроин, керосин, смазочных, а также иных попутно производных нефтепродуктов, из тяжелых остатков получают основу битумного материала. Количество продукта зависит от качественного состава нефти, которая имеет разные консистенции.

Современный способ получения битума основывается на атмосферной сепарации и вакуумной дистилляции с последующим окислением или смешиванием твердых остатков.

Процесс окисления заключается в продувке остатков нефтепереработки до получения продукта определенного уровня вязкости. Кислород, вступая во взаимодействие с гудроном, способствует прохождению реакции окисления битума и образованию в нем высокомолекулярных компонентов. Данная технология позволяет получать качественный продукт. Из него производятся битумы нефтяные кровельные, ГОСТ которых, разработан специально для этого материала.

Твердый битум применяется в производстве асфальта

Второй способ изготовления, который производится после перегонки – смешивание. После него на выходе получаются компаундированные материалы. Суть данного процесса заключается в том, что гудроновое вещество обрабатывается пропаном в жидком виде и смешивается с масляными дистиллятами.

Свойства и показатели битума

Показатель пластичности зависит от содержания маслянистых веществ, продолжительности воздействия механических нагрузок и температуры. У битумов нефтяных кровельных, ГОСТ по показателям пластичности определяется способностью материала растягиваться в тонкую нить на приборе, который называется дуктилометр. Испытание проводится при температуре нулевой и 25°C температуре. Длина нити в момент разрыва служит показателем пластичности битума.

Вязкость вещества отражает структурно-механическую основу материала. Данная характеристика является отражением композиционного состава и реакции на определенную температуру. При низких температурах показатель вязкости повышается, а при высоких – падает. На битумы нефтяные кровельные, ГОСТ метод испытаний твердых и вязких веществ, проверяют с помощью иглы.

Процесс монтажа битумного покрытия на крышу

Ее проникновение вглубь материала при определенной нагрузке, температуре и времени погружения фиксируется пентаметром. Чем меньше глубина проникновения, тем выше данный показатель. Уровень вязкости жидких материалов определяется с помощью вискозиметра, когда исследуемое вещество протекает через отверстие прибора за определенный промежуток времени.

Температура размягчения определяется на приборе «шар и кольцо». Принцип исследования состоит в том, что битумный образец помещается на латунное круглое отверстие определенного диаметра и постепенно разогревается под равномерным давлением металлического шарика до момента прикасания к нижней планке прибора. Стандартная температура размягчения находится в пределах от 20 до 95°C.

Дополнительной характеристикой теплостойкости битумного материала является температура хрупкости. Данный показатель определяется моментом появления первой трещины на материале во время одновременного сгибания и охлаждения исследуемого материала.

Рулонный битум может использоваться для обустройства гидроизоляции деревянного пола

Температура воспламенения. При нагревании битума образуются пары, которые при контакте с открытым огнем воспламеняются. В ходе исследования на специальном приборе момент загорания паров характеризует степень его пожароопасности. Обычный показатель разогрева до момента воспламенения для твердых или вязких веществ находится за показателем в 200°C.

Для определения адгезивных свойств разработано много технологий, а также приборов. Наиболее доступным является визуальный метод. Для проверки не требуется сложных приспособлений.

Полезный совет! Важной особенностью битумных материалов является их свойство прилипать к любым поверхностям минерального или органического происхождения.

Битум приклеивается к поверхности гравия, после чего кипятится в воде. Если после завершения эксперимента пленка осталась в том же положении, показатель оценивается высшей оценкой по пятибалльной шкале. Неудовлетворительная оценка адгезивности ставится в том случае, если пленка совсем не держится на предмете в процессе кипячения.

Устройство современного дорожного покрытия не обходится без битума

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)

Получение результатов исследований на вязкость, пластичность, температуру размягчения позволяет определять марки продукции, которые по ГОСТам характеризуется следующим образом.

Статья по теме:

Кровельные материалы для крыши: виды и цены современных покрытий. Разновидности покрытий. Сравнительная характеристика, недостатки и преимущества. Классификация материалов для строительства крыш.

Битумы нефтяные строительные

ГОСТ делятся на три вида, которые имеют обозначение БН. Аббревиатура «БН» обозначает «битум нефтяной». После нее следуют цифры – это температура размягчения и усредненное значение пределов иголочной пенетрации.

Наименование показателяНорма для маркиМетод испытаний
БН 50/50БН 70/30БН 90/10
ОКП 02 5624ОКП 02 5623ОКП 02 5622
Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм41-6021-405-20По ГОСТ 11501-78
Температура размягчения по кольцу и шару, °С50-6070-8090-105По ГОСТ 11506-73
Растяжимость при 25°С, не менее403,01,0По ГОСТ 11505-75
Растворимость, %, не менее99,5По ГОСТ 20739-75
Изменение массы после прогрева, %; не более0,5По ГОСТ 18180-72
Температура вспышки, °С, не ниже230240По ГОСТ 4333-87
Массовая доля водыСледыПо ГОСТ 2477-65

 

Битумы нефтяные кровельные

ГОСТ разрабатываются в модификациях БНК. «БНК» – это битум нефтяной кровельный. Показатели размягчения и вязкости определяются и присваиваются аналогичным способом.

Наименование показателя
Норма для маркиМетод испытаний
БНК 40/180БНК 45/190БНК 90/30
Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С160-210160-22025-35ГОСТ 11501
Температура размягчения, по кольцу и шару, °С37-4440-5080-95ГОСТ 11506
Температура хрупкости, °С, не выше-10ГОСТ 11507
Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее99,5ГОСТ 20739
Изменение массы после прогре­ва, %, не более0,880,00,5ГОСТ 18180
Глубина проникания иглы в остатке после прогрева, % от первоначального значения, не менее6070ГОСТ 11501
Температура вспышки, °С, не ниже240 ГОСТ 4333
Массовая доля воды, %, не болееСледыГОСТ 2477
Массовая доля парафина, %, не более5,0ГОСТ 17789
Индекс пенетрацииот 1,0 до 2,5ГОСТ 954

 

Помимо веществ твердой и вязкой консистенции существуют битумные материалы, которые находятся в жидком состоянии. При обычной комнатной температуре они имеют незначительный показатель вязкости. В строительных целях они задействуются в охлажденном или относительно подогретом состоянии.

Использование битума

Как материал для строительства битум наделен отличными адгезионными и водоотталкивающими свойствами. Его использование позволяет создавать надежные прочные кровельные покрытия, коммуникации, гидроизолировать фундаменты и другие виды сооружений. Для того чтобы правильно определить назначение конкретного вида битума, важно ознакомиться с его качественными и составляющими характеристиками. Числовые показатели позволяют правильно выбирать и использовать битум по назначению, потому что битум может быть строительный, дорожный или для крыш.

Помимо этого, битум может использоваться и в других целях. На его основе производятся суперпрочные герметики, которые используются для заделывания швов на аэродромных полях и взлетных полосах. Не обходится без битума промышленное и гражданское строительство, так как мастики, в составе которых содержатся полимерно-битумные ингредиенты, применяются для отделочных изоляционных работ.

Битумная гидроизоляция плоской крыши

Этот материал лучше всего подходит для укрепления и гидроизоляции проемов в конструкциях. Резиново-битумные материалы применяются для покрытия мастичных кровель безрулонного типа. Битум нефтяного происхождения незаменим при большинстве видов кровельных работ.

Полезный совет! Важно отметить, что долговечность битумного покрытия зависит от правильного использования материала. Его марка и ГОСТ должны соответствовать целям применения в каждом конкретном случае.

Например, дорожный битум не может полноценно заменить кровельный или строительный, или наоборот. Пользователям всегда необходимо обращать на это внимание, несмотря на то, что визуально битум разных сортов практически идентичен.

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ) практически не имеют срока годности, поэтому они могут прослужить очень длительное время, обеспечивая надежную защиту и уплотнение строительным конструкциям. Также битумные поверхности можно просто, легко и не дорого обновлять и ремонтировать.

Битум строительный (видео)

REMOO В ВАШЕЙ ПОЧТЕ

Закрыть

ОПРОСЫ

ЕЩЕ ОПРОСЫ

Что бы вы обустроили на свободном месте участка?

  • Бассейн
  • Теплицу
  • Детскую игровую площадку
  • Беседку с барбекю
  • Баню

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

ТЕСТЫ

ЕЩЕ ТЕСТЫ

Какими должны быть лакокрасочные материалы? Тест

ПРОЙТИ ТЕСТ

Битум кровельный — ГОСТ

Автор Кровельщик На чтение 6 мин Просмотров 2.3к. Обновлено

Битум (лат. bitumen — горная смола) — вещество, представляющее собой затвердевшую или вязкую смесь углеводородов и их производных своеобразный микс. Данный продукт не растворим в воде, полное растворение или частичное возможно растворителями  такими, как бензол, хлороформ, этиловый спирт, ацетон, скипидар и другими, плотность которых от 0,95 до 1,5 г/куб. см.

На свойства битумов оказывают влияние:

  • способа производства битумов
  • качество сырья
  • параметров производства

На получение битума высокого класса оказывает влияние компонентный состав нефти, последовательность проведения общей технологической схемы производства.

Содержание

  1. Марки
  2. Технические требования
  3. Методы испытаний
  4. Правила приемки
  5. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение
  6. Гарантия производителя
  7. Требования безопасности
  8. ГОСТ 9548-74. Битумы нефтяные кровельные

Марки

Имеются различия областей применения битума кровельного:

  • БНК-40/180 – битум кровельный, применяемый для пропитки;
  • БНК-45/190– битум кровельный, применяемый для пропитки и образования покровного слоя;
  • БНК-90/30 – битум кровельный, применяемый только для покровного слоя.

На получение строительного битума высокого класса оказывают влияние компоненты входящие в состав нефти и последовательность проведения технологического процесса производства.

Технические требования

Для соответствия нормам при производстве битумов необходимо соблюдение стандартных технических требований:

Нормирование для марки БНК-40/180:

  • температура размягчения – 37 — 44°С.
  • глубина проникания иглы при 25°С – 160 — 210 мм.
  • растворимость органическими растворителями – 99,5%.
  • расхождение после нагрева массы – 0,80%.
  • температура вспышки – 240°С.

Нормирование для марки БНК-45/190:

  • температура размягчения – 40 — 50°С.
  • глубина проникания иглы при 25°С – 160  -220 мм.
  • растворимость органическими растворителями – 99,5%.
  • расхождение после нагрева массы – 0,80%.
  • температура вспышки – 240°С.
  • массовая доля воды – следы.
  • массовая доля парафина – 5,0%

Нормирование для марки БНК– 90/30:

  • температура размягчения – 70 — 95°С.
  • глубина проникания иглы при 25°С – 25 — 35 мм.
  • температура хрупкости – -10°С.
  • растворимость органическими растворителями – 99,5%.
  • расхождение после нагрева массы – 0,50%.
  • температура вспышки – 240°С.

Методы испытаний

К общепринятым методам испытаний битума нефтяного кровельного относятся следующие физические и химические показатели:

  • пенетрекция;
  • размягчение;
  • хрупкость;
  • расхождение после нагрева массы;
  • пенетрекция от исходного;
  • температура вспышки;
  • содержание парафина.

Отбор проб от каждой партии битума в количестве 0,5 килограмма производится по ГОСТ 2517-85.

Правила приемки

После того, как вся партия битума кровельного нефтяного будет подготовлена к отгрузке, на нее оформляется паспорт качества. На каждую партию оформляется только один паспорт качества. Партией можно признать различное количество битума, однородное по качественным показателям.

Получение неудовлетворительных результатов испытаний по одному или нескольким показателям приводит к повторным испытаниям, но объем пробы необходимо удвоить. Заключение повторных результатов испытания действительно на всю партию.

Изготовителем проводится проверка на присутствие воды (массовой доли) не реже одного раза в полгода. Один раз в три месяца определяются растворимость и доля парафина (массовая).

Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение

Для доставки с последующим хранением в складских помещениях или на строящиеся объекты битума существует упаковочная тара, которая служит защитой от пыли и грязи, обеспечивает компактность расположения груза на транспортных средствах.

Применяются основные способы упаковки, такие как кловертейнеры, евробочки (металлические), биг-беги и крафт-мешки. Для транспортировки битума в состоянии готовом для применения используются битумовозы.

  • кловертейнер имеет форму куба. Поддон и крышка выполняются из фанеры, стенки из гильзового картона. Распаковка занимает пару минут при помощи болгарки.
  • металлическая евробочка проста в процессе использования тем, что крышка имеет металлический хомут. Нет необходимости в распаковке, достаточно открыть бочку, нагреть битум, отлить нужное количество и вновь закрыть. Сохранность качества обеспечивается за счет крышки с хомутом.
  • биг-бег – упаковка представляет собой универсальный полипропиленовый мешок, который может принять форму той тары, которая рассчитана под выгрузку погрузочными механизмами.
  • крафт — мешки – самая не практичная тара, как при транспортировке, так и при вскрытии упаковки.
  • битумовоз – автоцистерна с двойными стенками и наличием подогрева стенок. За счет подогрева битум не нуждается в длительном разогреве на строящихся объектах.

Для определения того, какой вид материала, его характеристика, характерные особенности хранения и транспортировки, объем или масса, номер партии и сертификация (при наличии) существует маркировка, информация, которая наносится на каждую товарную единицу.

Для битума нефтяного кровельного — это БНК, числа 40/180; 45/190; 90/30 в числителе температура, при которой битум становится мягким, а в знаменателе предполагаемая температура твердого состояния.

Обеспечение сохранности битумов нефтяных в таре производится с применением стеллажей или поддонов. При хранении в штабелях в закрытых складских помещениях, под навесами или на спланированных промышленных площадках с бетонированными или асфальтированными покрытиями, что обеспечивает их защищенность от воздействия солнечных лучей и осадков.

В случаях транспортировки битумов в твердом состоянии перевозка осуществляется на специально оборудованных разборных формах. Транспортировка продуктов из углеводородов требует обеспечения всех необходимых требований пожарной безопасности по причине самовоспламенения. Соблюдение элементарных правил безопасности исключает возможность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Гарантия производителя

Заводом на изготовленный битум нефтяной кровельный в паспорте продукции указывается согласно ГОСТ, производимого материала, срок хранения и использования не более одного года с даты производства. Купить строительный битум можно за цену от 50 руб за 1 кг.

Требования безопасности

Битумы нефтяные кровельные для кровельной мастики относятся к четвертому классу опасности. Данный класс представляет малоопасные горючие вещества. Для них температура вспышки не ниже 240 градусов Цельсия. Возможно самовоспламенение при температуре 300 градусов Цельсия.

Для паров расплавленного битума характерно умеренное раздражающее действие на тело и слизистые верхних дыхательных путей и оболочку глаз.

Нефтяные битумы не токсичны как в воздухе, так и в водной среде.

Рабочие, занятые работами с битумом, обеспечиваются специальной одеждой, обувью и специальными приспособлениями для защиты органов дыхания и зрения:

  • специальная одежда – ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112;
  • специальная обувь – ГОСТ 12.4.032;
  • для защиты рук (рабочие рукавицы)  – ГОСТ 12.4.010;
  • противогазами со сменным фильтром – ГОСТ 12. 4.034;
  • средствами защиты глаз – ГОСТ 12.4.013.

Попавший на тело рабочего битум требуется охладить проточной водой. Используя вазелин либо любой смягчающий крем, осторожно удалить с поврежденного участка тела частицы битума. Необходимо оказание первой помощи для пострадавших от термических ожогов.

Рабочее место для проведения работ с битумом необходимо оборудовать вентиляционным оборудованием.

В случае возникновения пожара необходима локализация очага пожара с помощью пенной струи. Малые очаги возгорания локализуют при помощи огнетушителя ОВП, песка или кошмы.

ГОСТ 9548-74. Битумы нефтяные кровельные

ссылка для скачивания образца документа

 

Лаборатория тестирования асфальтобетонной продукции

Советы по успешному поиску

Использование ключевых слов и фраз в конкретной отрасли обеспечит наилучшие результаты поиска. Общие термины, такие как асфальт, строительные материалы, химикаты и т. д., приведут к большому количеству результатов.

Если вы хотите узнать, применяем ли мы конкретный Метод тестирования или Спецификацию, используйте Индекс Тестирования Продукта.

Когда результаты автозаполнения доступны, используйте стрелки вверх и вниз для просмотра и ввода для выбора.

Звоните нам в любое время 813-621-5777

  • Индекс тестирования продукции
  • Контакт

Промышленный

Промышленный

По мере того, как продукция промышленного асфальта продолжает меняться и выходит на новые рынки, PRI готова удовлетворить ваши потребности, предлагая широкий спектр услуг. Мы можем предоставить консультации, тестирование, инспекцию, разработку продукта, улучшение продукта, а также анализ отказов и качества. Кроме того, мы поможем определить новые рыночные возможности для вашей продукции.

Мощение

Мощение

PRI предоставляет оценки заполнителей, грунтов и образцов дорожных покрытий, а также услуги по проектированию смесей, поддерживающие индустрию дорожных покрытий. Другие предлагаемые услуги включают сертификацию, рецептуру, разработку продукта и характеристику продуктов и материалов для консервации и ухода за дорожным покрытием (герметики для трещин, битумные эмульсии, омолаживающие средства, реагенты).

Кровля

Кровля

Битумная кровельная черепица остается наиболее часто используемым материалом в Соединенных Штатах. Наши возможности варьируются от подготовки флюсов для воздушной продувки (окисления) из сырой нефти путем дистилляции до разработки прототипов соединений (воздушная продувка или модификация полимеров) посредством комплексной оценки эксплуатационных свойств (включая ускоренное и наружное атмосферное воздействие) готового продукта/прототипа. продукты.

АСФАЛЬТ/БИТУМ

Асфальт/Битум очень универсален и используется во всем мире в различных сегментах рынка от инфраструктуры (дороги и шоссе до строительных материалов (кровля и гидроизоляция)). PRI предоставляет всеохватывающие внутренние и международные технические услуги, начиная от получения асфальта путем переработки сырой нефти и заканчивая его жизненным циклом использования в дорожном покрытии, кровельных работах и ​​промышленных продуктах. Возможности PRI также включают техническую поддержку других материалов, используемых с асфальтовыми продуктами или в них, таких как: заполнители, модификаторы и добавки. PRI обеспечивает техническую поддержку на всех этапах жизненного цикла.

Свяжитесь с нами, чтобы узнать стоимость тестирования

АНАЛИЗ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

PRI предоставляет широкий спектр услуг на различных рынках по всему миру. Обладая более чем 25-летним опытом работы в отрасли, PRI может предоставить решения, которые будут соответствовать вашим потребностям в продуктах и ​​бизнес-целям.

Тестирование

PRI предлагает широкий спектр услуг по тестированию и оценке. AASHTO, ASTM, EN, FAA, FBC, ГОСТ, IBC и другие…

Рыночные возможности

У вас есть новый или улучшенный продукт? PRI поможет с разработкой продукта, улучшением продукта, снижением затрат и процессом выхода на новые рынки.

Техническая проверка/оценка

Некоторые услуги включают техническую оценку и проверку (EAR), проверку данных, поддержку разрешения конфликтов, а также тестирование и оценку.

ПРОГРАММА ВАЛИДАЦИИ/СЕРТИФИКАЦИИ


Вам нужен проверенный или сертифицированный продукт? В PRI есть эксперты, которые проведут вас через весь процесс.

Специальные услуги

Мы предоставляем консультации, интеллектуальную собственность (ИС), обучение, техническую литературу и многое другое.

Жизненный цикл службы

  • Начальное исследование
  • Разработка продукта
  • Одобрение/сертификаты
  • Анализ качества
  • Анализ отказов
  • Улучшение продукта

стратегически важных продуктов ТАИФ-НК — Реальное время

09:00, 31.08.2022

Незаменимое звено дорожного покрытия, надежная гидроизоляция многочисленных жилых и промышленных объектов, кровельные материалы и многое другое: все это битум

Татарстан – один из регионов Российской Федерации, активно развивающий сеть автомобильных дорог. Ежегодно строятся сотни километров новых автомобильных дорог, ремонтируются, реконструируются и восстанавливаются тысячи километров существующих автомобильных дорог федерального и регионального значения, городских и местных дорог. И практически везде, где ведутся работы по улучшению дорожной сети, используется битум производства НПЗ «ТАИФ-НК». О том, как и когда в Татарстане появилось собственное битумное производство, как оно развивалось, какую продукцию и для каких целей выпускают сегодня, журналист «Реального времени» узнал, побывав на предприятии. Подробности читайте в материале.

С высоты птичьего полета

Если посмотреть на Татарстан с высоты, сразу становится понятно: республика действительно регион с активно развивающейся экономикой. Причем по самым разным направлениям: в сельском хозяйстве, животноводстве, строительстве, нефтепереработке, химии, нефтехимии, автомобилестроении, самолетостроении, вертолетостроении, судостроении, торговле и многих других отраслях.

Ежегодно в Татарстане строятся, реконструируются и ремонтируются сотни километров дорог. Фото: rosavtodor.gov.ru

Активно развивающаяся экономика не может обойтись без логистических артерий — многочисленных дорог и магистралей. Все это тысячекилометровое хозяйство требует постоянного внимания: строительство, расширение, ремонт. А работа кипит. Только в 2022 году в развитие дорожного хозяйства РТ планируется инвестировать почти 174 млрд рублей, что, кстати, в 4,6 раза больше, чем в 2021 году.

Большая часть этих средств, На строительство новой скоростной трассы М12 Москва-Казань будет выделен 101 млрд рублей. И непосредственным участником этих масштабных процессов является нефтеперерабатывающий комплекс ТАИФ-НК, входящий в Группу ТАИФ. И речь идет не только о бензине и дизельном топливе для спецтехники, но и, в гораздо большей степени, о поставке ключевым подрядчикам дорожно-строительных процессов высококачественного дорожного битума, отвечающего самым строгим требованиям ГОСТ РФ, стандарты стран-членов Евразийского таможенного союза и международные стандарты качества.

Нефтеперерабатывающий завод

Узнать, как производится битум, а точнее, широкая палитра различных битумных и полимерно-битумных вяжущих (об этом инновационном материале пойдет речь далее), разработанных и изготовленных для использования под различные задачи и в различных климатических условиях и уровнях нагрузки журналист «Реального времени» ездил на сам НПЗ ТАИФ-НК.

«Если заглянуть в историю, то еще в начале 2000-х Правительство Республики Татарстан поставило перед нашим НПЗ задачу получения различных марок дорожного и строительного битума. В 2005 году началось проектирование с поставкой оборудования в 2006 году. В 2007 году запущена установка «Битурокс», построенная по австрийской технологии», — рассказал директор НПЗ Владимир Лахомов, решивший сам провести экскурсию для представителей СМИ.

Директор завода Владимир Лахомов сам взялся провести для «Реального времени» экскурсию по битумному производству. Фото: Роман Хасаев

Свое производство, а точнее, все возглавляемые им производства Владимир Владимирович знает от начала и до конца: сам начинал свою трудовую деятельность в нефтепереработке на НПЗ АО «ТАИФ-НК» оператором пятого разряда, а также генеральным директором всего АО и его главным инженером.

«Первая точка в производственной цепочке – сырьевые емкости, в которых готовится смесь для Битурокса. В зависимости от рецептуры в реактор подают часть гудрона, часть вакуумного газойля. Уже из сырьевого бака смесь подается в реактор загрузочным насосом», — пояснил основы технологии директор завода9.0005

Реактор окисления — сердце производства. Сама технология проста и сложна одновременно. Сырьем являются гудрон (остаточный продукт переработки нефти на установке ЭЛОУ АВТ-7) и вакуумный газойль. Процедура окисления тоже не так проста, как кажется. Специальные мешалки не оставляют смесь в покое ни на минуту.

Реактор окисления – сердце производства битума. Фото: АО «ТАИФ-НК»

«За счет этого создается большая площадь контакта между кислородом воздуха и окисляемым сырьем. Эта технология, этот реактор дают возможность более тонко регулировать качественные параметры процесса, и, соответственно, получать более качественный битум», — пояснил важность этого процесса главный инженер АО «ТАИФ-НК» Алексей Храмов. Кстати, сам он начал свою профессиональную деятельность в сфере нефтепереработки на НПЗ.

Секрет качества продукта и приобретения каждой маркой своих особых свойств, необходимых для определенных условий эксплуатации, кроется в деталях: составе гудрона, пропорциях смешивания, периоде окисления, давлении и температуре, а также время пребывания смеси в особых условиях для каждой марки битума.

Все этапы производства битума на НПЗ автоматизированы и управляются из операторной. Фото: Роман Хасаев

«В производстве битума много нюансов. Там особый температурный режим и давление. Ответственность высока. Все процессы на нашем производстве автоматизированы. Контроль за выполнением технологических процессов осуществляется из операторной. Естественно, работает автоматизированная система управления технологическим процессом. Процессы контролируются дистанционно из диспетчерской», — рассказал журналисту Владимир Лахомов.

Как рождается рецептура?

Клиентоориентированность – одна из основ успешного ведения любого бизнеса в современных условиях. И требования у всех разные: битум, который нужен для укладки дорожного полотна или создания кровельного материала в жарких регионах и странах, должен иметь совершенно иные свойства, чем те, что предназначены для средней полосы России, с сезонными колебаниями температуры в пределах более 70 градусов. . Там уже свои требования там, где большую часть года царят морозы. На каждый запрос ТАИФ-НК мы готовы дать свой рецепт. Или создать что-то новое.

«Мы всегда расширяем ассортимент нашей битумной продукции в соответствии с требованиями нового ГОСТа с учетом требований наших потребителей, поэтому можно сказать, что инициаторами разработки новых марок битумов являются наши потребители. Бывают случаи, когда потребителям, причем как отечественным, так и зарубежным, требуются битумы с особыми физико-химическими свойствами, отличающимися от стандартных требований ГОСТ. Опираясь на тот опыт, который у нас уже есть, мы проводим лабораторные испытания на базе центральной заводской лаборатории НПЗ ТАИФ-НК, а затем, когда убеждаемся в стабильности режимов, которые показывают лабораторные испытания, переводим производство на промышленный агрегат. Благодаря научному подходу, анализу большого количества накопленных данных, в том числе по углеводородному составу базовых смесей, режимам работы реактора Битурокс, можно достаточно точно подобрать составы, режимы получения качественных битумов по последним стандартов, в том числе по методу Superpave, который сейчас становится очень популярным в дорожном строительстве, — пояснил в интервью журналисту «Реального времени» заместитель начальника Управления нефтехимии и нефтепереработки АО «ТАИФ» Марат Идрисов.

«В разработке рецептур битумов и ПБВ мы полностью занимаемся сами — высококвалифицированный персонал ТАИФ и ТАИФ-НК. Фото: Роман Хасаев

Кандидат технических наук именно в битумных материалах приложил руку и вложил свои знания в большинство рецептур тех марок, которые сегодня производятся на заводе. И более десяти выпускаются серийно.

«Мы получили запрос. Анализирую, создаю формулы, режимы окисления, формулы смешения сырьевых потоков, компонентов. Все это мы тестируем в лаборатории и после получения успешных результатов технология передается на установку. Такой подход к разработке рецептур под требования новых стандартов серьезно упрощается за счет использования методов математического анализа огромного массива данных, накопленных нами за время эксплуатации Битурокса, в том числе накопленных знаний об углеводородном составе компонентов смеси, химических свойствах окисления и влияние этих факторов на качество конечного продукта. Мы всегда стараемся использовать науку в прикладных задачах — по-другому нельзя. Другими словами, мы полностью делаем это сами — высококвалифицированный персонал ТАИФа и ТАИФ-НК. Без привлечения сторонних профильных научных организаций и центров», — подчеркнул Марат Идрисов.

Лаборатория гос. в гос. Это работа центральной лаборатории нефтеперерабатывающего завода.

«Отобранные пробы отправляются в нашу центральную лабораторию завода, где специалисты их анализируют и добавляют индикаторы в систему. Операторы процессов видят результаты в режиме онлайн и в зависимости от полученных данных принимают решение — как изменить процессы, если это необходимо», — особо подчеркнул Владимир Лахомов.

Все образцы поступают в лабораторию с индивидуальным кодом, что исключает вмешательство в анализ. Фото: Роман Хасаев

С кем бы журналисту ни приходилось говорить при подготовке статьи, все говорят о лаборатории и ее сотрудниках, особенно о ее директоре Маргарите Урмановой.

«Она принципиальная женщина. Она вообще никому не подчиняется. Она пишет правду и потом будет ее контролировать», — поделился директор завода.

Директор лаборатории приветствовал журналиста на рабочем месте — в одном из отделов, которых здесь много. И понятно: здесь подробно рассматривается и анализируется все, что используется в производстве и создается на нефтеперерабатывающем заводе — от сырой нефти до всей номенклатуры выпускаемой продукции: нафты, серы, керосина, дизельного и авиакеросина, битумные и полимербитумные вяжущие. Для этого нужно много оборудования. Но что еще нужно, так это опыт. Лаборанты постоянно учатся чему-то новому, повышают свою квалификацию. Не случайно именно эта лаборатория считается одной из лучших в республике. Компетентность подтверждена сертификатом. Что касается того, что центральную лабораторию иногда называют «государством в государстве»…

«Аккредитованное лицо должно быть беспристрастным, независимым, компетентным и тактичным. Поэтому никто не может влиять на наших работников и нашу лабораторию в целом. Образцы кодируются при выполнении тестов. Поэтому лаборант не знает, какой образец получен. Рабочий знает, что это битум какой-то марки. Этого достаточно для проведения анализов», — подчеркивает Маргарита Урманова.

Маргарита Урманова заведующая центральной лабораторией нефтеперерабатывающего завода АО «ТАИФ-НК». Фото: Роман Хасаев

«Руководство ТАИФ-НК щедро создает условия для проведения исследований и анализа. Когда приехал журналист «Реального времени», лаборанты учились пользоваться оборудованием для определения плотности битума, полученным в лаборатории.

Что касается создания новых брендов, то, по словам руководителя лаборатории, этот процесс налажен благодаря многолетнему труду и большой практике.

«Мы знаем компоненты, входящие в эту формулу, качество этих компонентов. Поэтому мы стараемся максимально быстро проработать формулу и сделать ее похожей на окончательный вариант», — отмечает Маргарита Урманова. По ее словам, тестирование формулы нового бренда может занять неделю».

50 000 тонн в год только для дорог Татарстана

Установленная мощность битумного производства на нефтеперерабатывающем заводе АО «ТАИФ-НК» позволяет производить более 100 000 тонн битума в год. Причем для разных нужд.

«На данном агрегате мы можем производить разные марки дорожного битума, строительного битума, кровельного битума. Все зависит от того, что закажет коммерческая служба. В основном дорожный битум сейчас популярен сезонно. В Татарстане активно строятся дороги», — сказал Владимир Лахомов.

Установка «Битурокс» позволяет производить широкий ассортимент битумов различного назначения. Фото: Роман Хасаев

Согласно данным, полученным в ответ на запрос, направленный в Министерство автомобильных дорог и транспорта РТ, дорожной программой в Татарстане ежегодно предусмотрено строительство и реконструкция не менее 50 км, капитальный ремонт — более 300 км. Также приведено в порядок более 310 улиц и до 120 км муниципальных дорог. Кроме того, необходимо учитывать, что 10 км приводится в порядок за счет средств муниципального дорожного фонда. Добавьте такие крупные стройки, как М-12, строительство Большого Казанского кольца, и станет ясно, что битума для такого масштаба нужно очень много. Например, в 2021 году для выполнения всего комплекса работ республике потребовалось 127 тысяч битумов и 8 тысяч тонн полимерно-битумного вяжущего.

— В 2021 году использовано около 50 тысяч тонн битума производства АО «ТАИФ-НК» в Республике Татарстан, — сообщили «Реальному времени» в министерстве. При этом они подчеркнули, что «качество битума ТАИФ-НК полностью соответствует всем предъявляемым требованиям».

По данным Министерства дорог и транспорта Татарстана, АО «ТАИФ-НК» поставило около 50 тыс. тонн битума для дорожного строительства в республике. Фото: mindortrans.tatarstan

В большой популярности битума ТАИФ-НК легко убедиться, отправляясь в зону отгрузки готовой продукции. Огромные кубы едва успевают заполняться. Под наливной эстакадой постоянно происходит столкновение: битумовозные котлы сменяют друг друга, вставляя устья огромных емкостей в толстые трубы дозаторов.

Круглосуточно под наливной эстакадой битумного производства нефтеперерабатывающего завода АО «ТАИФ-НК» идет постоянная стычка. Фото: Роман Хасаев

«Практически весь производимый нами битум сегодня продается на внутреннем рынке. И Республика Татарстан – это основной выход. Нашими ключевыми клиентами являются Алексеевскдорстрой и Татавтодор. Однако мы продаем нашу продукцию не только конечным предприятиям. Любая компания может участвовать в организованных тендерах. Либо ОНЛАЙН Контракт, либо АО «СПБ МТСБ — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа». По сути, наш продукт доступен для всех потребителей», — пояснил коммерческий директор АО «ТАИФ-НК» Аскар Сультеев.

Аскар Султеев: «Практически весь битум, который мы производим, сегодня продается на внутреннем рынке». Фото: Роман Хасаев

Взвешивание с пустой тарой на колесах перед входом, взвешивание перед отъездом. Разница в весе отображается на экране оператора. Каждый транспорт имеет отгрузочную ведомость и сертификат на товар. Это строго контролируется. Есть железные дороги и возможности загрузки сразу шести железнодорожных цистерн находятся с другой стороны наливной эстакады. Так татарстанский битум путешествует в другие регионы и страны.

«Отсюда сразу идёт битум на строительство дорог. Температура используемого битума является одной из основных характеристик материалов. Его нужно быстро перевезти. При соблюдении технологии вновь строящиеся дороги должны служить 12 лет», — прокомментировал директор нефтеперерабатывающего завода и добавил: «Я горжусь своей работой, и не только из-за битума. Половина Татарстана использует наше дизельное топливо, самолеты используют наш авиакеросин, поэтому мы можем гордиться не только битумом. И все это делается здесь, на нефтеперерабатывающем заводе».

После отгрузки битум сразу направляется на участки дорожного строительства. Фото: Роман Хасаев

Владимир Лахомов сразу ответил на вопрос журналиста, почему если качество битума такое хорошее, дороги в Татарстане и не только в республике приходится ремонтировать так часто — это больной вопрос:

«Битум важен но не единственная составляющая, определяющая качество и срок службы дорог. Хорошая дорога высотой 1,5 метра с щебнем или битумом и асфальтом. Только верхние 10 см дороги покрыты битумом. А содержание битума в верхних слоях в среднем не превышает 5% от массы. Как видите, битума в дороге немного, а технология производства дороги сложная. Как минимум неправильно говорить, что проблемы с качеством дорог в России только из-за качества битума, отгружаемого с НПЗ. В щебень добавляется битум, и такая тонкая пленка битума в верхнем слое полутораметрового «пирога» не может в полной мере отвечать за качество дорог».

Хорошая дорога имеет толщину 1,5 метра. Битум используется только при создании верхних 10 см. Фото: асфальт-качество

В чем может быть причина? Трудно ответить на этот вопрос. Что делать? Использовать новые, совершенно новые материалы на дорогах с большим и огромным трафиком и новые методы проектирования, учитывающие как климатические особенности места строительства дорог, так и движения по ним, в том числе и для верхнего слоя дороги. Что касается современных материалов, то ТАИФ-НК давно и успешно освоил производство полимерно-битумных вяжущих.

ПБВ идеален для России, но популярен за рубежом

«Дороги постоянно находятся под ударами: естественными, механическими, вертикальными, горизонтальными. Следует признать, что обычный окисленный битум не обладает эластичными свойствами. Другими словами, когда нет удара, он не принимает свою первоначальную форму и размер. Но использование полимерных битумных материалов или полимеров в составе битума позволяет в том числе повысить его эластичность. Другими словами, имеет место упругая деформация. Это позволяет улучшить отсыпные свойства как самого битума, так и созданной с его помощью дороги, что повышает качество и срок службы дороги. Также полимеры в битуме позволяют повысить его устойчивость к старению под воздействием температуры, ультрафиолета и других климатических факторов. В целом полимеры в полимерно-битумных вяжущих продлевают срок службы как битума, так и дороги в целом», — убежден Марат Идрисов.

Завод ПБВ расположен рядом со складскими кубами основного завода по производству битума. Фото: Роман Хасаев

Производство ПБД было запущено на нефтеперерабатывающем заводе АО «ТАИФ-НК» еще в 2015 году. Завод ПБД расположен рядом со складскими кубами основного производства битумов. И это легко объяснимо: в основе инновационных материалов лежит тот же окисленный битум.

«Но помимо битума добавляют несколько компонентов. Полимер – это бутадиен-стирольные каучуки, и сделанный здесь вакуумный газойль, который служит пластификатором».

Одна из первых партий битумно-полимерного вяжущего использована в опытном режиме на участке автомобильной дороги Набережные Челны — Заинск — Альметьевск в Тукаевском районе Татарстана, недалеко от аэропорта Бегишево. Это было в августе 2016 года.

«Часть участка дороги экспериментальная, из ПБВ-60 в ТУ 52056-2003 ТАИФ-НК. И получается, что гона нет уже шесть лет, — поделился наблюдениями заместитель начальника Управления нефтехимии и нефтепереработки АО «ТАИФ». Почему есть рут? Почему дороги трескаются? Потому что эти температурные перепады в нашем климате разрушают дороги. А битум может нагреваться и протечь из-за солнца. Но эти добавки, каучуки, делают битум, так сказать, резиноподобным. Он становится упругим, как мяч. Вы нажимаете на него, он давит, но затем приходит в норму. До этого в 2015 году мы построили небольшую установку, установили ее в нашу систему, запустили и получили продукт», — пояснил Владимир Лахомов.

Помимо классического битума, ПБВ содержит около 5% бутадиен-стирольного каучука. Фото: Роман Хасаев

«Внедрена австрийско-немецкая технология производства полимерных битумов с помощью коллоидной мельницы. Это битум нового поколения, в рецептуру которого добавлено до 4-5% специальных полимеров. Такой битум обладает уникальными низкотемпературными свойствами, высокими показателями эластичности — иными словами, это продукт окисления нефтяных остатков при взаимодействии с полимером производства «Нижнекамскнефтехима». Когда мы начинали эту работу, рассматривались варианты с компонентами таких известных фирм, как Kraton, LG Chem, потом мы перешли на использование полимеров СИБУРа — Воронежсинтезкаучука, и результаты оказались не хуже, чем у зарубежных компаний. Позже, когда «Нижнекамскнефтехим» освоил это производство, мы получаем все сырьевые компоненты для производства как рядового битума, так и ПБВ с одной нижнекамской площадки», — добавил Алексей Храмов.

Алексей Храмов: «Рассматривались разные варианты полимеров для ПБВ, но после того, как НКНХ организовала собственное производство, все сырье, которое мы используем, — из Нижнекамска». Фото: Роман Хасаев

Коллоидная мельница, температура, давление, специальный компонент — в результате получается новый продукт с уникальными свойствами и характеристиками.

«Да, дороже обычного битума, но не критично. Но именно битум не подвержен механическим нагрузкам и температуре. Это идеальный вариант для наших климатических условий. В настоящее время в основном южные страны покупают ПБД. Экспортируем в Уругвай, Боливию. Там он себя хорошо зарекомендовал. Единственное, что марок ПБВ за границей нет. ПГ есть, наш ПБВ прошел сертификацию», — поделился директор нефтеперерабатывающего завода.

Однако понимание преимуществ нового связующего шаг за шагом растет, как и спрос на новые марки.

Маргарита Урманова: «Недавно был разработан новый ПББ». Фото: Роман Хасаев

«Сейчас ПБВ-60 является основной маркой. Это наша основная марка полимерно-битумных вяжущих. Недавно мы разработали еще один бренд. Мы его подготовили, рассмотрели и проанализировали. Могу сказать, что он обладает лучшими качествами полимерно-битумного вяжущего, благодаря ему улучшается качество и срок службы дороги. К стойкости битума предъявляются дополнительные требования — хрупкость и температура плавления, способность выдерживать нагрузку, эластичность и так далее», — отмечает Маргарита Урманова.

«PG — PBB — сегодня очень популярен на рынке. Мы регулярно общаемся с потребителями — нашими дорожниками. А что касается нас, то стандарты меняются в сторону PG. Это вызов эпохи. И мы удовлетворяем этот спрос тем, что можем предложить рынку этот продукт», — подчеркнул Аскар Султеев.

Аскар Султеев: «Мы идем навстречу рынку и предлагаем новые продукты». Фото: Роман Хасаев

Для отгрузки ПБВ зарубежным потребителям и российским потребителям из отдаленных регионов в 2016-2017 годах рядом с основной эстакадой были созданы единицы фасовки полимерно-битумного вяжущего в биг-бэги и ящики по 1 и 2 тонны. После остывания кубики грузовиком загружаются в вагоны, как в тетрисе, и отправляются клиенту. Причем делать это можно круглый год, просто накапливая необходимое количество продукта за сезон.

На заводе освоена упаковка ПБВ в биг-бэги и коробки для экспорта за границу и отдаленные регионы. Фото: Роман Хасаев

«И на этом мы не остановились и сегодня наши технологи, сотрудники ТАИФ-НК активно осваивают битумное производство по новым стандартам — так называемым стандартам Superpave. Особенность этого стандарта, битума, изготовленного по этому стандарту, заключается в том, что оценивается климатическая зона, в которой будет использоваться этот битум или ПБВ, и в зависимости от этого подбираются варианты. Самое главное, что в этом методе основное внимание уделяется не свойствам битума после производства, а стабильности этих свойств после старения. Это те стандарты, методики измерений, те индикаторы битума и ПБВ, которые ранее в России не применялись. А наши технологи научились делать даже такой продукт. Должен сказать, что у нас, безусловно, есть конкурентное преимущество в его производстве: в рецептуре используется уникальный продукт, который производится в результате гидрокрекинга гудрона. Так как мы единственные пользователи такого агрегата в России, и только у нас есть такой компонент во всем мире. Мы можем получить продукт, соответствующий некоторым маркам ПГ, как из классического сырья, то есть остатков вакуумной перегонки нефти, так и с использованием остатков гидрокрекинга гудрона. Это меняет правила игры в производстве битума и ПБВ. Сегодня мы можем производить 5-6 марок этого продукта. На данный момент изучается потребительский рынок данного продукта. Как я вижу, классическим потребителем такого продукта являются крупные дорожники как в республике, так и в России», — сказал Алексей Храмов.

Высокое качество ПБВ ТАИФ-НК было оценено на республиканском и федеральном уровне. Различные марки битумно-полимерных вяжущих неоднократно побеждали в конкурсах в Татарстане и России.

Польза имеет значение, но не это главное

В ходе беседы со специалистами АО «ТАИФ-НК» и головной компанией АО «Группа ТАИФ» было просто невозможно не задать вопрос: «Не будет ли производство битумы, рассматриваемые как темные нефтепродукты, близкие после установки глубокой переработки тяжелых остатков, основным сырьем которой являются гудрон и вакуумный газойль, который используется для получения битума, но где производятся очень прибыльные, качественные светлые нефтепродукты?» Как оказалось, нет.

Производство битума — не самый прибыльный бизнес, но именно он нужен Татарстану и России для дорожного строительства. Фото: «Реальное время»,

«Я бы сказал так: от качества дорог, дорожного покрытия, дорожной сети зависит очень многое, в том числе и экономика производства. Доставка и перевозка грузов, общая логистика дешевле при наличии качественных дорог. Получается, что не только республика в целом, но и промышленные предприятия, пользующиеся этими дорогами, выигрывают от качества материалов, используемых при строительстве дорог. ТАИФ-НК — активный пользователь автомобильных дорог. Мы заинтересованы в качественных дорогах. Следовательно, мы выигрываем от их качества. Поэтому строительство качественных дорог из качественных материалов с соблюдением всех формул и требований представляется мне крайне важным. Не надо думать, что битум для нас является неким общественным продуктом. Для нас это тоже необходимость», — выразил уверенность Марат Идрисов.

«Конечно, переработка гудрона и вакуумного газойля в светлые нефтепродукты более рентабельна, когда появляются такие уникальные мощности, как установка глубокой переработки тяжелых остатков и есть возможность переработки гудрона в дизельную, нафтовую и керосиновую фракции, битумную цена тоже немного меняется. При этом переработка мазута конкурирует с ценами на дизельное топливо, а не на товарный битум. Поскольку мы являемся единственным в Татарстане современным промышленным предприятием, выпускающим широкий ассортимент битума, мы не можем снять с себя ответственность перед республикой, ее гражданами.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *