Цепочка ассоциации: Техника «Цепочка ассоциаций»

Содержание

Техника «Цепочка ассоциаций»

Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.

Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям.

Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других.

Выпишите на листочек вопрос, который мучит вас, или изложите на бумаге проблему целиком, как она есть. Выписывание на бумагу помогает конкретизировать вопрос, сосредоточиться на важных обстоятельствах. Со временем, когда освоите технику, вопрос можно не выписывать, ограничившись четким проговариванием его вслух или про себя.

Вопрос должен быть открытым, то есть предполагать неограниченное или очень большое количество вариантов ответа на него.

Примеры открытых вопросов: «Как мне назвать новую статью?», «Что приготовить на ужин?», «Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?». Примеры закрытых вопросов (как НЕ надо): «Надо ли в названии статьи использовать слово «маркетинг» или не надо?», «Может приготовить пельмени?», «Надо ли мне повышать свою квалификацию?».

Отложите листочек в сторону, переверните его. Слегка рассредоточьте свое внимание, как бы пытаясь охватить взором все, что видите вокруг. Какой-то предмет привлек ваше внимание? Хорошо. Название этого предмета будет первым звеном в цепочке ассоциаций. Не бойтесь ошибиться с выбором предмета. Это совершенно не важно, какой именно предмет попадется.

Произнесите вслух название предмета. Если вы не желаете привлекать к себе внимание, пробормочите или прошепчите. Рано или поздно вам в голову придет ассоциация: что что-то происходит с этим предметом или предмет сам является источником какого-то действия. Произнесите вслух описание этого действия. Обратите внимание, что здесь не ассоциация-объект, а ассоциация-действие.

Это важно. В данной технике на слово «огурец» нельзя давать ассоциацию «помидор», но можно дать ассоциацию вроде «Огурец растет на грядке».

Следующим этапом, как не сложно догадаться, будет выработка на ассоциацию-действие ассоциации-объекта. Произнеся описание какого-то действия, дождитесь прихода ассоциации-объекта. Объектом может быть и любой предмет, и человек (вымышленный или настоящий), и какое-то место и т.д. В принципе объектом может быть и какое-то явление, какой-то стандартный процесс, называемый одним-двумя словами. По большому счету, разница у ассоциации-объекта и ассоциации-действия заключается в том, что первая состоит просто из называния чего-то («Огурец», «Лекция»), а вторая является законченным предложением, с подлежащим и сказуемым («Огурец растет на грядке», «Лекция проходит в аудитории»).

Далее на ассоциацию-объект дается вновь ассоциация-действие и т.д. Продолжается это до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что созрела некоторая важная идея. Попробуйте аккуратно развернуть эту идею, случайно не забыв важную мысль.

Возьмите листок бумаги с вопросом, попробуйте исчерпывающе ответить на вопрос.

Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Вы даже сможете применять данную технику для припоминания какой-то важной, но забытой информации. Не следует очень часто применять технику. Если вы будете второй раз за день генерировать цепочку ассоциаций, их качество может пострадать, потому что предыдущая цепочка может побуждать к аналогичным, шаблонным ассоциациям.

В реальности цепочки ассоциаций могут быть значительно длиннее, нежели в нижеследующих примерах.

Примеры

Проблема «Как мне назвать новую статью?»

— Степлер…

— Степлером скрепляют бумаги…

— Бумага…

— Бумагу изобрели, кажется, в Китае…

— Китай…

— Там живет много китайцев, которые питаются рисом…

— Питание…

— В компьютере есть блок питания…

— Был такой поэт Блок…

— Был такой Серебряный век…

— Серебро…

— Серебро и золото это драгоценные металлы. ..

— Драгоценности…

— Ага… Может что-то вроде «Драгоценный клиент…»

Проблема «Что приготовить на ужин?»

— Степлер…

— Степлер лежит в подставке…

— Подставка…

— Бывают подставки под чашки с кофе…

— Кофе…

— Кофе нужно чтобы взбодриться…

— Бодрость…

— Слово «бодрость» похоже на «добрость»

— Добрость…

— Нет слова «добрость»

— Русский язык…

— Язык… Может, приготовить язык?

Проблема «Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?»

— Степлер…

— В степлере лежат скобки…

— Скобки…

— В скобках пишется пояснение к чему-то…

— Пояснение…

— Пояснение что-то разъясняет…

— Ясная погода…

— В ясную погоду хорошо съездить на шашлык…

— Шашлык…

— Шашлык надо уметь приготовить…

— Умения…

— Умения приходят с практикой…

— Практика…

— Неплохо было бы попрактиковаться в чем-то новом. ..

— Новое…

— Может быть, мне освоить какую-то новую область деятельности?

Упражнение-разминка «Цепочка ассоциаций»: описание, вопросы участникам

Цели:

раз­ви­тие во­об­ра­жения. ско­рос­ти ре­ак­ции.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся сце­нарий де­ловой иг­ры «Де­ловая пе­репис­ка» и сце­нарий де­ловой иг­ры «Кто? За­чем? По­чему?».

Требуемый реквизит:

мяч.

Инструкция:

Иг­ро­ки са­дят­ся в круг. Вне иг­ры на­ходят­ся Ве­дущий и его По­мощ­ник — они конт­ро­лиру­ют соб­лю­дение пра­вил. Для вы­бора По­мощ­ни­ка иг­ро­ки тя­нут жре­бий. По­мощ­ник в этой иг­ре ну­жен лишь для то­го, что­бы иг­ра не бы­ла или не ка­залась че­рес­чур ав­то­ритар­ной, не на­поми­нала «шко­лу», из-за то­го, что в ней «су­дит» один че­ловек, за­час­тую — стар­ший.

Иг­ро­ки по оче­реди по­сыла­ют друг дру­гу мя­чик, вык­ри­кивая лю­бое при­шед­шее им на ум сло­во. Тот, ко­му пос­ла­ли мяч, дол­жен ав­то­мати­чес­ки от­ве­тить при­шед­шей ему на ум ас­со­ци­ацией и тут же пос­лать мяч дру­гому.

В этой иг­ре нель­зя:

  • соз­да­вать па­узы
  • раз­ры­вать це­поч­ку ас­со­ци­аций

Иг­ра про­дол­жа­ет­ся до тех пор, по­ка в ней не ос­та­нет­ся один че­ловек — по­беди­тель. Вы­быв­шие при­со­еди­ня­ют­ся к жю­ри и по­луча­ют пра­во кри­чать «За­чёт!» или же «Не за­чёт!».

В этой ин­теллек­ту­аль­ной иг­ре воз­можны конф­лик­ты и сле­ду­ющие за ни­ми раз­би­ратель­ства. Это воз­можно по­тому, что часть лю­дей вы­да­ёт шаб­лонные сте­ре­отип­ные ас­со­ци­ации, а часть (кста­ти, на­ибо­лее твор­ческих лю­дей) да­ёт очень слож­ные ас­со­ци­ации, ко­торые по­рой восп­ри­нима­ют­ся как на­руше­ние пра­вила иг­ры, как раз­рыв той са­мой «це­поч­ки».

Ус­лы­шав «спор­ную» ас­со­ци­ацию, Ве­дущий име­ет пра­во бро­сить реп­ли­ку: «По­яс­ни!» Иг­рок дол­жен в сжа­тые вре­мен­ные сро­ки чёт­ко и ла­конич­но убе­дить жю­ри, про­яс­нив груп­пе свою ас­со­ци­ацию. Ес­ли ему это не уда­лось, он всё-та­ки вы­быва­ет.

Нес­тандарт­но мыс­ля­щий иг­рок ре­ша­ет в этой иг­ре по­ложен­ные ему «за­дачи по­вышен­ной слож­ности», что и спра­вед­ли­во, и по­лез­но для хо­да всей иг­ры. Ско­ро (под воз­дей­стви­ем тен­денции к под­ра­жанию) вся груп­па пе­рей­дёт на уро­вень иг­ры по­вышен­ной слож­ности — вык­ри­кива­нию слож­ных ас­со­ци­аций с ла­конич­ны­ми и до­ход­чи­выми по­яс­не­ни­ями.

Об­сужде­ние: ас­со­ци­атив­ные свя­зи в прак­ти­чес­кой жиз­ни.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му об­ратной свя­зи или на ад­рес [email protected]. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

ГЛАВНАЯ — Национальная ассоциация сетевых аптек

Перейти к содержимому

HOMENACDS. org Staff2023-03-08T08:04:51-05:00

В экстренных случаях и не только.

Национальная награда
Награды членам NACDS

Значимая дань уважения разнообразному членству, которое включает в себя NACDS, и их приверженности служению американскому народу.