Обработка природного материала — Методика преподавания Технологии и ИЗО в начальных классах
Матриалы для уроков Технологии 1-4 классы > Работа с природным материалом > Свойства природных материалов неорганического происхождения > Свойства природных материалов органического происхождения >
Желуди. Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой — плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре — октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке). Кора . Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки- плоскодонки.
Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она
легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток,
которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль
ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от
грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону
чистят шкуркой. Ветки. Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток — работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они
иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их
тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые
необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет
увидеть осьминога, паука и т. д. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью. Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью. Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная. Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму. Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др. Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.
Работу с этим материалом можно организовать, если дети
вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без
зерен! Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упаривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов. В результате получают целые куски соломы. На них карандашом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ работы с соломой. Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки. Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др. Рогоз. Многие жители юга
хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли
которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза —
интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные
фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы. Листья рогоза (узкие и длинные) также
могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки,
как и листья кукурузы. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы: Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную,
альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную,
пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по
толщине, плотности, окраске, назначению. ИНСТРУМЕНТЫ При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную,
альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную,
пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по
толщине, плотности, окраске, назначению. Сушка трав в тениЕсли нужно высушить зеленые части растения, то лучше всего сделать это без попадания прямых лучей. Лучше всего для такой сушки подходит чердак, особенно если кровля из жести или шифера. Для этой сушки обычно используют стеллажи, изготовленные из редкой ткани, например, марли либо же из мелкой проволочной сетки. Разложив травы тонким слоем, толщиной около двух сантиметров, очень важно чтобы помещение хорошо проветривалось. А вот сушить пучками не рекомендуется, так как внутри связки возможно образование плесени, и травы, в дальнейшем, не смогут долго храниться. Для воздушной сушки, кроме чердаков, можно использовать и другие помещения, имеющие подобные условия. Сушка трав таким образом займет несколько дней, все зависит от растений. Но зато для такого вида сушки подходит любая, не только солнечная погода. Необходимо в течение дня хотя бы раз перевернуть растения для лучшего результата. Печная сушка травИскусственная сушка занимает намного меньше времени. При этом каждое растение можно сушить в зависимости от его особенностей. Одним из видов искусственной сушки является печная. Обычно для нее используют печь, которую нагревают до определенной температуры. Желательно чтобы помещение хорошо вентилировалось. А температура была в пределах 40-60 градусов. С помощью печи хорошо сушить ягоды и плоды. Например, шиповник, чернику, малину или рябину. Для лучшей сушки их можно предварительно немного просушить на солнце. Печь растопить до 80-90 градусов, но не выше. Калориферная сушка травТакже различают калориферную сушку, когда для нагрева сушилки используется вода или пар котельных установок, или электрические – используют электронагреватели. Когда растения хорошо высушены, их необходимо поскорее правильно упаковать. Душистые травы, к примеру, мяту, мелиссу, шалфей, розмарин и другие необходимо упаковать в плотно закрытую стеклянную посуду или металлические, деревянные банки. Для хранения некоторых трав подходит бумажная упаковка, льняные мешочки. Для удобства на каждую упаковку можно прикрепить этикетки с названием трав. По материалам сайта: сайт 1 Обработка глины Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Делают это следующим образом. Кладут глину в ведро, заливают водой и тщательно размешивают до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто, легко отставать от руки и при сминании не давать трещин. Хранить ее лучше всего в полиэтиленовом мешке. По материалам сайта: сайт 1 Обработка песка По материалам сайта: сайт 1 |
«Художественная обработка природного материала» (Презентация опыта) | Методическая разработка по технологии:
«Художественная обработка природного материала»
(Презентация опыта)
Природа позаботилась о том, чтобы в любое время года щедро снабжать любителей творчества различными природными материалами. Летом это теплая, солнечная соломка, невероятной красоты цветы и различные растения, осенью это невероятных окрасок листья деревьев, шишки, жёлуди и орехи, зимой – ягоды рябины и белоснежника, весной – нежные цветы плодовых деревьев, тополиный пух и береста. Природа дарит нам уникальную возможность создавать настоящие шедевры, фактурные, восхитительные, оригинальные и отлично хранящиеся.
Соломка
Солома – стебель зерновых злаков: пшеницы, овса, ячменя, ржи. С художественной точки зрения, является очень интересным материалом для творчества. Ее волокна, имеющие глянцевитую поверхность и отливающие всеми оттенками золота и перламутра, могут максимально отражать свет только под определенным углом.
Заготовка соломки
Наилучшими качествами для работы обладает вручную сжатая солома. Перемолотая солома из комбайна не годится для работы. Убирают её в конце июня – начале июля серпом или ножницами. Стебли срезают у самой земли и сразу связывают их в снопы. Сушить солому лучше в закрытом помещении. Чтобы подготовить солому к работе, разрезают стебель на куски. Ножницами отсекают нижнюю – наиболее толстую часть стебля до узла, затем отрезают сам узел и одновременно снимают листья. Эту операцию повторяют столько раз, сколько узлов на стебле.
Технология работы с соломкой
Если планируется оклеивать поверхность соломкой в натуральном её виде, то стебли оставляют трубчатыми. Но если это будет инкрустация или плоская, не объёмная аппликация, то стебли надо предварительно разрезать ножницами и прогладить утюгом. Получатся полоски, которые потом можно будет без труда приклеить к любой плоской поверхности – к бумаге, картону, ткани, дереву и т. д. Сначала надо подобрать солому по цвету, по размеру, плотно подогнать одну полоску к другой. Поэтому сначала нанесите контур рисунка на прозрачную бумагу. Затем подобрать соломенные полоски, наклеить их с помощью клея ПВА и оставить на некоторое время под прессом. Потом ножницами следует вырезать изделие по ранее нанесённой на бумагу линии. Только теперь полученный фрагмент можно приклеивать к основному фону и снова держать некоторое время под прессом. При аппликации соломка вовсе не обязательно должна располагаться в одном направлении – вертикально, горизонтально или наклонно. Лучше всего сочетать все эти направления, достигая эффекта объёмности.
Для аппликаций применяют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ.
1 вариант:
1. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины.
2. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент — выпуклая, рельефная.
2 вариант:
1. Удалить, отрезать ножницами узлы — коленца.
2. Перед работой солому замочить в кипятке на 15-30 минут, после чего она становится гибкой и эластичной.
3. Трубочки разрезать острыми ножницами.
4. Хорошо разгладить горячим утюгом до полного высыхания.
Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Тонировка соломы:
Естественный цвет соломы имеет разные оттенки – желтоватый, зеленоватый сероватый, коричневатый. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработки или отбеливанию.
Коричневые и темно коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.
Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатели (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить.
Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии розоватый оттенки. Для окраски соломы в яркие тона — красный, синий и др. — применяются анилиновые красители, которыми красят ткани. Для окраски соломы можно применять и морилку.
Тополиный пух
Мы часто, не задумываясь, наступаем на него, иногда даже сердимся на назойливый пух, оседающий на ресницах и волосах, попадающий на язык и порой вызывающий серьёзные приступы аллергии. Пух тополя, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Его используют в аппликациях. Аппликации из тополиного пуха очень нежные, воздушные, однотонные.
Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Тополиный пух – идеальное решение для фактурной передачи структуры шерсти животных. Он позволяет придать любому изображению «натуральный» вид, «оживить» его. Легче также делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, парусные лодки на воде, рыбки в аквариуме.
Основным материалом для аппликации можно считать тополиный пух. Но также аппликацию можно делать из других растений — пухоносов: хлопка, иван-чая, чертополоха. Некоторые мастера используют для своих работ даже пух домашних питомцев: например, кошек.
Фоном для аппликации может быть бархатная бумага черного цвета; но могут быть и другие темные тона бархатной бумаги: темно-красная, темно-коричневая, темно-синяя, темно-зеленая.
Клеящие составы для аппликации из тополиного пуха не нужны. Это бесклеевая, если можно так сказать, сухая аппликация.
Для работы с тополиным пухом потребуется: пинцет, большая толстая игла или металлическая спица с острым концом, ножницы. Кроме того, понадобится белый мелок или обмылок для создания наброска, копировальная бумага.
Заготовка пуха
Собирать тополиный пух следует в солнечный день в мае. В это время в тополиных сережках созревают и раскрываются коробочки. Сережки снимают с дерева, очищают, удаляя засохшие семена и чешуйки. Если они находятся в недоступных для сбора местах, то пух собирают и с травы, следя за тем, чтобы он не содержал частиц песка и мусора. Пух вынимают из коробочки пинцетом. После сбора необходимого количества его помещают в пакет из бумаги или ткани и сушат на подоконнике.
Пух иван-чая появится в конце августа после того, как отцветут его пирамидальные малиновые цветки. Примерно в то же время появится пух и на чертополохе.
Хранить высушенный материал рекомендуется в небольших коробках, мешочках из ткани или конвертах. В таком виде пух хранится достаточно долго, не желтеет и не теряет своих естественных свойств. Полиэтилен не годится, так как материал в нем отсыревает. Пух, собранный в сырую погоду, рекомендуется просушить, так как он плесневеет.
Технология работы с тополиным пухом
Последовательность работы. Изготовление картин из пуха – это нечто среднее между флористикой, живописью и рукоделием. Из тополиного пуха получаются великолепные изображения котят, белых лошадей, сайгачат и других пушистых животных (см.приложение). Аппликация из тополиного пуха, как любая другая, начинается с выбора сюжета и выполнения эскиза по размеру будущей аппликации, Для того, чтобы перенести изображение на бархат, используются разные приёмы. Можно скопировать изображение животного и нанести его на цветную основу при помощи мелка следующим образом. Эскиз переносят на фон, для чего обратную сторону заштриховывают белым, светло-желтым, светло-розовым карандашом или кусочком сухого мыла. Заштрихованную сторону эскиза накладывают на лицевую сторону фона – черную бархатную бумагу, после чего контуры эскиза прорисовывают белым карандашом. Но, как правило, имеющийся рисунок или фотографию превращают с помощью ксерокса или принтера в чёрно-белое изображение нужного размера. Затем осторожно переводят основные контуры рисунка с помощью жёлтой копировальной бумаги на бархат.
Прокладку тополиного пуха начинают с левого верхнего угла эскиза, предварительно прикрыв нерабочую часть чистой бумагой. Если этого не сделать, то белые линии сотрутся под рукой, кроме того, на черной бархатной бумаге появится сероватый налет. Он придаст работе неряшливый вид. Следы от линий и пух с трудом снимаются с поверхности бархатной бумаги. Такие следы можно снять с помощью поролоновой губки. Лишний пух, налипший на фон, снимается пинцетом.
Основной этап работы с тополиным пухом достаточно прост. Если сюжет картинки – животное, то выкладывать в первую очередь нужно глаза, а затем остальные детали. Тополиный пух аккуратно прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы он прилип к бархату. Крупные детали изображения животного оформляются при помощи самого простого способа нанесения пуха – внакладку. Для этого очищенный тополиный пух наносится на бархатную поверхность основы тонким слоем.
Первый слой, на который впоследствии будут наноситься все последующие элементы изображения, должен тщательно прижиматься к основе пальцами. В дальнейшем накладывается ещё несколько слоёв тополиного пуха, благодаря чему создаётся ощущение объёмности изображения, а шёрстка приобретает насыщенно-белый цвет. Чтобы придать тополиному пуху нужное направление, следует иглой как бы процарапать, расчесывая, вытягивая его.
Для выделения контуров и придания изображению большей натуральности используются жгуты, тоже приготовленные из тополино пуха. Тонкими жгутиками можно подчеркнуть контуры ушек, обозначить веки, «нарисовать» усы и другие элементы. Для носика используются шарики, скатанные также из тополиного пуха.
Если делают пейзаж, то прокладку тонкого слоя пуха начинают с перспективы, а затем постепенно идут к переднему плану, усиливая его.
Аппликации из тополиного пуха обязательно надо помещать под стекло. При желании можно сделать паспарту из белой бумаги.
Береста
Возможность бересты, красивого, легкого, эластичного и прочного поделочного материала очень велики. Бересту можно склеивать, сшивать, плести. На ней можно рисовать, выжигать. Все изделия из бересты можно разделить на две группы:
1. Плоскостные (аппликация, тиснение, выжигание, рисунки)
2. Объемные (изделия из целого куска коры – пласта и плетение).
Береста – прабабушка бумаги и при изготовлении панно используются те же приемы вырезания и наклеивания, как и с бумагой.
Важно различать лицевую сторону бересты и ее долевое направление. Прилегающий к стволу внутренний слой бересты принято называть лицевым, а наружный, белый — изнаночным. Долевое направление совпадает с продольным направлением характерных черточек (чечевичек) на бересте, через которые она “дышит”. В летний период года они расширяются, а в зимний “смыкаются”.
Для изделий бересту следует использовать гладкую, ровную, без пороков и дефектов.
Самая лучшая береста — ровная с красивым рисунком, узкими полосками, что наблюдается у одной из наиболее распространенной разновидности – березы пушистой.
Заготовка бересты
Лучшую бересту получают с берез, произрастающих в смешанном лесу. Кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах расчисток или зеленого строительства. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево! Для изготовления аппликации снимают бересту пластами. Снятие бересты пластом осуществляется следующим образом: отметив нужную высоту пласта, делают острым ножом горизонтальные надрезы по окружности ствола. Затем по линии наименьшего ската соединяют горизонтальные надрезы с вертикальными. По линии надреза береста с треском начнет отрываться от ствола.
Подготовка бересты к работе заключается в шелушении ее внешней стороны наждачной бумагой вдоль волокон, удалении наростов, расслоении до требуемой толщины. Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). Для расслаивания бересты не годится никакой инструмент – только пальцы могут почувствовать, какой слой можно отделить, а какой не будет отделяться.
Хранение бересты заключается в следующим: заготовленную бересту необходимо очищать от неровностей, протереть влажной тряпкой, просушить и хранить в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты, друг на друга. Расслоенную бересту сортируют по цвету, размеру, раскладывают в коробки под гнет, или перекладывают старые журналы под гнет.
Семена и листья растений, шишки, желуди
Листья кукурузы, папоротника, березы, клена, дуба, сирени, липы, каштана, вяза и других деревьев и кустарников.
Собранные листья нужно рассортировать по форме и размеру и засушить. Сложите лист бумаги (кусок обоев, газету) пополам, внутри поместите листья. В качестве груза хорошо использовать толстые книги. Чередуя книги и бумагу с растениями, вы обеспечиваете равномерное засушивание и выравнивание листьев; этот процесс занимает несколько дней. При высушивании листья клена, дуба, березы, ясеня, вяза сохраняют свой первоначальный цвет, хотя он становится немного менее насыщенным.
Шишки – плоды хвойных деревьев – сосны, ели, кедра, пихты. Если вы собрали нераскрытые шишки в лесу, то в помещении при комнатной температуре они через некоторое время раскроются. В основном шишки используют для объемных поделок. Но из их «чешуек» можно делать и плоские картины. «Чешуйки» срезают ножницами. Также в шишках есть семена с летучками, которые тоже можно использовать.
Подготовленный материал может быть использован в оформлении аппликаций. Они пойдут, например, на крылья для совы, чешую у рыбки. Закреплять «чешуйки» можно пластилином или клеем ПВА.
Косточки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зёрна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. В течение нескольких дней зёрна сохнут, а их цвет и форма остаются прежними после просушки. Косточки абрикоса, персика, прежде чем промыть, следует очистить от мякоти.
Орехи. Скорлупа грецкого ореха достаточно твердая, с рельефной поверхностью. Если вы разбиваете орех молотком, то скорлупа распадается на неравные части. Чтобы получить две равные половинки, воспользуйтесь ножом. Приложите нож к ореху и слегка постучите по нему молотком. Скорлупа распадется на две половинки.
Скорлупа фисташек обладает приятным кремовым цветом и легко разламывается.
Скорлупа арахиса достаточна мягкая, легко режется, очень легкая.
Скорлупа кедровых и лесных орехов темно-коричневого цвета, она довольно твёрдая.
Ягоды и плоды
Рябина. Ягоды рябины с ярко-красной и оранжево-красной окраской, круглой формы. Когда ягоды высыхают, они сморщиваются и теряют свой яркий цвет, но использовать их можно.
Апельсин и лимон. Кожура от апельсина и лимона, высыхая, приобретает более темный цвет и становится твердой. Если апельсин и лимон нарезать на дольки толщиной 0,5 см, просушить их на солнце, то они затвердеют. Такие заготовки можно использовать в аппликациях, выглядят они очень здорово.
Жёлудь. Жёлуди — овальной формы, нежно-бежевого цвета. С одной стороны желудь накрыт чашечкой – плюской. Плюска легко отсоединяется от желудя и ее можно использовать для аппликаций.
Каштан. Плоды каштана блестящие, ярко-коричневого цвета.
Хранение листьев, семян, цветов
Сначала природные материалы нужно рассортировать. Ведь каждый из них обладает своими особенностями, которые следует учитывать не только при составлении композиции, но и при хранении. И пользоваться гораздо удобнее, когда всё на своём месте.
Листья и цветы наиболее хрупкие. Для их хранения приготовьте бумажные контейнеры. Это могут быть специально купленные в канцелярских магазинах коробки разного размера. Для хранения также подойдут и коробки из-под конфет. Вы можете оклеить крышки коробок разноцветной бумагой, придумать специальные картинки с изображением природных материалов, которые в них находятся. Мне нравятся пластиковые коробочки — контейнеры с крышками, прямоугольные, разного размера, очень удобно.
Желуди, шишки, каштаны хорошо сохранятся в плетеных корзинах. Полевые травы, пшеницу, физалис, овес можно положить в напольные вазы для украшения дома.
Мозаика из яичной скорлупы
Яичная скорлупа — прекрасный материал для творчества.
Существует два варианта её использования:
— мозаика из яичной скорлупы (более простой вариант, отлично подходит для совместного творчества с детьми)
— декупаж с яичной скорлупой (таким образом можно добиться эффекта кракелюра — потрескавшейся от старости поверхности — без специального лака).
Орнаментом из яичной скорлупы делаются не только различные плоские предметы. Украшены и декорированы могут быть и всевозможные шкатулки, прекрасные настенные панно, заготовки, которые выточены на обычном токарном станке — вазочки, декоративные блюда, карандашницы, тарелки и т.д.
Для начала работы необходимо запастись сырьем, то есть самой яичной скорлупой. Затем обязательно промыть скорлупки в теплой воде, далее нужно их опустить в раствор пищевой соды для дальнейшего обезжиривания их поверхности. Затем убрать внутреннюю плёночку и просушить эти заготовки. Последним шагом останется уложить их на временно хранение в картонные коробки. Когда соберется большое количество разных оттенков, можно заниматься изготовлением разных облицовочных пластинок.
Для изготовления мозаики из яичной скорлупы своими руками, вам потребуется шаблон будущего рисунка. Если вы обладаете художественными способностями, то просто нарисуйте шаблон на листе бумаги. Если нет, можно взять любой рисунок, предназначенный для раскрашивания детьми. Там четко прорисованы все контуры и обычно не требуется большого количества цветов. Приклейте лист с рисунком на плотный картон. Теперь начинаем приклеивать скорлупу. Для этого смазываем небольшой фрагмент рисунка клеем ПВА и кладем сверху кусочек скорлупы. Если скорлупка слишком большая, то надо всего, лишь надавить сверху палочкой, скорлупа треснет и распадется на несколько мелких кусочков. Следите за тем, чтобы между скорлупками было примерно одинаковое расстояние.
Заполнив один фрагмент рисунка, переходим к следующему. После заполнения всего рисунка, отложите его до полного высыхания клея. Если вы использовали белую скорлупу, то только после высыхания рисунок можно покрасить акриловыми красками. Законченную работу необходимо покрыть лаком. В результате получается своеобразный вариант аппликации из яичной скорлупы.
Литература
- Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
- Дербин В.Н. Пофантазируй с берестой [Текст] /Девчонки – мальчишки. Школа ремесел. – 2008. — № 9. – С.1-5.
- Мезенцева Т. Пуховые истории.//Делаем сами. Толока. 2012. № 12
- Мешакова Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. — М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.-80с. — (Мастер – класс на дому)
- Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия. 5-9 классы: программа, рекомендации, разработки занятий. – Волгоград:Учитель, 2009.-255 с.
- http://kovrodelkin.ru/publ/kreativnoe_rukodelie/prirodnyj_material/188/23-1-0-188
- http://stranamasterov.ru/node/369334
- http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43103430813/Kartinyi-iz-topolinogo-puha
- http://bisnesideya.ru/biznes-na-domu/mozaika-iz-yaichnoj-skorlupy-pribylnoe-iskusstvo.html
- http://nacrestike. ru/publ/master_klassy/podelki_iz_jaichnoj_skorlupy/9-1-0-815
Обработка материалов | Определение, примеры, типы и факты
плавка меди
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- обработка железа обработка алюминия обработка свинца обработка меди переработка цинка
Просмотреть весь связанный контент →
обработка материалов , серия операций, которые превращают промышленные материалы из состояния сырья в готовые детали или изделия. Промышленные материалы определяются как те, которые используются в производстве «твердых» товаров, таких как более или менее долговечные машины и оборудование, производимые для промышленности и потребителей, в отличие от одноразовых «мягких» товаров, таких как химикаты, продукты питания, фармацевтические препараты и одежда. .
Ручная обработка материалов стара, как цивилизация. Механизация началась с промышленной революции 18 века, а в начале 19 века основные машины для формовки, формовки и резки были разработаны, главным образом в Англии. С тех пор методы обработки материалов, методы и машины стали разнообразнее и многочисленнее.
Цикл производственных процессов, который превращает материалы в детали и продукты, начинается сразу после того, как сырье либо извлечено из полезных ископаемых, либо произведено из основных химических веществ или природных веществ. Металлическое сырье обычно производится в два этапа. Во-первых, необработанная руда обрабатывается для увеличения концентрации целевого металла; это называется благодеянием. Типичные процессы обогащения включают дробление, обжиг, магнитную сепарацию, флотацию и выщелачивание. Во-вторых, дополнительные процессы, такие как плавка и легирование, используются для производства металла, который должен быть изготовлен в виде деталей, которые в конечном итоге собираются в продукт.
В случае керамических материалов натуральная глина смешивается с различными силикатами для получения сырья. Пластмассовые смолы производятся химическими методами в виде порошка, гранул, замазки или жидкости. Синтетический каучук также изготавливается химическими методами, как и натуральный каучук, в таких формах, как плиты, листы, креп и пена для изготовления готовых изделий.
Процессы, используемые для преобразования сырья в готовую продукцию, выполняют одну или обе из двух основных функций: во-первых, они придают материалу желаемую форму, и, во-вторых, они изменяют или улучшают свойства материала.
Процессы формовки и придания формы можно разделить на два основных типа: выполняемые с материалом в жидком состоянии и выполняемые с материалом в твердом или пластичном состоянии. Обработка материалов в жидкой форме широко известна как литье, когда речь идет о металлах, стекле и керамике; это называется литьем применительно к пластмассам и некоторым другим неметаллическим материалам. Большинство процессов литья и формовки включают четыре основных этапа: (1) создание точного шаблона детали, (2) изготовление формы по шаблону, (3) введение жидкости в форму и (4) удаление затвердевшей детали из формы. плесень. Иногда требуется финишная обработка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Материалы в твердом состоянии принимают желаемую форму под действием силы или давления. Обрабатываемый материал может быть в относительно твердом и стабильном состоянии и иметь форму бруска, листа, гранул или порошка, или он может быть в мягкой, пластичной или замазкообразной форме. Твердым материалам можно придать форму как в горячем, так и в холодном состоянии. Переработку металлов в твердом состоянии можно разделить на две основные стадии: во-первых, сырье в виде крупных слитков или заготовок подвергают горячей обработке, обычно прокаткой, ковкой или экструзией, на более мелкие формы и размеры; во-вторых, эти формы перерабатываются в конечные детали и изделия с помощью одного или нескольких процессов горячего или холодного формования меньшего масштаба.
После того, как материал сформирован, его обычно подвергают дальнейшей обработке. В обработке материалов процесс «удаления» — это процесс, при котором удаляются части куска или массива материала для достижения желаемой формы. Хотя процессы удаления применяются к большинству типов материалов, они наиболее широко используются для металлических материалов. Материал может быть удален с заготовки как механическими, так и немеханическими средствами.
Существует ряд процессов резки металлов. Почти во всех из них механическая обработка включает в себя прижатие режущего инструмента к материалу, которому необходимо придать форму. Инструмент, который тверже разрезаемого материала, удаляет ненужный материал в виде стружки. Таким образом, элементами механической обработки являются режущее устройство, средство удержания и позиционирования заготовки и обычно смазка (или смазочно-охлаждающая жидкость). Существует четыре основных нережущих процесса удаления: (1) при химическом фрезеровании металл удаляется в результате реакции травления химических растворов на металле; хотя обычно наносится на металлы, его также можно использовать на пластике и стекле. (2) Электрохимическая обработка использует обратный принцип металлизации, поскольку заготовка вместо того, чтобы наращиваться в процессе металлизации, контролируемым образом разъедается под действием электрического тока. (3) Электроэрозионная обработка и шлифовка разрушают или режут металл высокоэнергетическими искрами или электрическими разрядами. И (4) лазерная обработка режет металлические или огнеупорные материалы интенсивным лучом света лазера.
Другим дальнейшим изменением может быть «соединение», процесс постоянного, иногда только временного соединения или прикрепления материалов друг к другу. Используемый здесь термин включает сварку, пайку твердым припоем, пайку, а также адгезивное и химическое соединение. В большинстве процессов соединения соединение между двумя частями материала создается путем приложения одного или комбинации трех видов энергии: тепловой, химической или механической. Связующий или наполнительный материал, такой же или отличный от соединяемых материалов, может использоваться или не использоваться.
Свойства материалов могут быть дополнительно изменены путем горячей или холодной обработки, механических операций и воздействия некоторых видов излучения. Модификация свойств обычно вызывается изменением микроскопической структуры материала. В эту категорию входят как термическая обработка, включающая температуры выше комнатной, так и холодная обработка, включающая температуры ниже комнатной. Термическая обработка — это процесс, при котором температура материала повышается или понижается для изменения свойств исходного материала. Большинство процессов термической обработки основаны на температурно-временных циклах, которые включают три этапа: нагрев, выдержку при температуре и охлаждение. Хотя некоторые термические обработки применимы к большинству семейств материалов, они наиболее широко используются для металлов.
Наконец, процессы «чистовой обработки» могут использоваться для модификации поверхностей материалов с целью защиты материала от износа в результате коррозии, окисления, механического износа или деформации; для обеспечения особых характеристик поверхности, таких как отражательная способность, электрическая проводимость или изоляция, или несущие свойства; или для придания материалу особых декоративных эффектов. Существуют две большие группы отделочных процессов: те, при которых на поверхность наносится покрытие, обычно из другого материала, и те, при которых поверхность материала изменяется под действием химического воздействия, тепла или механической силы. К первой группе относятся металлические покрытия, такие как гальванопокрытие; органическая отделка, например покраска; и эмалирование фарфора.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Эриком Грегерсеном.
Свойства природных и обработанных материалов
Эта основная идея исследуется через:
- Противопоставление студенческих и научных взглядов
- Критические идеи обучения
- Педагогическая деятельность
Противопоставление студенческого и научного взглядов
Студенческий повседневный опыт
Студенты сегодня окружены самыми разнообразными материалами, которые часто классифицируются как натуральные или обработанные материалы. Эту классификацию следует рассматривать как континуум, а не как классификацию «или/или». Натуральные материалы — это те, которые встречаются в естественной среде и претерпели очень мало изменений. Обработанные материалы часто модифицированы из природных материалов или вообще не встречаются в естественной среде, но были разработаны и изготовлены для выполнения определенной цели. В континууме, использующем дерево в качестве материала, древесина будет естественным материалом, а с повышением уровня обработки вы получите фанеру, МДФ (древесноволокнистую плиту средней плотности) и бумагу.
Учащиеся все реже сталкиваются с природными материалами, и им все труднее определить источник сырья, необходимого для производства многих переработанных материалов. Их общий опыт связан с игрушками, одеждой и другими материалами, изготовленными из пластмассы, синтетики, полимеров и смол, и они с меньшей вероятностью смогут идентифицировать натуральные материалы, такие как хлопок, вискоза, шелк, шерсть и мохер, полученные из растений и животных.
Учащиеся в общих чертах определяют вещества и материалы по тому, как они используются, и обычно могут определить только одно или два свойства, которые делают материал подходящим для его применения. Они также склонны связывать вещества и материалы с предметами, и хотя некоторые очевидные свойства этих предметов могут подвергаться химическим реакциям, приводящим к изменению цвета, запаха и состава, они продолжают считать, что предмет и материал, из которого он сделан, состава остаются прежними, т. е. студенты считают, что когда железо ржавеет, ржавчина, хотя и меняет цвет, все же остается железной.
Исследование: de Vos & Verdonk (1987)
В нашем все более коммерческом мире у студентов меньше шансов получить опыт, который требует от них выбора или даже идентификации материалов на основе их пригодности для выполнения данной задачи. Современный потребитель с большей вероятностью купит одежду, исходя из стоимости, эстетики или доступности, и оставит вопросы выбора материала, предназначенного для повышения функциональности, производителям продукта. Сравнительное исследование учащихся 3-х классов в Западной Австралии показало, что каждый третий ученик не смог определить, является ли полиэтиленовая пленка водонепроницаемой. Вывод состоит в том, что учащиеся считают, что полиэтиленовая пленка используется для упаковки бутербродов, потому что она «продается для этой цели», а не потому, что она обладает важными свойствами, разработанными для того, чтобы хорошо подходить для этой задачи, например, полиэтиленовая пленка водонепроницаемая, легкая и гибкая, прозрачная. , легко складывается и раскладывается, создает воздухонепроницаемое уплотнение при контакте и имеет низкую стоимость.
Исследование: Jones (1998)
Учащиеся часто обладают неявными знаниями о свойствах широкого спектра материалов, с которыми они столкнулись. Поскольку материалы, которые они используют, были выбраны другими на основе их свойств, у учащихся редко возникает потребность в определении конкретных свойств, и в большинстве случаев они не видят необходимости задавать такие простые и иногда очевидные вопросы, как:
- почему окна сделаны из стекло?
- Какие свойства кирпича делают его пригодным для возведения стен?
- почему мы выбираем пушистые или ворсистые материалы для изготовления одежды, которая согревает нас?
Научный взгляд
Свойства и структура материалов взаимосвязаны и определяют их поведение. Их использование определяется их свойствами, некоторые из которых могут быть изменены и улучшены путем обработки.
На протяжении всей истории люди обнаруживали необходимость модифицировать встречающиеся в природе материалы для улучшения полезных свойств. Растущая зависимость людей от обработанных материалов требует модификации материалов для создания новых, которых ранее не существовало. Пластмассы являются важным примером этого. Чем больше обработан материал, тем больше вероятность того, что материал создаст проблемы с утилизацией отходов.
Критические учебные идеи
- Различные материалы имеют разные свойства, такие как цвет, прочность, текстура, запах, твердость, гибкость, а также стоимость, которые определяют их применение и вероятное использование.
- Природные материалы часто выбирают для применений, в которых используются их свойства, а также из-за их доступности или стоимости производства.
- Природные материалы можно комбинировать, смешивать, нагревать или обрабатывать различными способами для получения обработанных материалов с измененными или улучшенными свойствами.
Исследуйте взаимосвязь между представлениями о натуральных и обработанных материалах в
Карты развития концепции (атомы и молекулы, химические реакции, сохранение материи,
Состояния материи).
Преподавательская деятельность
Сбор фактов/данных для анализа и открытое обсуждение путем обмена опытом
синтетических материалов и способствовать обсуждению улучшенных свойств синтетических красителей. Студенты также могли обсудить и определить некоторые недостатки синтетических красителей по сравнению с натуральными красителями, такие как утилизация отходов, вопросы безопасности при обращении и аллергия.Соберите несколько натуральных продуктов, которые имеют яркий цвет и могут быть использованы в качестве возможных источников натуральных красителей (например, свекла, ежевика, шафран, красная смородина, малина и лепестки цветов), и купите несколько коммерческих синтетических красителей для холодной воды. Подготовьте ряд образцов одежды как из натуральных, так и из синтетических материалов (таких как хлопок, шелк, нейлон, терилен и полиэстер), идентифицируйте каждый из них и поместите образцы в контейнеры с разными красителями. Оставьте их на пару дней, а затем, используя перчатки, снимите их, промойте под холодной водой и высушите на воздухе.
Предложите учащимся оценить, насколько эффективны натуральные и синтетические красители для создания стойкого изменения цвета ткани. Какие из натуральных материалов больше всего пострадали от красителей, а какие выцвели при стирке? Обсудите преимущества и недостатки натуральных и синтетических красителей и их способность вызывать быстрое изменение цвета различных материалов.
Рассмотрите истории о разработке переработанного материала, такого как Tyrian ‘Royal’ Purple и случайном открытии Mauve в 1856 году сэром Уильямом Перкинсом.
Уточнить и закрепить идеи для/посредством сообщения другим
Это задание направлено на то, чтобы побудить учащихся определить и обсудить физические свойства ряда материалов и предложить на основе выявленных свойств, как их лучше всего использовать.
Соберите и познакомьте класс с различными природными и обработанными материалами. Старайтесь не дарить им легко узнаваемые предметы, предназначенные для определенной цели (например, строительный кирпич). Призовите класс определить ряд индивидуальных свойств, связанных с каждым материалом, а затем предложите им выбрать материал, который лучше всего подходит для конкретной задачи.
Например, соберите несколько небольших трубок или трубок из следующих материалов: стекло, ПВХ, картон, металл, керамика и бамбук. После того, как учащиеся обсудят и определят различные свойства каждого материала, попросите их поработать в группах, чтобы определить лучший материал для выполнения следующих задач/целей: транспортировка холодной воды, транспортировка кипящей воды, изготовление шестов для палаток, прокладка электрических проводов, строительство детской площадки. альпинистское снаряжение, сконструируйте упаковку для отправки почты и разведите костер.
Предложите учащимся обсудить и определить свойства, благодаря которым материал хорошо подходит для выполнения задания.