что нужно ребенку для самостоятельности
Создание Монтессори-среды дома прежде всего заключается не в самих материалах, а в создании такой обстановки для малыша, где он мог бы сам, без посторонней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки, чистить зубы и так далее. Поэтому Монтессори-среда дома не ограничивается полочкой с Монтессори-материалами и даже детской комнатой. Родителям, следующим Монтессори-методу, следует продумать всю домашнюю обстановку. Чем же вы можете дополнить вашу прихожую, ванную комнату, кухню, детскую, гостиную, чтобы помочь ребёнку чувствовать себя самостоятельным?
Прихожая
- Низкие крючки для одежды.
- Полочка для ботинок ребёнка.
Комната ребёнка или гостиная с местом, где ребёнок может заниматься с материалами и играть
- Низкие полочки с Монтессори-материалами (или игрушками, материалами для творчества). Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего» и т.
п.).
- Столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества.
- Низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не ставьте слишком много книг, лучше меняйте их время от времени. Книги должны быть красиво расставлены.
- Небольшое креслице для просматривания книг.
- Низкая кровать для сна. В педагогике Монтессори отдают предпочтение низкой кроватке, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию.
- Низко подвешенное зеркало. В педагогике Монтессори рекомендуют зеркало с рождения. Ребёнок смотрит на себя и учится координировать движения. Старшим детям также полезно иметь зеркало в комнате, возможно, несколько меньшее по размеру. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.
- Низко повешенные картины и украшения комнаты. Родители часто вешают картины в детскую, не замечая, что ребёнок их не видит, так как не смотрит так высоко.
Старайтесь украшать комнату так, чтобы это было заметно ребёнку. Красота и гармония дома очень полезны для малыша с самого рождения. Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.
- Низкие шкафчики или полочки с одеждой ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому отдавайте предпочтение низким полочкам. Не выкладывайте сразу всю одежду, ребёнок можете выбирать из 3–4 комплектов, подходящих по погоде.
- Прикреплённая к стене доска для рисования мелом либо мольберт для рисования. Это необязательное, но очень приятное и полезное дополнение. Прекрасно, если вы сможете сделать такой уголок для творчества в комнате ребёнка или в гостиной.
Ванная комната и туалет
- Высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, мыть руки и умываться.
Вы можете использовать отдельную корзиночку для туалетных принадлежностей малыша.
- Игрушки для купания. Конечно, необязательно иметь такие игрушки, но детки обычно очень любят купаться в ванне. И если есть такая возможность, разрешите малышу играть с водой. Вы можете предлагать как небольшие фигурки для свободной игры, так и несколько баночек для переливаний.
- Горшок по возможности должен находится в туалете. Тогда ребёнок с самого начала приучения к горшку будет понимать, что для него существует специальное место. К сожалению, возможность разместить горшок в туалете бывает не всегда. В любом случае нужно как можно раньше переходить от горшка к детскому сидению и подставочке в обычном туалете.
Кухня
- Высокий стул для участия в трапезе со взрослыми.
- Высокая скамейка или подставка, чтобы ребёнок мог доставать до рабочих поверхностей на кухне или до высоких полок. Такую подставку ребёнок должен иметь возможность переносить сам. Поэтому убедитесь, чтобы она была достаточно легкой.
- Столовые приборы ребёнка должны быть расположены на нижних полках или шкафчиках так, чтобы ребёнок мог сам накрыть на стол.
- Губки, тряпочки, швабра по росту ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность сам убрать за собой.
- Вода, сок, фрукты, печенья (или любые другие продукты, которые выбирают родители для того, чтобы ребёнок мог перекусить, когда ему захочется), расположенные так, чтобы ребёнок мог сам достать до них.
Участок
или террасаЕсли вы являетесь счастливым обладателем участка, то ребёнку будет очень полезно проводить там как можно больше времени. Многие родители используют балкон для некоторых из этих материалов:
- Доска для рисования.
- Сенсорные дорожки и коврики.
- Место для игр с водой.
- Песочница.
- Инструменты (молоток и гвозди, гвоздодёр, отвертки и т. п.).
- «Кухня»: место для игры в кухню с природными материалами.
- Место для стирки и развешивания одежды.
- Растения и цветы. Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода.
Принципы формирования домашней среды от Монтессори-педагога АМИ Юрия Филёва
В методе Монтессори ребёнок признаётся вполне способным на принятие осознанных решений. Вся необходимая информация для роста и развития заложена в него изначально, и мы, взрослые, имеем только два варианта поведения:
- либо становимся союзником своему собственному ребёнку и создаём ему благоприятные условия для реализации его внутренних потребностей;
- либо становимся препятствием на пути его роста.
Мы используем средовой подход и действуем согласно так называемого принципа солёного огурца. Создаём такую развивающую среду-рассол, в которой у ребёнка будет достаточно стимулов-вызовов для освоения всех необходимых жизненных навыков. Но есть одно «но»: среда состоит из трёх частей.
Составляющие Монтессори-среды:
- Материальная среда – специально подготовленные материалы для развития ребёнка.
- Подготовленный взрослый, который знает и понимает, что и как он делает в согласии с методом. Условно говоря, это и есть Монтессори-педагог.
- Достаточно большая разновозрастная группа детей (ну хотя бы 10–15–20 чел.), в составе которой и развивается ребёнок.
И если материальную среду можно самостоятельно сконструировать, подготовить взрослого сложно, но возможно, то собрать в домашних условиях такую детскую группу практически нереально. Что же тогда можно сделать?
В первую очередь не стоит воспроизводить школьную среду дома, она нужна исключительно в условиях Монтессори-школы и должна содержать в себе все три компонента. А дома нужна именно отдельная домашняя Монтессори-среда, побуждающая ребёнка к приобретению независимости.
Создаём условия для развития независимости
Нужно просто наблюдать за своим ребёнком и понять его основные задачи. Человеческий ребёнок очень сильно отличается от детёнышей животных. В глаза так и бросается его беспомощность на начальных этапах развития. Природа этой недоформированности заключается в том, что ребёнок может измениться в нужную сторону, приспособиться практически к любой окружающей среде.
Постепенно осваивая пространство вокруг себя, он становится человеком своего места и времени. И уже с самого начала жизненного пути для успешного выживания ему необходимо решить задачу получения независимости. В возрасте до шести лет – это независимость функциональная, то есть возможность самостоятельного решения-осуществления всех своих насущных потребностей. Ну а после шести он уже будет решать задачу интеллектуальной независимости.
В общем, ребёнок старается со всеми окружающими его реальными и потенциальными проблемами научиться справляться сам. Для этого ему необходимо постоянно практиковаться. Вот на достижении этой самой функциональной независимости в домашних условиях я и предлагаю сосредоточиться.
Чем интересно заниматься ребёнку в домашних условиях
Да тем же самым, чем занимаемся и мы, взрослые люди. Собственно, детство во многом нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Именно поэтому все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Мария Монтессори предлагала давать для использования ребёнком по возможности НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться ими по прямому назначению.
Мозг ребёнка в дошкольном детстве занят загрузкой базовых информационных модулей, это построение своеобразной операционной системы. Все нестандартные способы использования предметов лучше оставить «на потом», для более старшего возраста.
Поясню на примерах.
Хотите использовать прищепки? Лучше настоящей стирки и сушки белья занятия с этими предметами не найти. Нет необходимости их использовать для узнавания цвета, к примеру.
Хотите использовать резиновую грушу или шприц для переноски жидкости? Задумайтесь, какие жизненные активности вы можете предложить ребёнку на выходе, и придёте к тому, что разумнее показать способы собирания и перенесения бытовых «разлитостей» губкой или тряпкой. Это логичнее: будет получен действительно жизненно-полезный навык, многократное использование которого гарантировано самой жизнью.
Даёте ребёнку для развлечения и исследования мелких предметов тазики с различной крупой и фасолью? Но для исследования достаточно нескольких штук, а не килограммов, а похожие навыки ребёнок с лёгкостью получает в обычной дворовой песочнице или на песочном/галечном пляже.
А что насчёт обучения счёту и письму
Теперь о пределах мечты многих родителей – раннего чтения и счёта, – постоянно пытающихся привлечь ребёнка к буквам-цифрам как минимум. Все навыки приходят в своё время: когда ребёнок готов, на освоение его подталкивает своеобразный внутренний учитель.
Родителям же нужно чётко осознать, что дом – это просто дом, а не учебная аудитория. Соответственно, и уместнее там среда домашняя. Представьте себе, что вы стремитесь в своё жилище со страстным желанием отдохнуть, вытянув ноги в тапочках или уж просто с намерением переключиться с рабочих проблем на решение чисто бытовых вопросов. А попав домой, оказывается, что вам нужно обратить внимание на синтаксис с пунктуацией и решить несколько дифференциальных уравнений.
В методе Монтессори принято обращаться с детьми на равных. И многие навязанные развивающие активности ребёнком именно так и воспринимаются. Я вовсе не призываю погрузить ребёнка в атмосферу ничегонеделания. Просто гораздо разумнее, наблюдая за ребёнком, определить именно те активности, которые действительно вызывают его искренний интерес, отделяя свои ожидания и «ну вот у знакомых мальчик уже читает» от здоровых исследовательских побуждений своего ребёнка.
Существует и другая крайность, когда ребёнка непременно хотят занять-развлечь, организовывая и возглавляя практически весь досуг ребёнка. По методу Монтессори в центре процесса всегда находится ребёнок, мы лишь создаём ему благоприятную и удобную среду для роста, наполненную активностями и вызовами. А чем заняться непосредственно – решает сам ребёнок, и делает он это под воздействием своих внутренних импульсов, которые в благоприятных условиях становятся всё более волевыми и самоконтролируемыми.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Добавить в избранное Распечатать
Монтессори среда для сенсорного развития, языка и математических способностей в клубе «Умка» в Туле
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/63/8f/b2/638fb24a59e0a4ba2a69e37e9213e590.jpg)
Когда человек рождается, он попадает в «мир великанов», в «мир хаоса». Ребёнка можно назвать «духовным эмбрионом», что означает, что он ещё должен пройти очень большой путь развития. Монтессори среда помогает маленькому человеку пройти этот путь.
В клубе «Умка» Монтессори среда — это безопасная, упорядоченная, содержащая стимулирующий развитие дидактический материал, который способствует введению ребёнка в человеческую культуру и становится для него ключом для познания мира.
Есть основные зоны, характеризующие подготовленную Монтессори среду:
- Зона УПЖ (Упражнения практической жизни)
- Зона сенсорного развития
- Зона развития языка
- Зона математики
1. Зона УПЖ
Зона особенно организованных деятельностей, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни. Это зона, где проявляется желание независимой работы с реальными вещами (реальная посуда, реальные бытовые приборы, предметы).
Таким образом, практическая деятельность в жизни ребёнка способствует успешному достижению цели. Цель зоны УПЖ — развитие самостоятельности, координации движения, концентрации внимания, терпения, ответственности за себя, логического мышления, как естественный результат работы мозга.
2. Зона сенсорики
Большое значение Монтессори среда уделяет сенсорному развитию. «Все знания приходят через чувства». Сенсорный материал состоит из системы предметов, упорядоченная в соответствии с их физическими свойствами — такими, как цвет, форма, масса, состояние поверхности… Это градация-различие от одного предмета к другому равномерно меняется.
Сенсорика — это база для творчества. Ведь, ребёнок не может воображать то, о чем он не знает. Сенсорика — это база для интеллекта. Ведь классификация приносит порядок, делает вещи доступными к пониманию. Эти знания получают из сенсорного опыта.
3. Зона русского языка
Развитие речи начинается с рождения. Уже в возрасте 3,5 — 4 лет ребёнок интересуется буквами. Зона русского языка содержит стимульный материал на расширение словарного запаса, обучение письму и чтению. Материал разработан так, что его можно не только видеть, но и трогать (шершавые буквы), что способствует успеху.
4. Зона математики
Трудные для ребёнка математические понятия становятся понятными благодаря Монтессори материалам. Числовые штанги, шершавые цифры, веретена, золотой материал помогают освоить счёт, состав числа, постепенно освоить таблицу сложения, вычитания и умножения, умение сравнивать и измерять.
«Умка» клуб позаботился о каждой зоне развития. Кроме перечисленного соблюдается температурный режим, проветривания, освещённость помещения. Полочки с материалами на уровне глаз ребёнка, стулья лёгкие, у окна удобное кресло для чтения книг. Всё для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и свободно.
Подготовленная среда | Академия Монтессори по уходу за детьми
Класс Монтессори называется подготовленной средой. Это осмысленно структурированное учебное пространство, где все имеет цель и место. Мебель легкая и подходит для детей, учебные материалы рассчитаны на то, чтобы поместиться в детских руках, и все спроектировано так, чтобы быть открытым и доступным. Подготовленная среда активизирует любовь к обучению через любознательность, стабильность и свободу выбора.
Монтессори-класс — это подготовленная среда
Монтессори-класс известен как подготовленная среда, потому что он специально подготовлен обученным Монтессори-педагогом для создания оптимальной учебной среды для детей. Сам класс нейтральный, с открытой планировкой, в нем чувствуется порядок, красота и гармония. У всего есть цель и место.
Чудеса Монтессори-обучения очевидны, когда вы видите, как дети взаимодействуют с подготовленной средой. Вы не увидите учителя, который руководит уроком Монтессори в передней части класса, или всех учеников, одновременно сидящих за отдельными партами.
Вместо этого вы увидите, как дети свободно передвигаются по классу, выбирают себе занятия и работают индивидуально или в небольших группах. Они могут работать за столом или на полу с небольшим ковриком, чтобы четко разграничить свое рабочее пространство.
Точно так же вы не увидите учителя, нависающего над детьми, исправляющими их работу. Вместо этого вы увидите педагогов, стоящих в стороне, внимательно наблюдающих за своими учениками и вмешивающихся, чтобы помочь только в случае необходимости.
Дети могут глубоко погрузиться в собственное обучение, прогрессировать в своем собственном темпе и открывать для себя результаты обучения посредством повторения и практики. Обучение в среде Монтессори в значительной степени активное, индивидуальное, часто самокорректирующееся и полностью адаптированное к потребностям и интересам каждого отдельного ребенка.
Характеристики подготовленной среды
- Структура и порядок
- Четко определенные области учебного плана
- Материалы отображаются в порядке продвижения
- Ориентация слева направо
- Свобода передвижения и выбора
- Акцент на независимости
- Свобода в пределах
Подготовленная среда
Заказ
Подготовленная среда — это спокойное и структурированное учебное пространство, где дети знают, чего ожидать. Есть специальные полки с материалами для каждой области учебной программы, специальное место для работы за столом или на полу, место для приема пищи и эллипс, где дети собираются вместе. Существует органический поток для движения, обучения и исследования.
Детский размер
Доктор Монтессори заметила, что дети испытывают разочарование в мире взрослых размеров. Вот почему она разработала мебель для детей, доступные низкие открытые полки и учебные материалы, которые легко помещаются в детской руке. Все в подготовленной среде специально предназначено для поддержки самостоятельности и самообладания детей.
Красота
Классы Монтессори чистые, аккуратные и имеют нейтральную цветовую палитру. Окружающая среда в основном создана из натуральных материалов, организована и красиво оформлена с заботой и вниманием. На стене минимальное количество ярких цветов, искусство аккуратно размещено в выделенном пространстве, и нет центрального фокуса.
Реальный
Монтессори-подход делает упор на использование реальных предметов в классе. Это включает в себя использование реальных фотографий животных и предметов, а не мультфильмов, а также использование керамических мисок и металлической посуды вместо пластиковых заменителей. Причина этого заключается в том, чтобы предоставить детям реальный опыт обучения, который укрепляет их уверенность и компетентность в реальных жизненных ситуациях.
Свобода и выбор
В подготовленной среде дети получают свободу передвижения, свободу выбора и свободу времени. Студенты могут следовать своим собственным интересам, работать с деятельностью столько, сколько они хотят, и работать, как и где они хотят.
Стабильность
Класс Монтессори представляет собой стабильную среду обучения, которая редко меняется. Полки и мебель редко двигаются, поэтому дети всегда знают, где их найти и где им место. Эта стабильность помогает детям развить чувство безопасности и знакомство с окружающей средой. Основные материалы Монтессори не меняются; однако новые виды деятельности, особенно в области практической жизни, часто вводятся для отражения интересов детей.
Порядок прохождения слева направо
В подготовленной среде материалы Монтессори сгруппированы по областям учебного плана и отображаются слева направо в порядке возрастания, от самого простого к самому сложному. Эта логическая структура обеспечивает четкий путь для обучения.
Гармония
В подготовленной среде чувствуется умиротворение и гармония. Студенты двигаются осторожно, определяют свое рабочее место и уважают работу друг друга. Дети инстинктивно работают вместе, чтобы создать гармоничное классное сообщество, которое необходимо для обучения, концентрации и исследования.
Ограниченная свобода
Ограниченная свобода относится к основным правилам подготовленной среды. Дети имеют право следовать своим интересам, свободно передвигаться и выбирать работу, если их поведение разумно и приемлемо.
Независимость
Подготовленная среда предоставляет детям безопасное место для исследования и развития своей независимости. Самостоятельность детей поддерживается структурой подготовленной среды, Монтессори-материалами, разделами учебной программы и руководящей ролью воспитателя. Детей активно поощряют делать и думать самостоятельно.
Куда дальше? Материалы Монтессори
Материалы Монтессори — это инструменты практического обучения, которые предназначены для того, чтобы дать детям возможность открыть для себя ключевые результаты обучения путем повторения и практики. Каждый материал обучает одному навыку за раз и специально разработан для поддержки самостоятельного обучения и решения проблем. Логическая последовательность материалов Монтессори составляет основу учебной программы Монтессори.
Монтессори-материалы
В классе Монтессори
Играть найти школу
Чтобы понять суть образования Монтессори, просто войдите в класс. Красивая, уютная и продуманно оформленная комната воплощает в себе каждый элемент революционного подхода Марии Монтессори.
![](/800/600/http/i0.photo.2gis.com/images/branch/5/703687473451975_526a.jpg)
О классах
МЛАДЕНЦЫ И МАЛЫШИ
Учитель, ребенок и окружающая среда образуют учебный треугольник. Класс подготовлен учителем для поощрения независимости, свободы в определенных пределах и чувства порядка. Ребенок посредством индивидуального выбора использует то, что предлагает окружающая среда, для собственного развития, взаимодействуя с учителем, когда ему нужна поддержка и/или руководство.
Посмотреть класс
Ранее детство
Монтессори-программы для детей младшего возраста помогают детям в возрасте от 2,5 до 6 лет стать независимыми, ответственными учениками, которые любят учиться.
Посмотреть класс
элементарный
Начальные программы Монтессори поддерживают развитие и рост детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Посмотреть класс
Среднее
Программы средней школы Монтессори идеально подходят для поддержки когнитивного и социального развития молодежи в возрасте от 12 до 18 лет.
Посмотреть класс
НАЙТИ ШКОЛУ
Поиск школы Стать учителем
Если дать ребенку немного свободы действий, он сразу же закричит: «Я хочу это сделать!» Но в наших школах, где среда приспособлена к потребностям детей, говорят: «Помоги мне сделать это одному».