Архитекторы брутализма: Брутализм | Arthive

Содержание

Брутализм в архитектуре и интерьере: что это, особенности, фото

Строгость линий, минимализм, темные тона и натуральные материалы без ущерба функциональности — рассказываем, что такое брутализм и как дизайнеры и архитекторы используют его в своих проектах

Фото: INRE Design Studio

Брутализм (от лат. brutus — «грубый») — это направление в архитектуре, процветавшее в 1950–1980-х в Англии. Основоположник стиля — архитектор Ле Корбюзье. Впоследствии направление распространилось в странах Европы и СССР, а в наше время этот стиль популярен и в домашних интерьерах. Разбираемся вместе с экспертами в истории и особенностях брутализма, отличительных чертах стиля и способах реализации.

  • Что это
  • Особенности
  • В архитектуре
  • В интерьере
  • Комментарий эксперта

Эксперты в этом материале:

  • Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А.
    В. Щусева;
  • Евгений Недоборов, основатель и партнер INRE Design Studio

adv.rbc.ru

Что такое брутализм

Брутализм — это одна из разновидностей послевоенного модернизма, в основе которой необработанные материалы. Сейчас этот стиль, как и лофт, очень востребован; дизайнеры часто сочетают их в интерьере. Брутализм отчасти схож и с минимализмом с его лаконичным выбором предметов декора.

Особенности брутализма

Суть брутализма — в выставлении напоказ грубой простоты и аскетичного дизайна:

  • демонстрация материала, из которого построен дом или сделан предмет интерьера: открытый бетон, кирпич, сваи и коммуникационные трубы;
  • скульптурность и строгость линий, прямые углы, отсутствие плавных, округлых форм;
  • исключение декора: вещи в брутализме в первую очередь функциональны;
  • неотредактиронные «изъяны»: вместо того чтобы заштукатурить неровную стену, в брутализме ее принято выставить напоказ;
  • простор: стиль не терпит маленьких пространств и подходит для помещений больших площадей; .
  • естественная, минималистичная, часто монохромная цветовая гамма;
  • преобладающие материалы: бетон, металл, дерево и стекло.

Брутализм в архитектуре

История архитектуры брутализма начинается с разрушения. После Второй мировой войны многие здания в Великобритании превратились в руины, а стройматериалов не хватало. Архитекторы начали использовать дешевые необработанные материалы, создавая дома с бетонными фасадами. Идею позитивно приняли во всем мире, но изначально брутализм считался приемлемым только для административных зданий. В 1953 году в журнале Architectural Digest впервые появился термин «новый брутализм» [1]. В 1970-е годы стиль утратил популярность в том числе из-за стойкой ассоциации с мрачностью и тоталитаризмом. Однако в последние годы архитекторы снова возвращаются к нему.

Елизавета Лихачева:

— Брутализм как архитектурное направление проявился в СССР со второй половины 1960-х годов, в Соединенных Штатах и Европе несколько раньше — с 1950-х. Это попытка вернуть архитектуру в первозданный вид. Стиль характеризуется использованием грубых пластических форм, необработанных материалов. Бетон максимально фактурируется, «уродуется».

Это один из самых спорных, но при этом и самых заметных видов модернизма. У нас в стране брутализм, как ни парадоксально, продержался дольше всего: например, пресс-центр Олимпиады в этом стиле построен в 1970-е годы, а НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина — в начале 1980-х. Сейчас современные архитекторы периодически обращаются к этому стилю, но если говорить о наиболее выдающихся проектах, то это США и Великобритания.

Самые яркие пример брутализма — Хабитат в Монреале, Массачусетский университет в Дартмуте, Парк-Хилл в Шеффилде, библиотека в Торонто 1973 года постройки — абсолютно инопланетная по своей сути, Западные ворота в Белграде, Театр оперы и балета в Чебоксарах. В последние годы этот стиль мало распространен в архитектуре. Золотые времена брутализма остались в 1960–1970-х годах.

Хабитат 67 в Монреале, Канада

Фото: Taxiarchos228/wikipedia.org

Памятник архитектуры, жилой комплекс из 12 этажей с упорядоченной структурой из 354 модулей, объединенных в 158 ячеек. Каждая из них — отдельная квартира с садом. Архитектор Моше Сафди начал работу над проектом в 1961 году, а представили Хабитат на выставке Экспо-67. Концепция комплекса — доступное жилье с террасами на крыше, своеобразная интеграция плюсов загородной жизни в урбанистическую реальность. Помимо жильцов, здание нравится паркурщикам, использующим его для тренировок.

Библиотека Университета Торонто, Канада

Фото: shutterstock

Система зданий занимает третье место по величине, уступая Гарвардской и Йельской библиотекам. Она состоит из трех кампусов — Св. Георгия, Миссиссога и Скарборо и 44 библиотек со специализированной и учебной литературой. Внутри также расположены информационные центры, которые поддерживают научные исследования по сотням программ.

Башня Генекс, Сербия

Фото: shutterstock

Западные ворота Белграда — 35-этажное строение высотой 119 м — возведены в 1980 году по проекту Михайло Митровича. Здание состоит из двух башен, между которыми расположен мост с вращающимся рестораном. Одна из башен — жилой комплекс, вторая — офис компании Genex. Сейчас часть офисов, как и ресторан наверху, пустуют.

Чувашский государственный театр оперы и балета, СССР

Фото: GTRus/wikipedia.org

Строение 1985 года создано по проекту архитекторов Бубенца и Тенета, удостоенных за него Государственной премии РСФСР. В здании размещен театр оперы и балета, где работает самый большой творческий коллектив республики. Сцена принимает Международный балетный фестиваль, а в мае 2022 года на ней отметили 90-летие симфонического оркестра.

Брутализм в интерьере

Фото: INRE Design Studio

Дизайнеры часто упоминают термин «честность» как основу брутализма. Стиль используется в современных домах и квартирах, преимущественно в новостройках. Бетонные потолки и стены оставляют без шпаклевки и колера, максимум — покрывают матовым лаком. Комбинируют натуральные материалы: камень, стекло, листовое железо, бетон и деревянные поверхности в одной комнате.

Фото: INRE Design Studio

Помимо отделки, в противопоставленном гламуру брутализме важно уделить внимание наполнению интерьера:

  • ограниченное количество предметов: они должны быть функциональными и без декора;
  • встроенная мебель вдоль стен, строгая геометрия пространства;
  • цвета лаконичные; яркие акценты допустимы, но в помещении должны преобладать максимум один-два оттенка;
  • мебель выполнена из натуральных материалов в их естественном виде;
  • свет в комнате максимально естественный — уличное освещение дополняют лампами в минималистичном исполнении;
  • металлические коммуникационные трубы не скрывают, а делают элементами декора, например, выделяя контрастным цветом. Растения, картины и фотографии приемлемы, но их должно быть немного.

Комментарий эксперта:

Евгений Недоборов, основатель и партнер INRE Design Studio

— Изначально брутализм имеет мужское начало, отличаясь своей лаконичностью, грубой натуральностью и удобством. Как правило, это большие пространства с нестандартными планировками, похожие, скорее, на «убежища», нежели на типовые квартиры и апартаменты. В работе с такими пространствами важно грамотно зонировать помещения.

В брутализме специально выставляется напоказ фактура материалов: неприкрытая кирпичная кладка, каркас здания, проводка и коммуникации; используются натуральные материалы — штукатурка, черный металл и много стекла. В отделке стен чаще выступает необработанный бетон. Мебель простая, удобная, минималистичная, прямоугольной формы. Текстиль — грубоватые материалы (кожа и замша). Швы обычно строчатся толстой нитью наружу.

В интерьере преобладают монохромные цвета: богатый черный, бумажный белый для контраста, терракотовый, зеленый, синий.

Брутальный стиль не нужно путать с лофтом, владельцы которого стремятся подчеркнуть в интерьере возраст и историю такого места через винтажные стены, старинное остекление, ржавый металл и старую проводку. Брутальный интерьер, наоборот, отличается порядком, чистотой, выверенными формами и линиями. Здесь все на своем месте, ничего не мешает глазу. Наливные глянцевые или шелковистые полы в бело-серых тонах, покрытые плиткой или массивом дерева, визуально уводят пространство от цеха. В отделке можно использовать бетон или белоснежную краску.

Брутализм можно комбинировать практически с любыми другими стилями: смешивать с минимализмом, добавлять декор лофта. Основной вопрос — в каком соотношении. Брутальность может быть современной: 60% интерьера в стиле минимализм, а в остальной части — элементы брутализма: грубые отделочные материалы и кубообразная простая мебель. Свобода и контраст современных и технологичных, честных и настоящих материалов — важное отличие брутального стиля.

На рынке недвижимости брутальный интерьер — больше индивидуальная эстетская тема, а не тренд. Запросы редкие, но интересные. Зачастую сложные проекты становятся вызовом для дизайнеров. Заказчики брутального интерьера, как правило, люди творческих профессий, которым не близки стандарты. В основном мужчины 30–40 лет, кто много работает, путешествует. Они определись с тем, что им нравится и что бы им хотелось видеть, поэтому дизайнерам важно учитывать интересы, привычки и привязанности заказчика в интерьере, подчеркнуть их в пространстве. При желании брутальный интерьер можно сделать приветливым, уютным и домашним. Несмотря на строгость и индивидуализм, такой дизайн не противоречит семейной жизни.

Брежневский брутализм: 10 домов — от Останкинской телебашни до Театра на Таганке и Пресненских бань

В издательстве музея «Гараж» вышел путеводитель по архитектуре модернизма — самой спорной и недооцененной в московском наследии эпохи. Из сотни зданий, построенных во времена от Хрущева до Горбачева, «Афиша Daily» выбрала 10 любимых.

9-й микрорайон Новых Черемушек

Воплощенная мечта эпохи о жилой среде малого типа с малогабаритной квартирой для каждой семьи

Опытно-показательный 9-й квартал Новых Черемушек — первый советский микрорайон, застроенный домами с малометражными квартирами, рассчитанными на одну семью. Его проектирование в Специальном архитектурно-конструкторском бюро (САКБ) началось еще до принятия в июне 1957 года постановления ЦК КПСС, предписывающего решить жилищную проблему в течение 10–12 лет. На участке меньше 12 гектаров на юго-западе Москвы одновременно испытывались принципы комплектации и планировки микрорайона, его благоустройства и ландшафтного оформления, типы домов, новые конструкции и строительные материалы, планировки квартир, образцы сантехнического оборудования, встроенной мебели.

Микрорайон рассчитан всего на 3030 жителей — совсем мало, если учитывать, что впоследствии минимальная единица городского планирования могла вмещать до 80 тысяч человек. Было построено 13 четырехэтажных домов и 3 восьмиэтажные башни: сооружения большей высоты понадобились для оформления обширной площади (впоследствии названной именем лидера коммунистического Вьетнама Хо Ши Мина), на другой стороне которой уже стояли восьмиэтажные дома. Четырехэтажки же, свободно расставленные вокруг пяти связанных между собой дворов, разорванным пунктиром следуют трассам будущих проспекта 60-летия Октября, улиц Шверника и Гримау, а тогда еще просто проектируемых проездов. При этом жилые дома стоят с отступом 12 метров от красной линии улиц и защищены от шума дорожного движения зелеными насаждениями. На улицы выходят два продовольственных магазина и универмаг с комбинатом бытового обслуживания, столовая с закусочной и кулинарией, кинотеатр, ясли, детский сад и школа, предназначенные также для жителей соседних микрорайонов.

Когда построено

1956–1959 годы

Архитекторы

Н.Остерман, Г.Павлов, В.Свирский, С.Лященко и др.

Где

google.ru/maps

Останкинская телебашня

Такой же символ оттепели, каким должен был стать Дворец Советов для сталинской Москвы

Дворец Советов отмечал геометрический центр Москвы, телебашню же построили на окраине — в соответствии с политикой децентрализации. В облике дворца суммировались лучшие достижения архитектуры прошлого — телебашня же была бескомпромиссно современной. При этом оба сооружения задумывались как самые высокие в мире: высота Дворца Советов должна была составить 420 метров, на 39 метров больше, чем Эмпайр-Стейт-билдинг, а Останкинская башня при высоте вместе с антенной 533 метра в самом деле держала титул самого высокого сооружения в мире в течение девяти лет, пока ее не обошла торонтская Си-Эн-тауэрБыла самым высоким зданием в мире с 1976 по 2010 год. Вступившая в строй к 50-летию революции и не имеющая аналогов в мире телебашня дала СССР почти такой же повод для гордости, как и достижения в освоении космоса.

Когда построено

1959–1967 годы

Архитекторы и инженеры

Л.Баталов, Д.Бурдин, Н.Никитин, Б.Злобин, В.Травуш, В.Ханджи и др.

Где

google.ru/maps

Аптека

Говорящая архитектура в чистом виде: здание является собственной вывеской. Своего рода поп-арт, вдохновленный Малевичем

Это никак не реклама (абсолютно излишняя в советских реалиях), а кроме того, при всей своей простоте это слишком сильная форма, чтобы оставаться декорацией. Равно как и сама тема врачевания имеет в Советском Союзе слишком сильный подтекст — и это еще один смысловой пласт: гуманизм в отсутствие религии. В том же году, когда появилась первая книга Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре»Небольшую книгу называют манифестом постмодернизма в архитектуре, на экраны СССР вышел «Айболит-66» — первый настоящий советский артхаус под маской детской музыкальной комедии. Мера условности в нем зашкаливает (актеры обращаются к зрителям, вешают зонтик на край экрана, домик героя не строят, а рисуют), а добрый доктор Айболит в исполнении Олега Ефремова, несомненно, замещает опустевшее в национальном сознании место Спасителя. Поэтому и крест аптеки не может не вызывать в сознании иной крест, а замещение одного идеала другим — это, конечно, еще и случай русского авангарда.

Источником вдохновения для авторов аптеки служило творчество Казимира Малевича, где «Черный крест» 1915 года естественно трансформировался в архитектоны 20-х годов. И это еще один смысловой пласт, сугубо интеллектуальный, рафинированный, аккуратно спрятанный в пространстве привычной коммуникации: «Наконец нашлась работа и для красного креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!» В новую эпоху гуманистический пафос учреждения заметно померк, как поблек и красный крест в Шипиловском проезде: сначала с него сползла вся краска, а потом аптеку и вовсе переделали в продуктовый магазин.

Когда построено

1973 год

Архитекторы

А.Ларин, Е.Асс, Л.Волчек

Где

google.ru/maps

Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)

Дом, вдвое урезанный по высоте, остался тем не менее ярчайшим образом советского модернизма

В одной из промежуточных версий дом распластывался, перетекая одним этажом на соседнее здание, доходный дом КоробковойДом, примыкающий к зданию ТАСС. Фотография 1992 года, и заимствовал оттуда идею скругленных окон. Учитывая негативное отношение советской власти к стилю модерн, это было вполне революционно — так в новый проект просочились первые ростки средового подхода. Правда, затем эта версия была отметена, но преемственность сохранилась, остроумно трансформировавшись в окна-телевизоры. Образ экрана в тот момент еще вполне современен: телевизор далеко не в каждом доме. Это была понятная метафора (телевизор — главное для советского человека окно в мир), при этом универсальная и в чем-то даже футуристичная: она не только предвещала век информации, но и предрекала превращение жилой ячейки в информационный порт, где главным будет не уют, а пропускная способность коммуникаций. И если в особняках модерна гигантские окна были все же единичны и уникальны (как и вся идеология этого стиля), то здесь большое скругленное окно стало модулем здания. По-модернистски отменяя идею фасадности, оно в то же время сохраняло образ привычной стены городского дома. А скрывающая межэтажные перекрытия накладка кажется деревянной, чем подкрепляет точность образа: для советского человека телевизор был не только техникой, но и мебелью. Точнее, даже более мебелью, учитывая то искажение действительности, которое он создавал.

Окна ТАСС, наследники маяковских «Окон РОСТА», стали идейным смыслом небольшой аванплощади перед зданием. Это был еще один тонкий компромисс старого и нового, из которого, кажется, состоит все здание, включая интерьеры. Его техническая начинка абсолютно современна — причем не только профессиональная (тут первая в Москве пневмопочта), но и бытовая: дом обслуживал единый пылесос, присоединиться к которому можно было через специальную розетку, имевшуюся на каждом этаже. Но при этом — советская скромность интерьеров: деревянная облицовка, низкие потолки, дээспэшная мебель. Аскетизм вроде бы искупали виды через громадные окна, но их при этом приходилось бесконечно заклеивать, чтобы не дуло.

Когда построено

1965–1977 годы

Архитекторы и инженеры

В.Егерев, А.Шайхер, З.Абрамова, Г.Сирота, Б.Гурович, Ю.Маневич, А.Коганов

Где

google.ru/maps

Жилой дом на Беговой

Соединяет черты, заимствованные у «жилой единицы» Ле Корбюзье (дом на ножках) с вынесенными наружу лифтовыми башнями Оскара Нимейера

Архитектор Андрей Меерсон явно хотел быть непохожим на своих отечественных коллег и при этом стремился к сходству с зарубежными, уже давно разрабатывавшими именно эстетику тяжести и брутальности материала. Приставные башни он позаимствовал не столько у Корбюзье — хотя выступы лестниц и пандусов сильно украшают здание ЦентросоюзаПостройка Корбюзье, которую фактически строил советский архитектор Николай Колли , в «жилой единице» ничего подобного нет, — сколько у Оскара Нимейера, построившего жилой дом с лифтовой башней для знаменитой выставки «Interbau», прошедшей в Западном Берлине в 1957 году, и Эрнё Голдфингера, в чьем бруталистском жилом комплексе Trellick Tower (1966–1972) в Лондоне лифтово-лестничная башня, соединенная переходами с этажами, — самый запоминающийся элемент.

Однако в рационализации — замены ногами первого этажа (а то и трех, их высота — 12 метров) — Меерсон следовал непосредственно за Ле Корбюзье. Освободить землю под домом в тесно застроенном массиве на Беговой улице — хорошая идея, тем более что жильцы первых этажей страдали бы от шума уличного движения и были бы вынуждены занавешивать свои окна от взглядов прохожих. Дополнительным бонусом служит быстрое рассеивание загазованного воздуха, который в противном случае застаивался бы у стены длинного дома. Еще одного корбюзианского элемента прохожий не видит. Между домом и красной линией Беговой улицы расположен подземный гараж — именно так, вдоль дома и под землей, рекомендовал парковать автомобили Ле Корбюзье. Гараж рассчитан на 55 машин, квартир в доме должно было быть 368 — весьма щедрое соотношение по тем временам, указывающее на высокий уровень благосостояния будущих жильцов. В реальности оно получилось еще лучше, так как квартир в итоге оказалось 299.

Когда построили

1967–1978 годы

Архитекторы и инженеры

А.Меерсон, Е.Подольская, М.Мостовой, Г.Клименко, Ю.Дыховичный, Д.Морозов, Б.Ляховский

Где

google.ru/maps

Пресненские бани

Скупые мужские радости, воспетые фильмом Рязанова и благословленные сибаритом Брежневым, материализовались в здании, намекающем на древность темы

1 января 1976 года оказывается, что «пошел в баню» — это не только ругательство, но и традиция. «Сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной — просто смывание грязи!» — банная субкультура вываливается на телеэкраны страны в виде четырех выпивающих философов, завернутых в простыни, как в тоги. И ровно такое же настроение у новых Пресненских бань — римское. Здесь не смывают грязь, здесь торжественно ступают под арками, чтобы возлечь на полок, затем погрузиться в просторный бассейн, а потом с чашей в руках прошествовать в лоджию… «Не в театре — говорю!» — возмущался в бане герой Зощенко, но здесь именно что театр. И пусть набор радостей поскромнее, чем в термах Каракаллы (кроме бань с бассейном имеются чайный зал, пивной бар, парикмахерская и массажные комнаты), но движение к гармонии духа и тела — то же, что и у авангардиста Никольского. Кстати, из дефицитного красного кирпича в Москве в эти годы строится только одно общественное здание — и это как раз театр, Театр на Таганке.

В банях же кирпич удается пробить под флагом революционного цвета Пресни. Но это все для отвода глаз — вдохновляется Андрей Таранов архитектурой Луиса Кана и особенно его Институтом управления в Ахмедабаде (1963), где такие же большие круглые окна и кирпичные арки. Кладка растет прямо из земли, без цоколя и отмостки, создавая ощущение единства материала — что характерно уже для европейского брутализма. Но авторы возрождают и забытые местные приемы: распушка (изменение профиля стены) и нестандартная тычковая кладка (торцом кирпича наружу) придают фасадам рельефность и глубину. А круг окна опрокидывается на землю кругом того же размера, ограждающим растущий дуб…

Когда построено

1972–1979 годы

Архитекторы и инженеры

А.Таранов, Л.Колоскова, В.Гинзбург, Л.Нефедова, С.Симонова

Где

google.ru/maps

Театр на Таганке

Здание строилось так долго, что к его открытию от легендарной труппы осталось одно назваие

Преисполненные пиетета к Таганке архитекторы проектируют начинку в полном соответствии с ее острохарактерной эстетикой. Знаменитый спектакль «10 дней, которые потрясли мир» начинался на улице, где горланили куплеты Золотухин с Высоцким, а на входе стояли красногвардейцы и насаживали билеты на штыки винтовок. В зрительный зал нового здания солдаты входят прямо с Садового кольца: для этого непосредственно в стене сделано сдвижное окно размером 10×4 м. Когда оно опускается, задником спектакля становится город. Что тоже логично продолжает тему арьерсцены, которая была у старой Таганки важнейшим элементом каждого спектакля и даже, по словам главного художника театра Давида Боровского, «стала нашей «Чайкой». Вся декорация «Гамлета» — грубый вязаный занавес, который ездит по сцене, и в него то кутается Офелия, то прячется принц. Теперь над сценой — мощный кран-балка, который может перемещать любые декорации, и не только по сцене, а по всему залу. Вся сценография «Пугачева» — помост, который ходит вниз-вверх (и цепи, на которых виснет Хлопуша Высоцкого), новая же сцена может подниматься и опускаться, по частям и полностью, раздвигаться вширь и выдвигаться в зал и вообще имеет 7 вариантов трансформации. Все эти новые сценические возможности зодчие сочиняют исходя из той доморощенной машинерии, которой театр обходился свои первые 10 лет. Где светильниками были обычные ведра, роль пропеллера играл вентилятор, а простейшие доски становились то кузовом грузовика, то баней, то лесом (спектакль «А зори здесь тихие»). Но где голь на выдумки хитра, там проседают спецэффекты. Создавать спектакли из ничего в борьбе с цензурой — Любимов научился и сделал это фирменным стилем, но теперь, когда ему преподнесен целый арсенал возможностей, он в растерянности. Он то велит ломать старый зал, превращая его в фойе, то вдруг спохватывается, что вместе с ним исчезнет аура, и требует все вернуть. То командует белить кирпичный задник сцены, то — ради постановки «Бориса Годунова» — его отчищать…

Любимова лодка не разбилась о быт, а медных труб и латунных перил не пережила. Здание строилось слишком долго. Заложенное в декабре 1973 года, оно открылось 22 апреля 1980-го, а через 4 месяца умер Высоцкий, так ни разу в нем и не сыграв. Еще через 3 года выдавили за границу Любимова. Потом труппа съела Анатолия Эфроса, а дождавшись возвращения основателя, отторгла и его, в 1992 году намертво раскололась и обратно так и не возродилась. Прекрасное, оригинальное, комфортное здание стало самым дорогим надгробием в истории русского театра. И трудно не заподозрить, что власть, не зная как убить опасный театр, изыскала сей дьявольски хитроумный план: построить ему новое здание.

Когда построили

1972–1980 годы

Архитекторы и инженеры

А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев, В.Белецкий

Где

google.ru/maps

Жилой дом на 1000 квартир

Величайший пример советского брутализма

Архитектура впечатляет почти первобытной экспрессией бетонной массы, которой не вредит грубость стыков. Не предусмотрено баловства в виде сада на крыше, хотя сервисная инфраструктура довольно разнообразна. Архитектор Воскресенский заполняет большую часть промежутков между опорами дома предприятиями обслуживания (почта, сберкасса, прачечная, кафе, кулинария, выставочный зал) и расположенными в два яруса над ними клубными помещениями для жильцов. Гастроном с кафетерием находится в пристройке, а ясли-сад занимают отдельное здание во дворе. В отличие от дома Наркомфина присутствие развитой системы обслуживания не привело к сокращению площади квартир. Все они имеют достаточно просторные по тем временам кухни и ванные, оборудованы встроенными шкафами. При этом квартиры верхних — 12–13-го и 14–15-го — этажей двухъярусные и к тому же с выходом на широкие (1,5 м) балконы, огибающие весь дом и придающие ему сходство с огромным кораблем. На дворе уже не двадцатые годы, и приходящиеся на каждую квартиру отрезки балкона отделены перегородками.

В отличие от дома Гинзбурга, где широкие коридоры со стеклянной стеной должны были служить социальными конденсаторами, местом встреч и общения, главная задача коридора между подъездами — облегчить эвакуацию в случае пожара или иной нештатной ситуации. Повышенная забота о безопасности объясняется спецификой заказчика. Жилой дом принадлежал Министерству среднего машиностроения — под этим эвфемизмом понималась атомная отрасль, включая производство боеголовок. Архитектор, в свою очередь, из первых рук знал о воздействии бомб на здания, получив во время войны специальность пилота и инструктора ВВС. Конструкции дома сделаны особо устойчивыми в расчете как раз на случай боевых действий. Отсутствие правильных прямых углов не позволит зданию сложиться при попадании бомбы; сочетание вертикальных и трапециевидных опор в проемах арок не даст им обрушиться.

Когда построен

1972–1982 годы

Архитекторы

В.Воскресенский, В.Бабад, В.Барамидзе, Л.Смирнова

Где

google.ru/maps

Палеонтологический музей

Музей, принявший вид древней крепости

Невзирая на то, что здание строилось 20 с лишним лет, оно воплощено почти без отступлений от проекта — разве что отказались от подмосковного белого камня в облицовке. При этом сложно сказать, что оно хранит на себе след какого-либо времени. Оно вне его — пусть и не про вечность, а про вечную мерзлоту. Необходимо было уйти от неизбежной в музее (да еще в таком) монотонности, поэтому контрапунктами сценария должны были стать башни. В одной из них предполагалась диорама о жизни в воде, в другой через прозрачные перегородки можно было бы наблюдать за работой палеонтологов, монтирующих (она так и называлась — монтировочная) животных из фрагментов. Наконец, еще одна башня предполагала неожиданный переход из темного и низкого зала янтарей в пространство высотой 15 метров, откуда на зрителя выходил (ибо действительно ходил на двух ногах) гигантский зауролоф (утконосый ящер).

Увы, башни (кроме одной) так и не зажили этой жизнью, зато художники отнеслись к заказу не как халтурщики-иллюстраторы, а как настоящие творцы. Искусство тут всех сортов: белокаменные рельефы с изящно прочерченными тенями животных, собранные в иконостас виды моллюсков, гжельская керамика со стадами зверей, стилизованная под наскальную живопись палеолитического человека. А еще — 17 портретов великих ученых из кованой меди во вводном зале и скульптуры ископаемых во внутреннем дворике. Здесь, во дворике, оживление достигает максимального градуса: тарбозавр кромсает молодого зауролофа.

Когда построено

1965–1989 годы

Архитекторы, конструкторы, художники

Ю.Платонов, Л.Яковенко, В.Коган, В.Нагих, Т.Зевина, Е.Катышев, Ф.Гринев, В.Никитин, А. Белашов, В.Дувидов, М.Митурич-Хлебников, М.Фаворская-Шаховская

Где

google.ru/maps

Президиум Академии наук

Убежище лучших умов СССР, получившее насмешливое прозвище «Золотые мозги»

Ленинские горы рассматривались как место, от которого символически расходится свет знаний, еще раньше. Предшественниками современного здания президиума можно считать и леонидовский проект Института Ленина (1927), и власовский Комвуз (1933–1935). Высотка МГУ перехватила инициативу маяка знаний, но в конце 1960-х и у академии появился шанс заявить о своем присутствии. Выделенный участок был хорош с точки зрения обзора, но очень неудобен — на нестабильном склоне Москвы-реки, без адекватного общественного транспорта и со сложным подъездом для автомобилей. Зато туда было близко добираться самым выдающимся академикам, обитавшим в спрятанных в зелени Ленинских гор виллах. Примечательно, что большинство участников проведенного в 1967 году конкурса не предлагали высотного решения, а те, кто отважился пренебречь коварным грунтом, показали проекты, наиболее близкие авангарду 1920-х.

Конкурсом и зданием живейшим образом интересовался президент АН СССР Мстислав Келдыш. Его исследования в области теории космических полетов и вычислительной техники отразились в образности здания президиума, в особенности в структуре декоративного завершения башни, эскиз которого он лично и набросал. Само это завершение понадобилось, чтобы дать зданию желанный высокий силуэт и при этом не перегрузить грунт. В ажурной скульптуре спрятаны технические системы здания, а золотистый металл выбран ради ассоциации с образом златоглавой Москвы.

Когда построено

1967–1990 годы

Архитекторы и инженеры

Ю.Платонов, А.Батырева, С.Захаров, А.Звездин, С.Киселев, А.Левенштейн и др.

Где

google.ru/maps

«Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». Авторы — Анна Броновицкая и Николай Малинин, фотографии Юрия Пальмина. Издательство Музея современного искусства «Гараж». Москва, 2016. Книга продается в книжном магазине музея «Гараж».

В публикации «Афиши Daily» тексты из справочника были сокращены и отредактированы.

10 икон бруталистской архитектуры, от Брейера до Барбакана

Визуальная культура

Рэйчел Лебовиц

5 августа 2016 г. 20:00

С béton brut («сырой бетон ») как его тезка и основной материал, Первоначально брутализм появился в середине 20-го века, отчасти как быстрое и экономичное решение проблемы разрушения городов, вызванного Второй мировой войной. Сначала этот стиль был сосредоточен в Англии, а в последующие десятилетия этот стиль распространился по всему миру, предложив радикально новую форму модернизма, пропитанную социалистическими идеями, с жесткими линиями и утилитарным отсутствием украшений. Давно поносимый, но недавно возрожденный, брутализм поражает своими тяжелыми, внушительными зданиями, которые выполняют функцию, а не форму. Вот 10 самых знаковых примеров этого стиля в мире.

Unité d’Habitation, Марсель

Ле Корбюзье, завершено в 1952 году

Фото предоставлено Anapuig через Creative Commons.

Первое в серии зданий «unité» Ле Корбюзье было построено как жилье рабочего класса после Второй мировой войны, но вместо этого оно стало домом для марсельской интеллигенции, когда предполагаемые жители отказались от революционного дизайна. Затем в комплекте с торговым центром, почтой и помещениями на 1600 человек в эффективно спланированных квартирах здание действовало как автономный город, который, по словам Ле Корбюзье, «демонстрировал новое великолепие голого бетона. ” Мегалит, недавно внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, возможно, представляет собой рождение брутализма.

Пол Рудольф Холл, Нью-Хейвен, Коннектикут

Пол Рудольф, завершено в 1963 году

Фото предоставлено Сейдж Росс через Creative Commons.

Advertisement

Зал Пола Рудольфа Йельского университета, ранее называвшийся Йельским зданием искусства и архитектуры и переименованный в 2008 году в честь выдающегося архитектора, считается одним из первых бруталистских зданий в Соединенных Штатах. Две гигантские текстурированные бетонные колонны Зала обрамляют его узкий, смещенный от центра вход, загоняя посетителей внутрь. Интерьер неожиданно открыт, дополнен естественным освещением и открывает вид на Художественную галерею Йельского университета, спроектированную Луи Каном через дорогу. Предназначенное для создания сообщества среди студентов, здание воплощает в себе социальные идеалы брутализма.

Банк Лондона и Южной Америки, Буэнос-Айрес

Clorindo Testa и SEPRA, завершено в 1966 

Фото предоставлено Дэном ДеЛука через Creative Commons.

Теперь принадлежащее Banco Hipotecario Nacional, здание, в котором когда-то размещался Банк Лондона и Южной Америки в Буэнос-Айресе, гармонично сочетается с неоклассическими соседями и контрастирует с ними. Вторя окружающим зданиям в стиле изящных искусств, берег выходит навстречу узким улочкам района, но прохожие могут перемещаться среди колонн у его основания, наслаждаясь впечатлением о большем пространстве тротуара. В передней части здания видна его основная конструкция — гладкая стеклянная коробка, заключенная с обеих сторон в прочную бетонную оболочку. Отверстия в бетоне придают одновременно легкость и характер, а также внешний вид изнутри.

SESC Pompéia, Сан-Паулу

Лина Бо Барди, завершено в 1986 году

Изображение предоставлено Патриком Пэрришем.

Изображение предоставлено Патриком Пэрришем.

Преобразованный из неиспользуемой фабрики, подлежащей сносу, в развлекательный центр, SESC Pompéia в центре Сан-Паулу олицетворяет преданность Лины Бо Барди местному наследию и материалам. Когда архитектор начала проект — который она назвала «социалистическим экспериментом» — в конце 1970-х годов, здание служило своего рода неофициальным общественным центром, где неправительственная организация Serviço Social do Comércio (SESC) проводила культурные мероприятия и там спорт. Бо Барди почтил существующее использование здания, расширив комплекс монументальными бетонными башнями и мостами, которые также отдают дань уважения его промышленным корням.

 

Здание Брейера, Нью-Йорк

Марсель Брейер, завершено в 1966 году

Марсель Брейер

Музей американского искусства Уитни , 1966

Нью-Йорк

 

Бывший дом Музей американского искусства Уитни (который в прошлом году переехал в Митпэкинг Дистрикт), громоздкое, тяжеловесное здание Брейера в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена первоначально встретило критику, когда оно открылось в 1919 году.66. С тех пор его смелый контраст с улицами, выложенными коричневым камнем, вызвал у публики любовь к нему как к авангардному району — и нынешнему аванпосту Метрополитена. Названное в честь своего архитектора, получившего образование в Баухаусе, здание без орнамента гранитный фасад и бетонные потолки олицетворяют бруталистскую настойчивость в отношении сырья и функциональности.

Барбакан, Лондон

Чемберлин, Пауэлл и Бон, завершено: 1982

Изображение предоставлено Патриком Пэрришем.

Изображение предоставлено Патриком Пэрришем.

Архитекторы Барбакана создали пестрые фасады усадьбы, отбив чеканку литого бетона, и оживили консольные балконы строения растениями. Огромный многофункциональный комплекс включает в себя центр искусств, кинотеатр, рестораны и школы, а также около 2000 квартир, которые изначально были муниципальным жильем, предназначенным для того, чтобы сделать жизнь в центре города желанной для профессионалов среднего класса. Построенный на месте, разрушенном бомбардировками Второй мировой войны («Блиц», как его называют в Великобритании), планировка поместья намеренно сбивает с толку, эффект создается за счет элементов, напоминающих средневековую крепость, а также частных садов, озер, и пешеходные дорожки.

Мэрия Бостона, Бостон

Герхард Каллманн и Майкл МакКиннелл, завершено в 1968 году

Фото любезно предоставлено Клиффом через Creative Commons.

Здание мэрии Бостона, построенное в рамках кампании по восстановлению былой славы города перед лицом экономической инерции и бегства белых, подвергалось критике за свою суровую эстетику с момента открытия в 1968 году. Однако архитектурное сообщество высоко оценило его как икона брутализма. Бетонное здание задумано в духе модернизированного классицизма а-ля Ле Корбюзье, с рядами кессонных свесов и различными выступающими модулями, в одном из которых находится мэрия. С окнами, выходящими на деятельность здания, и открытой площадкой, спроектированной так, чтобы плавно перетекать в вестибюль, здание поддерживает прозрачность правительства.

Хабитат 67, Монреаль

Моше Сади, завершено в 1967 г.

Моше Сафди

Хабитат ’67, Всемирная выставка , 1967

Монреаль, Квебек, Канада

 

Habitat 67 начинался как Университет Макгилла Сафди. защитил кандидатскую диссертацию и превратился в одну из самых узнаваемых бруталистских структур Канады. Его первый проект, когда-либо реализованный, набор из 354 взаимосвязанных сборных железобетонных блоков, содержащих 158 квартир с одной-четырьмя спальнями, каждая с садом на крыше, был первоначально представлен на 19-й выставке в Монреале. 67 Всемирная выставка. Расположенный вдоль реки Святого Лаврентия драматический комплекс с его кубическими модулями, выступающими в окружающее пространство, предложил идею городской «деревни», которую Сафди считал более гуманной и органичной альтернативой традиционной жизни в квартире.

Треллик Тауэр, Лондон

Эрни Голдфингер, завершено в 1972 году

Фото предоставлено @brutal_architecture через Instagram.

«Города могут стать центрами цивилизации, где мужчины и женщины могут жить счастливой жизнью», — сказал однажды Голдфингер. Тем не менее к 1972, когда здание Trellick Tower , вдохновленное «unité», было возведено в качестве государственного жилья, оно столкнулось с растущим разочарованием в отношении подобных многоквартирных домов. Теперь возрожденный после многих лет заброшенности и мелких преступлений, за которые он получил прозвище Башня Ужаса, бетонный блок высотой 332 фута состоит из двух отдельных, но соединенных зданий, отделяющих лифты и лестничные клетки от квартир с балконами, чтобы максимально увеличить жилую площадь.

Бразильский музей скульптуры (MuBE), Сан-Паулу

Paulo Mendes da Rocha, завершено в 1988 году

Фото предоставлено @gleicefpaiva через Instagram.

Хотя MuBE сформировался в конце 1980-х, значительно позже расцвета брутализма, он является ярким примером стиля школы Паулиста — бразильской версии международного движения. Таким образом, Мендес да Роша, получивший Золотого льва на Венецианской архитектурной биеннале в этом году и Притцкеровскую премию 2006 года, принял крупномасштабные, громоздкие формы, которые естественно облегчает сырой бетон, что проявляется в почти 200-футовой балке на вершине музея. . Содержащий офисы, художественную школу и открытые бетонные галереи, сам музей построен в основном под землей, чтобы не нарушать окружающие зеленые насаждения.

Рэйчел Лебовиц

17 самых красивых бруталистских зданий в мире

Когда речь заходит о легко узнаваемых стилях, бруталистская архитектура — одна из немногих, которые приходят на ум. Ведь он прост и по внешнему виду, и по композиции: блочные бетонные конструкции, часто наложенные друг на друга. Но в брутализме есть что-то уникальное, чего не хватает его более традиционным аналогам. Есть элемент футуризма, из-за которого сложно отвести взгляд от типичной бруталистической монолитной конструкции. Директор одноименной фирмы, архитектор AD100 Элизабет Робертс согласилась бы с неожиданным влечением к брутализму. «Мое первое настоящее знакомство с бруталистской архитектурой произошло, когда я был студентом, изучающим архитектуру в Колледже экологического дизайна Калифорнийского университета в Беркли в Бауэр-Вурстер-холле, — объясняет Робертс. «Здание представляет собой ничем не украшенную бетонную конструкцию, спроектированную тогдашним деканом Уильямом Вурстером».

Здание 1964 года постройки, мягко говоря, не славится своим видом. На самом деле, Робертс признает, что некоторые считают его одним из наименее привлекательных зданий университета, «но для многих из нас, включая меня самого, здание и его преднамеренное отсутствие декора, а также честность в форме и материалах кажутся совершенно нейтральной средой для изучения всего. нужно знать об архитектуре», — продолжает она.

В этом и есть суть брутализма: его не так любят, как барокко или модернизм середины века, но в его жесткой геометрии и беспрекословной простоте есть очевидная красота. Ниже, AD исследует 17 самых красивых бруталистских зданий со всего мира.

  • Фото: Sherry Smith/Getty Images

    Сан-Диего

    Библиотека Гейзеля на территории кампуса Калифорнийского университета в Сан-Диего площадью 180 акров была спроектирована американским архитектором Уильямом Перейрой в конце 1960-х годов. Построенное полностью из стекла и бетона, восьмиэтажное здание было построено на пьедестале, который стал довольно культовым среди местных жителей. Перейра наполнил сразу узнаваемый брутализм штрихами модернизма и футуризма космической эры, которые превратили сонный прибрежный город в более современное пространство.

  • Фото: Getty Images

    Вена

    Церковь в столице Австрии, получившая название Вотрубакирхе, была детищем местного художника Фрица Вотрубы. Он спроектировал скульптурную церковь, построенную между 1974 и 1976 годами, чтобы имитировать набор блоков, довольно свободно сложенных друг на друга. Пространства, созданные между блоками без украшений, заполнены отражающим стеклом, благодаря чему свет проникает внутрь.

  • Фото: Getty Images

    Мадрид

    В Мадриде, всего в миле или около того от грандиозного Парка Ретиро, Торрес Бланкас, спроектированный Франсиско Хавьером Саенсом де Ойса, выделяются на фоне своих более неоклассических аналогов, стоящих по бокам городских улиц. Законченные в 1969 году, башни представляли собой густонаселенные жилые дома, которые испанский архитектор хотел напоминать огромными деревьями со стволами и листвой, которые в данном случае представляют собой закругленные балконы.

  • Фото: Крис Хеллиер/Getty Images

    Марсель, Франция

    Ода работе знаменитого архитектора и мебельщика Ле Корбюзье, Le Brasilia представляет собой французский брутализм во всей красе. Фернан Букобза спроектировал двухуровневые квартиры, некоторые из которых имеют просторные лоджии, для застройщика, который хочет предложить жилье семьям с низким и средним уровнем дохода. Хотя угловатая работа Ле Корбюзье была основным источником вдохновения архитектора, визит Букобзы в бразильскую столицу также сыграл свою роль в его дизайне.

  • Фото: Эдмунд Самнер/VIEW Pictures/Getty Images 4, было одним из самых высоких зданий в индийской столице. Имея высоту почти 300 футов, это также одно из немногих бруталистских зданий в городе. Сегодня в архитектурно значимом здании находится муниципальный совет Нью-Дели.

  • Фото: AFP/Getty Images

    Париж

    Хотя существует множество архитекторов, глубоко приверженных брутализму, немногие сделали это с утонченностью Марселя Брейера, дедушки знаменитого архитектурного стиля. Открытая в ноябре 1958 года спроектированная Брейером штаб-квартира ЮНЕСКО, известная в Париже как Дом ЮНЕСКО, представляет собой кубическое здание, предназначенное для постоянных делегаций и неправительственных организаций. Два дополнительных здания были спроектированы французским архитектором Бернаром Зерфусом и итальянским архитектором Пьером Луиджи Нерви.

  • Фото: Heritage Images/Getty Images

    Бирмингем, Англия

    Бирмингем полон памятников эпохи промышленной революции, которые служат вдумчивым напоминанием об истории производства города. Сигнальная будка New Street 1964 года, называемая Большой коробкой, была (и остается) недоступной для публики, что делает ее еще более интригующей, учитывая ее привлекательный фасад. Кроме того, он намного выше, чем традиционная сигнальная будка, гордо стоящая на пяти этажах.

Самый популярный

  • Фото: Эдмунд Самнер/VIEW Pictures/Getty Images действительно приходят к тем, кто ждет . Проект стоимостью 135 миллионов долларов в городе Тайчжун занял у токийского архитектора Тойо Ито целых 11 лет. Новейшее в городе место для выступлений, где тайваньская опера устраивает величественные представления, расположено у основания длинной обсаженной деревьями аллеи, которая передает драму.

  • Фото: Construction Photography/Avalon/Getty Images

    Лондон

    Многие исторические здания в Лондоне могут похвастаться более традиционным архитектурным стилем, например, эдвардианским или тюдоровским, но Королевский национальный театр, несомненно, отличается брутализмом. В 1988 году, по словам принца Чарльза, это сооружение было «умным способом построить атомную электростанцию ​​в центре Лондона без возражений». Его невысокое мнение об общественном театре разделяли многие.

  • Фото: Мишель Лоран/Getty Images

    Кретей, Франция

    В парижском пригороде Кретей коллекция из 10 причудливых зданий одинаковой высоты привлекла внимание города. международной известности. Построенный в 1974 году архитектором Жераром Грандва, Les Choux (по-французски «капуста») должен был быть украшен тысячами декоративных растений и деревьев, которые укрепили бы его название, а также заставили бы здания менять внешний вид в течение сезона, но стадии посева никогда не было.

Самые популярные

  • Фото: Getty Images перспектива симметричной структуры, которая является бруталистской практически во всех отношениях . Как и многие здания в Португалии, это здание имеет многоуровневую символику: два крыла и их огромные основания, похожие на крепости, были построены на века и служат символами сохранения. Это подходящий дизайн, учитывая, что в Национальном архиве хранится, казалось бы, вся многовековая история страны.

  • Фото: Jeff Greenberg/Getty Images

    Буэнос-Айрес

    Национальная библиотека Мариано Морено в Буэнос-Айресе, названная в честь одного из идеологов Майской революции, является крупнейшей библиотекой в ​​южноамериканской стране. Библиотека была спроектирована Клориндо Теста, Франсиско Буллричем и Алисией Каззанигой, которые наткнулись на этот проект, выиграв конкурс дизайна в 1961 году. Однако их проекты не воплощались в жизнь до начала 1990-х годов.

  • Фото: Getty Images

    Казанлык, Болгария

    Монумент Бузлуджа был построен коммунистическим правительством на самой высокой вершине центральной Болгарии в ознаменование важного события в истории страны: в 1891 году группа социалистов собралась в секрет революции в социалистическом движении, которое вскоре привело к основанию Болгарской социал-демократической партии. Сооружение было возведено в 1981 году после нескольких лет строительства. Одним из самых трудоемких элементов была укладка мозаичных плиток, выстилающих внутреннюю часть памятника.

Самые популярные

  • Фото: Getty Images , но на самом деле он был возведен в 1923 году в колумбийской столице. Это может быть не место для тех, кто посещает Боготу, но энтузиасты архитектуры, как правило, наслаждаются почти скрытым чудом.

  • Фото: Bettmann/Getty Images

    Монреаль

    Habitat 67 — одна из самых посещаемых достопримечательностей Монреаля, что немного иронично, учитывая, что жилищный комплекс израильско-канадского архитектора Моше Сафди был диссертацией для его магистра в Школе архитектуры Университета Макгилла. Он построил его как павильон для Экспо-67, но он оставался здесь все эти годы и теперь является исторически охраняемым архитектурным сообществом в канадском городе.

  • Фото: Getty Images

    Сидней

    Здание Сириус в Сиднее было построено в70-х годах как социальное жилье, но по мере того, как люди начали стекаться в район Рокс, цены резко выросли.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *