501 проект: Проект «Стройка 501» | Русское географическое общество

Стройка №501 — «Мертвая дорога». дорога в никуда

В российской истории немало интересных, необычных, а порой и ужасающих фактов. Одним из них является освоение Сибири после Великой Отечественной войны. Так, в далеком уже 1947 году руководством СССР был издан указ о проведении изысканий и строительстве порта и железнодорожного сообщения, связывающего «коммуникации трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Замечательные идеи претворялись в жизнь варварскими способами…!

  

501 стройка ГУЛАГа – железнодорожное полотно от Салехарда до Игарки – имеет несколько «народных» названий: «Дорога в никуда», «Сталинская», «Мертвая Дорога». Последнее наименование как нельзя лучше отражает суть того времени, когда на сложнейшей работе в нечеловеческих условиях трудились жертвы репрессий, ссыльные и политзаключенные. Условия были настолько тяжелыми, что территория, на которой проводились работы и стояли жилые бараки, даже не была ничем огорожена! Попросту некуда было бежать: бескрайние просторы Севера, скованные зимой морозами, а летом болотами и злющей мошкарой.

Арестанты не только прокладывали полотно, но и делали себе жилье: сначала рыли землянки, потом стали возводить бараки.

Прокладка дороги длилась целых 6 лет – за это время более 100 тысяч пленных прошли через ад, тысячи так и остались лежать здесь – среди мхов и болот Надымского района. В 1952 году трасса начала работать, но постепенно движение сходило на «нет», как и финансирование. В итоге, спустя всего год с небольшим, было принято решение о временном прекращении функционирования полотна. После же смерти главнокомандующего товарища Сталина лагеря в скором времени расформировали, часть заключенных амнистировали, часть отправили на другие работы, о стройке забыли.

Фактически около 1000 км железнодорожного полотна, целые составы и паровозы были брошены в глухих лесах Сибири. Столько сил, финансов и возможностей было брошено на эту стройку. Человеческие же жизни, которые были угроблены здесь, вообще не поддаются бухгалтерии! Для чего? Достоверно неизвестно, сколько точно погибло людей, но официальные данные указывают цифру 3000 человек – скорее всего, она сильно занижена.

Ныне Мертвая дорога – это заброшенный участок, своеобразные памятник жертвам репрессий, место, напоминающие всем и каждому о страхе и несправедливости, олицетворяющее великое желание жизни и силы. Сотни километров труднопроходимого леса, заржавевшие вышки и паровозы, остатки бараков и сотни могил… Гигантский проект, грандиозная стройка, в которую утомленная войной страна вложила столько сил и жизней, теперь – безмолвная пустошь со следами прошлого. Правда, некоторые участки таки успешно эксплуатируются различными организациями.

 

Как бы там ни было, но уже несколько лет ведутся разговоры, что не должен труд заключенных пропадать даром, что не для того погибли тысячи людей. Разрабатываются проекты восстановления магистрали, ее обновления и заодно увековечивания памяти умерших пленных. А пока суд да дело, руководство Ямало-Ненецкого АО в 2011 году предприняло решительные действия по изучению бывшей 501 стройки: на Мертвую дорогу были направлены исследователи, которые составили подробную карту местности, с указанием всех объектов, зафотографировали и описали оставшиеся от сталинской эпохи паровозы, дрезины, стрелки, семафоры.

Все это явилось толчком для развития «экстремального» туризма! Так, все чаще и чаще стали приезжать в регион гости со всей страны и зарубежья для знакомства с памятником той эпохи.

Добраться до объекта можно из Салехарда или Надыма. Есть несколько путей, о которых лучше спрашивать у жителей уже на месте. Если не пугает ночевка в тундре, да в такой атмосфере, то стоит запастись на зиму теплыми вещами, а на лето средствами от комаров и гнуса. Остановиться также можно попробовать у местных жителей или в гостиницах близлежащих городов.

Хотя Мертвая дорогая – ужасающее и шокирующее место, интерес к нему возрастает день ото дня. Зачем и для чего Сталин начал это строительство без должной подготовки и возможностей – уже никто не узнает, зато на последствия посмотреть есть немало желающих!

«501-я стройка» — история «мертвой дороги» записана на CD

Вслух.ru

Новости

Общество

Общество

Вслух.ру

4 ноября 2004, 20:03

Компакт-диск «501-я стройка» выходит на Ямале.

CD посвящен строительству дороги Чум-Салехард-Игарка. Удачно подобранный материал — четыре полнотекстовые книги и 55 статей — способствуют более полному представлению о событиях более чем 50-летней давности. Авторы использовали документальные данные, находящиеся в архивах, воспоминания заключенных, очевидцев и участников тех событий, а Лазарь Шерешевский, Иван Марманов, Аполлон Кондратьев сами были узниками и участниками строительства «мертвой дороги». Диск может быть полезен для педагогов — краеведов, историков, студентов, школьников, для всех тех, кто захочет полнее познакомиться с историей Тюменского Севера.

Напомним, что 501-я стройка — одна из главных исторических легенд Ямало-Ненецкого автономного округа. Железная дорога от станции Чум на Полярном Урале до города Игарка на реке Енисее. Всего 1200 километров трассы, значительная часть которой пролегла по территории Ямала. В исторических документах она значится как «Строительство 501/503», а народ окрестил эту трассу «сталинкой» или «мертвой дорогой».

Великий транспортный проект был замешан на крови и искалеченных судьбах тысяч и тысяч безвинных людей. Более пятидесяти лет прошло с тех пор, как рухнул ГУЛАГ. Но и сегодня на российском Севере сохранилось огромное количество безмолвных «памятников» страшной эпохи. Есть и живые свидетели. В городах и поселках округа уже редко, но все же встречаются люди, лично пережившие эту страшную страницу истории. Их немного, и с каждым годом становиться все меньше.

Как сообщили «Вслух.Ру» в пресс-центре администрации Ноябрьска, большую, информационно-поисковую работу на основе фондов музеев Ямала, материалов частных коллекций, фондов библиотек Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы провели сотрудники Ноябрьской библиотечной системы. С 2003 года они приступили к реализации информационно-рекламного проекта «Память». Основанием для разработки этого проекта послужило введение в учебных заведениях городов Ямала факультативов: «История ЯНАО», «География ЯНАО», «Литературное краеведение», «Культура Ямала».

Ноябрьская ЦБС уже начала работу над выпуском 2-го издания проекта «Память» — компакт-диска «И пусть поколение знает». Планируется систематизировать богатый фактографический материал об участниках Великой Отечественной войны ЯНАО. Диск выйдет в год празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.

Последние новости

Вслух.ру

31 марта, 17:07

Когда в Тюмени запретят продавать алкоголь в 2023 году: полный календарь

Глава города подписал постановление.

#алкоголь

#запрет

#торговля

#Тюмень

#новости Тюмени

Вслух.ру

31 марта, 16:59

Речь о миллионах: Александр Моор сообщил об увеличении мер поддержки для реального сектора экономики

Обеспечение экономической и социальной стабильности остается приоритетом для регионального правительства.

#Александр Моор

#губернатор

#экономика

#господдержка

#новости Тюмени

Вслух. ру

31 марта, 16:42

В Лабытнанги за три года отловили 300 бездомных собак

Есть случаи, когда владельцы сами подкидывают собак в приюты для бездомных животных.

#собаки

#приют для животных

#животные

#ЯНАО

#новости Тюмени

Вслух.ру

31 марта, 16:40

В ночь на 1 апреля на трассе Тюмень — Омск появятся ограничения для транспорта

Будет проводиться монтаж переходов.

#ГИБДД

#дороги

#перекрытие

#Тюмень

#новости Тюмени

Вслух.ру

31 марта, 16:16

В Тюмени открылся исправительный центр для осужденных к принудительным работам

У осужденных есть перспектива постоянного трудоустройства после освобождения.

#УФСИН

#преступления

#работа

#новости Тюмени

О чём рассказывают старинные часы Тюмени

Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну

Преображение US 501 в Миртл-Бич, Южная Каролина, начинает обретать форму: CEG

Красная линия показывает планы по изменению дизайна US 501 в центре Миртл-Бич. Ожидается, что строительство начнется в 2023 году.

Три проекта в Южной Каролине от Конвея до Миртл-Бич могут изменить внешний вид и функционирование шоссе 501 США в течение следующих трех лет.

По словам Пита Пура из Департамент транспорта Южной Каролины (SCDOT) .

Ожидается, что строительство проекта расширения в южном направлении от Гарднер-Лейси-роуд до SC Route 31 будет завершено к лету 2023 года. Третий проект на US 501 от Gardner Lacy Road до SC 544 впоследствии начнется осенью 2022 года, сказал Пур. что расширит US 501 до шести полос движения.

Проект финансируется налоговой службой RIDE III округа Хорри и в настоящее время находится на этапе предварительной разработки. Весной этого года планируется начать приобретение полосы отвода.

В связи с тем, что город Миртл-Бич работает над обновлением своего центра, часть района США 501 будет перепроектирована. Карты SCDOT показывают, что маршрут на Бродвей-стрит будет продолжаться на восток до 7-й авеню на север, в результате чего шоссе US 501 пересекается с шоссе Норт-Кингс.

Ожидается, что полное строительство начнется в начале 2023 года, сказал Пур.

«Эти дорожные проекты важны для нашего растущего сообщества, и мы с нетерпением ждем завершения этих проектов и дополнительного облегчения дорожного движения, которое они предоставят нашим жителям и гостям», — сказала Келли Мур, представитель округа Хорри.

В дополнение к строительству US 501 власти округа ожидают завершения проекта по расширению бульвара Каролина-Форест к началу июля. Этот проект стоимостью 54,7 миллиона долларов расширит дорогу до четырех полос от River Oaks Drive до Gateway Drive.

К 1 мая ожидается ремонт других участков дорог и улиц в городе Миртл-Бич, в том числе:

  • Robert Grissom Parkway от 21st Avenue North до 29th Avenue North.
  • Greens Boulevard от 21st Avenue North до Mohawk Drive.
  • Osceola Street от Mohawk Drive до Mr. Joe White Avenue.
  • Луиза Драйв от Country Club Drive до Кентербери-лейн.
  • Oleander Drive от 38th Avenue North до 48th Avenue North.
  • Норт-Оук-стрит от Первой авеню до Мейн-стрит (США 501).
  • Саут-Оук-стрит от Коллинз-авеню до Первой авеню.

Hoar Construction возглавляет проект UAB Medical Facility стоимостью 157 млн ​​долларов

Volvo CE выпускает три комплекта компактных вспомогательных устройств для грунтовых катков Volvo

Неудержимый подъем компактного гусеничного погрузчика

Производители и поставщики топлива хотят получить место в Таблице регулирования выбросов

Закон об инвестициях в инфраструктуру работает, председатель ARTBA Паула Хаммонд сообщает подкомитету Конгресса

Оборудование с нулевым уровнем выбросов Wacker Neuson, работающее от батареи One Machine Works объявляет о выпуске аккумуляторного электрического вилочного погрузчика ZH-360L для всех отраслей промышленности Инфраструктура Дорожные работы Южная Каролина Департамент транспорта Южной Каролины

U.S. 15-501/1 Improvements (округ Мур)

JavaScript Требуется JavaScript должен быть включен, чтобы использовать некоторые функции этого сайта.
Для получения дополнительной помощи позвоните нам по телефону 1-877-DOT-4YOU ( 1-877-368-4968). По вопросам DMV звоните по телефону 919-715-7000. Наш почтовый адрес: 1501 Mail Service Center, Raleigh NC 27699-1501.


Для использования некоторых функций этого сайта должен быть включен JavaScript.

Выполните одно из следующих действий:

Перезагрузить страницу

Посмотреть карту сайта

​​​​​​​​Обзор проекта

Чтобы повысить безопасность и уменьшить пробки, Министерство транспорта Северной Каролины и местные руководители предлагают добавить разделительную полосу и ограничить повороты налево вдоль трасс US 15-501 и US 1, two оживленные торговые коридоры.

Участки двух шоссе теперь имеют четыре полосы с двусторонней центральной полосой для поворота, которую NCDOT устранит за счет использования конструкции, называемой уменьшенным конфликтным перекрестком​.

Прежде чем можно будет начать ремонт проезжей части, основной водопровод должен быть перенесен с улицы США 1 на Поплар-стрит. Это перемещение будет происходить на улице Поплар с улицы Вязов на подъездную дорожку к Mac’s Breakfast Anytime в рамках проекта № U-5815BA Государственной программы улучшения транспорта (STIP). Дополнительные улучшения включают контроль эрозии и обновление дорожного покрытия.

​Строительство инженерных сетей планируется начать летом 2022 года и завершить в конце 2023 года. Улица Вязов будет временами закрыта для сквозного движения, но улица Тополь останется открытой на время строительства.

Проект будет разделен на четыре части:

  • Проект U-5814 (США 15-501): 1,3-мильный участок дороги США 15-501 от США 1 до Брюсвуд-роуд.

  • Проект U-5815A (США 1): Участок А проекта U-5815 имеет длину 0,6 мили. Он начинается по адресу US 15-501 East и заканчивается на Lakeshore Drive.

  • Project U-5815B (США 1): 2,6 мили проекта U-5815 — это участок B, который начинается на Roseland Road и заканчивается на Old US 1 

  • Project U-5815BA (перенос линии водопровода): Участок Норт-Поплар-стрит протяженностью 1,6 мили, начинающийся с улицы Вязов и заканчивающийся подъездом к Mac’s Breakfast Anytime.

​История аварий с октября 2009 г. по декабрь 2016 г. показывает, что США 1 и США 15-501 превышают критическое количество аварий по всему штату. Улучшения не только повысят безопасность, но также сократят задержки и спланируют ожидаемый рост трафика в этом районе.

Финансирование проекта

Этот предлагаемый проект обозначен как U-5814, U-5815A, U-5815B и U-5815BA в Государственной программе улучшения транспорта Министерства транспорта Северной Каролины и финансируется в размере 54,5 млн долларов США.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *