ПОПОВ ТИХОН ДМИТРИЕВИЧ — Древо
Прот. Тихон Попов |
Тихон Дмитриевич Попов (1876 — 1962), протоиерей, член IV Государственной Думы, б. настоятельПокровского храма Московской духовной академии
Родился 12 июня 1876 года в селе Кленовом Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Александровка Липецкого района Липецкой области) в семье священника. Родной брат профессора Василия Попова.
В 1890 году окончил Задонское духовное училище по I разряду [1], в 1896 году — Воронежскую духовную семинарию, а в 1900 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 1900 года стал заведующим церковно-приходской школой в Спасском храме города Воронежа. В том же году был рукоположен во священника и состоял законоучителем Мариинской женской гимназии и приходским священником в Спасской церкви Воронежа.
С 1903 года являлся членом правления Воронежской духовной семинарии. С 1905 года — депутат от духовенства в городской думе (1905-1909 гг.), в епархиальных съездах, на пастырских епархиальных собраниях, с 1909 года был депутатом в губернском земском собрании, лектором по Закону Божьему на обще-епархиальных курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ, с 1910 года — и на земских педагогических курсах для земских учителей и учительниц в городе Валуйках Воронежской губернии.
Кандидат от Воронежской епархии (467 голосов) на должность члена Государственного Совета. Председатель епархиальных съездов духовенства в 1905–1910 годах. Был председателем комиссии богословских чтений в Воронеже, председателем Совета епархиального женского училища, законоучителем учительского института. С 1906 года член воронежского отделения «Союза русского народа».
В 1912 году был возведен в сан протоиерея и избран членом Государственной Думы. В 1912-1914 годах входил в думскую фракцию правых. Как член Государственной Думы состоял в депутации подношения всеподданнейшего адреса государю императору от думского духовенства в дни Романовских торжеств и был инициатором идеи подношения императору Николаю Александровичу наперсного креста — точного образца креста первых царей дома Романовых, каковой крест с надписью «Господи! Возглаголи в сердце его благая в Церкви Твоей Святой» и удостоился поднести государю.
В 1913 году сложил полномочия и звание члена Государственной Думы и был назначен исполняющим должность профессора богословия в Воронежском сельскохозяйственном институте императора Петра I и настоятелем домовой Крестовоздвиженской церкви. Член Правления сельскохозяйственного института. В 1918 году кафедра богословия была закрыта.
До 1920 года служил в Спасском храме Воронежа. В 1920-1922 годах — настоятель того же храма.
В 1920 году был арестован как участник крестного хода во время занятия Воронежа белыми. Согласился сотрудничать с ЧК в качестве осведомителя.
В обновленческом расколе
В 1922 году перешёл к обновленцам. С 1922 по 1931 год — член Воронежского епархиального обновленческого управления.
С 1923 по 1928 год был настоятелем Троицкого кафедрального собора города Воронежа.
Участник обновленческих Соборов 1923 и 1925 годов. Выступал за выход из подчинения патриарху Тихону.
С 1925 года — член Священного Синода обновленческой церкви. С 1922 по 1931 год был членом обновленческих Церковных управлений Воронежского епархиального и Центрально-Черноземского областного, в 1931-1932 годах — член президиума обновленческого Священного Синода. С 1931 по 1935 год — инспектор и профессор обновленческой Московской богословской академии.
18 декабря 1932 года в брачном состоянии был поставлен в обновленческого епископа Орехово-Зуевского. В 1934-1936 годах — Тульский обновленческий епископ. Временно управлял Воронежской обновленческой епархией. Был возведён в сан архиепископа. С 9 января 1936 по июнь 1938 года — обновленческий митрополит Московский.
В течении всех лет в обновленчестве, вплоть до ареста, оставался осведомителем советских органов госбезопасности.
2 июля 1938 года был арестован. Во время следствия предоставил подробную информацию о состоянии обновленчества, преподавателях и студентах обновленческой Московской богословской академии. 2 апреля 1939 года был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан (с. Байкадам Сары-Суйского района Джамбульской области), где работал в почтовом отделении, сберегательной кассе, райфинотделе.
В мае 1943 года вернулся в Москву и поселился в городе Бабушкине (ныне в черте Москвы).
Возвращение в каноническую церковь
5 января 1944 году принёс покаяние перед патриархом Московским Сергием (Страгородским) и был принят в лоно Русской Православной Церкви в сане протоиерея. Был назначен для служения в храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище города Москвы.
Хлопотал перед патриархом о назначении в православный богословский институт в качестве преподавателя основного богословия, представив конспект лекций. Был принят в институт, где преподавал пастырское и нравственное богословие.
С 28 августа 1944 года — ректор Московского Православного богословского института и Московские богословских пастырских курсов на территории Новодевичьего монастыря. Оставался ректором до реорганизации Института в Московские духовные академию и семинарию в 1946 году.
В 1945 году — член Поместного Собора, на котором был докладчиком о церковных школах.
В 1946 году — исполняющий должность ректора Московской духовной академии, настоятель академического Покровского храма, профессор пастырского, основного и нравственного богословия, но с 26 октября того же года из-за быстрой потери зрения оставил административные должности и настоятельство в академическом храме.
В 1947 году полностью утратил зрение, но продолжал преподавание и литературное творчество (при помощи жены). 21 января 1947 года был утверждён в звании профессора нравственного богословия. Ему помогала жена, Анна Павловна, которая писала конспекты лекций под его диктовку и провожала мужа до дверей аудитории.
В 1951 году был освобождён от преподавания по причине инвалидности.
Скончался 9 августа 1962 года. Погребён на Бабушкинском кладбище Москвы.
Сочинения
- «Прославление святителя Тихона после открытия его святых мощей», Воронежская старина, вып. 10, Воронеж, 1911, с. 126-134.
- Святитель Тихон Задонский как нравоучитель (кандидатское сочинение, пуб.: Воронежской старина, 1912, XI и XII выпп.)
- «Речь при открытии братства св. Тихона в г. Задонске в торжественном заседании братства 14 августа 1911 года», Воронежская старина, вып. 11, Воронеж, 1912, с. 231-243.
- Святитель Тихон Задонский как нравоучитель (магистрское сочинение, М. 1916, КДА 1916)
- Слова, речи и проповеди в Воронежских епархиальных ведомостях и местных газетах за 1901-1910 гг.
- «Приходской вопрос в г. Воронеже», Епархиальные ведомости.
- Письма к инспектору КДА архим. Тихону (Лященко) за 1915–1917 гг. из Воронежа.
- «Лжегуманизм Ватикана», Журнал Московской Патриархии, 1945, № 7, с. 23-24.
- «Святитель Тихон Задонский: к 90-летию его прославления (1861-1951)», Журнал Московской Патриархии, 1952, № 2, с. 48-50.
- «Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского», Журнал Московской Патриархии, 1957, № 5, с. 47-57.
- «Нравственное богословие и его современные задачи», Журнал Московской Патриархии, 1958, № 2, с. 69-76.
- Нравственное богословие. Конспект лекций в Московской духовной академии 1946–1951 гг. В 2-х тт.
, б. м. и г. 198 с. (машинопись). - Пастырское богословие: конспект лекций в МДА и МДС, 1947-1951, Б. м. и г. (машинопись).
Документы, публикации
- ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 3, л. 137-139.
- Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним, Тверь, 2000, кн. 4, с. 53, 457-468.
- Мануил (Лемешевский), митр., Каталог «Русских архиереев обновленцев». Материал для «Словаря русских архиереев обновленцев (1922–1943 гг.), Чебоксары, 1956 (машинопись).
- Питирим (Нечаев), архиеп., «В единении традиции и актуальности», Московская Духовная Академия 300 лет (1685-1985). Богословские труды юбилейный сборник, М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, с. 30-31.
- Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, с. 205, 321, 324, 326, 624, 626, 627.
- Четвертая Государственная Дума. Портреты и биографии, СПб.: Изд. Н. Н. Ольшанского, 1913, с. 155.
- Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки истории русской церковной смуты. Предисл. и примеч. И. В. Соловьева: В 3 тт. (2-е изд.), М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996 (Материалы по Истории Церкви: Кн.10), с. 284, 288, 294, 522, 651, 653.
- Талин В., «Проф.-Прот. Тихон Дмитриевич Попов (Некролог)», Журнал Московской Патриархии, 1962, № 9, с. 10-13.
Использованные материалы
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т. 2: К-П, Киев, 2015:
- http://www.academia.edu/19875021/
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века:
- http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ…s**
- Светозарский А. К., «Участие киевлян в возрождении Московских духовных школ», доклад заведующего кафедрой Церковной истории МДА на Международной научно-практической конференции История духовных школ (КДА, 22 декабря 2010 года):
- http://www.bogoslov.ru/text/1262050.html
- http://www.mpda.ru/site_pub/341332.html
[1] «Выпускники Задонского духовного училища 1890 года», генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/zadonskdu.html
Попов Тихон Данилович, священник | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке
Родственники
- отец — Попов Даниил Егорович, пономарь
-
- жена — Попова (Рычкова) Домника Ивановна (ок. 1755 – не ранее 1825), дочь крестьянина д. Рычковой Усть-Тунгузского прихода
- дочь — Попова Параскева Тихоновна (ок. 1775–26.4.1793)
- сын — Попов Иван Тихонович, пономарь
-
сын — Попов Михаил Тихонович (ок. 1780 – не ранее 1796) - сын — Попов Егор Тихонович (ок. 1785 – не ранее 1796)
- сын — Попов Алексей Тихонович, дьячок
- дочь — Попова Ксения Тихоновна (ок. 1789 – не ранее 1796)
- дочь — Попова Мавра Тихоновна (ок.
- сын — Попов Лаврентий Тихонович, священник
- сын — Попов Иван Тихонович, диакон
Показать всех
Места служения / Должности
Дата начала | Дата окончания | Место служения, сан, должность |
---|---|---|
1769 | не ранее 1796 | Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ. , Енисейский уезд, острог Кемский, Михаило-Архангельская церковь, священник (в 1769–1782 — пономарь) |
Архивные источники
- Исповедные росписи прихожан Кемской Архангельской церкви, 1796 г. // Государственный архив Красноярского края. Ф. 819. Оп. 1. Д. 83. Л. 1 об.
- Исповедные росписи прихожан Кемской Архангельской церкви, 1825 г. // Государственный архив Красноярского края. Ф. 819. Оп. 1. Д. 157. Л. 1 об.
- Прошение сына священника Тихона Попова о производстве его в пономари и определении в Архангельскую церковь Кемского острога Енисейского заказа, 1769 г. // Государственный архив г. Тобольска. Ф. И156. Оп. 2. Д. 2134
- Ревизские сказки Ишимского, Омского, Красноярского и Енисейского духовных правлений, 1782 // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 3. Д. 2583
Сообщить о неточностях или дополнить биографию
Святой Тихон | Патриарх Русской Православной Церкви
- Год рождения:
- 31 декабря 1865 г. Россия
- Умер:
- 7 апреля 1925 г. (59 лет) Москва Россия (Юбилей через 5 дней)
Посмотреть все связанные материалы →
Святитель Тихон , русский Святой Тихон
Сын православного священника Василий Белавин окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и, став монахом в 1891 году, принял имя Тихон в русской православной традиции. Он быстро поднялся в церкви; после периода обучения он стал последовательно епископом Люблина (ныне в Польше) в 1897 году и Аляски в 1898 году. С 1905 по 1907 год он проживал в Нью-Йорке в качестве епископа Русской православной церкви в Северной Америке. В этом качестве Тихон адаптировал русскую церковную структуру и богослужение к местной культурной среде, децентрализовав контроль, основав несколько русских православных богословских школ и помогая с английским богослужением русской православной литургии.
Тихон вернулся в Россию в 1907 г. епископом Ярославским под Москвой. Он был избран митрополитом (архиепископом) и патриархом Московским на Всероссийском церковном соборе, созванном в августе 1917 года для реорганизации Православной церкви и восстановления патриаршего сана, подавленного в 1721 году царем Петром I Великим. Когда в 1917 году к власти пришли большевики, они национализировали православные церковные земли, захватили все православные школы и семинарии, изъяли все государственные дотации церкви и установили исключительно гражданские браки. В 1918 Русская православная церковь и государство были полностью отделены, а церковь лишена своих законных прав; это открыло путь для многих местных нападений на священников, а также привело к повсеместному разграблению церквей. Тихон, который как патриарх пользовался действенным моральным авторитетом среди прихожан, поначалу осуждал действия советского правительства, но во время гражданской войны 1918–1922 годов отказался от какой-либо пристрастия.
О непримиримом противодействии дальнейшей государственной конфискации церковных ценностей во время голода 1921–22, и по подозрению в сговоре с эмигрантскими клириками, Тихон был заточен в соседний монастырь. Он не предстал перед судом, возможно, из-за политического давления со стороны Англии. Поскольку движение «Живая церковь» не смогло заручиться постоянной поддержкой как народа, так и правительства, он был освобожден в июне 1923 года и разрешил ограниченную исполнительную деятельность после подписания признания легитимности советского режима и осуждения всех контрреволюционных действий, предпринятых против него. Оставшиеся годы Тихон провел в укреплении своего контроля над церковью и разрешении внутренних конфликтов, разжигаемых остатками фракции «Живая церковь» в условиях жестоких политических преследований.
Москва | История, география, население и карта
Последние новости
31 марта 2023 г., 14:32 по восточноевропейскому времени (AP)
Московская тюрьма для американского репортера использовалась в сталинских чистках
Лефортовская тюрьма, где находился американский журналист Эван Гершкович был заключен в тюрьму по обвинению в шпионаже, был страшным символом репрессий с советских времен
30 марта 2023 г. , 17:48 по восточноевропейскому времени (AP)
Американец задержал в России «храброго, преданного» журналиста
Работает как журналист в Москве казался естественным кандидатом на роль Эвана Гершковича, сына иммигрантов из Советского Союза, который вырос, говоря по-русски дома в Принстоне, N
30 марта 2023 г., 6:13 по восточноевропейскому времени (AP)
Финляндия заявляет, что шпионские операции России в скандинавской стране ослабли
Разведывательное агентство Финляндии SUPO сообщает, что шпионские операции России в скандинавской стране значительно ослабли за последний год
29 марта 2023 г., 15:23 по восточноевропейскому времени (AP)
Россия прекращает делиться с США информацией об испытаниях ракет и начинает учения о ракетных испытаниях, предусмотренных американо-российским договором, который Кремль приостановил
29 марта 2023 г., 7:24 по восточноевропейскому времени (AP)
Швеция вызывает российского посла в связи с замечанием о «возмездии» законная цель ответных мер России», если она вступила в НАТО
Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный в крайне западной части страны. С момента первого упоминания в летописях 1147 года Москва сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; следовательно, жители Москвы известны как москвичи. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.
Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в 1991 году. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР привел к огромным экономическим и политическим изменениям, а также к значительной концентрации российского богатства в Москве. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (оценка 2020 г.) город, 12 678 079 человек.
Характер города
Если Санкт-Петербург — это «окно в Европу», то Москва — это сердце России. Это оптимистичный, яркий, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью уничтожена пожаром. Москва не переставала перестраиваться и модернизироваться, и в ней продолжают происходить быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не заметен так, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажки эпохи правления Никиты Хрущева (середина XIX в.).50-х до середины 1960-х), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы одинаково заметны. Многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети были восстановлены, новые театры Москвы вернули себе лидерство в драматическом искусстве, возродились и расширились традиционные рынки.