Окна почти каждой среднерусской или северной деревни украшены резными декоративными наличниками: Разработка урока искусства в 9 классе Декоративно-прикладное искусство

Конспект урока по теме «Декоративно-прикладное искусство»

“Как прекрасен этот мир, посмотри…”.

Цели урока:

  • знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства;
  • углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
  • развитие интереса к предмету; развить художественный вкус, внимание, память, творческие способности;
  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям;
  • привитие любви и уважение к традициям русского народа;

Задачи: формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

Ход урока

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца.

Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.

Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящую в древность традиции, другие возникли в последнее десятилетие.

Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека.

Прикладное искусство. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. Позднее, в ХIХ в. Эту область художественного освоения предметного мира определили как “прикладное искусство”. Приглашаю на выставку

“Красиво жить не запретишь тому, кто на выдумки хитер”.

ВЫШИВКА

Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар – птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища.

Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.

Вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны “лучистое солнышко”, ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

(Показ работ).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА

Окна почти каждой избы среднерусской или северной деревни украшены резными декоративными наличниками. За самыми редкими исключениями их рисунок никогда не повторялся. Резьбой, простой геометрической или же сочной, с растительными узорами, украшены чердачное окно, ворота крестьянского дома. Резьба придаёт им глубоко индивидуальный облик. Некоторые дома имеют столь совершенные резные украшения, что их по праву считают произведениями декоративно – прикладного искусства. И это не удивительно.

Сообщение

. Художественная резьба – один из самых древних и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Резьбой украшали здания, предметы быта. Ажурной резьбой вырезают декоративные наличники, карнизы. При такой резьбе орнамент самый разнообразный: от простейшего геометрического до самого замысловатого растительного узора, изображений птиц, животных, различных существ. Главное достоинство её – легкий и тонкий рисунок, хорошо читающийся на просвет.

Иногда отдельные детали декоративного оформления предмета, выполненные в технике ажурной резьбы, накладывают на гладкий фон.

Такой вид резьбы называется накладным.

(Показ фотографий).

В нашей стране и за рубежом славятся резные деревянные изделия подмосковных сел, шемогодская прорезная береста, резные изделия из кости тобольских, уральских, холмогорских и чукотских мастеров.

Павел Елфимов. “Талант”.

Всегда нужны людскому роду
Бревно, доска, тетрадь, весло.
Спасибо, щедрая природа,
За то, что дерево росло!
Пусть за окном гуляет стужа,
В январской роздыми дома,
Но лепестков, лучей и кружев
Не заморозит и зима.
И дед Матвей у нас в деревне
Талантом прозван неспроста:
Его старанья корень древний –
Резьбы ажурной красота.
Доска податлива металлу –
И вот они взошли, цветы!
Краса лесная засияла
На всех фасадах в три версты.
В руках Таланта лобзик – пилка,
Душа – в плену у ремесла.
Как снег, на фартуке опилки
Работы вьюга нанесла.
Цветут в наличниках ромашки,
И каждый светится узор.
Душа Таланта нараспашку,
И у деревни ясен взор!

ВЯЗАНИЕ

Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей.

Кто придумал вязание? Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотой статуэткой и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы.

Сообщение. Вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, он существует более трёх тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину.

(Показ выставочных работ)

Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.

“Кружевница” (1823) Василия Андреевича Тропинина пришлась по душе современникам художника – настолько, что в разное время ему пришлось сделать семь (!) её авторских копий. “Кружевница” принадлежит к ряду тропининских работ, воспевающих свежесть молодости и красоту опоэтизированного труда.

ЛОСКУТОК К ЛОСКУТКУ

Лоскутное шитьё, или ПЭЧВОРК, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,– очень модный вид рукоделия.

Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета.

Но как самостоятельный вид творчества лоскутная мозаика широко распространилась и стала входить в обиход только в Х1Х веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундук, создавая затем знаменитые “бабушкины” яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани – собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, квадратов, ромбов. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Когда кончались лоскутки, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда появятся новые, чтобы дополнить и продолжить работу.

Сейчас лоскутное шитье по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Кто– то изобретает новые абстрактные узоры, а кто – то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки…

(Показ выставочных работ)

БАБУШКИН СУНДУК

История об утюге (сообщение).

Первым “устройством” для глажения, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На ровной поверхности расстилали одежду, сверху придавливали камнем и оставляли так на некоторое время.

Второй способ глажки, дошедший к нам из глубины веков,– при помощи рубеля и валька. На Руси, например, таким способом пользовались еще семь-восемь веков назад. На ровно обструганную палку наматывали просушенное бельё и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски.

Наиболее близкий предшественник современного утюга – сковородка, а точнее – жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: “Федул, чего губы надул? Кафтан прожег…” Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

Потом на смену жаровне пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед: “Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..”

Гораздо практичнее оказался сплошной утюг-болванка с приклепанной или съемной ручкой. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя. Пока один нагревался на плите, другим гладили. По мере остывания их меняли местами.

С распространением электричества нагревателем стала электрическая спираль, компактно расположенная внутри. Так на свет появились привычные ныне утюги электрические. Чтобы такой утюг ожил и заработал, необходимо подключить его к электросети.

А недавно придумали …световой утюг.

(Рассказ о старом утюге, который хранится в семье).

Марийский национальный костюм. В народном костюме столько строгой красоты и поэзии. Глубокий смысл содержится в каждой детали, в каждой краске, в каждом узоре. В народном костюме, как в сказке, песне, былине, отразилась вся история народа. Костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа.

Вы обратили внимание на то, как красив марийский женский национальный костюм? Белая рубаха с вышитыми плечами, рукавами, фартуком, платком.

(Рассказ о марийском платье, хранящемся в семье).

Вывод: На уроке познакомились с произведениями декоративно – прикладного искусства: вязанием, вышивкой, художественной резьбой и лоскутным шитьём. Какие требования предъявляются для декоративно – прикладного искусства? Требования: ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА, ПОЛЬЗА.

Вадим Шефнер “Миг”.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

Домашнее задание. Подготовить материал о “старых вещах”, которые хранятся в вашей семье.

Page not found — Официальный сайт Владимирского Союза Художников России

600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     [email protected]    
  • Главная
  • История Союза
  • Деятельность Союза
  • Художники
  • Мемориал
  • Публикации
  • Архив событий
  • Контакты
  • Написать нам
  • Витрина
  • Видео

Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.

  • Главная
  • История Союза
  • Деятельность Союза
  • Художники
  • Мемориал
  • Публикации
  • Архив событий
  • Контакты
  • Написать нам
  • Витрина
  • Видео

Художники Абрамов Н.Н. Абрамова О.Б. Александров Э.В. Аксёнов Р.Н. Аношин В.А Антонов В.М Астафьев В. Ю. Баранчук Н.Е. Батаев В.А. Бахвалов С.М. Белан М.В. Белов Н.Н. Белова Т.В. Березина С.В. Благовещенский В.К. Блажевич Т.А. Блинов А.Р. Блинов М.А. Борейша С.С. Бородин А. Ю. Бородин Ю.Н. Бондаренко Н.М. Бритова Н.К. Бычков В.А. Буланов Ю.Е. Бурмистрова А.А. Вагин Е. Варцава Р.М. Ведерников К.В. Весёлкин А.Г. Волков С.В. Волкова А.С. Вохмин А. В. Герасимов М.В. Гладкая М.А. Гилазутдинова В.Н. Гребнева Т.В. Гончаров В.Г. Горностаева М.А. Густов Э.В. Гусев В.В. Демьянов А.И. Денисов А.Е. Денисов В.Е. Дружинин Е.В. Евграфов С. В. Егоров В.А. Ермолин С.В. Жиков Б.В. Зайцева Е.Н. Захаров Е.А. Иванов-Гусаров Н.В. Иватько Ю.А. Изотов М.Н. Караева Л.А. Карелин С.И. Касаткин В.И. Качанов Ю.С. Колпакова Н. А. Комаров А.А. Конотопов И.В. Корнеева А.В. Кочешков М.А. Красулина С.В. Кремнев С.В. Кувин А.И. Кувина Е.В. Курилов А.С. Левахин В.А. Лещёв В.Л. Ляпин К.А. Мавшов П. В Маслов Д.В. Марков В.Р. Матосян Л.С. Мелешенков В.В. Михейкина И.П. Модоров О.Н. Мокшин Ю.А. Морозов В.П. Мотина Т.А. Мочалин А.Н. Мымрин В.Г. Мымрина Е.В. Мымрина С. Е. Неганов А.В. Насыров Р.К. Некрасов В.И. Нилов В.Н. Орехов А.В. Павлычев В.П. Павлихина Н.М. Панин А.И. Парфёнов Ю.В. Петров А.И. Петяев П.А. Пешкин В.А. Пирогов А. П. Платонов С.В. Плёнкин О.И. Плотников В.В. Поцелуев А.Г. Раскин П.Я. Рассадкин В.И. Ратников С.В. Ратникова О.Е. Родионов И.И. Рузин В.И. Савельев И.М. Сахарова Е.А. Севастьянова Н. И. Севостьянов В.П. Скворцов А.И. Смирнов В.И. Смольников Г.Е. Смыслова А.И. Солодова Б.В. Софронов В.Н. Старченко П.И. Стукова А.А. Суворова Е.В. Судьина Д.Л. Сухов И.В. Такташов И. Н. Такташова Л.Е. Телегин В.П. Тимошкина Д.В. Титов В.Н. Тихонов А.Н. Ткачёв Ю.К. Усик С.И. Фомюк В.Д. Хамков В.И. Хозяшева Л.С. Холин Д.А. Храменков С.В. Цагареишвили В. С. Черноглазов И.А. Черноглазова С.И. Чернышев В.В. Чуксин И.Л. Шамаев В.И. Шанин В.А. Шанин И.В. Широков В.А. Шумилин С.Д. Шурыгин А.В. Щегольков И.С. Щегольков М.И. Юргин А. Б. Юриков Н.А. Яковлев Я.Я.. Мемориал Абдурашитов Р.Х. Аврех В.А. Антонов А. Баранов Н.М. Басманов В.А. Бобков Н.Н. Бочкин А.Н. Бритов К.Н. Верин С. П. Виноградов Н.М. Волков В.С. Воронов П.И. Гладышев В.П. Гуськов И.А. Гринин Э.А. Гуров А.Г. Дик П.Г. Дынников В.П. Егоров В.С. Елисеев Л.Я. Ерхов Ю.В. Жаров Ю. И. Зайцев В.С. Захаров Ф.Н. Зевакин В.Л. Золотов Е.А. Измайлов О. Ишутин В. Калинин В.Д. Калмыков А.П. Караев Н.Э. Козлова О.И. Колов Ю.Г. Компаниец О.В. Корнеев В. В. Корчагин В.В. Кокурин В.Г. Кувин В.И. Куликов П.Я. Куранов В.С. Курников Н.Ф. Лаптев Г.И. Леонов В.Г. Левин М.К. Лобачёв Ю.Ф. Луговская Н.С. Лукин А.В. Маркеллов В. И. Марков И.И. Модоров Н.Н. Мокров Н.А. Морозов А.А. Морозов А.В. Муратов В.С. Мухин В.А. Некрасов А.П. Перебатов Г.В. Пивоваров С.К. Потехин В.А. Преображенский С.С. Пчеляков Б. А. Ревин О.М. Редько Е.Д. Рогов Е.И. Рохлин Д.И. Рыбаков В.Г. Саврасов В.С. Сахаров М.М. Семёнов М.И. Серов В.В. Скакалин А.А. Скворцов В.А. Скуратова С.И. Слиньков Н. В. Слинькова Т.И. Смирнов А.М. Солодилов А.Э. Субботин С.А. Телегин Е.П. Трелин В.И. Туркин Б.Н. Улитин В.Е. Фильберт В.А. Французов Б.Ф. Федянов В.Ф. Харченко А.Е. Хлебов Г. В. Холоднов С.В. Чесноков С.М. Шерышев Н.В. Шиганов С.Б. Шумов В.А. Юдин И.Д. Юкин В.Я.

ПОИСК ПО САЙТУ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

 

  • Главная
  • История Союза
  • Деятельность Союза
  • Художники
  • Мемориал
  • Публикации
  • Архив событий
  • Контакты
  • Написать нам
  • Витрина
  • Видео



Privacy Policy

Log in Log out | Edit

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.

: форма поиска
 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Расширенный поиск по ключевым словам «инакомыслие в Америке»

Дополнительные ограничения:

Из года публикации: 20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

919881987198619851984198319821981198019791978197719761975197419731972197119701969196819671966196519641963 19621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940 до 200520042003200220012000199 91998199719961995199419931992199119

91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919 681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

90 067 Показать все книги общедоступные книги   [?]


Шнурки оконные

Катя Салтукова

Десять лет назад фотограф Иван Хафисов уехал по делам в город Энгельс Саратовской области. Прогуливаясь по улице, он сфотографировал деревянный дом с яркими ставнями на окнах. Именно с этого момента было положено начало первому в России Виртуальному музею декоративных окон.

Статья отправлена ​​в Фонд «Русский мир» для участия в Третьем Международном молодежном журналистском конкурсе «Сотворчество» в программе «Открой Россию» категория.

Случай меняет все

На вопрос о количестве фотографий, сделанных сайтом fornalichniki.com за десять лет работы, Иван Хафисов ненадолго задумывается, а затем начинает говорить: их около 15 тысяч; а наличников с фасадами более 80 тысяч. Это настолько точно, насколько я могу быть. Считайте сами: за одну поездку иногда получается до пятисот фотографий, а то и больше. В прошлом году у меня было более ста поездок. Так я ездил тогда в Энгельс. На самом деле теперь моя жизнь — это одно бесконечное странствие по стране. »

Фотография ярких красочных ставней в Энгельсе, сделанная десятилетие назад, была лишь отправной точкой. Это же могло бы стать и завершающей точкой, если бы не наблюдательность Ивана и профессиональное любопытство: побывав в разных городах России, он заметил, что наличники на окнах домов сильно различаются.

Так получилось, что сразу после поездки в Энгельс я поехал в Ярославскую область. Я посетил Ростов Великий, Мышкин и рабочий поселок Борисоглебский. Потом была командировка в небольшой город Навашино Нижегородской области и в Муром Владимирской области. В итоге за десять дней я посмотрел четыре региона, и тут меня осенило — проверьте, как ни странно, оконные наличники в каждом регионе очень разные. Так что с 9 лет я снимаю их в каждой командировке.0105 .

Рабочий поселок Борисоглебский Ярославской области. В традиционных

русском зодчестве кокошниках имеется только один дом с наличниками в виде полукруглого или килевидного наружного декоративного элемента. Вероятно, это был дом резчиков, потому что, как правило, самую красивую и изысканную резьбу можно увидеть на домах мастеров. Фото Ивана Хафисова

Путешествие в неизвестность

Поначалу Иван фотографировал все дома на своем пути, но потом решил сделать поиски посвященными. Но как это сделать? Ему казалось, что проще всего обратиться к местным пожарным командам. Потому что они точно знали бы расположение деревянных домов. Но он ошибался. Выяснилось, что у пожарных не было данных ни о расположении каменных домов, ни о расположении деревянных в черте города. Обращение в краеведческие музеи в поисках ответов также не всегда помогало. Но очень скоро Иван научился определять свои маршруты с помощью общих карт местности.

Допустим, город разделен железнодорожной веткой, и вы видите, что она продвинулась в основном в одном направлении, тогда будьте уверены: по ту сторону железной дороги обязательно будут старые кварталы, часто с резьбой , — объясняет фотограф. Это случай, например, в Ижевске. И много интересного можно найти в таких старых кварталах. В большинстве случаев более богатые дома расположены в пределах исторического центра города .

Ижевск. Уникальные наличники, словно перевёрнутые вверх дном: люди на месте утверждают, что чем больше у наличника капель, тем он гостеприимнее домохозяйства. Фото Ивана Хафисова

Однако Иван сразу упоминает, что все это очень сомнительно. Охота на архитравы — это всегда путешествие в неизвестность. Иногда есть все признаки того, что в каком-то месте должны быть интересные деревянные домики с резьбой, а на деле приходишь туда и ничего не находишь.

Так было с Вологдой. Я пошел туда, имея в виду известную песню про Вологду и резной частокол. Но на месте я нашел лишь несколько домиков с довольно обычной резьбой. Безусловно, иногда бывает и наоборот: есть города, от которых не ждешь ничего особенного, но они приносят настоящие открытия. Например, поселок Злынка в Брянской области. Там были самые красивые наличники, которые я когда-либо видел, с очень витиеватой резьбой огромной сложности.0105 .

Вологда. В этом здании находится государственное учреждение. Он был недавно отремонтирован и является одним из очень немногих зданий в городе, украшенных резьбой. Фото Ивана Хафисова

Никаких правил

Архитравное мастерство пришло в Россию из Италии в XVII веке; это произошло после того, как в нашей стране заработал первый стекольный завод. Хотя в Италии по аналогии с архитравными изделиями колоннеты, портики, подоконники изготавливались из камня, в России очень немногие мастера умели использовать такой материал для строительства, поэтому камень заменили деревом. Помимо декоративного назначения, наличники имеют и практическое назначение: закрывать стыки между оконными рамами и бревенчатой ​​конструкцией.

Наличник по-русски — наличник, и в разных регионах называется по-разному: например, в Липецкой области говорят обналичник; лиштва используется на границе с Белоруссией, а термин наличник там практически неизвестен; белендряс и обоконка — слова для архитрава на Урале.

Иван говорит, что в резном архитравном мастерстве нет строгих канонов, кроме одной осевой симметрии (т. е. когда правая сторона зеркально отражает левую). Все остальные правила являются локальными.

Считается, что самую богатую резьбу можно найти на богатых домах; на самом деле это не всегда так.

Как правило, давние дворяне не должны были ни перед кем хвастаться своим статусом, это и так знали все. Это можно было наблюдать, например, в Переславле-Залесском , — делится Иван. А те, кто прыгнул из грязи в князи, старались улучшить свое положение и украшали свои дома богатой резьбой .

Томск. Дом с жар-птицами — местная достопримечательность. Ему посвящен анимационный фильм «Сказки томских домовых» (домовой в славянской мифологии).

Фильм рассказывает детям о томском деревянном зодчестве. Фото Ивана Хафисова

Эксперт может легко определить, из какого района родом наличник, просто взглянув на него; но его географическая привязка не так важна, как привязка к ремесленнику. Как городецкая или гжельская роспись начиналась с одного художника, так и наличники начинаются с резчика. Резчики работали недалеко от дома; в некоторых деревнях вообще нет резьбы — потому что не было мастеров.

Недавно в селе Восход одна местная пожилая женщина рассказала мне, что в 1930-е годы жил резчик-любитель, который раньше резал дома, потом ушел на войну. Такие истории здесь случаются часто, вспоминает фотограф, но что касается Новосибирска, Томска и Иркутска, то туда приезжали мастера из Петербурга; это были профессионалы, знакомые со стилями барокко и ампир, имитировавшие каменную архитектуру в дереве, были и те, кто выполнял реставрацию иконостасов; по этой причине не существовало единых правил, в каждом данном месте они зависели от конкретной школы и вкуса ремесленников .

Томск. Купеческий дом в Татарской слободе. Растительный орнамент относится к татарским этническим орнаментам, а также к архитектуре барокко и итальянской резьбе по камню. Фото Ивана Хафисова

Мастерство остаться

В последние годы наличников почти нигде не встретишь, разве что в старых деревянных домах. Вы не найдете их в новых пригородных поселках вокруг больших городов. Однако Иван Хафисов считает, что мода на наличники в России никуда не денется. Нужно просто уйти от «цивилизации».

O nce Я фотографировал в Ивановской области. Есть красивые дома с резными наличниками. Спрашиваю у местных: какой год? Сказали: эти поставили прошлым летом, эти — три года назад, а эти старые десять лет назад , — делится Иван.

Наличники наиболее популярны в национальных республиках, таких как Татарстан, Бурятия, Чувашия. Фотограф предполагает, что, вероятно, это связано с тем, что малые народы более увлечены сохранением культурных традиций. Например, в Татарстане наличники принято делать из жести, а затем красить. Издалека они очень похожи на деревянные.

Кунара, Свердловская область. Этот дом в стиле наивного советского искусства построил фальсификатор Сергей Кириллов. Он украшен элементами и персонажами советской пропаганды и русских сказок.

Несколько лет назад Евгений Ройзман, нынешний мэр Екатеринбурга, помог отремонтировать дом. Фото Ивана Хафисова

Безвозвратные потери

Больше всего Ивана огорчает, когда в поездках по стране он видит разрушаемые или погибающие уникальные памятники деревянного зодчества.

В городе Кимры Тверской области сносят дома с прекрасными наличниками. Эта потеря огромна, поскольку речь идет о готовом памятнике эпохи модерна, которого больше нигде не найти. Жалко, что никто не ценит этот , — сетует Иван. Многие наличники, снятые его камерой, уже уничтожены; поэтому мы можем увидеть их сегодня только через Виртуальный музей.

В эти дни Иван Хафизов готовит к выпуску книгу, в которой собраны самые красивые и уникальные наличники, отснятые им за десятилетие. Иван собирал средства на издание книг с помощью краудфандинга, точно так же, как он делал это для своих поездок.

Кинры. Дом сапожников в стиле модерн, точная копия того, что был построен здесь в начале XX века. В 1900-х годах Кимры были известны производством кожи и обуви; поэтому такой дом мог себе позволить сапожник, а не только купец.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *