Пионы – описание сортов с фото и названиями, посадка и уход
Сортов пионов – великое множество. Есть среди них гиганты и карлики, с махровыми и простыми цветками, роскошные букетные сорта и растения природного облика. Сегодня мы расскажем, как из этого изобилия выбрать те, которые вам наверняка понравятся и не создадут проблем в уходе.
Пионы – одно из самых ярких и ароматных растений июньского сада
Cледите за нами:
Происхождение и ботаническое описание
Одними из первых красоту пиона оценили китайцы. В Поднебесной его культивировали более двух тысяч лет назад, причем долгое время выращивали исключительно в императорских садах. Некоторые сорта настолько высоко ценились, что их продавали только за золото.
В Европу благородный цветок попал в XIX веке и сразу же произвел фурор среди садоводов Англии, Франции, Голландии. Особенно в селекции пионов преуспели французские оригинаторы, создав сорта, ставшие классикой и преобладающие в наших садах до сих пор.
«Фестива Максима» – сорт пионов, недавно отметивший 150-летний юбилей
Многолетний пион (Paeonia) – выносливое и неприхотливое травянистое растение, способное произрастать на одном месте десятки лет. Каждую весну он выгоняет из земли красные побеги, которые очень быстро превращаются в роскошный куст высотой от 50 до 120 см. Листья крупные, резные, с плотной глянцевой текстурой.
В зависимости от сорта цветы могут быть простые, полумахровые, махровые диаметром 7–20 см, с тонким ароматом. В цветовой гамме преобладают оттенки белого, розового и красного цветов. Не так давно появились желтые пионы, над созданием которых селекционеры бились долгие годы.
Основные группы пионов
Условно всех представителей семейства Paeonia можно разбить на три группы.
- Травянистые многолетние пионы. Это самая многочисленная категория, насчитывающая около 40 видов. Такие цветы чаще всего растут в наших садах и представлены более чем пятью тысячами сортов и гибридов.
- Древовидный пион. Кустарник высотой 120–150 см, распускающийся в апреле-мае полумахровыми шелковистыми цветами пастельных оттенков. Они достигают в диаметре 15 см и смотрятся очень изысканно.
- Межвидовые Ито-гибриды. Растения, полученные от скрещивания травянистого пиона и древовидного. Они сохранили ботанику первого и унаследовали форму и окрас цветков второго, в том числе есть желтые и оранжевые тона.
Ито-гибрид «Гоуинг Бананас»
Лучшие сорта пионов: критерии выбора
Основное, на что обращают внимание при выборе сортов пионов, – форма и цветовая гамма.
Однако стоит поинтересоваться и прочностью цветоносов. Отдавайте предпочтение толстым и крепким стеблям – они не развалятся под тяжестью соцветий и не уложат их «лицом в грязь» во время дождя.
Если хотите любоваться красотой пионов 3–4 недели, в коллекции должны быть растения с ранними, средними и поздними сроками цветения.
Вот несколько наиболее популярных сортов.
С простыми и полумахровыми цветами
- «Пикоти» (Picotee) – ранний, лепестки белые с розовой каймой, куст компактный;
- «Афина» (Athena) – телесно-розового цвета с малиновыми пятнами внутри чаши;
- «Катюша Дуброва» – нежно-розовый пастельных тонов, среднего срока цветения;
- «Распберри Румба» (Raspberry Rumba) – полумахровый, с красивыми извилистыми лепестками кремового цвета, раскрашенными малиновыми полосами и пятнами;
- «Скарлет О’Хара» (Scarlet O’Hara) – с блестящими алыми лепестками;
- «Салмон Дрим» (Salmon Dream) – ранний, бледно-лососевого цвета;
Пион «Афина»
Пион «Скарлет О’Хара»
Пион «Распберри Румба»
Японской формы
От предыдущей категории цветки отличаются сердцевиной – её формируют тычинки, превратившиеся в узкие нежные лепестки-стаминодии.
- «Акрон» (Akron) – бордово-красного окраса с золотыми стаминодиями;
- «Ама-Но-Соде» (Ama-No-Sode) – поздний, розовый с желтой серединкой;
- «Голден Браслет» (Golden Braselet) – эффектный сорт с внешними белыми лепестками и белой серединкой, окруженной желтыми тычинками;
- «Жемчужная россыпь» – перламутрово-розовый, диаметр цветка 16 см.
Пион сорта «Акрон»
Пион «Голден Браслет»
Сорт «Жемчужная россыпь»
Анемоновидной формы
Что-то среднее между японскими и махровыми сортами. У них внутренние лепестки (петалодии) намного короче внешних.
- «Примавера» (Primаverа) – пушистый желтый помпон, окруженный кремовыми лепестками;
- «Рут Клей» (Ruth Clay) – поздний сорт малинового окраса;
- «Хот Чоколат» (Hot Chocolate) – винно-красного оттенка, средне-ранний, куст сильный, высотой до 90 см.
Пион «Хот Чоколат»
С бомбовидными цветами
- «Ред Чарм» (Red Charm) – бордово-красный, цветок диаметром 20 см похож на плотный набитый шар, один из самых востребованных сортов;
- «Энджел Чикс» (Angel Cheeks) – нежно-розовый с карминовыми мазками на центральных лепестках, среднего срока цветения, с крепкими цветоносами.
Пион «Ред Чарм»
Пион «Энджел Чикс»
Махровые сорта
- «Дюшес де Немур» (Duchesse de Nemours) – белоснежный объемный цветок с лимонной серединкой, пахнет ландышами;
- «Марилла Бьюти» (Marilla Beauty) – сливочно-белого оттенка с нежным румянцем на лепестках, куст высотой 90 см с прочными стеблями;
- «Анастасия» – элегантный кремовый шар с красно-розовым центром, куст высокий с мощными стеблями;
- «Аза Грей» (Asa Grey) – цветок, как розово-сиреневый помпон с красными мазками на центральных лепестках;
- «Черный дракон» (BlacK Dragon) – ранний, с крупными корончатыми цветами темно-бордового окраса;
- «Принцесса Маргарет» (Princess Margaret) – роскошный сорт с розовидными цветками, меняющими окрас от темно-розового до серебристо-розового;
- «Генри Бокстос» (Henry Bockstoce) – сорт с лепестками цвета граната, отличается морозоустойчивостью.
Пион «Марилла Бьюти»
Пион «Черный дракон»
Месторасположение и почва
Если хотите, чтобы пионы цвели обильно и долго, выбирайте для них солнечное, хорошо проветриваемое место. Подойдут клумбы с восточной, южной и западной экспозицией. Не помешает растениям и ажурная полутень, особенно в регионах с жарким летом.
Почву они предпочитают плодородную, суглинистого типа, хорошо удерживающую влагу.
Пионы не любят тесноты. Между кустами, а также между ними и другими растениями должно быть расстояние не менее одного метра.
Посадка
Предпочтительное время для посадки пиона – осень. Если вы приобрели хорошо развитый саженец в контейнере, его можно посадить в любое время, лишь бы почва была не мерзлая и не слишком горячая. Но если это корневище с несколькими почками, весной в грунт его лучше не высаживать. Прорастите сначала в горшке и прикопайте прямо в емкости в саду, а в августе посадите.
Посадочную яму для пионов рекомендуют готовить заранее, чтобы почва уплотнилась и корневище не ушло на глубину. Ее заполняют плодородным субстратом из перегноя, торфа, садовой земли, щедро приправленной комплексными минеральными удобрениями.
Растение не любит кислой почвы. Если это ваш случай, добавьте в смесь 0,5 кг костной муки или древесной золы.
При посадке корневище с почками возобновления заглубите на 3–5 см. Меньше нельзя – почки вымерзнут, но и больше не стоит, поскольку весной они будут долго выходить из земли и куст может не зацвести.
Если пион выбросит цветочные бутоны на следующий год после посадки, их нужно удалить, чтобы дать возможность развиться корневой системе. На третий год цветы можно оставить. На четвертый – получите сильный, обильно цветущий куст.
Чтобы получить сильный куст, достаточно деленки с 3–5 почками
Особенности ухода
Пионы относятся к садовым растениям легкого ухода.
Поливают их нечасто, но обильно – 2–3 ведра под взрослый куст с интервалом в 10–15 дней. Обязателен полив в мае – в период бурной вегетации и подготовки к цветению, и в августе-сентябре, когда идет активный рост корней и закладка почек возобновления.
Если при посадке почву хорошо заправили, первые 2–3 года пионы можно не подкармливать. Далее удобрения вносят весной (перед началом вегетации) и летом (в период бутонизации). Использовать можно любые комплексные удобрения для цветущих растений.
Высокие кусты с крупными и тяжелыми махровыми цветами чаще всего нуждаются в опоре. Вокруг куста устанавливают 3–4 колышка и обвязывают его по периметру прочной бечевкой.
Увядшие головки цветов удаляют, но на цветоносе нужно оставлять 2–3 пары листьев.
Полностью листву срезают только осенью, когда она пожелтеет и пожухнет. Прикорневую зону после обрезки мульчируют перегноем или компостом. Это хорошая защита от вымерзания и дополнительная подпитка растению для быстрого старта весной.
Специальная опора для пионов не даст кусту развалиться под тяжестью цветов
Использование в саду
Когда пионы цветут, они затмевают собой все остальные растения. Их яркую красоту подчеркнут одновременно цветущие с ними декоративные растения природного облика – степной шалфей, котовник, герань, лапчатка, сибирские ирисы.
Клумба с пионами
Традиционно кусты пионов высаживают в рабатках вдоль дорожек, на газоне, смешивая сорта с разными сроками цветения.
В миксбордерах они хорошо сочетаются с зацветающими позже однолетними и многолетними растениями – рудбекией, эхинацеей, осенними астрами, скабиозой, флоксами, цинниями. Они заполнят пространство между кустами пионов и будут красиво смотреться на фоне их листвы.
Если планируете выращивать пионы для срезки, оставляйте на стебле центральный бутон, удаляя боковые. Так вы получите более крупный цветок.
Embracing Color: Эмаль в китайском декоративном искусстве, 1300–1900
Бутылка с растительными завитками
конец 13 века
Тарелка с двумя оленями среди цветов
12–13 века
Коробка с свиток с навершием
конец 13–14 вв. век
Ваза с длинным горлышком и трубчатыми ручками
конец XII–XIII вв.
Граненая ваза с цветами
середина XIV в.0002 середина 15 века
Бутылка с лотосами
конец 15 века
кувшин с карпом в пруду с лотосами
середина 16 века
12–13 век
чаша с пионом
9 0002 конец XII – начало XIII в.Чаша с драконами
Чаша с прудом с лотосами
конец 15 века
Блюдо из листьев с цветочными завитками
начало 15 века
Блюдце с гранатами и персиками
XV в.
Подсвечник с завитками лотоса
конец XIV – начало XV в.
Курильница с завитками лотоса
конец XV – начало XVI в. свитки лотоса
XV–XVI вв.
Дорожная коробка с свитки лотоса
начало 15 века
Основание для мандалы
первая половина 15 века
Курильница для благовоний на треноге с крышкой
начало 15 века
Накрытая коробка с ваджрой
середина 16 века
тренога для благовоний с макарой
16 век
чаша с восемью буддийскими сокровищами
конец 15 века – начало 16 века
Текстильное панно с фениксами и лотосами, держащими восемь буддийских сокровищ
15 век
чаша с благоприятными символами
многоярусная шкатулка
900 02 16 векБассейн со сценой даосских бессмертных
17 век
Настольная ширма с пейзажем
вторая половина 15 века
Кувшин с павлином и пионами
середина 16 века
Кувшин в форме двойной тыквы с птицами и цветами
16 век 9000 3
Ваза с благоприятными животными
конец 16 века –XVII век
Ваза в виде архаичного сосуда для вина (фанцзун)
XVII век
Ваза в виде архаичного сосуда для вина (гу)
конец XVI – начало XVII века
Ваза из алтарного набора из пяти предметов
вторая половина XVIII в.
Ваза
Фляжная ваза с архаическими драконами и летучими мышами пары)
вторая половинка 18 век
Двойной флакон (один из пары)
вторая половина 18 век
Тренога для благовоний
Ваза с архаичным орнаментом
вторая половина 18 век
Утка
середина 18 века
Один из пары попугаев
середина 18 века
Один из пары попугаев
середина 18 века
Курильница в виде петуха
9000 2 вторая половина 18 векаПанно с изображением «сотни предметов старины»
вторая половина 18 века
Ежемесячная цветочная чашка (из комплекта из двенадцати)
нач.0003
Блюдо с драконами и фениксами
начало XVIII в.
Листовое блюдо с летучими мышами среди облаков
конец XVIII в.
Блюдце в форме слитка
XVIII в. 9 0003
Кубок с цветочными завитками
середина 18 века
начало 18 в.
Блюдо с персиками и летучими мышами
начало 18 в.
Чаша с цветами
начало 18 века
Блюдо с пионами и стрекозой
18 век
Блюдо с птицей и цветами
ок. 1730–50
Ваза с девятью персиками
середина 18 века
Тарелка с птицами и цветами
середина 18 века
Приставной столик
17 век
9000 2 Ваза с пионом и магнолиейконец 18 века
Коробка с пучками лотосов
конец 18 века
Чаша с благоприятными эмблемами (одна из пары)
вторая половина 18 века
Чаша с благоприятными эмблемами (одна из пары)
вторая половина 18 века
Блюдо с цветами, фруктами и бабочкой
середина 18 века
Блюдо с фазаном и цветы на веере
ок. 1730–50
Блюдо с благоприятными цветами и фруктами
18 век
Блюдо
19 век
Лопастное блюдо с цветами, фруктами и насекомыми
ок. 1860
Блюдо из листьев с цветами и фруктами
ок. 1860
Лопастной поднос с камнем, цветами и бабочками
XIX век
Поднос в виде листьев лотоса с цветами и фруктами
XIX век
Чайник и подставка
вторая половина 18 века
Ваза с европейскими женщинами и детьми
вторая половина 18 век
Курильница (из набора)
вторая половина 18 век
Флакон для инструментов (из набора для благовоний)
вторая половина 18 в.
Коробка четырехлопастная (от благовоний)
вторая половина 18 в.
Чернильница в форме бабочки
19 в. дизайн (один из пара)
середина 18 века
кувшин с цветочными завитками и узором из ткани (одна из пары)
середина 18 века
ваза
середина 18 века
ваза восьмиугольная рифленая
середина 18 в.
Кадило-тренога
середина 18 в.
Емкость для воды
вторая половина 18 в.
Табакерка со сценой пруда с лотосами
конец 18 – начало 19 века
Табакерка с цветами и камнями
ок. 1920–40
Ваза
вторая половина 18 века
Ваза
18 век
Ваза
вторая половина 18 века
Ваза из набора образцов китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Ваза из набора образцов китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Ваза из набора образцов китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Ваза из набора образцов китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Фрагмент образца набора китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Фрагмент образца набора китайской ткани
конец 19 века
Фрагмент из набора образцов китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Фрагмент набора образцов китайской перегородчатой эмали
конец 19 века
Фрагмент набора образцов Китайская перегородчатая перегородка
конец 19 века
Фрагмент из набора образцов китайской перегородчатой ткани
конец 19 века
Фрагмент набора образцов китайской ткани
конец 19 века
Фрагмент набора образцов китайской ткани
конец 19 века
Рёандзи (Храм мирного дракона) – Умная история
доктора Юнджунг Сео
youtube.com/embed/WfZe2NLKEns?wmode=transparent&modestbranding=1&autohide=1&showinfo=0&rel=0″ frameborder=»0″ webkitallowfullscreen=»» mozallowfullscreen=»» allowfullscreen=»»>
Сад камней, Рёандзи, Киото, Япония. Спикеры: д-р Бет Харрис и д-р Стивен Цукер
Дзен-буддизм и сад камней Рёандзи
Рёандзи — храм, расположенный на севере Киото, Япония, связанный с ветвью дзен-буддизма. Последователи дзэн-буддизма стремились к «просветлению» или «пробуждению» посредством самоанализа и личного опыта в повседневной жизни. Квинтэссенция и эстетика дзэн воплощены в саду камней и архитектуре Рёандзи.
Ворота Рёандзи (Храм Мирного Дракона), Киото, Япония (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Рёандзи (Храм Мирного Дракона), Киото, Япония культурная деятельность элиты с конца шестнадцатого до первой половины семнадцатого века под патронажем семьи Хосокава. Когда посетители проходят через главные ворота, слева они видят Зеркальный пруд ( Kyōyōchi ) с живописным видом на окружающие горы.
Пройдя по пути паломника и войдя во вторые ворота, посетители попадают в главное здание монастыря, ходзё (резиденция настоятеля). Сад камней расположен перед ходзё и просматривается либо с деревянной веранды, охватывающей здание, либо изнутри комнаты.
Сухой сад камней, кабинет и территория, Рёандзи (Храм мирного дракона), Киото, Япония (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Сухой ландшафтный сад ( karesansui ) в РёандзиСад Рёандзи — один из самых известных примеров сада камней — форма, возникшая в период Муромати (1392–1573) с расцветом дзен-буддизма в средневековой Японии. Этот тип сада состоит из камней и гальки, а не из растительности и воды, и в основном создавался на территории храмов для поощрения созерцания. Белый гравий часто символизирует плавные элементы, такие как водопады, реки, ручьи или море, в то время как скалы предполагают острова, берега или мосты.
Muqi Fachang, Возвращающиеся паруса с далекого берега (из Восемь видов рек Сяо и Сян ), 13 век, вырезанный вручную свиток и перемонтированный в виде восьми висящих свитков, чернила на бумаге, 103,6 x 32,3 см (Kyoto National музей)
Сад, возможно, был вдохновлен аспектами как японской, так и китайской культуры. Например, синтоизм, местная религия Японии, сосредоточен на поклонении божествам природы. Кроме того, дзен-буддизм, происходящий от чань-буддизма в Китае, делает упор на медитацию как на путь к просветлению. Средневековые китайские пейзажи, связанные с этой сектой буддизма, часто отображали скудный монохроматический стиль, отражающий спонтанный подход к просветлению. Вместе эти концепции продвигали эстетические ценности деревенской простоты, спонтанности и правды к материалам, которые стали характеризовать дзен-искусство. Сегодня море гравия, камней и мха сада камней и земляные тона глиняных стен контрастируют с цветущей листвой за его пределами, вызывая тишину и созерцание, подходящие для медитации.
Сухой сад камней, Рёандзи (Храм Мирного Дракона), Киото, Япония (изображение: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0) использование растений. Пятнадцать камней разного размера аккуратно разложены группами среди гальки, покрывающей прямоугольник земли площадью 250 квадратных метров. Камни тщательно уложены так, что под любым углом одновременно можно увидеть не более четырнадцати из пятнадцати. Глядя с самой большой группы в крайнем левом углу, взгляд посетителя ритмично перемещается по саду спереди назад и сзади, а затем спереди в правый верхний угол.
Ходзё , Рёандзи (Храм Мирного Дракона), Киото, Япония (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Сад расположен на южной стороне ходзё , главное здание используется для личного кабинета и жилых помещений настоятеля. ходзё разделен на шесть комнат раздвижными дверями, называемыми фусума ; три комнаты на юге (приемная, лекционный зал и зал заседаний) и на севере (кабинет, раздевалка и центральное помещение, состоящее из трех подразделений: служебная, алтарная и спальная) . ходзё также включает в себя сады с каждой стороны здания — сад мха, называемый Западным садом, сад камней и мха и сад с чайным домиком.
Дата? Создатель?Ученые спорят о точной датировке сада, но сходятся во мнении, что первоначально он был создан в пятнадцатом веке, а его нынешний вид относится к периоду Эдо (1615–1868). Личность создателя сада также вызывает споры, поскольку нет никаких записей о саде камней до начала 1680-х годов. Ранние описания объясняют, что в саду есть девять больших камней, изображающих «тигрят, пересекающих воду», и приписывают дизайн Мацумото, главному покровителю Рёандзи, или Соами (знатоку, художнику и дизайнеру садов), посещавшему сёгунат Асикага. Надпись, вырезанная на обратной стороне одного камня, свидетельствует об участии профессиональных рабочих в архитектуре сада — на камне два имени, Котаро и Хикодзиро, которые были известны как sensui kawaramono (работники на берегу реки), принадлежащие к низшим социальным слоям. Поскольку сегодня в саду пятнадцать камней, очевидно, что расположение, которое мы видим сейчас, не может быть таким же, как первоначальный средневековый дизайн (в котором было девять камней). Хотя до сих пор неясно, кто спроектировал сад или как он изначально выглядел, очевидно, что сад Рёандзи менялся с течением времени.
Рёандзи (Храм Мирного Дракона), сухой сад камней, кабинет и территория, Киото, Япония (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Значение садаБыло предложено множество различных теорий о значении сада — одни говорят, что он представляет собой острова, плавающие в океане, или мать-тигрица, несущая детенышей по морю, в то время как другие говорят, что он символизирует японскую эстетику. концепция ваби (утонченный аскетизм) и саби (сдержанный вкус), или фундаментальный идеал философии дзэн. Более поздняя теория утверждает, что это выражение чистой формы абстрактной композиции, предназначенной для побуждения к медитации. Первоначально предназначенный для представления живописных изображений или символизации метафизических концепций, деревенский аскетизм и минималистский сад камней в Рёандзи, несомненно, играли значительную роль в искусстве и архитектуре со времен средневековья до наших дней в Японии.
Кёёчи (Зеркальный пруд), Рёандзи (Храм Мирного Дракона), Киото, Япония (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Искусство и архитектура в РёандзиСлава каменного сада в Рёандзи настолько велика, что затмила другие части храма, в том числе Кёёчи (Зеркальный пруд, расположенный в нижней части участка), небольшой западный сад и задний сад с чайхана. Зеркальный пруд напоминает придворные сады периода Хэйан (79 г.4–1185), а чайхана и сад датируются седьмым веком. Рядом с чайханой находится знаменитый каменный бассейн с водой.
Оценка живописи , из набора «Четыре достижения», школа Кано, период Момояма, ок. 1606 г., четыре из восьми панелей на панелях раздвижных дверей, тушь, цвет, золото и сусальное золото на бумаге, 182,9 × 731,5 см (Метрополитен-музей)
Настенные дверные росписи, которые когда-то украшали ходзё , сохранились сегодня в японских и зарубежных коллекциях. Среди них две большие панели с изображением «Китайских бессмертных» и «Четыре элегантных достижения» принадлежали главному залу Рёандзи и когда-то выходили на его сад камней. Они были изъяты из Рёандзи и проданы в 189 г.5, когда буддизм преследовался во время нового режима Мэйдзи. Эти работы поступили в коллекцию Метрополитен-музея в 1989 году. В отличие от строгих монохромных тушью пейзажей и картин с изображением птиц и цветов, украшающих покои аббатов в храмах Дзэн, датируемых периодом Муромати, они изображают сюжеты китайского повествования, переданные с помощью экстравагантные цвета на золотом фоне. Это позволяет заглянуть в радикальный сдвиг во внутренней программе дзэнского монастыря в период позднего Момояма и раннего периода Эдо, во главе с возвышением военачальников-самураев как выдающихся меценатов и влиятельных политических деятелей.
Рёандзи и культура дзен в современную эпохуСовременные ученые критикуют романтизированное представление об искусстве и культуре дзен как символе японской эстетики, указывая на то, что эта интерпретация в значительной степени является продуктом двадцатого века, подпитываемым рост национализма в Японии. Кроме того, дзен-буддизм распространялся на Западе и просачивался через художников-модернистов, которые были очарованы минималистичными перспективами и абстрактными формами японских садов камней. Какой бы скептицизм ни сохранялся в отношении существующих предположений о саде и культуре дзен, никто не может отрицать культурное и историческое значение Рёандзи и его сада камней.
Дополнительные ресурсы
Исторические памятники древнего Киото (города Киото, Удзи и Оцу), видео из ЮНЕСКО.
История садов в Восточной Азии: Интернет-ресурсы (Центр выпускников Барда).
Ryoan-ji Сайт Колумбийского университета.
Подробнее о дзен-буддизме из Хронологии истории искусств в Хайльбрунне Музея искусств Метрополитен.
Франсуа Бертье и Грэм Паркс, Чтение дзен в скалах: японский сухой ландшафтный сад (Чикаго, штат Иллинойс: University of Chicago Press, 2000).