Новости Радищевского музея
Саратов — город с давними художественными традициями. В 1885 году по инициативе профессора живописи А.П. Боголюбова, внука писателя и философа А.Н. Радищева, был открыт первый в России общедоступный художественный музей — Саратовский Радищевский музей. В 1897 году приняло первых учеников Боголюбовское рисовальное училище, одно из немногих существовавших тогда художественных учебных заведений нового типа. Музей и училище стали центром художественной жизни Поволжья и воспитали не одно поколение художников. Мировую известность приобрели имена В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева, П.С. Уткина, А.И. Савинова — мастеров-новаторов, объединенных понятием «саратовская школа». В Саратове на рубеже XIX-XX веков сложились благоприятные условия для развития символистских тенденций, получивших широкое распространение в европейском искусстве. Именно здесь в 1904 году состоялась выставка «Алая Роза», ставшая истоком такого самобытного художественного явления русского символизма как «Голубая Роза».
С начала XX века саратовские художники — непременные участники выставок наиболее значительных объединений Москвы и Петербурга, таких как Московское товарищество художников, «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза», «Венок», «Золотое руно», Группа «13», «4 искусства», Ассоциация художников революции.
Высокий уровень искусства в Саратове на протяжении многих десятилетий определяла деятельность талантливых художников и скульпторов — Я.Я. Вебера, А.И. Кравченко, В.М. Юстицкого, Е.В. Егорова, Н.И. Симона, Д.Е. Загоскина, Э.Ф. Эккерта, Б.В. Миловидова, И.Н. Щеглова, Н.А. Архангельского, Н.Б. Глинского, А.В. Скворцова, В.О. Фомичёва, В.А. Солянова, В.Ф. Чудина, Р.В. Мерцлина, А.В. Учаева, Т.М. Хахановой, А.А. Щербакова, Н.В. Бунина и многих, многих других.
Справочное издание, представляющее с такой полнотой биографические и библиографические сведения о художниках губернии, осуществляется впервые. Потребность в подобного рода словаре, содержащем информацию о местных художниках, ощущалась давно. Так, в альманахе «Весь Саратов» за 1925 год была помещена статья С. Соколова «Саратовские художники. XIX и XX вв.», содержащая 44 аннотации. Фактически, это был первый опыт биографического словаря художников Саратова. Несмотря на краткость сведений, почти полное отсутствие дат и ограниченный список имён, значение статьи несомненно. Автор, не руководствуясь строгими критериями, включил в публикацию имена художников по своему усмотрению или по наличию сведений на момент написания статьи. Наряду с такими художниками как В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, К.С. Петров-Водкин, приведены сведения о, по выражению автора, художниках-«дилетантах» — М.С. Жуковой, Н.Д. Россове, хвалынцах В.Ф. Орехове, И.А. Елатонцеве, а также малоизвестных — Г.М. Платонове, М.А. Чернухине-Балышеве, П.Д. Рау, Д.Н. Финке без указания, каким образом последние связаны с Саратовом. Аннотации различны по объёму и характеру содержащихся в них сведений: то это довольно подробные биографии, то несколько строк о направленности творчества, то названия некоторых работ.
В период подготовки к празднованию 50-летнего юбилея Саратовского художественного училища, научный сотрудник Радищевского музея Георгий Иванович Кожевников начал сбор анкетных сведений для составления справочника, который должен был содержать информацию о саратовских художниках от первых преподавателей и выпускников Боголюбовского рисовального училища до самого последнего времени. Издание не было осуществлено: в 1951 году Г.И. Кожевников уехал из Саратова, но его черновые записи, хранящиеся в архиве музея, востребованы до настоящего времени.
В 1963 году был издан буклет «Художники Саратова». Автор вступительной статьи В.К. Данилов-художник, преподаватель Саратовского художественного училища, дал анализ деятельности творческой организации художников Саратова и характеристики работ живописцев, графиков, художников театра, скульпторов. В издании были опубликованы также биографические справки, составленные Л. И. Прокопенко, на 31 художника — члена или кандидата в члены Союза художников, включившихся в художественную жизнь города в 1930 — 1940-е годы и активно работавших в последующие десятилетия.
В сводный биобиблиографический словарь «Художники народов СССР. XI-XX вв.» (тт. 1-5. М., 1970-2002) вошло всего несколько имён художников- саратовцев, статьи о которых содержат, к сожалению, ошибки и неточности. После выхода в свет 4-го тома словаря в 1995 году, последовала длительная временная пауза, и 5-й том («КОБОЗЕВА-КОНЯХИН») был опубликован только в 2002 году. В настоящее время издание данного справочника прекращено.
Брошюра «Художники Саратова», составленная Н.Г. Звенигородской, научным сотрудником музея имени А.Н. Радищева, был издан в 1994 году. 82 аннотации содержат краткие сведения биографического характера. Основное внимание уделено характеристике творчества художников — членов Саратовского отделения Союза художников. Задачи по составлению библиографического списка автором не ставились.
Настоящий биобиблиографический указатель «Художники Саратова и Саратовской губернии» содержит сведения более чем о 800 художниках — живописцах, графиках, скульпторах, мастерах декоративно-прикладного искусства, художниках театра и кино конца XIX — начала XXI века. В Указатель, наряду с широко известными, включены имена малоизвестных и забытых художников. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть сведений базируется на источниках, недоступных широкому кругу читателей, и публикуется впервые. В ряде справок составители отступают от строгой унификации биографических сведений, что позволяет сохранить фактические данные, почерпнутые из архивных документов, в том числе хранящихся в научно-историческом архиве музея имени А.
Кроме того, учитывалась активная позиция художника в культурной жизни города и области — участие в городских, областных, а также в региональных, республиканских, международных, зарубежных выставках. Таким образом, в Указателе были представлены художники, приехавшие из других городов в Саратовскую область и включившиеся в художественную жизнь. Например, Николай Михайлович Гущин. Не возникает сомнения, что это саратовский художник, хотя он родился, получил художественное образование и прожил большую часть своей жизни вдали от Саратова. И наоборот, художники, которые только родились, или только учились в Саратове, после чего уехали в другие города, не вошли в список; в числе таких можно назвать А.П. Бубнова, П.П. Соколова-Скаля, А.А. Мыльникова, Н.В. Кузьмина, Б.М. Неменского, А.М. Ненашеву и других.
В Указатель введены имена преподавателей Саратовского художественного училища и детских художественных школ города и губернии — Е.К. Щаблиовского, В.А. Конягина, P.M. Симонова, В.А. Белоновича, B. А. Успенского, Л.П. Бабушкиной, В.А. и А.Н. Шкуновых, которые сравнительно редко участвовали в выставках, но воспитали не одно поколение саратовских живописцев, графиков, скульпторов.
Цель данного издания — наиболее полно представить информацию о художниках, связанных с культурной жизнью Саратова и губернии, сформировать новое представление о масштабах и потенциале художественного ресурса Саратовского региона, способствовать преодолению разобщенности информации о представителях современного художественного процесса.
Жукова Ирина Александровна, заведующая научно-историческим архивом
«Саратовские художники. Возвращенные имена». Живопись, графика 1920-х – 1950-х годов. Новости Радищевского музея
Материалы по теме:
«Шпионы Нансена из русских интеллигентов». Лекция журналиста и краеведа, руководителя проекта «Саратовские художники. Возвращенные имена» Алексея Голицына
Дата мероприятия: 01.10.2020 — 20.11.2020
Радищевский музей. Первомайская, 75
Телефон: (8452) 26-16-06
Дорогие друзья! В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в городе и возобновлением ограничений на проведение в музее массовых мероприятий, все публичные лекции, мастер-классы и презентации, запланированные на выставке «Возвращенные имена», откладываются до отмены ограничений. Информация о месте и времени их проведения будет опубликована на сайте и в соцсетях музея. Будьте здоровы!
При поддержке Фонда Президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея
Выставка «Саратовские художники. Возвращенные имена» подготовлена в рамках одноименного проекта Общества друзей Радищевского музея, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов и посвященного саратовским художникам, которые подвергались политическим репрессиям в 1920-е – 1950-е годы.
В экспозиции представлены 47 произведений живописи и около 80 графических листов одиннадцати художников – Якова Вебера, Франца Весели, Юрия Зубова, Фёдора Корнеева, Николая Мамонтова, Бориса Миловидова, Фёдора Русецкого, Александра Скворцова, Константина Частова, Ивана Щеглова и Валентина Юстицкого. Имена и творчество одних из них время от времени появляются на афишах выставок в провинциальных и столичных музеях. Несмотря на несправедливое осуждение, они сумели внести большой вклад в сохранение и развитие традиций изобразительного искусства Саратова. Творчество других известно лишь узкому кругу знатоков и любителей искусства. О третьих практически ничего не известно даже специалистам. Так, на сегодняшний день не обнаружено ни одной работы Виталия Гофмана, Михаила Егорова и Николая Горшенина, а скупые биографические сведения о них по большей части извлечены из уголовных дел, сохранившихся в архиве ФСБ.
Большая часть включенных в экспозицию произведений хранится в коллекции Радищевского музея, три военных плаката Константина Частова предоставлены Саратовским областным музеем краеведения, несколько живописных и графических работ принадлежат собраниям частных коллекционеров.
Первым из саратовских художников пострадал Фёдор Корнеев – до революции один из авторитетнейших педагогов Боголюбовского рисовального училища. В первые же годы после Октябрьской революции 1917 года он подарил свою обширную коллекцию произведений искусства «трудовому народу», а созданную им художественную студию передал в ведение Наркомпроса, оставшись в ней на правах директора и преподавателя. В 1929 году он был арестован, осужден за антисоветскую агитацию и отправлен в Архангельск в ссылку на три года, по истечении которых еще на три года был лишен права жить в Нижне-Волжском крае. Студия его была закрыта, коллекция исчезла, и нам до сих пор не известны ни дата, ни место его смерти.
В наибольшей степени сегодня изучено и известно широкому зрителю творчество Валентина Юстицкого. В 2004 году знаменитый музыкант Владимир Спиваков подарил Радищевскому музею раннюю работу Юстицкого «Печальная муза», приобретенную за рубежом. Валентин Юстицкий – яркая личность, смелый экспериментатор, в 1910-е годы – авангардист, в 1920-е – участник известных московских художественных объединений «Тринадцать» и «4 искусства». Он всегда умел находить нестандартные творческие решения, пробовал работать в разных стилистиках (абстракционизм, примитивизм, экспрессионизм, организовывал футуристические перформативные акции) в 1930-е–1950-е годы подвергался критике за «формализм». В 1937 году был арестован и отбыл 10 лет в лагере, чудом оставшись в живых. На выставке представлен большой блок его живописных произведений разных лет, включая работы, созданные в заключении.
Иван Щеглов на протяжении почти сорока лет преподавал в Саратовском художественном училище и успел воспитать несколько поколений молодых художников, многие из которых впоследствии стали значительными мастерами. Как живописец он продолжал традиции русского импрессионизма и сезаннизма, был мастером лирического пейзажна, далеким от пропагандистских задач соцреализма, за что в 1940-е годы неоднократно подвергался критике за «формализм». Щеглова арестовывали четыре раза – в 1928, 1930, 1933 и 1951 году. Трижды он отделывался условными сроками и административными взысканиями. Но в возрасте 70 лет, он был осужден на 10 лет за антисоветскую агитацию, и вышел на свободу только благодаря смерти Сталина.
Александр Скворцов, один из крупнейших саратовских графиков, был арестован в 1933 году по абсурдному обвинению в шпионаже и организации контрреволюционного заговора. Осужден на 3 года ссылки в Казахстан. По возвращении в Саратов работал художником в местных издательствах, во время войны – в областной газете «Коммунист», позднее – в Автодорожном институте и Саратовском художественном училище. За свою долгую творческую биографию Скворцов успел попробовать свои силы во всех без преувеличения графических техниках и практически в каждой сумел создать подлинные шедевры. Тематический диапазон его графических листов также предельно широк и разнообразен. Мастеру в равной степени удавались и городские, и волжские пейзажи, и портреты, и натюрморты, и жанровые композиции.
Борис Миловидов, как и Иван Щеглов, практически всю жизнь преподавал в художественном училище. Арест 1931 года оказался травмой, наложившей отпечаток на всю его последующую жизнь и творчество. В середине 1930-х годов у него появляются живописные работы, написанные в глухом сумрачном колорите, совершенно не характерном для начального периода творчества, когда высветленная цветовая гамма сближала его холсты с произведениями мастеров «саратовской школы живописи». Тем не менее, в последующие годы, несмотря на демонстративную лояльность советскому режиму, он продолжал оставаться носителем традиций «Голубой розы», за что неоднократно подвергался критике за «формализм».
Фёдор Русецкий в юности учился в Саратовском художественном техникуме у Валентина Юстицкого и, как и учитель, был известен смелостью взглядов на искусство. Арест в 1935 году и пятилетнее заключение также серьезно сказались на его творческой биографии. Тем не менее, он состоялся как график и книжный иллюстратор, достаточно известный в Саратове в 1950-е – 1970-е годы, сегодня же почти забытый.
Из всего наследия Якова Вебера, представленного во многих музеях Саратовской области, в выставку удалось включить всего две его работы, обе из коллекции Андрея Морозова. Это совсем еще ранний, строго академически выверенный «Первый снег» 1893 года и акварель «Лошадка», созданная в 1910 году и демонстрирующая, насколько за прошедшие полтора с лишним десятилетия изменились творческие ориентиры живописца: от сухого академизма не осталось и следа, пейзаж полон света и воздуха, цвет по-импрессионистически прозрачен.
Имена и работы Франца Весели, Юрия Зубова, Николая Мамонтова до сих пор остаются практически неизвестны саратовцам.
Франц Весели родился в 1891 году в Будапеште, учился в Венской академии художеств. В 1914 был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне, попал в плен к русским и остался в Советской России. С 1918 жил в Ярославле, сотрудничал в газете «Северный рабочий». В 1935 переехал в Саратов, работал художником в газете «Коммунист». В 1936 принял советское гражданство. В начале 1938 года его арестовали, обвинили в шпионской деятельности в пользу Австрии и Германии и в октябре того же года расстреляли. Значительная часть наследия художника хранится в Ярославском художественном музее. В Саратове в Радищевском музее сохранился лишь один плакат работы Франца Весели, созданный в 1937 году к выборам в Верховный Совет СССР.
Николай Мамонтов прибыл в Саратов уже «свободным» художником – после того, как отбыл пятилетний срок ссылки, и потому предпочел дистанцироваться от «официальной» художественной жизни: не контактировал с местным Союзом художников, не принимал участия в выставках. Работал в автодорожном институте на кафедре черчения, а живописью продолжал заниматься исключительно для себя. Открытие его как художника происходило уже после смерти. Благодаря реставратору Радищевского музея Владимиру Солянову наследие Мамонтова не пропало, но было по достоинству оценено и передано в музеи Омска и Саратова. На выставке представлено несколько живописных и графических произведений художника, созданных как в ранний, итальянский период, так и во время ссылки в 1930-е годы и в годы жизни в Саратове.
Проект «Саратовские художники. Возвращенные имена» и выставка в Радищевском музее призваны напомнить саратовцам о сложных судьбах наших мастеров искусства, продемонстрировать ценность сохранения памяти о каждом из них и способствовать формированию мудрого отношения к трагическим событиям истории ХХ века.
Не осуждая, но пытаясь понять и извлекая уроки.
Комментарии: 1
0 Захарова Раиса 8 Октября 2020 в 11:19 |
Какая важная и замечательная выставка! Трагичные судьбы художников — часть общей творческой палитры нашего Отечества. И каждое имя значимо. Спасибо, коллеги! |
Имя Цитировать 0 |
Андрей Саратов, художник — купить картину, принт художника Андрея Саратова
Андрей Саратов, художник — купить картину, принт художника Андрея Саратова- Натюрморт
- Пейзаж
- Портрет
- Обнаженная
- Жанровые картины
- Морской пейзаж
- Городской пейзаж
- Животные
- Импрессионизм
- Реализм
- Сюрреализм
- Аннотация
- Модернизм
- Экспрессионизм
- Гиперреализм
- Примитивизм
Россия, Москва
В своем творчестве художник продолжает и творчески дополняет классический русский авангард 20 века. Картины Саратова отличаются ясной, уравновешенной композицией, сочным вибрирующим колоритом. В произведениях Андрея Ивановича внимательный зритель найдет: -конструктивизм, супрематизм, кубизм и абстракционизм. Творчество саратовцев носит ярко выраженный национальный характер, одновременно являясь традиционной европейской живописью. Картины Андрея Ивановича всегда находят широкий отклик у образованного, подготовленного зрителя.
Добрый Новодевичий монастырь
2009 г., холст, масло, 80х100 см
Андрей Саратов
Цена по запросу
Двое
2006 г., холст, акрил, 80×75 см
Андрей Саратов
Цена по запросу
Пасхальный натюрморт
2007 г.