Синтез искусств — Краткий словарь по эстетике
СИНТЕЗ ИСКУССТВ (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — объединение различных видов искусства в рамках единого художественного произведения. Существует группа искусств, которые по природе своей являются синтетическими. Это все пространственно-временные, или зрелищные, искусства (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). В них объединение средств различных искусств происходит на основе творчества актера, сценического действия (в документальных жанрах — реального жизненного события, действия или лица). Проблема синтеза здесь выступает как проблема художественной целостности, органического единства того или иного произведения. Но, помимо зрелищных искусств, где синтез принадлежит самой природе художественного творчества и происходит как бы внутри данного вида искусства, существует также синтез как объединение различных искусств в единый ансамбль, или художественное целое. Таков синтез литературы и изобразительного искусства (художественно-иллюстративные издания), литературы и музыки (песня и др. вокальные жанры), а также имеющий особенно широкое значение синтез пластических искусств (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства), направленный на эстетически целостное формирование окружающей среды. В каждой из этих групп синтеза существуют свои творческие проблемы. Так, в книжной иллюстрации главной является проблема изобразительного воплощения характеров героев и узловых событий действия литературного произведения, а также целостности художественного оформления книги в единстве всех ее компонентов (иллюстраций, обложки, заставок, шрифта и т. д.). В вокальной музыке стоит задача обобщенного воплощения идей и эмоционального строя поэтического текста в единстве с ее конкретными образными элементами. В синтезе пластических искусств главной является задача целостного художественного ансамбля, подчиненного единой идее как в рамках отдельного сооружения, так и в их комплексе, вплоть до художественно-осмысленного решения целых городов.
При объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами. Вместе с тем, входя в синтетическое целое, каждое из искусств так или иначе приспосабливается к другим и к целому, приобретает особые черты, в которых у него не было необходимости при обособленном существовании. Поэтому синтез — не механический конгломерат отдельных искусств, и он не сводим к их простой сумме. Синтез искусств — это органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству.
При синтезе пластических искусств его основой являются те реальные процессы человеческой жизнедеятельности (труда, быта, общественных событий и т. д.), для протекания и пространственного оформления которых создается архитектура. С учетом характера и развертывания этих процессов она включает в себя также монументально-декоративную скульптуру (статуи, рельефы, лепной декор и т. п.) и живопись (панно, фрески, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также произведения декоративно-прикладного искусства (народных промыслов и промышленного дизайна), которые дополняют, развивают и конкретизируют собственно архитектурный образ. Примеры — Дворец съездов и Олимпийский комплекс в Москве, ансамбль центра и Театр им. Навои в Ташкенте, район Лаздинай в Вильнюсе, многие станции метрополитена в разных городах и т. д. Строительство больших общественных зданий, Дворцов культуры, театров, клубов, парков и стадионов открывает новые широкие перспективы взаимодействия видов искусства и ставит проблему синтеза как одну из важнейших задач социалистического реализма. Только с учетом и использованием синтеза искусств может быть решена программная задача создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, способной радовать, идейно-эстетически воспитывать, удовлетворять высокие и развитые вкусы.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. О. Чехович (музыка и драма)
СИ́НТЕЗ ИСКУ́ССТВ, объединение разл. видов искусства в одном худож. произведении. В отличие от древнего синкретич. праискусства (обрядовая «игра-действие» по Александру Н. Веселовскому, см. Синкретизм), С. и. – достаточно поздняя тенденция, возможная на зрелой стадии развития худож. культуры, когда отд. виды иск-ва уже отделились друг от друга и специфика каждого из них приобрела теоретич. оформленность. Естественным образом тяготеют друг к другу пластические искусства (пространственные искусства): архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, взаимопроникая, объединяются в целостный худож. ансамбль (в 1-м значении, как правило, на основе архитектуры), не сводимый к сумме составляющих его элементов. О синтезе в широком смысле можно говорить по отношению к искусствам, требующим интерпретатора (актёра, певца, танцовщика, музыканта-инструменталиста). Такому пониманию С. и. отвечают все сценич. иск-ва: драма (в 1-м значении, т. е. трагедия и комедия – синтез лит-ры и актёрской игры), на раннем этапе развития в эпоху античности ещё синкретическая (значит. роль отводилась хору), балет (классич. танец – синтез музыки и хореографии), опера (муз. драма). Существенную роль в спектакле (со времён античности) играет сценич. оформление (театрально-декорационное искусство). К сценич. искусствам примыкают иные (отличные от оперы) формы вокальной музыки: оратория, кантата (синтез музыки и поэзии, в котором создание текста обычно предшествует муз. воплощению, в противоположность синкретич. фольклорным жанрам – песням, хороводу). Проявлением С. и. отчасти является программная музыка (имеющая развёрнутую лит. программу либо отсылающая к образам пластич. искусств). По мысли П. А. Флоренского, к С. и. следует относить также храмовое действо (богослужение, литургия). Оно включает как временны́е, так и пространственные аспекты С. и. (молитвословные тексты, положенные на музыку, произносятся в пространстве храма, иногда в разных его частях, см. в статьях Антифонное пение, Респонсорное пение; пасхальное богослужение может включать танцевальные элементы). Наиболее развит храмовый С. и. в жанре и форме «страстей». За пределами европ. традиции (напр., в макаме, мугаме, т. н. санскритской драме, япон. театре но, пекинской опере цзинцзюй) взаимосвязи разл. искусств (лит-ра, музыка, танец) имеют преим. синкретич. характер.
О С. и. в спец. значении (в контексте эстетики романтизма) говорят применительно к «совокупному произведению искусств» (нем. Gesamtkunstwerk, рус. перевод термина принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову) – муз. драме нового типа, концепцию которой разработал и практически осуществил Р. Вагнер. Начиная с романтич. оперы «Летучий голландец» (1843) Вагнер обратился к сюжетам нар. сказаний, в дальнейшем к архаич. пластам германо-сканд. мифологии (тетралогия «Кольцо нибелунга», 1852–76), что повлекло коренную реформу муз. театра. Анархич. бунт против совр. «мира организованного убийства и грабежа» (Вагнер) послужил импульсом к пересмотру всей системы искусств, центр. место в которой должна занять драма, призванная заменить религ. культ. Возврат к древним истокам драмы и античному хору (его функцию в «торжественных сценических представлениях» Вагнера выполняет оркестр) на деле означал ломку сложившихся оперных форм, место которых заняла «бесконечная мелодия». Утверждая свой С. и., Вагнер подчёркивал исключит. роль Л. ван Бетховена как первого композитора, соединившего слово и музыку в классич. жанре симфонии, после чего «чистая» инструментальная музыка, по Вагнеру, утратила всякий смысл.
Европ. культура 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. видела в С. и. актуальную худож. задачу, которую решали представители движения «Искусства и ремёсла» (У. Моррис), мастера модерна, Сецессиона, Баухауза, конструктивизма, ар деко и др. направлений и стилей. В этот период С. и. реализуется в жилых и обществ. сооружениях, созданных вручную книгах, театральных постановках (напр., в МХТ, труппе Русский балет Дягилева, спектаклях В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, М. Рейнхардта и др.), в мемориальных сооружениях, садово-парковом искусстве, выставочных комплексах (Всемирные выставки), массовых празднествах (напр., в СССР после 1917). После того как была разработана концепция С. и., примеры его воплощения историки иск-ва стали находить в ансамблях Древнего Востока, античности, сооружениях романского стиля, готики, Проторенессанса, Возрождения, барокко, классицизма, исторических стилей и эклектизма, в визант. и др.-рус. зодчестве, в разл. внеевропейских культурах. В 20–21 вв. воплощением С. и. представляется киноискусство.
Реконструкция и синтез искусств во Франции, 1944–1962 гг.
—Содержание Описание книги
ISBN 9780367501990
256 страниц 25 цветных и 85 ч/б иллюстраций
Опубликовано 23 марта 2020 г. к Рутледж
Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки
Формат Мягкая обложкаТвердый переплет
Первоначальная цена $54,95
Цена продажи долл. США долл. США 43,96
КОЛ-ВО
добавить в корзину
Добавить в список желаний
ISBN 9781138686878
256 страниц 25 цветных и 85 ч/б иллюстраций
Опубликовано 12 декабря 2017 г. к Рутледж
Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки
Формат Мягкая обложкаТвердый переплет
Первоначальная цена $170,00
Цена продажи USD $ 136,00
КОЛ-ВО
Добавить в список желаний
Продолжить покупки
Реконструкция и синтез искусств во Франции, 1944–1962 гг. рассматривает художественные, архитектурные и бюрократические сдвиги, возникшие в бурные последствия Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Эта книга, посвященная модернистским сетям, окружающим Ле Корбюзье, Salon des Réalités Nouvelles, Groupe Espace, а также более радикальным неоавангардистским группам, таким как Ситуационистский Интернационал, проливает новый свет на различные творческие сотрудничества в период французского восстановления. усилия. Он задает ряд критических вопросов: как синтез художественного дискурса привел к переосмыслению эстетики публичного пространства в послевоенной Франции? Как он участвовал в физической реконструкции и модернизации французских городов? Как мы можем соотнести активное междисциплинарное сотрудничество между французскими художниками, архитекторами и дизайнерами с новыми экономическими вызовами и политическими волнениями, возникшими на фоне плана Маршалла? Развили ли французские художники, призывавшие к синтезу современного искусства и архитектуры, совместные практики, способствующие новым формам взаимодействия со зрителем и публичного выступления? Наконец, как авангардный язык абстракции и полихромии был переосмыслен в контексте развитого капитализма и каким образом он был соучастником или сопротивлением различным правительственным, корпоративным и промышленным проектам?
Введение
1. «Пластическая эпоха» Ле Корбюзье и строительство французской нации
2. Искусство как социальная услуга: Groupe Espace и французская технократическая культура
3. Экспериментальное желание: Асгер Джорн и сеть «Свободных художников»
Заключение
Биография
Никола Пезолет Архитектурная программа в Массачусетском технологическом институте в 2013 году. В настоящее время он является профессором кафедры истории искусств Университета Конкордия в Монреале, Канада.
Мы предлагаем бесплатную стандартную доставку каждого заказа по всему миру.
- Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
Добавить в корзину
Эта книга входит в следующую серию книг:
- Ashgate Studies in Architecture
Архитектура как синтез искусств
Архитектура как синтез искусств
8 лекций плюс выдержки и заметки (CW 286)
Эта коллекция представляет взгляд Рудольфа Штайнера на архитектуру как кульминацию искусства.
В отличие от многих своих современников идеи Штайнера не оставались абстрактными. За свою жизнь он смог спроектировать и построить ряд зданий, в том числе свой архитектурный шедевр, Гётеанум — центр культуры и искусства недалеко от Базеля, Швейцария. В этих лекциях Штайнер описывает со ссылкой на Гетеанум важность архитектурно согласованного и интегрированного сообщества и то, как это, в свою очередь, влияет на социальное единство и гармонию.
Эти лекции предлагают панораму развития архитектуры параллельно с появлением человеческой души в человеческой эволюции. Это ценная коллекция для всех, кто изучает архитектуру, искусство, социальные науки и тех, кто ищет более глубокого духовного понимания искусства архитектуры.
Архитектура как синтез искусств является переводом с немецкого Wege zu einem neuen Baustil. «Und der Bau wird Mensch»
СОДЕРЖАНИЕ:
Часть первая: Храм — это человек
- Искусство и архитектура, раскрывающие лежащую в основе целостность творения
- Задача современного искусства и архитектуры
- Предложения по архитектуре модельного антропософского сообщества в Дорнахе
Часть вторая: пути к новому стилю архитектуры
- Настоящее художественное творчество
- Искусство как создание органов, через которые боги говорят с нами
- Новая концепция архитектуры
- Эстетические законы формы
- Творческий мир цвета
Приложение: Эволюция архитектуры на рубеже каждого нового тысячелетия Австро-Венгерская империя (ныне в Хорватии), где он вырос. В молодости он жил в Веймаре и Берлине, где стал широко публикуемым научным, литературным и философским ученым, особенно известным своей работой с научными трудами Гёте. В начале двадцатого века он начал развивать свои ранние философские принципы в подход к систематическому исследованию психологических и духовных явлений.