«В частном доме любая ошибка низводит архитектуру до дизайн-объекта»
Частный дом в Ираклионе
Член жюри ПР91 — греческий архитектор Тилемахос Андрианопулос — о первом в истории греке-постмодернисте, границах личного, доме как воплощении локальных сил и энергий и квинтэссенции архитектурного напряжения.
Тилемахос Андрианопулос
Основатель бюро Tense Architecture Network (TAN) в 2004 году, профессор Школы архитектуры в Национальном техническом университете Афин
деятельность: TAN в своей работе постоянно исследует именно жилую архитектуру: проекты домов в Сикамино (2013), Мегаре (2016) и Ираклионе (2017) вошли в шорт-листы премии Миса ван дер Роэ. TAN — это не только аббревиатура, но и корень греческого глагола, который можно перевести как «растягивать, напрягать», и на фоне архитектуры, которую создает бюро, — стремительной, непредсказуемой, но при этом тщательно выверенной, — вспоминается Альбер Камю и его «Бунтующий человек»: «Безмерность равнозначна, как правило, комфорту, а иногда и карьеризму. Мера же остается чистым напряжением». В январе 2020 года Андрианопулос примет участие в выставке «Архитектура общественного пространства — Будущее Европы» в Музее архитектуры им. А. В. Щусева, организованной Европейским культурным центром, которая на 3,5 месяцев объединит творчество сорока европейских архитекторов.
Проект Россия:
Тилемахос Андрианопулос:
«Напряжение» манифестирует прежде всего присутствие противоборствующих сил — как минимум двух. И это главная характеристика, изначально присущая творчеству: ничто не создается без взаимодействия противоположностей — вспомните определение гармонии, сформулированное еще Гераклитом. Вполне возможно, что, живя в VI веке до н. э., он был первым в истории постмодернистом. А если серьезно, то феномен постмодернизма — это, конечно, явление века XX, и я чувствую с ним почти интимную близость: наша работа определенно следует его яркой и грандиозной традиции. Мы дети Ивана Леонидова в той же мере, что и Гераклита.
ПР:
Среди основных направлений вашей деятельности — исследование частного домостроения. Почему эта тема так для вас интересна? Что делает ваши проекты частных домов такими особенными, что они получают столько наград по всему миру?
Частное домостроение это не только очень интересная сфера сама по себе — это еще и самая активно развивающаяся в Греции область строительства, если не считать программ реновации ветхого жилья. Как пишет Делёз, «искусство начинается не вместе с плотью, а вместе с домом. Поэтому архитектура — первое из искусств» [Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998]. В том смысле, что искусство определяет границы личного. А частное жилье и есть границы личного, что делает его любопытнейшим объектом изучения. Более того, главная задача архитектуры — создание крыши, которая нас защитит и укроет. Полагаю, что это утраченное чувство защищенности в сочетании со свойственными нашей архитектуре динамикой и энергией — как раз то, что делает проекты TAN такими успешными.
ПР:
Большую часть домов по вашим проектам можно назвать домами-интровертами, эдакими «вещами в себе». Это и есть ваша интерпретация идеи дома как надежной крепости?
ТА:
Интровертность наших домов — это пространственный отпечаток тех самых личных границ. Однако дом в нашей трактовке — не крепость. Это пространство защиты, защиты от космоса; и в то же время это пространство для связи с космосом.
ПР:
Есть ли сейчас в частном домостроении какие-то заметные тренды? Кто их задает?
ТА:
На самом деле трендов много. Самый надоевший — «минимализм»: он даже хуже, чем раздуваемая последнее время нарочитая технологичность. Но нам нужны скорее не тренды, а стиль — в самом глубоком понимании этого слова. «Стиль эпохи», который бы появился естественным образом, изнутри, — и которому бы все без лишних усилий могло быть подчинено: социальные инициативы, технологические прорывы, художественные течения. Но наш век — как центрифуга, бесконечный бег по кругу, я не очень оптимистичен в этом вопросе. И множество направлений вращения — или трендов — означает лишь, что направления нет вовсе.
ПР:
По прогнозам через 30 лет почти 70% людей на Земле будут жить в городах. Означает ли это, что частные резиденции на природе умрут как явление?
ТА:
Я не берусь предсказывать будущее, и в городах ничего плохого нет; но должны ли мы согласиться, что имеются в виду именно города, то есть сущности, породившие и взрастившие цивилизацию? А рядовые урбанизированные образования — это и не города вовсе. Настоящие живые и животворящие города — такие как Афины образца V века или средневековая Венеция — никогда не были проблемой для поселений на природе. Они прекрасно могли сосуществовать. В то же время нельзя не признать, что подлинная городская жизнь по уровню выше и способствует возникновению креативных сообществ; чего не скажешь об изоляции в покое и тишине в красивом доме.
ПР:
Вот вы получаете заказ на дом — что дальше? С чего начинаете? И сколько в конечном результате вашего видения, а сколько — заказчика?
ТА:
Первое, что мы делаем, — выезжаем на участок. Разумеется, и наше видение, и мнение заказчика важны — но важны в меньшей степени, чем участок сам по себе.
ПР:
Почему в наш век мегапроектов строительство частного дома все еще остается мегавызовом для архитектора?
ТА:
Потому что это тоже самый настоящий мегапроект, который требует исключительного чутья в смысле материалов и пропорций — того, что формирует границы личного пространства. В зданиях большего масштаба они не имеют столько принципиального значения, но в доме любая ошибка — например, недостаточное количество закрытых ограждающих элементов — низводит архитектуру до дизайн-объекта.
ПР:
У вас есть какие-то любимчики среди материалов?
ТА:
Да, бетон. Причем не из-за своей привлекательной текстуры поверхности, но из-за конструктивных свойств. Это материал, который позволяет воплотить «напряжение» в реальности — как его квинтэссенцию.
ПР:
А какой проект из портфолио вашего бюро нравится вам больше других?
ТА:
Частный дом в Мегаре. Но не за архитектуру как таковую, а за то, как он взаимодействует с конкретным местом, и за те фантастические панорамы, которые открываются на горный хребет Герания. Каждый раз, как попадаю туда, потом никак не могу уехать — от этих видов невозможно оторваться.
ПР:
Как вы оцениваете те российские проекты частных домов, что вы видели при подготовке этого номера, в глобальном контексте?
ТА:
Лишь в нескольких работах авторам удалось избежать вездесущей тирании дизайна; архитектура — это все же отнюдь не дизайн. Но это повсеместная беда. И тех проектов, в которых я увидел архитектуру, уже достаточно. Даже более чем.
ПР:
Чего им больше всего не хватает? Увидели ли вы в них что-то особенное «русское»?
ТА:
Есть целый ряд проектов, в которых хватило всего: они — безусловный плод продуманной идеи и ее скрупулезного воплощения. Такие качества, как преобладание дерева и перманентная лаконичность объемов, на мой взгляд, кажутся вполне «русскими».
ПР:
Знаете ли каких-нибудь современных российских архитекторов?
ТА:
Самого современного известного мне русского архитектора, которым я искренне восхищаюсь, я назвал в самом начале: это Иван Леонидов с его неповторимым видением. И что самое главное, это видение, которое продолжает вдохновлять нас и спустя десятилетия, сконцентрировано в основном в его нереализованных проектах. Невоплощенная архитектура всегда смелее того, что в итоге строят.
ПР:
В январе вы собираетесь в Россию, чтобы принять участие в выставке Европейского культурного центра. Расскажите подробнее, о чем она и что вы на ней собираетесь показывать.
ТА:
Выставка называется «Архитектура общественного пространства — Будущее Европы». Так что показывать будем однозначно наши проекты для Пирея, Ираклиона и Афин. В первом мы делаем городской парк на территории порта, рядом с остатками древних башен, которые некогда служили морскими воротами всей Аттики. В Ираклионе на острове Крит — восстанавливаем венецианский Западный арсенал и, через него, связь города с морем. А для Афин мы разработали мастер-план развития центра. И хотя я получил большое удовольствие, оценивая российские проекты, у которых заказчики — частные лица, я убежден, что большая часть наших усилий должна быть сосредоточена на проектах обратного толка. И вообще все по-настоящему великие работы — пусть даже созданные по частной инициативе — принадлежат в конечном итоге обществу. Достаточно вспомнить виллу Савой.
Разговаривала Юлия Шишалова
11.11.2019
ПР91, 30 лучших частных построек ПР91
Архитектурный стиль и инвестиционная привлекательность частного дома | Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы
Современный российский рынок жилой недвижимости пёстр и разнообразен – от безликих коробок и вызывающих недоумение представителей «цыганского барокко» до архитектурных решений, не уступающих лучшим образцам мирового уровня. Однако большую часть образцов частного домостроения объединяет тот факт, что они по существу не являются архитектурными объектами, а представляют из себя просто некие квадратные метры недвижимости и с инвестиционной точки зрения они лишены той составляющей, которое даёт произведение архитектуры.
Это досадное упущение тем более странно, что зачастую не является производным от экономии средств на строительство. Затраты на архитектурный проект частного дома составляют лишь несколько процентов от общей стоимости строительства, но при этом позволяют получить качественный дом не только с точки зрения удобства проживания в нём, но и во многом является гарантией эффективности инвестиций. Беспроектное строительство или экономия на проектных и изыскательских работах, конечно, могут удовлетворить требования неопытного домовладельца, считающего все дома одинаковыми и понимающего разницу только тогда, когда средства уже вложены, и обратно отыграть уже не получится.
Вопрос рыночной стоимости дома зачастую актуализируется лишь тогда, когда возникает необходимость в его продаже. И тут выясняется, что дом такой же (или даже меньшей) площади, построенный из того же материала, но по качественному архитектурному проекту, стоит дороже и продаётся быстрее. Причём чем больше площадь дома, чем больше его потенциальная стоимость, тем требовательнее будет новый инвестор, и тем большую роль будет играть архитектурная ценность дома.
При заказе архитектурного проекта дома возникает необходимость задаться вопросом: на какой же стиль стоит ориентироваться, чтобы дом был красивым, удобным, современным и оставался эстетически привлекательным для потенциальных покупателей к тому моменту, когда настанет время его продавать? Стоит ли полагаться исключительно на свой вкус и модные тенденции или имеет смысл обратить внимание на стилистические предпочтения широкой массы покупателей?
Самовыражение и индивидуальность в архитектуре – это, безусловно, положительные качества. Вопрос лишь в том, сколько еще людей разделяют подобные убеждения, каков рынок подобных стилистических предпочтений. Когда речь касается реализации какого-либо предмета искусства или дизайна, ярко выраженный индивидуальный характер будет только способствовать его востребованности. Но совсем другое дело, когда произведение искусства выражено в объекте недвижимости, которое привязано к определенному месту и к которому, помимо эстетических, предъявляются чисто утилитарные требования.
Далеко не каждое архитектурное решение (даже соответствующее высоким стандартам современной архитектуры и имеющее схожие образцы в специализированных архитектурных журналах) находит понимание в среде массового покупателя. Идеи, демонстрируемые в архитектурных журналах в основном близки ряду профессионалов и эстетов, и порой требуется весьма значительное время для того, чтобы эти идеи были приняты массовым потребителем.
Массовый покупатель недвижимости всегда консервативен, и пользуется теми образами, которые прошли испытание временем и имеют в массовом сознании статус «классики». При этом под понятием «классики» могут подразумеваться совершенно различные стили, главное, чтобы оценка их «красивости» была подтверждена в общественном сознании многочисленными примерами, чтобы «всё было как у людей». В этом смысле на роль классики может быть назначен любой стиль – в равной мере это может быть отсылка к итальянским виллам эпохи Возрождения, европейскому фахверку, английско-голландской традиции, имитирующей раннюю застройку Нью-Йорка, модерн или «дома прерий» Райта. С успешными образцами подобной стилизации можно ознакомиться тут: https://nardom-psk.ru/nashi-obekty/.
Как правило, большинством российских покупателей недвижимости высоко оценивается богатая пластика фасадов и традиционные материалы, такие как кирпич. Архитектурные решения, проверенные временем, мало подвержены влиянию модных тенденций, а значит, у них есть все основания оставаться актуальными еще много лет. Фасады домов, выполненные из классических материалов, создают ощущение основательности, защищенности и обладают свойством «красиво стареть», что также положительно сказывается на инвестиционной составляющей недвижимости.
Стоит отметить, что стилизация под «классические стили», как правило, проявляется только во внешней архитектуре зданий и деталях оформления фасадов. С конструктивной и планировочной точки зрения это вполне современные дома, обеспеченные актуальными инженерными системами – классика классикой, а современный уровень комфорта никто не отменял. Реализовать представления об идеальном доме помогут специалисты компании «Народный дом»: https://nardom-psk.ru/.
Частный дом | Ström Architects
Обзор ПодробностиНам предложили спроектировать новый дом на этом прекрасном участке недалеко от Стокгольма в Швеции.
Приморский участок имеет прекрасный западный вид на воду и спускается к собственному причалу. На участке стояла традиционная деревянная дача, но для круглогодичного проживания она была непригодна.
Строгие местные правила планирования требовали, чтобы можно было построить не более 20% участка, и устанавливали ограничения на количество этажей и максимальную высоту здания. Таким образом, проекты в этом районе довольно квадратные по своей природе, чтобы попытаться максимально увеличить застроенную площадь в рамках этих жестких ограничений.
Клиент хотел современный дом для своей семьи, с реальной связью с внешним миром и водой. Наша задача состояла в том, чтобы создать дом на этом сильно ограниченном — достаточно маленьком — участке, который казался щедрым и укорененным в этом месте.
Дом состоит из двух этажей и цокольного этажа. Вход находится на уровне дороги (это первый этаж), и на этом этаже расположены гостиная, кухня и столовая.
При входе коридор двойной высоты, из которого сразу открывается прекрасный вид на море. Слева столовая и кухня, справа жилые помещения. Лестница упирается в яркую бетонную стену, отмеченную табличкой.
Жилые помещения образуют букву «L» и выходят на большую террасу. Такая планировка обеспечивает максимальное уединение от соседей, а также создает приватную зону для наслаждения лучшими видами на северо-запад — изнутри и снаружи.
На первом этаже расположены две детские спальни, уютная семейная и главная спальня. Главная спальня имеет большую террасу с потрясающим видом на море.
Из-за уклона участка подвал будет только частично под землей. Такие помещения, как подсобное, складское и машинное помещение, будут расположены в задней части подземного пространства, а в передней части находится спа-центр с сауной, студией йоги и уютным кинозалом. Из сауны открывается вид на море, и есть прямой выход на улицу и вниз к воде. Это позволяет окунуться в море после посещения сауны — для тех, кто достаточно смел, чтобы бросить вызов шведской воде!
В задней части дома есть большие окна с тройным остеклением, чтобы обеспечить максимальное освещение и прекрасный вид в этом потрясающем месте. Деревянные раздвижные экраны обеспечивают уединение и затенение — по мере необходимости и создают динамичный элемент фасада.
Дом отапливается грунтовым тепловым насосом со скважиной. В летнее время циркуляционное охлаждение максимально использует скважины, обеспечивая доступное и экологически чистое фоновое охлаждение. Везде используется вентиляция с рекуперацией тепла.
Дом закончен в соответствии с очень высокими техническими характеристиками, с полами из известняка, подвергнутым пескоструйной обработке, и сделанными на заказ столярными изделиями, включая кухню, ванные комнаты и гардеробные. В спа-люксе, как и во всем подвале, полированный бетонный пол и черная микромозаичная плитка, сделанная из переработанных телевизоров. Качество было учтено на протяжении всего проекта, вплоть до тщательной спецификации каждой детали, такой как краны, розетки, услуги и оборудование.
- Команда Ström Architects − Магнус Стрём
- Местонахождение − Стокгольм, Швеция
- Инженер-строитель — BKKAB
- Инженер МООС − ICEE AB и Бенгт Дальгрен
- Фотографии − Джеймс Сильверман
- Подрядчик − Hantverksdesign AB
Нет больше проектов
Нет предыдущих проектов
Вита Архитектура | Высококлассные жилые архитекторы в Лондоне
Мы заботимся о
, создаем красивую архитектуру
, развиваем
индивидуальные проекты,
вдохновляя и улучшая
образ жизни пользователей.
Швейцария Хилл Хаус
Стоматология Практики
Бакхерст Холм
Набережная Сады
Уэстхэмбл
108 степени
Чайник Гостевой дом
N1C
Цветной Конкретный Дом
Уайтлиф Холм
Усадьба Дорога
Луга
ЧАСТНЫЙ ДОМ
Индивидуальная пристройка к спортивному залу
КОММЕРЧЕСКИЙ
Коллекция наших последних проектов в стоматологическом секторе
ЧАСТНЫЙ ДОМ
Подвальное предложение в Бакхерст-Хилл
ЧАСТНЫЙ ДОМ
Капитальный ремонт квартиры в Челси
гостеприимство
Сдам в аренду ветхий склад в зеленой зоне графства Суррей.
СООБЩЕСТВО
Сборный дом для йоги на вершине скалы из утрамбованной земли, дерева и пробки.
сообщество
Квинтэссенция процесса производства травяного чая, латвийской дикой природы и традиционных деревенских латышских строительных типологий.
СООБЩЕСТВО
Общественный прием, оборудованный для благотворительной организации.
частный дом
Наша 4-этажная частная резиденция в Сингапуре отлита из пигментированного бетона.
Жилой
Наши 9- Единичный жилой комплекс из красного кирпича и кремня в Уайтлиф-Хилл
ЧАСТНЫЙ ДОМ
Это был пенсионный подарок жене от любящего мужа.