Проект медный всадник: Презентация на тему Медный всадник

описание памятника, история, как добраться, фото

Представить Санкт-Петербург без памятника «Медный всадник», посвященного Петру I, невозможно, также как без Зимнего дворца или Исаакиевского собора.

Вокруг его создания кипели нешуточные страсти, начиная от выбора проекта и до момента открытия. «Производственный» процесс заставлял находить необычные технические решения. Жители столицы и всей страны зачастую относились к монументу, как к одушевленному персонажу, а не застывшему изваянию.

Содержание

1

Описание памятника «Медный всадник» и его символика

Всадник на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Сначала кажется, что у фигуры 3 точки опоры. Исследования ХХ века показали, что хвост коня, соединенный с изогнувшейся змеей – это не опора, а балансир. Жесткий каркас находится только в задних ногах коня.

Автор монумента Этьен Фальконе видел в Петре I созидателя и благодетеля, а не только императора, военачальника, победителя.

Вместо традиционного для XVIII века изображения монарха в облачении римского императора, скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным.

Затоптанная змея – побежденное невежество и разгромленные иностранные враги.

Фигура императора выражает уверенность за будущее государства. Вытянутая вперед рука символизирует покровительство всей российской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражается в лавровом венке и мече у пояса.

Гранитный постамент – одновременно и вершина горы, как преодоленные на пути препятствия, и вздымающаяся морская волна – символ многочисленных морских побед.

Монумент в фактах и цифрах:

  • Размер постамента: 10,6 м длиной, 5,2 м высотой, 3,4 м шириной.
  • Изначальный размер Гром камня: длина 13,2 м, ширина – 6,6 м, высота 8,1 м, масса 1600-2000 т, около 800 т обкололи в месте обнаружения и транспортировки.
  • Высота скульптуры: 5 м, масса – 8 т.
  • Срок строительства: 16 лет.

История создания памятника

Памятник Петру I на Сенатской площади. Патерсен, Бенжамен (рисунок, гравюра), 1801-1806

Сейчас трудно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совершенно иной монумент, похожий на множество других, поставленных в европейских столицах.

Верное решение Екатерины

Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику – Петру Первому. Она видела цель своей деятельности в продолжении преобразований государства, начатых именно им. Только так можно было поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, так по духу.

Предложения по внешнему виду будущего изваяния пошли от приближённых рекой. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с императорскими регалиями, другие – фонтан, наподобие версальских, третьи – фигуру Петра окружить аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела видеть великого человека, сидящим на коне с атрибутами власти в руках.

Проект давнего придворного архитектора Расстрелли ей не понравился. По совету французских друзей-философов она пригласила Этьена Фальконе. Тот согласился на гонорар в 200 тыс. ливров. (Говорят, что другие просили вдвое больше).

Новый проект

Вид на памятник Петру I и старое здание Сената, картина художника А.Пайкова, 1799

Французский скульптор приехал осенью 1766 года вместе с юной помощницей. По слухам, Мари-Анн Колло была еще и любовницей мэтра.

Фальконе начал работу не только с подготовки макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся незаурядным духом и величием дел Петра, поэтому отмел все аллегорические помпезные формы и оставил главное – личность императора.

Чтобы создать объемное изображение всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжение зодчего отряд или статного гвардейца, отлично управлявшего лошадьми, и двух мощных жеребцов Бриллианта и Каприза из императорских конюшен.

Для справки: во многих источниках говорится, что скакуны были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762 по 1775 годах был на службе у императрицы, занимался разработкой военных операций на море в войне с турками, командовал флотом при Чесме, «воровал» в Италии княжну Тараканову. Только в отставке он начал выведение новой породы рысистых лошадей.

Несколько месяцев скульптор делал зарисовки, как наездник направлял коня по специальному высокому помосту, а в верхней точке ставил его на дыбы. Только после этой работы можно было приступать к изготовлению гипсовой фигуры. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущего Медного всадника, в Сенате объявили в 1768 году.

Готовый макет был представлен императрице через год. Екатерине, в первую очередь, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, ее разочаровало, что зодчий не выполнил ее условия по облачению и атрибутике.

С первой проблемой справилась ученица мэтра Мари-Анн. Она досконально изучила посмертную маску правителя и сделала макет, максимально похожим на подлинное лицо великого императора. Глаза в виде сердечек восхитили Екатерину. Она повелела принять молодую художницу в члены Академии художеств с пожизненным ежегодным вознаграждением в 10 тыс. ливров.

Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры и по месту установки монумента. Вместо центра площади Фальконе предложил приблизить его к водным просторам Невы.

Поиски, доставка и установка «дикой скалы»

Перевозка Гром-камня. Гравюра И.Ф. Шлея, 1770-e годы.

Идея использовать огромный натуральный камень в качестве постамента появилась у Фальконе практически сразу после прибытия в Санкт-Петербург. Понравилась она и Екатерине.

Для ускорения дела даже объявили о вознаграждении нашедшему. Летом 1768 года камень из гранита был обнаружен в Конной Лахте, в 7588 м от Финского залива. Местные жители называли его Гром-камнем, так как от воздействия молнии значительный его кусок отделился от основного массива.

Когда камень обследовали и очистили от земли, он оказался громадным. Для работ ежедневно требовалось 400 человек. Фальконе приказал повалить его на бок, чтобы сделать основание плоским. За счет обтесывания вес камня уменьшился на 600 т.

А еще его как-то надо доставить в город! Инженерный расчет и народная смекалка соединились для важнейшего дела.

За лето и 2 месяца осени прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 м. Затем дождались, пока грунт промерзнет. Транспортировка началась 26 ноября 1769 года.

Бревенчатую деревянную платформу установили на желоба с металлическими шарами. Скалу с помощью рычагов загрузили на эту своеобразную машину. Отколотую молнией часть прикрепили к основному массиву. Осколок пригодился для наращивания длины постамента в будущем и сохранения баланса при перевозке.

В движение конструкцию приводили двумя кабестанами (лебедками). Крутили каждую по 36 человек. Работы по уменьшению массы камня велись и в процессе транспортировки, пока приехавшая для осмотра работ Екатерина не запретила это делать. Ей хотелось поразить иностранцев объемом камня на конечном этапе его установки на площади.

За день удавалось протащить Гром-камень на 20-30 саженей, иногда и меньше. Несколько раз он падал с платформы и работу приходилось начинать заново. К берегу залива скала прибыла 7 апреля 1770 года.

На морском дне у самого берега в летний период соорудили особое основание из свай, соединенных скобами. Такую же платформу сделали на Неве в месте выгрузки.

Выгрузка Гром-камня в Санкт-Петербурге (картина Луи Бларамберга).

Для перевозки по воде построили специальное плоскодонное судно и притопили его рядом с камнем. С помощью лебедок, установленных на двух парусниках-краерах, со второй попытки удалось затащить скалу на судно. Когда восстановили борт и откачали воду, корабль всплыл ровно. К нему присоединили краера по бокам и повезли в Санкт-Петербург.

Выгрузка происходила в обратном порядке при большом стечении зрителей. Императрица в парадном облачении наблюдала за процессом из здания Сената. Торжество не было случайным: 3 октября – годовщина ее коронации.

Позднее камень значительно уменьшили, привели в знакомый всем вид. Осколок обточили для плотного смыкания с основой и ее удлинения до нужных размеров.

Отливка скульптуры

Для изготовления памятника «Медный всадник» был использован материал, традиционный для монументов – бронзу (сплав меди, олова и свинца).

Для того, чтобы скульптура оказалась устойчивой, требовалось стенки верхней и передней частей сделать тонкими (не более 1 см), а низ – массивным.

Фальконе раньше сам отливкой не занимался. Он пригласил французского специалиста, но тот либо оказался некомпетентен для таких объемов работ, то ли запросил слишком большой гонорар, и был уволен.

Еще год ушел на поиски отечественного мастера. В результате нашли литейщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятника и механизм заливки материала.

К работам приступили в 1774 году. Большая часть работ прошла успешно, а под конец лопнула труба, подающая расплавленную бронзу. Из мастерской убежали все, кроме Хайлова. Он собственной одеждой заткнул дыру и предотвратил пожар. Конечно, при этом мастер получил сильнейшие ожоги рук и почти ослеп, но памятник был спасен.

Позднее, когда материал остыл, выяснилось, что толщина верхней части не соответствует требованиям, ее пришлось снести. Далее получивший новый опыт зодчий работал самостоятельно и восстановил утраченное. В складках плаща он оставил запись: «Лепил и отливал ЭтьенФальконе парижанин, 1778 год». С пострадавшим помощником скульптор рассчитался деньгами, но память его не увековечил.

У великого мастера в течение всего периода работы было много недоброжелателей. Что-то не нравилось самой императрице. Бецкой был обижен, что его проект отвергли еще в самом начале. Фавориты менялись часто, и не все могли по достоинству оценить чужое творчество… В результате между главной заказчицей и скульптором произошел конфликт, и Фальконе уехал из России в 1778 году, едва завершив отливку.

Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

Установкой готовой скульптуры на постамент занимались архитекторы Юрий Фельтен и Федор Гордеев. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Торжественное событие состоялось 18 августа 1782 году и было приурочено к столетию восшествия на престол Петра Великого. Праздник был приравнен к государственному. Императрица появилась в короне и с регалиями, а после открытия монумента гвардия прошла парадным строем. Создателя не пригласили…

Важно: все даты приведены по грегорианскому календарю.

Мифы, легенды, интересные факты

Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.

Происхождение названия

Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.

Хранитель города

Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.

В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.

По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.

Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.

Снятие защитного сооружения с памятника в 1944 году

Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно,  быстро стерли.

Миф о Петре и Павле

Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.

Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.

Показывают друг на друга

Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.

На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»

Всадник Апокалипсиса

Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.

Реставрации

Медного всадника реставрировали дважды – в 1909 и 1976 годах. В советское время статую даже исследовали рентгеновскими лучами.

Состояние памятника признали очень хорошим, небольшие трещины удачно ликвидировали, предварительно заложив капсулу с посланием потомкам и газетой периода проведения работ.

Как добраться?

Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Ближе всего к нему расположена Адмиралтейская станция метро. Следует идти к выходу на Малую Морскую улицу. По ней пройти до Исаакиевского собора, свернуть вправо, перейти Адмиралтейский проспект и через Александровский сад выйти прямо к памятнику (указатели по ходу движения имеются).

Схема проезда:

Медный всадникПристань в Санкт‑Петербурге

Медный всадник

Монументальный театральный проект «Медный всадник» реализован Театральным институтом имени Бориса Щукина совместно с Академией русского балета имени А.Я.Вагановой. Он посвящен памяти двух великих людей России – Петра Великого – в 2022 году отмечается 350 лет со дня его рождения; и Александра Сергеевича Пушкина – величайшего русского поэта и прозаика, создателя того русского языка, на котором говорит сейчас наша страна. В 2024 году спектакль будет включен в программу юбилейного года А.С.Пушкина. Проект проходит в рамках федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Цель проекта «Медный всадник» – создание спектакля нового формата, в котором балет и драматический театр становятся единым целым. В постановке принимают участие именитые выпускники двух учебных заведений, являющихся эталонными российскими институтами в таких направлениях как драматическое искусство и балет. Над спектаклем работают выдающиеся театральные деятели современности: театральный режиссер Павел Сафонов, заведующий кафедрой балетмейстерского образования АРБ имени А.Я Вагановой, народный артист РФ Петухов Юрий Николаевич, заслуженный художник России, главный художник Театра имени Евг.Вахтангова Максим Обрезков, художник по костюмам Евгения Панфилова – лауреат премий «Чайка» (2004 г.) и «Золотая маска» (2015 г.), а также ректоры двух вузов народный артист РФ Николай Цискаридзе и народный артист РФ Евгений Князев. 

В стильных, атмосферных декорациях и костюмах, созданных художниками, отражается настроение Санкт-Петербурга, в ткань сценического повествования вплетены великие тексты поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» и двух Маленьких трагедий: «Пир во время чумы» и «Каменный гость», действие окрашено роскошной музыкой Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Франца Шуберта.

Павел Сафонов, режиссер:
«В нашем спектакле «Медный всадник» нам хотелось средствами театра, музыки и танца выразить ощущения человека, живущего надеждами, своей мечтой о счастье, и вдруг лишенного этого всего по воле рока, стечения обстоятельств … Как это выдержать?…
Два героя — Пётр I, основавший Санкт-Петербург, и Евгений, живущий в нем через 100 лет, существуют параллельно. Мы строили спектакль в стиле и традициях Вахтанговской школы, то есть в духе фантастического реализма, поэтического взгляда на Город Героев, и даже привнесли сюда образ самого Пушкина — его роль исполняет Григорий Сиятвинда, — выпускник Щукинского училища. 
Соединение двух школ – Вахтанговской и Вагановской – это, конечно, эксперимент… Однако, он нам необходим. Мы стремимся к тому, чтобы зрители, среди которых будут и современные школьники, смогли увидеть классику в высокохудожественном, профессиональном исполнении, чтобы они ощутили ее масштаб и тонкость, почувствовали, что в мире все очень хрупко — и любовь, и жизнь человека… Надо уметь это понимать, видеть, чувствовать и беречь уникальность человеческой жизни. Эта мысль Пушкина актуальна всегда…»

Медный Всадник (Сенатская площадь) — uVisitRussia

Самая известная статуя Петра Великого увековечена как Медный Всадник в эпической поэме Александра Пушкина. Огромная статуя Петра с конем (олицетворяющим Россию), возвышающимся над змеей измены, в течение 12 лет создавалась для Екатерины Великой французом Этьеном Фальконе. Надпись на нем гласит: «Петру I от Екатерины II – 1782». Медный всадник, впечатляющий памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, стоит на Сенатской площади, обращенной к Неве, в окружении Адмиралтейства, Исаакиевского собора и зданий бывшего Сената и Синода. гражданские и религиозные органы управления дореволюционной России. Местные молодожены традиционно фотографируются здесь после свадьбы, так что ожидайте увидеть множество веселых свадебных вечеринок.

Название происходит от одноименного стихотворения Александра Пушкина, которое считается одним из самых значительных произведений русской литературы. Статуя теперь является одним из символов Санкт-Петербурга, примерно так же, как Статуя Свободы является символом Нью-Йорка (обе были спроектированы и построены французскими художниками). Медный всадник был создан французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе.

Пьедестал статуи — огромный Громовой Камень, самый большой камень, когда-либо перемещаемый человеком. Первоначально камень весил около 1500 тонн, а во время транспортировки на его нынешнее место он был обрезан до 1250 тонн.

Екатерина Великая, немецкая принцесса, вышедшая замуж за представителя рода Романовых, стремилась соединиться с Петром Великим, чтобы обрести легитимность в глазах народа. Она заказала его строительство. Это было выражением ее восхищения своим предшественником и взглядом на свое место в ряду великих русских правителей. Добившись своего положения в результате дворцового переворота, Екатерина не имела законных претензий на престол и хотела представлять себя законной наследницей Петра.

Царское лицо — работа юной Мари-Анны Колло. Она сопровождала Фальконе в качестве ученицы в его поездке в Россию в 1766 году. Она смоделировала лицо Петра Великого на его посмертной маске и многочисленных портретах, которые она нашла в Санкт-Петербурге.

Статуя изображает Петра Великого, героически восседающего на коне, протянутой рукой к Неве на западе. Скульптор хотел точно запечатлеть момент, когда его лошадь встает на дыбы на краю эффектного утеса. Можно увидеть, как его лошадь топчет змею, что по-разному интерпретируется как предательство, зло или враги Петра и его реформ. Сама статуя имеет высоту около 6 м (20 футов), а пьедестал еще 7 м (25 футов) в высоту, всего около 13 м (45 футов).

Для пьедестала огромный валун, известный как Громовой камень, был найден в Лахте, в 6 км от Финского залива. Громовой камень получил свое название из-за местной легенды о том, что гром отколол кусок от камня. Фальконе хотел придать камню форму на его первоначальном месте, но Екатерина приказала переместить его перед огранкой. Поскольку он был наполовину заглублен в землю, а местность была болотистой, русским пришлось разработать новые методы выкапывания и транспортировки колоссального камня. Маринос Карбурис, грек с острова Кефалония, служивший подполковником в российской армии, предложил взяться за проект. Карбурис приказал рабочим дождаться зимы, когда земля замерзнет, ​​а затем заставил их тащить большой камень по замерзшей земле к морю для отправки и перевозки в город. Он разработал металлические сани, которые скользили по бронзовым сферам диаметром около 13,5 см (6 дюймов) по гусенице. Процесс работал аналогично более позднему изобретению шарикоподшипников. Еще более впечатляющим подвиг сделало то, что работа была полностью выполнена людьми; никакие животные или машины не использовались для доставки камня с первоначального места на Сенатскую площадь. После того, как Карбурис разработал этот метод, 400 человек понадобилось девять месяцев, чтобы переместить камень, в течение которых мастера-камнерезы непрерывно формировали огромный гранитный монолит.

Легенда 19 века гласит, что пока Медный Всадник стоит посреди Санкт-Петербурга, вражеские силы не смогут захватить город. Во время 900-дневной блокады Ленинграда вторгшимися немцами во время Второй мировой войны ( Ленинград — название города с 1924 по 1991 год) статуя была покрыта мешками с песком и деревянным навесом. Защищенный таким образом, он пережил 900 дней артиллерийских бомбардировок и практически не пострадал. Согласно легенде, Ленинград так и не был взят.

Project MUSE — Медный всадник Юстиниана в Константинополе: межкультурная биография средиземноморского памятника Елены Н. Бек (рецензия)

известный, но малоизвестный памятник. Колоссальная конная статуя, простоявшая тысячелетие на высокой колонне, Медный всадник Юстиниана был городской иконой переделанного Константинополя. Гораздо выше, чем колонна Константина или любая другая отдельно стоящая колонна или статуя Нового Рима, она возвышалась над горизонтом города рядом с куполом собора Святой Софии.

Как показывает Бек, это был центральный элемент нового имперского форума, который Юстиниан смог создать из-за разрушений, повлекших за собой его почти падение в 532 году. В этом районе, опустошенном бунтом Ника, к северу от ипподрома и императорского дворца. , где когда-то стояли Термы Зевксиппа и Феодосийская «Великая церковь», император переделал в центр города. В бесчисленных исследованиях рассматривалось величайшее сооружение Юстиниана (здесь, на стр. 47–53), его кафедральный собор, воздвигнутый всего за пять лет и превзошедший Храм Соломона. Бек первым уделил такое внимание и проницательность своему второму величайшему «Всаднику», который был завершен
[Конец страницы 234]
в течение следующих шести лет, к 543. Она предполагает, разумно, но без доказательств, что над обоими проектами работали одни и те же проектировщики, архитекторы и строители.

По ее словам, Бек предлагает «первое междисциплинарное исследование самого межкультурно значимого скульптурного памятника средневекового Средиземноморья» (стр. 3). Ей это удается, устраивая пир из восемнадцати блюд (глав), каждая из которых состоит из множества маленьких тарелок (разделов). Большинство из них восхитительны, но некоторые недожарены или переварены. Некоторые темы заслуживали более пристального внимания или требовали опыта специалиста; другие получили больше внимания, чем они заслуживают, отчасти из-за собственного опыта автора. Наиболее вопиющим образом отсутствует рассмотрение статуи до того, как она была переосмыслена Юстинианом, включая размышления о ее изготовлении веками ранее. Как теперь хорошо известно, поздняя Римская империя быстро утратила привычку к статуям, и создание этого всадника, если бы это было в четвертом веке, потребовало бы огромного мастерства; на самом деле больше, чем требовалось, чтобы поднять его на вершину высокой колонны (которой по праву уделяется достаточно внимания, стр. 65–70).

Книга длинная, но внимательный редактор мог бы сэкономить место. Много повторов, вызванных структурой книги: каждая глава состоит из нескольких разделов, которые требуют более прочной соединительной ткани.

Поскольку затрагивается так много тем, читатель сталкивается с многочисленными краткими введениями, например, к экфрасису в главе 3. Эта глава о Прокопии представляет собой необходимый и убедительный анализ «образной речи» автора, его Kaiserkritik , но он находится в другом регистре, чем тот, что был раньше.

Глава 4, посвященная совсем другому бронзовому всаднику в Багдаде, страдает от слишком длинного вступления к основанию Багдада. Если кажется, что он далеко отходит от сути вопроса, вызывая «состязательное соревнование», он прекрасно передает атмосферу культурного соперничества между византийским и аббасидским дворами в период, когда письменные источники ничего не сообщают нам о константинопольском всаднике. Более того, когда глава 5 возвращает нас в Константинополь девятого века, время обновления, важность главы 4 становится очевидной. Расширяя свой анализ, Бек причастна бронзовому всаднику к поражению и победе Византии после потери и восстановления триумфальной тиары Юстиниана,

toupha , который затем беспрецедентно появился на собственной голове императора Феофила на его медных монетах (стр.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *