Объекты:
Карта домов
Строящиеся
Построенные
Скоро в продаже

 

Проект 183Р (Код НАТО — «Komar»). 183 проект


Design 183Ш — FleetPhoto

Место постройки: г. Ленинград, ССЗ №5. Катера связи на базе торпедного катера проекта 183. Характеристики: Водоизмещение, т: 68 Длина, м: 23,7 Ширина, м: 6,1 Осадка, м: 1,3 Скорость, уз: 39 Дальность плавания, миль: 320 (32 уз) Автономность, сут: 5 Силовая установка: 4х1200 л.с., дизели М-50Ф-1 Экипаж, чел: 11

Таблица судов проекта 183Ш
BuiltWdwn.NameДатаPortOwnerRemarks
1960Альбатрос

?

Saint PetersburgPrivateв конце 90-х был выкуплен частным лицом, после чего не эксплуатируется.
ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
19541995Тайфун

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY Red Banner Pacific fleet

?

ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия
Тайфун-1
Тайфун-2ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия
СоколВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
ШквалВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана

fleetphoto.ru

Проекты 183-Т и 183-ТК | Малый флот

 

Это катера сохранили прежние корпус, надстройку и вооружение, но получили комбинированную силовую установку.

Прототип имел 4 дизеля М-50Ф и газовую турбину мощностью 4000 л.с. — пере­деланную авиационную тур­бину УГТУ. Она работала на отдельный (5-й) гребной вал.

Серийные катера получи­ли более совершенную турби­ну М-1 конструкции В.Д. Ко­лосова. Турбина позволяла им кратковременно (на 20—30 минут) развивать скорость до 52 узлов.

1 катер пр. 183-Т (прото­тип; построен в 1951 году на верфи № 5, испытывался в 1953 году) и 25 серийных (пр. 183-ТК), были построены в 1954—58 гг. в Ленинграде.

Водоизмещение прототи­па 77 тонн; серийных кате­ров — 79,5 тонн. Серийные катера получили радар «Рея» и систему опознания «Крем­ний-2», а также прибор уп­равления торпедной стрель­бой «Онега».

В 1959—60 гг. два катера этого проекта были оснаще­ны носовым малопогруженным крылом. Их водоизмещение возросло до 83 тонн. Зато скорость полного хо­да достигала 51,8 узла (в течение 30—35 минут), тог­да как с выключенной ГТА — не более 25 узлов.

Но, как отмечают специалисты, проект серийного катера 183-ТК морально устарел уже к началу стро­ительства серии. Он имел неоптимальную пятивальную схему, три руля; использовал безнадежно уста­ревшую авиационную газовую турбину УГТУ-1 (отли­чалась большим удельным весом, низкой экономич­ностью и чрезвычайно малым ресурсом). 

526

Катер проекта 183Т.

527

Катер проекта 183Т.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

cmboat.ru

Ракетные катера проекта 183Р | Военное оружие и армии Мира

В советской военно-морской доктрине в течение долгого времени важную роль играл так называемый «москитный флот» — многочисленные катера, способные наносить массированные торпедные удары по противнику, если тот рискнет вторгнуться в наши территориальные воды. Но в 1950-х годах прошлого века противокорабельная торпеда потеряла свою эффективность: теперь радиолокаторы в любое время суток обнаруживали атакующий катер значительно раньше, чем тот успевал приблизиться на дистанцию торпедного пуска. Первыми нашли выход из создавшегося положения советские конструкторы. Они предложили вместо торпед вооружить «москитный флот» принципиально новым оружием — самонаводящимися ракетами, спроектированными по принципу «выстрелил и забыл». В итоге советский ВМФ получил ракетные катера первым в мире, опередив в этой области Запад на целое десятилетие.

02

ПРОЕКТ

Разработка ракетного катера (РКА) проекта 183Р велась в ленинградском ЦКБ-5 (ныне ЦМКБ «Алмаз») под руководством главного конструктора Е. И. Юхнина. В качестве основы был выбран торпедный катер проекта 183, строившийся крупной серией и считавшийся очень удачным. Корпус и энергетическая установка катера остались прежними, но торпедные аппараты заменили двумя ракетными пусковыми установками ангарного типа. Из двух спаренных 25-мм артустановок сохранилась лишь одна, носовая. Кроме того, катер оснастили новой радиолокационной станцией (РЛС) обнаружения надводных целей, для чего пришлось спроектировать новую мачту.

Следует отметить, что опыт применения достаточно тяжелых ракет на малых катерах отсутствовал, и советским конструкторам многие проблемы приходилось решать впервые. Например, исследовать воздействие газовой струи ракетного двигателя на корпусные конструкции катера, выполненные в основном из дерева. Вызывала опасения и безопасность личного состава при пуске ракеты. Примечательно, что на испытаниях первого экспериментального катера ТК-14 (проект 183Э) в октябре 1957 года на боевых постах разместили подопытных баранов. Выявилось, что в ходе первого ракетного пуска у животных возникли травмы ушей.

Совместные испытания РКА и противокорабельной ракеты (ПКР) П-15 продолжались до конца 1959 года. Однако еще до их завершения было принято решение о серийном строительстве ракетных катеров проекта 183Р — первых в мире представителей нового класса боевых кораблей.

ОПИСАНИЕ

Корпус катера проекта 183Р, как и у его торпедного предшественника, — деревянный, с остроскулыми обводами. Непотопляемость обеспечивалась семью водонепроницаемыми поперечными переборками. Боевая рубка — новая, стальная, сваренная из листов толщиной до 7 мм. Силовая установка — четыре дизеля М-50Ф, работавшие каждый на свой винт. Испытания показали, что при полном запасе топлива (9 т) катер малым ходом (11,8 узла) может пройти 885 миль. Основное вооружение катера включало две самонаводящиеся ПКР П-15 с дальностью стрельбы 35 км, установленные в ангарных пусковых установках. Система управления ракетной стрельбой состояла из специального прибора «Клен», непрерывно определявшего дальность и направление до цели. Пуск ракет был возможен на ходу до 30 узлов при волнении моря до четырех баллов. В качестве оружия самообороны на катере устанавливался спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-ЗМ. Радиотехническое вооружение — РЛС «Рангоут», система опознавания «Нихром-М» и средства радиосвязи.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

РКА проекта 183Р входили в состав Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Примерно 50 катеров, как новых, так и бывших в эксплуатации, были переданы другим странам. 21 октября 1967 года два египетских РКА впервые в мире четырьмя ракетами П-15 потопили израильский эсминец «Эйлат». Из экипажа корабля 47 человек погибли и около 90 были ранены. Для военно-морских специалистов многих стран это событие стало полной неожиданностью и заставило по-новому взглянуть на возможности ракетных «москитов». К настоящему времени РКА данного типа остались только в составе ВМС Северной Кореи.

    1587      

warfor.me

Торпедный катер пр.183

Иллюстрации Чертежи Картонная модель
    Большие торпедные катера проекта 183 "Большевик"
- спроектированы СКБ-5 НКВД под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса, катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак как в стесненных прибрежных районах, так и в ближней морской зоне.

Корпус катера деревянный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Основные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик экипажа;
  3. Камбуз, кладовые провизии;
  4. Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
  5. Машинное отделение №1;
  6. Машинное отделение №2;
  7. Топливные цистерны;
  8. Артпогреб, румпельное отделение;
Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.

Силовая установка механическая, четырёхвальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода катера составляла 44 узла. Запас топлива доходил до 10,3 тонны.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ТТКА-53-183, расположенных побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
  2. Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме с боезапасом в 2000 выстрелов. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
  3. Из 8 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
  4. Или из 6 мин КБ-3 с гальваноударным взрывателем. Корабельная большая мина весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
Катера комплектовались магнитным компасом, РЛС целеуказания «Зарница», РЛС опознавания «Факел-М», авторулевым «Зубатка», а также дымовыми шашками МДШ.

РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде(220), на заводе №640 в Сосновке(54) и на Дальневосточном заводе №602 в г. Владивостоке(59).

Головной катер вошёл в строй флота в 1949 году.

Тактико-технические данные БТКА проекта 183
Водоизмещение:   стандартное 56 тонн, полное 66,5 тонны.  
Длина наибольшая:  25,4 метра  
Длина по КВЛ:  25 метров  
Ширина наибольшая:  6,2 метра  
Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
Высота борта на миделе:  3,02 метра  
Осадка полная:  1,25 метра  
Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с.,4 винта, 3 руля  
Электроэнергетическая система:  1 автономный генератор 12,5 кВт, 4 навесных генератора по 1 кВт  
Скорость хода:  полная 44 узла, экономическая 14 узлов  
Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
Мореходность:  6 баллов  
Автономность:  3 суток  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3  
торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183  
минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
противолодочное:  8 глубинных бомб ББ-1  
радиотехническое:  1 радиостанция Р-607, РЛС "Зарница", РЛС опознавания "Факел"  
навигационное:  1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка"  
химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

Всего построено катеров с 1949 г. по 1960 г. - 333 единицы.

    Большие торпедные катера проекта 183Т
- сохранили прежние корпус, надстройку и вооружение, но получили комбинированную силовую установку.

Силовая установка механическая, пятивальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый и газовой турбиной мощностью 4000 л.с. переделанной авиационной турбиной УГТУ, которая работала на отдельный 5-й гребной вал. Эта неоптимальная пятивальная схема при трёх рулях и безнадежно устаревшая авиационная газовая турбина УГТУ, отличавшаяся большим удельным весом, низкой экономичностью и чрезвычайно малым ресурсом являлось огромным недостатком проекта. Скорость полного хода катера достигала с турбиной 50 узлов.

Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

Головной катер вступил в строй флота в 1953 году.

Тактико-технические данные БТКА проекта 183Т
Водоизмещение:   полное 77 тонн.  
Длина наибольшая:  25,4 метра  
Длина по КВЛ:  25 метров  
Ширина наибольшая:  6,2 метра  
Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
Высота борта на миделе:  3,02 метра  
Осадка полная:  1,28 метра  
Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 1 турбина УГТУ,5 винтов, 3 руля  
Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 14 узлов  
Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
Мореходность:  6 баллов  
Автономность:  3 суток  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3  
торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183  
минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
противолодочное:  8 глубинных бомб ББ-1  
радиотехническое:  1 радиостанция Р-607, РЛС "Зарница", РЛС опознавания "Факел"  
навигационное:  1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка"  
химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

Всего построено катеров в 1953 году - 1 единица.

    Большие торпедные катера проекта 183ТК
- это корректированный проект катера с более совершенной турбиной М-1 конструкции В.Д. Колосова.

Силовая установка механическая, пятивальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый и газотурбиной М-1 мощностью 5000 л.с., которая позволяла катерам кратковременно на 20- 30 минут развивать скорость до 52 узлов.

На катера устанавливали РЛС целеуказания "Рея" и систему опознания "Кремний-2", а также прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Онега".

РЛС «Рея», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 90 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

Система управления торпедной стрельбой состояла:

  • из ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения надводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили:
    • торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник.
  • Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС целеуказания "Рея".
Система «Онега» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно.

Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

Головной катер вступил в строй флота в 1955 году.

Тактико-технические данные БТКА проекта 183ТК
Водоизмещение:   полное 79,5 тонны.  
Длина наибольшая:  25,4 метра  
Длина по КВЛ:  25 метров  
Ширина наибольшая:  6,2 метра  
Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
Высота борта на миделе:  3,02 метра  
Осадка полная:  1,28 метра  
Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 1 турбина М-1,5 винтов, 3 руля  
Скорость хода:  полная 52 узла, экономическая 14 узлов  
Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
Мореходность:  6 баллов  
Автономность:  3 суток  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3  
торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183 от ПУТС "Онега"  
минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
противолодочное:  8 глубинных бомб ББ-1  
радиотехническое:  1 радиостанция Р-607, РЛС "Рея", РЛС опознавания "Кремний"  
навигационное:  1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка"  
химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

Всего построено катеров с 1955 г. по 1958 г. - 25 единиц.

    Большие торпедные катера проекта 183Ц
- радиоуправляемые катера-цели для тренировки летчиков, артиллеристов и ракетчиков. Управление осуществлялось как дистанционно (по радио), так и экипажем. Численность экипажа являлась минимальной. Над рубкой возвышалась металлическая опора, имевшая сверху так называемые рефлекторы (отражатели волн РЛС). Катера не несли вооружения.

Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

Головной катер вступил в строй флота в 1954 году.

Тактико-технические данные БТКА проекта 183Ц
Водоизмещение:   полное 66,5 тонны.  
Длина наибольшая:  25,4 метра  
Длина по КВЛ:  25 метров  
Ширина наибольшая:  6,2 метра  
Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
Высота борта на миделе:  3,02 метра  
Осадка полная:  1,22 метра  
Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 4 винта, 3 руля  
Скорость хода:  полная 44 узла, экономическая 14 узлов  
Вооружение:  .  
радиотехническое:  отражатели для РЛС, аппаратура радиоуправления  

Всего построено катеров с 1954 г. по 1960 г. - 60 единиц.

and-kin2008.narod.ru

Проект 183Р (Код НАТО — «Komar»)

 

 

Деревянный корпус, рубка стальная. Водоизмещение 66,5 (81) т; размеры 25,5 х 6,24 х 1,5 м. Дизели (12-цилиндровые М500Ф) 4 х 1200 л.с.; 4 вала; скорость до 38 узлов; даль­ность плавания 480 миль на 26   узлах, или 1000 миль на 12 узлах.Экипаж 17 человек; авто­номность по запасам прови­зии и питьевой воды 5 суток.

Вооружение: 2 ПКР П-15 (2 х I), 2-25-мм L/80 ав­томата 2М-ЗМ (1 х II).

РЭВ: РЛС «Рангоут», СУО «Клен».

За период с декабря 1959 по декабрь 1965 года на заводе № 5 в Ленинграде построили 26 ракетных катеров и еще 30 переделали из ранее построенных торпедных. На заводе № 602 во Владивостоке по­строили 22 катера и 24 переделали. Итого — 103 единицы, вместе с опытовым катером Р-14.

Из них передали другим странам 90 единиц: Ки­таю — 20; Кубе —18; Индонезии —12; КНДР —10; Сирии —9; Алжиру —6; Египту —8; Вьетнаму —4; Ираку —3.

Ракет П-15 за 25 лет поставили в 16 стран более 2,5  тысяч штук. 

848 

849

Катер пр. 183Р (тип «Komar»)

 

Пр. 183P/«October» для ВМФ Египта

 

 

207-212 (позже №№ 781, 783, 785, 787, 789, 791)

Деревянные корпуса построила египетская фир­ма «Alexandria Dock Yard» в 1969—75 годах по чер­тежам и технологии, полученным от советских «дру­зей». Арабы лелеяли план серийного строительства катеров пр. 183Р для флотов Египта, Сирии, Ливии, Йемена (по принципу: корпуса и сборка — свои, двигатели, вооружение, приборы — советские). Од­нако после поражения в арабо-израильской войне 1973 года Египет отказался от поставок советского оружия и техники. Поэтому оснащение и вооружение катеров осуществила в 1979—81 английская фирма «Vosper-Thornycroft» в Портчестере.

Дизель-моторы, ракеты и электроника — италь­янские, артиллерия — английская.

71 (82) т; 25,3 х 6 х 1,4 м (по винтам 1,8). Дизели (CRM 18V-12D/55) 4 х 1350 л.с.; 4 вала; 39 узлов; 465 миль на 30 узлах, 1500 миль на 15 узлах. Экипаж 2/18 человек.

Вооружение: 2 ПКР «Otomat» Mk.1 (2 х I), 4— 30-мм L/75 автомата «Oerlikon» А32 (2 х II), 2 грана­томета «Matilda» для постановки радиопомех (бое­комплект 36 гранат).

РЭВ: РЛС навигации и обнаружения целей «Alenia-Marconi» S10, управления огнем «Alenia-Marconi Sapphire» ST 802, РЭБ «Litton Triton» (с 1994).

Во внутренних помещениях очень тесно. Имеют недостаточную остойчивость (так, № 791 перевер­нулся вверх дном на испытаниях и затонул). 

850

Египетский катер проекта 183P/«October»

 

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД

cmboat.ru

ТКА проект 183

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

61.5 тонн.
 полное: 66.5 тонн.

Размеры:

 длина:

25 метров.
 ширина: 6.1 метр.
 осадка: 1.2 метра.

Скорость:

 максимальная:

43 узла.
 экономическая: 14 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
 экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.

Тип двигателя:

4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК - суммарной мощностью 4.800 л.с.

Автономность:

5 суток.

Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.

Вооружение:

2х2 - 25 мм зенитных установки "2М-3" (4000 снарядов).2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм "ТТКА-53М".8 глубинных бомб "ББ-1".6 - 8 морских мин в перегруз "КБ-3" или "АМД-500".

Экипаж:

2 офицера и 12 матросов.

Модификации катеров созданных на основе проекта 183:пр. 183 - серийный торпедный катер.пр. 183А - один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном).пр. 183Т - опытный ТКА с дополнительным ГТД.пр. 183ТК - серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров.пр. 183У - опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл.пр. 183ТУ - проект катера с 4-мя торпедными аппаратами.пр. 183Т.2 - усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками.пр. 183Ц - радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров.пр. 183Ш - штабной вариант.пр. 183Э - экспериментальный катер для испытания ракетного оружия.пр. 183Р - первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ).пр. 183Я.2 - проект катера с дизелями М.503.пр. 199 - в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками,  который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.

Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р). Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 - ГДР, 24 - Египту, 20 - Польше, 12 - Ираку, 12 - Китаю, 11 - Кубе, 10 - КНДР, 8 - Индонезии, 4 - Гвинеи, 4 - Сомали, 2 - Южному Йемену.

Hosted by uCoz

russ-flot.narod.ru

Торпедные катера проекта 183 — Википедия

<tr><th colspan="2">Торпедные катера проекта 183</th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr><tr><th colspan="2">2.Typenblatt-TS Boot 183.jpg</th></tr> <tr><th colspan="2">Проект</th></tr><tr><th>Страна</th><td>
</td></tr><tr><th>Изготовители</th><td>
  • ОКБ-5 (судостроительный завод № 5)
</td></tr><tr><th>Операторы</th><td> </td></tr><tr><th>Годы постройки</th><td> конец 1940-х гг. </td></tr><tr><th>В строю</th><td> выведены из состава флота </td></tr>

<tr><th colspan="2">Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> 56 т (стандартное)61,5 т (нормальное)66,5—67 т (полное) </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 25—25,5 м </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 5,2—6,18 м </td></tr><tr><th>Высота</th><td> 3,02 м </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 1,24—1,3 м </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 4 дизеля М-50Ф / М-50Ф-1 / М-50ФТКавтономный генераторнавесные генераторы </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 4 800 л. с. или 3530 кВт (дизели)12,5 кВт (автономный генератор)4 x 1 (навесные генераторы) </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 4 вала и 4 трёхлопастных гребных винта </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 14 узлов (экономическая)33 узла (крейсерская)43—44 узла (максимальная) </td></tr><tr><th>Дальность плавания</th><td> 600 миль при 33 узлах1000 миль при 14 узлах </td></tr><tr><th>Автономность плавания</th><td> 5 суток </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 14 человек (из них 2 офицера) </td></tr> <tr><th colspan="2">Вооружение</th></tr><tr><th>Радиолокационное вооружение</th><td> РЛС «Зарница», радиостанции Р-607 и Р-609 </td></tr><tr><th>Радиоэлектронное вооружение</th><td> РЛС госпознования «Факел»/«Факел-М» </td></tr><tr><th>Артиллерия</th><td> 2 x 2 25-мм 2М-3 </td></tr><tr><th>Ракетное вооружение</th><td> дымовая аппаратура ДА-74 дымовые шашки МДШ </td></tr><tr><th>Противолодочное вооружение</th><td> 8 глубинных бомб ББ-1 </td></tr><tr><th>Минно-торпедное вооружение</th><td> 2 x 533-мм торпедных аппарата ТТКА-53М6 морских мин КБ-3от 8 до 18 морских мин АМД-500 </td></tr>

Торпедные катера проекта 183 «Большевик» (по классификации НАТО — P-6 class torpedo boat) — торпедные катера, состоявшие на вооружении Военно-морского флота СССР и Военно-морского флота ГДР.

Начало разработки[править]

Отправка 80-футовых катеров фирмы Элко (англ.)русск. (тип А-3) из Нью-Йорка в СССР

В послевоенные годы в Военно-морском флоте СССР появился первый основной тип торпедного катера — большой ТКА проекта 183. Разработка этого судна была поручена коллектву Особого конструкторского бюро НКВД (ОКБ-5), штаб которого располагался первоначально на территории судостроительного завода № 5. Главным конструктором был назначен Павел Густавович Гойнкис. В разработке были учтены опыт создания и использования поставленных по ленд-лизу американских катеров типа типов «Воспер», «Элько» и «Хиггинс».

Физические размеры и скоростные качества[править]

В соответствии с проектом эти катера должны были являться «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Корпус изготавливался из древесины, сами катера оснащались бронированной рубкой и мостиком (толщина брони 7 мм). Полное водоизмещение составляло 66,5 т. Четырёхвальная дизельная энергетическая установка из отечественных двигателей типа М-50Ф (возможна была замена на модификации М-50Ф-1 и М-50ФТК) обеспечивала мощность 4800 л. с. и позволяла развивать скорость до 43-44 узлов (крейсерская скорость 33 узла). Дальность плавания зависела от скорости: при 33 узлах составляла 600 миль, при 14 узлах — 1000 миль. Запас топлива составлял 10,3 т. Для облегчения прохождения по внутренним водным путям мачта катера была сделана заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.

Вооружение[править]

Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата класса ТТКА-53М. Оба располагались побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Также были установлены две спаренные 25-мм автоматические зенитные установки типа 2М-3 с боезапасом в 2000 выстрелов. Помимо этого, вперегруз на катер могли браться до 8 глубинных бомб ББ-1, до 6 морских мин КБ-3 и от 8 до 18 мин (вместо торпед) АМД-500. В состав радиовооружения входили РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М» и две радиостанции. Для отвлечения противника устанавливалась дымовая аппаратура ДА-7 и 4 дымовые шашки МДШ. В навигационное вооружение входили приборы «Гиря», КГМК-4 (или ДКГМК-3), «Рейс-55» и авторулевой «Зубатка».

Строительство и модификации[править]

В ходе государственных испытаний было выявлено много замечаний, но катера строились большой серией с 1952 по 1960 год. По оценкам моряков, катера были удачными и даже стали базовыми при разработке ракетного катера проекта 183-Р. Головной катер был сдан ВМФ в 1949 году, с этого года и вплоть до 1960 строились катера на заводах: № 5 в Ленинграде, № 460 в Сосновке и № 602 во Владивостоке. Итого было выпущено более 420 экземпляров.

На базе проекта «Большевик» были построены несколько модифицированных кораблей.

  • На катере проекта 183-Т был испытан дополнительный газотурбинный форсажный двигатель мощностью 4000 л. с., который позволял развивать скорость до 50 узлов. В 1955—1957 годах в Ленинграде по откорректированному проекту построили 25 таких катеров.
  • В 1958 году был построен опытный катер проекта 183-У, вооружённый четырьмя торпедными аппаратами, а в составе его энергоустановки использовались новые быстроходные дизельные двигатели. Полное водоизмещение катера достигало 92 тонн. Проект, однако, был закрыт, хотя и разрабатывались два его дальнейших варианта развития: 183-ТУ (с форсажной газовой турбиной) и 183-Т2 (с маршевой ГТУ и дополнительным 25-мм зенитным автоматом).
  • Был подготовлен также штабной проект катера 183-Ш.
  • Катер проекта 183-А был оснащён усиленной арктилитовой обшивкой (арктилит — это аналог бакелизированной фанеры с запрессованной металлической проволокой).
  • Катер проекта 189 был классифицирован как «охотник за подлодками» и вошёл в состав пограничных войск. Всего было построено 52 экземпляра.
  • Для обучения войск выпускался катер 183-Ц — радиоуправляемая учебная мишень.
  • В число нереализованных проектов вошли проект 183-Я2 и 183-Я3 с более лёгкими дизельными двигателями М503 (цифра в конце наименования катера класса 183-Я указывает количество таких дизелей). Водоизмещение первого судна составляло бы 88 тонн, а второго — 110 тонн. Вооружение было бы аналогично катеру 183-У.

Наши дни[править]

К концу 1980-х годов все катера, кроме некоторых модификаций, были списаны. В течение всего срока службы они принимали активное участие в боевой подготовке и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

wp.wiki-wiki.ru