О синтезе искусств: СИНТЕЗ ИСКУССТВ | это… Что такое СИНТЕЗ ИСКУССТВ?

Синтез искусств — Краткий словарь по эстетике

СИНТЕЗ ИСКУССТВ (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — объединение различных видов искусства в рамках единого художественного произведения. Существует группа искусств, которые по природе своей являются синтетическими. Это все пространственно-временные, или зрелищные, искусства (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). В них объединение средств различных искусств происходит на основе творчества актера, сценического действия (в документальных жанрах — реального жизненного события, действия или лица). Проблема синтеза здесь выступает как проблема художественной целостности, органического единства того или иного произведения. Но, помимо зрелищных искусств, где синтез принадлежит самой природе художественного творчества и происходит как бы внутри данного вида искусства, существует также синтез как объединение различных искусств в единый ансамбль, или художественное целое. Таков синтез литературы и изобразительного искусства (художественно-иллюстративные издания), литературы и музыки (песня и др. вокальные жанры), а также имеющий особенно широкое значение синтез пластических искусств (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства), направленный на эстетически целостное формирование окружающей среды. В каждой из этих групп синтеза существуют свои творческие проблемы. Так, в книжной иллюстрации главной является проблема изобразительного воплощения характеров героев и узловых событий действия литературного произведения, а также целостности художественного оформления книги в единстве всех ее компонентов (иллюстраций, обложки, заставок, шрифта и т. д.). В вокальной музыке стоит задача обобщенного воплощения идей и эмоционального строя поэтического текста в единстве с ее конкретными образными элементами. В синтезе пластических искусств главной является задача целостного художественного ансамбля, подчиненного единой идее как в рамках отдельного сооружения, так и в их комплексе, вплоть до художественно-осмысленного решения целых городов.

При объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами. Вместе с тем, входя в синтетическое целое, каждое из искусств так или иначе приспосабливается к другим и к целому, приобретает особые черты, в которых у него не было необходимости при обособленном существовании. Поэтому синтез — не механический конгломерат отдельных искусств, и он не сводим к их простой сумме. Синтез искусств — это органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству.

При синтезе пластических искусств его основой являются те реальные процессы человеческой жизнедеятельности (труда, быта, общественных событий и т. д.), для протекания и пространственного оформления которых создается архитектура. С учетом характера и развертывания этих процессов она включает в себя также монументально-декоративную скульптуру (статуи, рельефы, лепной декор и т. п.) и живопись (панно, фрески, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также произведения декоративно-прикладного искусства (народных промыслов и промышленного дизайна), которые дополняют, развивают и конкретизируют собственно архитектурный образ. Примеры — Дворец съездов и Олимпийский комплекс в Москве, ансамбль центра и Театр им. Навои в Ташкенте, район Лаздинай в Вильнюсе, многие станции метрополитена в разных городах и т. д. Строительство больших общественных зданий, Дворцов культуры, театров, клубов, парков и стадионов открывает новые широкие перспективы взаимодействия видов искусства и ставит проблему синтеза как одну из важнейших задач социалистического реализма. Только с учетом и использованием синтеза искусств может быть решена программная задача создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, способной радовать, идейно-эстетически воспитывать, удовлетворять высокие и развитые вкусы.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. О. Чехович (музыка и драма)

СИ́НТЕЗ ИСКУ́ССТВ, объ­е­ди­не­ние разл. ви­дов ис­кус­ст­ва в од­ном ху­дож. про­из­ве­де­нии. В от­ли­чие от древ­не­го син­кре­тич. праи­скус­ст­ва (об­ря­до­вая «иг­ра-дей­ст­вие» по Алек­сан­д­ру Н. Ве­се­лов­ско­му, см. Син­кре­тизм), С. и. – до­ста­точ­но позд­няя тен­ден­ция, воз­мож­ная на зре­лой ста­дии раз­ви­тия ху­дож. куль­ту­ры, ко­гда отд. ви­ды иск-ва уже от­де­ли­лись друг от дру­га и спе­ци­фи­ка ка­ж­до­го из них при­об­ре­ла тео­ре­тич. оформ­лен­ность. Ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом тя­го­те­ют друг к дру­гу пла­сти­че­ские ис­кус­ст­ва (про­стран­ст­вен­ные ис­кус­ст­ва): ар­хи­тек­ту­ра, жи­во­пись, скульп­ту­ра, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во, взаи­мо­про­ни­кая, объ­е­ди­ня­ют­ся в це­ло­ст­ный ху­дож. ан­самбль (в 1-м зна­че­нии, как пра­ви­ло, на ос­но­ве ар­хи­тек­ту­ры), не сво­ди­мый к сум­ме со­став­ляю­щих его эле­мен­тов. О син­те­зе в ши­ро­ком смыс­ле мож­но го­во­рить по от­но­ше­нию к ис­кус­ст­вам, тре­бую­щим ин­тер­пре­та­то­ра (ак­тё­ра, пев­ца, тан­цов­щи­ка, му­зы­кан­та-ин­ст­ру­мен­та­ли­ста). Та­ко­му по­ни­ма­нию С. и. от­ве­ча­ют все сце­нич. иск-ва: дра­ма (в 1-м зна­че­нии, т. е. тра­ге­дия и ко­ме­дия – син­тез лит-ры и ак­тёр­ской иг­ры), на ран­нем эта­пе раз­ви­тия в эпо­ху ан­тич­но­сти ещё син­кре­ти­че­ская (зна­чит. роль от­во­ди­лась хо­ру), ба­лет (клас­сич. та­нец – син­тез му­зы­ки и хо­рео­гра­фии), опе­ра (муз. дра­ма). Су­ще­ст­вен­ную роль в спек­так­ле (со вре­мён ан­тич­но­сти) иг­ра­ет сце­нич. оформ­ле­ние (те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во). К сце­нич. ис­кус­ст­вам при­мы­ка­ют иные (от­лич­ные от опе­ры) фор­мы во­каль­ной му­зы­ки: ора­то­рия, кан­та­та (син­тез му­зы­ки и по­эзии, в ко­то­ром соз­да­ние тек­ста обыч­но пред­ше­ст­ву­ет муз. во­пло­ще­нию, в про­ти­во­по­лож­ность син­кре­тич. фольк­лор­ным жан­рам – пес­ням, хо­ро­во­ду). Про­яв­ле­ни­ем С. и. от­час­ти яв­ля­ет­ся про­грамм­ная му­зы­ка (имею­щая раз­вёр­ну­тую лит. про­грам­му ли­бо от­сы­лаю­щая к об­раз­ам пла­стич. ис­кусств). По мыс­ли П. А. Фло­рен­ско­го, к С. и. сле­ду­ет от­но­сить так­же хра­мо­вое дей­ст­во (бо­го­слу­же­ние, ли­тур­гия). Оно вклю­ча­ет как вре­менны́е, так и про­стран­ст­вен­ные ас­пек­ты С. и. (мо­лит­во­слов­ные тек­сты, по­ло­жен­ные на му­зы­ку, про­из­но­сят­ся в про­стран­ст­ве хра­ма, ино­гда в раз­ных его час­тях, см. в ста­тьях Ан­ти­фон­ное пе­ние, Рес­пон­сор­ное пе­ние; пас­халь­ное бо­го­слу­же­ние мо­жет вклю­чать тан­це­валь­ные эле­мен­ты). Наи­бо­лее раз­вит хра­мо­вый С. и. в жан­ре и фор­ме «стра­стей». За пре­де­ла­ми ев­роп. тра­ди­ции (напр., в ма­ка­ме, му­га­ме, т. н. сан­ск­рит­ской дра­ме, япон. те­ат­ре но, пе­кин­ской опе­ре цзинц­зюй) взаи­мо­свя­зи разл. ис­кусств (лит-ра, му­зы­ка, та­нец) име­ют пре­им. син­кре­тич. ха­рак­тер.

О С. и. в спец. зна­че­нии (в кон­тек­сте эс­те­ти­ки ро­ман­тиз­ма) го­во­рят при­ме­ни­тель­но к «со­во­куп­но­му про­из­ве­де­нию ис­кусств» (нем. Gesamtkunstwerk, рус. пе­ре­вод тер­ми­на при­над­ле­жит Н. А. Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву) – муз. дра­ме но­во­го ти­па, кон­цеп­цию ко­то­рой раз­ра­бо­тал и прак­ти­че­ски осу­ще­ст­вил Р. Ваг­нер. На­чи­ная с ро­ман­тич. опе­ры «Ле­ту­чий гол­лан­дец» (1843) Ваг­нер об­ра­тил­ся к сю­же­там нар. ска­за­ний, в даль­ней­шем к ар­ха­ич. пла­стам гер­ма­но-сканд. ми­фо­ло­гии (тет­ра­ло­гия «Коль­цо ни­бе­лун­га», 1852–76), что по­влек­ло ко­рен­ную ре­фор­му муз. те­ат­ра. Анар­хич. бунт про­тив совр. «ми­ра ор­га­ни­зо­ван­но­го убий­ст­ва и гра­бе­жа» (Ваг­нер) по­слу­жил импуль­сом к пе­ре­смот­ру всей сис­те­мы ис­кусств, центр. ме­сто в ко­то­рой долж­на за­нять дра­ма, при­зван­ная за­ме­нить ре­лиг. культ. Воз­врат к древ­ним ис­то­кам дра­мы и ан­тич­но­му хо­ру (его функ­цию в «тор­же­ст­вен­ных сце­ни­че­ских пред­став­ле­ни­ях» Ваг­не­ра вы­пол­ня­ет ор­кестр) на де­ле оз­на­чал лом­ку сло­жив­ших­ся опер­ных форм, ме­сто ко­то­рых за­ня­ла «бес­ко­неч­ная ме­ло­дия». Ут­вер­ждая свой С. и., Ваг­нер под­чёр­ки­вал ис­клю­чит. роль Л. ван Бет­хо­ве­на как пер­во­го ком­по­зи­то­ра, со­еди­нив­ше­го сло­во и му­зы­ку в клас­сич. жан­ре сим­фо­нии, по­сле че­го «чис­тая» ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка, по Ваг­не­ру, ут­ра­ти­ла вся­кий смысл.

Ев­роп. куль­ту­ра 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. ви­де­ла в С. и. ак­ту­аль­ную ху­дож. за­да­чу, ко­то­рую ре­ша­ли пред­ста­ви­те­ли дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» (У. Мор­рис), мас­те­ра мо­дер­на, Се­цес­сио­на, Бау­хау­за, кон­ст­рук­ти­виз­ма, ар де­ко и др. на­прав­ле­ний и сти­лей. В этот пе­ри­од С. и. реа­ли­зу­ет­ся в жи­лых и об­ществ. со­ору­же­ни­ях, соз­дан­ных вруч­ную кни­гах, те­ат­раль­ных по­ста­нов­ках (напр., в МХТ, труп­пе Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва, спек­так­лях В. Э. Мей­ер­холь­да, А. Я. Таи­ро­ва, М. Рейн­хард­та и др.), в ме­мо­ри­аль­ных со­ору­же­ни­ях, са­до­во-пар­ко­вом ис­кус­ст­ве, вы­ста­воч­ных ком­плек­сах (Все­мир­ные вы­став­ки), мас­со­вых празд­не­ст­вах (напр., в СССР по­сле 1917). По­сле то­го как бы­ла раз­ра­бо­та­на кон­цеп­ция С. и., при­ме­ры его во­пло­ще­ния ис­то­ри­ки иск-ва ста­ли на­хо­дить в ан­самб­лях Древ­не­го Вос­то­ка, ан­тич­но­сти, со­ору­же­ни­ях ро­ман­ско­го сти­ля, го­ти­ки, Про­то­ре­нес­сан­са, Воз­ро­ж­де­ния, ба­рок­ко, клас­си­циз­ма, ис­то­ри­че­ских сти­лей и эк­лек­тиз­ма, в ви­зант. и др.-рус. зод­че­ст­ве, в разл. внеев­ро­пей­ских куль­ту­рах. В 20–21 вв. во­пло­ще­ни­ем С. и. пред­став­ля­ет­ся ки­но­ис­кус­ст­во.

Реконструкция и синтез искусств во Франции, 1944–1962 гг.

Содержание Описание книги

ISBN 9780367501990

256 страниц 25 цветных и 85 ч/б иллюстраций

Опубликовано 23 марта 2020 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплет

Первоначальная цена $54,95

Цена продажи долл. США долл. США 43,96

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Добавить в список желаний

ISBN 9781138686878

256 страниц 25 цветных и 85 ч/б иллюстраций

Опубликовано 12 декабря 2017 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплет

Первоначальная цена $170,00

Цена продажи USD $ 136,00

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Добавить в список желаний

Продолжить покупки

Реконструкция и синтез искусств во Франции, 1944–1962 гг. рассматривает художественные, архитектурные и бюрократические сдвиги, возникшие в бурные последствия Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Эта книга, посвященная модернистским сетям, окружающим Ле Корбюзье, Salon des Réalités Nouvelles, Groupe Espace, а также более радикальным неоавангардистским группам, таким как Ситуационистский Интернационал, проливает новый свет на различные творческие сотрудничества в период французского восстановления. усилия. Он задает ряд критических вопросов: как синтез художественного дискурса привел к переосмыслению эстетики публичного пространства в послевоенной Франции? Как он участвовал в физической реконструкции и модернизации французских городов? Как мы можем соотнести активное междисциплинарное сотрудничество между французскими художниками, архитекторами и дизайнерами с новыми экономическими вызовами и политическими волнениями, возникшими на фоне плана Маршалла? Развили ли французские художники, призывавшие к синтезу современного искусства и архитектуры, совместные практики, способствующие новым формам взаимодействия со зрителем и публичного выступления? Наконец, как авангардный язык абстракции и полихромии был переосмыслен в контексте развитого капитализма и каким образом он был соучастником или сопротивлением различным правительственным, корпоративным и промышленным проектам?

Введение

1. «Пластическая эпоха» Ле Корбюзье и строительство французской нации

2. Искусство как социальная услуга: Groupe Espace и французская технократическая культура

3. Экспериментальное желание: Асгер Джорн и сеть «Свободных художников»

Заключение

Биография

Никола Пезолет Архитектурная программа в Массачусетском технологическом институте в 2013 году. В настоящее время он является профессором кафедры истории искусств Университета Конкордия в Монреале, Канада.

Мы предлагаем бесплатную стандартную доставку каждого заказа по всему миру.

Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)

Добавить в корзину

Эта книга входит в следующую серию книг:

  • Ashgate Studies in Architecture

Архитектура как синтез искусств

Архитектура как синтез искусств

8 лекций плюс выдержки и заметки (CW 286)

Эта коллекция представляет взгляд Рудольфа Штайнера на архитектуру как кульминацию искусства.

Такая архитектура объединяет скульптуру, живопись и гравюру, а также драму, музыку и танец — жизненно важный синтез всех искусств, работающих в сотрудничестве через общий идеал пробуждения нашей индивидуальности и задачи в жизни.

В отличие от многих своих современников идеи Штайнера не оставались абстрактными. За свою жизнь он смог спроектировать и построить ряд зданий, в том числе свой архитектурный шедевр, Гётеанум — центр культуры и искусства недалеко от Базеля, Швейцария. В этих лекциях Штайнер описывает со ссылкой на Гетеанум важность архитектурно согласованного и интегрированного сообщества и то, как это, в свою очередь, влияет на социальное единство и гармонию.

Эти лекции предлагают панораму развития архитектуры параллельно с появлением человеческой души в человеческой эволюции. Это ценная коллекция для всех, кто изучает архитектуру, искусство, социальные науки и тех, кто ищет более глубокого духовного понимания искусства архитектуры.

Архитектура как синтез искусств является переводом с немецкого Wege zu einem neuen Baustil. «Und der Bau wird Mensch»

СОДЕРЖАНИЕ:

Часть первая: Храм — это человек

  • Искусство и архитектура, раскрывающие лежащую в основе целостность творения
  • Задача современного искусства и архитектуры
  • Предложения по архитектуре модельного антропософского сообщества в Дорнахе

Часть вторая: пути к новому стилю архитектуры

  • Настоящее художественное творчество
  • Искусство как создание органов, через которые боги говорят с нами
  • Новая концепция архитектуры
  • Эстетические законы формы
  • Творческий мир цвета

Приложение: Эволюция архитектуры на рубеже каждого нового тысячелетия Австро-Венгерская империя (ныне в Хорватии), где он вырос. В молодости он жил в Веймаре и Берлине, где стал широко публикуемым научным, литературным и философским ученым, особенно известным своей работой с научными трудами Гёте. В начале двадцатого века он начал развивать свои ранние философские принципы в подход к систематическому исследованию психологических и духовных явлений.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *