Откуда появился флюгер, кто придумал, как был создан
Эти забавные фигурки на башнях, шпилях и коньках кровель исторических построек мы обычно воспринимаем как некий анахронизм, своеобразный символ давно минувшей эпохи, а на современных зданиях — просто как элемент архитектуры. Действительно, флюгер – это весьма эффектное украшение, способное придать завершенный вид не только большому городскому зданию, но и частному коттеджу. Однако это еще и весьма точный метеорологический прибор, который может оказаться весьма полезен современному человеку. Поэтому в наши дни флюгеры вновь приобретают популярность у домовладельцев.
История устройств для определения направления и силы ветра насчитывает более двух тысячелетий. Кто и когда изобрел флюгер доподлинно неизвестно. Скорее всего, это сделали независимо друг от друга представители разных народов и культур, как это обычно случалось и с другими полезными вещами. Но, к сожалению, до нас дошли не все свидетельства человеческой изобретательности.
Самый древний флюгер, о котором знают современные историки, был расположен на Башне Ветров в Афинах, а изготовили его предположительно в 48 году до нашей эры. Автором проекта восьмигранной башни считается астроном Андроник из Кирр. Строение венчал фриз, украшенный символическими изображениями восьми ветров, а расположенный посередине полутораметровый флюгер, изображавший греческого бога глубин Тритона, указывал не только направление ветра, но и на одного из восьми богов, управляющего в данный момент погодой. Таким образом, с самого момента своего появления флюгеры, помимо основного, имели символическое значение.
Эта традиция сохранялась в веках. Так, одной из наиболее популярных во все времена была фигурка петуха. До сих пор по-английски флюгер называют “weather cock”, что буквально означает «погодный петух». Дело в том, что эта птица традиционно считалась символом бдительности, ей приписывали разнообразные магические свойства. Петух не только возвещал своим криком о наступлении каждого нового дня, но также, по народным поверьям, отпугивал нечистую силу, предупреждал о возможных болезнях, отваживал от дома воров и даже предупреждал пожары.
Другая ипостась петуха – христианский символ. Так, в IX веке Папа Римский издал указ, согласно которому каждый католический храм должен был быть увенчан фигуркой петуха – символом церкви и апостола Петра. Именно с этого момента флюгеры в виде петуха начали появляться на крышах католических соборов.
Кстати, петух – это еще и символ Франции, что объясняет преобладание в этой стране флюгеров соответствующей формы.
Впрочем, петух – далеко не единственный символ, который изображают флюгеры. Например, приблизительно одновременно с католиками флюгеры начали набирать популярность у викингов. Делали их обычно из позолоченной бронзы, в виде богато украшенных фигур зверей или существ из скандинавской мифологии, а помещали на специальных столбах, установленных на палубах драккаров и кнорров (соответственно, боевых и торговых ладей). Позднее подобными фигурками стали украшать скандинавские церкви. Также в Скандинавии был популярен аист, символ домашнего очага, путешественников и новой жизни – своеобразная альтернатива западноевропейскому петуху.
Свое символическое значение имеет любая фигурка: ведьма или «Баба-Яга» оберегает дом от сглаза, птица с распахнутыми крыльями, например, орел защищает от врагов, кошка – символ безопасности и домашнего уюта, лев – превосходства и силы, корабль – целеустремленности и силы духа, трубочист – семейного очага и т.д. В средние века в Европе флюгер на башне замка обычно изображал герб феодала.
В Японии и Китае флюгеры обычно делали в форме дракона, защищающего дом и его обитателей от злых духов, а также символизирующего силу и великодушие, мужество и выносливость, благородство и мудрость. Поистине универсальный символ.
Мало кто знает, что крест с ангелом на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге – это тоже флюгер. И даже знаменитые кремлевские звезды были закреплены на специальных подшипниках и вращались от ветра. Впрочем, это было сделано скорее для снижения ветрового давления, нежели для того, чтобы определять по звездам направление ветра.
Флюгеры всегда были необыкновенно популярны у домовладельцев. Например, в викторианскую эпоху возникли даже специальные цеха по их изготовлению, потому что мастера-одиночки удовлетворить растущий спрос уже не могли. Похожая тенденция наблюдается и сегодня, причем по своему разнообразию современные флюгеры ничуть не уступают старинным. Это популярные коты и корабли, а также ведьма на метле, орел, жар-птица и геральдический лев.
Но есть ли современному человеку какая-то практическая польза от флюгера? Как выяснилось – да. Дело в том, что метеорологические прогнозы обычно делаются для относительно больших районов либо достаточно крупных населенных пунктов и всегда имеют некоторую неточность по времени. К тому же, что уж греха таить, точность прогнозов зачастую оставляет желать лучшего. А домашние метеостанции направление ветра определить не могут (кстати, современные метеорологи и авиационные службы используют для определения направления и силы ветра именно флюгеры, просто более сложной конструкции и контролируемые электроникой).
Таким образом, флюгер остается одним из наиболее доступных и при этом достаточно простым и весьма точным устройством для предсказания погоды. «Благодаря флюгеру я всегда знаю, когда будет хороший клев, — делится опытом Евгений Кулачков, рыболов-любитель из Луги (Ленинградская область). – Главное здесь – вовремя поймать удачный момент. Поскольку озеро совсем недалеко от дома, у меня с этим нет никаких проблем. А вот если ориентироваться по прогнозам метеослужб, то можно сильно промахнуться».
Главное здесь – правильно установить флюгер. Он должен крепиться в самой высокой точке кровли, например, на коньке, башенке или колпаке трубы, и обязательно строго вертикально. Если сразу выставить вручную вертикаль невозможно, следует использовать специальное крепление, позволяющее впоследствии скорректировать направление оси флюгера. Чтобы правильно выставить указатели сторон света, нужно использовать компас, установленный на ровной горизонтальной плоскости. Также специалисты рекомендуют внимательно выбирать метеорологический прибор: дело в том, что одна из его разновидностей – ветроуказатель – не имеет указателей сторон света (румбов), что может затруднить правильное определение направления ветра.
И, конечно, нужно помнить, что стрелка флюгера указывает именно в сторону, откуда дует ветер, а не наоборот.
Наконец, выбирая флюгер, следует позаботиться о том, чтобы он служил долго. Кустарные изделия, особенно выполненные из пластика или дерева, вряд ли отвечают этому требованию. А вот фабричные, изготовленные методом лазерной резки из полуторамиллиметровой стали и покрытые атмосферостойкой порошковой краской – вполне.
Безусловно, флюгер станет оригинальным украшением для любого дома, придав ему гармоничный, завершенный вид. И вполне возможно, что это нехитрое устройство не раз сослужит добрую службу обитателям дома, заблаговременно предупредив их о надвигающемся ненастье или, наоборот, о благоприятствующей пикнику хорошей погоде.
Флюгер: история и современное использование — Огород, сад, балкон — 1 ноября — 43230978983
Флюгер – метеорологический прибор и великолепное украшение. Как флюгеры превратились в элемент архитектуры и кого сегодня можно встретить на крыше? Об этом рассказывают эксперты Школы ремонта сети гипермаркетов «Леруа Мерлен».
История и сегодняшний день флюгера
Историки предполагают, что флюгер изобрели во II веке до н. э. и сразу в двух странах – Древнем Китае и Древней Греции. Самое раннее письменное упоминание о флюгере в китайской архитектуре встречается в трактате «Хуайнань-цзы». Он был создан не позднее 139 года до н. э. В Греции флюгер украшал вершину Башни Ветров, древнейшего метеорологического памятника в Афинах.
Известным всему миру флюгер стал гораздо позднее, с развитием мореходства в середине прошлого тысячелетия. В старину моряки называли «флюгером» метеорологический прибор – поворачивающуюся стрелку или флажок. Его помещали на вершине мачты и указывал направление ветра.
Ветер и погода всегда были главными проблемами не только для моряков, но и для фермеров. В начале XX века в некоторых странах появились национальные метеорологические службы. Однако до широкого распространения радио информация о погоде доходила до ферм недостаточно быстро.
По этой причине в хозяйствах погоду определяли на основе примет и наблюдений. А флюгер был полезным подспорьем.
С появлением электронных сервисов флюгер почти утратил функцию прибора для определения направления ветра. Некоторые модели современных флюгеров снабжены поворотным механизмом и могут «держать нос по ветру». В современной архитектуре назначение флюгера – служить украшением, определять стиль дома и указывать на самую высокую точку здания.
Почему вращается флюгер?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно знаний физики на уровне седьмого класса школы. Шток, на котором укреплен флюгер, вставлен в основание так, чтобы ничто не мешало его вращению. Вращающуюся опору можно реализовать разными способами. Но самый простой вариант — два шариковых подшипника, один над другим, закрепленные на штоке и вставленные в опору.
Чтобы флюгер поворачивался вместе с ветром, нужно чтобы его «полотнище» было укреплено не совсем симметрично. Если увеличить площадь одной части флюгера и при этом сделать обе половинки одного веса, более широкая часть будет всегда стремиться встать по ветру.
На некоторых флюгерах можно видеть дополнительные горизонтальные штанги, закрепленные на неподвижной опоре. Эти штанги снабжены буквами, соответствующими латинским названиям сторон света — N, E, S и W. Это устройство по сути повторяет табло компаса. Каждый из концов сориентирован в пространстве и указывает туда, где находятся север, восток, юг и запад.
Откуда на крыше петух?
Традиционные герои флюгеров – животные, в том числе мифологические, сказочные персонажи, символы эпохи парусного мореплавания, рыцари. Изысканные флюгеры встречаются повсеместно, на загородных дворцах и в простых садовых поселках. Выбор фигурок в магазинах товаров для дома достаточно интересен. Многие символы имеют сложные исторические и культурные корни.
С происхождением русалок, парусников и патриотических символов все понятно. А вот с обычным петушком интересная история. В IX веке папа римский предписал каждому католическому храму поместить петуха на купол или шпиль. Это напоминало христианам о предсказании, что петух не пропоет при определенных условиях на следующее утро после Тайной вечери.
Растущая популярность скачек в середине 1800-х годов подсказала производителям мысль разработать серию флюгеров с изображением самых известных скаковых лошадей. Именно здесь лежат истоки популярности флюгеров с фигуркой скакуна.
Чеширский кот – загадочный персонаж из сказки «Алиса в Стране чудес». Он исчезает и появляется по прихоти, иногда только в виде улыбки. Он может появиться где угодно, в том числе и на вашей крыше. Флюгеры в виде различных образов кошек на сегодняшний день одни из самых популярных.
Флюгер сегодня – это интересное украшение дома, помогает придать ему индивидуальность. Детям он подарит ощущение сказки, а взрослым – почувствовать себя героями средневекового романа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
История флюгеров
Обновлено 31 июля 2019 г.
Автор: Эмили Бич
До появления современных технологий у древнего человека было мало способов определить, в какую сторону дует ветер. На протяжении веков флюгеры служили простым средством определения скорости и направления ветра, что делало их важным инструментом для судоходства, путешествий, сельского хозяйства и прогнозирования погоды. Сегодня эти флюгеры выполняют в основном декоративную функцию, пробуждая богатое ощущение истории, и в то же время служат практическим инструментом для тех, кому нужно следить за ветром.
Обзор флюгера
Флюгер должен быть расположен в самой высокой точке здания и должен располагаться как можно дальше от близлежащих конструкций, которые могут помешать его работе. Эти устройства состоят из вращающейся горизонтальной стрелы или другой конструкции, закрепленной на неподвижной вертикальной штанге. Когда дует ветер, горизонтальный элемент вращается, указывая как направление, так и скорость ветра. Самая легкая и наименьшая часть горизонтального элемента, например наконечник стрелы, направлена против ветра.
Самые ранние флюгеры
Греческий астроном Андроник создал первый зарегистрированный флюгер около 48 г. до н.э. Он находился на вершине Башни Ветров в Афинах и был спроектирован как дань уважения Тритону.
Изготовленный из бронзы флюгер с изображением головы и туловища человека и хвоста рыбы. Палочка в руке Тритона указывала направление ветра. В этот период богатые греки и римляне украшали свои дома флюгерами в форме древних богов.
Флюгер 9-го века и флюгеры
Начиная с девятого века, скандинавы начали использовать флюгеры на кораблях и крышах церквей. Скандинавские юниты имели форму четверти круга и вращались вокруг вертикальной оси. Их часто размещали в передней части кораблей викингов, и многие из них были украшены животными или другими рисунками.
Девятый век также привел к использованию флюгера в форме петуха, который можно найти во многих исторических церквях. Согласно Smithsonian Magazine, Папа Николай I постановил, что каждая церковь должна быть увенчана флюгером в форме петуха как напоминание о библейском пророчестве о предательстве Петром Иисуса.
Средневековая Европа
В Средние века общественные здания в Европе обычно украшались флюгерами в форме стрелы или вымпела. Слово «флюгер» происходит от слова «fane», означающего «флаг». В этот период лучники использовали тканевые флажки, чтобы определять скорость и направление ветра по флюгеру. Эти флаги на протяжении многих лет вдохновляли дизайнеров флюгеров.
American Designs
Первым производителем флюгеров и флюгеров в Северной Америке был Шем Дроун, производивший флюгеры в начале 1700-х годов. Он спроектировал знаменитую лопасть кузнечика, которая когда-то стояла на вершине бостонского Фанейл-холла в 1742 году, наряду со многими другими известными лопастями того периода.
В ознаменование Войны за независимость Джордж Вашингтон заказал флюгер в виде голубя мира, установленный на крыше его дома. К 1800-м годам патриотические конструкции флюгеров были довольно распространены, и многие из них производились серийно. В конце 19 века появился викторианский стиль дизайна, и флюгеры стали гораздо более богато украшенными и величественными.
К 20-му веку эти элементы приобрели в основном декоративную функцию, многие из которых были вдохновлены спортом или природой.
Самые большие в мире флюгеры
Самый большой в мире действующий флюгер находится в Монтегю, штат Мичиган. Его высота составляет 14,6 метра (48 футов), а длина стрелы составляет 7,9 метра (26 футов). Он имеет традиционную форму стрелы с декоративным кораблем наверху.
Менее традиционный флюгер большого размера можно найти в Уайтхорсе на Юконе. Он сделан из списанного самолета CF-CPY, который настолько идеально сбалансирован, что скорость ветра составляет всего 2,6 метра в секунду (5 узлов), чтобы развернуть самолет. Нос этого самолета указывает направление ветра, как и более традиционные флюгера меньшего размера.
Основные моменты истории флюгеров — Ферро Флюгеры
Основные моменты истории флюгеров by David Ferro
История флюгеров началась в древней Месопотамии. Самый старый из зарегистрированных появился в литературе около 4000 лет назад. Флюгер упоминается в аккадской басне, написанной между 1800 и 1600 годами до н.э. Отрывок гласит: «Они смотрят на флюгер, чтобы определить направление ветра». Неподалеку древние египтяне также следили за направлением ветра. На древних изображениях Луксорского храма (врезка) видны высокие столбы с длинными матерчатыми лентами, закрепленными на фасаде. Строительство храма началось при Аменхотепе III, примерно в 1400 г. до н.э. В египетском Абидосском храме Сети I есть базовый рельеф, изображающий солдат со знаменами, развевающимися на ветру, чтобы показать лучникам направление ветра. Искусство с изображением маяка на острове Фарос в Александрии ок. 260 г. до н.э. (врезка) показаны две длинные ленты для указания направления ветра приближающимся морякам.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Примерно в то же время в истории Китая появились ленты на мачте.
Самый известный флюгер древней истории — фигура Тритона (врезка) в Древней Греции. Он выделяется благодаря древнему тексту, который подробно описывает его. Изображения этого флюгера, которые мы видим сегодня, представляют собой его интерпретации, но никто точно не знает, как выглядел флюгер. Древняя фигура Тритона была утеряна на протяжении веков, но здание, над которым она вращалась, все еще стоит и известно как Башня Ветров. Мраморная башня представляет собой часовой регистратор, построенный примерно в 48 г. до н.э. Андроник Киррский возле Акрополя в Афинах. Он имеет восьмиугольную форму, каждая стена выровнена по восьми основным направлениям ветра. На каждой из сторон была вылеплена рельефная фигура, изображающая одного из восьми богов ветра. Они служили указателями для флюгера, который вращался над мраморной крышей. [Тритон считается первым «флюгером» из-за наличия компаса.]
Римлянин Витрувий впервые упомянул лопасть примерно в 25 г. до н.э. Трактат Витрувия «Об архитектуре», единственная книга по архитектуре, сохранившаяся со времен античности, содержит описание флюгера. «По сторонам восьмиугольника он (Андроник) выполнил рельефы, изображающие ветры, обращенные каждый к той точке, из которой он дует; а на вершине башни он поставил конический кусок мрамора, а на него бронзовый Тритон с протянутым в правой руке жезлом. Он был так устроен, что двигался по ветру, всегда останавливаясь лицом к лицу с ветром и держа свой стержень как указатель прямо над изображением дующего ветра».
Флюгеры использовались по всему Риму на крышах богатых вилл на заре первого тысячелетия. М. Теренций Варрон, «самый ученый из римлян», имел на своей ферме флюгер, который можно было читать в помещении с помощью подключенного к нему циферблата компаса. Столетия спустя Томас Джефферсон, известный классик, использовал ту же идею для своего дома в Монтичелло.
Флюгеры в Средние века
В седьмом-девятом веках в Европе появились два разных типа флюгеров; квадрант в Скандинавии и флюгер в остальной Европе. Воины-мореплаватели-викинги использовали металлическое знамя в качестве флюгера. Свои высокие мачты они украшали богато позолоченными лопастями четырехугольной формы (врезка), которые, в отличие от используемых на суше, не давали истинного направления ветра; они просто указывали на сочетание направления судна и ветра. Именно эта комбинация помогла мореплавателям-викингам определить истинное направление ветра и придала им смелости зайти так далеко. Вероятно, самое древнее свидетельство этого можно найти на картинном камне Стенкира на острове Готланд в Балтийском море. Изображение 725 г. н.э. показывает флюгер на вершине мачты длинного корабля. Этот тип флюгера попал с кораблей на шпили скандинавских церквей в десятом и одиннадцатом веках. Некоторые из них все еще можно увидеть в Норвегии и Швеции.
Мотивы птиц — самый старый известный рисунок, используемый в качестве указателей флюгера. Как упоминалось ранее, аккадский флюгер был описан как птица в 2000 г. до н.э. а затем у нас есть китайский флюгер, упомянутый примерно в 101 г. до н.э. Неизвестно, был ли «птица» в каждом случае петухом, но это вполне возможно из-за важности петухов в каждой культуре. Это подкрепляет тот факт, что петухи были самым популярным мотивом флюгера на протяжении всей истории. Первое упоминание о фигуре петуха на крыше относится к мавзолею Флавьера в североафриканском Килиуме примерно в 200 г. н.э., но самым старым из сохранившихся петухов является «Петух из Рамперто» из Брешии, Италия, около 820 г. н.э. (врезка). Считается, что примерно в это же время папа постановил, что каждая католическая церковь будет нести петуха в напоминание о предательстве Петром Христа: «В эту самую ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от меня». (Матфея 26:34). Английский писатель Альберт Нидхэм был первым, кто написал об этом утверждении, но доказательств папского указа так и не было найдено. Существуют два артефакта XI века, на которых также изображены петухи. В библиотеке Руана, Франция, есть рисунок XI века, а на гобелене из Байе (врезка) в Англии есть изображение поднимающегося флюгера. Этот гобелен был изготовлен после битвы при Гастингсе в 1066 году и изображает множество эпизодов из жизни Вильгельма Завоевателя. Англичане первыми придумали термин «флюгер», что означает «ветер-петух». Петухи используются в качестве флюгера по нескольким причинам, наименьшая из которых заключается в том, что его хвост отлично улавливает ветер. Петух, который из-за своего возвышенного положения первым ловит солнечные лучи. Он возвещатель дня, символ бодрствования и отвращения зла, символ воскресения и обещание возвращения Христа в Судный день. Он также представляет собой победу света над тьмой и призывает нас к утренней молитве.
Когда норманны пронеслись через Англию и Ирландию, они посеяли семена своей собственной культуры. Отсюда в XII веке начала формироваться геральдика. В мире отважных рыцарей и королевских пожалований герб на флаге или вымпеле был знаком чести и благородства. Вывешивать такой флаг было настолько важно, что для этого требовалась королевская лицензия. Рыцари ехали на войну со своими геральдическими вымпелами, и в случае победы их капитану было даровано право развевать свой герб высоко над башнями завоеванного замка. По всей средневековой Европе привилегированные гордились своим гербом. Во Франции существовало четкое различие между вымпелом (вымпелом) и баннереттой (banniere). Вымпелы предназначались для рыцарей и дворян, а знамена квадратной формы предназначались для аристократов и лордов. Эта система просуществовала до 1659 г.когда парламент в Гренобле отменил это правило и разрешил всем поднимать флюгер. Эти тканевые и кожаные флаги и вымпелы не выдержали открытых элементов и в конечном итоге сломались, поэтому вместо них были выкованы железные баннеры. Сюжеты и стили флюгеров практически не изменились в средние века. Emblematic баннереты по-прежнему являются популярным выбором флюгеров
В течение столетий после Средневековья флюгеры самых разных конструкций распространились по всей Европе. В то время как история американских флюгеров начинается в 1600-х годах, в Европе есть флюгеры, датируемые 1300-ми годами. Концентрации этих старых флюгеров до сих пор используются по всей Великобритании. книга «Английские флюгеры, их истории и легенды от средневековья до современности» Альберта Нидхэма, опубликованная в 1953 году, представляет собой удивительную запись нескольких старых флюгеров.
Флюгеры колониальной Америки
С заселением Нового Света иммигранты привезли флюгеры из стран своего происхождения. Самый старый флюгер в Америке, который до сих пор существует, был привезен сюда поселенцами из Голландии в 1656 году для своей церкви в Олбани, штат Нью-Йорк (врезка). Флюгер стоял на вершине шпилей крыши многих воплощений здания на протяжении веков. Сегодня копия стоит на своем месте, а оригинал отправлен в церковный архив.
Спустя столетие американцы начали изготавливать собственные флюгеры. Первым задокументированным производителем флюгеров в Америке был искусный бостонский жестянщик Шем Дроун. В 1716 году он создал из меди большого индийского лучника и придал ему стеклянные глаза (врезка). Флюгер находился в Провинциальном доме в Бостоне до 1876 года, когда он стал собственностью Исторического общества Массачусетса; он остается в их коллекции сегодня. В 1721 году Дроун сделал петуха из позолоченной меди, также со стеклянными глазами, для церкви Нью-Брик в Бостоне (врезка). В 1873 году он перекочевал в Первую церковь в Кембридже, штат Массачусетс, где и находится до сих пор. Оригинальный флюгер в виде ласточкиного хвоста, сделанный Дроуном в 1740 году, до сих пор находится на шпиле бостонской Старой Северной церкви (врезка), где в 1775 году были повешены два фонаря, сигнализирующие Полу Ревиру о приближении британцев. Двумя годами позже, в 1742 году, Дроун изваял свой самый известный флюгер, кузнечика (врезка), для бостонского Faneuil Hall; кузнечик — его шедевр. Он 52 дюйма в длину, весит 38 фунтов, отчекан из меди с позолотой, имеет стеклянные дверные ручки вместо глаз и капсулу времени в животе, содержащую сообщения от людей, которые работали над ним на протяжении веков, начиная с самого Дроуна. Флюгер Drowne’s Grasshopper был свидетелем некоторых из самых важных событий в американской истории, таких как Бостонская резня, Бостонское чаепитие, Война за независимость и взрыв на Бостонском марафоне в 2013 году.
Другие известные флюгеры колониальной эпохи и их дизайнеры включают деревянную рыбу с медными гвоздями вместо чешуи, созданную Полом Ревиром для его мастерской, стрелу-свиток оловянного мастера из Род-Айленда Сэмюэля Хэмлина для первой баптистской церкви в Провиденсе, Джорджа Вашингтона и голубя «Мир» (врезка), который он заказал для своего дома в Маунт-Вернон в ознаменование окончания революционной войны, и Томас Джефферсон, который установил на своей крыше в Монтичелло конный флюгер, соединенный с указателем и компасом, выросший на потолке внутри, так что он мог видеть направление ветра, будь то день или ночь.
Флюгеры викторианской эпохи
Окончание войны за независимость вдохновило американцев, и среди других патриотических тем дизайн Eagle & Arrow стал и остается одним из самых популярных сюжетов флюгеров. До 1860 года флюгеры изготавливались индивидуально всеми, кто имел достаточно навыков, чтобы их изготовить. Люди сами создавали из дерева фигурки знакомых им форм и раскрашивали на них детали. Фермеры делали животных, а люди, живущие на побережье Новой Англии, лепили корабли, рыб и русалок. В 1880-х годах Джеймс Ломбард из штата Мэн сделал петухов (вставка) с причудливо вырезанными и раскрашенными хвостовыми перьями, настолько красивыми, что некоторые из его сохранившихся произведений выставлены как в Шелбернском музее, так и в Смитсоновском институте. Местные кузнецы выковывали из железа более долговечные конструкции для общественных зданий, такие как стрелы и знамена для молитвенных домов, лошади для конюшен и ангелы для церквей.
Индустриализация и процветающая викторианская эпоха привели к тому, что Джонатан Ховард из Уэст-Бриджуотер, штат Массачусетс, в 1850–1860-х годах создал небольшой набор изящно выполненных флюгеров из меди. Передние части его лопастей были отлиты из цинка, а задние — из медного листа из деревянных форм (вставка). Медь стала предпочтительным материалом для американских флюгеров из-за ее прочности и пластичности. Это вдохновило мастера из Уолтема, штат Массачусетс, Элвина Л. Джуэлла, и в 1860 году он стал пионером в производстве флюгеров. Он работал с резчиками по дереву над созданием форм самых разнообразных популярных предметов, а затем отливал из них постоянные чугунные формы. Бригада рабочих забила медные листы в формы, а затем спаяла их вместе, чтобы точно воспроизвести первоначальные формы. Простые стилизованные фигуры Джуэлла стали особенно эффектными лопастями (врезка). Каждая была искусно смоделирована так, чтобы издалека казаться полной и реалистичной. Производители флюгеров до сих пор творят в этом стиле «набухшего тела». Он опубликовал свою линию в каталоге, показав точные художественные рисунки каждой фигуры с указанием цен. Джуэлл размещал объявления в газетах и журналах, а также продавал флюгеры оптом людям, которые возили и продавали их в вагонах и поездах во все уголки расширяющейся страны. Его уникальная бизнес-модель была скопирована несколькими другими в течение следующих 60 лет, и она дала жизнь таким известным производителям флюгеров, как J. Harris & Co. и знаменитая компания L.W. Cushing & Sons (врезка), оба из Массачусетса, и J.W. Фиске, А.Б. & WT Westervelt и JL Mott Ironworks во всем Нью-Йорке. Лошади, будучи одним из самых важных животных в то время, были очень популярным предметом для флюгеров, поэтому каталоги флюгеров того периода были заполнены несколькими изображениями лошадей (вставка). Сельскохозяйственные животные и петухи также фигурировали во всех каталогах. Другими фигурами, захватившими умы того времени, были индейские фигурки и разнообразные экзотические животные.
В период между Гражданской войной в США и Первой мировой войной литые медные флюгеры пользовались большим спросом, и это был золотой век производителей флюгеров. На крышах по всей Америке красовались модные медные фигурки. Вместе производители флюгеров той эпохи изготовили тысячи флюгеров по своим коллективным формам. Формы птиц, рыб и животных всех видов по-прежнему были популярны, но увлечение недавней механизацией вызвало интерес к сложным моделям вагонов, поездов, противопожарного оборудования (врезка), сельскохозяйственных машин и паровых кораблей. Высокодекоративные закрученные стрелы и знамена возродились в это время в качестве дополнительных украшений для домов в стиле готического возрождения. Увлечение флюгерами побудило Августа Сен-Годенса, известного скульптора, спроектировать позолоченный флюгер высотой 18 футов и весом 800 фунтов обнаженной охотницы Дианы для Мэдисон-Сквер-Гарден в 189 году.1.
Флюгеры 20-го века
Первая мировая война стала роковой для многих крупных компаний, производящих флюгеры, и они постепенно исчезли. Большинство из них вышли из бизнеса ко времени Великой депрессии, и многие формы были трагически проданы на металлолом. Те, что уцелели, попали в частные коллекции или музеи. Некоторые из них все еще дают флюгеры. В период с начала до середины двадцатого века менялись архитектурные стили и рос средний класс. Это привело к популярности сложных, но недорогих флюгеров с плоским силуэтом. Такие компании, как «Todhunter» из Нью-Йорка (врезка), «Kenneth Lynch & Sons, Inc. » из Коннектикута и «The Household Patent Company» из Пенсильвании, производили высококачественные силуэты. Эти замысловатые узоры рассказывают больше истории, чем старые статные фигуры. Большинство из них были просто черными, но некоторые детали были окрашены в разноцветные цвета. Многие из дизайнов причудливы и пришлись по вкусу людям, уставшим от войны и депрессии. «Уайтхолл Продактс» в Мичигане вместе с другими небольшими компаниями производила небольшие доступные алюминиевые флюгеры с внешним видом из кованого железа для тех, кто все еще хотел колониальный акцент на своей крыше.
Признание американских флюгеров как важного вида искусства началось в 1920-х годах. Пабло Пикассо утверждал, что «[флюгеры] всегда были замечены [в искусстве], но никогда так хорошо, как в американских флюгерах». Эдит Грегор Халперт, директор Американской галереи народного искусства, верила в важность флюгера как народного искусства и работала над его продвижением как такового. Она добыла все прекрасные образцы старых флюгеров, которые смогла найти, приобрела то, что осталось от оригинальных форм Кушинга, и в 1950-х годов, даже воспроизвел несколько произведений Кушинга, чтобы продать их коллекционерам с наценкой. Усилия Халперта и других, таких как Электра Хавмейер Уэбб, основатель музея Шелбурна в Вермонте, которые работали над привлечением внимания к красоте флюгеров, привели к возрождению их популярности в 1960-х годах. Фигурки флюгеров устанавливают рекордные цены у дилеров и на аукционах от тысяч до десятков тысяч долларов. Старые фабричные фигурки были наиболее желательны из-за их скульптурного присутствия и того факта, что их было легко аутентифицировать как антиквариат, потому что их было нелегко подделать. Флюгеры вошли в моду. Дизайн флюгера украшал кухонную утварь, ткани, поздравительные открытки, журналы, почтовые марки и многие другие предметы повседневной жизни. В рекламе телевизионного журнала Philco с участием Бинга Косби был изображен старинный конный флюгер поверх телевизора в рекламе. Во многих голливудских фильмах флюгеры использовались в качестве реквизита, например, флюгер с золотой рыбкой в квартире Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» и флюгер-телескоп, указывающий на прибытие и отъезд Мэри Поппинс в фильме. Некоторые предприятия использовали свои логотипы на флюгерах для продвижения своей компании. Ранняя сеть супермаркетов A&P использовала буквы на стильных флюгерах со стрелками. У Говарда и Джонсона был один дизайн для своих ресторанов и другой для своих отелей (врезка). В ресторанах Kentucky Fried Chicken на куполообразных крышах было изображено изображение полковника Сандерса (врезка).
В период с 1960-х по 1980-е годы, когда цены на старинные флюгеры росли, росли и кражи многих из этих замечательных старинных произведений народного искусства. Есть бесчисленные истории о краже флюгеров из домов, сараев и общественных зданий повсюду. Некоторые недобросовестные торговцы отправили стипль-жокеев, чтобы вернуть забытую старую лопасть, которая все еще использовалась. Один из любимых рассказов старых жен о краже флюгеров состоит в том, что их крадут на вертолете, пока пассажиров нет, хотя это было задокументировано только один раз.
В то время как несколько частных лиц и небольших компаний продолжали производить флюгеры всех видов в 1970-х и 80-х годах, Юго-Восточная Азия подготовилась к массовому производству медных флюгеров и продаже их на американском рынке. Первые изделия, экспортированные в США, были очень низкого качества, и очень немногие из них сохранились. Хотя их качество улучшилось лишь незначительно, низкая цена этих флюгеров привлекательна для среднего домовладельца, и с тех пор «импортные» флюгеры стали преобладающими флюгерами, продаваемыми в Америке. Эти слабые заменители флюгеров прошлого, которые гордо изготавливались вручную, производятся в больших количествах путем машинного прессования медных листов в предварительно отформованные формы. Общее качество изготовления этих лопастей посредственное. Многие из них намеренно спроектированы так, чтобы напоминать американские антикварные лопасти, и, к сожалению, ничего не подозревающие покупатели часто платят высокие цены, думая, что это так. Некоторые фигурки изготовлены из листовой стали, похожей на старую медь, и они ржавеют в течение первого или двух лет использования. Покупатели Осторожно!
Флюгеры сегодня
Старинные флюгеры достигли рекордных показателей продаж за последние несколько десятилетий. В 1990 году мир коллекционеров был потрясен, когда бостонский торговец народным искусством и коллекционер по имени Стивен Скор заплатил 770 000 долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за редкий и исключительно красивый литой медный флюгер Horse & Rider, изготовленный J. Howard & Co. В 2006 г. было зафиксировано три рекордных объема продаж. В январе редкая фигурка Леди Свободы была продана в Нью-Йорке на аукционе Christie’s за 1,08 миллиона долларов. В августе на Северо-восточном аукционе в Нью-Гэмпшире был продан за 1,2 миллиона долларов тщательно проработанный флюгер для поезда. Но 6 октября 2006 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке редкая и элегантная фигурка индейца работы J.L. Mott Ironworks была продана за колоссальные 5,84 миллиона долларов. Покупателем был Джерри Лорен, исполнительный вице-президент по мужскому дизайну в Polo Ralph Lauren Corporation. Этот флюгер до сих пор является рекордсменом по самой высокой цене, когда-либо заплаченной за флюгер.
Сегодня несколько художников со всего мира подняли создание флюгеров на новый уровень. Эти мастера-самоучки изучили историю и искусство создания флюгеров и посвятили себя разработке и созданию самых оригинальных и качественных флюгеров в истории. Хотя есть компании, которые до сих пор производят флюгеры из форм, их конструкции ограничены формами, которые у них есть. Тем не менее, отдельные художники вручную формируют свои флюгеры по одному. Они скорее скульпторы, чем производители, поэтому можно создать любой дизайн, какой только можно вообразить. Индивидуальный дизайн — их страсть. Они гордятся тем, что делают точную копию яхты клиента, а не обычный парусник, домашнее животное, а не простую собаку, призовую голштинскую породу, а не просто корову, или дорогой автомобиль, которым дорожит его владелец. Индивидуальные усилия когда-то были менее изощренными, чем усилия производственных компаний. Но не более. Сегодня сольные работы художника (врезка) гораздо сложнее, красивее и неповторимее – скульптуры изобразительного искусства. Это отличает их от всего, что производится из пресс-форм.