Русский наличник: Ускользающая красота, или Резные наличники в архитектуре русского села

Деревянные наличники на окна, фото, узоры для декоративных резных наличников на русских избах

В предыдущей части мы рассказали о строении бревенчатой избы и ее крыши, которую старались предохранить от разрушения с помощью легко заменяемых элементов (первоначально даже без каких-либо украшений). Теперь настало время поговорить о символах и орнаментах резьбы.

Все схемы в статье: © Вадим Ковалев; фото 2, 3, 5, 7, 9: @iduismotru

Вадим Ковалев

На современных домах можно увидеть разве что самые распространенные символы — то ли дело орнаменты и фигурная резьба, которыми украшали старые избы XVIII-XIX веков.

Чтобы оградить дом и семью от напастей, насылаемых недобрыми силами, мало было крепко запереть избу и закрыть ставни. Дом защищали и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. Сперва это были простые засечки и зарубки на косяках дверей и окон, консолях, столбах опор. Позже они превратились в декоративные орнаменты, а затем и в фигурные изображения, символизирующие солнце, плодородие, различных божеств и персонажей сказок и легенд.

Орнаменты и фигурки служили оберегами, охранявшими очаг и всех живущих в доме от невзгод. И, кроме того, прославляли силы природы, в первую очередь — земное плодородие. Наносились эти символы в определенных местах и в определенном сочетании. Это было своего рода пожелание счастливой жизни не только хозяевам дома, но и потомкам, которые будут жить здесь.

Например, внутри дома резьбой покрывалась матица — главная срединная потолочная балка (иногда таких балок было несколько), на которою опирались образующие потолок плахи (расколотые пополам бревна). Затем — печные столбы в центре избы и массивные опоры для двух балок-воронцов, расходящихся от них под прямым углом.

Магическими изображениями обрамлялись все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые силы, — резные элементы помещались на воротах, вокруг окон, дверей, на щипце крыши и даже внутри жилища (на тот случай, если нечисть все же проникнет в дом).

Символы в резьбе
На внутренних и внешних резных элементах присутствовали символы солнца, огня, воды, земли, плодородия и многие другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вадим Ковалев

Солярные символы
Связаны с солнечными светлыми богами — Даждьбогом, Сварогом и Хорсом, представляющим силы Прави (верхнего небесного мира в славянской мифологии). Свастику называли коловрат («коло» — круг, кольцо, колесо), или солнцеворот. Этот знак бывает статическим и динамическим. Статическим считается тот, у которого «лучи» расположены строго по вертикали и горизонтали.

Громовой знак — заключенный в круг шестиконечный крест. Знак олицетворял солнце, которое было колесом от колесницы бога неба — Перуна. Этот «добрый» солнечный символ выражал идею ясного дня и безоблачного неба, а в грозу или бурю должен был оградить дом «от грому», то есть от удара молнии и страшного пожара (поэтому знак старались расположить под самым коньком).

Вадим Ковалев

Восьмилучевой коловрат — знак Сварога, бога-творца и одновременно бога мудрости. Считалось, что именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога) и даровал им многие предметы, в том числе — металл и плуг. Знак Сварога — символ мудрости и высшей справедливости.

Вадим Ковалев

Знаки солнца в виде розеток — существовало множество их вариантов, где лепестки ассоциировались с лучами солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка или цветочной розетки.

Солнце в зените может быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Знак солнца ставился над проемами в стенах дома — окнами, дверями, слуховыми окошками и т. д.

Вадим Ковалев

Крест — тоже солярный символ. Многие считают его христианским знаком, однако, это далеко не так. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест также символизировал взаимодействие двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Он считался и примитивной моделью Мирового древа, где вертикальная черта — Мировое древо, а горизонтальная — мир Яви. Соответственно, над горизонтальной чертой на Древе расположен верхний мир Прави, под ней — нижний мир Нави (ассоциировался с подземным огненным царством).

Вадим Ковалев

Символика огня
Огонь для язычников был сакральным явлением, с которым связаны представления об огне земном (в том числе жертвенном) и небесном. Говоря о последнем, изображали огонь небесной кузни Сварога (где огненный меч служил символом справедливости и Прави), а также огонь Нави, на котором, как и в христианских верованиях, поджаривали грешников.

Вадим Ковалев

Символы земли, природы и плодородия
Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорят? Наши предки-язычники называли землю матерью — именно она подательница всех благ. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь. Ее имя образовано из двух корней: «ма» — мать и «кошь» — кошелек, хранилище богатства.

Вадим Ковалев

На многих орнаментах богиня в одной руке держала рог изобилия, в другой — клубок нити-судьбы. Эти нити пряли для Макоши ее сестры — Доля и Недоля: первая — счастливую судьбу, вторая — несчастную.

Вадим Ковалев

Берегиня фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.

При желании ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Также можно увидеть стилизованные изображения женщин с оленями по бокам: с поднятыми ладонями — Макошь, с опущенными — Лада.

Вадим Ковалев

Символика плодородия представлена очень характерным узором. Это ромб или квадрат, обозначающий маленькое поле. Он разделен на четыре части, символизирующие лунки для семян. Если в маленьких ромбиках есть точки, это значит, что поле засеяно, если ромбики пусты — еще не засеяно.

Александра Немирова

Тему плодородия иллюстрирует и растительный орнамент, изображающий ростки, в виде стилизованной буквы «Ж» — в славянской азбуке она именовалась «живёте».

Лес изображали как несколько схематически нарисованных деревьев. Сосну считали светлым деревом веры и магии — деревом Прави. Ель — дерево темное, дерево Нави (помните поговорку: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом — удавиться»?). Однако ель, перевернутая ветками вверх, служила пассивной защитой — руной богини Макоши.

Фото: Александра Жаркова, flickr.com

Вадим Ковалев

Мировое древо означало ось мира, которая держит на себе все его силы: в корнях расположился нижний мир Нави, у ствола — Яви, в ветвях — верхний мир Прави.

Цветок папоротника — огнецвет. Известный символ, с которым связана легенда: папоротник в ночь на Ивана Купалу выпускает цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Символы воздуха и пространства, а также союза двух начал
Стрела — основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши предки-оружейники знали законы аэродинамики, которые позволяли создавать стрелы и луки, поражающие врага на расстоянии 250 м. Две стрелы в резьбе — это восходящие и нисходящие потоки воздуха.

Фото: Бенте Нордхаген (Bente Nordhagen), flickr.com

Вадим Ковалев

Пространство тоже изображалось при помощи стрел — четырех или восьми. Они характеризуют сущность пространства: север (зима), юг (лето), запад (ночь) и восток (день). Круг, проведенный по этому кресту, означает единство элементов.

Тема единения и конфликта противоположных сил — одна из главных в резьбе знаков. Это и дуальная пара верхнего и нижнего миров Правь-Навь, и день с ночью, и, наконец, мужчина и женщина.

Вадим Ковалев

Символы воды
Вода — то, что дает жизнь всему живому. От небесной воды зеленеют травы и леса весной, благодаря ей все цветет, плодоносит и колосится, а не засыхает. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), располагающиеся в верхней и нижней частях фасада дома, а также бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Можно увидеть также знаки дождя, капли и т. п.

Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос. В древних мифах и сказках фигурирует еще одна река — огненная. Она разделяла Правь и Навь, а стерегла эту границу Баба-яга.

Вадим Ковалев

Звериные знаки
Животные и птицы в резьбе что-то символизируют. Например, конь — силу и выносливость, олень — долгую и состоятельную жизнь, птички — праведную душу, ворон — мудрость и т. п. И даже паучку здесь нашлось место — он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.

Голуби — одна из самых распространенных тем в резьбе. Чаще всего это пары птиц, смотрящих друг на друга. Заклинательный смысл знака: пусть в этом доме живут счастливо и растят детей (дети — произрастающий цветок).

Впрочем, далеко не все украшения можно расшифровать, ведь многие из них делались только для красоты.

Чаще всего фигуры животных изображаются парами, как на фото. Особое место в звериных мотивах занимают змеи, связанные с понятием воды, а значит, и плодородия. Это могут быть извивающиеся или двухголовые змеи-охранители дома. Часто можно увидеть изображения «ужей-господариков»: ужей держали в домах и подкармливали молоком, чтобы они, отпугивая мышей, охраняли посевное зерно.

Современные дизайнеры и художники превратили дверные наличники в зеркало и кинотеатр

Выставка «Узоры времени. Мастерство деревянного зодчества”.

Фото предоставлено музеем Николая Островского.

Никто не знает, кто сделал первый наличник – декоративное оформление оконного проёма из дерева, но их история в России насчитывает несколько столетий. 

Изначально наличники использовали, чтобы закрывать щели в оконных проёмах. Со временем у деревянной накладки появилась и эстетическая функция. Сейчас причудливые узоры на деревянных домиках можно встретить в разных уголках страны. 

В каждой области всегда по-разному обрамляли оконные проёмы. В Нижегородской мастера вырезали гамаюнов (мифическая райская птица в русской культуре), в Ивановской – солнце и фараонок-русалок, а на Севере – петухов и медведей. Со временем старинные дома разрушаются вместе с наличниками. Сохранению последних и посвящена выставка в музее Островского. 

Сохранить наличник в миниатюре

В зале лежит копна сена и его аромат словно переносит в деревню. На стенах висят наличники из Московской, Ивановской и Рязанской областей. Но больше всего привлекают внимание разноцветные макеты деревянных домиков, которые сделал фотограф Иван Хафизов. Каждая модель не больше скворечника, в окошках можно разглядеть миниатюрные книжки, детские игрушки и настольные лампы. 

– Макеты сделаны из фанеры, которые Иван раскрашивает акриловыми красками, – подчёркивает в беседе с Metro куратор выставки Арина Орлова. – Убранство каждого окна уникально. В этом вот игрушечная курочка. Модель называется «Русский стиль». К сожалению, наличник-прообраз не сохранился.

Иван Хафизов, Юлия Егорова. Модель наличника «Русский стиль».

Борзенкова Карина.

Посмотреть в прошлое 

Внутри одного из наличников – чёрная ткань с  маленьким отверстием. Если заглянуть в него, увидишь видео-работу «МыДома» художниц Полины Мироновой и Ксении Попаренко. В фильме показывают, как волонтёры восстанавливают дом с наличниками в посёлке Мстёра Владимирской области. Ребята расчищают площадку, пилят, чинят, а на фоне всего этого летают птицы. 

– Никто не знает имён мастеров, сделавших наличники, знают только, откуда они и какой примерно эпохи. Например, вот этот – без узоров, с облупившейся синей краской – родом из Иваново-Вознесенской губернии XIX века, – продолжает Арина Орлова. – Можно сказать, что маленькое окошко – это некий проводник в прошлое, а люди, которые спасают дом, становятся частью большой истории.  

Неизвестный мастер. Наличник. Иваново-Вознесенская губерния, Шуйский уезд. Вторая половина XIX века.

Фото предоставлено музеем Николая Островского.

Русский наличник и в быту пригодится

Следующий наличник дизайнер Виталий Жуйков превратил в раму для зеркала. Он первый, кому пришла такая идея. 

– Виталий собирает рамы для зеркал буквально из осколков, так как чаще всего получает фрагменты, а не целые наличники, – делится Арина. – Наличник – очень русская вещь. Найти что-то подобное в других странах практически невозможно. 

Виталий Жуйков. Коллекция PORTAL. Зеркало из фрагментов старых наличников.

Борзенкова Карина.

Петушок – золотой гребешок  

Внутри остальных наличников на белой стене нарисованы сказочные лошади, птицы и коты. Я подхожу к жёлтой деревянной ставне с петушком внутри. Наличник сделан неизвестным мастером в Ивановской области. 

– Пустое пространство внутри наличника нас не устраивало. Наш музей поселил туда персонажей из изразцов, которые были найдены в ходе археологических раскопок в Перове, – вспоминает куратор. – Керамические игрушки в виде зверей были сделаны в технике Перовской муравы. 

Неизвестный мастер. Наличник. Ивановская область.

Борзенкова Карина.

Выставка наличников продлится до 16 октября по адресу: улица Тверская, 14.   

Россия — Архитектура и живопись

Россия Содержание

Раннеславянские племена создали красивые украшения, настенные ковры и изделия из украшенной кожи, извлеченные из курганов. мотивы народного творчества широко использовали формы животных и изображения природные силы. Впоследствии сильнейшее единичное влияние на русский язык искусством было принятие христианства в 988 году нашей эры. представление о том, что красота физических атрибутов церкви отражает слава Божия, византийское религиозное искусство и архитектура проникли в Киев, которая была столицей древнерусского государства примерно до 1100 года (см. Золотой век Киева, гл. 1). Северные города Новгород и Владимир разработал самобытные архитектурные стили и традиции написания икон, религиозных изображений, обычно написанных на деревянных панелях, распространялся по мере строительства новых церквей. Монгольская оккупация (1240-1480) разорвал связи Московии с Византийской империей, способствуя развитию оригинальных художественных стилей. Среди нововведений этого периода иконостас, резная ширма, на которой висят иконы.

в начале пятнадцатого века мастер-иконописец Андрей Рублев создал некоторые из самых ценных религиозных произведений России.

Когда монголы были изгнаны и Москва стала центром Русская цивилизация конца XV ​​века, новая волна началось строительство в городах России. Итальянские архитекторы принесли Запад Европейское влияние, особенно в реконструкции Москвы. Кремль, городская деревянная крепость двенадцатого века. Святого Василия Однако собор на Красной площади сочетал в себе более раннюю церковную архитектуру. со стилями с татарского востока. В 1500-х и 1600-х годах цари поддерживал иконопись, металлообработку и иллюминацию рукописей; как контакты с Западной Европой усилились, эти формы стали отражать техники Запада. Между тем народное творчество сохранило формы более ранние славянские племена в украшениях домов, одежде и орудиях труда.

При Петре Великом Россия испытала гораздо более сильную дозу Западное влияние. Многие из зданий в новой столице Петра, Санкт-Петербурге. Санкт-Петербурге по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. и Бартоломео Растрелли под руководством Петра и его дочери, Элизабет. Самые продуктивные русские архитекторы XVIII в. века Василий Баженов, Матвей Казаков и Иван Старов создали непреходящие памятники в Москве и Санкт-Петербурге и создали базу для последующих русских форм.

Академия изящных искусств, основанная Елизаветой в 1757 году для обучения русские художники привнесли западные техники светской живописи в России, в которой до этого времени господствовала иконопись. Екатерина Великая (годы правления 1762–1796), еще одна энергичная покровительница искусств, начал собирать предметы европейского искусства, которые легли в основу коллекции, которыми сейчас славится Россия. Алексей Венецианов, первый выпускник академии, полностью освоивший реалистичный предмет таких как крестьянская жизнь, признан основоположником русской реалистическая школа живописи, расцвет которой приходится на вторую половину 1800-е годы.

В 1860-х годах группа критических реалистов во главе с Иваном Крамским Илья Репин и Василий Перов изобразили стороны русской жизни с цель сделать социальный комментарий. Репина « бурлаков» на Волга — один из самых известных продуктов этой школы. в конце 1800-х годов новое поколение художников делало упор на технику, а не на предмет, создающий более импрессионистский корпус работ. Лидеры этой школой были Валентин Серов, Исаак Левитан и Михаил Врубель. В 1898 театральный художник Александр Бенуа и танцевальный импресарио Сергей Дягилев основал группу «Мир искусства», которая расширила инновации предыдущего поколения, сыграли центральную роль в знакомство с современным западноевропейским искусством в России и знакомил западноевропейцев с русским искусством посредством выставок и публикации.

В девятнадцатом веке зодчество и декоративно-прикладное искусство России сочетал европейские техники и влияния с формами раннего Россия, создающая так называемое русское возрождение, увиденное в церквях, общественных постройки и дома того времени. Ювелир с европейским образованием, ювелир и дизайнер Карл Фаберг, самый известный член блестящая художественная семья, основавшая мастерские в Москве, Санкт-Петербурге. Петербурге и Лондоне. Его работы, в том числе украшенные драгоценными камнями эмалевые пасхальные яйца. произведенный для российской царской семьи, является важным примером декоративно-прикладное искусство того времени.

Русские художники начала ХХ века подверглись большое разнообразие русских и европейских движений. Среди самых новаторскими и влиятельными представителями того поколения были художники Марк Шагал, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов и др. Казимир Малевич. Конструктивисты 1920-х годов находили параллели между их архитектурной и скульптурной работой и заветами Большевистская революция. К 1930-х годов правительство ограничивало все формы художественного выражения на темы социалистического реализма, запрет абстрактных форм и выставки иностранного искусства для более чем тридцать лет.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *