Концерты современной классики, музыка, композиторы
Ближайшие концерты
оркестров неоклассики
Оркестр Неоклассика
CAGMOCinema And Game
Music Orchestra
The Beatles Симфония
Уникальную программа в исполнении камерного оркестра, созданная с особой любовью и уважением к первоисточнику
Подробнее
Слушать
Симфония Фэнтези Игр – Часть 1
Завораживающий мир трогательной, глубокой, искренней музыки из Heroes of Might and Magic, Lineage, Warcraft, The Witcher, The Elder Scrolls и других эпических видеоигр
Подробнее
Слушать
Симфония Фэнтези Игр – Часть 2
Завораживающий мир трогательной, глубокой, искренней музыки из Heroes of Might and Magic, Lineage, Warcraft, The Witcher, The Elder Scrolls и других эпических видеоигр
Подробнее
Слушать
Концерты
иностранных исполнителей
Shin Jiho
Главный романтик и звезда корейской инструментальной музыки исполнит свои лучшие произведения и впервые представит дебютный альбом The Momentist в сопровождении струнных
Информация о переносе
Подробнее
Слушать
Успешной работы в сфере организации концертов, туров и фестивалей полного цикла. Культурного экспорта и импорта, продюсирования музыкальных проектов и звуко-записи.
72
Артиста
Мы выступаем надежными партнерами для музыкантов, обеспечивая полный цикл планирования и управления проектами.
131
Концертный зал
Мы являемся партнерами лучших концертных залов в России и тщательно выбираем площадки для каждого события.
300000
Человек
Живая аудитория за 2022 год.
Что такое
Неоклассика?
Термин
Неоклассика
Термин “неоклассика” для обозначения конкретного музыкального жанра был впервые использован нашим агентством в 2010 году для одноименной серии концертов с участием Ludovico Einaudi, Olafur Arnalds, Nils Frahm, Fabrizio Paterlini и других современных композиторов. Благодаря лаконичности и содержательной точности он глубоко укоренился в сознании общества и стал ассоциироваться с неакадемической музыкой ныне живущих авторов, представленной как самостоятельные произведения либо объединенной общим нарративом в формате саундтрека к фильму или видеоигре. Наше агентство на протяжении многих лет популяризует неоклассику в России, став отправной точкой для успешной карьеры большинства известных в России зарубежных и отечественных композиторов. Сегодня под этим термином мы объединяем всех актуальных творцов, новаторов и хранителей древних традиций, работающих за пределами академической формулы.
Музыка
Неоклассика
Неоклассика — мелодически стройная, кинематографичная, ясная музыка на стыке академической традиции и новых жанров. Объединяя опыт прошлого с новаторскими композиторскими техниками, представители этого направления находятся в постоянном поиске гармонии формы и смысла, равновесия между интеллектуальной насыщенностью и эмоциональной выразительностью, камерностью и универсальностью. Они исследуют разные области звука, стремятся угнаться за непрерывной эволюцией музыкального языка, обогатить его новыми средствами, сохраняя прочную связь с наследием великих предшественников.
Зритель
Неоклассики
Умный, самодостаточный и разносторонний — таков образ слушателя неоклассики. Он уже вырос из юношеского максимализма с его реакционностью и китчем, но для академической строгости еще недостаточно заматерел. Это люди, не пропускающие знаковые культурные события, лидеры мнений, интеллектуалы, представители деловых кругов, творческая интеллигенция, меломаны, которым чужды навязанные жанровые и возрастные стереотипы, субкультурные рамки и элитарность. Их объединяет ностальгия и эмоциональная связь с произведением через музыку, любовь к творчеству современных композиторов, которые в XXI веке стирают важнейшие исторические рубежи в развитии музыки, являясь отражением духа времени, эпохи мирового симбиоза культур, искусств и цивилизаций.
Атмосфера
Неоклассики
Неоклассика дарит незабываемые эмоции и помогает найти спасение от суеты современного мира. Эта медитативная, отрешенная музыка доступна широкому кругу слушателей, она для всех и одновременно для каждого. Неоклассика мотивирует на новые свершения, освобождает от переживаний, способствует ментальному очищению, перезарядке и достижению гармонии внутреннего мира. С ней всегда связаны настроения долгожданного ожидания, радости от новых открытий, а идеальный баланс эмоциональной составляющей, атмосферной обстановки залов, предвкушения и послевкусия от концерта в совокупности дают восторг.
Агенство
Неоклассика
Неоклассика — это название концертного агентства, стоявшего у истоков этого музыкального направления в России. Мы профессиональная команда с более чем десятилетним опытом и эксклюзивным пулом артистов. Нас вдохновляет глобальная задача культурного преобразования общества и возможность дарить людям незабываемые впечатления. Мы позиционируем себя как межнациональный и межкультурный мост между слушателем и композитором, а в наши основные задачи входит создавать необходимую среду для качественного и динамичного развития этого музыкального направления. Мы всегда рады новым консультационным, административным и творческим проектам и являемся надежным партнером для наших клиентов. Подробнее о наших услугах вы можете прочитать в разделе Услуги.
Лучшие неоклассические альбомы. Часть первая
Ежегодно неутомимый конвейер музыкальной индустрии поставляет десятки неоклассических релизов, но есть среди них те, которые единогласно признаются значимыми, навсегда западают в душу или меняют правила игры в жанре. Мы выбрали десять абсолютно идеальных альбомов для каждого поклонника неоклассики.
Оулавюр Арналдс (Ólafur Arnalds) и «For Now I Am Winter»Третий по счёту и самый грандиозный альбом в дискографии Оулавюра Арналдса, записанный при участии Исландского симфонического оркестра в полном составе. Студийная работа над материалом длилась девять месяцев, и после релиза «For Now I Am Winter» попал в десятку лучших классических альбомов Billboard. В альбоме объединились близкий Арналдсу минимализм с математически выверенными фортепианными интервалами, эмоциональные и местами драматичные струнные, для которых делал аранжировки Нико Мьюли, электроника, и впервые появился вокал. В сотрудничестве с вокалистом Арноуром Даном, участником исландской группы Agent Fresco, композитор записал пять треков. Для Оулавюра Арналдса, ранее категорически отрицавшего вокал в своих работах, это главный эксперимент на «For Now I Am Winter». Тем не менее, сингл с альбома, получивший наибольшую известность – инструментальный «Only The Winds». Одноимённое видео собрало более семи миллионов просмотров на YouTube, а трек стал примером массового успеха неоклассики.
Подробнее о композиторе в альманахеЛюдовико Эйнауди (Ludovico Einaudi) и «Divenire»
Людовико Эйнауди на момент выпуска «Divenire» уже был известен своими многочисленными работами над саундтреками к кино и имел в дискографии восемь сольных альбомов. Творчество композитора в первую очередь было неразрывно связано с минималистичными фортепианными мелодиями, но «Divenire» расширил его звуковую палитру. В некоторых треках Эйнауди к сольному фортепиано добавил струнный оркестр. Простые гармонии и повторяющиеся паттерны в этом альбоме ожили. Людовико оставил минимализм в качестве базы, но добавил к нему кинематографическую эмоциональность. Британская радиостанция Classic FM очень точно описала альбом в рецензии: «Здесь пьеса может начинаться как простая последовательность из четырех аккордов, но затем из почти ничего она превращается в оживленный улей, в котором бурно циркулирует музыка». «Divenire» получил высокие оценки критиков. Самая яркая в альбоме и обласканная вниманием профессионалов музыкальной индустрии композиция — «Primavera», записанная при участии Королевского ливерпульского филармонического оркестра.
Подробнее о композиторе в альманахеМакс Рихтер (Max Richter) и «Sleep»
Альбом «Sleep» британского композитора, лауреата премии Европейской киноакадемии Макса Рихтера условно разделен на 31 произведение общей продолжительностью восемь часов. Именно столько длится здоровый сон человека, по мнению ученых. Непрерывным потоком музыки Рихтер сопровождает циклы сна, меняя характер композиций в зависимости от фазы. Во время работы над альбомом он консультировался с известным нейробиологом Дэвидом Иглменом, чтобы выяснить, как музыка воздействует на погруженный в сон мозг и создать самую длинную в истории колыбельную. Восьмичасовой концерт, на котором прозвучал «Sleep» в живом исполнении, вошел в Книгу рекордов Гиннеса. «Sleep» — это не только аудиолекарство для спящих. Рихтер превращает сон в акт искусства, а сам характеризует альбом как «приглашение к мечтам». Здесь невозможно определить кульминацию или главный трек. Спокойные, умиротворяющие звуки струнных, фортепиано, органа смешиваются с синтезаторами, сопрано вокалистки Грейс Дэвидсон и вовлекают в музыкальный лабиринт, двигаясь по которому слушатель будто вновь и вновь возвращается в исходную точку.
Подробнее о композиторе в альманахе youtube.com/embed/aB-J7YIwkaY» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> EMIKA и «Klavirni»
Эма Джоли вслед за успешными электронными релизами выпустила в 2015 году альбом фортепианной музыки. После она еще вернется к живым инструментам в «Melafonie», но «Klavirni» стал для нее первым подобным экспериментом. В альбом входит 13 коротких пьес. Emika записала их в родительском доме в Великобритании, где гостила несколько недель. Все композиции артистка исполнила на старом, знакомом ей с детства пианино, которое Эма называет главным инструментом в своей жизни. Затем материал был пересемплирован и обработан на студии в Берлине. Почти все пьесы начинаются с арпеджио, продолжаются повторяющимися ломаными аккордами, которые затем вырастают в красивую мелодию. В «Klavirni» нет амбиций Emika как композитора или пианистки. Это очень личная работа, в которой отражены нежные эмоции, возникающие при встрече с чем-то родным из далекого прошлого. Тем не менее, альбом нашел широкий отклик у слушателей — заглавный трек «Dilo 7» в течение года после релиза был прослушан на стриминговых сервисах более 140 миллионов раз.
Роберто Каччапалья входит в тройку композиторов, представляющих итальянскую неоклассическую сцену на мировом уровне (наряду с Людовико Эйнауди и Фабрицио Патерлини). «Quarto Tempo» — важнейший альбом в его дискографии, который и принес итальянцу мировую славу. В своих ранних работах композитор увлекался электроникой, но в «Quarto Tempo» фокус интереса сместил на симфоническую музыку. В этот момент началось сотрудничество Каччапалья с Королевским филармоническим оркестром, продолжившееся в последующих альбомах. Почти каждое произведение с «Quarto Tempo» — это хит, если термин уместно применять к подобной музыке. В альбом вошли некоторые ранее опубликованные треки («Atlantico» и «How Long»). Большую часть составили новые работы, среди которых знаменитая «Oceano» в поддрежку которой был снят видеоклип. Помимо официальной версии в интернете можно найти более сотни каверов на «Oceano» в исполнении профессиональных пианистов и любителей. В 2017 году в честь юбилея альбома вышло его переиздание, а после композитор отправился в тур с программой Quarto Tempo Celebration.
Подробнее о композиторе в альманахеНильс Фрам (Nils Frahm) и «Spaces»
Немецкий композитор Нильс Фрам называет свой седьмой сольный альбом «Spaces» коллажом полевых записей. Материал для него он собирал на протяжении двух лет, записывая свои выступления в разных местах. В альбом вошли концертные записи как новых, так и ранее опубликованных треков. Для фиксирования live-версий в залах композитор использовал различные средства, включая кассетный магнитофон и бобины. В «Spaces» аудитория на концертах Фрама выступала музыкальным инструментом. Роскошные многослойные синтезаторы, сменяющиеся на минималистичное фортепиано, дополнены кашлем, рингтонами, аплодисментами зрителей, которые сделали альбом более фактурным. Этот релиз иллюстрирует индивидуальность композитора лучше, чем любые другие его студийные записи. Ощущение присутствия на живом выступлении Фрама, по мнению критиков, наиболее точно передает композиция «Says», которая попала в чарт лучших треков 2014 года по версии авторитетного портала Pitchfork.
Подробнее о композиторе в альманахеЙохан Йоханнсон (Jóhann Jóhannsson) и «Englabörn»
Альбом «Englabörn» 2002 года — дебютный для исландца Йохана Йоханнссона как композитора. Йоханнссон — обладатель внушительной дискографии, лауреат премии Золотой глобус за лучший саундтрек к фильму «Вселенная Стивена Хокинга», номинант на «Оскар», BAFTA, «Грэмми». Но «Englabörn», в который вошла музыка для одноименной театральной постановки, остается одной из его главных работ. В 2018 году, после смерти Йоханнссона звукозаписывающая студия Deutsche Grammophon выпустила «Englabörn & Variations». Релиз включает в себя переиздание альбома и новые версии треков. Оригинальный альбом состоит из 16 коротких музыкальных произведений, записаных при участии струнного квартета, фортепиано, органа, глокеншпиля и перкуссии. Вокруг этих традиционных инструментов парят эмбиентные фоны. Открывает диск построенная на контрастах смысла и формы «Odi et Amo». В ней текст древнеримского поэта Катулла о любви и ненависти исполняет синтетический голос. Эта удивительно красивая и грустная мелодия перетекает в инструментальный трек и эхом отражается еще раз в «Krókódíll». Каждая композиция была написана для сопровождения определенной сцены в спектакле, поэтому «Englabörn» лучше прослушивать целиком, чтобы не нарушить драматургию.
Подробнее о композиторе в альманахеA Winged Victory for The Sullen и «Atomos»
«Atomos» — музыка к одноименной постановке одного из величайших хореграфов современности Уэйна МакГрегора. МакГрегор всегда вдумчиво подходит к выбору музыкального сопровождения для своих работ. Он сотрудничал со Стивеном Райхом, Максом Рихтером, Оулавюром Арналдсом, Нико Мьюли. За музыкой для «Atomos» хореограф обратился к дуэту A Winged Victory for the Sullen, который на тот момент выпустил единственный, но заметный альбом. «Atomos» создан из фортепиано, струнных и модульного синтезатора. У композиций нет названий, только номера. Римские цифры служат просто ориентирами, потому что каждый фрагмент функционирует как часть одной длинной пьесы. «Atomos I» — трек, в котором остановилось время. Он начинается с трехминутного дроуна и только после наступает развитие. В последующих двух композициях центральным инструментом становится пианино. В «Atomos V» (номер IV отсутствует) пульсирующее электронное интро неожиданно уступает место струнной секции. Это путешествие продолжается час до «Atomos XII», в котором альбом заканчивается эмбиентным дроуном так, как начинался.
Название альбома «Rivers and Streams» точно отражает специфический стиль игры Любомира Мельника. Самый быстрый пианист в мире (он установил мировой рекорд, извлекая на фортепиано 19 с половиной нот в секунду каждой рукой одновременно) со своей техникой «непрерывной игры» не вписывается в каноны неоклассиков. В его работе слышны отголоски минимализма, но музыка более интенсивна, даже стремительна. Мельник говорит, что альбом сродни медитации на воду, с ее постоянным движением. На «Rivers and Streams» все композиции имеют большую для типичного альбома длину — от 5 до 13 минут. Их спродюсировал Роберт Ратс, основатель лейбла Erased Tapes, на котором вышел альбом Мельника. Благодаря Ратсу в бесконечный поток фортепиано иногда аккуратно вливается акустическая гитара. А в предпоследнем и наиболее эмоциональном треке «The Amazon: The Highlands», посвященном течениям Амазонки, появляется флейта. По мнению критиков, альбом идеально передает дух импровизации пианиста, который присутствует на его живых выступлениях.
Подробнее о композиторе в альманахеPoppy Ackroyd (Поппи Акройд) и «Sketches»
Третий альбом композитора и пианистки, обладательницы премии BAFTA Поппи Акройд состоит исключительно из сольных произведений для фортепиано. В «Sketches» она включила четыре новых трека и фортепианные версии пьес с предыдущих пластинок. Лишив произведения многослойности, Поппи сосредоточилась на технике и выразительности игры. Здесь музыка как будто обнажена, и в этом способе общения со слушателем, всего лишь через один инструмент, заключается сила альбома. Иногда Поппи добавляет полевые записи: в «Rain» — звуки дождя за окном студии, в «Glass Sea» — шум океана, в «Birdwoman» — пение птиц. Птицы вообще для нее любимый объект вдохновения. Главный трек, отражающий идею «Sketches», по мнению композитора, — «Feathers». Это переосмысление пьесы из одноименного альбома 2014 года. Сама Поппи Акройд говорит, что «Feathers» — это музыка о надежде, делая отсылку к произведению поэтессы Эмили Дикинсон «Надежда — это нечто с перьями».
Подробнее о композиторе в альманахе
Неоклассическое искусство | искусство | Britannica
Неоклассическое искусство , также называемое Неоклассицизм и Классицизм , широко распространенное и влиятельное движение в живописи и других изобразительных искусствах, зародившееся в 1760-х годах, достигшее своего расцвета в 1780-х и 90-х годах и продолжавшееся до 1840-е и 50-е годы. В живописи это обычно принимало форму акцента на строгом линейном дизайне в изображении классических тем и предметов с использованием археологически правильной обстановки и одежды. Неоклассицизм в искусстве — эстетическое отношение, основанное на искусстве Греции и Рима в древности, призывающее к гармонии, ясности, сдержанности, универсальности и идеализму. В контексте традиции классицизм относится либо к искусству, созданному в древности, либо к более позднему искусству, вдохновленному античностью, в то время как неоклассицизм всегда относится к искусству, созданному позже, но вдохновленному древностью. Художники-классицисты склонны отдавать предпочтение несколько более конкретным качествам, включающим линию цвету, прямые линии кривым, фронтальность и закрытые композиции диагональным композициям вглубь пространства, общее частному.
Неоклассицизм возник отчасти как реакция на чувственный и фривольно-декоративный стиль рококо, господствовавший в европейском искусстве с 1720-х гг. Но еще более глубоким стимулом был новый, более научный интерес к классической древности, возникший в XVIII веке. Большой импульс неоклассицизму придали новые археологические открытия, в частности исследование и раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи (раскопки которых начались в 1738 и 1748 соответственно). А начиная со второго десятилетия XVIII века ряд влиятельных публикаций Бернара де Монфокона, Джованни Баттисты Пиранези, графа де Кайлюса и антиквара Роберта Вуда содержали гравированные изображения римских памятников и других древностей, что еще больше усилило интерес к Классическое прошлое. Новое понимание, извлеченное из этих открытий и публикаций, в свою очередь, позволило европейским ученым впервые различить отдельные и отчетливые хронологические периоды в греко-римском искусстве, и это новое понимание множества древних стилей заменило прежнее безоговорочное почитание римского искусства. и поощрял зарождающийся интерес к чисто греческим древностям. Особое влияние в этом отношении оказали труды немецкого ученого Иоганна Иоахима Винкельмана и его изощренные теории.
More From Britannica
Западная живопись: неоклассицизм
Неоклассицизм, проявленный в живописи, первоначально стилистически не отличался от французского рококо и других предшествующих ему стилей. Отчасти это было связано с тем, что в то время как архитектура и скульптура могли быть смоделированы на основе прототипов в этих средствах массовой информации, которые действительно сохранились с классической древности, те немногие сохранившиеся классические картины были второстепенными или просто орнаментальными произведениями — до тех пор, пока не были сделаны открытия. сделанные в Геркулануме и Помпеях.
![](/800/600/https/www.stevewilliamskitchens.co.uk/wp-content/uploads/2016/06/luxurious-interior-design-for-your-new-home-9.jpg)
Более строгий неоклассический стиль живописи возник во Франции в 1780-х годах под руководством Жака-Луи Давида. Он и его современник Жан-Франсуа-Пьер Пейрон больше интересовались повествовательной живописью, чем идеальной грацией, которая очаровывала Менгса. Незадолго до и во время Французской революции эти и другие художники заимствовали волнующие моральные темы из римской истории и прославляли ценности простоты, аскетизма, героизма и стоической добродетели, которые традиционно ассоциировались с Римской республикой, тем самым проводя параллели между тем временем и Современная борьба за свободу во Франции. Исторические картины Давида
Неоклассицизм, который обычно проявлялся в европейской живописи к 1790-м годам, подчеркивал качества контура и линейного дизайна над качествами цвета, атмосферы и эффектов света. Широко распространенные гравюры классической скульптуры и греческие вазовые росписи помогли определить эту предвзятость, которая хорошо видна в контурных иллюстрациях, сделанных британским скульптором Джоном Флаксманом в 1790-х годах для изданий произведений Гомера, Эсхила и Данте. Эти иллюстрации примечательны своим радикальным и мощным упрощением человеческого тела, отрицанием изобразительного пространства и минимальной сценической обстановкой. Эта строгая линейность при изображении человеческой формы была принята многими другими британскими художниками-фигуралами, в том числе уроженцами Швейцарии Генри Фюзели и Уильямом Блейком.
Художники-неоклассики придавали большое значение изображению костюмов, декораций и деталей классического предмета с максимально возможной исторической точностью. Это сработало достаточно хорошо, чтобы проиллюстрировать случай, найденный на страницах Гомера, но поднял вопрос о том, следует ли изображать современного героя или знаменитого человека в классической или современной одежде. Эта проблема так и не была решена удовлетворительным образом, за исключением, возможно, блестящих портретов Дэвида, изображающих натурщиков в модных тогда антикварных одеждах, как, например, в его
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Классическая история и мифология составляли большую часть предмета неоклассических произведений. Поэзия Гомера, Вергилия и Овидия, пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, а также история, записанная Плинием, Плутархом, Тацитом и Ливием, обеспечили большую часть классических источников, но самым важным единственным источником был Гомер. К этому общему литературному акценту добавлялся растущий интерес к средневековым источникам, таким как псевдокельтская поэзия Оссиана, а также эпизоды из средневековой истории, произведения Данте, и восхищение самим средневековым искусством в лицах Джотто, Фра Анджелико и др.
Наконец, следует отметить, что неоклассицизм сосуществовал на протяжении большей части своего более позднего развития с кажущейся противоположной и противоположной тенденцией романтизма. Но эти два стиля, далекие от того, чтобы быть отдельными и отдельными, сложным образом смешивались друг с другом; многие якобы неоклассические картины демонстрируют романтические тенденции, и наоборот. Эта противоречивая ситуация поразительно очевидна в работах последнего великого художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра, который писал чувственные романтические женские обнаженные тела, одновременно создавая строго линейные и довольно безжизненные исторические картины в утвержденном неоклассическом стиле.
Гэвин Гамильтон — шотландский художник, археолог и торговец — провел большую часть своей трудовой жизни в Риме, и его картины включают две серии больших и влиятельных полотен на гомеровские сюжеты. Уэст и уроженец Швейцарии Кауфманн были самыми постоянными экспонентами исторических экспонатов в Лондоне в 1760-х годах. Джеймс Барри и Фюсели также сыграли важную роль. Блейк, поэт и художник, в какой-то степени был неоклассиком.
Жозеф-Мари Вьен был не только художником, но и другом археолога Кайла и директором Французской академии в Риме. В это поколение также входил Жан-Батист Грез, нарисовавший несколько предметов классической истории, а также сцены из современной жизни, которыми он наиболее известен; Луи-Жан-Франсуа Лагрене Старший, как и Вьен, директор Французской академии в Риме; и Николя-Ги Брене.
Выдающимся и наиболее влиятельным из всех французских неоклассиков и одним из крупнейших художников Европы был ученик Виена Жак-Луи Давид. Ранние работы Давида в основном рококо, а его поздние работы также возвращаются к типам начала 18 века. Его известность как неоклассика основана на картинах 1780-х и 90-х годов. После получения Римской премии Французской академии в 1774 году (важной в истории французской живописи, поскольку она присуждала пребывание в Риме, где победители изучали итальянскую живопись на собственном опыте), он был в этом городе в 1775–1781 годах и вернулся туда. в 1784 году написать Клятва Горация . Среди современников и почти современников Давида был Жан-Жермен Друэ, чьи исторические картины почти не уступали собственным картинам Давида по строгости и интенсивности.
Чуть более молодое поколение художников включало Жана-Батиста Реньо, Луи-Леопольда Бойи и Луи Гофье. За ними последовала более важная группа, в которую входил Пьер-Поль Прюдон, смешавший в своих картинах мягкий классицизм с лирическим настроением и мягким светом Корреджо. Прюдону покровительствовали императрицы Жозефина и Мария-Луиза. Барон Пьер-Нарсис Герен рисовал в стиле, близком к неоклассицизму Давида, хотя и не был одним из учеников Давида.
Из учеников Дэвида трое стали известными, а один стал очень известным. Барон Франсуа-Паскаль-Симон Жерар имел высокую репутацию портретиста как при Наполеоне, так и при Людовике XVIII. Антуан-Жан Гро исполнил множество больших наполеоновских полотен и после смерти Давида стал ведущим неоклассиком во Франции. Анн-Луи Жироде получил Римскую премию, но перестал рисовать после 1812 года, когда он унаследовал состояние и обратился к писательству. Знаменитым учеником был Энгр, который был важен как неоклассик в своих предметных картинах, но не в своих портретах.
Антон Рафаэль Менгс родился в Ауссиге в Богемии (современный Усти-над-Лабем, Чехия) в 1728 году в семье местного придворного живописца. Сам он был назначен дрезденским придворным художником в 1745 году. В 1755 году он познакомился с Винкельманом и впоследствии стал видной фигурой в римских неоклассических кругах. Менгс важен и как художник, и как теоретик. Однако, помимо него, основной вклад Германии и Австрии в неоклассицизм был теоретическим, а не практическим. Среди ранних неоклассиков были Кристоф Унтербергер; Антон фон Марон, женившийся на сестре Менгса; и Фридрих Генрих Фюгер. После Унтербергера самым интересным художником был Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, выполнявший как портреты, так и сюжетные работы. Он был директором академии искусств в Неаполе и руководил публикацией гравюр с греческих ваз в коллекции сэра Уильяма Гамильтона, британского посла в Неаполе, который был известным знатоком.
Немецкий художник Асмус Якоб Карстенс работал в Берлине и был профессором Берлинской академии. В его художественный кружок входили художники Карл Людвиг Ферноу, Эберхард Вехтер, Йозеф Антон Кох (который был самым выдающимся из этой немецкой группы) и Готлиб Шик.
Одним из первых представителей неоклассицизма и одним из выдающихся художников своего поколения в Италии был Помпео Батони. Его стиль сочетает в себе рококо с элементами неоклассицизма, а его работы включают в себя произведения на классические темы, а также портреты в современной одежде, натурщицу, позирующую со старинными статуями и урнами, а иногда и среди руин. Художник Доменико Корви находился под влиянием как Батони, так и Менгса, и был важным учителем трех ведущих неоклассиков следующего поколения: Джузеппе Кадеса, Гаспаре Ланди и Винченцо Камуччини. Эти художники работали в основном в Риме, первые два заработали репутацию портретистов, а Ланди особенно известен своими хорошими современными группами.
Рим действительно был городом, где наиболее активно работали главные итальянские художники периода неоклассицизма. Одним из таких был Феличе Джани, чьи многочисленные украшения включают наполеоновские дворцы там и в других местах в Италии (особенно в Фаэнце) и во Франции.
Известные художники за пределами Рима включают Андреа Аппиани Старшего в Милане, который стал официальным художником Наполеона и выполнил одни из лучших фресок в северной Италии. Он был также прекрасным портретистом. Одним из его учеников был Джузеппе Босси. Другим ведущим ломбардским художником был Джованни Баттиста дель Эра, чьи энкаустические картины были куплены Екатериной Великой и другими. Другие хорошие примеры неоклассических декоративных схем за пределами Рима находятся во Флоренции во дворце Питти работы флорентийца Луиджи Сабателли и Пьетро Бенвенути, родившегося в Ареццо, и в Венеции в базилике Сан-Марко работы Джузеппе Борсато, родившегося в этом городе и был художником и архитектором. Основными неоклассицистами на юге были сицилийцы Джузеппе Веласко, написавшие важные фрески во дворцах Палермо, и Джузеппе Эрранте.
Другие страны
Основным датским художником, создавшим оригинальные неоклассические работы, был Николай Абрахам Абильдгаард. Среди других датских художников был ученик Абильдгаарда и Давида Кристоффер Вильгельм Экерсберг. Дэвид был очень влиятельным в Брюсселе, где он ушел на пенсию в конце жизни. Картины его бельгийского ученика Франсуа-Жозефа Навеза, например, представляют собой чистый французский неоклассицизм. Двумя главными художниками-неоклассиками в Нидерландах были Гумберт де Супервиль и Ян Виллем Пиенеман. Главным неоклассиком в Испании был Хосе де Мадрасо-и-Агудо.
Археологические исследования классического средиземноморского мира дали знатокам 18-го века убедительное свидетельство порядка и безмятежности классического искусства и послужили подходящим фоном для эпохи Просвещения и Века Разума. Вновь открытые античные формы и темы быстро находили новое выражение.
Успешные раскопки способствовали быстрому росту коллекций античной скульптуры. Иностранные посетители Италии экспортировали бесчисленное количество мрамора во все части Европы или нанимали агентов для создания своих коллекций. Доступность античной скульптуры в музеях и частных домах, а также через гравюры и гипсовые слепки оказала далеко идущее формирующее влияние на живопись и скульптуру 18 века. Подавляющее большинство собранных древних скульптур были римскими, хотя многие из них были скопированы с греческих оригиналов и считались греческими.
В трудах Иоганна Иоахима Винкельмана греческое искусство считалось неизмеримо выше римского. Любопытно, однако, как мало положительного влияния мрамор, который лорд Элджин привез в Англию из Парфенона в Афинах, оказали на скульптуру в Западной Европе, хотя они оказали большое влияние на ученых. Идеалы неоклассической скульптуры — акцент на четкости контура, на ровном фоне, на несоперничестве с живописью в имитации воздушной или линейной перспективы в рельефе или развевающихся волосах и развевающихся драпировках в отдельно стоящих фигурах — были главным образом вдохновлены теорией и римскими неоаттическими произведениями или даже римским псевдоархаическим искусством. Последний вид искусства оказал влияние на Джона Флаксмана, которым чрезвычайно восхищались суровый стиль его гравюр и рельефной резьбы.
«Декорум» и идеализация
Академические теоретики, особенно французские и итальянские в 17 веке, утверждали, что выражение, костюм, детали и обстановка произведения должны максимально соответствовать их предмету. Неоклассики XVIII в. унаследовали эту теорию «декорума», но, отдавая предпочтение универсальному идеалу, реализовывали его в ограниченной форме, подразделяя все действие и выражение на классический покой, идеализируя лица и тела в классических героев и превращая все костюмы, если таковые имеются, в облегающую одежду, чтобы избежать ссылки на эфемерное время.
Серия памятников генералам и адмиралам Наполеоновских войн 18-го и начала 19-го веков в соборе Святого Павла и Вестминстерском аббатстве демонстрирует важную дилемму: в классическом или современном костюме следует изображать героя или известного человека. . Многие скульпторы по-разному изображали фигуры в униформе и полностью обнаженными. Представление о современном герое в старинном костюме принадлежит к традиции академической теории, примером которой является английский художник сэр Джошуа Рейнольдс в одной из его Королевских академий 9.0017 Беседы :
Стремление передать потомству форму современного платья должно быть признано приобретаемым непомерной ценой, даже ценой всего ценного в искусстве.
Даже живого героя можно идеализировать полностью обнаженным, как в двух колоссальных стоячих фигурах Наполеона (1808–1811 гг.) работы итальянского скульптора Антонио Кановы. Одна из самых известных неоклассических скульптур — « Паолина Боргезе Бонапарт» Кановы в образе Венеры-победительницы 9.0018 (1805–08). Она изображена обнаженной, слегка задрапированной и чувственно полулежащей на кушетке — и очаровательный современный портрет, и идеализированная античная Венера.
Отношение к барокко и рококо
Классические академические теории, распространенные в эпоху Возрождения, особенно в 17 веке, отдавали предпочтение античности и тем художникам, которые следовали этой традиции. Среди высоко оцененных художников были Рафаэль, Микеланджело, Джулио Романо и Аннибале Карраччи. Чуть более позднее поколение писателей добавило к списку имя французского художника Николя Пуссена. Утверждалось, что следует избегать изобилия и «ярости» барокко, потому что они ведут к «варварским» и «злым» произведениям. Продолжая эту традицию, Винкельманн, например, утверждал, что итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини был «введен в заблуждение», следуя природе.
Такая враждебность к произведениям барокко, однако, не сразу искоренила их влияние на художников 18-го века, как это можно увидеть в ранней работе Кановы, Дедал и Икар (1779), выполненной до того, как он был в Риме. В гробнице Кановы папы Климента XIV (1784–1787; базилика Санти XII Апостоли, Рим) папа, сидящий на троне над саркофагом, изображен в драматически реалистическом стиле с поднятой рукой в сильном жесте, напоминающем папские гробницы 17 век.
Хотя неоклассические художники и писатели выражали презрение к тому, что они считали легкомысленным аспектом рококо, существует сильное влияние французского рококо на ранний стиль некоторых неоклассических скульпторов. Этьен-Морис Фальконе, Флаксман и Канова начали вырезать и моделировать тенденции рококо, которые затем постепенно трансформировались в более классические элементы.
Враждебно настроенные критики неоклассической скульптуры склонны сравнивать такие работы с «долиной сухих костей». Некоторые художники и теоретики неправильно поняли призыв Винкельмана и его школы подражать древнему искусству. Винкельман имел в виду — как и теоретики 17-го века до него, а также такие писатели, как Шефтсбери и Джонатан Ричардсон, которые оказали на него значительное влияние, — подражание как средство открытия идеальной красоты и передачи духа оригинала. Он не выступал за рабское копирование античности или устранение убедительного красноречия действия и интенсивного выражения. К сожалению, были сделаны бездуховные копии, что привело к отнесению идеалистических произведений к разряду «фригидных». В скульптуре некоторые из важных заказов, к сожалению, привели к этой безжизненной концепции неоклассицизма. Среди примеров — большие мраморные скульптуры Христа и апостолов (1821–1842 гг.) И бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя (1822 г.) работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена в церкви Богоматери в Копенгагене. Мрамор Торвальдсена, в отличие от мрамора Кановы, столь же нейтрален, как и гипсовые модели; действительно, поверхность скульптуры намеренно оставлена нейтральной.
Жесты и эмоции в неоклассических произведениях обычно сдержаны, чтобы отдать приоритет спокойному величию, духовному благородству и красоте. В вакхических сценах веселье сдерживается и никогда не перерастает в буйство. В трагической сцене Андромаха не проливает слез, оплакивая смерть Гектора. Когда Флаксман действительно пытался запугать, как в мраморе «Ярость Афаманта» (1790–1794), насилие кажется натянутым и неубедительным. Действительно, в неоклассической скульптуре почти нет убедительных образов гнева. Концепция античного спокойствия пронизывала европейское искусство. Канова со своими Геркулес и Лихас (1796 г. ) создали большой шарик с преувеличенным выражением, выходящим за рамки его нормального диапазона и, в некоторой степени, за пределы его способностей. Как и Флаксман, он был гораздо более успешным, вырезая образы с тонким выражением, что даже сторонники романтической страсти приветствовали как цель скульптуры, искусства, для которого они выступали за выразительную тонкость, пробуждающую воображение. Они утверждали, что чувствительный зритель найдет сильное выражение и сильную активность в монументальной отдельно стоящей скульптуре нелогичной (т. Е. Мрамор не должен корчиться или летать) и раздражающе театральной.
Среди выдающихся скульпторов раннего британского неоклассицизма были Джон Уилтон, Джозеф Ноллекенс, Джон Бэкон Старший, Джон Дир и Кристофер Хьюетсон — последние двое работали в основном в Риме. Ведущим художником молодого поколения был Джон Флаксман, профессор скульптуры Королевской академии и один из немногих британских художников того периода с международной репутацией. Последнее поколение неоклассиков включало скульпторов сэра Ричарда Уэстмакотта, Джона Бэкона Младшего, сэра Фрэнсиса Чантри, Эдварда Ходжеса Бейли, Джона Гибсона и Уильяма Бенеса.
В то время как в неоклассицизме во Франции доминировали живопись и архитектура, движение нашло ряд заметных представителей в скульптуре. Среди них были Клод Мишель по прозвищу Клодион, создатель многих маленьких ярко-выразительных классических фигур, особенно нимф; Огюстен Пажу; и Пьер Жюльен. Ученик Пигаля Жан-Антуан Гудон был самым известным французским скульптором 18-го века, создавшим множество классических фигур и современных портретов в манере старинных бюстов. Среди других современных скульпторов были Луи-Симон Буазо и Этьен-Морис Фальконе, который был директором скульптуры на фабрике в Севре. Немного более молодое поколение включало скульпторов Жозефа Чинара, Жозефа-Шарля Марина, Антуана-Дени Шоде и барона Франсуа-Жозефа Бозио. Ранняя скульптура известного современника Энгра Франсуа Руда была неоклассической.
Центральная Европа
Важным среди центральноевропейских скульпторов раннего периода был Иоганн Генрих фон Даннекер. Последующие неоклассики включали Готфрида Шадова, который также был художником, но более известен как скульптор; его ученик, скульптор Кристиан Фридрих Тик; художник и скульптор Мартин фон Вагнер; и скульптор Кристиан Даниэль Раух.
Самым выдающимся итальянским неоклассиком был Антонио Канова, ведущий скульптор — и, безусловно, самый известный художник любого рода — в Европе к концу 18-го века. Положение Кановы в последующие 20 лет можно сравнить только с положением Бернини в 17 веке. Однако различия между их карьерами имеют большое значение. Только в начале своей карьеры Бернини вырезал галерейную скульптуру для княжеских коллекционеров, но большинство работ Кановы относится к этой категории. Оба художника проживали в Риме большую часть своей жизни, но, в то время как Бернини находился под контролем пап и ему лишь изредка разрешалось работать на иностранных властелинов, главными покровителями Кановы были иностранцы, и он поставлял скульптуру во все дворы Европы. Прекрасный скульптор разных стилей, в том числе строгих, сентиментальных и ужасающих, Канова создал обширный массив работ, который включает в себя классические группы и фризы, гробницы и портреты, многие в старинных одеждах. Его ученик и соавтор Антонио д’Эсте — один из самых интересных итальянских скульпторов-неоклассиков. Среди других скульпторов-неоклассиков в Риме был Джузеппе Анджелини, наиболее известный своей могилой гравера и архитектора Джованни Баттиста Пиранези в церкви Санта-Мария-дель-Приорато в Риме.
В Милане Камилло Пачетти руководил скульптурным оформлением Арко делла Паче. Работы Гаэтано Монти, родившегося в Равенне, можно увидеть во многих северных итальянских церквях. Тосканский скульптор Лоренцо Бартолини выполнил несколько важных наполеоновских заказов. Мрамор Charity — один из самых известных образцов его позднего неоклассицизма. Однако следует отметить, что он не считал себя художником-неоклассиком и бросил вызов идеализму, который поддерживал Канова и его последователи.
Дания и Швеция
Швед Йохан Тобиас Сергель, придворный скульптор шведского короля Густава III, и датчанин Бертель Торвальдсен, проживший большую часть жизни в Риме, были одними из самых известных неоклассических скульпторов в Европе. Торвальдсен был главным соперником Кановы и в конце концов заменил его в пользу критиков. Его работы были более суровыми, иногда даже архаичными по характеру, а его религиозная скульптура, в первую очередь его великая фигура Христа в церкви Богоматери в Копенгагене, демонстрирует нарочито пугающий возвышенный стиль, который все еще ждет сочувственной переоценки. Среди его наиболее известных учеников был шведский скульптор Йохан Быстром.
Россия
Оба ведущих русских неоклассика были скульпторами. Иван Петрович Мартос учился у Менгса, Торвальдсена и Батони в Риме и стал директором Петербургской академии. Лучшие его работы — гробницы. Михаил Козловский участвовал в оформлении тронного зала в Павловске.
Помимо художника Бенджамина Уэста, который почти полностью работал в Лондоне, ведущими неоклассиками среди американских художников были скульпторы. Уильям Раш создал стоячие классические фигуры, в том числе те, которые раньше украшали гидротехнические сооружения в Филадельфии. В середине 19-гоВ 19-м веке известность получили четыре скульптора: Горацио Гриноу, выполнивший несколько правительственных заказов в Вашингтоне, округ Колумбия; Хирам Пауэрс, особенно известный своими портретными бюстами; Томас Кроуфорд, занимавшийся монументальной скульптурой; и Уильям Ветмор Стори, который жил и работал в Риме, где он был связан с несколькими другими видными американцами 19-го века. В 19 в. в Риме также возник кружок американских женщин-скульпторов, работающих в стиле неоклассицизма (Харриет Хосмер, Энн Уитни, Эдмония Льюис).
Неоклассицизм | Эссе | Метрополитен-музей
Классический идеал
Во второй половине восемнадцатого века в Европе усилилось влияние классической античности на художественный стиль и развитие вкуса. Достижения эпохи Возрождения от периода Рафаэля (1483–1520) до Николя Пуссена (1594–1665) и Клода Лоррена (1604/5?–1682) послужили проводником к возрождению интереса к гармонии, простоте и пропорции, интерес, который набирал обороты по мере того, как новая наука археология выявляла впечатляющие остатки погребенного мира великой красоты. Джованни Паоло Панини Древний Рим (1757; 52.63.1) представляет движение, мощную картину, охватывающую многие памятники в Риме и его окрестностях, включая Пантеон, Колизей, Колонну Траяна, Вазу Медичи, Farnese Hercules и Laocoön . Посреди большой галереи студенты копируют великие произведения древности. Неоклассический стиль возник в результате непосредственного наблюдения и воспроизведения античных произведений и стал доминировать в европейской архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.
Только в восемнадцатом веке были предприняты согласованные усилия по систематическому восстановлению славы утраченных цивилизаций. Иллюстрации свежеоткрытых археологических руин в Афинах, Неаполе (Геркуланум и Помпеи), Пестуме, Пальмире (Сирия), Баальбеке (Ливан), побережье Далмации разошлись по Европе в трактатах с подробными описаниями, живописными ландшафтными видами, репродукциями фресок, размерные рисунки храмов, театров, мавзолеев и скульптур. Отчеты об обширных экспедициях, таких как экспедиции Роберта Вуда, Джона Бувери, Джованни Баттиста Борра и Джеймса Докинза, с их Руины Пальмиры (1753 г.) и Руины Бальбека (1757 г.), Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт Афинские древности (1762 г.) и Роберт Адам Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации (1764 г.) расширили историческую перспективу публики и пробудили страсть ко всему, отдающему древним прошлым.
Путешественники были также важными исследователями римской и греческой древности. В начале восемнадцатого века живописные изображения греко-римских памятников уже можно было найти во дворцах на континенте и в английских загородных домах. Вскоре культурные и чувствительные люди, известные итальянцам как cognoscenti спускались на полуостров, чтобы отправиться в Гранд-тур. В Риме их иногда сопровождал cicerone , доцент, который вел их по лабиринтам музеев, церквей и мраморных памятников. Известные художники, такие как Антонио Канова (1757–1822) и Бертель Торвальдсен (1770–1844), открыли свои мастерские, где постоянно выставляли работы для потенциальных клиентов. Туристы ценили не только свои портреты на память таких художников, как Помпео Батони (1708–1787; 03.37.1), каменные шкафы или картины Палладио.0017 Четыре книги по архитектуре , чтобы снабдить свои библиотеки, а также изысканные древние предметы, с которыми они столкнулись. Столкнувшись с угрозой катастрофического рассеивания этого наследия, вмешались папы. Коллекция античного мрамора кардинала Алессандро Альбани была приобретена Климентом XII в 1733 году, несмотря на выгодные предложения из-за рубежа. В то время как в течение двух предыдущих столетий правящий папа купил бы такие сокровища для себя и своей семьи, они были куплены для самого города Рима и помещены в один из дворцов на Капитолии, спроектированных Микеланджело. Поскольку раскопки постоянно извлекали все больше предметов, Климент XIV открыл в Ватикане большой музей в 1769 году., энергично обогащенный его преемником Пием VI. Музей Пио-Клементино представляет собой вершину папского покровительства искусствам в Риме.
Влиятельные теоретические и исторические сочинения так же сильно, как и сами артефакты, способствовали изменению вкуса. Иоганн Иоахим Винкельманн (1717–1768; 48.141), немецкий археолог и философ, подчеркивал превосходство греческого искусства. Его главная работа, Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst («Размышления о живописи и скульптуре греков», 1755 г.), в частности, превозносил красоту Аполлона Бельведерского . Отвергая представление о том, что искусство подражает жизни, Винкельман учил, что в греческом искусстве обнаруживаются качества, превосходящие природу, в частности, «идеальные красоты, рожденные мозгом образы». Он объяснил, что такие трансцендентные работы выходят за рамки простого правдоподобия, чтобы запечатлеть «более красивую и более совершенную природу». Концепция идеальных форм восходит к платоновским текстам и была темой комментаторов со времен Ренессанса, но прозелитизм Винкельмана завоевал новых приверженцев. «Самая выдающаяся характеристика греческих произведений, — писал он, — это благородная простота и уравновешенное величие жестов и выражений.
Как дно моря мирно лежит под пенящейся поверхностью, так великая душа умиротворенно лежит под борьбой страстей в греческих фигурах».
Сочинения Винкельмана вызвали греко-римскую полемику в 1760-х годах, дискуссию об относительном превосходстве греческой и римской архитектуры и орнамента, тем самым привлекая внимание к упускаемой из виду области. Обширное творчество итальянского гравера Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) с гравюрами древнеримских памятников (41.71.1.7[28]) демонстрирует его восприятие римской практичности как улучшения по сравнению с греческим экспериментом. Другие ученые, поддерживающие Винкельмана, утверждали, что римская культура была меньшим подражанием греческому мастерству формы.
История живописи
В живописи Антон Рафаэль Менгс (1728–1779), протеже Винкельмана и первый художник при дворе Дрездена, свободно использовал классические темы. Примечателен его Parnassus (1760–61), на котором изображен Аполлон в окружении муз, заказанный для виллы Альбани (Рим). Его Август и Клеопатра (1760–61), вдохновленные « жизней » Плутарха, были заказаны Генри Хором (1705–1785) для его загородного дома в Уилтшире. Британский художник Гэвин Гамильтон (1723–179 гг.).8) также обращался к греческой мифологии, завершая Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла (1760–1763), сцену из гомеровской Илиады . Эти художники вместе с Жозефом Мари Виеном, Бенджамином Уэстом, Жаном-Батистом Грёзом и Анжеликой Кауфманн составили первое поколение художников-неоклассиков. Они определили стиль своим акцентом на формальную композицию, историческую тематику, современные декорации и костюмы, жесткость, основательность и монументальность в духе классического возрождения. Французский художник Жак Луи Давид (1748–1825) был учеником Вьена, получив Римскую премию в 1774 году для обучения во Французской академии. В знак симпатии к Французской революции его картины, такие как Смерть Сократа (31.45) выразила новый культ гражданских добродетелей: самопожертвования, верности долгу, честности и стоического аскетизма.
В начале 1790-х годов художник и скульптор Джон Флаксман (1755–1826) опубликовал свои запасные иллюстрации к «Илиаде » Гомера и «Одиссее » (1977.595.53[16]). Используя свои знания в области греческой вазовой живописи, Флаксман избавился от иллюзии пространства и уменьшил объемы до незаштрихованных очертаний, придав своим фигурам абстрактное ощущение нереальности и невесомости, которое понравилось бесчисленным коллегам-художникам.
Цитата
Гонтар, Кибела. «Неоклассицизм». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/neoc_1/hd_neoc_1.htm (октябрь 2003 г.)
Дополнительное чтение
Боурон, Эдгар Питерс и Джозеф Дж. Ришел, ред. Искусство в Риме восемнадцатого века . Каталог выставки. Филадельфия: Художественный музей Филадельфии, 2000.
Фикаччи, Луиджи. Джованни Баттиста Пиранези: Полное собрание гравюр . Кельн: Taschen, 2000.
Харрис, Джон. Палладианское возрождение: лорд Берлингтон, его вилла и сад в Чизвике . Каталог выставки. Монреаль: Center Canadien d’Architecture / Канадский центр архитектуры, 1994.
.Хаскелл, Фрэнсис и Николас Пенни. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры, 1500–1900 гг. . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1981.
Ирвин, Дэвид. Неоклассицизм . Лондон: Файдон, 1997.
.Кинг, Давид. Полное собрание сочинений Роберта и Джеймса Адамов . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн, 1991.
.Эпоха неоклассицизма . Каталог выставки. Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1972.
.Праз, Марио. О неоклассицизме . Лондон: Темза и Гудзон, 1969.
.Торнтон, Питер. Аутентичный декор: домашний интерьер 1620–1619 гг.20 . Лондон: Семь циферблатов, 2000.
.Дополнительные очерки Кибелы Гонтар
- Гонтар, Кибела.