Азулежу что такое: Азулежу: что это такое, как это произносится и используется в интерьере | Строительство и дизайн

Содержание

Азулежу: что это такое, как это произносится и используется в интерьере | Строительство и дизайн

Если вы желаете слыть знатоком в сфере дизайна интерьеров и околоинтерьерных наук, то вам просто необходимо прочесть данную статью, ведь в ней пойдет речь о жемчужине отделочных материалов и, даже более того — наследия мировой культуры. Сегодня мы расскажем все о плитке Азулежу: как произносится это название, откуда взялась сама плитка и как ее применить в современном интерьере.

История появления плитки Азулежу

Не узнать изразцы португальской глиняной плиточки Азулежу просто невозможно: ее характерная роспись, обжиг и глазурованная поверхность сразу бросается в глаза и остается в памяти надолго. Кстати, если подражать языку оригинала ( на португальском — Azulejo), название “азулежу” (ударение следует делать на слог “ле”) также можно произносить как “азульехо”, но такой вариант менее распространен.

Интересно то, что в Португалию и Испанию глазурованный расписной кафель Азулежу (изначально зульяйдж) появился благодаря арабам. Ведь первая облицовочная керамика изготавливалась на Востоке. В Португалии до сих пор сохранились образцы старинных азулежу — ними украшены стены монастыря Консейсан и дворца в Синтре. Эксперты утверждают, что они относятся к XV веку, то есть этой плитке уже около 500 лет.

Развитие дизайна плиток

Поскольку первоначальными дизайнерами азулежу были арабы, то рельефная поверхность плиток, чаще всего, складывалась в звездообразные рисунки, что весьма характерно для культуры Востока. Но жизнерадостные португальцы добавили разнообразия в расписные орнаменты, а со временем плитки азулежу стали изображать натуралистичные картины и даже людей. В XVI веке, под влиянием Италии,  в дизайн азулежу вошли сюжеты древнеримских мифов, да и сама техника росписи стала немного другой: краску наносили уже не на рельефную, а на плоскую поверхность плитки, предварительно покрытой цинковой глазурью.

Пик популярности Азулежу пришелся на середину XIX века, когда оригинальная плитка поступила в массовое производство и стала широко использоваться для облицовки стен во дворцах и храмах, а затем и для декорирования жилых зданий, причем не только изнутри, но и снаружи. Также Азулежу нередко украшали подступенки городских лестниц.  Подобный декор до сих пор можно встретить на улицах Лиссабона.

Азулежу в современном интерьере

Современные производители керамической плитки до сих пор используют особенности дизайна Азулежу и создают уникальные  образцы по подобию португальского оригинала. Так, блестящая глазурованная плитка с яркими мотивами или двухцветным орнаментом — это не просто отделочный материал, а колоритное дополнение дизайна интерьера. привносящее в оформление любой комнаты особый характер.

Кстати, мода на плитку пэчворк —  это отголоски Азулежу. Такая плиточка, несмотря на яркий узор, прекрасно смотрится в композиции. При желании, ее можно комбинировать с обычной белой плиткой.

Традиционные мотивы Азулежу прекрасно смотрятся в облицовке не только стен, но и пола, потолка и даже мебельных фасадов. Очень стильно и оригинально выглядит акцентная стена в стиле Азулежу. Словом, такая плиточка способна взять на себя роль главного украшения современного интерьера! Ее можно смело использовать для декорирования кафе и ресторанов, а одно из преимуществ хороших образцов  — они красиво старятся, а сколы и трещинки лишь дополняют общую картину.

При использовании материала ссылка на myinterior.info обязательна.

(c) http://myinterior.info/

(c) http://myinterior.info/

Что такое азулежу, и как это используется в интерьере

Это статья станет полезна всем, кто стремится создать уникальный интерьер в своем доме или просто стать знатоком дел дизайнерских. Ведь азулежу можно смело назвать жемчужиной отделочных материалов и даже – наследием мировой культуры. Дизайнеры студии La Primavera расскажу вам, что такое азулежу и как использовать эту плитку в современном интерьере.

Как появилась плитка Азулежу

Португальскую глиняную плиточку Азулежу невозможно не узнать. Она имеет свои характерные особенности: красивая роспись, обжиг, а также качественно глазурованная поверхность, которая не просто бросается в глаза, но надолго вбивается в память. Кстати, на языке оригинала, то есть на португальском «азульежу» (ударение на слоге «ле») произносится как «азульехо», но в России этот вариант названия практически не распространен. Но самое первое название звучало как «зульяйдж», и появилась глазурованная плитка в Испании и Португалии благодаря арабам. Ведь родиной облицовочной плитки является Восток, хотя старинные образцы азульежу можно увидеть в старинных монастырях Португалии: глазурованным кафелем украшались стены дворца в Синтре и монастыря Консейан. По словам экспертов, им более 500 лет и относятся они к XV веку.

Как развивался дизайн плиток азулежу

Самые первые образцы азулежу, как это свойственно восточной культуре, имели рельефную поверхность, которая складывалась в звездообразные рисунки. Но португальцы, как поистине жизнерадостный народ, внесли свои изменения, и со временем орнаменты начали приобретать более натуралистичные картины, а иногда на них появлялись даже изображения людей. XVI век обозначился влиянием Италии на оформление азулежу, и на плитках появились сюжеты из древнеримских мифов. Техника росписи также претерпела некоторые изменения: поверхность плитка стала плоской, а перед покрытием краской ее покрывали цинковой глазурью.

Популярность азулежу достигла своего пика в XIX веке – тогда плитка стала достоянием массового потребителя и очень широко стала применяться для облицовки стен в храмах и дворцах. Вскоре ею уже декорировали жилые здания и ступеньки городских лестниц. До сих пор на улочках Лиссабона можно увидеть подобный декор.

Как используется азулежу в современном интерьере

Сегодня производители керамической плитки создают уникальные образцы с использованием дизайна азулежу, напоминающие португальский оригинал. Эта плитка – не просто материал для отделки, а колоритное и оригинальное дополнение к любому интерьеру, которое привносит особый штрих и новизну в оформление комнаты.

Кстати, всем известный пэчворк заимствовал некоторые элементы из того же азулежу. Несмотря на свою яркость, эта плитка очень красиво смотрится в интерьере. Также можно создавать более оригинальные композиции в сочетании с обычной белой плиткой.

Азулежу можно использовать не только для отделки стен, но на полу, потолке и в мебельных фасадах она смотрится не менее прекрасно. Еще более выигрышно будет смотреться акцентная стена, выложенная это яркой плиточкой. Одним словом, если вы хотите украсить свой интерьер чем-то новым, свежим и колоритным, плитка азулежу станет достойным вариантом для выбора. Ее можно использовать как в обычных квартирах и домах, так и в кафе и ресторанах – тогда ваш интерьер точно будет выделяться на фоне других.

Сохраните себе полезную статью,
чтоб не потерять

историческая ценность в современном интерьере

Мировая культура насыщена образцами лучших произведений, когда-либо созданных человеком. Одним из таких «сокровищ» является традиционная плитка «Азулежу», которая в подлинном виде сохранилась до наших дней на улицах городов Испании и Португалии.

Следует отдать должное этим красивейшим, уникальным в своем роде, изразцам, и постараться сохранить подобные традиции в декорировании, используя мотивы Азулежу в дизайне интерьеров где, к слову, выглядит такая плитка весьма органично и колоритно.

Истоки возникновения и особенности плитки Азулежу

 

Азулежу (с уд. на слоге «ле»), или азулейжос (порт. Azulejo), а также, азульехо – это название португальских изразцов, по традиции представляющих собой расписанные глиняные плитки, чаще всего, квадратной формы, обожженные и глазурованные, размером 14х14 см.

Исконно маленькие керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и применяли в качестве облицовочного материала для стен. В Испанию и Португалию глазурованный кафель (зуляйдж) привезли Арабы, где его стали именовать «асулехос» и «азулежу» соответственно.

Старинные азулежу находятся в Португалии в Королевском дворце в Синтре, и монастыре Консейсан в Беже. Плитки относятся к XV веку, с рельефной поверхностью, перегородками и канавками, которые препятствовали смешению красок. Узоры плиток, изначально, состояли из звезд, согласно арабской традиции, а уже потом орнаменты стали разнообразнее, и даже появились натуралистичные изображения, в том числе, людей.

Начиная с XVI века азулежу позаимствовали технику, во время которой краски наносят на плоскую поверхность, вскрытую цинковой глазурью. Также, из Италии пришла новая тематика, к примеру, сцены из античных мифов. Немного позже художники стали покрывать изразцы контрастными красками – кобальтовой синью и белой, а продолжалась такая тенденция вплоть до эпохи рококо, когда плитки украшали узорами в нежных тонах.

Всенародную любовь Азулежу получили к середине 19 века, когда производство изразцов стало массовым. С тех пор и начали декорировать внутренние и внешние поверхности стен не только в церквях и во дворцах, но и обыкновенных зданий на улицах городов, к примеру, Лиссабона.

Мотивы Азулежу в интерьере

Блестящие плитки с живописным орнаментом – это прекрасный выбор для поклонников ярких эклектичных интерьеров с особенным шармом. При этом, вовсе не обязательно стремиться к использованию идеальных копий азулежу, но достаточно лишь взять за основу их особенности.

Модная тенденция облицовывать кухонный фартук плиткой в стиле печворк – это отголосок знаменитых азулежу. Поверхность, покрытая глазурованными фрагментами с орнаментом ярких цветов или двухцветным, сочетается как с лаконичными, так и декоративно украшенными фасадами кухонной мебели.

Следуя традиции азулежу, можно облицевать не только рабочую зону кухни, но и целые участки стен в ней, а также, потолок, пол или дверные и оконные проемы

 

2

1

В жилой комнате

Изразцы, примененные в пространстве жилой комнаты, например, спальни, гостиной, в детской, не в пример обычной плитке, помогут создать живописный фон для мебели или стать акцентным панно, своеобразным и весьма непривычным в таких помещениях.

— В спальне облицевать плитками в стиле азулежу можно стену за изголовьем кровати, вход в гардеробную или даже промежуток между окнами.

— В гостиной азулежу следует покрыть портал камина, так как здесь изразцы – органично впишутся в интерьер даже самой современной комнаты.

— В коридоре, либо прихожей, плитками с орнаментом лучше выделить пол или же потолок – он станет главным декоративным элементом проходного помещения.

1

В интерьере санузла керамическая плитка используется постоянно, но зачастую ее внешний вид довольно сдержан и, по правде говоря, вызывает скуку. Но если вместо обыкновенных плиток выбрать для облицовки имитацию изразцов по мотивам азулежу, то ванная комната превратится в красивое, оригинально оформленное пространство, в котором вы будете чувствовать себя особенно комфортно.

Эстетика и неповторимый внешний вид санузла гарантирует использование ярких калейдоскопических изображений на плитках небольшого размера.

1

Азулежу: португальская голубая плитка с вековой историей — Статьи — Вещи

Азулежу не просто плитка, а кандидат на статус всемирного наследия

Нет, наверное, на земле такой страны, которая бы не имела своего архитектурного символа. В Египте — это пирамиды, в Китае — Великая Китайская стена, во Франции — Эйфелева башня, Тадж Махал в Индии, а Португалии… В Португалии — азульехо. Правда, азульехо не строение, а всего лишь облицовочная плитка, но зато самая знаменитая в мире. А если вы с ней еще не знакомы, то милости просим — прочитайте нашу статью.

Немного об истории азульехо


В статье Серия «Наследие» от Бока ду Лобо — прошлое, сохраненное в современном искусстве мы уже упоминали об этой глазурованной голубой плитке и говорили о том, что она стала символом Португалии. Первое упоминание о ней датируется еще 13 веком, во времена, когда Испания вторглась в земли, принадлежащие арабам. Хотя многие историки считают, что к арабам плитка пришла из Африки.


Земли были благополучно присоединены к Испании и Португалии, а голубая плитка, которую арабы использовали для облицовки своих дворцов, настолько пришлась по душе португальцам (в частности, королю Мануэлю I), что они приняли ее в свою культуру и стали применять для покрытия больших пустующих площадей на домах, церквях, дворцах и даже лестницах.

Первоначально эта плитка имела довольно простой рисунок. Это был обычный рисунок с геометрическими фигурами — треугольники, арабские звезды, ромбы, овалы… Но после того как Мануэль I, так сказать, узаконил статус плитки как культурного достояния, португальцы стали заменять простой рисунок на более декоративный.

Рисунки стали не просто рисунками, а произведениями — картинами, рассказывающими о жизни, истории, религии и культуре португальского народа.

В 16-17 веках плитка уже использовалась для украшения не только фасадов зданий и церквей, но и для их внутренней отделки, постепенно вытесняя и заменяя собой ткани. Птицы и листья часто были символами, которые использовались как украшение, возможно, вдохновленное азиатскими тканями.

Рисунок азульехо менялся в такт времени. Жизнерадостный португальский народ ввел свои правила в украшение плитки. Например, в 16 веке мода на восточный рисунок изменилась под влиянием античной Италии, и в изображениях появились сюжеты из мифов.

Изменилась и сама техника нанесения рисунка. Если раньше рисунок наносился рельефно, то теперь краску наносили на плоскую поверхность плитки, покрытую цинком.

Но после землетрясения 1755 года, когда был полностью уничтожен Лиссабон, произошла смена стиля в архитектурном строительстве (переход от португальской готики к стилям помбейна), которая также повлияла на азульехо. Плитка стала менять цвет. Вернее, не менять, а к голубому добавились песочный, зеленый, красный цвета.

Но все-таки голубой и белый до сих пор остаются преобладающими цветами. Считается, что они символизируют в истории Португалии «эпоху открытий». Эпоху морских плаваний, когда Португалия была «царицей морей».

Современное использование азулежу

Сегодня в Португалии плитка столь же популярна, как и много веков назад. Ею украшены не только жилые дома, церкви и дворцы, но и метрополитен, железнодорожные вокзалы, бары, рестораны. Азулежу используют не только в городах, но и в селах.

Плиткой облицовывают скамейки, пляжные ограждения, беседки…

Плитку даже используют для современного уличного искусства, оформляя им целые улицы.

Британскими дизайнерами ландшафтов из студии Cityscapers была разработана специальная плитка для оформления веранд и небольших садов за домом. Португальская плитка замечательно сочетается с зеленой растительностью и деревянным полом и стенами.

Азульехо в современном интерьере

Плитку применяют и для украшения современных интерьеров. Современные плитки азулежу мало чем отличаются от традиционных. Эта яркая двухцветная плитка не просто декоративный отделочный материал для ванной или кухни, но удивительно красочное дополнение к дизайну интерьера.


Очень модная сегодня в Европе «плетеная» плитка — отголосок все того же азулежу. Она прекрасно смотрится как для самостоятельного оформления, так и в комбинации с простой белой плиткой.

Азулежу отлично смотрится не только на стенах, но и на полу и на лестнице.

«Фартук» на кухне, оформленный такой плиткой, выглядит очень стильно. Даже если швы немного потрескаются, она все равно будет смотреться изумительно, ведь на то она и азульехо — плитка с многовековой историей.

В ванной комнате плитка используется для оформления душевой зоны.

Как используют красоту плитки в современные дизайнеры


Известный дизайнер интерьера Ласаро Роса Виолан (Lázaro Rosa Violan) перенесла красоту бело-голубой плитки на свою новую коллекцию мебели. Обивка кресел и оформление столов отражает цветочный рисунок и соответствует облицованному плиткой полу и роскошным голубым светильникам, оформленным в проекте Chez Coco в Барселоне.

А дизайнер интерьеров Андреа Шумахер (Andrea Schumacher) придумал удивительный интерьерный набор для спальни — скамейки и драпированные шторы в стиле азулежу.

Кортиледжо

Португальская компания Rui Matias объединила рисунок азульехо с пробковой напольной плиткой и создало кортиледжо — особый продукт, включающий в себя эти два самых привлекательных материала.

Ковры и камины


Португальская плитка вдохновляет и на создание дизайна для других предметов домашнего декора. И ковер Two six Tiles является доказательством тому.


А дизайнер Александра Англе (Alexandra Angle) придумала и создала удивительно красивый камин, облицованный керамической плиткой азульехо. Этот камин, вне сомнения, главное украшение гостиной.

Азулежу — национальное достояние и гордость Португалии. Сегодня эта плитка популярна не только в своей «альма-матер», но и в Европе и за ее пределами. Теперь и вы, познакомившись с этой плиткой поближе и оценив ее красоту, возможно, захотите украсить ею свой интерьер.

Девушка с бокалом вина и ноутбуком — LiveJournal

Что-то прочитать про азулежу на русском языке не представляется возможным. В интернете попадается лишь множество отзывов туристов, которые выказывают свое восхищение азулежу. Ждать от них какой-то достоверности или полезной информации было бы глупо. Про азулежу есть нелепая статья в русскоязычной википедии, которая почти на 99% состоит из ошибок. И, собственно, всё. Больше мне ничего не попалось. Поэтому про азулежу я читаю исключительно на португальском.

Можно сказать, то, что я сейчас делаю – почти научная работа. Потому что я копаюсь в португальских диссертациях и прочих трудах, выуживаю и сопоставляю сведения, пытаюсь переводить их на русский и как-то самостоятельно систематизировать.
Плюс ко всему, я – человек, который и гончарного круга никогда не видел вживую, вдруг начала разбираться – в чем отличие изразца от плитки, и чем отличается подглазурная роспись от росписи глазурями.

Этим я хочу сказать, что становлюсь настоящим, уникальным русскоязычным экспертом по азулежу. Поэтому, если вы решите что-то взять из моих статей про азулежу, имейте совесть, напишите мне [email protected]. Скорее всего, я не буду возражать и жадничать, но попрошу вас указать мое имя и сайт.

Итак, поехали.

Мне, как лингвисту-любителю, проще изучать историю сквозь призму языкознания. Так и с азулежу. Для начала стоит покопаться в языке и понять – что такое азулежу в понимании современного португальца, и как вообще это слово появилось.

Zulej – Zelij – Azzelij – Azulejo
Так выглядит этимологическая эволюция слова Азулежу, от арабского к испанскому.

Zulej то, что полируется, является гладким и блестящим. Zulej трансформируется в Zelij, присоединяем артикль и получаем Azzelij. В Испании слово Azzelij использовали для обозначения маленького гладкого, полированного камня – такого, как в римско-византийских мозаиках, которые потом трансформируются в глазурованную керамику. Благодаря исламской экспансии глазурованная керамика попала на Иберийский (Пиренейский) полуостров, точнее в Испанию. Доказательства – архитектурный стиль mudéjares (мудехар), в  котором выстроены древние Малага, Севилья, Валенсия и Талавера-де-ла-Рейна, и в котором широко использованы керамические глазурованные плитки.


Дворец Алькасар, Севилья — азулежу и стиль мудехар. Фото с сайта

В тринадцатом веке появляется слово Azulejo, но где именно – не установлено. Использование слова Azulejo в Португалии документально зафиксировано с шестнадцатого века. Как раз тогда и  появились первые испано-арабские (hispano-árabes) образцы плитки, которые назывались Азулежу.


Азулежу в испано-арабском стиле. Фото с сайта

Интересная история португальского слова Azul (синий). Оно происходит от персидского термина, обозначающего  драгоценный камень лазурит (Lápis-Lazúli). Лингвистической аналогии между азулежу (azulejo) и лазуритом (lápis-lazúli) и синим цветом (azul) никогда не существовало. Это счастливое совпадение.

В то время, когда появилось слово Азулежу, в португальском языке уже существовали обозначения облицовочных материалов: Tijolo – обычное покрытие и Ladrilho – покрытие с глазурованной поверхностью. Принятие термина Азулежу  – слова иностранного происхождения, –  является признаком поворотного момента,  когда азулежу приобретает ценность и начинает широко использоваться для облицовки стен.

В современном португальском языке значения этих слов здорово поменялись, с точки зрения специалистов по керамике изменения кардинальные.

Tijolo – теперь означает кирпич.
Ladrilho – означает любую плитку, из любого материала – керамики, фарфора, камня, глины или даже металла.
Ladrilho hidráulico – плитка из цемента и красителей. Имеет матовую поверхность, эта плитка прочная и износоустойчивая.
Azulejo – керамическая плитка, обязательно покрытая глазурью.

Когда мы говорим «Азулежу», по-русски или по-португальски, никаких уточняющих слов типа изразец, кафель или плитка не требуется. То есть азулежу – это самостоятельное, самодостаточное, самообъясняющее слово. В современной Португалии азулежу продолжают производить и широко использовать для внутренней и особенно — внешней отделки зданий. Технологии производства азулежу все время менялись, неизменным остается одно – глазурь, которой покрывают плитку. Именно глазурь придает азулежу особое сияние и блеск, чуть заметный, не яркий и не вычурный.

Музей Азулежу в Лиссабоне

Всем привет! Меня зовут Яна. Семь лет я живу в прекрасной Португалии. Провожу авторские экскурсии по Лиссабону и влюбляю людей в этот фантастический город.

Когда я только приехала в Лиссабон, то первое, что мне бросилось в глаза — это дома облицованные плиткой. Она делает город ярким, не похожим на другие. Чуть позже я узнала, что называется вся эта красота «azulejo», а кроме Португалии такие изразцы можно встретить еще в Испании.

 

Слово «azulejo» арабского происхождения, и обозначает керамическое изделие, мозаику. И если вас, также как и меня, впечатлила эта яркая, необычная плитка, то рекомендую для посещения Музей Азулежу в Лиссабоне.

 

 

Кроме того, что этот музей единственный в мире в своем роде, там можно увидеть старейшие образцы плитки, отследить изменения технологии производства, цветовой палитры, а также попробовать разрисовать свою личную азулежу! Интересно? Тогда обо всем по-порядку.

 

В начале своего становления музей Азулежу являлся всего лишь частью Национального музея древнего искусства. Но, так как количество экспонатов все время росло, то с 1980 года музей Азулежу становиться Национальным и полностью автономным. Находится он в здании монастыря Божьей Матери, который был основан в далеком 1509 году королевой Донной Элеонорой.

Продолжение ниже…

 

В старом монастыре есть часовня, которая также является частью экспозиции. Она поражает сочетанием бело-голубой плитки, деревянного, резного потолка и обилием золотых орнаментов.

 

Сам музей разделен на несколько залов, посещая каждый из них можно понять историю и этапы развития этого старинного вида искусства, здесь представлены панно из азулежу разных времен. Самую первую плитку на территорию Пиренейского полуострова привезли арабы во времена своего правления, а уже позже, в XVI веке, португальцы приглашали мастеров из Италии для того, чтобы самим научиться создавать расписные керамические изделия.

 

С помощью азулежу раньше пытались сделать интерьер богаче, имитируя дорогие ковры. На самой первой плитке изображали простые растительные орнаменты, со временем методы нанесения и рисунки усложнялись и уже изображали животных, людей, религиозные картины.

 

Один из залов музея посвящен технологии изготовления плитки, можно посмотреть на инструменты, краски, которыми раньше расписывали. И да, керамические изразцы расписывали вручную, поэтому не было ни одного одинакового!

Главным достоянием коллекции музея является панно, на котором изображен Лиссабон до знаменитого землетрясения 1755 года. 

 

Кроме старинного и красивого, здесь вы сможете увидеть и азулежу современных мастеров, с причудливыми узорами и необычными формами, также достаточно интересно.

И теперь к самому главному. В музее регулярно проводятся всевозможные мастер классы и воркшопы по истории и росписи плитки. Но, даже если у вас не получится попасть на такое мероприятие, то вы можете без предварительной записи прийти в музей и раскрасить свою, персональную плитку азулежу! Конечно, есть и минус. Получить это сокровище можно только через 7 дней (так как плитку будут обжигать в музейной муфельной печи), но при оплате почтовых услуг вам вышлют ее прямо домой. Стоимость и доступное время для росписи плитки можно посмотреть здесь

 

Дальше, как всегда, полезная информация:

Адрес: Rua da Madre de Deus, 4, 1900-312 Lisboa

Время работы: 

  • с вторника по воскресенье 10:00 — 18:00
  • понедельник закрыто

Билеты:

  • 5 евро обычный
  • 2,50 если вам больше 65 или вы студент
  • бесплатно детям до 12 лет
  • есть множество скидочных программ, если покупать единый билет в несколько музеев, можно посмотреть здесь. 

 

Как добраться:

  • метро. Ближайшая остановка Santa Apolónia (синяя ветка), затем пешком 20 — 25 минут
  • автобус 210, 718, 742, 759, 794 (выходить на остановке Igreja Madre Deus)
  • такси

На территории музея есть кафе, где можно отдохнуть или перекусить. 

Друзья, если вас интересуют экскурсии в Музей азулежу или нужен гид в Лиссабоне, Порту, и любом другом уголке прекрасной Португалии, то мы всегда рады вам помочь. У нас на сайте вы сможете заказать любую экскурсию по Португалии и выбрать лучшего гида. Лично я, с большим удовольствием, покажу вам все достопримечательности Лиссабона, и постараюсь передать вам свою любовь к городу!

На этом у меня все, прощаюсь с вами и до встречи на улицах Лиссабона!

 

Искусство класть плитку | Турлидер. Отдых, туры, путешествия из Израиля.

Первое, что привлечет ваше внимание в Португалии – это стены домов. Кирпич и камень кладки лишь иногда выглядывают из под пестрых изразцов, украшающих дома, церкви, вывески, муниципалитеты и станции метро. Уже без малого шесть столетий Португалия буквально находится под властью азулежу – расписных керамических панно.

Азулежу (азуле́жуш, азуле́йжос) в переводе с арабского означает «полированный камень». Именно мавры завезли на Пиренейский полуостров кафельную плитку. Традиционно плитка использовалась не только для декорирования стен, она помогала сохранить в помещениях прохладу в жаркие летние дни, а зимой не пускала в дом лишнюю влагу. Такие свойства изразцов пришлись кстати на полуострове и поэтому керамическая отделка легко прижилась в знойной Португалии.

Конечно, в разное время вся Европа прошла через увлечение изразцами: с Пиренейского полуострова, из Севильи и Андалусии расписные плитки проникли через остров Мальорка — в Италию, где по имени острова  возникла «майолика», в Голландию, которая затем стала главным экспортером бело-кобальтового кафеля, во Францию, Англию, Австрию и другие страны. Но только в Португалии искусство азулежу приобрело признаки воистину национального достояния. Массовость этого явления эксперты объясняют тем, что страна, долгое время зависевшая то от мавров, то от испанцев, была достаточна бедна, ее богачи не могли себе позволить дорогостоящего мрамора, мозаик и витражей. Даже азулежу импортировались из других стран и считались предметом роскоши. Все изменилось после землетрясения 1755 года, уничтожившего большую часть Лиссабона. Фактический правитель страны маркиз Помбала решил, что украшением возрождаемого города станет расписная плитка. Она не только меняла облик возводимых типовых зданий, придавая им индивидуальность, но и оказалась очень дешевой – потребовалось лишь открыть в Рату первый в Португалии завод по ее производству. Одновременно появилось и множество частных мастерских, а изразцы постепенно стали доступны простому обывателю.  Когда в стране из-за экономического спада искусство азулежу начало угасать, а заводы – закрываться, производство цветных панно спас массовый спрос со стороны Бразилии, в то время – португальской колонии. В начале XX века благодаря строительству метрополитена азулежу вновь оказалось на подъеме.

За все время существования португальский изразец прошел через множество стилей, цветовых вариаций и технологий изготовления. Началось все, конечно, с мавританского стиля. Использовались цвета белый, желтый, зеленый и голубой. По мусульманской традиции рисунок был геометрическим и орнаментальным, допускались изображения растительности и звезд. Поверхность плиток была рельефна  — на еще сырой глиняной плитке наносились канавки по контуру будущего рисунка; канавки заполнялись смесью масла с марганцем. Таким образом мастера предотвращали смешение и растекание красок на водной основе.

До 15 века мавританские изразцы привозили в Португалию из Андалусии. Технология их изготовления предполагала, что большое панно после нанесения рисунка и обжига разрезалось на куски и так доставлялось к месту использования. Из-за хрупкости картины до наших дней почти не дошли. Самые старые образцы азулежу относятся к XV в. — это облицовки Королевского дворца в Синтре и монастырь Консейсан в Беже.
Спустя сто лет азулежу стали составлять из прямоугольных плиток, более удобных в транспортировке. У итальянцев была перенята техника майолики с нанесением красок на плоскую покрытую цинком поверхность – так краски не растекались. При этом из моды вышел зеленый цвет, а вместо орнамента появились  сцены со множеством персонажей – людей, богов, животных. Большим спросом пользовались изразцы с сюжетами из древних мифов и, конечно, библейские темы. Также этому периоду характерны элементы, символичные для стиля «мануэлино» — армиллярная сфера, морские и индийские мотивы. Азулежу стали широко использовать для украшения интерьеров церквей, особенно алтарной части, где керамика имитировала дорогие ткани. Такое алтарное панно в церкви Сан-Роки в Лиссабоне (1584 год) работы Франсишку ди Матуша считается старейшим сохранившимся.

В XVII в. эстетика азулежу кардинально изменилась. Кто-то считает, что к этому привел экспорт элегантного китайского фаянса, другие уверяют, что это влияние Голландии, ставшей крупнейшим производителем. Так или иначе, но панно стали монохромными — сине-голубые рисунки на белом фоне. Именно этот стиль считается сегодня образцом классического азулежу.

Через столетие многоцветность возвращается, популярны цветочные мотивы и сцены из жизни Помпеи, раскопки которой стали очень обсуждаемым событием. Также очень популярны в азулежу этого периода  бытовые портреты святых – с помощью таких «оберегов» жители надеялись спасти свои дома от новой катастрофы. Художники стали наносить краски на оловянную глазурь, в чем можно убедиться на примере панно во дворце Келуш.

В XIX веке в Португалии адаптируется бразильский стиль – церкви в белом кафеле, цветные дома. Больше всего таких фасадов на севере страны в Порту и Авейру. Для многих других мастеров стали важны элементы романтизма и масонская символика. Таких домов больше всего в Лиссабоне.

Кстати, именно в столице открыт Музей керамики, где можно проследить всю историю азулежу в Португалии. Музей насчитывает несколько сотен тысяч экспонатов, но самый известный, это, конечно, панорама Лиссабона 1730 года. Длина панорамы – 40 метров, она показывает, каким был город до землетрясения 1 ноября 1755 г. А еще там же можно попробовать сделать панно самостоятельно и проконсультироваться у экспертов, какой азулежу лучше привезти домой в качестве сувенира из славной Португалии.

 

Библиотека в Коимбре

Согласитесь, идиома «библиотечная крыса» сегодня уже несколько устаревшее понятие, поскольку Интернет избавил человечество от необходимости часами рыться в библиотечных архивах в поисках нужной информации.

Долина реки Доуру — высокий спрос на портвейн

Человек, одновременно обладающий влиянием, умом, дальновидностью, и высокой степенью образованности, — явление достаточно редкое. Тем не менее, когда такой человек появляется, результаты его деятельности отражаются буквально на всём. На всём, за что бы он ни брался.

Паштейш-де-Ната

Кухня Португалии не оставляет равнодушным ни одного гурмана. Да и как можно остаться равнодушным к знаменитому супу «калдо верде», мягкому овечьему сыру «кейжу-серра-де-эштрела», жареным сардинам «сардиньяш асадаш», колбаскам «альейра», которые придумали насильно крещёные евреи, «мараны», вынужденные

Океанский запах португальской кухни

Португалия, на первый взгляд, похожа на любую другую европейскую страну Средиземного моря. У них одна религия, схожий климат, язык из той же семантической группы. Но стоит попробовать Португалию на вкус, как сразу понимаешь, что это нечто, совсем особенное.

$ 1 599

28 марта — 04 апреля 2021

Песах в Португалии — отпуск на берегу Атлантики — бюджетный тур

$ 2 699

07 — 16 июня 2021

Турлидер на Мадейре — зеленый остров в океане — 5* — 10 дней

$ 1 499

24 июня — 01 июля 2021

Турлидер в Португалии — отпуск на берегу Атлантики

Скидка $50 $ 1 499

14 — 21 октября 2021

Турлидер в Португалии — отпуск на берегу Атлантики

$ 1 499

18 — 25 марта 2021

Весна в Португалии — отпуск на берегу Атлантики — бюджетный тур

$ 1 899

12 — 20 мая 2021

Турлидер в Северной Португалии — истинно португальский шарм

Искусство керамической плитки в Лиссабоне и Португалии


Плитки (называемые азулежу ) повсюду в Португалии. Они украшают все, от стен церквей и монастырей до дворцов, обычных домов, парковых мест, фонтанов, магазинов и вокзалов. Они часто изображают сцены из истории страны, показывают ее самые восхитительные достопримечательности или просто служат уличными знаками, табличками с именами или номерами домов.

Хотя они не являются португальским изобретением (использование глазурованной плитки началось в Египте), они использовались в Португалии более творчески и последовательно, чем в любой другой стране.Они стали формой искусства, и к 18 веку ни одна другая европейская страна не производила столько плитки для такого разнообразия целей и с таким разнообразием дизайна. Сегодня они по-прежнему остаются очень важной частью архитектуры страны.
После готического периода на внутренних стенах большинства больших зданий имелись обширные участки плоской штукатурки, которые требовали некоторой отделки. Эти пустые архитектурные пространства породили искусство фрески в Италии, а в Португалии — искусство азулежу.

Термин azulejo происходит от арабского слова az-zulayj , что означает «полированный камень». Мавры принесли этот термин на Пиренейский полуостров, но, несмотря на их длительное присутствие, их влияние на ранние португальские азулежу было фактически принесено из Испании в 15 веке, намного позже христианского завоевания. В Португалии не сохранилось ни одной плитки со времен мавританской оккупации.
Король Мануэль I был поражен Альгамброй в Гранаде (Испания) и решил украсить свой дворец в Синтре такой же богатой керамической плиткой.Первые были привезены из Севильи, и в соответствии с исламским законодательством на них изображали не человеческие фигуры, а только геометрические узоры.

Постепенно португальские художники отказались от декоративных украшений и стали использовать в своих рисунках фигуры людей или животных. Доминирующими цветами были синий, желтый, зеленый и белый, но в 17 веке для больших ковровых плиток использовались только белый и синий, модные цвета во времена Великих открытий, под влиянием фарфора династии Мин из Китая.Теперь они изображали христианские легенды, исторические события и были не только декоративными, но и защищенными от сырости, жары и шума.

В Лиссабоне Музей плитки, посетители могут проследить развитие плитки в Португалии от ее зарождения до наших дней. Другие выдающиеся экспонаты находятся в городском монастыре Сан-Висенте-де-Фора. и дворец Фронтейра, на вокзале Сан-Бенту в Порту, церковь Сан-Лоренсу Алмансила, дворец Бусако, церковь Носа-Сеньора-душ-Ремедиос в Ламегу, и в нескольких церквях и университетах Эворы.

Сегодня португальские фабрики по производству плитки также экспортируют изделия в Северную Европу, а азулежу современных художников можно увидеть даже на многих станциях лиссабонского метро. Они также являются заманчивыми покупками, особенно в Лиссабоне, Синтра, и Алгарве. Большинство посетителей Португалии в конечном итоге покупают плитку в качестве сувенира, который может быть удивительно недорогим.

См. Также 10 лучших плиточных достопримечательностей Лиссабона.

Определение Azulejo от Merriam-Webster

азу · ле · жо | \ ˌÄ-sü-ˈlā- (ˌ) hō , -zü-, -thü- \

: глазурованная керамическая плитка обычно синего цвета, родом из Португалии и Испании.

Azulejos: Визуальное искусство Португалии

Голубая глазурованная керамическая плитка или azulejos повсюду в Португалии.Они украшают извилистые улочки столицы Лиссабона. Они покрывают стены вокзалов, ресторанов, баров, общественные фрески, фонтаны, церкви и алтарь. Azulejos можно увидеть на парковых скамейках и мощеных тротуарах или на фасадах зданий и домов в городах и муниципалитетах по всей стране.

Традиционное изразцовое искусство рассказывает истории гордого мореплавания Португалии, изображая мореплавателей и знаменитые корабли под названием «Каравелла » .Более современное искусство плитки может показывать животных, таких как тигры и слоны — композиции, вдохновленные восточными узорами 17 века н.э. — или современные геометрические выражения португальской художницы Марии Кейл (1914-2012 гг. Н.э.), которая создала потрясающую плитку для станций метро Лиссабона в 1950-е гг.

Общественный памятник в Португалии

Автор Kim Martins (CC BY-NC-SA)

Характерный синий цвет azulejos может заставить вас подумать, что это слово происходит от azul (португальское слово, обозначающее синий).Но azulejos происходит от арабского термина, обозначающего небольшой гладкий полированный камень — aljulej или azulej — и это превратилось в azulejo на португальском языке (произносится как ah-zoo-le-zhoo ).

Плитка — это не просто декоративное искусство; он формирует визуальный исторический отчет о Португалии. Итак, давайте совершим экскурсию по национальному музею плитки и познакомимся с историей португальской керамической плитки.

Посещение Национального музея азулежу

Чтобы по-настоящему оценить прекрасное искусство плитки Португалии, стоит потратить время на посещение национального музея плитки Лиссабона (Museu Nacional do Azulejo).В музее хранится керамическое искусство Португалии 15 века нашей эры, и посетители узнают, как декоративный язык азулежу прослеживает культурную самобытность страны и эволюцию методов, которые использовались при создании азулежу .

История любви?

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку по электронной почте!

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки зародилось не в Португалии, а восходит к древней Ассирии и Вавилону.

Музей расположен в районе Хабрегас в Лиссабоне и занимает три этажа монастыря Мадре-де-Деус, основанного в 1509 г. н.э. доной Леонор де Визеу (1458-1525 гг.), Вдовой короля Жуана II (г.1481-1495 н.э.). Золотой и позолоченный интерьер связан с реставрацией, которая произошла после Великого Лиссабонского землетрясения 1755 года н.э., которое частично разрушило монастырь.

Исторический снимок

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки зародилось не в Португалии, а восходит к древней Ассирии и Вавилону и показывает нам, что древний мир был наполнен цветом. На стенах древних ассирийских дворцов были обнаружены украшенные изразцы и кирпичи. Великие ворота Иштар, стоявшие у входа в Вавилон, являются, пожалуй, самым известным образцом древнего изразцового искусства.Вавилонский царь Навуходоносор II (годы правления 605 / 604-562 до н.э.) приказал построить ворота ок. 575 г. до н.э., и на нем изображены львы, молодые быки ( зубров, ) и драконы ( sirrush, ) на ярком кобальтово-синем глазурованном фоне.

Великие ворота Иштар

Риктор Нортон (CC BY-NC-SA)

В Древнем Египте фараон Джосер (ок. 2670 г. до н. Э.), Который был первым царем Третьей династии Египта, имел погребальную камеру в Ступенчатой ​​пирамиде Джосера в Саккаре, покрытой синими фаянсовыми плитками с желтыми линиями вместо стеблей папируса.

Свинцовое остекление было известно римлянам, которые впервые применили эту технику в I веке до нашей эры. Однако греко-римский мир предпочитал мозаичную технику, которая была создана путем установки tesserae — небольших кусочков камня или стекла — в замысловатые узоры на полах и стенах в общественных зданиях, частных домах и храмах. Они также украшали поверхности, рисуя по мокрой известковой штукатурке (так называемая техника фрески) и применяя внутреннюю или внешнюю штукатурку для создания рельефных эффектов (так называемая лепка).

Мавры принесли исламскую мозаику и изразцовое искусство на Пиренейский полуостров в 8 веке нашей эры.

В странах, где процветала исламская культура, настенная плитка с геометрическим орнаментом стала важным аспектом плиточного искусства и религиозного выражения. Исламские гончары разработали глянцевую плитку для использования во дворцах, мечетях и святынях, что придало этим зданиям характерную переливчатую отделку.

Возможно, самый ранний образец исламского орнамента из плитки можно увидеть в Мечети Купол Скалы (Куббат ас-Сахра), расположенной на Храмовой горе в Иерусалиме.Она была возведена мусульманским халифом Абд эль-Маликом в 688-691 годах нашей эры, но Сулейман Великолепный (1520-1566 годы) отвечал за реконструкцию мечети и замену внешней мозаики на мерцающую плитку.

Поддержите нашу некоммерческую организацию

С вашей помощью мы создаем бесплатный контент, который помогает миллионам людей изучать историю по всему миру.

Стать участником

Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле, Турция, известна как Голубая мечеть, потому что ее интерьер покрывают более 20 000 ярких синих и белых плиток Изник.Изник ​​был турецким центром производства плитки и керамики для Османской империи в конце 15 века нашей эры.

Мечеть Купола Скалы

Годо13 (CC BY-NC-SA)

Вам может быть интересно, почему древний мир казался насыщенным синим цветом, и это потому, что полудрагоценный камень лазурит (что означает «камень неба») ценился в древности за свой королевский синий оттенок и был считается, что он связан со знанием, проницательностью и магическими способностями.

Исламское и итальянское влияние

Мавры принесли исламскую мозаику и изразцовое искусство на Пиренейский полуостров в 8 веке нашей эры, и именно здесь наша история начинается.

Король Португалии Мануэль I (годы правления 1495-1521 гг. Н. Э.) Посетил Севилью и дворец Альгамбра в Гранаде и был поражен керамической плиткой с исламским геометрическим узором, которую он увидел. Король Мануэль был одним из самых богатых монархов христианского мира благодаря португальской эпохе открытий (начало 15 — середина 17 века н.э.).Он импортировал азулежу из Севильи и украсил Арабскую комнату в своем дворце в Синтре (Palácio Nacional de Sintra). Испанские мусульманские геометрические узоры, использованные в этой комнате, называются мудехар, , а этот период оформления плитки известен как испано-мавританский стиль.

Arab Room Tiles, Sintra Palace

от Alvesgaspar (CC BY-NC-SA)

Дворец в Синтре остался практически нетронутым после землетрясения 1755 года, разрушившего большую часть города.Если вы посетите национальный музей плитки, вам также следует совершить экскурсию по дворцу в Синтре (примерно в 25 км или 15 м к северу от Лиссабона).

Изюминкой Национального музея до азулежу является 1300 традиционных сине-белых панорамных панно под названием «Великий вид на Лиссабон». Расположенный на верхнем этаже, он имеет длину 23 метра (75 футов) и был изготовлен испанским художником по кафелю Габриэлем дель Барко (ок. 1649–1701 гг. Н. Э.) В 1700 г. н. Э. Это одна из немногих сохранившихся визуальных записей городского пейзажа до разрушительного землетрясения.

Португальская керамическая плитка

от Pedro Ribeiro Simões (CC BY-NC-SA)

Но, пожалуй, самым захватывающим примером португальского плиточного искусства является полихромное панно, известное как Nossa Senhora da Vida (Богоматерь жизни), расположенное на первом этаже музея. Это старейший в Португалии азулежу и важный образец португальского производства плитки 16 века н.э.

Первый маркиз Помбал (1699-1782 гг.) Руководил реконструкцией Лиссабона.

После Реконкисты , когда испанские и португальские территории на Пиренейском полуострове были возвращены из-под контроля мусульман, португальцы могли свободно разработать свой собственный стиль раскрашенных вручную азулежу . Художники по плитке больше не были связаны исламским законом, запрещавшим изображение человеческих фигур, и теперь они могли рисовать животных и людей, исторические и культурные события, религиозные образы, цветы, фрукты и птиц.

К середине 16 века н.э. итальянские и фламандские мастера поселились в Лиссабоне, привлеченные процветающим искусством плитки и возможностями работы с новыми техниками.Одной из этих техник была итальянская майолика , которая позволяла рисовать прямо на плитке и изображать более сложный диапазон рисунков, таких как фигуративные темы и исторические истории. Носа-Сеньора-да-Вида — превосходный пример влияния майолики и влияния эпохи Возрождения (переход от средневековья к современности, который произошел с 14 по 17 века н.э.).

Retábulo de Nossa Senhora da Vida

от Google Arts & Culture (Public Domain)

Панель 1580 CE состоит из 1 498 azulejos , окрашенных в trompe l’oeil (стиль рисования, призванный создать убедительную иллюзию реальности).Это ранний и выдающийся пример португальской религиозной иконографии, включающий изображения поклонения пастухов и Иоанна Богослова (ок. 15 — ок. 100 г. н. Э.). Синие и белые квадраты создают иллюзорную глубину, в то время как зеленые, желтые и синие раскрашенные фигуры и узоры имитируют раскрашенную доску с золотой позолоченной рамкой. Прямоугольник в верхнем люнете указывает на то, что в здании azulejo когда-то было окно (первоначально это была ретроградная стена в церкви Санто-Андре в Лиссабоне).

Португальский стиль

Первый маркиз Помбала, Себастьян Жозе де Карвалью и Мело (1699-1782 гг.) Руководил реконструкцией Лиссабона, и архитектурная керамическая плитка стала следовать так называемому стилю Помбалино. Керамическая плитка, известная как azulejos pombalinos , переместилась из внутренней части церквей и зданий на внешнюю, покрывая общественные и религиозные памятники, дворцы, стены лестниц, дома, рестораны и сады. Azulejos pombalinos также считались эффективным и недорогим строительным решением.

До этого момента церковь и знать заказывали декоративную керамику, но мы начинаем видеть демократизацию плитки из-за ее широкого использования в городском строительстве и реконструкции города. Чтобы удовлетворить спрос, в районе Рато в Лиссабоне открылась фабрика по производству плитки Real Fábrica de Louça, а в 1715 году н.э. произошел последний импорт керамической плитки из-за рубежа.

Лестница, выложенная синей и белой плиткой

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Внешняя экспансия Португалии, начавшаяся в начале 14 века н.э., привела к встрече многих культур, и азулежу отражали чувство экзотики, включая слонов, обезьян и коренные народы из колоний и территорий, таких как Бразилия.Индийский печатный текстиль с изображением индуистских символов и символов природы стал модным в период с 1650 по 1680 год нашей эры, особенно композиция под названием aves e ramagens («птицы и ветви»).

«Охота на леопарда» (1650–1675 гг. Н. Э.), Представленная в музее, включает в себя темы заморских завоеваний Португалии и европейские культурные традиции. Полихромная панель из фаянса , доставленная в музей из Quinta de Santo António da Cadriceira в Торреш-Ведраш (примерно в 50 км или 30 милях к северу от Лиссабона), изображает самку леопарда, на которую охотятся коренные жители, увенчанная перьями.

Панно «Свадьба цыпленка» (1660–1667 гг. Н.э.) демонстрирует творческий талант португальских мастеров 17 века н.э., но также показывает, как заказанные азулежу часто распространяли социальную сатиру или политические послания. На этой большой панели курица перемещается в карете, которую сопровождает кортеж обезьян, играющих на музыкальных инструментах. Белье (по-французски «Обезьяний трюк») — это название, данное визуальному образу, в котором модно одетые обезьяны демонстрируют человеческое поведение, и он возник как отдельный жанр в 16 веке нашей эры.

Куриное свадебное панно

Педро Рибейро Симойнс (CC BY-NC-SA)

Панель находится в музее, и гид может сказать вам, что обезьяны часто связаны с сатирой и что «Куриную свадьбу» можно интерпретировать как политический комментарий Испании и ее сторонников во время Войны за восстановление (1640–1668 гг. Н. Э.). который положил конец 60-летней двойной монархии в Португалии и Испании под властью испанских Габсбургов и установил новую правящую династию Португалии: Дом Браганса.

К началу 18 века н.э. португальские мастера изразцов попали под влияние китайского фарфорового дизайна династии Мин (1368-1644 гг. видели сегодня по всей Португалии.

Движения барокко (ок. 1600-1750 гг. Н. Э.) И рококо (ок. 1700-1800 гг.) Привели к созданию уникального для Португалии стиля azulejos figuras de convite или пригласительных фигур.Это были богато украшенные фигуры в натуральную величину, обычно хорошо одетых дворян или женщин, и они были прикреплены к стенам лестниц и у входов во дворцы, чтобы приветствовать или приглашать гостей внутрь. Они установили прямой зрительный контакт с людьми, и можно только представить, какое удивление получили гости, наткнувшись на одну из этих фигур. Фигурки-приглашения были новшеством дизайна для португальцев, потому что они были контурами или вырезами, а не традиционной квадратной композицией плитки.

Приглашение Рисунок

от ralmonline alm (CC BY-NC-SA)

После заигрывания с декоративными украшениями и часто мрачными темами в течение 17 и 18 веков н.э., образцы азулежу 19 века н.э. удовлетворили вкусы только что появившейся буржуазии (социального порядка, в котором доминировало общество) называется средним классом).Буржуазия хотела, чтобы азулежу отражали их социальный успех и статус, а эмигранты нуворишей , вернувшиеся из Бразилии, принесли с собой тенденцию украшать фасады своих домов керамической плиткой, чтобы сохранить прохладу в интерьере и снизить внешний шум. . В результате произошел переход от больших панелей к более мелким и более изящно выполненным azulejos .

Индустриализация представила новые методы, такие как метод трансферной печати на синем и белом или полихромные азулежу, , хотя ручная роспись плитки оставалась популярной.Массовое производство означало, что плитки можно было производить с меньшими затратами и предлагать большее разнообразие стилизованных рисунков, от традиционных рисунков до зарубежной адаптации.

В период модерна (ок. 1890–1910 гг. Н. Э.) Фасады были украшены плавными изогнутыми линиями цветов, растений, виноградных лоз, листьев, насекомых и животных, которые были типичными для движения модерн. Культурная элита, однако, начала рассматривать плиточное искусство как старомодное и отвергала его как предназначенное для масс.

Португальская керамическая плитка в стиле модерн

от Kim Martins (CC BY-NC-SA)

К началу 20-го века нашей эры искусство керамической плитки вышло из моды и оказалось под угрозой исчезновения, но благодаря современным португальским художникам, таким как Мария Келл, в 1950-х годах нашей эры произошло возрождение, когда были построены станции метро и плитка использовалась в фресках как модернистские произведения искусства.

Общественное искусство

Вы можете часами сидеть в музее, просматривая визуальную историю Португалии, комнату за комнатой, но вы также можете прогуляться по любой улице Лиссабона и увидеть азулежу , выдержавших дождь и солнце в течение сотен лет.Часто вы видите кого-то возле своего дома, убирающего и полирующего azulejos .

Португальская керамическая плитка

от Kim Martins (CC BY-NC-SA)

Когда вы доберетесь до музея, сядьте в кафе, выпейте galão — португальский кофе, похожий на молочный латте — и вы увидите удивительную панель 18-го века CE azulejo , изображающую свиней и рыб, висящих и ждет, чтобы быть готовым к приготовлению.

Как добраться

Национальный музей азулежу находится на улице Руа-да-Мадре-де-Деус 4, Лиссабон.Вы можете сесть на автобус 794 от площади Комерсио, и он остановит вас у входа в музей. Или вы можете насладиться 20-минутной прогулкой от станции метро Santa Apolonia, останавливаясь по пути, чтобы посмотреть на улицу azulejos . На сайте музея есть удобная карта.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, последний вход в 17.30.

Перед визитом вы можете загрузить мобильное приложение, которое предлагает экскурсию по наиболее значительным azulejos на выставке.

А если вы хотите создать собственную коллекцию azulejos , вы можете пройти мастер-класс в музее по созданию плитки из фаянса — какой дизайн вы бы сделали?

Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.

Азулежо: что это такое, как его используют в интерьере — Вдохновения

Если вы хотите быть знатоком в области дизайна интерьеров и смежных с ним наук, то вам просто необходимо прочитать эту статью, ведь она будет охватывать жемчужину отделочных материалов и тем более — наследие мировой культуры.Сегодня мы расскажем вам все о азулежо : что это такое , откуда появилась плитка и как применить ее в интерьере.

СМОТРИ ТАКЖЕ: Известные интерьерные бренды (часть 1)

История плитки Azulejo

Не вспомнить плитку португальской глиняной плитки Azulejo просто невозможно: ее характерная роспись, обжиг и глазурованная поверхность сразу бросаются в глаза и остаются в памяти надолго.

Интересно, что в Португалии и Испании глазурованная расписная плитка Azulejo (первоначально zuleija ) появилась благодаря арабам. Ведь первая облицовочная керамика была изготовлена ​​на Востоке. В Португалии до сих пор сохранились образцы древнего Азулежу — им украшают стены монастыря Консейсан и дворец Синтры. Специалисты говорят, что они относятся к XV веку, то есть этой плитке уже около 500 лет.

Разработка дизайна

Поскольку первоначальными дизайнерами азулежу были арабы, то рельефная поверхность плитки, чаще всего, оформлялась в виде звездчатых узоров, что очень характерно для культуры Востока.Но веселые португальцы добавили разнообразных расписных орнаментов, и со временем изразцы азулежу стали изображать натуралистические картины и даже людей. В 16 веке, под влиянием Италии, дизайн Азулежо включал темы древнеримских мифов, а сама техника росписи была несколько иной: краска наносилась не на рельеф, а на ровную поверхность плитки. покрыт цинком.

Пик популярности Азулежо пришелся на середину XIX века, когда оригинальная плитка пошла в массовое производство и широко использовалась для облицовки стен во дворцах и храмах, а затем для отделки жилых домов не только изнутри, но и снаружи. улица.Азулежо также часто украшали подступенки лестницы. Такие украшения до сих пор можно встретить на улицах Лиссабона.

Азулежу в современном интерьере

Современные производители керамической плитки до сих пор используют конструктивные особенности Azulejo и создают уникальные образцы по подобию португальского оригинала. Итак, глазурованная плитка с яркими мотивами или двухцветным орнаментом — это не просто декоративный материал, а красочное дополнение интерьера. Что привносит особый характер в дизайн любой комнаты.

СМОТРИ ТАКЖЕ: Для любителей мопсов

❤️

Кстати, мода на плитку в стиле пэчворк — отголосок Азуледжо. Такая плитка, несмотря на яркий рисунок, прекрасно смотрится в композиции. При желании его можно комбинировать с обычной белой плиткой.

Традиционные мотивы азулежу прекрасно смотрятся в облицовке не только стен, но и пола, потолка и даже фасадов мебели. Очень стильно и оригинально смотрится акцентированная стена в стиле Азулежу.Одним словом, такая тарелка может взять на себя роль главного украшения современного интерьера! Его смело можно использовать для украшения кафе и ресторанов, а одно из преимуществ хороших образцов — они красиво состарены, а сколы и трещины только дополняют общую картину.

Надеюсь, ВАМ понравился наш пост! НЕ стесняйтесь прикреплять все изображения к любимой доске пинтереста или распечатывать их и использовать на доске настроения. ПОДПИШИТЕСЬ НА НАМ В ПИНТЕРЕСТЕ, ТВИТТЕРЕ, ПОДПИСАТЬСЯ ЗДЕСЬ И НЕ ПРОПУСТИТЕ ОДНОГО ДЫХАНИЯ!

BBC — Путешествия — История красоты Лиссабона

бело-голубая плитка, украшающая церковь монастыря Мадре-де-Деус в Лиссабоне рассказывать истории с увлекательными деталями: Моисей и Неопалимая Купина, жизнь Санта-Клары, работы Святого Франциска Ассизского.Плитки под названием azulejos, не только привлекательны, но и также исключительно португальские, поэтому в 1971 году монастырь стал центральное место в Национальном музее до Азуледжо, музей, посвященный сохранению изразцового искусства со всей страны. и через века.

Азулежу впервые попали в Португалию в 15 веке, когда некоторые части Пиренейского полуострова еще находились под властью мавров. Хотя многие считают, что это слово является производным от слова azul (португальский означает «синий»), это слово имеет арабское происхождение и происходит от слова az-zulayj, что примерно переводится как «полированный камень».

«Во многих других странах есть кафельное искусство, где оно используется как украшение как гобелен », — сказала директор музея Мария Антония Пинто де Матос. «Но в Португалии он стал частью здания. Декоративная плитка — это строительный материал, а также отделка ».

Вездесущие здания Лиссабона, облицованные азулежу, — это еще не все Зато многовековая работа. Фактически, в начале 20-го -го -го века, искусство азулежо вышло из моды. «Культурная элита презирала это и говорила это было для бедных », — сказал Нуно Перейра, глава отдела международных отношений. для системы метро Лиссабона.Но возрождение азулежу началось в 1950-х годах, когда Разработчикам первой станции метро в Лиссабоне нужен был простой в обслуживании способ чтобы подземные пространства чувствовали себя менее отделенными от внешнего мира.

Станции Parque и Restauradores, самые впечатляющие образцы среди семи первоначально построенных станций, покрытых геометрическим узором плитка, многие из которых являются работами плодовитой португальской художницы Марии Кейл, чей муж Франсишку Кейл ду Амарал был архитектором станции.Ее декоративные чутье теперь присутствует на 19 станциях Лиссабона.

Если работа Кейля помогла возродить интерес к азулежо, то Всемирная выставка 1998 года изменила само искусство. Когда Лиссабон был удостоен награды Expo 98, городские власти решили, что бывшее заброшенное место на берегу реки было идеальным место для международной витрины — и что новая линия метро была необходимо подключить участок к городу, предусмотрев несколько дополнительных розеток для художников азулежу, чтобы показать себя. Исчезли безопасные геометрические конструкции Кейла; в пришло повествование.На вокзале Аламеда, Коста Пинейру добавил изображения мореплавателей и кораблей, чтобы отразить мореходство Португалии. история. В Olivais Нуно Сикейра и Сесилия де Соуза рисовали оливковые деревья на плитке, изображающие рощу, некогда стоявшую в место расположения. А на Ориенте, станции выхода к площадке Экспо, художники из пяти континентам было предоставлено собственное пространство для создания индивидуальных работ со связующим морская тематика.

С тех пор изразцовое искусство было установлено на многих других станциях метро.В Кайш-ду-Содре гигантские кролики в стиле Алисы в Стране чудес покрывают поезд. туннель. В Альту-ду-Мойнхос козы бодаются, писатели размахивают перьями и осел баксов.

Многие из новых работ разбросаны по Лиссабону, а остальные Португалии — это сотрудничество с Galeria Ratton, открывшейся в 1987. Расположенная к западу от района Байрру-Алту, галерея часто посещает меняющиеся выставки представляют местных и зарубежных мастеров плитки, и это облегчает крупные общественные установки, например, на новых вокзалах по всей Португалия.«Основная цель заключалась в том, чтобы сократить разрыв между современным искусством и традиционная роспись плитки », — сказал совладелец галереи Тиаго Монте Пегадо. «Его об открытии новой формы самовыражения. Мы никогда не берем рисунок, который уже существует — это всегда ново для плитки ».

Помогаем крупным артистам азулежо объединяться с организациями желание сдать работы — это часть того, что Монте Пегадо называет « демократизация доступа к искусству ». Паула Рего изображает феникса, поднимающегося из пламя украшает сады дворца 17 th -Century Fronteira Palace, в то время как перекрытие домов Менеза Сцены женщин, танцующих в кругу, украшают игровую площадку на площади Праса Маркос, Португалия.В Praça do Comércio — гигантская площадь, соединяющая центр Лиссабона с набережная — вход в недавно открывшийся (и по общему признанию туристический) Museu da Cerveja украшен головокружительной радостной плиткой фреска Жулио Помара. Кролик засовывает арбуз, мужчина играет на мандолине и всевозможные странности сливаются в сюрреалистическое целое.

Знак рядом говорит: «То, что нарисовано на стене, развлекает — трюк с жонглированием; уличное представление. Это так просто.

Это не довольно многовековое изображение Моисея и Неопалимой купины, но если азулежу заказываются для чистого удовольствия, тогда традиционный вид искусства в хорошем состоянии здоровье.

10 фактов, которые вы не знали о португальских плитках азулежу

Когда мы говорим о Португалии, на ум приходят несколько вещей: фаду и наша португальская гитара, треска и сардины и, конечно же, плитки под названием «азулежу». Тесно связанные с нашей культурой, по всей стране разбросаны прекрасные предметы любого размера и формы.

Несмотря на то, что это бесспорный символ Португалии, многое еще остается неизвестным об этом древнем искусстве.Вот несколько интересных фактов об этом ремесленном искусстве, чтобы дополнить ваши общие знания.

1. Слово azulejo происходит от арабского слова «азелидж», что в основном означает «мелкий полированный камень», используемого мусульманами для создания мозаики. Значение остается примерно таким же, поскольку мы рассматриваем azulejo как керамический предмет, обычно квадратной формы, где одна из сторон покрыта глазурью.

2 . azulejos вошли в жизнь португальцев в 1498 году, когда король Мануэль посетил Севилью в Испании, когда король Мануэль I нанес визит в Севилью и был восхищен сияющими плитками вокруг города.Он решил привезти это яркое искусство в Португалию и использовал его для украшения стен своего замка: Национального дворца Синтры.

3. Знаете ли вы, почему плитки обычно белые и синие? С тех пор, как Европа начала свои торговые отношения с Азией, европейцы были очарованы элегантностью и тонкостью китайского фарфора. Его было сложно производить, потому что в нем использовался ингредиент, которого в то время не было в Европе, и он стал очень редким предметом роскоши и символом богатства для местных жителей.В семнадцатом веке, пытаясь скопировать его, голландцы начали изготавливать изразцы в тех же синих и белых тонах, что и китайский фарфор. Плитка так понравилась португальцам, что из Нидерландов был заказан массовый импорт для украшения португальских зданий.

4 . Обеспокоенные огромным объемом импорта из-за границы, португальцы создали замечательное движение в истории плиток азулежу и в Португалии, « Ciclo dos Mestres» (цикл мастеров ).Они начинают нанимать известных художников для оформления работ в этом формате и начинают производство в больших масштабах. Именно в это время мастера по плитке, наконец, обретают статус «художников», создавая оригинальные произведения и подписывая свои работы.

5 . Плитка сегодня используется в основном из эстетических соображений, но изначально это не было их основным назначением: их водонепроницаемая застекленная поверхность помогает защитить стены дома от сырости и низких температур. Поэтому они использовались во влажных помещениях, таких как ванные комнаты и кухни, из-за их низкой стоимости и долговечности.

6. Плитка — самая старая форма «комиксов» в Португалии. Иногда даже с подписями ниже церкви использовали их как способ рассказывать истории о святых и описывать библейские моменты, поскольку книги были привилегией, к которой немногие имели доступ.

8. Sant’Anna — старейшая фабрика по производству плитки в Португалии, и она все еще работает! Будучи способным противостоять сильному землетрясению Лиссабона в 1755 году, он существует в городе с 1741 года и до сих пор использует старинные ручные технологии.Сегодня более 90% его продукции отправляется за границу.

8 . После сильного лиссабонского землетрясения город остался в руинах, а затем был «захвачен» черепицей. При реконструкции города вместо заказа оригинальных произведений искусства использовалась плитка с повторяющимися геометрическими узорами, чтобы работа была максимально быстрой и дешевой. Эти плитки стали известны как «Помбалинос», что явно указывает на маркиза де Помбала, человека, который в основном отвечал за реконструкцию города.

9. Плитка менялась со временем и с каждым архитектурным стилем, поэтому каждая из них рассказывает свою историю. Как мы можем их интерпретировать? Например, более старые плитки в мавританском стиле часто имеют преувеличенное плетение и сложные геометрические узоры, характерные для типичных мавританских хорроров вакуи. Если мы посмотрим на плитку в готическом стиле, царят фигуры животных и природы. В эпоху Возрождения, зародившуюся во Флоренции, начали ценить симметрию и пропорции, а дизайн был наделен большой деликатностью.Если мы посмотрим на период барокко, плитки начали обрабатывать все более театрально и пышно, изображая сцены из периода португальских открытий и повседневной жизни, аллегории и библейские эпизоды.

10 . Поскольку они не уникальны для нашего региона, они используются во многих странах мира, таких как Испания, Италия, Турция и Марокко. Тем не менее, Португалия является мировой столицей плитки по особой причине: плитка непрерывно используется на наших фасадах и зданиях более 500 лет.Он выдержал испытание временем и по сей день остается важным средством художественного выражения.

История и исследование Азулежу | Фото

Я прохожу мимо дверного проема квартиры с ослепительной выставкой расписанных вручную плиток синего и желтого цветов вихревых узоров, в центре которых находится изображение золотых испанских галеонов. Изразцовые панели обрамляют дверной проем Капилья-де-лос-Маринерос 18-го века, часовня моряков в оживленном районе Триана в Севилье, с изображениями Девы Марии и Христа, несущего крест.За пределами шумного рынка Трианы еще один набор плиток изображает продавцов на ослах, продающих глиняные кувшины, свежие овощи и яйца на типичной рыночной сцене.

Пройдите по любой городской улице Севильи, и вскоре вы увидите, что разноцветная глазурованная керамическая плитка, называемая азулежу, повсюду. Они находятся во дворах, на витринах и фасадах зданий. Они украшают стены церквей и коридоров средневековых каменных дворцов. Изображения различаются: от красочных карикатур на обычных жителей до монархов, святых и дворян, которые выглядят как яркие картины маслом.И многие из них имеют геометрический рисунок — простой, но в то же время замысловатый.

Азулежу — важная часть испанской и португальской культур, которые распространились по всему Пиренейскому полуострову и за его пределами — например, их можно увидеть на искусно выложенных плиткой скамьях на площади 25 де Хулио в Санта-Крус-де-Тенерифе на Канарских островах или в интерьере Керамические мозаичные узоры каталонского архитектора Антонио Гауди на кривых колоннах и изогнутых скамьях популярного парка Гуэль в Барселоне. Сказочный Алькасар в Сеговии украшен простой плиткой в ​​Зале царей и других покоях, а в Толедском музее дель Греко — музее Эль Греко — также хранятся изразцы искусства и шедевры знаменитого греческого художника.

Узоры из Северной Африки

Происходящее из мавританских традиций, азулежу происходит от арабского слова аз-зулайдж, что означает «маленький камень» или «полированный камень». Фактически, мавры раскрашивали свою плитку в стиле зеллидж под влиянием арабов, используя сложные геометрические узоры, чтобы соответствовать исламской традиции рисунков, лишенных человеческих фигур. Начиная с мавританского господства в Андалусии в 8 веке, такая плитка и замысловатая каллиграфическая штукатурка до сих пор украшают стены и потолки дворцов и мечетей Андалусии, построенных в архитектурном стиле мудехар, включая колоссальный Севильский Алькасар и могущественную Альгамбру на вершине холма Гранады.

После того, как испанцы изгнали последних мавров в 1492 году, узоры азулежо сохранили свои исламские геометрические узоры, но также начали включать в себя фигуративные сцены с христианским влиянием, основанные на эпохе Возрождения — святых, библейские истории и мифологию. К концу 16 века мастера создавали такие изображения, охватывающие множество плиток, которые собирались вместе в качестве стеновых украшений, особенно для больших поверхностей в церквях и монастырях.

«Он имеет исламское наследие, но мы считаем азулежу нашей собственной традицией, поддерживая его», — объясняет гид Рауль Флорес.«Это больше, чем просто украшение, потому что здесь есть промышленность».

Севилья и ее район Триана стали одним из самых известных центров производства азулежо в Испании. Со времен средневековья Триана казалась мирами вдали от Севильи, хотя и напротив реки Гвадалквивир. Пропитанный своими рабочими корнями, баррио ТРЕЩАЕТСЯ. На протяжении многих лет его характер формировали местные моряки, рыбаки, кузнецы, ремесленники, певцы, танцоры фламенко и мастера по керамике, которые сформировали общественную идентичность, которой местные трианеро гордятся и сегодня.

«Если вы идете по улице Триана, это похоже на маленькую деревню в большом городе. В нем особая атмосфера, особая сущность », — утверждает Флорес. «По ту сторону реки жили« настоящие »люди — королевская семья и знать. Триана, напротив, представляла собой смешение культур ».

Неудивительно, что фабрики азулежу процветали, включая здание, в котором сегодня находится Музей керамики Триана. Хотя производство было прекращено в конце 20 века, оригинальные обжиговые печи и склады фабрики остались.Снаружи внутренний двор обрамлены сколотыми и обугленными кирпичными стенами, а сложные и красочные дисплеи азулежу оживляют интерьер музея. Одна выставка объясняет, что более 20 таких фабрик обжигали керамику в Триане в 1920-х годах, но ни одна из них не работает сегодня.

Центр плитки

Экспонаты подробно рассказывают, как голубые глинистые почвы на берегах реки Гвадалквивир и другие глиняные почвы из близлежащего региона Альхарафе были смешаны вместе, чтобы произвести глину, более устойчивую к растрескиванию.Рабочие месили глину ногами и руками, затем лепили глиняную посуду, плитки и другие предметы перед обжигом в течение 15 часов. Керамику охлаждали, покрывали лаком и красили, а также часто повторно нагревали для завершения процесса.

Разноцветные глазурованные изразцы украшают стены музея: ястреб с машущими крыльями, павлин с оперенным хвостом среди цветов и птицы, кружащиеся над фонтаном. Уличные вывески и реклама азулежу двадцатого века выстроились вдоль другой соседней стены, где я вижу нарисованные на скамейке рисунки молодых танцоров, резвящихся на лугу, в обрамлении переплетающихся синих, зеленых и золотых орнаментов.

Поскольку керамические фабрики Севильи так недавно начали массовое производство азулежу, такие красочные изображения теперь есть практически на каждом углу — на полах и патио, на кухнях и в качестве украшения в домах и садах. Компании размещают их на своих витринах и у входов, некоторые с датами и памятными датами своим основателям. В одном местном баре, например, есть изображение бутылки вина с выступающими виноградными лозами среди извилистых декоративных узоров. Другие подробно описывают популярные достопримечательности Севильи, такие как речная сторожевая башня 13-го века Торре-дель-Оро и внушительная готическая и барочная колокольня Хиральда величественного Севильского собора, где останки Христофора Колумба погребены в саркофаге, столь же сложном, как и для королевской семьи.

Пожалуй, самые великолепные дисплеи азулежу в Севилье расположены на стенах и башнях площади Испании, полукруглого комплекса, окруженного изогнутым многоколонным зданием в городском лесу Парка де Мария Луиза. Архитектура в стиле нео-мудехар и неоренессанс отделана сотнями глазурованных плиток — на балюстрадах мостов, пересекающих извилистый канал, на скамейках у основания и на куполах его многоколонных башен. Здесь изображены исторические сражения и карты каждой испанской провинции.Яркая плитка также украшает многочисленные фонтаны и бассейны парка. Строительство началось в 1914 году, и площадь и парк считались центральным элементом Ибероамериканской выставки 1929 года.

Через Ла Рая

Португальское наследие азулежу тем временем с гордостью демонстрируется в Лиссабонском Национальном музее плитки, где огромная центральная выставка — Большая панорама Лиссабона — тянется вдоль нескольких секций стен. Написанный примерно в 1700 году, это вид на реку Тежу, подчеркивающий такие детали, как центральный купольный дворец с башнями и балконами, небо, наполненное округлыми облаками, замок на вершине холма и сотни зданий, сгруппированных рядом с остроконечными церковными шпилями.

Размещенный в здании бывшего монастыря, музей демонстрирует пять веков португальского плиточного искусства — от узоров начала 16 века с изысканными исламскими акцентами до современной расписной плитки, украшающей станции метро Лиссабона. Другие включают сценарии охоты 17-го века, окрашенные в золотые и зеленые оттенки, а также библейские, морские и боевые сцены.

Как и в случае с севильскими азулежу, плитка Лиссабона, похоже, тоже повсюду, украшает внешние стены и интерьеры самых изысканных дворцов, церквей и монастырей, украшает фасады домов, площади и даже указатели с номерами домов над дверными проемами.

Керамические воспоминания

Поэтому неудивительно, что из азулежу делают отличные сувениры. Рядом с Музеем керамики Триана я захожу в Ceramica Triana, один из самых популярных магазинов плитки и керамики в Севилье, расположенный вниз по улице от других таких ремесленных мастерских.

Керамика, разрывающаяся какофонией красок, загромождает полки магазинов — завитки и изображения на фарфоровой посуде, вазах, отдельных плитках и плитках, кофейных чашках и чайных сервизах, скульптурах животных и мисках.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *