Слюдяные окна: Сибирские слюдяные окна — История Иркутска — LiveJournal

Содержание

2. 1. Оконницы слюдяные XVII-XVIII веков

 Окно совмещает в себе две противоречивые функции. Первая из них — связующая. Она заключается в создании условий для проникновения света в помещение, а также обеспечения визуальных связей между интерьерами и улицей, в основном в направлении интерьер—улица. В то же время окно должно, принимая на себя функции стены, изолировать интерьеры от неблагоприятных внешних погодно-климатических условий: ветра, осадков, колебаний влажностно-температурного режима.

Слюдяные оконницы в достаточной степени соответствуют двум этим требованиям. При хорошем качестве слюды оконница пропускает в помещение необходимое количество света (заданное при строительстве оконного проема) и обеспечивает визуальные связи интерьера с улицей. И в то же время правильно собранное и пригнанное слюдяное полотно способно полностью изолировать помещение от ветра и атмосферных осадков. Конструкции древних оконных заполнений успешно препятствуют активному воздухообмену, что позволяет более или менее успешно поддерживать необходимую температуру в помещениях.

Наиболее распространенная форма проема — прямоугольная. Чаще всего окна эти в высоту больше, чем в ширину, однако изготавливались и многоколодные окна, ширина которых превышает высоту.

Достаточно распространены были также проемы с криволинейными лучковыми перемычками. Нередко встречаются и двухарочные перемычки с гирькой. Помимо этого, устраивались круглые проемы и проемы, перекрытые килевидной аркой.

Художественный облик оконницы, ее важнейшие составные части — габариты, форма, пропорции, — пребывают в прямой зависимости от проемов, которые они заполняют. Параметры же проемов, в свою очередь, зависят от функциональной необходимости (количество минимально необходимого света, высота помещений, уровень пяты свода) и конкретных конструктивных решений (форма перемычки), массив вышележащей стены.

Анализ пропорций проемов показал, что соотношение ширины и высоты находится в прямой зависимости от общих габаритов проема: с увеличением размеров он удлиняется по высоте. Необходимость делать перемычку незначительной протяженности, чтобы не ослабить прочности стены, заставляет увеличивать высоту проема сравнительно с шириной, чтобы в достаточной степени осветить помещение.

Типологически рисунки слюдяных оконниц разделяются на пять основных групп: косящатые, прямоугольные, геометризованные, кольчужные, кубчатые, радиально-круговые.

Самый представительный тип — косящатый. Рядовые полосы здесь расположены наклонно, под углом к контурной полосе и деревянным обвязкам. В силу жесткости конструкции и простоты исполнения косящатые оконницы получили наибольшее распространение (рис. 54, 55, 56). Они составляют примерно половину всех слюдяных заполнений.

Помимо сплошной косящатой сетки, пересечение полос которой образует ромбовидные ячейки, вытянутые по высоте, можно различить еще оконницы косящато-центрические. В центре таких оконниц могут быть изображения кругов, овалов, восьмиугольников, цветков (рис. 57—62).

Прямоугольная сетка также встречается достаточно часто. Ею могут быть заполнены проемы самых разнообразных форм: прямоугольные, круглые, двухарочные. Это наиболее распространенная разновидность оконниц после косящатых.


Рис. 54. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 55. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 56. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 57. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 58. Оконница слюдяная. ГИМ
 

Прямоугольные сетки также можно разделить на две группы: сплошная прямоугольная сетка и прямоугольно-центрические (рис. 63, 64). Встречаются комбинированные образцы, объединяющие прямоугольный центрический и косящатый типы (рис. 65).

Кольчужный тип рисунка составлен из отдельных колец, связанных в единый геометрический орнамент. Это самостоятельная весомая группа, способная заполнить проем любой формы. Встречаются как упрощенные варианты с кольцами круглой и овальной формы, так и усложненные (рис. 66).

Нередко встречается и геометрический линейный орнамент. Пересечения полос образуют фигуры квадратных и прямоугольных очертаний.

Кубчатый тип рисунка подражает аналогичному типу оконных решеток. Этот тип орнамента был достаточно широко распространен в XVII—XIX вв. в изделиях декоративно-прикладного искусства даже в тех случаях, когда он был лишен конструктивного содержания, как, например, в росписях поливных изразцов (рис. 67— 69).


Рис. 59. Оконница слюдяная в железной обвязке. Музей Коломенское.

Рис. 60. Оконница слюдяная в железной обвязке. Музей Коломенское.

Рис. 61. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 62. Оконница слюдяная. ГИМ
 

И, наконец, следует отметить достаточно крупную типологическую группу — оконницы радиально-круговые, радиально-центрические. Орнамент этот применен в тех случаях, когда пропорции рамы приближаются к квадрату, и в них хорошо вписываются окружности (рис. 70). В тех случаях, когда рама несколько вытянута в высоту, к центральному квадрату, в который вписана окружность, сверху и снизу добавляются дополнительные элементы. В качестве подтипа этой большой группы можно выделить оконницы, значительно вытянутые по вертикали. В таких случаях боковые обвязки рамы как бы вырезают, выхватывают из законченной композиции фрагменты общего рисунка. Оконницы эти могли быть частью общей трехчастной композиции, боковые или центральные части которой утрачены (рис. 71—78).

Нередкой принадлежностью орнаментальной структуры слюдяных оконниц является крест. Такие оконницы использовали в культовых постройках — храмах, домах причта, братских келиях.

Таковы основные типы рисунка слюдяных оконниц.


Рис. 63. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 64. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

 

Несколько подробнее следует остановиться на косящатом орнаменте. В оконнице косяк конструктивен: взаимное пересечение диагональных полос образует жесткую систему треугольников. Эта система придает достаточные прочностные качества не только слюдяной сетке, но и всему заполнению, включая деревянную раму. Форма косящатого орнамента вызвана конструктивной необходимостью. И тем не менее диагонально-сетчатый орнамент — один из самых распространенных и любимых декоративных типов барокко и последующих художественных эпох, который одинаково успешно применялся и в тканях, и в мебели, и в мелкой пластике, и в интерьерных росписях.

Размеры каждого отдельного косяка в оконницах зависели от качества слюды, в частности от величины ее отдельных кусков, из которых набирается полотно (рис. 54— 55). Независимо от размеров косяков пропорции их — величина стабильная. Отношение длинной диагонали ромба, образованного косяком, к короткой приближается к величине 4:5. Абсолютные размеры колеблются в весьма широких пределах: в одних оконницах встречаются косячные ячейки 50х70 (по диагонали), в других — 200×250.

На некосящатых оконницах нередко встречаются косящатые элементы, которые придают дополнительную жесткость общей конструкции полотна.

Существовало два основных конструктивных типа оконных рам: растворный и глухой. Растворные рамы навешиваются на петли, а глухие закрепляются в проеме неподвижно. Растворные обвязки снабжались металлической арматурой: петлями, затворными устройствами.

В отдельную группу можно выделить тип подъемных переплетов: глухая рама с подъемной кареткой, которая скользит вверх и вниз по наружным вертикальным обвязкам в специально выбранных для этого пазах. В закрытом состоянии она покоится в нижней части проема, при проветривании каретку поднимают и закрепляют на подпорках (рис. 74).


Рис. 65. Оконница слюдяная. Музей боярского быта

Рис. 66. Оконница слюдяная. Музей Коломенское
 

Деревянная рама — это конструктивная основа, к которой крепится металло-слюдяной каркас. Крепление каркаса к раме осуществляется двумя способами: 1) сетка прибивается гвоздями к наружной пласти обвязки; 2) сетка вставляется в паз, выбранный в середине внутренней кромки обвязки.

Первый тип, как наиболее оправданный, сообщающий раме повышенные прочностные качества, употребляется чаще, чем второй. Его можно, в свою очередь, подразделить на два подтипа: крепление сетки к раме внакладку и крепление в четверть, выбранную на внутреннем ребре обвязки.

Сетка, прибиваемая к деревянному переплету, крепится к ней гвоздями, прочно связывает элементы обвязки в жесткую раму. При соединении сетки и рамы в паз такого крепления не происходит.

Обвязочные бруски рамы вяжутся в местах соединений шипами, отличные от современных и тех, которые применялись в XVIII и XIX вв. Один из элементов соединения представляет собой вилку, которая входит в специально выбранные пазы в перпендикулярном ему обвязочном бруске. Можно назвать три типа шипов, применяемых в древних оконницах:

— прямоугольный или прямой; как паз, так и шип представляют собой прямоугольный параллелепипед;

— сковородень, в поперечном сечении паз и шип трапециевидны; шип забивается в фальц впритирку и держится в нем за счет силы трения, а конструкция сковородня не позволяет вилке разойтись и тем самым ослабить фрикционное сцепление элементов обвязки;

— клинчатый тип также рассчитан на силы трения: как известно, клинчатые конструкции — одно из самых надежных соединений, основанных также на фрикционном принципе, широко применяемом в технике.

Прямоугольные и сковородневые типы встречаются достаточно часто, клинчатые — реже.

Шипы в обвязках с отобранной фаской делаются таким образом, что шип во внутреннем уголке как бы продолжает воображаемую линию ребра обвязочного бруска. В тех случаях, когда отобрана не фаска, а калевка, конструкция шипа несколько усложняется — шип начинается в месте пересечения калевки на наружной пласти бруска.


Рис. 67. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 68. Оконница слюдяная. ГИМ
 

Шип, как правило, делается в вертикальных обвязках, а паз — в горизонтальных, то есть в верхнем и нижнем. Однако встречаются и комбинированные типы, когда шипы и пазы устраиваются как в горизонтальных, так и в вертикальных брусках. В случае, когда верх лучковый, шипы в нижнем бруске, а в верхнем — пазы.

Обвязочные бруски должны прочно соединяться между собой, иначе они неизбежно разойдутся. Существовало несколько способов воспрепятствовать этому. Самый распространенный из них — это соединение элементов обвязки посредством крепимой к раме металло-слюдяной сетки заполнения.

Один из способов скрепления элементов обвязки — применение нагелей. Поначалу нагеля имели форму клина, изготавливались из древесины твердых пород и вбивались в шип, чтобы не расщеплять обвязку; нагеля клинчатой формы делали не круглыми и не квадратными, а прямоугольными в поперечном сечении и вбивали их длинной стороной вдоль волокон шипа.

В XVIII—XIX вв. и до сегодняшнего дня соединения сверлят, а затем в круглое отверстие вводят на клею нагель цилиндрической формы.

И, наконец, элементы рамы могли соединяться один с другим при посредстве набиваемых на ее поверхность уголков. Уголки в отдельных случаях могли совмещать с петельными картами.


Рис. 69. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 70. Оконница слюдяная. ГИМ
 

В ряде случаев обвязка могла окалевываться. Калевка отбирается, как правило, на интерьерной кромке обвязки, а в случаях, когда слюдяное полотно соединено с обвязкой «в паз», рама окалевывается с обоих фасадов.

Широко бытовал и упрощенный тип калевки — фаска, скошенный уголок, который делался не отборником, а более простым инструментом, отчего размеры фаски а также угол наклона к граням обвязки мог колебаться в ощутимых пределах. Фаска в местах крепления к брускам прутов обычно прерывается для прочности их крепления.

И, наконец, следует отметить тип обвязки, лишенной калевки. Бруски таких обвязок в поперечном сечении прямоугольны.

Большая часть рам не окрашена. Первоначально они, по-видимому, были покрыты олифой. Встречаются обвязки, на поверхности которых можно заметить остатки клеевых составов, нанесенных с интерьерной стороны. Такие случаи встречаются тогда, когда глухая рама вставлялась в проем без коробки, на раствор. При побелке оконных откосов заодно белилась и рама.

Встречаются случаи масляной окраски. При этом окраска может быть дифференцированной. Например, калевка с внутренней кромкой окрашены в красный колер, остальная часть обвязки — черным цветом.

Размеры сечения обвязки — функция от общих габаритов заполнения. Исходные причины этого искать следует в прочностных требованиях к обвязкам: чем больше оконница, тем массивней должна быть рама. Железные растворные рамы применялись в холодных помещениях, когда не требовалось колоды, и навесить оконницу можно было на крюки, заложенные в стену. Такая рама состоит из четырех отдельных железных брусков, скрепленных заклепками. Толщина рамы — около 7 мм, ширина — 60—70 мм. Слюдяное полотно крепится к раме железной контурной полосой при помощи заклепок. Пруты не врезаны в раму, они заправлены между рамой и полосой, закрепляющей слюдяное полотно. Заклепками же крепятся накладные петли и запоры.


Рис. 71. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 72. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 73. Оконница слюдяная. Музей Коломенское

Рис. 74. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 75. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 76. Оконница слюдяная. ТЕМ

Рис. 77. Оконница слюдяная. ГИМ

Рис. 78. Оконница слюдяная. ГИМ
 

Скобянка на деревянных рамах устанавливается только на растворных обвязках.

Петли крепятся на верхней и нижней частях одного из вертикальных брусков. На другом бруске устанавливаются крюки, скобы, различные запорные приборы. Уголками скрепляются углы деревянной рамы. Уголки могут совмещаться с петлями, а могут существовать отдельно, как самостоятельные элементы.

Металлическая арматура крепилась к раме железными гвоздями, которые загибались с обратной стороны обвязки и еще раз вбивались в дерево. До введения в практику шурупов это был наиболее распространенный и прочный способ крепления.

Петли и уголки изготавливались из тонкой жести толщиной 0,2—0,3 мм, такая толщина позволяла производить художественную прочеканку поверхности. Петли могли изготавливаться и из более толстого железа — 2—4 мм, по периметру их снималась фаска.

Металлические приборы окрашивались масляной краской либо покрывались полудой.

Если рама несет конструктивно вспомогательные функции, то основные функциональные нагрузки заполнения как проводника света и изолятора интерьеров от непогоды выполняет слюдяное полотно. Оно представляет собой отдельные пластины слюды, соединенные с помощью спаренных металлических полос, либо сшитые.

Формы слюдяных пластин, направление, величина, густота, взаимное расположение, линейная конфигурация полос, местоположение и форма репеек, живописные фрагменты, отделка поверхности деталей, — все это и формирует художественный облик оконницы.

В окнах во все времена применялся прозрачный материал, хорошо пропускающий свет. Им могли быть рыбный пузырь, промасленная ткань, лед, слюда, стекло. В XVI—XVII вв. из всех перечисленных самым качественным, а потому и самым ходовым материалом была слюда. Она превосходила по своим функциональным свойствам даже стекло, в то время еще малопрозрачное и тяжелое.

Слюда применялась всюду, где нужно было обеспечить хорошую светопроводность и прозрачность: в окнах строений и судов, в дверях, в каретах, в мебели, в фонарях.

Слюда представляет собой легко расслаиваемый прозрачный естественный минерал. Она обладает достаточной прозрачностью, имеет незначительную толщину и вес, устойчива к химическим и биологическим агентам, несгораемая.

При изготовлении оконницы мастер располагал кусками слюды различной величины. Незначительные размеры дешевой слюды ухудшают качества оконницы: сгущение сетки полос увеличивает расход железа, утяжеляет конструкцию, уменьшает светопроводность и ухудшает визуальные связи. Поэтому мелкомасштабные сетки можно объяснить лишь низким качеством исходного материала.

В оконницах сложных рисунков мастер, реализуя конкретную художественную идею, и творя в стилевых рамках своего времени, был зависим от размеров и формы слюдяных пластинок. Подбирая и комбинируя их, он набирал полотно таким образом, чтобы отходы слюды были минимальными.

Слюдяные пластины соединялись друг с другом «внахлест», а затем скреплялись полосами шириной, несколько большей ширины нахлеста. Толщина слюды колеблется от 0,1 до 0,8 мм. Самой распространенной толщиной можно считать 0,1—0,4.

Слюдяные ячейки могли расписываться полупрозрачными составами. Чтобы живопись от соприкосновений не истиралась, ее покрывали сверху другой тонкой слюдяной пластиной.

Широко бытующее представление о том, что слюдяные оконницы — прерогатива XVI—XVII вв., не вполне правомерно. Еще в середине XVIII века в окнах московских строений могли использовать слюдяные заполнения.

Рядовые полосы, помимо скрепления кусков слюды в единую прочную конструкцию, выполняют еще одно важное назначение: они препятствуют проникновению сквозь швы холодного воздуха, атмосферных осадков, ветра. Материалом для полос служило черное либо белое железо.

По месту применения полосы бывают контурные и рядовые. Контурные полосы охватывают полотно по периметру. Они гвоздями крепятся к раме либо вставляются в паз. Все остальные полосы — рядовые. Рядовые и контурные полосы различаются по ширине. У рядовых эта величина в среднем составляет 7—9, реже 10—12 мм. Ширина контурных полос больше, она составляет преимуществен-

но 11—12, 12—14, реже 14—18 и даже 26 мм. Встречаются оконницы, у которых ширины рядовых и контурных полос одинаковы. Следует еще заметить, что в пределах одной оконницы ширина рядовых полос — величина не обязательно стабильная. При внимательном рассмотрении различные размерные типы часто оказываются разновременными, то есть часть из них была привнесена в процессе поздних ремонтов.

В отдельную категорию следует выделить дуговые полосы, ширина которых может колебаться в значительном диапазоне в пределах одного отрезка. Разница самой узкой (у концов) и самой широкой (в середине) частей дуговой полосы составляет около 4 мм.

Сравнение толщин полос показывает, что величина эта у рядовых и контурных полос примерно одинакова и составляет преимущественно 0,2—0,3 мм.

В поперечном сечении полосы могли профилировать уголком либо скругляли дугой. Профилированные полосы значительно более распространены, чем плоские. Конструктивно они более оправданы: кромками лучше прижимаются к слюде.

Уголковому типу рядовых полос не обязательно должен соответствовать этот же тип контурных. Контурные полосы в большинстве своем — плоские. Из соображений декоративности их иногда профилировали малорельефным двойным уголком.

Подавляющее большинство полос лишено декора. Иногда их украшали точечной прочеканкой заусеницами наружу, либо делали их фигурными.

Полосы при недостаточной длине наращивали соединением внахлест. В кузнице отковывали ориентировочный расчетный погонаж полос, а при производстве слюдяного полотна их нарезали и по мере необходимости остатки (обрезки) сращивали. Места сращивания нахлестывали друг на друга. Среди форм нахлестов можно выделить четыре основных типа: прямые, стрелки, трапеции и дуговые. Наиболее простые в исполнении, а потому наиболее распространенные прямые окончания. Нередки случаи одновременного применения разных типов.

Полосы из черного железа могли покрывать масляными противокоррозионными составами.

Если в слюдяной пластине встречались трещины, то на них накладывались отдельные отрезки полос, отростки. Они применялись очень широко — не только ремонтные, но и первоначальные. Как правило, по своим параметрам они абсолютно идентичны рядовым полосам (если те и другие одновременны).

Обычно отростки одним концом сопрягаются с полосой регулярной сетки. В этих случаях конец отростка заведен под полосу. Встречаются, однако, отростки, не соприкасающиеся с рядовыми полосами, находящиеся в середине слюдяной ячейки — плавающие отростки. Окончания отростков, как и нахлесты полос, имеют четыре разновидности: прямые, стрелки, трапеции и дуговые.

Гвозди на оконницах применены двух типов: 1) скрепляющие рядовые полосы, так называемые носковые и 2) гвозди крепления контурной полосы.

Носковые гвозди скрепляют полосы с шагом в среднем около 30 мм. Часто шаг продиктован размерами отдельной ячейки. Носковые гвозди обычно незначительного размера. Длина их колеблется в среднем от 4 до 7 мм. Толщина стержня носкового гвоздя — величина более стабильная. Сторона квадратного сечения средней части гвоздя составляет 1 мм. Шляпки при средней высоте 0,5 мм в диаметре составляют 2—4 мм. Шляпки гвоздей крепления контурной полосы значительно превышают носковые по габаритам. При наиболее распространенном диаметре 7—9 мм высота их колеблется в среднем около 2,5—3,0 мм. Шаг их колеблется в более широких пределах, чем шаг носковых гвоздей, в среднем 40—60 мм.

Носковые гвозди в половине случаев ориентированы шляпками наружу, а загнутыми стержнями — в интерьер, во всех остальных случаях — наоборот шляпками в интерьер, стержнями наружу.

Рядовые полосы могли скреплять не гвоздями, а треугольными скрепками, изготовленными из полос, вставляемых в продольные щели нужной длины; выбираемыми в полосах и загибаемыми с двух сторон. Этот прием был, по-видимому, не очень распространен и применен как остроумный выход из положения в условиях нехватки или полного отсутствия носковых гвоздей.

Пруты придают жесткость и прочность на прогиб слюдяному полотну. Подавляющее большинство сохранившихся прутов изготовлены из железа, но иногда их делали и деревянными. Сечение железных прутов — круг, прямоугольник и квадрат. Наиболее жестким из них следует признать прут прямоугольного сечения. Диаметры прутов круглых сечений и стороны квадратных составляют около 5—6 мм.

Деревянные пруты в сечении квадратны — 8×8 мм, с фасками с наружной стороны. Пруты в деревянные рамы врезаются во внутренние кромки таким образом, что они соприкасаются по краям с контурной полосой. При железной раме расплющенные концы прутов зажаты между рамой и контурной полосой.

Репейки — декоративная деталь оконницы.

По технологическому признаку все репейки можно подразделить на два типа: 1) вырезанные из жести и 2) отлитые из олова.

Можно выделить и три габаритных типа: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Первые два типа применяются по одному, либо по два-три типа в различных сочетаниях, декоративными вкраплениями в рисунок полотна. Последний же тип применен на рядовых полосах некоторых оконниц. Мелкомасштабные репейки крепятся носковыми гвоздями, а потому шаг их размещения на полосах равен шагу носковых гвоздей.

Комбинированные варианты, то есть применение двух или трех типов репеек, могут иметь место при оловянных литых репейках.

Репейки ажурные крупномасштабные представлены двумя типами: «орленые» и «огурцы». Под ажурные репейки подкладывалась красная александрийская бумага.

Жестяные репейки крупномасштабны. По форме они либо круглые, либо восьмиугольные. Обычно они декоративно прочеканены мелкими отверстиями заусеницами наружу. Среднемасштабные репейки самостоятельно не встречаются, а только в сочетании с ажурными. Мелкомасштабные репейки применяются в рядовых полосах, в местах крепления носковых гвоздей. Крепятся все репейки к полотну носковыми гвоздями. Ориентируются репейки в окне наружу, на улицу.

Оконница слюдяная: leonovvaleri — LiveJournal

Все фотографии сделаны на выставке «Загляни в сокровищницу музея» в выставочных залах Сытного двора музея-заповедника «Коломенское».

Слюдяные оконницы поступили в музей в 1930-е годы из не сохранившегося дворца Петра I в Переславле-Залесском, — конец XVII века.

Раздвижные двери. Конец XVII века. Предположительно, из палат царевен Марфы Алексеевны (инокини Маргариты) и Феодосии Алексеевны, сестер царя Петра I, в Александровском Успенском монастыре.

Оконницы. Конец XVII — начало XVIII века.


Н.Б. Ямщикова. «Окна в прошлое». Слюдяные оконницы в собрании музея

Артикул:

ISBN:

Год издания:

Описание издания:

В экспозиции «В начале славных дел» музея-усадьбы «Ботик Петра I» представлена часть уникальной коллекции слюдяных оконниц конца XVII века. Подобного собрания не встретишь даже в центральных музеях России. В прошлом обыкновенные бытовые предметы, сегодня эти состарившиеся рамы с узорами-паутинками воспринимаются как произведения декоративно-прикладного искусства, а кто-то способен увидеть в них самые настоящие окна в прошлое.

Современному человеку, привыкшему к застекленным рамам и стеклопакетам, трудно себе представить, что давным-давно окна выглядели совершенно иначе. В далеком прошлом отверстия в крестьянских избах, так называемые окошки, затягивали бычьим пузырем. В царских дворцах и домах знатных людей XVII века окна были закрыты слюдой, которую на Руси называли хрусталем или стеклом московским.

По своей природе слюда — минерал из группы силикатов, состоящий из кристаллов, которые расщепляются на отдельные пластинки. Небольшие куски слюды русские мастера прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам. Соединяя множество различных по размерам кусков, они придавали оконнице вид упорядоченной геометризированной сетки или орнамента.

От петровских времён в усадьбе «Ботик» чудом сохранилось значительное количество таких оконниц, различных по размерам и рисунку.
Специалисты предполагают, что все они происходят из одного производственного центра, находившегося, по-видимому, в Москве. В одном из архивных документов содержится информация о том, какие материалы и в каком количестве были использованы для изготовления оконниц: «Января в 23 день велено купить к делу слюдяных окончин, которые велено сделать в Переславль-Залеской в государские хоромы: 55 фунтов денежек оловянных, 20 фунтов кружков золоченных, 32 коробки гвоздей носковых, 516 прутков железных, подкрушки на цветки десять бумаг, да на две деньги клею мездринского».

Предметом нашей особой гордости являются расписные слюдяницы, на которых изображены птицы, похожие на попугаев, орлы, конные воины, различные диковинные растения. Сохранилось имя живописца, подрядившегося написать «10 окончин» в хоромы царевича Алексея и царицы Евдокии Федоровны в Переславле, его звали Ивашка Новиков. Встретить подобные экземпляры в собраниях других музеев практически невозможно. На сегодняшний день эти уникальные экспонаты нуждаются в реставрации, поэтому в залах музея представлены лишь оконницы с традиционным геометрическим рисунком или орнаментом.

В 30-е годы прошлого столетия часть оконниц нашего собрания была передана в другие музеи страны: в Государственный исторический музей, Музей-усадьбу Коломенское, Ярославский музей – заповедник и другие.

В начале ХХ века известный русский художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь писал о слюдяных оконницах: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холода и ветра и заменила прозаичным стеклом». К счастью, у переславцев есть удивительная возможность хоть на минутку через эти уникальные окна заглянуть в прошлое, для этого нужно всего лишь посетить замечательные экспозиции музея-усадьбы «Ботик Петра I».

 

Зав. филиалом «Музей-усадьба «Ботик Петра I»
Н.Б. Ямщикова

Аудитория: Взрослые

Какие стекла в старину вставляли в окна? | Мир вокруг нас

Конечно, сами окна были и тогда, но вот посмотреть на улицу удавалось лишь в теплое время года, когда окна распахивали настежь. В другое время их плотно закрывали, чтобы дом не выстуживало холодом.

Потребность в окне появилась еще в старые времена, когда в избах топили «по-черному» — у печей не было труб, и дым выходил через проем в потолке. Но если на улице не было ветра, то он скапливался в избе. Приходилось открывать дверь. Однако это помогало мало, поскольку требовался сквозняк.

С этой целью еще при строительстве избы в стене делалось небольшое квадратное отверстие, называемое «отдушиной». В холодное время года его закрывали рогожей и открывали, лишь когда топилась печь. Небольшой постоянный сквозняк создавался за счет открытой «отдушины» и приоткрытой двери.

Позже придумали закрывать отдушину высушенным бычьим пузырем. Хотя он не был прозрачным, но все же пропускал в избу некоторое количество света, частично решая проблему освещенности. В. Е. Маковский, «В избе лесника»В. Е. Маковский, «В избе лесника»
Фото: artchive.ru

Зажиточные люди могли позволить себе витражи из плоских камней горного кварца — он давал больше света и красиво смотрелся за счет применения камней кварца с разными оттенками. Да и само окно с ним уже представляло не «отдушину» размером с мужской кулак, а настоящее украшение для дома.

Окно облагораживали наличниками, ставнями, резьбой по дереву. В домах из другого строительного материала применялась лепка из гипса, отделка природным камнем.

В деревнях окна долго оставались небольшими. Они делились на части по размерам бычьего пузыря. Укрупнение окон произошло с открытием месторождений слюды. Ее можно было «щипать» на тонкие и довольно большие пластины (были даже работники, которых называли «щипарями»). Слюдяное окноСлюдяное окно
Фото: Лапоть, ru.wikipedia.org

В местностях с теплым климатом в зимнее время окна завешивали выделанными шкурами. Лучше всего годились заячьи. Они мало стоили из-за плохого качества, но зато на окнах не пропускали холод. Если требовалось больше света или нужен был сквозняк — шкурку, закрепленную на веревке, сдвигали в сторону или приподнимали вверх к вбитому гвоздю.

В местности, где развито было рыболовство, для окон использовали высушенный паюс рыб. Паюсом называют довольно крупный орган, в котором у рыб созревает икра. Понятное дело, что в качестве «стекла» на окна шел паюс крупных рыбин.

Ещё в начале ХХ века в реках встречались крупные рыбыЕщё в начале ХХ века в реках встречались крупные рыбы
Фото: Источник

Применялась и очищенная от чешуи высушенная тонкая кожа жирных пород рыб. В основном карпового семейства. Выделка требовала большой аккуратности и значительного терпения. По этим причинам распространения не получила.

Сейчас с тем, как сделать внутри помещения нужный поток света, проблемы вообще никакой нет. Помимо обычного оконного стекла, можно вставить стекло с приклеенной пленкой. Такое стекло защищает от инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Есть пленки, не пропускающие внутрь тепло. Предлагаются и тонированные стекла для окон. По желанию заказчика тонировка может быть любой по цвету. Есть и так называемые бликующее оконное стекло. Существует и ударопрочное оконное стекло — его трудно или невозможно пробить каким-либо предметом.

Чего только нет сейчас! Прогресс не стоит на месте…

За окошком света мало? Из истории окон и оконного стекла. | Культура

Древние цивилизации Египта, Греции, Рима окна практически не использовали. Для освещения жилища у них служили двери, выходящие во внутренний дворик. А после захода Солнца — факелы и масляные светильники. В наружных стенах делали узкие щели или небольшие проемы под самой крышей, света от таких отверстий в комнатах почти не было. Подражание Римскому Пантеону на территории аббатства Святой Женевьевы в ПарижеПодражание Римскому Пантеону на территории аббатства Святой Женевьевы в Париже
Фото: Источник

Со временем люди открыли чудесные свойства слюды и стали делать слюдяные окна. В Европе первого тысячелетия и в начале средних веков окна делали весьма разнообразной формы. По большей части — в форме узких щелей-бойниц, но были большие «французские» окна, занимавшие большую часть стены. Для защиты от сквозняков и холода окна прикрывали деревянными ставнями. А для защиты от воров использовали металлические кованые решетки, или резные пластины из известняка, терракоты и мрамора. Рамы делали из железа с мелким переплетом, для размещения листиков слюды. Железные окна из-за теплопроводности металла выходили весьма холодными. Их для тепла обшивали сукном, а для пущего шика, в особо богатых домах — оторочивали мехом.

СлюдаСлюда
Фото: Depositphotos

Как обстояли дела в России? Деревянные дома, срубы из стволов деревьев, часто поставленные прямо в лесу. Слабые, опасные места — на случай нападения дикого зверя или лихих людей — окна и двери. Двери делали обстоятельно из толстых и дорогих тогда досок, окна же тогда были «волоковые», маленькие, размещенные высоко в стене, закрываемые задвижкой — волоком.

Поскольку «климат у нас не хранцузский» ((с) — царь Пётр), окна было совершенно необходимо прикрывать чем-то светопроницаемым, чтобы в доме было хоть сколько-то светло. Вначале использовалась «рыбья кожа». С пойманных рыб породы карповых после снятия чешуи снималась тонкая кожа, ее высушивали — и вставляли в рамы окон. Само собой — и карпы должны были быть очень большими и переплеты окон — весьма в мелкую клеточку. Окна пропускали свет, но были препятствием для сквозняков и летучих насекомых.

Со временем стали использовать более доступный материал — полупрозрачный бычий пузырь. Делали также окна из слюды, стоили они весьма недешево.

Кроме всего перечисленного, для окон употреблялась еще и промасленная бумага. Свет она пропускала неплохо, хотя бумага и не была очень уж дешевой. В. М. Васнецов, «Царевна у окна», 1920 г.В. М. Васнецов, «Царевна у окна», 1920 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Наконец подошло время окон со стеклами. Само стекло было открыто людьми очень давно. В Древнем Египте были в употреблении различные предметы из стекла. Но само стекло было тогда скорее драгоценностью.

Древние римляне открыли способы относительно дешевого производства стекла. У них появились первые стеклянные окна. Их стекло было все еще весьма дорого, технология была весьма сложной, но уже позволяла сделать большое окно с большим количеством небольших стеклянных пластинок, весьма хорошо пропускавших свет. С падением Рима пропала и технология производства оконного стекла.

Много-много времени спустя, уже в Средние Века, люди научились делать стекло много и недорого. В Кёльне научились делать листовое стекло, а мастера из Венецианской республики, жившие на острове Мурано, нашли состав, позволявший получать чистое и прозрачное стекло.

В России, по свидетельству иностранных купцов, уже в 1639 году работал заводик по производству оконного стекла и стеклянных бутылей и кубков, подобных венецианским. Примерно так выглядел первый «стеклопакет» на РусиПримерно так выглядел первый «стеклопакет» на Руси
Фото: Источник

В 18−19 веках стекло и изделия из него постоянно дешевели. Оконное стекло, ранее бывшее показателем знатности и богатства, превращалось в вещь, обыденную для горожан. Фабрики производства стекла множились — и с трудом позволяли удовлетворять запросы быстро растущего рынка.

Возникали новые, более экономичные печи, новые способы производства гладкого листового стекла… Наконец, в 1959 году был изобретен флоат-метод, который сегодня используется повсеместно. По этому методу стекло получается гладким, протекая по ванне расплавленного олова. Температура плавления олова чуть больше 200 градусов Цельсия, это более чем достаточно, чтобы стекло, плавящееся при температуре от 750 градусов, остыло, став совершенно гладким, великолепно и неискаженно пропускающим свет. За окошком света мало? Из истории окон и оконного стеклаФото: Depositphotos

Люди, получив много дешевого и прозрачного стекла, смогли ставить в домах не просто окна из стекла, но многослойные окна. В России в большинстве городов в ходу двухрамные окна, а в районах Крайнего Севера с их экстремально низкими зимними температурами — трехрамные. Так и свет снаружи поступает, и тепло зимой наружу не уходит.

Вот так прошла история окон — от рыбьей кожи и бычьего пузыря в маленьких волоковых окнах — до трехрамных пакетных окон, отлично пропускающих свет и защищающих от сильного мороза.

Книга. Руководство по материалам электротехники ч.4

Originally published at Мир глазами инженера. You can comment here or there.

Продолжаем. На очереди диэлектрики. В этой части – неорганические.

Помимо проводников для производства электронной техники нужны диэлектрики. В зависимости от условий и задач, могут быть важны разные свойства диэлектрика: теплостойкость, тангенс угла потерь, гигроскопичность, механическая прочность и т.д.

Раздел с полимерами еще более поверхностный. Дело в том, что свойства полимерного материала зависят от условий синтеза, введенных добавок, термообработки, последующей обработки. Таким образом, два образца полистирола могут весьма значительно отличаться по свойствам. Производители пластиков идут на различные ухищрения и манипуляции с составом, внося важные и не очень изменения. Это как с книгами, разные издания одного и того же произведения, где то на газетной бумаге с плохой версткой, а где то на качественной бумаге с цветными иллюстрациями от модного художника. И та и другая книга — “Властелин колец”, но впечатления от использования могут отличаться. Поэтому приведены некоторые общие свойства разных видов полимеров, за более точными характеристиками нужно обращаться к справочнику.

Материалы, которые применяются в электронной технике меняются по мере прогресса. Так, ранее широко использовалось, к примеру, дерево, шелк, эбонит. Сегодня же многие материалы вытеснены более дешевыми, технологичными заменителями. В пособии есть описание в том числе исторических материалов, данных для общего развития. Также  добавлена информация, необходимая для полноты раскрытия темы.

Неорганические диэлектрики

Фарфор

Фарфор — плотная прочная керамика, получаемая обжигом смеси  каолина, кварца, полевого шпата и глины. Аналогичен фарфоровой чашке у вас на  кухне, только при техническом применении реже покрывается глазурью.

Примеры применения

Высокотемпературные изоляторы.} В виде фарфоровых бус для изоляции концов нагревательных спиралей. Чешуеподобная конструкция бусин позволяет изгибаться не обнажая проводник. Иногда нагревательную спираль прячут защитные фарфоровые бусины.

Корпус ртутной дуговой лампы от светолучевого осциллографа. Рама из алюминиевого сплава, чёрный корпус — карболит, фарфоровые бусы изолируют проводники, которыми подключается лампа. Лампа очень сильно нагревается во время работы. Рядом кучка цилиндрических фарфоровых бус от различных нагревателей. Проводники в изоляции из фарфоровых бус для работы рядом с мощной дуговой ксеноновой лампой кинопроектора

Детали электроизделий. Если заглянуть внутрь патрона для лампы, то часть, которая содержит ламели подключения скорее всего сделана из фарфора, он может длительное время работать при повышенной температуре лампы накаливания без потери свойств. Корпуса предохранителей, розеток, держатели контактов ламп — везде, где есть опасность нагрева, фарфор вне конкуренции.

Держатели ламелей розетки, патрона изготовлены из фарфора. Чёрный корпус патронов — карболит.

Изоляторы на столбах. На фото изолятор со столба, ликвидированного в ходе реконструкции линии. Тридцать лет солнца, ветра, птичьего помета, дождей, морозов нисколько не повлияли на фарфор, он по прежнему выглядит как новенький, достаточно было помыть изолятор с мылом. (Срок службы фарфоровых изделий ограничен из-за появления микротрещин в процессе эксплуатации.)

Фарфоровые изоляторы линий электропередач. Между фарфоровым изолятором и стальным крюком втулка из полиэтилена, для защиты фарфора от трещин. Дисковая форма изоляторов позволяет воде стекать не образуя сплошного слоя, замыкающего проводник на опору. Фарфоровые изоляторы, в отличии от  стеклянных, непрозрачны, что затрудняет визуальную проверку изолятора на  наличие трещин. Мощные резисторы имеют основу из фарфоровой трубки. У зеленого резистора обмотка скрыта под эмалью. Свечи зажигания от двигателя внутреннего сгорания. Центральный электрод изолирован фарфором. Ни один другой диэлектрик не способен выдержать длительное воздействие температуры, давления, горючего внутри камеры  сгорания.

Недостатки

Хрупкий, как и все керамики. Перетянутый винт, удар — и фарфор  осыпается.

Стекло

В зависимости от требований могут использоваться разные сорта стекол, от легкоплавких натриевых до тугоплавких кварцевых. Основной плюс стекла, помимо его термостойкости — прозрачность для видимого света (а кварцевое прозрачно еще и  для ультрафиолета). Также немаловажный плюс — возможность визуально оценить  целостность, трещины в стекле обычно видны.

Примеры применения

Корпуса радиоламп, осветительных ламп, предохранителей.

Стеклянный и фарфоровый изолятор линий электропередач проработавший на улице более 30 лет.

Кварцевые трубки — корпуса нагревателей, электрогрилей

Кусочек технического кварцевого стекла. Видно большое количество пузырьков в стекле.

Типичный признак (но не обязательный!) технического кварцевого стекла — большое количество пузырьков в направлении экструзии стекла. Более дорогое оптическое кварцевое стекло абсолютно прозрачно. Торец такого стекла белый, без зеленого оттенка.

Корпуса маломощных полупроводниковых диодов, изоляторы выводов радиоэлементов.

Корпуса этих полупроводниковых диодов изготовлены из стекла.

Недостатки: Хрупкое, не выносит ударов. Некоторые сорта стекла растрескиваются при резком неравномерном нагреве.

Интересные факты о стекле

Здесь стоит дополнительно сказать про сапфировое стекло, закаленное стекло и химически закаленное стекло. В рекламных описаниях множества электронных устройств
для массового потребления можно встретить упоминания этих видов стекол.

Сапфировое стекло формально стеклом не является (оно не аморфное, как стекла, а кристаллическое), но, в силу внешнего сходства, так именуется. Сапфировое стекло — это тонкие пластинки лейкосапфира (чистый Al2O3} — оксид алюминия). Лейкосапфир тверже обычных стекол, поэтому используется для защиты оптики от абразивного истирания песчинками пыли в военной технике, в дорогих устройствах  бытового назначения. Стекло наручных часов из сапфира дольше останется  нецарапанным. При этом, получение сапфировых стекол большого размера по вменяемой  цене затруднительно, поэтому планшеты с сапфировым стеклом мы увидим нескоро.

Закаленное стекло. Стекло хорошо сопротивляется сжатию и плохо — растяжению.  Повысить механическую прочность стекла можно его закалкой — стекло разогревают
до высоких температур и резко и равномерно охлаждают. В результате в стекле  образуются механические напряжения, которые увеличивают механическую прочность.  Чаще всего закалку стекла делают для безопасности. Обычное стекло, если в него  кинуть камнем, разбивается на несколько довольно крупных осколков, которые могут  нанести серьезную травму. Закаленное стекло при разрушении дает много мелких  осколков, которые значительно безопаснее. Поэтому все (Кроме лобового, иначе оно разрушалось от первого прилетевшего из под колес камушка. Лобовое стекло для безопасности трехслойное — средний слой из полимерной пленки с клеем. При ударе все осколки оказываются приклеенными к пленке.) стекла в автомобиле, в  торговых центрах, стеклянные полки мебели — закалены. Изделие из закаленного  стекла обработке не подлежит, если попытаетесь стеклянную полочку для ванной  подрезать, она с хлопком рассыпется в крошку, поэтому закалка производится после  обработки. Классической демонстрацией свойств закаленного стекла являются батавские слёзки.

Химически закаленное стекло. Например, часто упоминаемое Gorilla glass. Для  тонких пластинок стекла термический способ закалки не подходит, поэтому пластинки  стекла обрабатывают в растворе, который, к примеру, замещает ион натрия на ион  калия. Так как ион калия крупнее, то поверхностные слои стекла как бы “распирает”  более крупными атомами в решетке, создавая как раз требуемые механические  напряжения. Как итог — такое стекло прочнее, лучше сопротивляется царапинам.

Термостойкое стекло. Обычное оконное стекло при нагревании сильно расширяется. Если нагрев неравномерный, то части стекла из-за разного расширения создадут механические напряжения, что может привести к растрескиванию. Введением добавок коэффициент теплового расширения стекла уменьшают, получая термостойкие сорта. Такие стекла при неравномерном нагреве не образуют трещин. Наиболее крутое в этом отношении кварцевое стекло, поэтому из него делают корпуса нагревателей в электрогрилях.

Слюда

Слюда. Природный слоистый материал, обладает термостойкостью,  прочностью, прекрасный диэлектрик. Слюды — большой класс слоистых минералов, из них в технике используется в основном мусковит и иногда биотит и флогопит.

По английски слюда — Mica, отсюда производные  названия материалов на базе слюд — миканиты, микалента, микафолий, микалекс и т.д.

Слюда, добытая в руднике, разбирается, сортируется. Крупные куски вручную  расщепляются на пластинки — так получается щипаная слюда — прозрачные однородные пластинки. Такая слюда обладает самым высоким качеством и идет на ответственные применения — в вакуумной технике, окна ввода/вывода излучения и т.д.  К сожалению, крупные однородные куски слюды без дефектов — редкость, поэтому  пластинки из слюды разной формы склеивают воедино, так получается миканит. Если в качестве подложки для наклеивания пластинок слюды использовать ткань (стеклоткань, бумагу) получается микалента, микафолий, стекломиканит. Совсем мелкие отходы слюды размалываются, и в виде водной пульпы отливаются на сетку, также как бумага.  После удаления воды частички слюды слипаются в единое полотно — получается  слюдяная бумага (слюдинит, слюдопласт). Получившееся полотно для прочности может пропитываться органическим связующим. Гибкость слюдяной бумаги позволяет наматывать её в качестве изоляции. Также намоткой можно получить стержни, трубки. Если пропитать слюду расплавленным стеклом, то получившийся прочный материал называется  микалекс.

Перемолотая в пыль слюда — компонент пигментов, благодаря своей “чешуйчастости” дает перламутровый эффект. В пигментах используется в основном биотит.

Синтетический материал — фторфлогопит (synthetic mica) — это слюда (флогопит) где -OH группы заменены фтором. Фторфлогопит более прочен и термически стоек, выглядит также как слюда, тоже слоистый но абсолютно прозрачный/белый, а не желтоватого оттенка, как природная слюда. Увы, пока с этим материалом живьем не сталкивался.

Примеры применения

Конструктивные элементы для удержания нагревательных элементов в фенах, калориферах, тепловентиляторах, паяльниках и т.д.

Нагреватели бытовых тепловентиляторов. Конструкция слева менее материалоемкая, но значительно менее надежная, особенно в условиях
механических нагрузок.

Как защитное окошко выхода микроволнового излучения от магнетрона в микроволновках.  (обычно попадая на слюду еда обугливается, и становясь проводником, начинает бурно
искрить, от чего владельцы микроволновки со страху микроволновку выбрасывают,  хотя достаточно вырезать пластинку из листа слюды и заменить окошко.)

Слюдяное окошко в микроволновке. Иногда встречаются пластиковые, но только у моделей без гриля.

Благодаря тому, что тонкие пластинки слюды не пропускают газы, но пропускают энергичные заряженные частицы — слюдяные окошки используются в конструкциях счетчиков альфа и бета частиц.

Используется в конструкциях радиоламп — удерживает электроды на своих местах.

Восьмигранная пластинка изготовлена из слюды.

Используется как материал слюдяных конденсаторов. Слюда выступает диэлектриком,  а электродами — проводящее напыление металла на пластинках слюды. Данный вид конденсаторов встречается всё реже и реже, вытесненный конденсаторами на базе полимерных пленок. Слюдяные конденсаторы могут работать при высокой температуре.

Слюдяные конденсаторы производства СССР полувековой давности. Пластинки слюды в конденсаторе. Металлизация на пластинках формирует обкладки.

До появления и широкого распространения теплопроводящих изолирующих прокладок  из полимерных материалов, вроде Номакон, слюдяные пластинки использовались для  электрической изоляции компонентов при сохранении теплового контакта, например,  когда необходимо на один радиатор закрепить несколько транзисторов, корпуса  которых под разными напряжениями.

Пластинки природной щипаной слюды. Природная слюда прозрачна. Слюдоматериалы полученные переработкой природной слюды как правило непрозрачны.

 

Интересные факты о слюде

Раньше, несколько веков назад, когда не умели делать  тонкие оконные стекла, светопрозрачные конструкции делали расщепляя природную слюду. Так как большие куски слюды без дефектов были редкостью, то и окна принимали причудливую форму.

Слюда вместо стекла в оконной раме. Из экспозиции красноярского краеведческого музея.

Слюда — достаточно мягкий материал, слюдяная пластинка (как и большинство материалов на её базе) легко режется ножницами. В силу своей слоистой природы, склеивание слюды — занятие малонадежное, сила сцепления меж слоев невысокая, поэтому при производстве детали из слюды скрепляют механически — заклепки, люверсы, винты и т. д.

Электрические соединения с нагревательным элементом выполнены полыми заклепками.

Алюмооксидные керамики

Очень похожи по внешнему виду на фарфор, только лучше. Содержат практически  чистый Al2O3. Более подробно неплохо описано в этой статье.

Твёрдая, прочная керамика, из которой изготавливают:

Примеры применения

Корпуса микросхем, обычно ответственного применения.

Корпуса процессоров раньше делали керамическими, но рост тепловыделения и конкуренция по цене вынудили отказаться от этого материала. Именно с  керамическим корпусом процессоров был связан анекдот про нового русского и плитку в ванной от Intel.

Корпуса электровакуумных приборов.}

Корпус вакуумной колбы магнетрона изготовлен из меди и алюмооксидной керамики. Керамика видна на фото, фиолетовый поясок между колпачком и корпусом.

Алюмооксидная керамика очень твёрдая, обрабатывается как и многие керамики алмазным инструментом. Обломок керамического корпуса микросхемы — отличное орудие для написания посланий на лобовом стекле автомобиля, оставляет четкие ровные царапины не хуже стеклореза.

Данный вид керамики плотный, не впитывает влагу, удерживает вакуум, не трескается при резком перепаде температур и тепловом ударе. При этом сцепление металлических пленок с поверхностью высокое, позволяет делать на керамике дорожки, герметично приваривать металлические детали.

Внешне очень похожа бериллиевая керамика — она превосходит алюмооксидную керамику по предельной рабочей температуре, по теплопроводности (сопоставимую с металлами!), но в силу дороговизны и токсичности пыли из нее применяется редко.

Асбест

Уникальный, непревзойденный класс материалов. Природное волокно, “горный лен”. Является огнестойким диэлектриком. Использовалось во множестве применений, начиная
от армирующей добавки в полимеры, заканчивая изоляцией нагревательных приборов. Выпускается в виде листов (асбестокартон), нити, пряжи. Чаще всего используется именно как теплоизолятор, как диэлектрик только в установках невысокого (до 1 кВ) напряжения.

Широко применялся в строительстве. Шифер — это цемент, упрочненный волокнами асбеста,  практически вечный материал. Высоко ценилась его дешевизна и огнестойкость. Но
есть одно но:

Асбест — канцероген. Причем канце

Значение словосочетания СЛЮДЯНЫЕ ОКНА. Что такое СЛЮДЯНЫЕ ОКНА?

СЛЮДЯНО́Й, —а́я, —о́е. 1. Прил. к слюда. Слюдяные чешуйки.

Все значения слова «слюдяной»

ОКНО́, -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно.

Все значения слова «окно»
  • Дома деревянные, со слюдяными окнами, покрыты щепой и соломой, — постоянные жертвы пожаров.

  • Изба отапливалась глиняными печами, а двери и слюдяные окна для тепла были обиты сукном и войлоком.

  • Его хоромы со стенами, обтянутыми ярким сукном и обитыми серебряной кожей, озаряемые лучом солнца, проникавшим сквозь расписные слюдяные окна, полны были красок и звуков.

  • (все предложения)

Информация об аппаратном и программном обеспечении | MICA

Узнайте больше о том, какой тип компьютера рекомендуется для использования в MICA, а также получите доступ к информации о том, какие программные ресурсы доступны студентам во время обучения в MICA.

Оборудование

Технологии станут ключевой частью вашего опыта MICA, будь то в классе, библиотеке или общежитии. Мы рекомендуем студентам принести или приобрести ноутбук или настольный компьютер, чтобы участвовать в занятиях, проектах и ​​сотрудничать со студентами и преподавателями.Информация, представленная ниже, поможет вам выбрать подходящий компьютер для ваших образовательных нужд.

Рекомендуемые технические характеристики для новых компьютеров Apple / Macintosh:

13-дюймовый MacBook Pro

  • Процессор Intel Core i5
  • 16 ГБ ОЗУ
  • Твердотельный накопитель 256 ГБ
  • Графика Intel Iris Plus 645

16-дюймовый MacBook Pro

  • Процессор Intel Core i7
  • 16 ГБ ОЗУ
  • Твердотельный накопитель 256 ГБ
  • AMD Radeon Pro 5300M

Обратите внимание: : MacBook Pro 16 дюймов рекомендуется для студентов, планирующих изучать кино и видео, графический дизайн, иллюстрацию, фотографию и дизайн продукции.Кроме того, поскольку MacBook Pro использует новые порты USB-C для подключения ввода-вывода, рекомендуется приобрести адаптер USB-USB-C.

Минимальные технические характеристики для существующих компьютеров Apple / Macintosh:

  • Процессор Intel Core i5
  • 8 ГБ ОЗУ
  • Твердотельный накопитель 128 ГБ
  • Экран 13 дюймов или больше

Рекомендуемые технические характеристики для новых компьютеров под управлением Windows:

Ноутбук Dell XPS 9560 с диагональю 15 дюймов

  • Процессор Intel Core i7
  • Windows 10 Домашняя
  • 16 ГБ ОЗУ
  • Твердотельный накопитель 512 ГБ
  • NVidia GeForce GTX 1050 видеокарта
  • специально для игрового дизайна: видеокарта GeForce GTX 1060

Минимальные технические характеристики для существующих компьютеров / компьютеров Windows

  • Процессор Intel Core i5
  • 8 ГБ ОЗУ
  • Твердотельный накопитель 128 ГБ
  • Экран 13 дюймов или больше

Важные примечания

  • Настоятельно рекомендуются планы поддержки компьютеров
  • Неограниченное онлайн-хранилище доступно через ваш аккаунт на Google Диске электронной почты MICA
  • Рекомендуется приобрести жесткий диск емкостью 1–4 ТБ.Стоимость этого составляет от 50 до 100 долларов.

Программное обеспечение

Adobe Creative Cloud будет предоставлен студентам и аспирантам как часть платы за технологии. Этот пакет включает Photoshop, Illustrator, inDesign, Premiere Pro и многие другие важные программы. В рамках нашего лицензионного соглашения с Adobe студенты получают доступ к обновлениям программного обеспечения, выпущенным во время обучения в колледже (например, переход с программного обеспечения CC 2017 года на программное обеспечение CC 2018).Для получения информации о том, как получить доступ к этому пакету программного обеспечения, щелкните здесь.

Google Apps является частью веб-пакета программного обеспечения, предоставляемого вместе с учетной записью MICA. Сюда входят Gmail, Календарь и контакты Google, Документы Google, Google Книги, Google Диск (для хранения файлов), Picassa (для хранения изображений) и множество других приложений.

Microsoft Office 365 доступен для студентов и аспирантов. Чтобы получить лицензию на это программное обеспечение, обратитесь в службу поддержки: Help @ MICA.edu / (410) 225 — 2201.

Canvas будет вашей системой управления обучением и будет использоваться всеми классами для связи с вами относительно документов класса, списков книг, заданий и т. Д. Canvas можно получить через портал MyMICA или эту страницу прямого входа.

LinkedIn Learning — LinkedIn Learning (ранее Lynda.com) — это веб-служба обучения, которая поможет вам изучить все важное программное обеспечение, которое вы будете использовать в MICA. Сюда входит большая часть программного обеспечения по всем дисциплинам.Вы можете создать свою учетную запись и отслеживать свой прогресс, получать сертификаты об окончании уроков и сообщать о своих успехах своим инструкторам. Доступ к LinkedInLearning.com можно получить по ссылкам, указанным в материалах студенческого портала. Или щелкнув по этой ссылке.

Антивирусное программное обеспечение — Антивирусное программное обеспечение рекомендуется, но не требуется. Будьте осторожны при их установке, поскольку некоторые службы могут блокировать порты, которые необходимы определенным приложениям. Продукты Apple, как правило, не восприимчивы к вирусам, но, конечно, все может случиться, поэтому будьте осторожны при подключении к сети.Компьютеры имеют более высокий риск и должны использовать какой-либо тип защиты от вирусов, например Symantec Norton AntiVirus Basic.

Защита от краж — Есть несколько способов защитить свой ноутбук или мобильное устройство во время пребывания в MICA. Если у вас есть продукт Apple, используйте Find My Mac / iPhone, который является частью iCloud. Это поможет вам отследить потерянное или украденное устройство Apple. Подробнее о том, как оно работает, читайте здесь. Если вам нужна помощь в настройке, вы можете найти информацию здесь или обратиться в службу поддержки.Существуют и другие услуги, предлагаемые для ПК и Mac, которые можно найти в Интернете или в магазине по продаже электроники.

Последнее обновление 15 июля 2020 г.

.

продуктов и услуг | MICA

У нас есть различные транспортные средства, которые помогут упаковать ваши вещи, чтобы они благополучно прибыли в пункт назначения. Если вы страхуете свою посылку с помощью UPS или FedEx, вы должны упаковать содержимое коробки как минимум в 2-дюймовые пакеты (пузырчатая пленка, бумага или упаковочный арахис) между содержимым и внешней коробкой. Если нет, то если что происходит с ящиком, ваше страховое возмещение не может быть присуждено.

Почтовые марки USPS

Повышение стоимости почтовых услуг с 27 июля 2019 г.

1 марка 0 руб.55

Книга из 20 шт.

$ 11.00

Рулон из 100 штук

55,00 $

Принадлежности для транспортных средств

Конверты и коробки

Все коробки, предоставленные FedEx и USPS, бесплатны:

FedEx

Конверт FedEx

Legal Envelope

Мягкая почтовая программа

USPS

Приоритет

Конверт стандартной фиксированной ставки

Малый конверт с фиксированной ставкой

Конверт оконной скорости потока

Конверт с фиксированной ставкой Legal

Конверт с подкладкой с фиксированной ставкой

Малая фиксированная ставка

Средняя фиксированная ставка № 1

Средняя фиксированная ставка № 2

Большой бокс с фиксированной ставкой

Региональная фиксированная ставка A1, A2

Региональная фиксированная ставка B1, B2

Приоритетные коробки и конверты без единой ставки:

Конверты Tyvek, 1096-L, 1095, 1097, # 4, # 7 и коробка для обуви

Экспресс-почта

Конверты с фиксированной ставкой для экспресс-почты

Легальные конверты по фиксированной ставке экспресс-почты

Экспресс-почтовая программа с фиксированной ставкой

Экспресс-почта Тайвек, конверт

Размеры доступны на сайте USPS.

Конверты

4 дюйма x 9 1/2 дюйма

$ 0,25

6 дюймов x 9 дюймов

$ 0,50

9 дюймов x 12 дюймов

$ 0,75

10 дюймов x 13 дюймов

$ 1.00

12 дюймов x 15 1/2 дюймов

$ 1,25

9 «x 12» Photo Mailer

$ 1,50

Конверты с мягкой подкладкой

6 дюймов x 9 дюймов

$ 1.25

9 1/2 «x 13 1/2»

$ 1,75

12 1/2 «x 18»

2,25 $

Картонные фотоотправители

7 дюймов x 9 дюймов

$ 1.00

9 дюймов x 12 дюймов

$ 1,50

13 дюймов x 18 дюймов

$ 3,00

17 дюймов x 21 дюймов

$ 5.00

Почтовые тубы

2 «x 15»

$ 2.00

3 дюйма x 25 дюймов

$ 4,25

3 дюйма x 37 дюймов

$ 5,25

Ящики

6 дюймов x 6 дюймов x 6 дюймов

$ 1.00

10 дюймов x 10 дюймов x 10 дюймов

$ 1,75

12 дюймов x 12 дюймов x 12 дюймов

$ 3,15

15 дюймов x 15 дюймов x 15 дюймов

$ 4,25

20 дюймов x 20 дюймов x 20 дюймов

$ 6.00

16 дюймов x 12 дюймов x 10 дюймов

4,00

36 дюймов x 24 дюйма x 5 дюймов

$ 5.00

25 дюймов x 4 дюйма x 4 дюйма

$ 5.00

Коробка с регулируемой рамой 14 дюймов x 17 дюймов x.75 «-2,5»

4,00

Упаковочная лента

Использование в офисе Бесплатно!

По рулонам $ 3,00

Пузырьковая пленка
Большой пузырь (1/2 дюйма)

Листом (12 «x 12»)

0 руб.90

Мясная бумага

Во дворе (36 «x 36»)

$ 0,30

Прочие товары

Поздравительные открытки и открытки MICA

Не сейчас, из соображений безопасности.

Бумага в стопке (500 листов) / ящик (5000 листов)

Белая бумага для писем (8 1/2 x 11 дюймов) 5,50 $

Печатный ящик белого цвета $ 55.00

Цветная бумага для писем $ 8,00

Цвета включают: синий, желтовато-коричневый, канареечный, вишневый, золотарник, серый, зеленый, орхидею, лосось и коричневый

Белая бумага Legal (81/2 «x 11»)

$ 8.00

Белая бухгалтерская книга (11 x 17 дюймов)

$ 17,25

Карты Letter в стопке (250 листов) 110 фунтов

Карточки с белыми буквами 110 фунтов

$ 12.00

Картон с цветными буквами 90 фунтов

17 долларов.00

-Цвета включают: канареечный, серый, зеленый и слоновая кость

Карточка белой книги

17,00 $

Стопка бумаги для плакатов (500 листов) 80 фунтов

Письмо

$ 14.00

Главная книга

35,00 $

Хранение данных

Накопитель G Centon Data Stick Elite USB (3.0) 8 ГБ

$ 11,25

16 ГБ G Centon Data Stick Elite USB (3.0) drive

$ 16,25

Пустые компакт-диски с обложками

$ 0,94

Дополнительные услуги

MICA Postal & Print Services предлагает следующие услуги:

Факс : (Да, мы все еще отправляем факс!)

Отправка

Местный (код города 410, 443, 800 или 877)

Первая страница $ 1.05

Каждая дополнительная страница $ 0,55

Междугородние

Первая страница $ 2.05

Каждая дополнительная страница $ 0,55

Международный

Первая страница $ 3.05

Каждая дополнительная страница $ 0,55

Факс: получение

Первая страница $ 1.05

Каждая дополнительная страница $ 0,55

Ламинирование

Размер Letter 1,00 $

Legal, размер 1,25 доллара США

Размер книги $ 2.00

По соображениям безопасности мы больше не можем допускать клиентов или курьеров в наш зал.

.

UX Design (MPS) | MICA

Изучите как дизайн, так и информатику в уравнении взаимодействия с пользователем. Освойте аналитическое решение проблем и дизайнерское мышление на основе принципов UX, которые имеют большое значение на сегодняшнем рынке, ориентированном на технологии.

Студенты со степенью магистра профессиональных исследований в области UX-дизайна (M.P.S. UXD) осваивают фундаментальные принципы проектирования интерфейсов, управления проектами, прототипирования и удобства использования в различных отраслях, от игр до здравоохранения и образования до обороны.

Обзор резиденции

студентов в M.P.S. в UX-дизайне овладевают фундаментальными принципами проектирования интерфейсов, управления проектами, прототипирования и удобства использования применительно к отраслям от игр до здравоохранения и от образования до обороны. Отраслевые партнеры приносят в класс реальные проекты и консультируют студентов по вопросам нетворкинга, передового опыта и динамичного характера профессии. Выпускники уезжают с портфолио, полным интересных и новаторских пользовательских интерфейсов следующего поколения, готовых поддержать их профессиональные устремления.

M.P.S. в UX Design — это программа с 30 кредитными часами, рассчитанная на 15 месяцев при работе на полную ставку. Программа состоит из девяти онлайн-модулей и одной очной резидентуры.

Что такое степень магистра профессиональных исследований (MPS)?

  • Специализируется на прикладной области обучения
  • Развивает практические навыки
  • Идеально для действующих и начинающих профессионалов
  • Доставка онлайн всего за 15 месяцев
  • Резиденция способствует междисциплинарному сотрудничеству
  • Студенты поддерживают баланс между работой и личной жизнью

Программные ресурсы

Среда MICA Canvas представляет собой гибкую и адаптивную платформу, позволяющую учащимся получить удобный доступ к контенту.Каждый преподаватель еженедельно проводит уроки в прямом эфире с помощью программного обеспечения для веб-конференций Adobe Connect, на котором студенты могут обсуждать темы с преподавателями и одноклассниками. Лекции записываются, поэтому студенты могут вернуться к ним в любое время. Студенты также имеют доступ к веб-ресурсам MICA, таким как Adobe Creative Suite, Lynda.com, MyMICA, Decker Library и Media Resources Center, а также Business Source Premier, самой используемой в отрасли базе данных бизнес-исследований.

Кто должен подавать заявки

Эта программа предназначена для студентов, которые имеют опыт работы в области дизайна (игры, графика / визуальные эффекты, взаимодействие, промышленное взаимодействие) и интересуются кодированием или взаимодействием человека с компьютером.Кандидатами могут быть недавние выпускники, а также профессионалы, стремящиеся войти в индустрию UX / UI. Идеальные кандидаты имеют опыт работы в области изобразительного искусства / дизайна; сильный интерес к сочетанию творческих способностей с критическим анализом, исследованиями, сотрудничеством и техническими навыками для увеличения своего конкурентного преимущества в этой области; и готовность к интенсивному обучению.

.

Получение посылок в MICA | MICA

Получение пакетов в MICA

Посетите нашу главную страницу для почтовых отправлений и печати, чтобы получить самую свежую информацию о реакции MICA на коронавирус.

Студенты возвращаются в кампус осенью 2020 года

Пожалуйста, дождитесь конкретных инструкций от Residence Life относительно отправки ваших вещей в кампус, чтобы они совпадали с запланированной датой въезда. Пожалуйста, не отправляйте посылки в университетский городок в настоящее время (05.08.20).

Начиная с 24 августа, вы можете отправлять свои посылки, чтобы прибыть в кампус MICA 24 августа по следующему адресу:

Только студенты на кампусе:

Ваше имя
MICA Student Mail 2020-21
1401 W Mount Royal Ave
Baltimore, MD 21217

Вы можете забрать свои посылки в Mail & Print в понедельник и среду с 9:00 до 3:00. Позвоните во вторник, четверг или пятницу, чтобы организовать встречу с 9:00 до 3:00. Почта и посылки больше не будут приходить на адрес вашего общежития, и у вас больше не будет там почтового ящика.

Студенты, проживающие за пределами кампуса, продолжайте получать почту и посылки на ваш домашний или местный адрес проживания. Чтобы сократить личное общение, мы больше не можем принимать пакеты для студентов за пределами кампуса.

Доставка и почта для аспирантов


Отправляйте почту и посылки на свой домашний или местный адрес. Чтобы сократить личное общение, мы больше не можем принимать пакеты для аспирантов за пределами кампуса.

Преподаватели и сотрудники

Преподаватели и сотрудники, пожалуйста, используйте свой домашний адрес для личных посылок.

Вы можете использовать основной адрес MICA для получения бизнес-пакетов:

Ваше имя
MICA (Ваш отдел)
1300 W Mount Royal Ave
Baltimore, MD 21217

Хранилище POD

Использование POD / доставленного контейнера для хранения настоятельно не рекомендуется, учитывая ограниченное пространство, доступное для доставки в городских условиях MICA; однако, если это единственный способ доставить ваши вещи в университетский городок, внимательно прочтите следующую информацию.

Студенты, проживающие в общежитиях, должны уведомить Управление по вопросам проживания и проживания за пределами кампуса, которые помогут вам в порядке очереди определить место в MICA для доставки вашего хранилища.Ожидается, что пространство на территории кампуса будет крайне ограничено, и многие запросы могут быть не выполнены. PODS, для которых не было предоставлено предварительное одобрение, не допускаются. Все одобренные PODS должны быть удалены не позднее второго дня занятий.

Студенты, живущие за пределами кампуса, должны знать, что для доставки всех контейнеров по адресу необходимо получить разрешение города. Большинство компаний получат за вас разрешение, но вы обязаны узнать, будут ли они это делать. Следите за тем, чтобы окно доставки вашего POD и когда его поднимали, как можно более узким.Это поможет нам быть хорошими соседями с окружающим нас сообществом.

.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *