Классика архитектура: Классицизм в архитектуре: что это, особенности, примеры

Классицизм в архитектуре: что это, особенности, примеры

Масштаб, колонны, мрамор — кажется, узнать классическое здание среди других не составит труда. На самом деле стиль многолик и разнообразен. Какие еще признаки указывают на него и как выглядят яркие представители — рассказываем в статье

Фото: shutterstock

Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.

Эксперт в этой статье: архитектор Сергей Никешкин, бюро «Крупный план»

Что такое классицизм в архитектуре

adv.rbc.ru

Классицизм — это архитектурный стиль, который был популярен в период 1750–1830 годов. Его часто называют неоклассицизмом, чтобы отличить от архитектуры античности или эпохи Возрождения. Открытия, исследования и археологические раскопки классических памятников в Италии, Греции и Малой Азии сыграли большую роль в его развитии. Античность считалась главным источником вдохновения архитекторов того времени.

Рококо со своей сложностью и обилием декора стало отходить на второй план. На смену в качестве полной противоположности пришел классицизм. В его эстетике главное место занимали лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Поэтому в классическом стиле можно было планировать целые города.

Во время итальянского Ренессанса и с упадком готики архитекторы Л. Б. Альберти, С. Серлио и Дж. Бароцци да Виньола многое сделали для того, чтобы возродить классицизм.

Особенности классицизма в архитектуре

Классическая архитектура стремилась к понятным формам и геометрии. В ней много прямых линий, композиции кажутся законченными. Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.

Также важную роль в классицизме играла природа: архитекторы вдохновлялись красотой окружающего мира. Главными цветами считались насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служили скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремился к минимализму.

Симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно.

Архитектура классицизма стремилась к симметрии и пропорциям (Фото: pxhere)

Колонны в определенном стиле. Ордер — это архитектурная композиция, в которой есть вертикальные элементы (колонны/пилястры) и горизонтальные (антаблемент). Он бывает дорическим, ионическим или коринфским в греческой архитектуре или тосканским и композитным — в римской.

По внешнему виду колонн можно понять, к какому архитектурному ордеру они относятся (Фото: pixabay)

Фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.

Парадное крыльцо с фронтоном (Фото: pixabay)

Прочные строительные материалы. В классической архитектуре чаще всего используются мрамор, бетон и кирпич.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (Фото: shutterstock)

Большие окна. От пола до потолка, с мелкой расстекловкой.

Для классицизма характерны большие окна (Фото: pxhere)

Монументальность.

Большие площади, масштабные постройки, крупные формы.

Фото: shutterstock

Отсутствие декора. Стены лишены каких-либо украшений, элегантные и строгие интерьеры.

Фото: shutterstock

Сергей Никешкин:

— Классицистическая архитектура легко узнаваема. Здания обычно симметричны и имеют равномерно расположенные элементы: колонны, окна, крылья, часто — купола. Характерны для стиля колонны с классическими ордерами. Практически во всех зданиях в стиле классицизм есть портал с фронтоном, дверь расположена строго по центру. Преимущественно здания возводились из камня и мрамора, бетона и кирпича. Также в них есть определенные архитектурные элементы: дентикула, среднескатные крыши, коробчатые карнизы, декоративные дверные проемы и фронтон над входной группой, прямоугольные окна.

Примеры классицизма в архитектуре

Сергей Никешкин:

— Яркий представитель классицизма — Берлинский драматический театр, построенный по проекту Карла Шинкеля. Фасад здания монументален: ионический портик, стоящий на вершине крутого лестничного пролета, с фронтоном. Над ним — еще один фронтон, увенчанный бронзовой квадригой, симметрично расположенные крылья с рустованным цоколем, пропорциональные окна.

Фото: Ansgar Koreng/wikipedia.org

Одно из архитектурных сооружений, вдохновленное римским Пантеоном, — базилика Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 1816–1824 годах архитектором Пьетро Бьянки в Неаполе. Характерные черты этого классицистического здания: полукруглый дорический портик с 38 колоннами, пронаос, образованный шестью колоннами и двумя пилястрами ионического ордера, которые поддерживают архитрав, фронтон, три купола — центральный большой и два, симметрично расположенные, поменьше.

Базилика Сан-Франческо-ди-Паола (Фото: Pedro Mondejar/wikipedia.org)

Классицизм в России

В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России.

Ранний классицизм (1760–1770). Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.

Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.

Многие здания в Санкт-Петербурге представляют классицизм. Известным примером стал Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.

Казанский собор в Санкт-Петербурге (Фото: A.

Savin/wikipedia.org)

Еще одним организационным центром города стало Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова. Благодаря талантам архитекторов в ритмической организации здания удалось избежать повторений и однообразия.

Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова (Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov/wikipedia.org)

Сергей Никешкин:

— Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.

В Санкт-Петербурге сосредоточено множество архитектурных памятников. При Александре I и Николае I увеличилось число монументальных сооружений, а период их правления пришелся на расцвет классицизма. Один из ярчайших примеров — кафедральный собор Казанской Божьей Матери, возведенный архитектором Андреем Воронихиным. Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.

Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784–1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.

Дом Пашкова (Фото: Diego Delso/wikipedia. org)

Представитель русского классицизма — Матвей Казаков, построивший здание Сената в Кремле. Протяженный фасад отличается равномерным членением окон и колонн. Портал включает портик со сдвоенными колоннами и треугольный фронтон. Из других типичных черт: рустованный цоколь, дентикула, двухцветная архитектура.

Здание Сената в Кремле (Фото: Vladimir Varfolomeev/flickr.com)

Классицизм в Европе

Классицизм стал одним из самых распространенных стилей во всем мире.

Его основные черты в Европе сформировались благодаря архитектуре А. Палладио. Но в каждой стране он проявлялся по-разному.

Во Франции ярким примером классицизма стал Пантеон в Париже, начатый в 1757 году архитектором Ж.-Ж. Суффро. Первоначально он должен был построить церковь Св. Женевьевы — покровительницы французской столицы. Но после того как Людовик XV, по приказу которого шла стройка, был свергнут, цель изменилась — и на месте церкви появился Пантеон, в котором хоронили знаменитых французов.

Это здание в форме креста увенчано большим куполом, фасад образован коринфским портиком и треугольным фронтоном, крылья здания пропорциональны и симметричны.

В интерьере много четких форм, горизонтальных и вертикальных линий, а также арок и сводов.

Парижский Пантеон  (Фото: Camille Gévaudan/wikipedia.org)

Сергей Никешкин:

— В разных странах стиль подпитывался из разных источников: где-то идеалом считалась архитектура Древней Греции, где-то — Древнего Рима, отличавшиеся формальным языком и строительными технологиями. В Италии были сильны традиции древнеримской классической архитектуры.

Например, структура Кановианскиого храма в Поссаньо вдохновлена римским Пантеоном: размеры портика строго соответствуют классическим пропорциям, а ротонда с куполом выполнена в римском формате.

Кановианский храм в Поссаньо (Фото: shutterstock)

Развитию классицизма в Европе способствовало появление церкви Богоматери в Копенгагене по плану архитектора Кристиана Хансена, глубоко впечатленного древними постройками Рима. В архитектуре церкви есть портик с фронтоном, дентикула, равномерное членение фасада, пропорции. Датский классицизм более строгий в отличие от итальянского или русского.

Церковь Богоматери в Копенгагене (Фото: shutterstock)

Интересный пример, показывающий, насколько разным может быть европейский классицизм, — аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии. Собор отличают высокий купол большого диаметра, угловые ризалиты, усиливающие симметрично-квадратную планировку двух дворов, дорический портик, симметричное расположение архитектурных элементов.

Аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии (Фото: shutterstock)

Главные книги об архитектуре • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАрхитектура как средство коммуникацииЛекцииМатериалы

Историк искусства Вадим Басс, посоветовавшись с коллегами, составил список книг, необходимых к прочтению всем интересующимся архитектурой

Подготовил Вадим Басс

1. John Summerson. «The Classical Language of Architecture»

Впервые опубликованная еще в начале 1960-х, эта книжка стала главным кратким руководством к пониманию всего, что с колоннами. Она именно что про язык — его структуру, словарь, про историю этого языка — и про врастание колонн в современность. Разумеется, в море литературы про классику есть еще много чего: и трактаты самих зодчих (скажем, Палладио), и вполне «классические» исследования, посвященные архитектуре разных периодов (например, Рудольфа Виттковера, Джеймса Аккермана — про Ренессанс, Эмиля Кауфманна или Хелен Розенау — про Просвещение), и общие книжки про классику — например, Демитрия Порфириоса. Но вот чтобы в полтораста страниц почти все важное уместить — это редкость.


2. Генрих Вёльфлин. «Ренессанс и барокко»

Книга вышла в Мюнхене в 1888 году, в русском переводе первый раз была напечатана сто лет назад — в 1913-м. Читать стоит уже для того, чтобы увидеть, как чувствительно был настроен глаз наших предшественников — до того как их завалило кубиками модернизма и прочими сильными формами. А тут — волюта на фасаде церкви чуть по-другому пошла, и делается вывод, что сменилась целая эпоха, пришла новая — аж на два века. А кроме того, в основе вёльфлиновского метода — милая и понятная каждому психология: «Мы судим о каждом предмете по аналогии с нашим телом. Мы готовы различать в любом предмете… некое существо, которое имеет голову и ноги, переднюю и заднюю стороны. Мы убеждены, что предмету неприятно стоять косо или падать. …мы с удивительной тонкостью воспринимаем радость или горе бытия любой конфигурации… <…> Мы предполагаем, что всюду существуют тела, подобные нашему; весь внешний мир мы обозначаем по принципам выразительности, перенятым у собственного тела. <…> И разве архитектура не подвержена тому же закону непроизвольного одушевления?»


3. Дэвид Уоткин. «История западноевропейской архитектуры»

Кембриджский профессор Уоткин за последние сорок лет создал внушительный список книг про архитектуру английскую и не только, а еще про историю архитектурной истории и теории. Диапазон его интересов — от античности до наших дней (скажем, он автор книги про современного классика Куинлана Терри). «История западноевропейской архитектуры», в начале нового века вышедшая в русском переводе, — настоящая мечта студента (да и просто «широкого круга читателей»): в одном томе — все, «от бизона до Барбизона». 


4. Владимир Кринский, Иван Ламцов, Михаил Туркус. «Элементы архитектурно-пространственной композиции»

Эта книжка — сумма модернистских композиционных идей и методов, практиковавшихся с 1920-х во ВХУТЕМАСе. Она вышла в качестве учебника в 1934-м, когда советская архитектура уже «осваивала классическое наследие». Читать ее, с одной стороны, обязательно, а с другой — вроде бы и не нужно. Обязательно — чтобы понять, что творится в головах у советских архитекторов и их сегодняшних наследников, как сложился тот набор слов («масса», «ритм», «пространство» и тому подобное), с помощью которых еще и сегодня думают об архитектуре и нам про нее рассказывают. А не нужно — потому что «Элементы» вросли в пропедевтические курсы по архитектуре, так что, листая очередной учебник «объемно-пространственной композиции» или основ архитектуры, вы все равно читаете тех же Кринского, Ламцова и Туркуса.


5. Ле Корбюзье. «К архитектуре»

«У Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души над переменой облика Европы», — писал классик. Коллег-архитекторов Корбю тоже перепахал знатно. Отчасти потому, что говорил и писал много и убедительно. Серия статей в журнале «L’Esprit nouveau» была собрана и издана книжкой в 1923-м. Получился манифест архитектурного модернизма, призывающий, как модернистам и полагалось, учиться целесообразному у инженеров. Поэт геометрии, законов, точности, Корбюзье завершает книжку разделом про индустриальное домостроение и знаменитой социальной дилеммой: архитектура или революция. Вместо лечения отдельного дома надо придумать хорошую жилую ячейку, производить их заводским способом и набирать хорошие дома, а из них — хорошие города. Вроде бы чем не выход? Ответ у вас за окном. Зато «пять принципов Корбюзье» студент-искусствовед назовет, хоть ночью разбуди. Не зря ж архитектура — это риторика. Суггестивность и афористичность Корбю оказались куда важнее его «вродекакнаучных» построений. А текстов архитектор написал еще немало, в том числе и про сочиненный им в середине века «модулор» — систему пропорционирования, несколько наивную попытку придумать модернизм с человеческим лицом.


6. Роберт Вентури. «Сложности и противоречия в архитектуре»

Следующему поколению зодчих пришлось разгребать тот дивный новый мир, который был создан усилиями модернистов (и пилотов бомбардировочной авиации). Манифестом постмодернизма стала маленькая книжечка Роберта Вентури, во введении к которой Винсент Скалли писал: «Это, возможно, самый важный труд о том, как следует делать архитектуру, с момента выхода в 1923 году „К архитектуре“ Ле Корбюзье». Книга Вентури и открывается манифестом «непрямолинейной архитектуры» — только не грубым, а «спокойным, кротким» — a gentle manifesto. Вместо модернистской строгости — просто какое-то «к людям надо мягче, а на вопросы смотреть ширше»: «я предпочитаю скорее „и-и“, чем „или-или“, черное и белое и иногда серое — скорее чем черное или белое». Главное — постмодернисты вновь «разрешили» историю. Не бросать исторические формы с корабля современности, а изучать, включать, играть с ними. Следующие тексты (например, недавно переведенные на русский «Уроки Лас-Вегаса») написаны Вентури в соавторстве с женой — Дениз Скотт Браун. В частности, именно ей принадлежит знаменитое разделение построек по принципу коммуникации со зрителем на «утки» и «декорированные сараи».


7. Рейнер Бэнем. «Новый брутализм: этика или эстетика?»

Английское издание 1966 года, русское — 1973-го. Бэнем — один из явных лидеров в номинации «как надо писать об архитектуре, чтобы и профессионалы не кривились, и нормальный человек не тосковал». Пример идеального сочетания фигур и фона, контекста и вещей, обзора явлений и тенденций — и анализа конкретных памятников. Высший пилотаж — особенно если вспомнить, что речь идет об архитектуре повседневной, суровой и часто не слишком-то привлекательной. Бэнем — автор еще многих важных книг, например «Theory and Design in the First Machine Age» или «Age of the Masters.  A Personal View of Modern Architecture» («Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров» в русском переводе). Впрочем, советский читатель хорошими книжками про современную архитектуру обижен не был — достаточно вспомнить Зигфрида Гидиона (его работа «Пространство, время, архитектура», впервые изданная еще в 1941-м, была опубликована в переводе с очередного издания в 1973 году) или Кеннета Фремптона (перевод его «Современной архитектуры» вышел в 1990 году).


8. Чарлз Дженкс. «Язык архитектуры постмодернизма»

Перевод 1985 года книги «The Language of Post-Modern Architecture» (1977). Про то, как архитектура разговаривает с нами и как сделать, чтобы разговор этот не превращался ни в крик, ни в бессвязный поток, бормотание. Дженкс — едва ли не главное имя среди авторов, которым «массовый читатель» обязан пониманием: архитектура — это не только про красоту или про удобство, это прежде всего про коммуникацию со зрителем. В нашей стране издание пришлось особенно кстати: всякий советский Витрувий с глубокомысленным видом мог теперь рассуждать про «двойное кодирование» да про метафоры. Поскольку главным искусством у нас оставалось умение передрать прием, оставив все эти ваши философии, в речи отечественных зодчих появлялись порой чудовищные конструкции вроде «я работаю в постмодернизме».
А книги Дженкса 1970-х (скажем, «Architecture 2000: Predictions and Methods» 1971-го или «Modern Movements in Architecture» 1973-го) читать интересно еще и потому, что из середины 2010-х видно, насколько точен оказался автор в осмыслении современной ему архитектуры и в предсказаниях на будущее, которое для нас — уже прошлое. Дженкс — мыслитель плодовитый, за прошедшие почти полвека книг уже на полку наберется.


9. Владимир Паперный. «Культура Два»

Лучшее, что придумано о «сталинской архитектуре» — или, точнее, лучшее, что рассказано через архитектуру о наших бабушках и дедушках и о нас с вами. Красивая конструкция, построенная на оппозиции культуры модернистской — и имперской, иерархической и централизованной. Как любая схема, чем красивее, тем к ней больше вопросов, но, чтобы они возникли, надо было, чтобы кто-то обозначил полюса — что и сделал Владимир Паперный. В России книга впервые вышла в 1996-м (в США — десятилетием раньше) и стала общеобязательной к прочтению. Особенно рекомендуется сегодня, когда мы становимся свидетелями очередного «затвердевания» (или подмораживания).


10. Рем Колхас. «Нью-Йорк вне себя»

Книжки про город — отдельный жанр. У предыдущего поколения советских градостроителей была своя Библия — «Образ города» американца Кевина Линча, изданный в русском переводе в 1982-м. В основе «Образа» — исследование того, как мы воспринимаем пространственное окружение. Что выделяем, что считываем, что ценим. И как надо проектировать города, чтобы нам там было хорошо. «Delirious New York» голландца Рема Колхаса, одного из лидеров современной архитектуры, опубликован в 1978-м. И если для Линча в окружающей среде главное — читаемость, предсказуемость, то Колхас исследует город не как надежную машину по производству эмоций и значений, а как организм, живущий своей жизнью. Представьте, что вы взяли свою кошку и реконструируете божественный замысел на ее счет. Только в городе этот замысел реализуется при посредстве множества игроков, где все — жители, а есть среди них и архитекторы. И получается, Нью-Йорк — место и архитектурный ландшафт, сумма жизненных энергий и ограничений.

P. S. Для любителей архитектурной теории существуют отличные сводные издания —например, за авторством Hanno-Walter Kruft, Harry Francis Mallgrave, Paul-Alan Johnson. Для ценителей современного зодчества и архитектурных манифестов — скажем, сборник «Architecture Theory since 1968» (редактор K. Michael Hays).  

Теги

Что читать
Архитектура

Радио ArzamasЗачем отмечать 8 Марта

Каких прав не хватало женщинам в XIX веке, чем занимались российские равноправки и почему женское движение стало международным — слушайте в первой части нового курса «Краткая история феминизма». Заключительные лекции выйдут 16 марта

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/8

Как разговаривает архитектура

Разрез, план, форма, соседи по улице и другие средства, которыми архитектура выражает себя

Читает Вадим Басс

Разрез, план, форма, соседи по улице и другие средства, которыми архитектура выражает себя

13 минут

2/8

Архитектура как машина времени

Здания, которые скрывают возраст или подчеркивают его, античные идеалы, которые оказываются неидеальными, и другие способы запутать людей

Читает Вадим Басс

Здания, которые скрывают возраст или подчеркивают его, античные идеалы, которые оказываются неидеальными, и другие способы запутать людей

10 минут

3/8

Дома для нормальных людей

Ар-деко — адекватная архитектура для простых людей, уставших от войны и желающих веселиться

Читает Вадим Басс

Ар-деко — адекватная архитектура для простых людей, уставших от войны и желающих веселиться

15 минут

4/8

Архитектура на службе у диктаторов

Как лидеры тоталитарных государств искали собственный архитектурный язык

Читает Вадим Басс

Как лидеры тоталитарных государств искали собственный архитектурный язык

13 минут

5/8

Архитектура против войны

Как архитекторы работают с трагедиями XX века, что такое хороший памятник войне и как жить с таким мемориалом каждый день

Читает Вадим Басс

Как архитекторы работают с трагедиями XX века, что такое хороший памятник войне и как жить с таким мемориалом каждый день

12 минут

6/8

Архитектура различной национальности

Как решается национальный вопрос в архитектуре, можно ли ее экспортировать и импортировать и с какими эпохами и стилями ассоциируют себя русские архитекторы

Читает Вадим Басс

Как решается национальный вопрос в архитектуре, можно ли ее экспортировать и импортировать и с какими эпохами и стилями ассоциируют себя русские архитекторы

10 минут

7/8

Архитектура — инструмент манипуляции

Как пространство и размер становятся источником свободы или контроля и программируют наши эмоции

Читает Вадим Басс

Как пространство и размер становятся источником свободы или контроля и программируют наши эмоции

13 минут

8/8

Архитектура на службе у Бога

Почему красота не помешала людям сжигать друг друга в газовых печах и как нерелигиозные архитекторы переосмыслили церковную архитектуру XX века

Читает Вадим Басс

Почему красота не помешала людям сжигать друг друга в газовых печах и как нерелигиозные архитекторы переосмыслили церковную архитектуру XX века

Материалы

Главные книги об архитектуре

Рекомендации лектора для всех интересующихся архитектурой

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

Вадим Басс: «Мир не должен состоять из шедевров»

Мотет, написанный в честь купола

Как композитор Возрождения повторил в музыке пропорции одного из самых знаменитых храмов

Лайнеры ар-деко

Грустные и веселые истории о роскошных лайнерах

Советы древнеримского архитектора

Как выбрать место для города, найти воду с помощью подбородка и таза и другие рекомендации

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Кто кого тоталитарнее

Соревнование тоталитарных режимов в шести архитектурных дисциплинах

Архитектура в кино

Семь фильмов, в которых пространство выступает одним из главных действующих лиц

Про-кремлевские поэты от Языкова до Кушнера

Как русские поэты описывали архитектурные особенности Кремля

Экскурсия Петра Вайля по архитектуре Андреа Палладио

Глава «Дворцы в переулке» из сборника «Гений места»

Вся история архитектуры на одном дереве

Кто чей родственник в мировой архитектуре

Собственные дома архитекторов

20 домов, выстроенных архитекторами для себя

Инструкция от Господа по устройству храма

Сооружения, рекомендованные Богом для будущего храмового строительства

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Церкви для будущего

Что происходит в современной церковной архитектуре России

Как оставлять старое старым

8 хрестоматийных примеров реставрационной работы с памятниками архитектуры

Бал архитекторов

Как веселились архитекторы, построившие самые знаменитые американские здания

Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии

От Древнего Египта до Лувра и торговых центров

Национал-католическая архитектура

Главные образцы испанской архитектуры эпохи диктатуры Франко

5 архитектурных способов трактовки Холокоста

Приемы архитекторов, заставляющие почувствовать себя жертвой Катастрофы

Склочные отзывы современников на главные диковинки Москвы

Подборка советской архитектурной критики

Советские небоскребы 1920‑х годов

Уникальная газета с новаторскими проектами и идеями

Архитектор‑масон

Легендарный скетч комик‑группы «Монти Пайтон»

Небоскребы в американской хронике

Как построить небоскреб, устроить на крыше акробатический аттракцион и репетицию хора

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Наглядный глоссарий классической архитектуры

Архитектурные элементы Парфенона

Ф. Банистер (общественное достояние)

Счеты — большая плита, расположенная над капителью колонны для поддержки архитрава или расположенной над ним арки.

Акротерион

ECeDee (CC BY-SA)

Акротерион — декоративный элемент, прикрепляемый к крыше храма на вершине и в углах, обычно сделанный из глины или бронзы и часто в форме пальмы или статуи, например, Ники.

Удалить рекламу

Реклама

Адитон

Hazmat2 (CC BY-SA)

Адитон — самая священная внутренняя часть храма, обычно в самом дальнем от входа конце целлы, часто с ограниченным доступом для посвященных или священников.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Библиотека Цельса, Эфес

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Удалить рекламу

Реклама

Эдикула — каркас, образованный двумя колоннами и антаблементом с фронтоном.

Карниз, Храм Афины, Приена

S. R. Koehler (общественное достояние)

Наличник — нижняя часть антаблемента, часть ниже фриза.

Храм Ники, Афины

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Амфипростильный храм — когда оба фасада имеют колонны, например: храм Ники, Афины.

Фригийский пленник, Коринф

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Атлантида — скульптурная мужская фигура, выступающая в роли колонны, поддерживающей антаблемент, названный в честь Атласа.

Арка Константина I (южная сторона)

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Мансардный этаж — часть, расположенная над антаблементом здания, например, часто встречающаяся в триумфальных арках.

Роман Батресс

isawnyu (CC BY)

Контрфорс — масса, предназначенная для поддержки стены, особенно когда стена несет арку или большой вес. Арочные контрфорсы поддерживают вес над пространством и позволяют ослабить стены за счет включения ниш и окон.

Corinthian Capital

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Капитель — корона, соединяющая вершину колонны со счетами и помогающая распределять вес. Различные типы включают простой выпуклый дорический и очень декоративный коринфский со стилизованными листьями аканта.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Кариатиды Эрехтейона

Деннис Джарвис (CC BY-NC-SA)

Кариатида — скульптурная женская фигура, действующая как колонна для поддержки антаблемента, например: в Эрехтейоне.

Театр Дельфи

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Cavea — зрительный зал театра, обычно встроенный в естественный склон.

План Парфенона

S. R. Koehler (общественное достояние)

Целла — внутреннее пространство храма, обычно прямоугольное и без окон, иногда с колоннами. Часто подразделялись на более мелкие комнаты, в самой большой из которых часто размещалась большая культовая статуя определенного божества.

Заказы на архитектурные колонны

Сара Вудворд (CC BY-SA)

Колонна — используется для поддержки счетов и архитрава без стены. Есть несколько типов, включая простой и самый ранний дорический. Они также могут быть отдельно стоящими и часто посвящены важным историческим событиям, таким как Колонна Траяна.

Раковина — также известная как апсида, углубление в стене, часто богато украшенное или содержащее статую.

Карниз

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Карниз — декоративный выступ в верхней части антаблемента, служащий также для отвода дождевой воды.

Крепидома, Храм Зевса, Олимпия

Джоанбанджо (CC BY-SA)

Crepidoma — также crepis, три ступени, на которых стоят колонны храма. Последняя верхняя ступенька известна как стилобат.

Удалить рекламу

Реклама

Вид с воздуха на храм Аполлона в Милете

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Декастильский храм — с десятью колоннами на каждом фасаде, например: храм Аполлона Дидимея в Милете.

Dentils

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Зубцы — регулярный ряд квадратов или прямоугольников, используемых для украшения карнизов.

Зал театра Эпидавра

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Diazoma — дорожка, горизонтально разделяющая зрительские места в театре.

Двусторонний храм — когда со всех сторон двойной ряд колонн, например: Парфенон.

Храм Додекастиль — с двенадцатью колоннами на каждом фасаде.

Сокровищница Атрея, Микены

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Дромос — монументальный открытый и обнесенный стеной вход в гробницу, напр. в Микенах.

Column Drums, Olympia

Марк Картрайт (авторское право)

Барабан — отдельные круглые детали, используемые для изготовления некоторых типов колонн.

Орнамент «Яйцо и дротик»

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Орнамент «Яйцо и дротик» — типичный элемент декора на карнизах.

Храм Портуна, Рим

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Анкерные колонны — колонны, встроенные в стену.

Architrave, Capitolium, Brixia

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Антаблемент — конструкция, расположенная горизонтально над колоннами и состоящая из архитрава, фриза и карниза.

Дорический храм Юноны, Агридженто

Кьяра Марра (CC BY)

Entasis — припухлость колонны у ее основания и в центре для создания иллюзии абсолютно прямой.

Флейты колонн, Парфенон

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Канавка — изогнутый вертикальный канал, вырезанный в колонне.

Гигантомахия, Сокровищница Сифианцев, Дельфы

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Фриз — самая широкая и центральная часть антаблемента, часто богато украшенная рельефной скульптурой.

Римский храм, Ним, Франция

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Храм Hexastyle — с шестью колоннами на каждом фасаде, напр. Maison Carré в Ниме.

Сокровищница афинян, Дельфы

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

в антис — когда стены портика проходят на одной линии с колоннами фасада.

Внутренняя арка, Арка Тита

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Intrados — внутренняя поверхность арки.

Геркулес и критский бык

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Метопа — квадратное пространство во фризе между двумя триглифами, часто заполненное рельефной скульптурой или орнаментом, например, щитами.

Монолитные колонны, Коринф

Марк Картрайт (авторское право)

Монолитная колонна — колонна, высеченная из цельного куска камня.

Храм Бааха, Баальбек

Ежи Стшелецкий (CC BY-SA)

Octastyle Tem ple — с восемью колоннами на каждом фасаде, например: храм Бахуса в Баальбеке.

Opisthodomos — Небольшая комната в задней части храма, обычно используемая в качестве сокровищницы.

Theater Parodoi, Эпидавр

Марк Картрайт (авторское право)

Parodoi — большие арочные ворота по обеим сторонам скене, через которые зрители входили в театр.

The Zanes, Олимпия

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Пьедестал — блок, на котором стоит колонна или статуя, состоящий из постамента, тора, пьедестала и фасции.

Фронтон, Пантеон

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Фронтон — треугольное пространство над антаблементом на коротких сторонах храма. Часто богато украшены круглой скульптурой.

Удалить рекламу

Реклама

Парфенон, восточный фасад

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Периптальный храм — когда все четыре внешние стороны имеют колонны.

Перистиль

Саилко (CC BY-SA)

Перистиль — ряды колонн, окружающие храм или внутренний двор.

Пилястровые колонны

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Пилястра — орнаментальная колонна, рельефно вырезанная на поверхности стены.

Портик, Пантеон

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Портик — пространство для прогулок, обычно с колоннами, например: перед храмом.

Pronaos

Benutzer:Ronaldo (общественное достояние)

Пронаос — пространство между внешними колоннами и целлой входа в храм.

Реконструкция афинских пропилеев

Иммануэль Гиал (общественное достояние)

Пропилон — монументальные ворота в религиозное святилище или определенное пространство. Часто имеет несколько отдельных входов (пропилеи).

Сокровищница афинян, Дельфы

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Простиль — храм с колоннами только на переднем фасаде.

Сима в форме льва

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Сима — желоб для сбора дождевой воды с крыши храма, часто с декоративными желобами через равные промежутки времени.

Одеон Герода Аттика, Афины

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Skēnē — фон на театральной сцене, более поздние экземпляры имели монументальный дизайн.

Храм Посейдона, Сунион, Греция

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Стереобат — поверхность, на которой стоит стилобат.

Стоа — длинное и узкое здание с колоннами, часто используемое для ограждения определенного пространства в религиозных и общественных местах, таких как рынки и спортивные залы. Используется как место встречи и укрытие от непогоды.

Стилобат — фундамент, на котором стоит ряд колонн. Часто слегка изогнуты, чтобы облегчить дренаж.

Храм тетрастиль — с четырьмя колоннами на каждом фасаде.

Толос из Дельфи

Куфолето (CC BY-SA)

Толос — храм круглой формы, самый известный из которых находится в Дельфах.

Антаблемент с метопой и триглифами

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Триглиф — декоративный элемент фриза с двумя вертикальными бороздками. Часто используется в чередовании с метопами.

Арка Константина I

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Триумфальная арка — монументальная арка в память о военных победах римлян и других значимых событиях.

Ionic Capital

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Волюты — свитки ионической капители.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Классическая архитектура. Проектирование зданий

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 11 декабря 2021

См. вся история

Классическая архитектура относится к стилю зданий, первоначально построенных древними греками и римлянами, особенно между пятым веком до нашей эры в Греции и третьим веком нашей эры в Риме. стиль классическая архитектура воспроизводилась на протяжении всей истории архитектуры всякий раз, когда архитекторы обращались к древнему прошлому за просветлением и вдохновением и в поисках того, что они могли считать утраченными идеалами.

Очевидным примером является эпоха Возрождения, но то же самое можно сказать и о греческом возрождении 19 века в викторианской Британии и других частях Европы. Викторианские архитекторы иногда создавали точные копии классических форм, но в остальном они применяли эклектичный подход, который включал рекомбинацию классических форм и мотивов для создания нового стиля или типологии. Например, греческий храм мог стать образцом для церкви, ратуши или даже железнодорожного вокзала.

В США классическое возрождение или неоклассический стиль (1895-1950) является одним из наиболее распространенных архитектурных стилей. Чаще всего он использовался для зданий судов, банков, церквей, школ и особняков. Позже гитлеровский архитектор Альберт Шпеер спроектировал свое видение нового послевоенного Берлина полностью в лаконичном неоклассическом стиле.

Классические здания в древнегреческие и римские времена обычно строились из мрамора или какого-либо другого привлекательного прочного камня, но с тех пор их также строили из кирпича, бетона и камня. Архитектура была в основном трабетованной (стойка и балка) и возникла из дерева.

Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием. Эта система была разработана в соответствии с тремя основными стилями или «ордерами» — дорическим, ионическим и коринфским, — которые сформировали сердце классической греческой архитектуры. Римляне также широко использовали их, но добавили два собственных ордера: тосканский и композитный.

Для получения дополнительной информации см. Классические ордера в архитектуре.

  • История архитектуры.
  • Архитектурные стили.
  • Архитектура барокко.
  • Классические ордера в архитектуре.
  • Классический стиль Возрождения.
  • Элементы классических колонн.
  • Итальянский рационализм.
  • Итальянский стиль Возрождения.
  • Якобинская архитектура.
  • Неоклассическая архитектура.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *