Художник-кукольник Александра Худякова
- ВСЕ РУБРИКИ
- Интервью
- Статья
- Декоративное искусство
- Графика
- Живопись
- Иллюстрация
- Керамика
- Мода
- Фотография
— Здравствуй, Саша! Ты занимаешься художественной куклой.
— Добрый день. Постараюсь ответить. Есть авторская, а есть художественная кукла. Любая художественная — это авторская кукла, но не любая авторская является художественной. Получается, что есть не так много художников, работы которых можно назвать произведениями искусства, сделанными в жанре «художественная кукла». Но я работаю именно в этом жанре.
— Что за образы ты раскрываешь с своих работах?
— А Бог его знает (смеётся). Разные конечно же. Образы из литературы, но не какие-то конкретные персонажи, а ощущения. Впечатления от прочитанной книги, услышанной музыки, кино. Это мысли, эмоции, ощущения жизненные, которые обличены в аллегорической форме в человеческий кукольный образ. У меня, например, очень редко бывают куклы с именами «Катя», «Лиза»… Они какие-нибудь «Рассвет», «Сумерки». Каждый художник пропускает через себя какой — то образ. У меня в основном женские, бывают мужские, но мало. Наверное потому, что я сама женщина и то, о чём я хочу сказать легче передать через женский образ.

— Возвращаясь к теме антиквариата. Много ли ты его используешь в декоре своих работ?
— Достаточно много. Я иногда даже забываю об этом. Раньше, в самом начале своего «кукольного» пути, я использовала только натуральные материалы, для меня это было важно. В том числе это были и старинные вещи, потому что современные, те же кружева, были искусственными. А сейчас стали появляться кружева, которые абсолютно точно имитируют антикварные. Это тот же самый станок, стоящий во Франции, например, который ещё в 18 веке плёл кружева. И сейчас он тоже плетёт. То есть сейчас я этого не придерживаюсь. Я сейчас всё использую. Это то самое, «когда б вы знали из какого сора». Это действительно так. Я уже как профессионал могу сказать, что я вышла на тот уровень, когда я не заморачиваюсь в выборе материала. Я чувствую себя достаточно свободно. А антикварные вещи часто придают особую духовность работе.
— Какие материалы ты вообще используешь при создании своих кукол?
— Это любимый фарфор, с него я начинала и до сих пор с ним работаю. Был период пластика «FIMO». Мне понравилось, что он светоносный материал, но не такой холодный, как фарфор. Фарфор — это абсолютная драгоценность. В нём есть какая-то возвышенность, которая иногда бывает чрезмерной. А пластик более человечный, он ближе к человеческому телу, теплее что ли. Получается, что фарфор, это более художественный материал, потому что он возвышает. Он не такой, как жизнь человеческая, он выше этого(улыбается).
— В какой — то момент у тебя началась серия «забрызганных» гипсом фарфоровых кукол.
С чего она началась и как это произошло?
— Так или иначе мои куклы — не совсем куклы. Огромное впечатление на меня производила скульптура и прежде всего, почему-то, архитектурная. Может быть именно за счет того, что она в среде. Все страны мира и города борются очистить все исторические скульптуры, чтобы они были в первозданном виде, а мне всегда нравилось, что они покрыты патиной, что они живущие. Нечто мистическое в них есть, когда они не идеально чистые. Уличная скульптура меня всегда завораживала. Опять же холодность и идеальность фарфора хочется иногда нарушить. Не всегда. Порой идешь за этим, а иногда хочется нарушить и добавить к этому идеалу стихии. Совмещение материалов даёт художественность и даже живописность. Плюс ко всему я никогда не думала, что буду кукольником. Я очень хотела быть живописцем, но вовремя опомнилась и нашла свою замечательную нишу. Но «синдром живописца» иногда приводит к таким последствиям.
— А чтобы ты делала в живописи, если бы стала живописцем?
— Да тоже самое.
— Первой из «забрызганных» работ была композиция «Зеркало». Расскажи, пожалуйста, о ней.
— Сама тема зеркал и отражений меня всегда завораживала. Куклы — это всегда отражения человека. Вообще искусство — это так или иначе отражение природы в интерпретации человека. Искусство творит только человек, и когда он что-то делает, то конечно же отражает что -то природное. Музыка — это отражение звуков, танец — ритмов и так далее. Отражения в искусстве это самая главная тема. Когда мы говорим о кукле, то она самое близкое отражение человека. И вообще с детства меня интересовала одинаковость. А ещё мне нравились стихи. Была такая чудесная чудная поэтесса Черубина де Габриак.
«Ты в зеркало смотри,
Смотри, не отрываясь,
Там не твои черты,
Там в зеркале живая,
Другая ты.
…Молчи, не говори…
Смотри, смотри, частицы зла и страха,
Сверкающая ложь
Твой образ создали из праха,
И ты живешь.
И ты живешь, не шевелись и слушай:
Там в зеркале, на дне,—
Подводный сад, жемчужные цветы…
О, не гляди назад,
Здесь дни твои пусты,
Здесь все твое разрушат,
Ты в зеркале живи,
Здесь только ложь, здесь только
Призрак плоти,
На миг зажжет алмазы в водомете
Случайный луч. ..
Любовь.— Здесь нет любви.
Не мучь себя, не мучь,
Смотри, не отрываясь,
Ты в зеркале — живая,
Не здесь…»
В этом стихотворении что -то для меня важное, не знаю что. И композиция двух кукол «Зеркало» — это моя реакция на эти стихи.
Саму Черубину я делала отдельно в виде большой куклы. Она похожа на «Незнакомку» Блока. Это то, чего так жаждала та публика. Они её желали, о ней писали и она появилась.
Вообще, если говорить о моих работах, то это Серебряный век, прерафаэлиты, символизм, модерн — весь блок декадентской истории. Мне это безумно нравится, и я считаю, что в кукле это имеет право на существование даже в наше время. В живописи, если это появляется, то это избито и пошло, в архитектуре — грубо и несовременно. А кукла может себе позволить ностальгические вещи. Жанр художественной куклы вообще многое позволяет сделать. Прелесть этого искусства, что для себя делаешь, а это ещё кому-то нравится, здорово!
— А как твоя личная кукольная история переросла в большой проект Dollart. ru, объединивший многих авторов?
— Сначала не было понятия «кукольники». В кукольное искусство люди пришли в конце 1980 — х — начале 1990-х годах. Все художники делают кукол так или иначе. Для себя, для ребёнка, в подарок, что — то там осталось от проекта, какая-то дребедень валяется на верстаке. У Зураба Константиновича Церетели тоже куклы есть, в Тбилиси, но я этого не видела. То есть все когда-то делали некое антропоморфное небольшое произведение.
В 90-е годы многие художники потеряли возможность работать так, как они работали раньше. Театральные, киношные, мультипликаторы, ювелиры, дизайнеры (у меня вот был «автомобильный» дизайн в Строгановке). В те времена востребованность в этих профессиях отпала, и многие уже не могли реализовать себя в качестве художника. И вот история, которую я всегда рассказываю. Художник Елена Языкова, она дизайнер, работала в музеях, с моими родителями (Константином и Мариной Худяковыми). Но у неё была ещё свободная ветвь её деятельности — куклы. Это первый человек с хорошим художественным образованием, который сказал: «Кукла — это искусство». Никто не верил, но она начала делать кукольные выставки, собирать разных художников. Я тогда была ещё маленькой, лет 15-16, но мне мама рассказывала о ней. Потом Елена организовала Ассоциацию художников-кукольников в Московском союзе художников, тем самым прописав в художественной среде это направление, «Художественная кукла». И стали появляться художники-кукольники. Мы начали постепенно знакомиться и делать собственные выставки, как мы, художники, считаем нужным.
Как возник Dollart. Мой замечательный друг, Никита Тихонов, придумал сделать сайт Dollart.ru. Мы с ним вдвоём его придумали и сделали. На почве этого сайта стали знакомиться художники. И в результате мы сделали выставку Ассоциации художников-кукольников, которую назвали Dollart.ru, по названию доменного имени. Выставки стали ежегодными. Для нас это как большой ежегодный смотр, к которому художники готовятся отдельно, многие вещи некоммерческие. Задача именно художественная. На базе Dollart.ru возник ещё один проект «АРТ — кукла». Это территория экспериментов, куда приглашаются художники других жанров.
Самое главное, на мой взгляд, в проекте Dollart.ru — это конкурс. Это единственный конкурс, в котором участвуют только профессиональные художники-кукольники. Попасть в участники этого конкурса тяжело. Для того, чтобы стать участником конкурса, надо победить в предварительном отборе, в жюри которого входят все участники Dollart.ru. А три победителя участвуют в большом конкурсе, который судят деятели культуры, академики РАХ, медийные персоны, искусствоведы. Это очень большое жюри. И ещё нужно отметить наших главный партнёров — это Творческий Союз Художников России и Галерея Елены Громовой.
-Как поменялся проект Dollart.ru за годы своего существования?
— Он заматерел (улыбается). Он прирос небольшим, но качественным отрядом художников. Новые художники появляются редко. И чем дальше, тем реже. Потому что нормальные люди в куклы не идут. Это не самое денежное занятие, потому что очень много усилий вкладывается в создании работы, а денег выходит не очень много. То есть художники профессионалы в эту сферу не идут, идут любители. Среди них бывают самородки, но это единицы.
— За время существования проектов было проведено очень много тематических выставок. Какую ты бы могла выделить,
что особо запомнилось?
— Мне понравилась выставка с темой «Сны». В выставочном зале мы выключили основной свет, сделали странную подсветку. У меня, например, была большая шарнирная кукла, подвешенная в сетях сна. А Юлия Сочилина, создающая свои работы из дерева, сделала куклу-тень, призрак, в руке которой были перчатки. Юля сказала:»Осторожно, не дотрагивайтесь, это отравленные перчатки!». И в это верилось! Тогда на выставке была какая-то атмосфера мистики. Но я хочу сказать, что все художники нашего объединения с мистикой крайне осторожны. Но иногда заглядывания из-за угла в эту тему бывают довольно интересными.
-Какой автор тебя каждый раз удивляет?
— Я всех обожаю, но Юлия Сочилина восхищает меня до невозможности, это что-то неземное. А любимый мой автор — это Наталья Победина. Смешно, но мы с ней постоянно ноздря в ноздрю идём во многом. Видимо мы в одних сферах душевных, чувственных витаем. И чем-то похожи внутренне, мне так кажется. Это тот самый автор, белая зависть к которому движет художником. Говорят, что художник обязательно должен завидовать, иначе он не будет развиваться. И Наташа Победина — это тот самый художник, о котором я могу каждый раз говорить: » Оооооооо, кааааак она сделала, ммммм! Жалко, что не я ТАК сделала». Ещё любимый мой художник Владимир Гвоздев. Он и как человек чудесный, замечательный друг мой. Правда, он себя кукольником не считает, но мне нравится всё, что он делает. А куклы особенно.
— Да! Потому что они всегда с историей, а не просто образом.
— Когда видишь любую его куклу, ты понимаешь, что видел это когда-то сам, ты знаешь эту ситуацию, которую он описывает. Он сам говорит про себя, что «я же подлый человек, я жму на те самые кнопки, которые называются «сентиментальность», «детство», а вы дёргаетесь». Он очень хороший.
— С какими авторами ты сотрудничала, делала совместные вещи?
— Со скульптором Василием Селивановым, со Светланой Румянцевой. Она тоже играет большую роль в проекте Dollart.ru. Она была участником выставок, а потом активно включилась в организационный процесс, и теперь мы вместе продвигаем Dollart.ru.
Ещё мы с тобой сотрудничали, сделали фотопроект «Зеркало», я горжусь им.
Я бы хотела посотрудничать с Худяковым Константином Васильевичем (смеётся), по мотивам работ которого я часто делаю какие-то вещи. Но не совместно. Хотя с другой стороны это очень страшно.
— Что является сказкой в твоей жизни?
— Это моё творчество. Это та самая сфера, в которой я могу почувствовать себя маленькой, принцессой, кем угодно. То пространство, в котором я могу играть, и есть сказка. В нём можно влюбляться, перевоплощаться. Это уникальная, потрясающая возможность составлять свою реальность и чувствовать всё то, что ты хочешь почувствовать: гнев, печаль, счастье, радость, любовь. В этом пространстве я могу быть тем самым Демиургом, который творит образы, ситуации и много чего. В этом и заключается сказка.
Беседовала Татьяна Свирцова
Художники кукольники известные. Академия искусства художественной куклы. Талантливый мастер из Екатеринбурга
У создателей кукол тоже есть рейтинги. Человек склонен строить иерархии во всех направлениях жизнедеятельности и даже в творчестве. Представляю вам работы. Даже сложно назвать их так… Произведения самых известных создателей коллекционных кукол.
Шелка, старинный бархат, кольца из настоящего золота. Барышни отличаются своей сексуальностью и роскошным облачением.
Куколки сделаны из Cernit и Super Sculpey.
2. Brigitte Deval.
Одно из самых старых, известных и ценимых в кукольном мире имен.
В конце 60-х Бриджит начала моделировать гротеск, сюрреалистическое наследие деятелей в дальновидных и фантастических Северных традициях. Со временем ее работа эволюционирует к более естественной концепции человека. Она имеет более чем 40-летний опыт производства кукол. Некоторые критики говорят, что её куклы имеют душу. Ее сказочные персонажи — таинственные и слегка угрюмые необычайно повысят престиж вашей коллекции.
3. Renate Hornung.
Делает совершенно очаровательных смеющихся детей фантастического портретного сходства. Совершенно не отличимые от живых детей, они просто «подыхают со смеху». К тому же она — редкий автор, создающий кукол в одном экземпляре из фарфора.
4. Anne Mitrani.
Непревзойденный лидер прошлого. Вплоть до 1996 года, когда ее рекорд был побит Робертом Тоннером — нынешним президентом NIADA, она была лидером и по стоимости кукол. Цены на них доходят до 50000$. Ее амплуа — удивительно натуралистичные дети. Милые, примерные и задумчивые.
5. Philip Heath.
Самый большой эстет среди куклоделов. В его коллекции присутствуют предельно натуралистичные куклы самых разных рас и национальностей. Все они большого размера: около метра высотой и тоже фарфоровые .
Произошло затруднение с показом фарфоровых кукол Хита, разве что в предыдущем моем топике были представлены куклы, которые родились в союзе Хита и его жены Кристины Орандж.
6. Laura Scattolini — одна из самых известных современных кукольных мастеров, желанный участник самых престижных кукольных выставок.
7. Laurence Ruet — хорошо известный в мире коллекционеров мастер авторских кукол из полимерной глины. Она создает не более 20 кукол в год, которые моментально находят своих хозяев. Своей задачей Laurence Ruet видит воспроизвести эмоции: «Я очень чутко передаю нежность, изысканность, застенчивость, удивление…»
8. Lisa Lichtenfels.
Та самая Лиза Лихтенфельс, куклы которой красуются в Лувре. И они действительно потрясающие! Мягкие, тряпичные куклы, глядя на которых, начинаешь волноваться за состояние собственного рассудка, настолько они похожи на людей. Она, конечно же, мой фаворит среди мастеров, поскольку создаёт кукол из текстиля…
9. Friedericy.
Единственный итальянец во всей команде, эстет, как все итальянцы и любитель пасторальных мотивов. Теперь — это дуэт (мать Юдифь и дочь Люссия). Раньше был дуэт брат (Джон) и сестра. Но Джон умер. Они живут в Америке. Их куклы великолепны. Они делают их из фарфора, но по своей особой методике. Это симпатичные деревенские детишки прошлого века —исключительно художественные, трогательно корявые, как будто не совсем завершенные. От 2000$ до 8000$.
Открывается набор в Академию искусства художественной куклы!
Новый проект призван вывести профессию художника-кукольника на новый уровень.
Программа включает теорию изобразительного искусства, уникальные авторские курсы по различным технологиям, мастер-классы, семинары, экскурсии.
Наши преподаватели — ведущие художники-кукольники России, известные скульпторы, живописцы, искусствоведы, дизайнеры, галеристы, психологи.
Уникальностью обучения является система именных творческих мастерских, лично курируемых известными художниками.
Наши выпускники овладеют основными технологиями кукольного мастерства, получат базовые знания по теории искусства и возможность под руководством профессиональных мастеров определить и сформировать свой неповторимый стиль в искусстве художественной куклы.
Программа:
Теоретическая часть:
История куклы
(А. Журавлев — доктор биологических наук, И. Морозов — доктор филологических наук, Т. Вархотов — доцент кафедры философии и методологии науки)
– 18 часов
История западно-европейского искусства
(А. Худякова — член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU, художник, член Творческого Союза художников России (ТСХР)) — 54 часа
История русского искусства
(З. Кленина, искусствовед) — 24 часа
История советского искусства (З.Кленина, искусствовед) — 20 часов
История материальной культуры в образах и костюме
(С.Румянцева, художник, председатель Секции Художественной Куклы ТСХР) — 44 часа
Новейшая история российской современной художественной куклы
(Н.Победина, художник, председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)) — 4 часа
Литературный сюжет в искусстве. Мифы, легенды, литература
(А. Худякова — член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU, художник, член Творческого Союза художников России (ТСХР)) — 22 часа
История игрушки
(С.Романов, художник, коллекционер) — 8 часов
Этника и фольклор в современной культуре
(Н. Величко, художник, искусствовед) — 8 часов
Интуитивное творчество
(И.Андреева, художник) — 4 часа
Новейшая история зарубежной современной куклы
(И. Народицкая, мастер художественной куклы, член Московского Союза Художников (МСХ), член Национального института американских художников-кукольников (NIADA)) — 4 часа
Свобода творческого самовыражения
(И. Шитуева, психолог) — 2 часа
Роль взаимодействия галереи и художника в контексте развития искусства
(Е. Громова, галерист; К. Худяков, заслуженный художник РФ, действительный член РАХ, председатель ТСХР) — 4 часа
Япония далекая и близкая
(Е.Маньшавина, художник, член МСХ) — 8 часов
Роль детали в искусстве
(Э. Райторовская, художник, член МСХ и ТСХР) — 8 часов
Итого 232 акад.часа
Практическая часть
Скульптура
(В.Селиванов, скульптор, дипломант и стипендиат Союза художников России) — 32 часа
Рисунок
(А.Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) — 12 часов
Живопись
(Т. Булгакова, художник)) — 12 часов
Цветоведение
(А.Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) — 24 часов
Стили декоративно-прикладного искусства
(Н.Величко, художник, искусствовед) — 20 часов
Технология изготовления куклы из папье-маше
(Н. Лопусова-Томская, художник, член МСХ, ТСХР) — 20 часов
Технология изготовления куклы из фарфора и флюмо
(С.Никульшина, художник, член ТСХР) — 16 часов
Технология изготовления куклы из запекаемых полимерных масс (И.Качарава, художник) — 16 час.
Технология изготовления куклы из самотвердевающих масс
(Л.Лукьянчук, художник, член ТСХР) — 16 часов
Технология изготовления куклы из дерева
(Ю.Петракова, художник) — 8 часов
Технология изготовления куклы из текстиля
(М.Торочешникова, художник, член МСХ) — 8 часов
Роспись лица куклы
(А.Кукинова, художник, член МСХ, член ТСХР) — 12 часов
Костюм и аксессуары для куклы
(С.Никульшина, художник,член ТСХР) — 8 часов
Конструирование костюма
(Н. Победина, художник, председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)) — 8 часов
Создание куклы в японском стиле
(Е.Маньшавина, художник, член МСХ)- 8 часов
Итого 220 акад. часов
Экскурссии (С. Румянцева, З. Кленина, В. Селиванов) — 12 акад.часов
Дипломное проектирвание (А. Худякова, Н. Победина, Н. Лопусова -Томская, С. Румянцева,
И. Народицкая) — 40 акад.часов
Факультативы:
1.Анатомический рисунок
(В. Селиванов, скульптор, дипломант и стипендиат Союза художников России -12 часов
2.Колористическое крашение ткани (А. Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) — 12 часов
3.Изготовление ватной игрушки
(С. Романов, художник, коллекционер) — 8 часов
4.Изготовление елочной ретро-игрушки
(Е. Маньшавина, художник, член МСХ) — 8 часов
5.Технология костюма
(С.Румянцева, художник, председатель Секции Художественной куклы) — 12 часов
6.Графический дизайн. Информационные технологии.
(В.Андрианов, графический дизайнер) — 12 часов
7.Фотография
(А.Тельпуховская, профессиональный фотограф) — 12 часов
8. Психологические тренинги (И.Шитуева, психолог) — 12 часов
Попечительский совет:
Худяков К.В. — заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии Художеств (РАХ), председатель Творческого Союза художников России (ТСХР)
Громова Е.М. — галерист
Рудковская А.А. — коллекционер
Андреева Т.Б. — коллекционер
Румянцева С. М — председатель Секции Художественной куклы
Худякова А.К. — член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU
Творческого Союза художников России (ТСХР)
Победина Н. С. — председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)
Матрешка — далеко не единственная кукла, ставшая национальным символом. Большинство ее иностранных «коллег» старше лет на 300, хотя есть и молодые последователи. «Огонек» рассказывает о куклах, которые покорили мир
Арлекин, прежде чем из него сделали узнаваемую во всем мире куклу, был известным персонажем итальянского театра масок XVI века. Изначально простофиля и шут Арлекин был одет в костюм, напоминающий крестьянские лохмотья. Однако со временем, когда образ начали тиражировать, его приодели. Костюм стал пестрым, заплаты на ткани превратились в яркие ромбы. Пару веков спустя Арлекин уже стал полноценной куклой, более того — одним из главных сувениров Италии.
Петрушка
Эта кукла — классический образец перчаточной куклы — известна в России с XVII века. Свои Петрушки есть и в Европе: в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч. Петрушка — не просто кукла, это театральный персонаж, который своей популярностью обязан представлениям на ярмарках. Известные классические сюжеты, которые разыгрывали «петрушечники»: сцена с невестой, обучение Петрушки солдатской службе, лечение Петрушки. Кто не знает: у Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов (это имя упоминается как раз в одной из сценок).
Кукла вуду
Назначение этой тряпичной игрушки — самое мистическое: считается, что с ее помощью можно воздействовать на человека. Есть версия, что на территории Бенина африканцы занимались этим еще тысячу лет назад, но более популярна версия о том, что кукла появилась на Гаити в XVII-XVIII веках вместе с массовым завозом рабов из Африки. В США и на Кубе ее чаще называют «сантерия». Что касается Европы, то во многих странах сегодня нарасхват штучная продукция — куклы вуду приобретают для «расправ» над неверным возлюбленным или чересчур строгим начальником.
Кукла кокэси родом из Тохоку, что на северо-востоке Японии, достойна особого внимания. Уже в начале XVII века она пользовалась изрядной популярностью у заезжих гостей: считалось, что эти куклы обладали магическими свойствами, приносили удачу и исполняли желания. Сегодня известно 11 видов кокэси (у каждой из них — свое имя). Но тип неизменен — цилиндрическое тело и голова. Ручек и ножек у куклы нет. Считается, что именно этот тип вдохновил русских умельцев на создание матрешки в конце XIX столетия.
Еще одна знаменитая японская кукла, которую тоже считают прототипом матрешки. Помимо того, что у нее нет ни рук, ни ног, она еще округлой формы и яркой — обычно красной — расцветки. Точная дата рождения не установлена — считается, что поточный выпуск дарумы совпал с началом XVII века. А вот названа она была в честь основателя дзэн-буддизма — Дарумы. По легенде, он девять лет своей жизни провел в медитации, после чего у него отнялись ноги. Сегодня дарума помогает исполнять желание — на новый год на кукле пишут свое имя и загадывают желание.
Бумажная кукла
Первые куклы из бумаги с гардеробом, который также нужно вырезать, появились в Европе в середине XVIII века, а чуть позже и в Америке. Пресса тогда писала, что куклы помогут маленьким девочкам «проявить хороший или дурной вкус в одежде или прическе». Особенно славились английские бумажные куклы, чьи создатели прорисовывали самых мелких деталей костюма. Американцы, напротив, сделали куклу максимально доступной — компания McLoughlin Brothers в середине XIX века продавала кукол по минимальным ценам и огромными тиражами.
Пиноккио
Эта деревянная кукла родилась в 1883 году после выхода в свет книги итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Главный герой — деревянный мальчик с постоянно растущим от вранья носом — моментально зажил собственной жизнью. В его честь открывали рестораны, детские клубы и, само собой, выпускали деревянных кукол. Сегодня их можно найти по всему миру, но особенно популярен Пиноккио во Флоренции, где родился и умер автор сказки.
Эти куклы-статуэтки с непропорционально большой головой появились в конце XIX века, но на поток их производство поставили лишь в 20-е годы XX века американцы. Куклы были из папье-маше и изображали легендарных бейсболистов. Затем баблхэдов стали выпускать в пластмассе, расширив ассортимент: там были видные актеры, певцы, герои мультфильмов и даже политики. Из последних наиболее заметными стали баблхэды английской королевы, премьер-министра Путина, президента Обамы и основателя компании Apple — Джобса.
Культовая для всех маленьких (и не очень) девочек кукла была придумана в 1959-м в США, в штате Висконсин. «Мама» куклы — Рут Хэндлер — была стенографисткой компании Mattel. Она хотела сделать идеальную женщину, а за основу взяла образ героини эротических немецких комиксов Лили (начало 1950-х годов). За время своего существования кукла принесла своей создательнице свыше 2 млрд долларов. Из национального символа Барби давно стала наднациональным — считается, что каждые 1-8 секунд в разных уголках мира кто-нибудь покупает Барби.
Беби Борн
В конце 1980-х создатель этого пластмассового младенца, австралиец Виктор Пракас, хотел одного: «Чтобы она помогла девочке почувствовать себя маленькой мамой». Идею перекупила и довела до совершенства известная немецкая компания Zapf Creation. Теперь кукла действительно требует усилий и денег, которые дают представление о тех, которые придется потратить на живого ребенка. Беби Борн умеет плакать, смеяться, есть и ходить в туалет. Еда, одежда, обувь, подгузники и прочие аксессуары всегда в наличии — разумеется, за отдельную плату.
Подготовила Елена Барышева
Ремесло мастера кукол — это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Если скульптор или живописец творит произведения изобразительного искусства, то ремесло художника-кукольника кажется чем-то несерьёзным.
Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа — человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.
Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.
Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.
Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел — украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.
Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.
Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.
Недаром говорят, что ремесло кукольника — это с одной стороны искусство, а с другой — игра. Для настоящего художника кукла — это почти живое существо. А кукла для театра — это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.
Куклы в театре — это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.
С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.
Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.
Рабочее место
Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.
Важные качества
Профессия художника-кукольника предполагает художественные способности, богатое воображение, умение подмечать характерные или необычные черты в окружающих, склонность к работе руками, настойчивость, чувство юмора.
Знания и навыки
Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д.
Обучение на мастера кукол
Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив
Кукловодов Америки — Главная
Кукловоды Америки — ГлавнаяВойти
Зима 2023 Нажмите здесь |
Академический симпозиум по кукольному искусству в образовании и терапии Академический симпозиум PofA по кукольному искусству в образовании и терапии открыт для регистрации! Педагоги всех мастей приглашаются на уникальное предложение информационных семинаров, панелей, специальных программ и представлений в пятницу, 21 июля 2023 г. Представленная Комитетом по кукольному искусству в образовании и терапии Американского комитета кукольников , эта отдельная программа, включенная в Национальный фестиваль кукольного искусства, будет охватывать такие темы, как: Кукол в стебле/Steam Марионетки и аутизм: специальная связь Сказчики с Puppets: Incorporing Puppetry в библиотеку. И многое другое!!!! Те, кто ищет полное погружение, могут присоединиться к полной регистрации на Симпозиум, которая включает в себя доступ к образовательной программе семинаров и мероприятий, запланированных на весь фестиваль с 18 по 22 июля. Для получения дополнительной информации или регистрации посетите: Регистрация Симпозиума Симпозиум является отдельным мероприятием в рамках Национального фестиваля кукол, запланированным на 21.07.23. |
Существует множество способов поддержать Кукольников Америки в их миссии по предоставлению знаний, вдохновения и сохранению кукольного искусства. Узнать больше | |
Спасибо за вашу постоянную лояльность и поддержку в качестве члена Кукловодов Америки! Если вы еще не являетесь участником, но хотите им стать, перейдите по этой ссылке, чтобы узнать, что вам может дать членство. ПРОДЛЕНИЕ ЧЛЕНСТВА | Вы ищете куклы, забавные товары, книги, наборы для кукол или другие предметы искусства? Посетите нашу страницу Магазины кукольных художников, где представлен широкий ассортимент товаров от талантливых кукловодов и художников! НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ | Спасибо всем, кто принял участие в ежегодном членском собрании на Zoom! Было здорово воссоединиться со столькими членами нашего сообщества. Если вы не смогли присутствовать, посетите канал PofA на YouTube, чтобы посмотреть встречу! ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО |
Кукловоды Америки — О PofA
Кукловоды Америки — национальная некоммерческая организация, основанная в 1937 году для предоставления информации, поощрения кукольных представлений и создания сообщества людей, которые прославляют кукольный театр . Конкретный Цель Кукловодов Америки, Inc. является образовательной. Проинструктировать общественность и повышать осведомленность о кукольном искусстве как о средстве коммуникации, расширение человеческого самовыражения и как исполнительское искусство. Это включает обучение общества важности кукольного искусства, а также повышение мастерства кукольного искусства, как профессионального, так и самодеятельность, по публикациям, учебным материалам, мастер-классам, форумам, конвенции, фестивали, панели, лекции, консультационные услуги и все другие средства и методы. Кукловоды Америки организовали более 160 национальных и региональных фестивалей, посвященных кукольному искусству и распространению его. Организация издает ежеквартальный журнал The Puppetry Journal. The Puppetry Journal, основанный в 1949 году, представляет собой непрерывную хронику современного кукольного искусства. Мы гордимся тем, что так много великих людей в этой области, таких как Джим Хенсон, Бил Бэрд и Берр Тиллстром, были активными членами, руководя, советуя и вдохновляя. Мы приглашаем вас изучить наш веб-сайт, узнать больше об этом невероятном виде искусства, ознакомиться с преимуществами членства и присоединиться к Кукловодам Америки уже сегодня. |
Совет директоров Каждый год члены Кукловодов Америки имеют возможность проголосовать за трех членов Совета. Девять членов Совета директоров вместе с назначенными должностными лицами несут ответственность за руководство всей политикой и бизнесом Puppeteers of America Inc. Каждый год после избрания новых членов Совета девять членов Совета директоров выбирают одного члена в качестве президента, вице-президента. , казначей и секретарь. Совет директоров собирается летом на фестивале для ежегодного собрания членов, а в течение года они встречаются по телефону / видеоконференции. |
ПРЕЗИДЕНТ Дастин Кертис | ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ Лиз Джойс СРОК | СЕКРЕТАРЬ Edna Bland СРОК |
СОКРОВИЩЕ 26 Katrin Blucker Ludwig San Antonio, TX Southwest Region TERM | ЧЛЕН СОВЕТА Крис Хиди | 0010 может быть повторенЧЛЕН СОВЕТА Брэндон Киркхэм СРОК 14 |
ЧЛЕН СОВЕТА Адам Kreutinger СРОК | ЧЛЕН СОВЕТА2 Kalob Martinez 90960010 Санта-Фе, Нью-МексикоЮго-Западный регион СРОК | ЧЛЕН СОВЕТАКэтиинс 0 Уильямс Регион 900 Den ver 900 Den СРОК |
Комитеты/целевые группы
Для получения дополнительной информации о том, как принять участие в любом из этих комитетов/рабочих групп, обращайтесь по адресу office@puppeteers. |