московская архитектура в годы застоя
Они мчались… по благородному проспекту, чья репутация была бы отменной, не подмочи её блатные гитары веселой козлиной шпаны, прыгающей через скамейки, – до самого конца, где, вместо того чтобы разбиться в лепешку о билдинг, что вырос на любвеобильном Соколе, они исчезали в туннеле и, благополучно вынырнув с противоположной стороны, продолжали улепетывать от центра во все лопатки…
Оставим героев рассказа Виктора Ерофеева «Трехглавое детище»(альманах «Метрополь», 1979), которые приближаются к месту трагической развязки своей любви, и от нравов – истории советского адюльтера – обратимся к местоположению. Игорь и Надя едут по Ленинградскому проспекту, а потом по Ленинградскому шоссе. Эти трассы были частью важной московской градообразующей магистрали Кремль – Шереметьево, иначе говоря, резиденция советского руководства – международный аэропорт. Застройку этой территории проектировала мастерская №2 (потом 22) Моспроекта.
закругленные кирпичные фасады негласно были исполнены рабочими за соответствующую оплату труда – ящики водки
С одной стороны, здания мастерской Меерсона несут характерные черты архитектуры 70–80-х. Тогда господствовал брутализм. Московская его версия ориентировалась на наследие даже не столько конструктивистов, сколько Корбюзье (например, монастырь Сан-Мари-де-ла-Туретт). Другим источником вдохновения было творчество американцев – противников в холодной войне. Отмечено влияние Луиса Кана (родился он в 1901-м в русской Эстляндии), преподавателя Йеля и практика (генеральный план Дакки и многое другое).
Смотри также
Не щадит никого. Знаменитости, умершие от коронавируса
И вот здесь можно увидеть особенность почерка мастерской Меерсона – там любили лицевой кирпич. Своего рода визитной карточкой их стало здание вновь образованного министерства оборонной промышленности на 1-й Брестской (1966–1969, архитекторы А. Меерсон, А. Репетий, М. Былинкин, конст. А. Гордон, В. Стрижаченко). Его закругленные кирпичные фасады негласно были исполнены рабочими за соответствующую оплату труда – ящики водки (восп. М. Былинкина со слов А. Гозака). Кирпич представлялся более «гуманистическим» материалом для амбициозных и довольно бездушных построек бруталистов.
кирпичное здание райкома было по флангам украшено двумя «пивными кружками»
Между тем незаметно появился главный герой истории.
Максим окончил МАРХИ по специальности «промышленная архитектура» и попал в мастерскую Меерсона. Быть может, разделяя тамошнюю приверженность кирпичу, он подсознательно противостоял father figure, но лучше все-таки не переносить фрейдизм в советское градостроительство. Довольно скоро Былинкин возглавил там бригаду и стал делать собственные проекты: жилые дома на ул. Горького и Усиевича, библиотеку в Химки-Ховрино, пожарное депо на Соколе и партийный райком на Флотской улице.Очень известным, даже антологическим, стал его проект Московского речного пароходства (Ленинградское шоссе, 59; 1976–1981; соавтор В. Кирпичев, конст. А. Пятецкий, гл. инж. И. Ладыженский).
О своей работе в мастерской Меерсона и с Былинкиным рассказывает его соавтор, основатель и руководитель основанной в 1977-м детской архитектурной студии ЭДАС Владислав Кирпичев:
Премию ЮНЕСКО я получил в 1972 году: мне было 24 года, и я был студентом 4-го курса.
Естественно, по окончании института меня взял к себе Меерсон, хотя это было не в его правилах – я не был его дипломником.
Работа у Меерсона была, на тот момент, самой интересной с профессиональной точки зрения. Попасть туда было очень сложно и престижно.
Я попал в бригаду к Елене Вениаминовне Подольской – это была личная бригада Меерсона. Они занимались в основном элитными проектами – все эти цековские дома и проч.
Там и возник проект жилого дома на Смольной улице… потом скандал с Рочеговым (
Совершенно точно я не помню сейчас, но в бригаде у Подольской я проработал меньше года. Попал я к ней сразу после защиты диплома, летом 75-го. Значит, где-то в начале 76-го я оказался у Максима. Меня к нему сослали с условием запрета проектировать. Бригада у Макса была небольшая, кроме меня ещё 2–3 девушки. Очень хорошо помню Аллу Бажакину… (архитектор Александр Цивьян называет помимо Бажакиной – Галину Клименко).
Макс сказал: только на фасады не лезь, внутри можешь резвиться как захочешь.
Уволиться я не мог и уволить меня тоже не могли. Как молодой специалист, я должен был отработать 3 года. Поэтому просто перевели, и всё. Я устроил там «забастовку», просто приходил на работу и ничего не делал. Макс относился к этому моему поведению достаточно терпимо. Месяца через три сказал, что хочет поговорить… Рассказал, что есть у него объект, который строится уже, но не официально. Максим рассказывал мне о причине, но я сейчас не очень помню… когда-то (уж не знаю когда) было начато проектирование, сделан эскизный проект и даже уже отлили фундаменты… но что-то пошло не так, и объект законсервировали на какое-то время… потом решили возобновить стройку, но проектной документации не оказалось… вот тогда Максим и уговорил меня заняться рабочими чертежами и взять на себя стройку… Сказал, что из документации есть только эскизный проект.
Макс сказал: только на фасады не лезь, внутри можешь резвиться как захочешь… На том и договорились.
Объект с того момента стал полностью на мне: внутреннее пространство, рабочее проектирование, авторский надзор… Максим меня особо не контролировал, ни в чем меня не ограничивал…
На рубеже 70–80-х в Моспроекте возник план
Лично его знавшие коллеги неизменно комплиментарны в воспоминаниях. А. Гозак писал о не блещущем здоровьем, но мужественном и твердом в делах человеке, ответственном за профессию незаурядном мастере. А. Цивьян считает его превосходным графиком, с благодарностью вспоминает, как Максим щедро делился с ним секретами, что далеко не было принято в профессиональной среде (речь шла о проекте Цивьяна – Перовском райкоме КПСС). Рассказывает Владислав Кирпичев:О Максиме у меня остались очень хорошие воспоминания. Мне он казался достаточно деликатным, интеллигентным человеком. Но отношения у нас оставались чисто рабочими: я к нему в друзья не лез, он моей жизнью тоже особо не интересовался. У него был свой круг общения, у меня – свои приоритеты…
Максим Былинкин был немногословным и несомненным участником московской богемы
Борис Мессерер, друживший с его старшим братом Ильёй, вспоминает: Мы подтрунивали над ним – «младшим товарищем», говоря, что он ещё под стол пешком ходит.
Вместе с Мессерером братья делали «халтуру»: оформляли интерьеры кафешек. Кажется, Максим Былинкин был немногословным и несомненным участником московской богемы; женой его была модель из Общесоюзного дома моделей одежды (на Кузнецком мосту), позже уехавшая в США.
Во всяком случае, он с полным правом присутствует на знаменитой фотографии альманаха «Метрополь», в верхнем ряду – вторым справа:
Максим Былинкин на групповой фотографии альманаха «Метрополь», в верхнем ряду — второй справаВ предисловии к альманаху Василий Аксенов написал: Мечта бездомного – крыша над головой; отсюда и «МетрОполь», столичный шалаш над лучшим в мире метрополитеном. Аксенов имел в виду независимую литературу. Удивительно, что эти строчки предисловия гораздо больше подходят к биографии архитектора Максима Былинкина, украсившего райком КПСС функциональными «пивными кружками» (в этих секциях – залы совещаний) и разработавшего технологию для московской многоквартирной застройки до 2015 года.
Эти заметки вызваны обстоятельствами – карантином; передвижения мои ограничены районом со зданиями, построенными мастерской А. Меерсона. Поэтому они отчасти следуют канону: русскую арт-критику придумал К. Батюшков двумя эссе – Прогулкой в Академию Художеств и Прогулкой по Москве:
Вот Москва, большой город, жилище роскоши и нищеты… Пруды украшают город и делают прелестное гулянье. Там собираются те, которые не имеют подмосковных, и гуляют до ночи… Это гульбище имеет великое сходство с полями Елисейскими. Здесь мы видим тени великих людей, которые, отыграв важные роли в свете, запросто прогуливаются в Москве.
Автор благодарит В. Кирпичева, Б. Мессерера и А. Цивьяна за помощь
Т. В. Цивьян — Книжная энтропия
По популярностиПо рейтингуПо новизнеЦены: по возрастаниюЦены: по убываниюПредставлено 2 товара
Текст. Семантика и структура
500 ₽В корзинуБалканский лингвистический сборник
500 ₽В корзину
Представлено 2 товара
- Книги63076307 товаров
- Автографы7474 товара
- Бизнес.
Маркетинг215215 товаров - Биографии и ЖЗЛ488488 товаров
- Биографии и мемуары425425 товаров
- Серия ЖЗЛ6868 товаров
- География и путешествия163163 товара
- Гуманитарные науки388388 товаров
- Детские346346 товаров
- Для дошкольников9797 товаров
- Для школьников262262 товара
- Естественные науки566566 товаров
- Животные и растения134134 товара
- Искусство и архитектура827827 товаров
- Архитектура5656 товаров
- Живопись282282 товара
- Игрушки33 товара
- Искусство фото3333 товара
- Каталоги выставок1313 товаров
- Книжные иллюстрации3434 товара
- Коллекции и коллекционеры55 товаров
- Мировая художественная культура106106 товаров
- Мода и дизайн6565 товаров
- Музеи и галлереи4141 товар
- Музыка, опера, балет5656 товаров
- По стилям66 товаров
- По странам и регионам114114 товаров
- Религиозное искусство, иконы1919 товаров
- Скульптура2121 товар
- Театр, кино, цирк6969 товаров
- Фарфор, стекло, керамика1010 товаров
- Шрифты33 товара
- Ювелирные изделия, оружие, золото, серебро1212 товаров
- История11671167 товаров
- Древняя история129129 товаров
- История других стран148148 товаров
- История России641641 товар
- Мировая история253253 товара
- Классическая литература422422 товара
- Мировая199199 товаров
- Россия215215 товаров
- Книги до 1945 года275275 товаров
- Книги на иностранных языках112112 товаров
- Космос66 товаров
- Краеведение292292 товара
- Кулинария и рецепты7575 товаров
- Лингвистика и культурология706706 товаров
- Медицина230230 товаров
- Мифы, магия, эзотерика208208 товаров
- Отдельные тома из собраний336336 товаров
- Подарки139139 товаров
- Политика и война628628 товаров
- Военная техника и форма144144 товара
- Война 1812.
Наполеон2626 товаров - Войны и политика древнего мира1313 товаров
- Вторая мировая4444 товара
- Гражданская война и революция4646 товаров
- Мировая политика8989 товаров
- Первая мировая99 товаров
- Политика Россия и СССР234234 товара
- Тактика и стартегия войны1818 товаров
- Французкая революция11 товар
- Поэзия177177 товаров
- Промышленность9191 товар
- Психология560560 товаров
- Религии народов мира167167 товаров
- Сделай сам169169 товаров
- Современная проза472472 товара
- Другие страны225225 товаров
- Российские авторы248248 товаров
- Спорт2525 товаров
- Увлечения8484 товара
- Фантастика и приключения299299 товаров
- Философия365365 товаров
- Хобби66 товаров
- Юридические6161 товар
- Винтаж, бижутерия, сувениры115115 товаров
- Гравюры, карты, рисунки3434 товара
- Открытки, фото2626 товаров
Юрий Цивиан | Кафедра истории искусств
Поиск
Поиск
Чикагский университет
Юрий Цивиан
Кино и медиаисследования
Юрий Цивиан Уильям Х.
Колвин, почетный профессор факультетов истории искусств, кино и медиаисследований и Колледжа
Кино и медиаисследования
773.702.0254
Биография
Юрий Цивиан защитил кандидатскую диссертацию в области киноведения в Институте театра, музыки и кино в Ленинграде в 1984 году. Автор многочисленных публикаций о российско-советском и мировом кинематографе. В дополнение к своим многочисленным журнальным статьям он создал материалы для электронных СМИ и опубликовал несколько книг, в том числе Безмолвные свидетели: русские фильмы, 1908-1919 (1989), Раннее кино в России и его культурная рецепция (1994), и Иван Грозный (2002). Цивиан говорит по-польски, по-французски и по-немецки в дополнение к английскому и его родным русскому и латышскому языкам и преподает на кафедрах славянских языков и литературы, сравнительного литературоведения, истории искусства и кино и медиа-исследований.
Публикации
Юрий Цивиан
Линии сопротивления: Дзига Вертов и двадцатые
Порденоне
,
2004
«Человек с кинокамерой, часть первая: выборочный глоссарий», в Film Studies: An International Review Выпуск 2 (весна 2000 г.
)
,
«Образы бездомных: Д. В. Гриффит глазами советских кинематографистов», Griffithiana 60/61 (октябрь 1997 г.)
,
Профили
Основной
Аффилированный/В гостях
Почетный
Кураторы
Все
Найл АткинсонСредневековая и ренессансная архитектура и городская история
Заведующий кафедрой
CWAC 260
773.702.0270
Персис БерлекампИсламское искусство
CWAC 250
773.702.0250
Клаудия БриттенхэмДревнее американское искусство
CWAC 261
Дарби ИнглишСовременное искусство, культурология
КВАК 254
Сет ЭстринДревнегреческое искусство и археология
Советник по истории искусства MAPH
CWAC 264
Челси ФоксвеллЯпонское искусство
Директор последипломного образования
CWAC 265
773.
702.7946
Искусство Средневековья и раннего Нового времени
Мэтью Джесси ДжексонСовременное искусство
CWAC 262
Вэй-Чэн ЛиньКитайское искусство и архитектура
Советник по архитектурным исследованиям
CWAC 268
773.702.0268
2006 -07
Государственный университет Айовы
Доцент кафедры восточноазиатского искусства и Архитектура
Мохит МанохарИскусство Южной Азии
CWAC 256
Кристин МерингСовременное искусство
Стул
CWAC 263
В.Дж.Т. МитчеллТеория и критика
203 Виболт Холл
773.702.8475
Ричард НирДревнегреческое искусство и архитектура
CWAC 259
773.

Маркетинг215215 товаров
Наполеон2626 товаров