Дом архитектура москва: современные и старинные архитектурные здания, описание, фото, где находятся — Tripster.ruu

современные и старинные архитектурные здания, описание, фото, где находятся — Tripster.ruu

Самые красивые и интересные дома в Москве 💥: современные и старинные архитектурные здания, описание, фото, где находятся — Tripster.ruu Космический корабль, отель для императоров, дом с сотами и ещё 13 необычных построек

Облик столицы формировался на протяжении нескольких веков, а городская застройка отражала в себе историю и культуру. Самые красивые здания Москвы расположены не только на центральных улицах, но и в малоизвестных промзонах, которые не так просто отыскать. Поэтому мы составили подробный путеводитель, где найти самые любопытные столичные строения.

СодержаниеСамые интересные здания Москвы на картеОсобняк Арсения Морозова: дом дурака«Чайный дом» Перловых: фасад для регента ПоднебеснойГлавное здание МГУ — символ МосквыДом со зверями: фантастические твари обитают здесьДоходный дом Перцовой: сказочный теремЗдание аптеки Карла Феррейна: фармацевти­чес­кий флагманГостиница «Метрополь»: вавилонская башня Газгольдеры «Армы»: памятник промышленной архитектурыПечатный двор на Никольской: колыбель книгоизданияИнститут Склифосовского: дворец милосердияЦентральный телеграф: передаёт информбюроДом Мельникова — шедевр авангардаПетровский путевой дворец: отель для императоровДом на набережной — первый элитный ЖКАжурный дом: единственный в своём родеDominion Tower: дом будущегоЗаключение
Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Адрес: ул. Воздвиженка, 16.

Диковинное здание на Воздвиженке призывали снести сразу после постройки. Особняк не вписывался в архитектуру города и общественные стереотипы. Чудо-дом спроектировал для представителя богатейшего купеческого рода Арсения Морозова архитектор Виктор Мазырин. Они познакомились на Всемирной выставке в Антверпене и быстро сдружились.

Для Мазырина заказ на строительство дома стал отличной возможностью реализовать свои профессиональные амбиции. За вдохновением заказчик и исполнитель вдвоём отправились в путешествие по Европе, остановив свой выбор на дворце Пена в городке Синтра.

Вдохновивший архитектора дворец Пена в Синтре (слева) и особняк Морозова (справа).

Стиль мануэлино — с обилием декоративных элементов, характерных для архитектуры Португалии, — стал основным для будущего особняка. Ракушки на стенах, ажурные фризы окон, узорные решётки на крыше — эксцентричный фасад полностью отражал вкусы хозяина. Правда, мать Арсения, как и большинство, не оценила проект, назвав сына дураком.

На «удачу»

Архитектор Мазырин был очень суеверен. На парадном входе можно увидеть аж три символа удачи: португальский — в виде корабельных канатов, завязанных морским узлом, русский — дверной проём сделан в форме подковы и восточный — в виде дракона над входной дверью. К сожалению, всё это не спасло Арсения Морозова от ранней смерти.

Лариса и Виктория, гид в Москве

После революции особняк оказался в распоряжении анархистов, позже здесь размещались посольства разных стран. В 2003-2006 годах дом отреставрировали, теперь в нём проходят встречи правительственных делегаций и международные конференции.

Адрес: Мясницкая, ул., 19.

Одно из зданий на Мясницкой улице оформлено в китайском стиле. Дом был построен в 1893 году для чайного магната Сергея Перлова, однако через три года его фасад практически полностью переделали.

В то время в Москву на коронацию Николая II должен был приехать регент китайского императора. Его визит был очень важен для налаживания торговых отношений с главными игроками на чайном рынке. Сергей Перлов рассчитывал разместить гостя у себя и привлечь его внимание для заключения выгодных контрактов. Для этого фасад здания оформили в виде китайской пагоды, интерьер тоже украсили соответствующе: выставили в торговом зале традиционные фарфоровые вазы, скульптуру и мебель.

По иронии судьбы, посол остановился в другом доме, но старания Перлова не пропало даром. Сейчас необычный вид «Чайного дома» служит ему отличной рекламой.

Знак качества

Именно в этом магазине впервые чай стали рассыпать в знаменитые жестяные банки. Благодаря Сергею Перлову приняли закон по борьбе с некачественным чаем.

Никита, гид в Москве

Адрес: мкр. Ленинские Горы, 1.

Проект сталинских высоток после Великой Отечественной войны для низкоэтажной столицы был настоящим прорывом. Более того, главный корпус МГУ до 1990-х годов (вместе со шпилем высота здания 240 метров) оставался высочайшей постройкой в Европе. Сооружение проектировали более 400 архитекторов и инженеров, а сам храм науки строили всего четыре года. В архитектуре здания улавливается одновременно силуэт и готических замков, и американских небоскрёбов.

Железная дорога для университета

Для доставки материалов на стройплощадку МГУ провели отдельную железнодорожную ветку. Станция «Ленгоры» находилась перед будущим парадным входом. Когда строительство завершилось, железную дорогу разобрали.

Лариса и Виктория, гид в Москве

Изначально на крышу здания хотели водрузить статую Ломоносова. Но от этой идеи отказались в пользу 60-метрового шпиля — именно он и придал небоскрёбу рекордную высоту. А Михаил Васильевич, в свою очередь, переехал на центральную площадь, рядом с высоткой.

Адрес: Чистопрудный б-р, 14, стр. 3.

Здание известно барельефами мифических существ на фасаде, однако появились они не сразу. Пятиэтажный доходный дом в русском стиле возвели в 1908-1909 годах. Декором занимался Сергей Вашков, ученик Виктора Васнецова. Дом украсили драконы, львы с человеческими лицами, грифоны, птица Сирин и другие сказочные животные.

Вашков вдохновлялся росписью Дмитриевского собора во Владимире XII века — там можно найти прообразы чудных зверей с московского фасада.

Адрес: Курсовой пер., 1.

Краснокирпичное здание с цветной майоликой на набережной Москвы-реки появилось по воле инженера и ценителя искусства Петра Перцова. Он решил построить дом в подарок своей жене. Проект, в котором очень органично обыгрываются русские мотивы, доверили архитектору и художнику Сергею Малютину. Одна из его знаменитых работ — иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.

Несчастливая судьба

Автор проекта — Сергей Малютин, — придумавший русскую матрёшку, тоже жил в этом доме до революции. Правда здесь произошла трагичная история: жена художника умерла, заболев после того, как спасала картины мужа из подвала дома во время жуткого наводнения 1908 года в Москве.

Никита, гид в Москве

Вместе с заказчиком идею дома-терема одобрило и авторитетное жюри: Василий Поленов, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель. После завершения строительства в доме не только сдавались квартиры, но и были обустроены творческие мастерские. А в начале ХХ века здесь находилось кабаре «Летучая мышь».

Адрес: Никольская ул., 21.

Дом 1899 года постройки предназначался специально для аптеки, которая находилась на этом месте с начала XIX века. Ей владело семейство выходца из Пруссии Карла Феррейна, управление которой в последствии взял на себя его сын — Владимир. Во время Первой мировой войны он покинул столицу, а с приходом советской власти имущество Феррейнов национализировали. Аптека в здании под разными названиями работала ещё 80 лет.

1911–1917 год. Фото: архив ЦИГИ • Здание аптеки в наши дни. Фото: Ludvig14, CC BY-SA 3.0

Здание привлекает внимание тем, что его фасад выполнен в стиле неоренессанса со статуями богини здоровья Гигеи на верхнем ярусе, а с тыльной стороны оно выглядит как готический замок.

Интерьер в начале ХХ века поражал роскошью и экзотикой: в приёмной установили фонтан с французскими духами, с потолка свисали рога носорогов. Когда в моду вошли лекарства на медвежьем сале, в аптеке якобы держали медведя для привлечения внимания и даже выводили его на публику.

Адрес: Театральный пр-д, 2.

Грандиозное здание в стиле модерн задумывалось как отель с театром. Меценат Савва Мамонтов привлёк к проекту многих известных художников и архитекторов своего времени. Фасады украсили мозаичные панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля, «Клеопатра» Александра Головина, скульптурный фриз «Времена года» Николая Андреева.

Однако начатое в 1899 году строительство приостановили из-за ареста Саввы Мамонтова. Здание перешло новым владельцам, а в 1901 году почти завершённая гостиница сгорела. Затянувшуюся стройку горожане прозвали «вавилонской башней».

В 1905 году гостиница всё-таки открылась. Внутри всё было оформлено эстетично и по последнему слову техники: в каждый номер провели электричество, в фойе установили лифт, его оформление сохранилось до наших дней с 1910-х годов.

В гостинице появился первый в Москве кинозал, а вот вместо театра, который задумывал Савва Мамонтов, открыли ресторан под огромным витражным куполом работы Владимира Шухова.

Лифт и витражный купол в гостинице «Метрополь»

Адрес: Нижний Сусальный пер., 5 стр. 9.

В XIX веке за зданием Курского вокзала построили газовый завод для освещения столицы. Промышленный ансамбль возводили и достраивали в течение нескольких десятилетий, в результате получился целостный комплекс. Особенно привлекают внимание газгольдеры цилиндрической формы — резервуары для хранения газа. Именно благодаря их внешнему виду пространство получило вторую жизнь в ХХI веке.

Газгольдеры очистили от внутренних нагромождений, укрепили фундамент, добавили мансардные окна. Пространство вокруг благоустроили — теперь кластер «Арма» представляет собой место, где переплетаются история и современность.

Адрес: Никольская ул., 15.

Фасад здания, где сегодня находится историко-архивный институт РГГУ, украшен барельефами в виде льва и единорога — эмблемой печатного двора. Дом не раз перестраивали из-за пожаров или ветхости, но изображение животных снова и снова переносили на фасад. По одной из легенд, печать с изображением этих существ принадлежала Ивану Грозному, при котором в 1553-1554 годах появился первый печатный двор в Москве. Со стороны двора сохранились пристройки 1679 года в старорусском стиле, которые часто называют «теремком».

Фото: mclaren2000

Адрес: Большая Сухаревская пл., 3.

Здание начали строить в 1792 году как усадьбу для Николая Шереметева и его жены. Однако после смерти супруги граф решил превратить особняк в «Дворец милосердия». В 1810 году завершилось строительство здания, но заказчик так и не увидел результата многолетней работы архитекторов, скончавшись в 1809-м.

Здание больницы получилось монументальным. Вдоль всего фасада его опоясывала колоннада, по центру была обустроена домовая церковь Живоначальной Троицы, от которой расходились два крыла. В них размещались больница и богадельня.

В 1929 году больница получила имя профессора Московского университета Николая Склифосовского и до сих пор остаётся одним из лучших медицинских учреждений города.

Адрес: Тверская ул., 7.

Эффектное здание на пересечении Тверской улицы и Газетного переулка построили по проекту военного инженера Рерберга. В архитектурном смысле — это гибрид двух стилей: конструктивизма (набирающего в начале XX века популярность) и рационализма. Первый здесь не прослеживается, плюс есть некоторая декоративность формы, приближающая её к модерну. Над центральным входом крутится глобус в окружении колосьев, красных лент, серпа и молота. Именно таким должен был быть герб СССР, утверждённый в 1923 году.

После открытия здания, кроме центрального телеграфа, здесь размещалось Всесоюзное радио, отделения междугородной и международной телефонной связи. Отсюда 22 июня 1941 года Вячеслав Молотов сообщил о начале Великой Отечественной войны, а в мае 1945 Юрий Левитан объявил о Победе.

Адрес: Кривоарбатский пер., 10

Один из ведущих архитекторов начала XX века построил свой собственный дом в 1929 году. За строительством жилища Мельникова следила вся общественность. Места на возведение здания было мало, поэтому мастер думал не только над тем, как будет выглядеть его проект, но и о том, как уместить его на небольшой площади. Строительные материалы тоже экономили — денег у именитого архитектора было немного. В результате ни одной тележки не было вывезено со стройки: битым кирпичом и остальным мусором закладывали проёмы в стенах.

Попасть в дом Мельникова можно только по предварительной записи

Одной из главных особенностей здания стало множество шестиугольных окон в форме сот. Но это было не декоративное решение, а функциональное: так в помещениях оказывалось больше естественного света.

Сегодня здание и небольшой сад открыты для посещения, однако внутрь дома непросто попасть — слишком много желающих. Очередь на посещение нужно занимать за несколько месяцев вперёд.

Адрес: Ленинградский пр., 40.

Архитектурный ансамбль возвели в 1776-1780 годах в честь победы в русско-турецкой войне. Екатерина II заказала Матвею Казакову «отель для императоров», место, где монархи останавливались бы отдохнуть по дороге из Санкт-Петербурга в Москву. Традицию продолжил Павел I, установивший обычай посещать резиденцию перед коронацией.

Впрочем, побывали здесь не только российские императоры. Во время Отечественной войны 1812 года во дворце была ставка Наполеона Бонапарта. Здание сильно пострадало в те годы, а восстановили его при Николае I.

В XIX веке центром притяжения горожан был роскошный Петровский парк с первыми в столице аллеями, прудом, Триумфальной аркой и готическими павильонами. В советское время из-за строительства стадиона «Динамо» большая часть парка исчезла, а до наших дней сохранилось только несколько дворцовых аллей.

Адрес: Серафимовича ул., 2.

Конструктивистское здание построили в 1931 году и официально оно называлось Домом Правительства. В роскошных квартирах уже была мебель и даже посуда, потолки украшала роспись, пол покрывал дубовый паркет. Дом можно назвать первым элитным жилым комплексом в России — в нём открыли кинотеатр, спортзал, универмаг, прачечную и столовую.

Всё включено

В 1928-1931 годах Дом на набережной был самым крупным жилым зданием в Европе: 24 подъезда, 505 квартир и площадь в три гектара. Здание спроектировали так, что, при желании, жители могли вообще не выходить за его пределы: в комплексе было все необходимое для полноценной жизни. В подвалах были устроены снеготаялка, мусоросжигательные печи и располагались мастерские по производству мебели по эскизам Бориса Иофана — автора Дома на набережной.

Елена, гид в Москве

Фото: Игорь Иванов

Здесь жили члены партийной верхушки, ветераны Гражданской войны и Герои Труда. Однако многие из жильцов были репрессированы в годы Большого террора.

Адрес: Ленинградский просп., 27.

Здание из бетонных блоков с резным орнаментом должно было стать типовым, но осталось образцом так и не случившегося будущего. Экспериментальное строительство началось в 1939 году. Каркас состоял из оконных перемычек и простенков. Межблочные швы не пытались спрятать декором и облицовкой, они были частью задумки.

Архитектор дома Андрей Буров после командировки в США планировал, что жильцы будут питаться в ресторане на первом этаже, поэтому кухни в квартирах маленькие. Однако достраивали здание в 1941 году, и война помешала воплотить все замыслы автора проекта.

В 1949 году проект раскритиковали — витиеватые бетонные решётки сочли излишеством и дома стали строить из простых панельных конструкций.

Здание особенно красиво выглядит по вечерам, когда включается подсветка.

Адрес: Шарикоподшипниковская ул., 5 стр. 1.

Одно из самых необычных зданий Москвы построили в 2015 году. Снаружи и внутри оно напоминает космический корабль. По проекту разные уровни этажей должны были выдаваться в стороны до 20 метров, однако такой замысел не вписывался в градостроительные нормы.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Проект заказали бюро всемирно известного архитектора Захи Хадид. Её авторский стиль узнаваем за счёт фокуса на футуристичных формах. Размещается здание в заводском районе Москвы, между типовыми советскими жилыми домами. Тем не менее увидеть его стоит — это единственная постройка по проекту Захи Хадид в Москве.

История, отражённая в архитектуре, может рассказать о городе и его жителях очень много. Красивые здания Москвы иногда скрывают от глаз детали, знают о которых далеко не все. Раскрыть секреты столичных построек можно в компании опытных гидов, которые с удовольствием рассказывают об архитектурных тайнах столицы на авторских исторических экскурсиях по городу.

Автор: Алиса Звягина

Самые кинематографичные города России: где снимали советские кинохиты От «Кавказской пленницы» до «Ассы»

современные и старинные архитектурные здания, описание, фото, где находятся — Tripster.ruu

Самые красивые и интересные дома в Москве 💥: современные и старинные архитектурные здания, описание, фото, где находятся — Tripster.ruu Космический корабль, отель для императоров, дом с сотами и ещё 13 необычных построек

Облик столицы формировался на протяжении нескольких веков, а городская застройка отражала в себе историю и культуру. Самые красивые здания Москвы расположены не только на центральных улицах, но и в малоизвестных промзонах, которые не так просто отыскать. Поэтому мы составили подробный путеводитель, где найти самые любопытные столичные строения.

СодержаниеСамые интересные здания Москвы на картеОсобняк Арсения Морозова: дом дурака«Чайный дом» Перловых: фасад для регента ПоднебеснойГлавное здание МГУ — символ МосквыДом со зверями: фантастические твари обитают здесьДоходный дом Перцовой: сказочный теремЗдание аптеки Карла Феррейна: фармацевти­чес­кий флагманГостиница «Метрополь»: вавилонская башня Газгольдеры «Армы»: памятник промышленной архитектурыПечатный двор на Никольской: колыбель книгоизданияИнститут Склифосовского: дворец милосердияЦентральный телеграф: передаёт информбюроДом Мельникова — шедевр авангардаПетровский путевой дворец: отель для императоровДом на набережной — первый элитный ЖКАжурный дом: единственный в своём родеDominion Tower: дом будущегоЗаключение
Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Адрес: ул. Воздвиженка, 16.

Диковинное здание на Воздвиженке призывали снести сразу после постройки. Особняк не вписывался в архитектуру города и общественные стереотипы. Чудо-дом спроектировал для представителя богатейшего купеческого рода Арсения Морозова архитектор Виктор Мазырин. Они познакомились на Всемирной выставке в Антверпене и быстро сдружились.

Для Мазырина заказ на строительство дома стал отличной возможностью реализовать свои профессиональные амбиции. За вдохновением заказчик и исполнитель вдвоём отправились в путешествие по Европе, остановив свой выбор на дворце Пена в городке Синтра.

Вдохновивший архитектора дворец Пена в Синтре (слева) и особняк Морозова (справа).

Стиль мануэлино — с обилием декоративных элементов, характерных для архитектуры Португалии, — стал основным для будущего особняка. Ракушки на стенах, ажурные фризы окон, узорные решётки на крыше — эксцентричный фасад полностью отражал вкусы хозяина. Правда, мать Арсения, как и большинство, не оценила проект, назвав сына дураком.

На «удачу»

Архитектор Мазырин был очень суеверен. На парадном входе можно увидеть аж три символа удачи: португальский — в виде корабельных канатов, завязанных морским узлом, русский — дверной проём сделан в форме подковы и восточный — в виде дракона над входной дверью. К сожалению, всё это не спасло Арсения Морозова от ранней смерти.

Лариса и Виктория, гид в Москве

После революции особняк оказался в распоряжении анархистов, позже здесь размещались посольства разных стран. В 2003-2006 годах дом отреставрировали, теперь в нём проходят встречи правительственных делегаций и международные конференции.

Адрес: Мясницкая, ул., 19.

Одно из зданий на Мясницкой улице оформлено в китайском стиле. Дом был построен в 1893 году для чайного магната Сергея Перлова, однако через три года его фасад практически полностью переделали.

В то время в Москву на коронацию Николая II должен был приехать регент китайского императора. Его визит был очень важен для налаживания торговых отношений с главными игроками на чайном рынке. Сергей Перлов рассчитывал разместить гостя у себя и привлечь его внимание для заключения выгодных контрактов. Для этого фасад здания оформили в виде китайской пагоды, интерьер тоже украсили соответствующе: выставили в торговом зале традиционные фарфоровые вазы, скульптуру и мебель.

По иронии судьбы, посол остановился в другом доме, но старания Перлова не пропало даром. Сейчас необычный вид «Чайного дома» служит ему отличной рекламой.

Знак качества

Именно в этом магазине впервые чай стали рассыпать в знаменитые жестяные банки. Благодаря Сергею Перлову приняли закон по борьбе с некачественным чаем.

Никита, гид в Москве

Адрес: мкр. Ленинские Горы, 1.

Проект сталинских высоток после Великой Отечественной войны для низкоэтажной столицы был настоящим прорывом. Более того, главный корпус МГУ до 1990-х годов (вместе со шпилем высота здания 240 метров) оставался высочайшей постройкой в Европе. Сооружение проектировали более 400 архитекторов и инженеров, а сам храм науки строили всего четыре года. В архитектуре здания улавливается одновременно силуэт и готических замков, и американских небоскрёбов.

Железная дорога для университета

Для доставки материалов на стройплощадку МГУ провели отдельную железнодорожную ветку. Станция «Ленгоры» находилась перед будущим парадным входом. Когда строительство завершилось, железную дорогу разобрали.

Лариса и Виктория, гид в Москве

Изначально на крышу здания хотели водрузить статую Ломоносова. Но от этой идеи отказались в пользу 60-метрового шпиля — именно он и придал небоскрёбу рекордную высоту. А Михаил Васильевич, в свою очередь, переехал на центральную площадь, рядом с высоткой.

Адрес: Чистопрудный б-р, 14, стр. 3.

Здание известно барельефами мифических существ на фасаде, однако появились они не сразу. Пятиэтажный доходный дом в русском стиле возвели в 1908-1909 годах. Декором занимался Сергей Вашков, ученик Виктора Васнецова. Дом украсили драконы, львы с человеческими лицами, грифоны, птица Сирин и другие сказочные животные.

Вашков вдохновлялся росписью Дмитриевского собора во Владимире XII века — там можно найти прообразы чудных зверей с московского фасада.

Адрес: Курсовой пер., 1.

Краснокирпичное здание с цветной майоликой на набережной Москвы-реки появилось по воле инженера и ценителя искусства Петра Перцова. Он решил построить дом в подарок своей жене. Проект, в котором очень органично обыгрываются русские мотивы, доверили архитектору и художнику Сергею Малютину. Одна из его знаменитых работ — иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.

Несчастливая судьба

Автор проекта — Сергей Малютин, — придумавший русскую матрёшку, тоже жил в этом доме до революции. Правда здесь произошла трагичная история: жена художника умерла, заболев после того, как спасала картины мужа из подвала дома во время жуткого наводнения 1908 года в Москве.

Никита, гид в Москве

Вместе с заказчиком идею дома-терема одобрило и авторитетное жюри: Василий Поленов, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель. После завершения строительства в доме не только сдавались квартиры, но и были обустроены творческие мастерские. А в начале ХХ века здесь находилось кабаре «Летучая мышь».

Адрес: Никольская ул., 21.

Дом 1899 года постройки предназначался специально для аптеки, которая находилась на этом месте с начала XIX века. Ей владело семейство выходца из Пруссии Карла Феррейна, управление которой в последствии взял на себя его сын — Владимир. Во время Первой мировой войны он покинул столицу, а с приходом советской власти имущество Феррейнов национализировали. Аптека в здании под разными названиями работала ещё 80 лет.

1911–1917 год. Фото: архив ЦИГИ • Здание аптеки в наши дни. Фото: Ludvig14, CC BY-SA 3.0

Здание привлекает внимание тем, что его фасад выполнен в стиле неоренессанса со статуями богини здоровья Гигеи на верхнем ярусе, а с тыльной стороны оно выглядит как готический замок.

Интерьер в начале ХХ века поражал роскошью и экзотикой: в приёмной установили фонтан с французскими духами, с потолка свисали рога носорогов. Когда в моду вошли лекарства на медвежьем сале, в аптеке якобы держали медведя для привлечения внимания и даже выводили его на публику.

Адрес: Театральный пр-д, 2.

Грандиозное здание в стиле модерн задумывалось как отель с театром. Меценат Савва Мамонтов привлёк к проекту многих известных художников и архитекторов своего времени. Фасады украсили мозаичные панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля, «Клеопатра» Александра Головина, скульптурный фриз «Времена года» Николая Андреева.

Однако начатое в 1899 году строительство приостановили из-за ареста Саввы Мамонтова. Здание перешло новым владельцам, а в 1901 году почти завершённая гостиница сгорела. Затянувшуюся стройку горожане прозвали «вавилонской башней».

В 1905 году гостиница всё-таки открылась. Внутри всё было оформлено эстетично и по последнему слову техники: в каждый номер провели электричество, в фойе установили лифт, его оформление сохранилось до наших дней с 1910-х годов.

В гостинице появился первый в Москве кинозал, а вот вместо театра, который задумывал Савва Мамонтов, открыли ресторан под огромным витражным куполом работы Владимира Шухова.

Лифт и витражный купол в гостинице «Метрополь»

Адрес: Нижний Сусальный пер., 5 стр. 9.

В XIX веке за зданием Курского вокзала построили газовый завод для освещения столицы. Промышленный ансамбль возводили и достраивали в течение нескольких десятилетий, в результате получился целостный комплекс. Особенно привлекают внимание газгольдеры цилиндрической формы — резервуары для хранения газа. Именно благодаря их внешнему виду пространство получило вторую жизнь в ХХI веке.

Газгольдеры очистили от внутренних нагромождений, укрепили фундамент, добавили мансардные окна. Пространство вокруг благоустроили — теперь кластер «Арма» представляет собой место, где переплетаются история и современность.

Адрес: Никольская ул., 15.

Фасад здания, где сегодня находится историко-архивный институт РГГУ, украшен барельефами в виде льва и единорога — эмблемой печатного двора. Дом не раз перестраивали из-за пожаров или ветхости, но изображение животных снова и снова переносили на фасад. По одной из легенд, печать с изображением этих существ принадлежала Ивану Грозному, при котором в 1553-1554 годах появился первый печатный двор в Москве. Со стороны двора сохранились пристройки 1679 года в старорусском стиле, которые часто называют «теремком».

Фото: mclaren2000

Адрес: Большая Сухаревская пл., 3.

Здание начали строить в 1792 году как усадьбу для Николая Шереметева и его жены. Однако после смерти супруги граф решил превратить особняк в «Дворец милосердия». В 1810 году завершилось строительство здания, но заказчик так и не увидел результата многолетней работы архитекторов, скончавшись в 1809-м.

Здание больницы получилось монументальным. Вдоль всего фасада его опоясывала колоннада, по центру была обустроена домовая церковь Живоначальной Троицы, от которой расходились два крыла. В них размещались больница и богадельня.

В 1929 году больница получила имя профессора Московского университета Николая Склифосовского и до сих пор остаётся одним из лучших медицинских учреждений города.

Адрес: Тверская ул., 7.

Эффектное здание на пересечении Тверской улицы и Газетного переулка построили по проекту военного инженера Рерберга. В архитектурном смысле — это гибрид двух стилей: конструктивизма (набирающего в начале XX века популярность) и рационализма. Первый здесь не прослеживается, плюс есть некоторая декоративность формы, приближающая её к модерну. Над центральным входом крутится глобус в окружении колосьев, красных лент, серпа и молота. Именно таким должен был быть герб СССР, утверждённый в 1923 году.

После открытия здания, кроме центрального телеграфа, здесь размещалось Всесоюзное радио, отделения междугородной и международной телефонной связи. Отсюда 22 июня 1941 года Вячеслав Молотов сообщил о начале Великой Отечественной войны, а в мае 1945 Юрий Левитан объявил о Победе.

Адрес: Кривоарбатский пер., 10

Один из ведущих архитекторов начала XX века построил свой собственный дом в 1929 году. За строительством жилища Мельникова следила вся общественность. Места на возведение здания было мало, поэтому мастер думал не только над тем, как будет выглядеть его проект, но и о том, как уместить его на небольшой площади. Строительные материалы тоже экономили — денег у именитого архитектора было немного. В результате ни одной тележки не было вывезено со стройки: битым кирпичом и остальным мусором закладывали проёмы в стенах.

Попасть в дом Мельникова можно только по предварительной записи

Одной из главных особенностей здания стало множество шестиугольных окон в форме сот. Но это было не декоративное решение, а функциональное: так в помещениях оказывалось больше естественного света.

Сегодня здание и небольшой сад открыты для посещения, однако внутрь дома непросто попасть — слишком много желающих. Очередь на посещение нужно занимать за несколько месяцев вперёд.

Адрес: Ленинградский пр., 40.

Архитектурный ансамбль возвели в 1776-1780 годах в честь победы в русско-турецкой войне. Екатерина II заказала Матвею Казакову «отель для императоров», место, где монархи останавливались бы отдохнуть по дороге из Санкт-Петербурга в Москву. Традицию продолжил Павел I, установивший обычай посещать резиденцию перед коронацией.

Впрочем, побывали здесь не только российские императоры. Во время Отечественной войны 1812 года во дворце была ставка Наполеона Бонапарта. Здание сильно пострадало в те годы, а восстановили его при Николае I.

В XIX веке центром притяжения горожан был роскошный Петровский парк с первыми в столице аллеями, прудом, Триумфальной аркой и готическими павильонами. В советское время из-за строительства стадиона «Динамо» большая часть парка исчезла, а до наших дней сохранилось только несколько дворцовых аллей.

Адрес: Серафимовича ул., 2.

Конструктивистское здание построили в 1931 году и официально оно называлось Домом Правительства. В роскошных квартирах уже была мебель и даже посуда, потолки украшала роспись, пол покрывал дубовый паркет. Дом можно назвать первым элитным жилым комплексом в России — в нём открыли кинотеатр, спортзал, универмаг, прачечную и столовую.

Всё включено

В 1928-1931 годах Дом на набережной был самым крупным жилым зданием в Европе: 24 подъезда, 505 квартир и площадь в три гектара. Здание спроектировали так, что, при желании, жители могли вообще не выходить за его пределы: в комплексе было все необходимое для полноценной жизни. В подвалах были устроены снеготаялка, мусоросжигательные печи и располагались мастерские по производству мебели по эскизам Бориса Иофана — автора Дома на набережной.

Елена, гид в Москве

Фото: Игорь Иванов

Здесь жили члены партийной верхушки, ветераны Гражданской войны и Герои Труда. Однако многие из жильцов были репрессированы в годы Большого террора.

Адрес: Ленинградский просп., 27.

Здание из бетонных блоков с резным орнаментом должно было стать типовым, но осталось образцом так и не случившегося будущего. Экспериментальное строительство началось в 1939 году. Каркас состоял из оконных перемычек и простенков. Межблочные швы не пытались спрятать декором и облицовкой, они были частью задумки.

Архитектор дома Андрей Буров после командировки в США планировал, что жильцы будут питаться в ресторане на первом этаже, поэтому кухни в квартирах маленькие. Однако достраивали здание в 1941 году, и война помешала воплотить все замыслы автора проекта.

В 1949 году проект раскритиковали — витиеватые бетонные решётки сочли излишеством и дома стали строить из простых панельных конструкций.

Здание особенно красиво выглядит по вечерам, когда включается подсветка.

Адрес: Шарикоподшипниковская ул., 5 стр. 1.

Одно из самых необычных зданий Москвы построили в 2015 году. Снаружи и внутри оно напоминает космический корабль. По проекту разные уровни этажей должны были выдаваться в стороны до 20 метров, однако такой замысел не вписывался в градостроительные нормы.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Проект заказали бюро всемирно известного архитектора Захи Хадид. Её авторский стиль узнаваем за счёт фокуса на футуристичных формах. Размещается здание в заводском районе Москвы, между типовыми советскими жилыми домами. Тем не менее увидеть его стоит — это единственная постройка по проекту Захи Хадид в Москве.

История, отражённая в архитектуре, может рассказать о городе и его жителях очень много. Красивые здания Москвы иногда скрывают от глаз детали, знают о которых далеко не все. Раскрыть секреты столичных построек можно в компании опытных гидов, которые с удовольствием рассказывают об архитектурных тайнах столицы на авторских исторических экскурсиях по городу.

Автор: Алиса Звягина

Самые кинематографичные города России: где снимали советские кинохиты От «Кавказской пленницы» до «Ассы»

Дом Мельникова | Architectuul

Частный дом архитектора и художника Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве – лучший из сохранившихся образцов творчества Мельникова. Он был завершен в 1927-1929 годах и состоит из двух пересекающихся цилиндрических башен, украшенных узором из шестиугольных окон.

Его поток заказов в 1926-1927 годах обеспечил достаточно денег, чтобы профинансировать трехэтажный дом его мечты. В это время многие зажиточные русские были заманены в строительство собственных городских домов; Мельников был одним из немногих, кому удалось сохранить свою собственность после падения нэпа. Его просьба о земле (790 квадратных метров) имели мало шансов пройти участковую комиссию; к его удивлению, комиссар от рабочего класса поддержал его, заявив, что «мы можем строить общественные здания в любое время и в любом месте, но мы можем никогда не увидеть этот необычный дом достроенным, если отвергнем Мельникова». Город одобрил проект Мельникова как экспериментальный, единственный в своем роде проект.

Концепция и структура

Мельников предпочитал работать дома, и всегда хотел просторную резиденцию, в которой могла бы разместиться его семья, архитектурные и живописные мастерские. Как говорит русская поговорка, он спроектировал дом, начиная «из печи»; существующая белая печь в его гостиной восходит к его 1920 рисунков. План этажа превратился из простого квадрата в круг и форму яйца без особого внимания к внешней отделке. Мельников разработал концепцию пересекающихся цилиндров в 1925-1926 годах для своего проекта Зуевского рабочего клуба (он проиграл конкурс Илье Голосову). План этажа с двумя цилиндрами был утвержден городскими властями в июне 1927 года и пересматривался во время строительства.

Башни сверху вниз представляют собой сотовую решетку из кирпичной кладки. 60 из более чем 200 ячеек были застеклены окнами (трех различных конструкций рам), остальные заполнены глиной и ломом. Этот неортодоксальный дизайн был прямым следствием нормирования материалов государством — Мельников ограничивался кирпичом и деревом, да и то в дефиците. Деревянные перекрытия не имеют ни опорных колонн, ни горизонтальных балок. Они были образованы прямоугольной сеткой из плоских досок в виде ортотропного настила. Самая большая комната, мастерская площадью 50 квадратных метров на третьем этаже, освещена 38 шестиугольными окнами; Столь же большая гостиная имеет единственное широкое окно над главным входом.

В 1929 году Мельников предложил ту же систему пересекающихся цилиндров и дешевую сотовую структуру для жилых домов, которая не была реализована.

Собственный дом Константина Мельникова — признанный шедевр архитектуры — представляет собой решетчатую сотовую оболочку из кирпича с шестигранными ячейками. Подобные решетчатые оболочки из металла были запатентованы и построены Владимиром Шуховым в 1896 году. Мельников построил свой дом в 1927-1929 годах, и к тому времени в России было построено уже около 200 шуховских стальных решетчатых оболочек в качестве перекрытий зданий, гиперболоидные водонапорные и другие башни, в том числе знаменитая 160-метровая радиомачта в Москве (1922). Поскольку Мельников и Шухов были хорошо знакомы друг с другом и делали совместные проекты (Бахметьевский автобусный гараж, Гараж на Ново-Рязанской улице), неудивительно, что дом Мельникова в Кривоарбатском переулке был построен в виде своеобразной решетчатой ​​оболочки. Перекрытия собственного дома Мельникова представляют собой сотовые решетчатые оболочки из деревянных досок, уложенных на ребро.

Находящийся под угрозой исчезновения

Известный и высоко оцененный Дом Мельникова в настоящее время находится в непосредственной опасности.

Дом в Московской области / Архитектурная группа М2

Дом в Московской области / Архитектурная группа М2

© Евгений Кулибаба

+ 16

  • Архитекторы: M2 Architectural Group

  • Площадь Площадь этого архитектурного проекта Площадь: 275 м²
  • ГодГод завершения этого архитектурного проекта Год : 2014
  • Фотографии

    Фотографии :Евгений Кулибаба

© Евгений Кулибаба

Текстовое описание предоставлено архитекторами. Помимо технических задач, архитектор, ответственный за проект особняка, решит и вопросы включения природного ландшафта. Цель состоит в том, чтобы максимально учитывать природу. Архитектура особняка должна быть чувствительна к местности в отношении его ориентации и захвата света, в то время как интерьеры должны обеспечивать наилучшие виды и пространственно четкую ограду.

План первого этажа

Участок расположен в глубине поляны березового леса. Во время строительства запрещается рубить деревья.

Особняк представляет собой двухобъемное сооружение. Меньший объем первого этажа содержит гараж с необходимыми системами отопления и кондиционирования воздуха. Здание имеет зеленую крышу.

© Евгений Кулибаба

Больший объем, расположенный над цокольным этажом, имеет два надземных этажа с двумя ярусами оконных пространств, ориентированных на восток в сторону леса.

Фасады зданий отделаны досками из лиственницы. Лиственница также используется для частичной внутренней отделки: полов и стен.

Такая дань натурализму позволила дому органично вписаться в окружающий ландшафт.

© Евгений Кулибаба

Центральное место в планировке дома

Центральное место внутреннего пространства занимает двухъярусная оконная гостиная. Он имеет большие панорамные окна, собирающие максимальное количество света и воздуха для помещения. Две стены в гостиной отделаны досками из лиственницы. Главная гостиная соединена с террасой и столовой.

План второго этажа

Кирпич серого цвета – еще одна внутренняя отделка. Кирпич использован в отделке стен камина и некоторых частей кухни. Белый потолок и необходимое искусственное освещение обеспечивают наилучшее восприятие палитры оттенков серого. Стиль помещений сдержанный, местами минималистичный, но очень выразительный. Акцентированные оригинальные светильники, книжные полки сложной геометрии, яркие цветовые пятна придают помещению индивидуальный характер.

© Евгений Кулибаба

Главная гостиная также соединена с гостиной меньшего размера на втором этаже, соединенной лестницей.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *