Объекты:
Карта домов
Строящиеся
Построенные
Скоро в продаже

 

Ракетные катера проекта 205. 205 проект


Ракетные катера проекта 205 - это... Что такое Ракетные катера проекта 205?

Ракетный катер проекта 205У, 1982 год

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров. Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по ТТЗ 1956 года, Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машзавода им. Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артустановки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Один такой катер грузинских ВМС был уничтожен в 2008 году в порту Поти во время Войны в Южной Осетии.

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Ракетный катер проекта 205 Википедия

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

История

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Война на истощение (1967 — 1970)

В октябре 1970 год египетские ракетные катера «Оса» потопили израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья[1].

Индо-пакистанская война 1971 года

В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские и американские моряки, находившееся на борту погибли. Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом.

Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (водоизмещение 20000 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль Harmattan, корабль загорелся и вскоре затонул. Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe, везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь[2].

В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов[3][4][5].

Война Судного дня (1973)

Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 12 ракетных катеров «Саар»[6].

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров[7][8].

Ирано-иракская война (1980-1988)

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2»[9]. Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха[10].

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу[11].

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад[12].

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15[13].

К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

Война в Персидском заливе (1990-1991)

Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта Аль-Калайя (гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны.

В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan[14].

В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

Примечания

  1. ↑ [Ракетный катер "Р-97]
  2. ↑ Transition to Triumph: History of the Indian Navy, 1965-1975. G. M. Hiranandani, Lancer Publishers, 2000. P.202
  3. ↑ Trident, Grandslam and Python: Attacks on Karachi Архивировано 7 декабря 2011 года.
  4. ↑ Миссия Советского флота в войне между Индией и Пакистаном в 1971г.
  5. ↑ West N. (англ.)русск. Historical Dictionary of Naval Intelligence. Scarecrow Press, 2010. P.305
  6. ↑ Ракетные катера вчера и сегодня./Часть II. Боевое применение крылатых ракет./ Глава 3. Арабо-израильская война (1973г.). А. Тарас. АСТ. Минск. 2008
  7. ↑ An Analysis of the Histroical Effectiveness of Anti-Ship Cruise Missilesin Littoral Warfare. John C. Shlute. Departament of Operations Research. 1994
  8. ↑ Флоты в локальных войнах второй половины XX века/Атака у берегов Синая (2001). В.Доценко
  9. ↑ The Gulf War: Operation Desert Storm 1990-1991. Anthony Tucker-Jones, Pen and Sword, 2014. P.69
  10. ↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. — Osprey Publishing, 2003. P. 93
  11. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  12. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
  13. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.230
  14. ↑ Um Al'Ma'rik (The Mother of All Battles). Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perpective. Volume 1. Iraqi persperctives. Project Phase 2. Institute for defence analyses. Kevin M.Woods. 2008. P.103-111

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Ракетные катера проекта 205 Википедия

Ракетные катера проекта 205РКА пр. 205Ракетный катер проекта 205ПроектСтранаИзготовителиОператорыПредшествующий типПоследующий типПодтипыПостроеноОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаДвигателиМощностьСкорость ходаАвтономность плаванияЭкипажВооружениеРадиолокационное вооружениеЗенитная артиллерияРакетное вооружение Изображения на Викискладе
  • СССР СССР
  • ССЗ № 5 (Ленинград) ССЗ № 602 (Владивосток) ССЗ № 341 (Рыбинск)
  • ЦКБ «Алмаз»
проект 183-Р
проект 1241
  • 205, 205У, 205ЭР, 205М
274 единиц
205 тонн
38,6 метра
7,6 м
2,6 м
3 × М503 (англ.)русск. (М504 Б)
3 × 4 000 л. с. (3 × 5 000)
38,5 узлов (42)
5 суток
26 чел
РЛС МР-331 «Рангоут» MP-104 «Рысь»
2×2 30-мм АК-230
4×1 ПУ КТ-97Б П-15У
Ракетный катер проекта 205У, 1982 год.

Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Война на истощение (1967 — 1970)
  • 3 Индо-пакистанская война 1971 года
  • 4 Война Судного дня (1973)
  • 5 Ирано-иракская война (1980-1988)
  • 6 Война в Персидском заливе (1990-1991)
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История[ | код]

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усилен

ru-wiki.ru

Ракетные катера проекта 205 | ВикиВоины

Ракетные катера проекта 205РКА пр. 205

Ракетный катер проекта 205

Страна:

Россия (СССР)

Введён в строй в:

1956 году

Построено:

281 шт.

Водоизмещение:

205 т

Длина корпуса:

38,6 м

Ширина корпуса:

7,6 м

Углубление корпуса:

2,6 м

Экипаж:

26 человек

Силовая установка:

3 × М503 (4 000 л.с.)3 × М504 Б (5 000 л.с.)

Запас хода:

5 суток

Скорость:

38,5 узла (42 км/ч)

Пользователи:

Ракетные катера проекта 205 (шифр "Москит", по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров.

Проект кораблей (катеров) военно-морского флота вооружённых сил Союза ССР.

    История создания Править

    Проект разработан в ЦКБ "Алмаз" по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е.И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

    Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели M503. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

    Является логическим продолжением серии проекта 183Р "Комар".

    Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

    В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

    Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ "Алмаз" был разработан патрульный катер проекта 205П.

    Варианты и модификации Править

    • Проект 205
    • Проект 205Ч
    • Проект 205Э
    • Проект 205У — усовершенствованный проект ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора А.П. Городянко, главным наблюдающим от ВМФ был капитана 2 ранга Ю.М. Осипов. Проект предусматривал усиление корпуса за счёт изготовления из двухслойной стали КД-2, при этом один слой делали из обычной, а другой из нержавеющей стали. Увеличили мощность главных двигателей. Обновили ракетное вооружение катеров.
    • Проект 205ЭР
    • Проект 205М — модернизированный вариант с установкой новых ракет П-15М комплекса "Термит-М" имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У "Термит" и с переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела-2", для улучшения ПВО.
    • Азербайджан — 1 патрульный катер БОХР SKR-628 S-008 (3.07.1992 Р-173). Сняты ПУ ПКР. Переклассифицирован в сторожевой корабль G126. 2×2 30-мм АК-230 заменены на 2×2 23-мм ЗУ-23-2.
    • Ливия

    Боевое применение Править

    • Война на истощение (1967—1970)
    • Индо-пакистанская война 1971 года
    • Война Судного дня (1973)
    • Ирано-иракская война (1980—1988)
    • Война в Персидском заливе (1990—1991)
    • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

    ru.warriors.wikia.com

    Ракетный катер пр.205

    Иллюстрации Чертежи Картонная модель 1 Картонная модель 2
      Ракетные катера проекта 205 "Москит"
    - спроектированны в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора Е. И. Юхнина. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 1 ранга В. В. Дмитриев. Технический проект утвердили в 1957 году. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах военно-морских баз и охраны водного района (ОВР).

    Корпус катера гладкопалубный, выполнен из стали марки СХЛ-45 толщиной от 5 мм до 8 мм и имеет круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса. На палубе находилась протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов и при 4 баллов без ограничений. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Кубрик на 8 человек;
    3. Кубрик на 12 человек;
    4. Машинное отделение №1;
    5. Машинное отделение №2;
    6. Каюты офицеров и мичманов;
    7. Пост предстартовой подготовки ракет;
    8. Ахтерпик.
    Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503 по 3300 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 4 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Постоянное возвышение пусковых установок составляло 11,5°. Ракеты имели дальность стрельбы 35…40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
    2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".

    Система управления ракетной стрельбой состояла:

    • из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили:
      • ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет.
    • Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут".
    Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом.

    Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:

    • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
      • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
    • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
    • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения "Рангоут".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".

    РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

    Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Кремний», а также дымовыми шашками МДШ.

    РЛС обнаружения «Рангоут», предназначенная для целеуказания ракетному оружию. Станция сантиметрового диапазона с двумя уровнями мощности в 20 и 100 Вт обслуживалась одним оператором и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. Дальность обнаружения станцией надводной цели типа крейсер составляла до 60 км, эсминца до 24 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде, на заводе №341 в Рыбинске и на заводе №602 в Владивостоке.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1960 году.

    Тактико-технические данные РКА проекта 205
    Водоизмещение:   стандартное 173 тонны, полное 216 тонн.  
    Длина наибольшая:  38,6 метра  
    Длина по КВЛ:  37,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,6 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,9 метра  
    Осадка полная:  1,73 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля М-503 по 3300 л.с., 3 винта ФШ  
    Скорость хода:  полная 39 узлов, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  1600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 30-мм автомата АК-230 с РЛС УАОМР-104 "Рысь"  
    ракетное:  4х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён"  
    радиотехническое:  РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Кремний"  
    навигационное:  1 компас, эхолот, лаг  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  26 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров с 1960 г. по 1965 г. - 155 единиц.

      Ракетные катера проекта 205У
    - это усовершенствованный проект ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора А. П. Городянко, главным наблюдающим от ВМФ был капитана 2 ранга Ю. М. Осипов. Проект предусматривал усиление корпуса за счёт изготовления из двухслойной стали КД-2, при этом один слой делали из обычной, а другой из нержавеющей стали. Увеличили мощность главных двигателей. Обновили ракетное вооружение катеров.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97 для пуска противокорабельных ракет П-15У "Термит" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Контейнеры не только давали выигрыш в габаритах (по длине около 1 м и по ширине 0,8 м), но и обеспечивали необходимый микроклимат ракете за счёт герметичности. Усовершенствованные ракеты имели дальность стрельбы 40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа, кроме того барометрический высотомер заменили на радиолокационный, что позволило снизить высоту полёта и точнее визировать курс ракеты по высоте.
    2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".

    Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1965 году.

    Тактико-технические данные РКА проекта 205У
    Водоизмещение:   стандартное 184 тонны, полное 226 тонн.  
    Длина наибольшая:  38,6 метра  
    Длина по КВЛ:  37,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,6 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,9 метра  
    Осадка полная:  1,73 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ  
    Скорость хода:  полная 41 узел, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  1600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 30-мм автомата АК-230М с РЛС УАОМР-104 "Рысь"  
    ракетное:  4х1 контейнерные ПУ КТ-97 от ПУРС "Клён"  
    радиотехническое:  РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Нихром"  
    навигационное:  1 компас, эхолот, лаг  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  26 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров с 1965 г. по 1973 г. - 32 единицы.

      Ракетные катера проекта 205М
    - это модернизированный вариант с установкой новых ракет П-15М комплекса "Термит-М" имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У "Термит" и с переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела- 2", для улучшения ПВО.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М "Термит-М" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Модернизированные ракеты имели дальность стрельбы 80 км, маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа с радиолокационным высотомером, что позволило снизить высоту полёта над уровнем моря до 25-50 метров.
    2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
    3. Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-2". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 12-15 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К32 составляет 600 м/с, дальность стрельбы от 800 метров до 3,4 км, потолок - от 50 метров до 1,5 км при скорости цели до 260 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 14,5 кг.

    Модернизировались катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1968 году.

    Тактико-технические данные РКА проекта 205М
    Водоизмещение:   стандартное 192 тонны, полное 235 тонн.  
    Длина наибольшая:  38,6 метра  
    Длина по КВЛ:  37,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,6 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,9 метра  
    Осадка полная:  2,09 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ  
    Скорость хода:  полная 41 узел, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  1600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 30-мм автомата АК-230М с РЛС УАОМР-104 "Рысь"  
    ракетное:  4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС "Клён"  
    зенитно-ракетное:  1х4 тумбовая ПУ ПЗРК "Стрела-2"  
    радиотехническое:  РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Нихром"  
    навигационное:  1 компас, эхолот, лаг  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  26 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров с 1968 г. по 1976 г. - 11 единиц.

      Основным недостатком катеров выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями). К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл. По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

    and-kin2008.narod.ru

    Ракетные катера проекта 205 — Википедия

    Ракетный катер проекта 205У, 1982 год

    Ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat) — серия советских ракетных катеров. Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по ТТЗ 1956 года, Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

    Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машзавода им. Ворошилова.

    Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

    Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

    В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артустановки АК-230 и системы их управления.

    Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

    Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. В ходе морского боя возле Латакии один катер проекта 205 был потоплен израильскими кораблями.

    Война на истощение (1967-1970)[править]

    В октябре 1970 год египетские ракетные катера «Оса» потопили израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья.[1]

    Индо-пакистанская война 1971 года[править]

    В начале декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». В ходе морского боя индийские катеры «Оса» уничтожили два пакистанских эсминца, один тральщик и один транспортный корабль не понеся потерь.[2]

    Ирано-иракская война[править]

    Катера участвовали в войне в составе ВМС Ирака. 29 ноября 1980 года один иранский истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" потопил несколько иракских катеров «Оса».[3]

    • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
    • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. —. —.
    • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

    wp.wiki-wiki.ru

    Ракетные катера проекта 205 — WiKi

    История

    Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

    Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.)русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

    Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

    Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

    В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

    Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

    Война на истощение (1967 — 1970)

    В октябре 1970 год египетские ракетные катера «Оса» потопили израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья.[1].

    Индо-пакистанская война 1971 года

    В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

    В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент». Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

    Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

    Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские и американские моряки, находившееся на борту погибли. Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом.

    Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

    Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

    В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

    При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (водоизмещение 20000 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль Harmattan, корабль загорелся и вскоре затонул. Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe, везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь.[2]

    В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов.[3][4][5]

    Война Судного дня (1973)

    Участвовали в боевых действиях в арабо-израильской войне 1973 года. Перед войной Египет имел 19 ракетных катеров: 8 пр.205 и 11 пр.283р. Сирия имела 9 ракетных катеров: 3 пр.205 и 6 пр.183р. Израиль имел 12 ракетных катеров «Саар».[6]

    6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel, выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

    В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

    В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

    В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

    Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

    По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

    Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым. По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров.[7][8]

    Ирано-иракская война (1980-1988)

    Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2».[9] Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

    29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха.[10]

    3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу.[11]

    В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон», вооружённых ПКР Exocet. При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад.[12]

    В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK. В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15.[13]

    К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

    Война в Персидском заливе (1990-1991)

    Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

    Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта Аль-Калайя (гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны.

    В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan.[14]

    В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

    Примечания

    1. ↑ [Ракетный катер "Р-97]
    2. ↑ Transition to Triumph: History of the Indian Navy, 1965-1975. G. M. Hiranandani, Lancer Publishers, 2000. P.202
    3. ↑ Trident, Grandslam and Python: Attacks on Karachi Архивировано 7 декабря 2011 года.
    4. ↑ Миссия Советского флота в войне между Индией и Пакистаном в 1971г.
    5. ↑ West N. (англ.)русск. Historical Dictionary of Naval Intelligence. Scarecrow Press, 2010. P.305
    6. ↑ Ракетные катера вчера и сегодня./Часть II. Боевое применение крылатых ракет./ Глава 3. Арабо-израильская война (1973г.). А. Тарас. АСТ. Минск. 2008
    7. ↑ An Analysis of the Histroical Effectiveness of Anti-Ship Cruise Missilesin Littoral Warfare. John C. Shlute. Departament of Operations Research. 1994
    8. ↑ Флоты в локальных войнах второй половины XX века/Атака у берегов Синая (2001). В.Доценко
    9. ↑ The Gulf War: Operation Desert Storm 1990-1991. Anthony Tucker-Jones, Pen and Sword, 2014. P.69
    10. ↑ Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. — Osprey Publishing, 2003. P. 93
    11. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
    12. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.229
    13. ↑ The Iran-Iraq War. Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.230
    14. ↑ Um Al'Ma'rik (The Mother of All Battles). Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perpective. Volume 1. Iraqi persperctives. Project Phase 2. Institute for defence analyses. Kevin M.Woods. 2008. P.103-111

    Литература

    • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
    • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
    • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

    Ссылки

    ru-wiki.org