Дом-легенда: капсульная башня Накагин в Токио
Архитектура
В 1972 году архитектор Кисё Курокава построил в Токио капсульное тринадцатиэтажное здание, которое вошло в историю как один из самых ярких примеров японского метаболизма.
Екатерина Карпухина
Архитектура Токио настолько удивительна и многогранна, что местных жителей сложно чем-то удивить. Здесь стоят здания великих Кенго Кумы, Тадао Андо, Кисе Курокавы и других.
Архитектура в объективе: ночной Токио глазами Тома Блэчфорда
В районе Минато над обычными жилыми домами и офисными центрами возвышается башня Накагин — издалека она сливается с соседними зданиями, но при ближайшем рассмотрение кажется похожей на хаотичный набор кубиков. Многих очаровывает этот футуристичный дизайн, но только не местных жителей — в 2007 году они проголосовали за снос сооружения.
Автор проекта Кисе Курокава исходил из практической цели — он хотел построить доступное жилье и сформировать новый образ жизни современных горожан.
Курокава был одним из основателей движения метаболизма — его приверженцы воспринимали город как живой организм, который со временем меняется и обновляется. Поэтому архитекторы всегда проектировали дома и даже целые районы со временными и постоянными составляющими: модули и ячейки зачастую были съемными деталями.
© Noritaka Minami.
Так поступил и Кисе, построив башню из 140 отдельных капсул. Каждую изготавливали на заводе в Осаке, а затем перевозили в Токио и собирали на месте за три часа. В квартирах площадью около 10 м² планировали размещать одного человека, для семей предназначались соединенные блоки. Все “номера” продавались полностью укомплектованными мебелью, встроенной кухней, системой кондиционирования и техникой — от аудиосистемы и телевизора до телефона.
© Noritaka Minami.
С помощью крана капсулы поднимали и крепили к бетонной башне всего четырьмя специальными болтами. Здание построили за год, и всего за месяц все квартиры были распроданы — их покупали люди, работающие неподалеку, бизнесмены, использующие башню как временное жилье, а также одиночки и семьи, которые пока не могли позволить себе квартиру стандартных размеров. В автономных единицах также располагались и офисы.
© Noritaka Minami.
Круглые окна, похожие на иллюминаторы, придавали и без того необычной постройке законченный футуристичный образ. Башня была предвестником города будущего, но этого не случилось. Жилье оказалось неудобным, и в 2007 году жители проголосовали за снос. Тем более, выяснилось, что в конструкции содержится опасный для здоровья асбест.
Прошло уже более десяти лет, но здание по-прежнему стоит на месте, являясь архитектурным наследием Токио. Это редкость в японском мегаполисе, поскольку здесь безжалостно уничтожают все сооружения старше 30-40 лет.
Фото: Getty Images
ТегиАрхитектураДом-легендаТокиоМетаболизм
В Токио начался снос легендарной капсульной башни Накагин.
Начался демонтаж башни-капсулы Nakagin Capsule Tower в Токио, и интерьеры ее модульных капсульных домов уже напоминают «место сноса».
Знаменитый японский жилой комплекс, спроектированный архитектором Кишо Курокава, подлежит сносу из-за обветшания его железобетонных и стальных конструкций.
Его внутренние помещения в настоящее время очищаются в рамках подготовки к удалению асбеста, за которым последует полная разборка здания.
Идет снос башни-капсулы Накагин (вверху).
Капсульная башня Накагин Курокавы была построена в 1972 году в токийском районе Гиндза. Он состоит из двух соединенных между собой бетонных башен, к которым прикручены болтами 140 сборных стальных капсул. Эти стручки содержат крошечные дома.
Планы по демонтажу башни были подтверждены в прошлом году, что побудило жителей начать краудфандинг, чтобы сохранить, пожертвовать или переместить капсулы.
Одна из групп, сохранивших модуль, называется Nakagin Capsule Tower A606 Project и занимается восстановлением и модификацией капсулы под номером A606.
Его сносят из-за разрушения конструкции. Фото Романа Давыдко через Unsplash
Проект Nakagin Capsule Tower A606 сообщил Dezeen, что, хотя сегодня знаменуется начало работ по сносу внешней части здания, большая часть внутренней части башни уже демонтирована.
«Работы по сносу начнутся 12 апреля, но внутренняя разборка и другие работы уже начались», — сообщила представитель группы Акико Ишимару. «Так что внутри это уже похоже на место сноса», — сказала она Dezeen.
Ишимару заявил, что работы по сносу начнутся с удаления всех оставшихся элементов интерьера, а также асбеста.
После этого капсулы будут сняты, а затем снесены поддерживающие их бетонные башни. Ожидается, что снос продлится до конца 2022 года.
До 12 апреля Ишимару и проект Nakagin Capsule Tower A606 документировали здание с помощью измерений, фотографий, видео и 3D-сканов.
Группа планирует сохранить одну из капсул и превратить ее в «мобильную капсулу», которая, по ее словам, будет соответствовать «концепции Курокавы об «архитектуре в движении» и адаптивности».
Курокава, умерший в 2007 году, спроектировал корпус Nakagin Capsule Tower во время японского движения метаболистов, пионером которого он был вместе с Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки.
Метаболическая архитектура отстаивала здания, которые можно было приспособить и заменить.
Внутренности уже убраны.
Крошечные дома Nakagin Capsule Tower были спроектированы таким образом, чтобы менять их каждые 25 лет. Отсутствие финансирования означало, что это так и не было реализовано, что привело к их ветхости.
Цель Курокавы для башни состояла в том, чтобы привлечь одиноких бизнесменов, ищущих компактную и удобно расположенную квартиру.
Каждый из домов-капсул здания оживляется круглым окном размером 2,5 метра на четыре метра. Они содержат встроенные жилые помещения и мебель.
«Пока мы находились внутри капсулы, осматривая капсулу, мы увидели много людей за окном», — размышлял Ишимару. «Казалось, они пришли, чтобы увидеть последние из здания».
Архитектура ХХ века находится под угрозой в городах по всему миру. Одним из самых уязвимых стилей является брутализм – зданиям свойственны смелые монолитные формы, отлитые из бетона.
Только в США иконы брутализма, в том числе здание Burroughs Wellcome Пола Рудольфа и апартаменты Shoreline, стали жертвами разрушительного удара.
В серии интервью историки архитектуры недавно рассказали Dezeen, что эта волна сноса частично вызвана политической идеологией, но также и старением этих зданий.
Фотография предоставлена проектом Nakagin Capsule Tower A606, если не указано иное.
Теги:
Архитектура
нито нито | Кольцо
слова Марта
Происхождение Круга
Круг.
Круглые окна в традиционных чайных павильонах должны были быть замечены первыми европейцами, прибывшими в Японию во второй половине XIX века, когда Япония была насильно открыта миру. Позже, в 1950-х годах, японская архитектура и элементы японского дизайна интерьера, такие как мебель и аксессуары, захватили умы европейских архитекторов, последовательно приходя в Скандинавию. Мебель и аксессуары рубежа 20-го и 21-го веков, с другой стороны, несколько лет назад дали толчок проникновению в наши (и, что интересно, азиатские!) -форматные ниши или зеркала придают интерьерам японское ощущение, хотя они настолько вросли в нашу культуру, что, наверное, мало кто это осознает.
Тайная сила крикла
Круг, особенно когда это большое зеркало, оптически увеличивает внутреннее пространство и освещает его. Кроме того, он красиво смягчает углы стен и мебели, становясь фокальным элементом интерьера. Лично я люблю круглые зеркала, но и здесь я немного консервативен, потому что принимаю их только в крупноформатном исполнении, без украшений в виде рамок или фасок. Именно такое зеркало, но в виде неполного круга (японская асимметрия!) я спроектировал для ванных комнат жильцов в ныне реанимируемом здании L’UNI во Вроцлаве именно из-за необходимости освещения интерьера (этаж -1 ) и сломать благородную, но простую остальную технику. У меня самой такой стоит в ванной, чуть шире метрового умывальника, с комодом, над которым он висит, и он всегда вызывает у меня только одну ассоциацию: Япония. Почему?
О японскости круга
Пожалуй, не стоит упоминать такие банальные символы, как японский флаг с красным символом солнца, вписанным в белый прямоугольник, или традиционный мон (фамильные символы, обычно вписанные в круг). Вместо этого я сосредоточусь на традиционной японской архитектуре, в которой появляются круглые окна и имеет довольно интересный символизм. В традиционных японских тясицу (чайных павильонах), помимо выполнения своей основной функции по освещению помещений и обеспечению свежего воздуха, окна также символизировали завершающую стадию просветления. Как сообщает Японский исследовательский институт окон, они также использовали концепцию митата. В японском языке mitate означает перепрофилировать, позволить объекту восприниматься по-новому, созерцать его, как если бы он был чем-то другим. Таким образом, круглые окна должны были не просто быть окнами, но и символизировать улицу, то, что снаружи излучает естественный свет, а именно солнце и луну. В зависимости от времени суток они давали возможность наблюдать за игрой света и в то же время дарили незабываемые эстетические ощущения.
Размышляя о митатэ и символике круглых окон в японской архитектуре, я вспомнил еще одну функцию моего зеркала в ванной и зеркал в целом.
Я знаю, что круг — это просто круг, а зеркало — это просто зеркало, но не кажется ли вам, что интерьеры становятся волшебными, когда вы глубоко понимаете их символику и можете сознательно создавать их? Думаю, так было и с создателями интерьеров, которыми я хочу поделиться с вами сегодня.
Windowology 05 Окна в чайхане
©2019 Takumi Ota Photography
Японская чайхана ( тясицу ) представляет собой особое архитектурное сооружение, в котором много типов окон на небольшом пространстве. К ним относятся renji-mado (окна из деревянных реек), maru-mado (круглые окна), tsukiage-mado (люковые световые люки) и shitaji-mado (окна, сделанные из решетчатого каркаса стена).
Yōsuitei, который также известен как Jusansonoseki (гостиная с тринадцатью окнами), имеет наибольшее количество окон среди всех существующих чайных.
Yōsuitei был построен в начале периода Эдо (1603-1868) в резиденции Гото Канбэя в Киото. Это был подарок от Маэды Тосицунэ, даймё (могущественного правителя 10 года – 19 веков во времена феодальной Японии) в районе префектуры Сига. Канбей работал кузнецом (или кузнецом) в семье Маэда. Первоначально зал ожидания Yōsuitei назывался 9.0051 косикаке ; гостиная под названием сёин ; и сад (Ёсуи-эн) были построены вместе в резиденции Гото. В саду между чайханой и входом в сад был пруд. Гости часто добирались на лодке до чайханы. Недавно чайхана переехала на виллу Тайко в Киото. Сад остается на прежнем месте, Ёсуи-эн, и считается одним из трех лучших садов Японии наряду с садом в Императорском дворце Сэнто и Сёсейен в Хигаси Хонган-дзи.
© 2019 Takumi Ota Photography, Ёсутей, Киото, построенный в эпоху Канэй (1624–1644) раннего периода Эдо (1603–1868), чайный домик Гото Канбэя
Эншу Кобори (1479-16 ) руководил проектированием и строительством чайханы, а также сада. Изучив чайные стили чайных мастеров Сэн-но Рикю (1522-91) и Фурута Орибэ (1544-1615), Энсю открыл свой собственный стиль, который стал стилем Энсю, известным нам сегодня. Энсю был чайным мастером в семье Токугава и руководил многими известными садами и постройками.
Чайхана Yōsuitei имеет деревянную черепицу, двускатную крышу с особенно крутым уклоном. Вероятно, он был спроектирован так, чтобы напоминать хижину с соломенной крышей. В главной чайной есть три татами; в комнате для гостей есть два татами; а на кухне два коврика. Комнаты в японском стиле обычно измеряются количеством ковриков татами, которые помещаются в пространстве. Хозяйский вход и служебный вход расположены под прямым углом за углом. Главный вход, через который заползают гости, установлен в центре стены, чтобы гости, входя, видели перед собой место хозяина. Эта установка устанавливает место хозяина в качестве визуального фокуса, располагая вход для ползания напротив коврика в три четверти длины, и является основной характеристикой чайных Enshū.
Подробнее.
Yōsuitei также известен как Jusansonoseki (чайный домик с тринадцатью окнами), и это чайный домик с наибольшим количеством окон в Японии. Многооконный дизайн Yōsuitei служит для проникновения света и циркуляции воздуха для проветривания интерьера. В закрытом состоянии небольшие раздвижные панели блокируют свет, как если бы они были сплошными стенами. Когда он открыт, интерьер претерпевает драматическую трансформацию из пространства тени в воздушное пространство света.
Энсю любил ставить открытые решетчатые окна над решетчатыми окнами, как он делал в трех местах в Ёсютей. Поскольку изначально чайхана стояла на краю большого пруда в Ёсуй-эн, можно предположить, что низкие окна предназначались для того, чтобы открывать вид на воду. С другой стороны, высокие окна, возможно, предназначались для того, чтобы открывать вид на большую сосну, стоявшую в саду. Обе черты имеют буржуазный оттенок, что предполагает, что они были созданы, чтобы удовлетворить вкус Маэды Тосицунэ, который был известен как грандиозный персонаж. Ручки раздвижных панелей сделаны в виде водяных буйволов и сделаны Гото Канбэем. Они также производились по заказу Тосицунэ. Тосицунэ, вероятно, решил включить работу Канбэя, потому что слесарь был не только подданным его владения, но и владельцем чайной.
Об Окоси-эдзу
Пять архитектурных моделей, представленных в галерее, называются Окоси-эдзу .
Okoshi-ezu , разработанный с ростом культуры в Японии, стал частью процесса проектирования чайных и подобных проектов. В таких случаях окна, колонны, двери и другие элементы дизайна обычно рисуются на бумаге васи, складываются и собираются для создания трехмерного рисунка предполагаемой архитектуры. Окоси-эдзу были сделаны специально при заказе сложной чайной комнаты, чтобы можно было хорошо понять структуру и детали дизайна здания. Такие детали, как тип и размеры фитингов, также записывались и действовали как план и модель в одном лице. Этот процесс создания дизайна существовал еще в период Момояма (1574–1600) и все еще применялся в период Эдо.
Okoshi-ezu , представленные здесь, были опубликованы как часть Chashitsu (чайная) Okoshi-ezu, Vol. 1-12 Бокусуи Сёбо, 1963-67. Хоригучи Сутеми руководил публикацией в качестве главного редактора.
Yōsuitei, Residence Gotō Kanbei, Kyoto
Chashitsuokoshoshi-Ezu (планы Teahouse Plant-Up). 5
Чайхана, Резиденция Гото Канбэй (Ёсуитэй)
Киото
Бокусуй Сёбо (издатель), 1964
Видео с интервальной съемкой | Реплика Yōsuitei в натуральную величину © Japan House Los Angeles
Shigure-Tei, Kodai Temple, Kyoto
Chashitsu Okoshi-ezu (планы сгибания чайха) . в храме Кодай. В этой двухэтажной чайхане первый этаж называется mizuya , или помещение для подготовки, а второй этаж — место, где хозяин подает гостям чай. Он соединен с Каса-тей (изображен справа) коридором.
Каса-тей, храм Кодай, Киото
Тясицу Окоши-эдзу (Складные планы чайханы) Том 1
Бокусуи Сёбо, 1963
Каса-тэй — одноэтажная чайхана с соломенной крышей два входа; один в центре западной стороны, а другой в юго-восточном углу со стороны коридора. Вход с западной стороны представляет собой уникальную конструкцию, дверь разделена на верхнюю и нижнюю части, верхняя панель откидывается и запирается, а нижняя дверь отъезжает в сторону. Также в чайхане есть десять окон разного размера. Потолок изнутри выглядит как открытый зонт, получивший название Каса-тей (Павильон с зонтиками).
Конти-ин, храм Нандзэн, Киото
Тясицу Окоши-эдзу (Складные планы чайханы) Том 3
Бокусуи Сёбо, 1963
Это сооружение было спроектировано Кобори Энсю. Чайхана прошла капитальный ремонт в период Мэйдзи (1868-1912). В настоящее время в чайхане всего шесть окон.