Что такое азулежу: Азулежу | это… Что такое Азулежу?

Португальская плитка азулежу

 

Колоритные пейзажи, яркие города, узкие улочки, дома, облицованные разноцветной керамической плиткой, сиеста… Все это переносит нас на Юг Европы в солнечную Португалию и соседствующую с ней Испанию.

В Португалии керамическая плитка для фасада получила огромное распространение: ее можно увидеть в интерьерах и экстерьерах церковных зданий и на стенах обычных домов. Эта плитка красуется на скамейках и фонтанах, на ступеньках лестниц и вывесках магазинов, на табличках с названиями улиц, на стенах бетонных заборов… Глазурованная керамическая плитка ассоциируется с Португалией. Она стала произведением искусства и является гордостью и символом прекрасной страны. Азулежу – такое название получила португальская расписная глазурованная керамическая плитка. 

На португальском языке «азулежу» (ударение на «ле») произносится как «азульехо», но этот вариант названия не распространен в славянских языках. А первое звучание слова было «зульяйдж». Кстати, «azulejo» арабского происхождения, обозначающее керамику, керамическую плитку, мозаику. 

Португальская плитка азулежу имеет ряд характерных особенностей:

— качественная глазурованная поверхность,

— яркая роспись,

— обжиг,

— квадратная форма,

— размер от 12х12 до 14х14 см

Эта керамическая плитка обязательно обратит на себя вниманием рисунками и узорами, надолго оставив воспоминания о красивом фасаде или интерьере.

Об истории азулежу

Арабы в VIII веке завоевали Пиренейский полуостров и тогда же завезли с собой в Европу глазурованную плитку, которую с давних времен применяли на Востоке для оформления стен.Плитка azulejo по историческим данным была известна с XIII века, когда испанцы завоевали принадлежащие арабам земли и переняли себе производство этой керамики.

Невероятными узорами азулежу можно полюбоватьсяи сейчас в старинных монастырях Португалии. По заверениям ученых, эти образцы старинного искусства датируются XV веком. И официальная история азулежу тоже начинается c XV. 

На Востоке символы веры обозначены флористическими орнаментами, геометрическими формами и узорами. И первые образцы азулежу находят с рельефными поверхностями и геометрическими рисунками.

Но Восток и Португалия – это разные народы и традиции. Португальцы, приняв в обиход керамическую плитку, видоизменили ее, разбавив символы и орнаменты целыми панно и картинами. На них стали смело появляться светские сюжеты.

Итальянское веяние на формирование азулежу обозначилось в XVI веке, когда плитка для фасада была расписана сюжетам из древнеримских мифов. Изменения произошли и в технике росписи: поверхность керамической плитки стала плоской, а перед окрашиванием ее покрывали цинковой глазурью. 

 Единственное изображение панорамы Лиссабона на азулежу ((1730, Museu Nacional do Azulejo)

Землетрясение 1755 года повлияло на жителей Португалии. Лиссабон был уничтожен. Город строили заново. И на смену готике пришел Pombaline style. Он стал португальским архитектурным стилем XVIII века, названным в честь первого Маркиза де Помбала, который реконструировал Лиссабон. Конечно, плитка azulejo тоже претерпела изменения и перемены 1755 года повлияли на ее развитие. Керамика азулежу получила новое развитие и новые цвета: зеленый, песочный, красный. 

А уже в ХІХ веке плитка для фасада azulejo достигла пика популярности. Ее производство стало массовым. Яркими глазурованными плитками оформлялись дворцы и храмы, дома и лестницы, стены площадей и городских комплексов. 

Советуем путешественникам, которые будут в Португалии, а особенно в Лиссабоне, насладиться аутентичной плиткой azulejo. На ее фоне можно сделать изумительные фотографии. 

Секреты производства азулежу

Изготовление азулежу состояло из нескольких этапов: сначала керамическую плитку высушивали, затем покрывали специальной глазурью с последующим обжигом в печи. Яркие цвета керамике придавали различные оксиды металлов, которые добавляли в изделия во время обжига в печах при высоких температурах.  

Уникальность этой плитки в блеске глянцевого покрытия, оно сверкает, отражая солнечные лучи! Кстати, глянцевое покрытие придает плитке твердость и влагонепроницаемость, что очень важно при оформлении фасадов. 

Азулежу сегодня

Фабрики, производящие керамическую плитку сегодня, очень часто используют дизайны азулежу. Керамическая плитка в самобытном дизайне стала ярким цветным дополнением и изюминкой любого интерьера или мебели. 

Известный пэчворк перенял многие элементы португальской плитки, поэтому они так похожи. Благодаря ярким краскам, азулежу уникально смотрится в интерьере. На полотне моноколорной плитки с помощью керамики из Португалии можно создавать оригинальные композиции. 

Где можно использовать азулежу в интерьере 

Азулежу – это прекрасная плитка для ванной. Здесь свободной фантазии дизайнера есть где разгуляться, используя все многообразие цветов и рисунков. 

Азулежу – отличная плитка для кухни! Ее очень удобно использовать в облицовке кухонных фартуков, в керамических вставках или просто на стенах кухонной зоны, в панно или напольных покрытиях. И это мы не говорим о практичности и красоте материала!

Глянцевой плиткой можно изумительно оформить гостиные или спальни, как стены, так и отдельные зоны помещений. Азулежу в интерьере этих комнат смотрится действительно уникально. 

Португальская плитка станет прекрасным дополнением в отделке каминов, оконных и дверных проемов, подоконников. 

Плитка azulejo подойдет для зонирования пространства или создания акцентных стен. 

Красиво смотрится при оформлении патио и прихожих. 

Азулежу также можно применять на фасадах мебели, при оформлении столешниц. 

В любом пространстве и на любом предмете интерьера яркая керамическая плитка азулежу всегда будет выгодно подчеркивать сам предмет или помещение, оформленное ею. 

Если вы хотите сделать свой дом неповторимым, с акцентными вкраплениями ярких красок, колоритным рисунком, то плитка азулежу в интерьере станет достойным выбором! 

Португальские азулежу: происхождение и основные этапы развития

Азулежу – расписная глазурованная керамическая плитка, которая занимает важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить себе португальскую архитектуру и португальское искусство в целом [1]. В Португалии азулежу повсюду – на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов. Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается с XV века. Однако это искусство своими корнями уходит в глубину истории [2].

Азулежу представляет собой глазурованную, расписанную, обожженную глиняную плитку квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежу» (порт. «azulejo») имеет арабские корни, поскольку именно арабы в VIII веке, завоевав Пиренейский полуостров, привезли с собой в Европу глазурованный кафель, который с древних пор использовался на Востоке для облицовки стен.

Секрет глазурованной плитки – в стекловидном покрытии, которое отличается блеском и придает плитке твердость и влагонепроницаемость. Процесс глазурования осуществляется путем покрытия подсушенной глиняной плитки глазурью [3] с последующим обжигом. Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придавать изделию тот или иной цвет, который получается во время обжига в печах при высоких температурах [4].

Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды Джосера в Саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в Древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью.

Керамическая глазурованная плитка. Облицовка стен помещений пирамиды Джосера, Египет, III тыс. до н. э.

Всемирно известные ворота Иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем Нововавилонского царства Навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. На синем фоне выделяются светло-желтые изображения быков и фантастических существ с рогатой змеиной головой, чешуйчатым телом, львиными передними и орлиными задними лапами.

Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Пергамский музей, БерлинВорота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Археологический музей, Стамбул

А на стенах Дороги процессий, ведущей к воротам Иштар, торжественно вышагивают 120 львов с золотым гривами [5].

Стена Дороги процессий. VI век до н.э. Вавилон. Пергамский музей, Берлин

Эти стены вместе с воротами – убедительное доказательство того, что изготовление керамической плитки с многокрасочной глазурью достигло в Месопотамии высочайшего технического уровня.

Широко использовалась керамическая плитка и в Древней Персии. В эпоху Ахеменидов, династии персидских царей конца VI – IV века до нашей эры, глазурованной плиткой украшаются дворцы в Сузах и Персеполе. Керамический фриз на стенах дворца Дария I представляет личную гвардию персидского царя, так называемых «бессмертных воинов» (Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж).

Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж

Изображения крылатых быков во дворце в Сузах датируются IV веком до н. э. и относятся к периоду правления Артаксеркса II. (Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин).

Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин

Вплоть до VIII века нашей эры глазурованная керамическая плитка производилась главным образом на территории Персии. Дело в том, что основным строительным материалом в Месопотамии была глина, вследствие чего на протяжении многих столетий архитектура развивалась на основе техники строительства из кирпича, а основным декоративным элементом была как раз керамика.

О высоком уровне производства глазурованной керамической плитки в период правления персидской династии Сасанидов, с III по VII век нашей эры, свидетельствуют найденные обломки изразцов того времени. Однако сведения о мастерских и технологиях производства имеются весьма скудные и отрывочные, поскольку способы производства глазурованной плитки держались в строжайшей тайне.

В VII веке государство Сасанидов было завоевано арабами, и начавшаяся исламизация существенным образом повлияла на искусство керамической плитки. Ислам отрицал возможность изображения Бога и правомерность антропоморфных и зооморфных образов в искусстве. Поэтому с тех пор стены зданий стали украшаться многоцветным ковром из глазурованной, разнообразной по форме плитки с растительным и геометрическим орнаментом. XII – XIV века – период расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Главная особенность иранской глазурованной керамической плитки этого периода – ярко выраженная декоративность, подкрепленная характерным для средневековых восточных мастеров стремлением украсить любую свободную плоскость [6]. (Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж; Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне).

Слева: Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж. Справа: Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне

Как раз этот вид глазурованной плитки и проник в Европу вместе с арабскими завоевателями, которые покорили Пиренейский полуостров еще в VIII веке. Поэтому в основе испанского и португальского азулежу лежит именно иранская традиция производства глазурованной керамической плитки, которая своими корнями уходит в искусство Древнего Востока.

Глазурованная керамика становятся важнейшим элементом декоративной отделки религиозных сооружений и дворцов мавританской архитектуры в Испании [7]. Яркими примерами использования керамики в отделке помещений мавританского зодчества могут служить испанские глазурованные плитки из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII – XIV век) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век).

Дворец Алькасар, Севилья. Азулежу, XIII векАльгамбра, Гранада, Испания. Азулежу, XIII векАзулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII векАзулежу, техника аликатадо. XIV век. Часовня Святого Варфоломея, Кордова, Испания

В мавританской архитектуре глазурованные плитки назывались «зулляйдж» от арабского слова «الزليج az-zulaiŷ», которое в переводе означает «полированный камень». Подобное название можно объяснить желанием имитировать технику мозаики из камня. Действительно, глазурованная керамика, которой украшали стены, напоминала по своему виду римскую пластиночную, или так называемую, штучную мозаику «opus sectile romano», которая получила широкое распространение особенно в эпоху поздней античности. Техника штучной мозаики заключалась в использовании разных по размеру отшлифованных пластин мрамора или другого камня, из которых выкладывался декоративный узор или какое-либо изображение. Среди самых известных произведений штучной мозаики поздней античности является мозаика с изображением тигра и теленка из римской базилики Юния Басса (325 год, Капитолийские музей, Рим) и мозаика из Остии с погрудным изображением Христа (IV век, Национальный музей Раннего Средневековья, Рим).

Тигр и теленок. Штучная мозаика. IV век. Из базилики Юния Басса, Рим. Капитолийские музеиХристос. IV век. Штучная мозаика. Порта-Марина, Остия. Национальный музей раннего Средневековья, Рим

Из Испании производство глазурованной керамической плитки в XV веке распространилось и на территорию Португалии. На португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в «азулежу». Керамические панно из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой XV века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Предполагают, что их делали испанские мастера, прибывшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции был унаследован растительно-геометрический орнамент и цветовая гамма, в которой использовались в основном четыре цвета, получаемые из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово).

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV векаКоролевский дворец, Синтра, Португалия. Первые португальские азулежу XV века

Первые португальские азулежу были выполнены в технике, которая в Испании называлась «аликатадо». Название техники происходит от испанского слова «alicates» (щипцы, плоскогубцы). Пока глина была еще мягкая, керамисты резали ее щипцами. Потом из получавшихся глазурованных обожженных кусочков выкладывали орнаментальные композиции. Однако такая техника, имитирующая мозаику, была весьма трудоемкой.

Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

С XV века все чаще стали использовать технику «сухой веревки» (исп. «cuerda seca»). С помощью шаблонов получали плитку квадратной формы одинакового размера. Предварительный рисунок наносился на плитку припорохом с использованием бумажного трафарета с проколотыми дырочками и мешочка, набитого красящим веществом, как правило, углем. Перед тем как наносить цветную глазурь, контур рисунка процарапывался и обводился кисточкой со смесью карбоната марганца и льняного масла. Это делалось для того, чтобы цвета глазури не смешивались. После обжига контурная линия рисунка, в отличие от блестящих ярких глазурей, получались темного матового цвета.

Азулежу, XV век. Техника сухая веревка. Лувр, Париж

Поскольку декоративный узор плитки первоначально не отличался разнообразием и повторялся, стали использовать специальные формы-заготовки из дерева, с помощью которых на еще мягкой глине отпечатывали рисунок. На поверхности образовывались выступающие борозды, которые препятствовали смешению цветов глазури во время обжига. Так получались рельефные керамические плитки. Такие рельефные плитки являются частью декоративного украшения Королевского дворца в Синтре, наряду с плитками, выполненными в технике «аликатадо» и в технике «сухой веревки».

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV века

Эволюция азулежу состояла не только в изменении технологии производства, но и в постепенном переходе от простых изображений с геометрическим и растительным орнаментом к сложным многоцветным композициям, отвечавшим требованиям европейской культуры и представлявшим исторические и христианские сюжеты. Этому способствовала заимствованная из Италии в XVI веке техника майолики.

В основе итальянской майолики лежала испано-мавританская глазурованная керамика, которая стала проникать в Италию из мавританской Испании через остров Майорка. От названия острова и произошёл термин «майолика». Цена на привозную майолику была столь высока, что это подстегнуло итальянцев самим производить глазурованную керамику. Вскоре был найден и свой способ производства, и начиная с XV века итальянская майолика стала распространяться по всем странам Европы.

Роспись разноцветными красками делалась по сырой непрозрачной оловянной глазури, нанесенной на предварительно обожженное глиняное изделие. После этого плитка повторно обжигалась. Техника майолики позволяла создавать большие красочные керамические панно со сложными многофигурными композициями, имитирующими живописные полотна и стенные росписи. Панно из азулежу отныне перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины на бытовые, исторические и религиозные сюжеты. Однако техника майолики имела свои сложности. Похожая по своей сути на технику фрески, роспись по сырой глазури требовала быстрой работы и не допускала никаких исправлений. Если раньше керамическую плитку были в состоянии изготавливать даже простые ремесленники, которые могли и не уметь рисовать вовсе, теперь же для выполнения «живописи по-итальянски» требовались искусные мастера.

Первым, кто на Пиренейском полуострове стал делать керамическую плитку в технике майолики, был уроженец Пизы Франческо Николозо, по прозвищу Пизано. Он работал в Севилье в начале XVI века, с 1503 по 1529 год. Его авторству принадлежит большое керамическое панно с изображением встречи Марии и Елизаветы из Капеллы Королевского дворца в Севилье (1504), алтарный образ из монастыря Тентудия, состоящий из 640 азулежу (1518, Калера-де-Леон, Испания), а также панно с изображение Бога Отца (начало XVI века), которое сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи.

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, ИспанияФранческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, ИспанияФранческо Николозо. Алтарный образ. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Благовещения. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Вознесения Девы Марии. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Алтарный образ. Голгофа. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.Франческо Николозо. Бог Отец. Начало XVI века. Азулежу. Музей изящных искусств Севильи

Влияние творчества Франческо Николозо на развитие искусства азулежу было огромным и распространилось не только на Испанию, но и на Португалию.

Во второй половине XVI века в Португалии в технике майолики работают местные мастера Марсал и Франсиску ди Матуш. Авторству Марсала ди Матуш приписывается керамическое панно 1580 года с изображением сцен Благовещения и Рождества Христова, которое раньше находилось в церкви Святого Андрея в Лиссабоне (ныне в Национальном музее азулежу Лиссабона).

Марсал ди Матуш. Благовещение. Рождество. Святые Иоанн и Лука. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонМарсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонМарсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонМарсал ди Матуш. Слева: Святой Иоанн. Справа: Святой Лука. Азулежу. 1580. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Франсиску ди Матуш в 1584 году создает картины из азулежу с изображением сцен из жизни Святого Роха для одной из капелл церкви Святого Роха в Лиссабоне. Эта церковь, к слову сказать, не пострадала во время землетрясения 1755 года и является одним из важнейших памятников португальской архитектуры XVI века.

Франсиску ди Матуш. Азулежу. Сцены из жизни Святого Роха. 1584. Церковь Святого Роха, Лиссабон. Фото: olgau.livejournal.com

Из интересных образцов азулежу, выполненных в технике майолики, можно выделить также керамическую картину «Сусанна и старцы» XVI века из загородного королевского дворца в Азейтау и «Аллегорию Евхаристии» 1660 года из монастыря Святой Анны в Лиссабоне (ныне Национальный музей азулежу, Лиссабон).

Сусанна и старцы. XVI век. Азулежу. Загородный королевский дворец. Сетубал, Азейтау. ПортугалияАллегория Евхаристии. 1660. Азулежу из монастыря Святой Анны, Лиссабон. Национальный музей азулежу, Лиссабон

В XVII веке происходит еще одно революционное изменение в искусстве азулежу. Под влиянием голландской сине-белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными. Сначала Португалия покупает необычную плитку у голландцев [8]. Так, например, в монастыре кармелиток в Лиссабоне (Convento dos Cardais) появились восемь керамических панно, выполненных в 1680-е годы голландским мастером Яном ван Оортом, иллюстрирующих сцены из жизни испанской монахини-кармелитки XVI века Святой Терезы Авильской.

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, ЛиссабонЯн ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, ЛиссабонЯн ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Португальские мастера, очарованные делфтскими сине-белыми изразцами, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается сине-белыми керамическими панно. XVII­­ – XVIII века – эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических картин в церковном и светском зодчестве Португалии.

К одним из самых известных произведений искусства азулежу этого периода относятся керамические панно из монастыря Святого Креста в Коимбре и из монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Беже.

Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII векМонастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego DelsoМонастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век

В интерьерах церкви Божьей Матери бывшего монастыря ордена Клариссинок в Лиссабоне (монастырь Мадре де Деуш) [9] массивная позолоченная деревянная резьба, живопись в богатых золотых рамах неожиданным образом сочетаются с холодно поблескивающей сине-белой гаммой керамических панелей с изображением пейзажных далей и сцен из жизни Святого Франциска Ассизского.

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII векаЦерковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века

Церковь Сан Лоренцо в городе Алмансил – один из редчайших примеров в истории мирового искусства, когда азулежу полностью покрывают все стены и своды. Керамические панно церкви иллюстрируют сцены из жизни Святого Лаврентия.

Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII векЦерковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII векСцены из жизни Святого Лаврентия. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, ПортугалияСвятой Лаврентий. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия

Катастрофическое землетрясение 1755 года и последовавшее за ним цунами практически стерли с лица земли Лиссабон – один из старейших и один из крупнейших на тот момент городов Европы. В Национальном музее азулежу Лиссабона хранится уникальное керамическое панно начала XVIII века с изображением панорамы города, которое увековечило вид Лиссабона до злополучного события 1755 года.

Панорама Лиссабона. Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонПанорама Лиссабона (фрагменты). Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Для восстановления разрушенной до основания столицы требовалось много строительного и отделочного материала. Керамическая плитка считалась самым дешевым и самым подходящим материалом для облицовки стен. Во второй половине XVIII века открываются новые керамические фабрики. Производство азулежу с тех пор принимает промышленные масштабы, и керамическая плитка становится поистине народным достоянием.

Не только дворцы и церкви украшаются керамическими панно, но и на фасадах обычных жилых домов начинают появляться изображения святых. Обитатели домов в надежде на избавление от возможных будущих злоключений полагались на покровительство и заступничество святых, изображенных на стенах их жилищ.

Азулежу на фасадах домов. ПортуАзулежу на фасадах домов. Слева: Лиссабон. Справа: КоимбраАзулежу на фасадах домов. Лиссабон

Азулежу используют не только в интерьерах, но и для украшения фасадов церквей. На боковом фасаде кармелитской церкви Игрежа ду Кармо в Порту представлено грандиозное панно, выполненное в 1912 году мастером Сильвестре Сильвестри, изображающее сцену основания ордена кармелитов на горе Кармель.

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, ПортуСильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, ПортуСильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

На фасадах капеллы Святой Екатерины (капелла Алмаш) города Порту гигантские панно, состоящие из 16 000 азулежу, покрывают общую площадь 360 квадратных метров. Осуществленные в 1929 году художником Эдуардо Лейте, они иллюстрируют сцены из жизни Святого Франциска Ассизского и Святой Екатерины.

Капелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век. Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, ПортугалияЭдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. 1929Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. Азулежу. 1929Эдуардо Лейте. Святая Екатерина. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, ПортуЭдуардо Лейте. Святой Франциск Ассизский. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, ПортуЭдуардо Лейте. Смерть Святого Франциска Ассизского. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

В 1932 году мастер Жорж Колас создает большие керамические панно с изображением сцен из жизни Святого Ильдефонсо и аллегории Евхаристии для фасада церкви Святого Ильдефонсо в Порту.

Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту. XVIII векЖорж Колас. Слева: Сцена из жизни Святого Ильдефонсо. Справа: Умножение хлебов. 1932. Азулежу. Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту

Не представляется возможным перечислить все произведения португальского азулежу, потому что их, на самом деле, бесчисленное множество. Без азулежу трудно себе представить Португалию. Родившееся на основе древних восточных традиций глазурованной керамической плитки, претерпевшее значительные изменения на протяжении веков, ставшее характерной особенностью португальской архитектуры, удивительное искусство азулежу до сих пор остается актуальным. Можно сказать, что керамическая плитка завоевала Португалию, как никакую другую европейскую страну. Нигде она не использовалась и не используется в качестве декора столь широко и столь масштабно, как здесь. Поэтому путешествие в Португалию превращается в прямом смысле этого слова в путешествие в мир азулежу.

Примечания:

[1] Об искусстве Португалии в кн.: Каптерева Т. П. Искусство Португалии. – М.: Изобразительное искусство, 1990. 397 с.

[2] Подробно об истории происхождения и о развитии искусства азулежу в кн.: Sabo R. Azulejos in Portogallo. Piastrelle decorative e architettura. – Milano: Ed. Silvana, 1998; Les Métamorphoses de l’azur: L’Art de l’azulejo dans le monde latin. – Parigi: Ed. Ars Latina, 2002.

[3] Глазурь – тонкое стекловидное покрытие керамического изделия. Его основу составляют каолин, кварц и полевой шпат. Глазурную массу готовят смешением измельченных компонентов с водой. Стекловидный слой закрепляется на керамическом черепке путем обжига при высоких температурах.

[4] О свойствах и технологиях производства глазури в кн.: Орлов Е. И. Глазури, эмали, керамические краски и массы. – М., Л.: Народный комиссариат местной промышленности РСФСР, 1937.

[5] Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в Пергамском музее Берлина из материалов, найденных немецким археологом Робертом Кольдевеем. Фрагменты ворот и изображения львов, украшавших Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира (в том числе в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее изящных искусств Бостона).

[6] О средневековом искусстве Ирана см.: Веймарн Б., Каптерева Т. Искусство средневекового Ирана. // Всеобщая история искусств. В пяти томах. Том II. Кн. 2. – М.: Искусство, 1961.

[7] Мавританский архитектурный стиль сформировался в результате смешения арабских и испанских традиций и был распространен в XI – XV веках в Испании и Северной Африке.

[8] Голландские мастера Делфтской фабрики имитировали декор популярного в Европе в XVII веке сине-белого китайского фарфора.

[9] С 1980 года в монастыре Мадре де Деуш располагается Национальный музей азулежу.

Azulejos: визуальное искусство Португалии

Глазурованная синяя керамическая плитка или azulejos повсюду в Португалии. Они украшают извилистые улочки столицы Лиссабона. Они покрывают стены вокзалов, ресторанов, баров, общественные фрески и фонтаны, церкви и алтари. Azulejos можно увидеть на скамейках в парках и мощеных тротуарах или украшающих фасады зданий и домов в городах и муниципалитетах по всей стране.

Традиционное искусство плитки рассказывает истории гордого мореплавания Португалии, изображая мореплавателей и знаменитые корабли под названием 9. 0003 каравелла . Более современное искусство плитки может изображать животных, таких как тигры и слоны — композиции, вдохновленные восточным орнаментом 17 века н. 1950-е годы нашей эры.

Удалить рекламу

Реклама

Общественный памятник в Португалии

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Характерный синий цвет azulejos может натолкнуть вас на мысль, что это слово происходит от azul (португальское слово, обозначающее синий). Но azulejos происходит от арабского термина, обозначающего небольшой гладкий полированный камень — aljulej или azulej — и в португальском языке это слово превратилось в azulejo (произносится как ah-zoo-le-zhoo ).

YouTube Следите за нами на Youtube!

Плитка не просто декоративна; он формирует визуальный исторический отчет о Португалии. Итак, давайте совершим экскурсию по национальному музею плитки и познакомимся с историей португальской керамической плитки.

Удалить рекламу

Реклама

Посещение Национального музея азулежу

Чтобы по-настоящему оценить прекрасное искусство плитки Португалии, стоит посетить национальный музей плитки в Лиссабоне (Museu Nacional do Azulejo). В музее хранится керамическое искусство Португалии 15 века н.э., и посетители узнают, как декоративный язык azulejos прослеживает культурную самобытность страны и эволюцию методов, которые использовались при изготовлении азулежу .

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки зародилось не в Португалии, а восходит к древней Ассирии и Вавилону.

Музей расположен в районе Шабрегас в Лиссабоне и занимает три этажа монастыря Мадре де Деус, основанного в 1509 г. доньей Леонор де Визеу (1458-1525 гг. н.э.), вдовой короля Жуана II (годы правления 1481-1495 н.э.). ). Золотой и позолоченный интерьер связан с ремонтом, который произошел после Великого лиссабонского землетрясения 1755 года н. э., частично разрушившего монастырь.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Исторический снимок

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки зародилось не в Португалии, а восходит к древней Ассирии и Вавилону и показывает нам, что древний мир был наполнен цветом. На стенах древних ассирийских дворцов были найдены узорчатые плитки и кирпичи. Великие ворота Иштар, стоявшие у входа в Вавилон, являются, пожалуй, самым известным образцом древнего изразцового искусства. Вавилонский царь Навуходоносор II (годы правления 605/604–562 до н. э.) приказал построить ворота ок. 575 г. до н.э., и на нем изображены львы, молодые быки (

зубр ) и драконы ( серраш ) на ярком кобальтово-синем глазурованном фоне.

Великие ворота Иштар

Риктор Нортон (CC BY-NC-SA)

В Древнем Египте фараон Джосер (ок. 2670 г. до н. э.), который был первым царем Третьей династии Египта, имел свою погребальную камеру в Ступенчатой ​​пирамиде Джосера в Саккаре, покрытую синими фаянсовыми плитками с желтыми линиями для стеблей папируса.

Свинцовое остекление было известно римлянам, которые впервые применили эту технику в I веке до нашей эры. Однако греко-римский мир предпочитал мозаичную технику, созданную путем установки tesserae — небольшие кусочки камня или стекла — в замысловатые узоры на полу и стенах общественных зданий, частных домов и храмов. Они также украшали поверхности, рисуя на влажной известковой штукатурке (так называемая техника фрески) и нанося внутреннюю или внешнюю штукатурку для создания рельефных эффектов (так называемая лепнина).

Удалить рекламу

Реклама

Мавры принесли исламскую мозаику и плитку на Пиренейский полуостров в 8 веке н.э.

В странах, где процветала исламская культура, настенная плитка с геометрическим орнаментом стала важным аспектом плиточного искусства и религиозного самовыражения. Исламские гончары разработали глянцевую плитку для использования во дворцах, мечетях и святынях, что придавало этим зданиям характерный переливающийся вид.

Возможно, самый ранний образец исламского изразцового декора можно увидеть в мечети Купола Скалы (Куббат ас-Сахра), расположенной на Храмовой горе в Иерусалиме. Она была возведена мусульманским халифом Абд эль-Маликом в 688-691 гг. н.э., но Сулейман Великолепный (1520-1566 гг. н.э.) отвечал за ремонт мечети и замену внешней мозаики мерцающей плиткой.

Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле, Турция, известна как Голубая мечеть, потому что ее интерьер покрыт более чем 20 000 ярких бело-голубых плит Изник. Изник ​​был турецким центром производства плитки и керамики для Османской империи в конце 15 века нашей эры.

Удалить рекламу

Реклама

Мечеть Купола Скалы

Godot13 (CC BY-NC-SA)

Вам может быть интересно, почему древний мир казался насыщенным синим, и это потому, что полудрагоценный камень лазурит (что означает «камень неба») ценился в древности за его королевский синий оттенок и был считается связанным со знанием, проницательностью и магическими силами.

Исламские и итальянские мотивы

Мавры принесли исламскую мозаику и изразцы на Пиренейский полуостров в 8 веке н.э., и именно здесь начинается наша история.

Король Португалии Мануэль I (годы правления 1495-1521 гг. н.э.) посетил Севилью и дворец Альгамбра в Гранаде и был поражен керамической плиткой с исламским геометрическим рисунком, которую он увидел. Король Мануэль был одним из самых богатых монархов христианского мира благодаря эпохе португальских географических открытий (начало 15 – середина 17 века н.э.). Он импортировал азулежу из Севильи и украсил Арабскую комнату в своем дворце в Синтре (Palácio Nacional de Sintra). Испанские мусульманские геометрические узоры, используемые в этой комнате, называются мудехар, , а этот период украшения плитки известен как испано-мавританский.

Удалить рекламу

Реклама

Плитка для арабских комнат, Sintra Palace

Alvesgaspar (CC BY-NC-SA)

Дворец в Синтре остался практически нетронутым после того, как землетрясение 1755 года н. э. разрушило большую часть города. Если вы посетите национальный музей плитки, вам также следует совершить экскурсию по дворцу в Синтре (около 25 км или 15 м к северу от Лиссабона).

Изюминкой Museu Nacional Do Azulejo является 1300 традиционных сине-белых панорамных панелей под названием «Великий вид на Лиссабон». Расположенный на верхнем этаже, он имеет длину 23 метра (75 футов) и был сделан испанским художником-плиточником Габриэлем дель Барко (ок. 1649–1701 гг. Н. Э.) В 1700 г. н. э. Это одна из немногих сохранившихся визуальных записей городского пейзажа до разрушительного землетрясения.

Португальская керамическая плитка

Pedro Ribeiro Simões (CC BY-NC-SA)

Но, пожалуй, самым захватывающим образцом португальского искусства плитки является полихромная панель, известная как Nossa Senhora da Vida (Богоматерь Жизни), расположенная на первом этаже музея. Это старейший в Португалии azulejo и важный образец португальского производства плитки 16 века н.

э.

Первый маркиз Помбал (1699-1782 гг. н.э.) руководил реконструкцией Лиссабона.

После Реконкисты , когда испанские и португальские территории на Пиренейском полуострове были возвращены из-под контроля мусульман, португальцы получили возможность свободно развивать свой собственный стиль ручной росписи азулежу . Художники-плиточники больше не были связаны исламским законом, запрещавшим изображать человеческие фигуры, и теперь они могли рисовать животных и людей, исторические и культурные события, религиозные образы, цветы, фрукты и птиц.

К середине 16 века н.э. в Лиссабоне поселились итальянские и фламандские мастера, привлеченные процветающим искусством плитки и возможностями работы с новыми техниками. Одной из таких техник была итальянская майолика

, которая позволяла рисовать прямо на плитке и изображать более сложный набор рисунков, таких как фигуративные темы и исторические сюжеты. Носа-Сеньора-да-Вида — превосходный пример влияния майолика и влияние эпохи Возрождения (переход от средневековья к современности, который произошел с 14 по 17 века н. э.).

Retábulo de Nossa Senhora da Vida

Google Arts & Culture (общественное достояние)

Панель 1580 CE состоит из 1498 azulejos , окрашенных в trompe l’oeil (стиль окраски, призванный создать убедительную иллюзию реальности). Это ранний и выдающийся образец португальской религиозной иконографии, включающий изображения поклонения пастухов и Иоанна Богослова (ок. 15 — ок. 100 г. н. э.). Синие и белые квадраты создают иллюзорную глубину, а зеленые, желтые и синие раскрашенные фигуры и узоры имитируют расписную доску с золотой позолоченной рамкой. Прямоугольник в верхнем люнете указывает на то, что окно когда-то было в azulejo (первоначально это была передвижная стена в церкви Санто-Андре в Лиссабоне).

Португальский стиль

Первый маркиз Помбал, Себастьян Хосе де Карвалью и Мелу (1699-1782 гг. н.э.), руководил реконструкцией Лиссабона, и архитектурная керамическая плитка начала следовать так называемому стилю Помбалино. Известная как azulejos pombalinos , керамическая плитка переместилась из интерьера церквей и зданий в экстерьер, покрывая общественные и религиозные памятники, дворцы, стены лестниц, дома, рестораны и сады. Azulejos pombalinos также считались эффективным и недорогим строительным решением.

До этого момента церковь и дворянство заказывали декоративную керамику, но мы начинаем видеть демократизацию плитки из-за ее широкого использования в городском жилищном строительстве и перестройке города. Чтобы удовлетворить спрос, в районе Рато в Лиссабоне открылась фабрика по производству плитки Real Fábrica de Louça, и в 1715 году н.э. был последний импорт керамической плитки из-за рубежа.

Бело-голубая лестница

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Заморская экспансия португальцев, начавшаяся в начале 14 века н.э., привела к встрече многих культур, а azulejos отразили ощущение экзотики, включив слонов, обезьян и коренные народы из колоний и территорий, таких как Бразилия. Индийские набивные ткани с изображением индуистских и природных символов вошли в моду между 1650-1680 годами нашей эры, особенно композиция под названием aves e ramagen 9.0004 («птицы и ветки»).

«Охота на леопарда» (1650–1675 гг. н. э.), выставленная в музее, включает темы зарубежных завоеваний Португалии наряду с европейскими культурными традициями. Полихромная фаянсовая панель поступила в музей из Кинта-де-Санту-Антониу-да-Кадрисейра в Торриш-Ведрас (примерно в 50 км или 30 милях к северу от Лиссабона) и изображает самку леопарда, на которую охотятся коренные жители, увенчанную перьями.

Панно «Свадьба цыпленка» (1660–1667 гг. н. э.) демонстрирует творческое чутье португальских ремесленников 17 века н. э., но также показывает, как заказывали azulejos часто распространяют социальную сатиру или политические сообщения. На этой большой панели курица перевозится в карете, которую сопровождает кортеж обезьян, играющих на музыкальных инструментах. Singerie (по-французски «Обезьяний трюк») — это название, данное визуальному изображению, в котором модно одетые обезьяны демонстрируют человеческое поведение, и оно возникло как отдельный жанр в 16 веке нашей эры.

Свадебное панно «Цыплёнок»

Педро Рибейро Симойнс (CC BY-NC-SA)

Панель находится в музее, и гид может сказать вам, что обезьяны часто связаны с сатирой и что «Куриная свадьба» может быть истолкована как политический комментарий об Испании и ее сторонниках во время Войны за восстановление (1640–1668 гг. Н. Э.). который положил конец 60-летнему периоду двойной монархии в Португалии и Испании под властью испанских Габсбургов и установил новую правящую династию Португалии: Дом Браганса.

К началу 18 века н.э. португальские мастера по плитке попали под влияние династии Мин (1368-1644 гг. н.э.), дизайна китайского фарфора и голландской фаянсовой посуды, что привело к кобальтово-синему и белому внешнему виду португальских плиток, которые видели по всей Португалии сегодня.

Движения в стиле барокко (ок. 1600-1750 гг. н.э.) и рококо (ок. 1700-1800 гг. н.э.) привели к созданию уникального для Португалии стиля azulejos figuras de convite или пригласительных фигурок. Это были богато украшенные фигуры в натуральную величину, обычно хорошо одетые дворяне или женщины, и их прикрепляли к стенам лестниц и у входов во дворцы, чтобы приветствовать или приглашать гостей внутрь. Они устанавливали прямой зрительный контакт с людьми, и можно только представить, какое удивление получили гости, увидев одну из этих фигур. Фигурки-приглашения были дизайнерским новшеством для португальцев, потому что они представляли собой контуры или вырезы, а не традиционную композицию из квадратных плиток.

Фигурка-приглашение

ralmonline alm (CC BY-NC-SA)

После заигрывания с декоративными завитушками и часто мрачными темами в 17 и 18 веках н.э., азулежу дизайнов 19 века н.э. удовлетворяли вкусы только что появившейся буржуазии (социальный строй, в котором господствовала так- называется средним классом). 90 003 буржуазии 90 004 хотели, чтобы 90 003 азулежу 90 004 отражали их социальный успех и статус, а нуворишей эмигранта, вернувшиеся из Бразилии, привезли с собой тенденцию украшать фасады своих домов керамической плиткой, которая сохраняла прохладу внутри и уменьшала внешний шум. В результате произошел переход от больших панелей к более мелким и изящно выполненным azulejos .

Индустриализация представила новые методы, такие как метод трансферной печати на сине-белых или полихромных azulejos, , хотя ручная роспись плитки оставалась популярной. Массовое производство означало, что плитку можно было производить с меньшими затратами, и можно было предложить большее разнообразие стилизованных рисунков, от традиционных узоров до зарубежных адаптаций.

В период модерна (ок. 1890-1910 гг. н.э.) фасады были украшены плавными изогнутыми линиями цветов, растений, виноградных лоз, листьев, насекомых и животных, которые были типичными для движения модерн. Культурная элита, однако, начала рассматривать искусство плитки как старомодное и отвергла его как предназначенное для масс.

Португальская керамическая плитка в стиле модерн

Kim Martins (CC BY-NC-SA)

К началу 20 века н.э. искусство керамической плитки потеряло популярность и находилось под угрозой исчезновения, но благодаря современным португальским художникам, таким как Мария Келл, в 19 веке произошло возрождение.50-е годы нашей эры, когда были построены станции метро, ​​а плитка использовалась в фресках как модернистские произведения искусства.

Паблик-арт

Вы можете часами бродить по музею, проходя комнату за комнатой по визуальной истории Португалии, но вы также можете прогуляться по любой улице Лиссабона и увидеть азулежу , которые выдержали дождь и солнце в течение сотен лет. Часто вы увидите, как кто-то чистит и полирует азулежу вне дома.

Португальская керамическая плитка

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Когда вы доберетесь до музея, сядьте в кафе, выпейте galão — португальский кофе, похожий на молочный латте — и вы увидите удивительную панель CE azulejo 18-го века, на которой изображены свинья и рыба. ждет готовности к приготовлению.

Как туда добраться

Национальный музей ду Азулежу находится на улице Rua da Madre de Deus 4, в Лиссабоне. Вы можете сесть на автобус 794 от площади Комерсио, и он доставит вас ко входу в музей. Или вы можете насладиться 20-минутной прогулкой от станции метро Santa Apolonia, остановившись, чтобы посмотреть на улицу азулежу по пути. На сайте музея есть удобная карта.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, последний вход в 17:30.

Перед посещением вы можете загрузить мобильное приложение, которое предлагает экскурсию по самым значимым азулежу на выставке.

А если вы хотите начать свою собственную коллекцию азулежу , вы можете пройти мастер-класс в музее по созданию фаянса плитка — какой дизайн вы бы сделали?

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Что такое плитка азулежу?

Сидя в неприметном уголке Порту, Португалия, аллегорические сцены борьбы и триумфа танцуют на фасаде Igreja do Carmo в буйной моде. Издалека кажется, что это расписная фреска, украшенная волнами и извилистыми лозами, обрамляющими изображение основания ордена кармелитов. Однако стоит подойти ближе, и становится ясно, что изображение нарисовано не на одной твердой поверхности, а на тысячах плиток океанских оттенков, тщательно размещенных для создания очаровательного шедевра. Эта керамическая плитка известна как азулежу 9.0003 на португальском языке, и они являются одним из самых характерных видов искусства в Португалии. Украшая экстерьеры городских зданий, интерьеры исторических дворцов и даже фонтаны в пышных садах, они играют красивую, но решающую роль в сохранении истории и самобытности страны.

Азулежу, украшающие фасад Игрежа-ду-Карму.

Francesco Riccardo Iacomino//Getty Images

Начало азулежу

Хотя это декоративно-прикладное искусство часто связывают с европейской страной, азулежу возник не в Португалии. История изготовления глазурованной плитки восходит к Месопотамии, где прочные глиняные плитки клали на фасады зданий, чтобы защитить их от суровых погодных условий. Только в 13 веке они высадились на Пиренейском полуострове, когда мавры вторглись в этот регион. Zellige , , как их называли мавры, представляли собой простые плитки, вырезанные для имитации геометрических узоров византийской и римской мозаики. После падения мавританской империи в 15 веке производство этой плитки в регионе сильно сократилось.

Примеры зеллидж.

Malcolm P Chapman//Getty Images

Форма декоративно-прикладного искусства не была полностью принята Португалией до тех пор, пока король Мануэль I не увлекся плитками после визита в Севилью, Испания, в 1503 году. Король приказал широко использовать полихромные плитки для ремонта. стены Национального дворца Синтры таким образом, что мотивы мудехар смешались с растущими аппликациями мануэлино. Вскоре вся страна заметила красоту азулежу и начала покрывать стены красочной глазурованной плиткой.

Расширение азулежу

Производство азулежу в Португалии началось в основном в Лиссабоне в середине 16 века после того, как фламандские ремесленники обосновались в столице и привезли с собой свой опыт изготовления плитки. Раньше страна полагалась на иностранный импорт из Севильи, где итальянские гончары открыли свои магазины. Вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на геометрических узорах, мастера начали рассматривать их как части, которые собираются вместе для создания крупномасштабных фресок, часто изображающих библейские и мифологические сцены.

Одной из самых определяющих характеристик азулежу , появившихся в этот период, является непосредственное дополнение к архитектуре окружающего их пространства. Ярким примером этого является применение алтаря Носа-Сеньора-да-Вида в церкви Санто-Андре в Лиссабоне. Созданная примерно в 1580 году Марсалем де Матосом, панель состоит примерно из 1498 азулежу, окрашенных в стиле trompe l’oeil. Примечательно, что художник оставил на картине пустое место для окна в церкви. Когда свет проникал через окно, он буквально и символически подчеркивал безупречную сцену.

Алтарь Носса-Сеньора-да-Вида, приписываемый Марсалю де Матушу.

Google Arts & Culture//Wikimedia Commons

Азулежу стали еще более сложными на рубеже 17-го века, поскольку художники все больше и больше воспринимали свои работы как картины. Нередко можно было увидеть причудливые цветущие лозы, сплетенные с украшенными гирляндами, нарисованными вокруг фантастических сцен, как если бы это была рама для картины. В конце 17 века в стране начала доминировать вечная сине-белая палитра. Раньше азулежу, как правило, демонстрировали множество оттенков, от желтого до зеленого и даже коричневато-красного. Однако по мере того, как популярность китайского фарфора росла в Европе, многие аристократы просили португальских художников-плиточников использовать двойную цветовую схему. Бело-голубые плитки, украшающие стены дворцов и церквей по всей стране, стали уникальным символом португальского декоративного искусства и открыли стране золотой век азулежу.

Плитка Azulejos на фасаде Капела-дас-Алмас в Порту.

Jean-Philippe Tournut//Getty Images

Мастерам-дизайнерам, таким как Антонио Перейра и Антонио де Оливейра Бернардес, было поручено нарисовать орнаментальные и роскошные узоры для португальских аристократов по всему миру, что способствовало массовому производству этой плитки. Вместо того, чтобы опираться на библейские персонажи, в то время в произведениях чаще можно было увидеть «персонажей-приглашений». Украшенные фигуры в натуральную величину были размещены у входов во дворцы, патио и лестничных площадок, чтобы приветствовать гостей.

После Великого землетрясения в Лиссабоне


По большей части азулежу выполняли более декоративную роль, заполняя глухие стены во дворцах и добавляя художественности улицам городов. Все изменилось после того, как сильное землетрясение 1755 года оставило Лиссабон и соседние города в полном руинах. Azulejos взял на себя более функциональную роль, чтобы оживить интерьеры и экстерьеры столичных зданий с довольно низкими затратами. Великолепные сцены уступили место более простым геометрическим мотивам. Этот стиль плитки будет называться pombalinos после маркиза Помбала, ответственного за восстановление.

Простые азулежу в стиле Помбалин

Wastesoul//Getty Images

Азулежу никогда больше не приобретали того яркого характера, который они имели во время Золотого века. Вместо этого они опирались на тенденции популярных художественных течений того времени. Перенесемся в 20 век, и плитка использовалась исключительно в качестве облицовки фасадов зданий, но это не мешало художникам экспериментировать с новыми техниками и видами. Художник, керамист и иллюстратор Рафаэль Бордало Пинейро часто использовал элементы ар-нуво для создания трехмерных дизайнов, не похожих ни на что ранее.

Плитка Bordalo Pinheiro.

homydesign//Getty Images

Сегодняшние азулежу

Сегодня азулежу продолжают рассказывать об истории и наследии Португалии через свое увлекательное искусство и образы. Национальный музей азулежу в Лиссабоне был основан в 1965 году с единственной целью сохранения этого португальского вида искусства. Размещенная в бывшем монастыре Мадре-де-Деус, коллекция охватывает столетия и подчеркивает, как эта плитка стала выражением португальской культуры.

reach-art//Getty Images

Современных художников до сих пор просят создать современные панели азулежу на стенах общественных мест.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *