Изразцовые печи когда появились: История изразцовых печей | CeramicaDecor

История изразцовых печей | CeramicaDecor

 

Изразцовые печи – произведения искусства, отличающиеся богатым убранством и эффективностью в отоплении помещений. Плитки, используемые в облицовки печей, известны с давних времен. Однако в Европе, на Руси они стали популярны только в 15-18 веках.

Поскольку кладка изразцовых печей достаточно трудоемкое мероприятие, такие отопительные сооружения могли позволить себе лишь состоятельные граждане. Вместе с тем быстрое развитие изразцового искусства и технологий привело к повсеместному применению изразцовых печей в обиходе людей прошлого времени.

 

История печей с изразцами

Первые русские изразцовые печи стали сооружаться на Руси в 15-16 веках. Первоначально рельефный декор плиток был простым терракотовым в виде сюжетных изображений, растительных рисунков, орнаментов. После кладки такие печи покрывались белой побелкой.

К началу 17 века лицевая часть изразцовых плиток стала обрабатываться муравой или глазурью зеленого оттенка. Настоящие муравленые изразцы и образцы таких печек до сего дня не дошли.

С середины 17 века на Руси стали производить многоцветные изразцовые плитки, богато декорированные рельефами. Производство было налажено на Валдае, откуда затем мастеров стали приглашать для украшения палат дворцов и соборов Москвы. В это время облицовка печей дополняется новыми элементами, и мастера начинают класть богатые, сложные печи, декорированные красивыми сюжетными картинами.

В конце 17 века появляются высокохудожественные русские изразцовые печи.

·                 двухъярусные, облицовка которых выполнялась рельефными изразцовыми плитками, богато декорированными рельефными орнаментами;

·                 трехъярусными с четырех изразцовыми клеймами с усложненными орнаментами.

К 18 веку рельефная отделка изразцовых плиток становится более плоской. Поверхности украшаются:

·                 геральдическими щитами;

·                 художественными росписями;

·                 красивыми медальонами;

·                 портретами.

Изразцовая русская печь становится преимущественно трехъярусной, имеющей пояса со скромной отделкой, цокольный ярус и красивое завершение.

Со второй половины 18 века печники начинают применять профильные пояса, декоративные колонны, сложные завершения. Рисунки изразцовых плиток становятся сложными, многоцветными, и по насыщенности деталей они кардинально отличаются от облицовки прошлого периода. Уникальные печи того времени сохранились в Царском чертоге и покоях митрополита Троице-Сергиевой лавры. Это большие трехъярусные печи, имеющие высокий цоколь, красивые горизонтальные пояса, богато декорированные завершения и колонны.

С этого же времени меняется и характер сюжетной росписи. Она становится орнаментальной, включающей флориальные мотивы, гирлянды, цветочные корзинки и крупные вазоны

В 19 веке печное изразцовое искусство затухает, что вызвано массовым производством плиток на заводах. Изразцы становятся дешевыми, менее яркими и самобытными.

 

Голландские печи

 

В 18-20 веках в России была широко распространена печь голландка, которая до появления централизованного отопления использовалась для обогрева комнат. Такие печи использовались летом в дополнение к основным печам и имели скромные размеры:

·                 1 м в ширину;

·                 2 м в глубины;

·                 2,5 м в высоту.

Голландки имели закрытую топку и дымоход. Впервые такие печи стали строить по приказу Петра Первого, который для борьбы с частыми пожарами издал указ класть печи по голландскому образцу. В облицовке голландских печей использовались изразцы белые, гладкие, декорированные синими орнаментами из глазури. Классические голландские печи, сохранившиеся до сего дня, представляют собой произведения искусства, настоящий антиквариат, богато декорированный сложными орнаментами и многоцветными росписями.

Настоящая хлебопекарная печь с облицовкой в сине-белом исполнении и голландской стилистике росписи

 

Современные изразцовые печи

 

Сегодня голландки, как и изразцовая печь бавария и русские классические печки, декорированные изразцовыми плитками, повсеместно используются для оснащения частных коттеджей. Для кладки используют старинные технологии, неглазурованные, глазурованные изразцы. В печном наборе есть:

·                 рядовые, плоские изразцовые плитки;

·                 угловые детали;

·                 фасонные изразцы, которые монтируются на выступающих участках;

·                 карнизные, предназначенные для облицовки горизонтальных выступающих частей печи, маскировки стыков;

·                 цокольные.

Для кладки сложных изразцовых печей, имеющих пространственную конструкцию, также поставляются венцы, полки, полосы, края, вьюшки.

Современные изразцовая печь для дома коллекции Византия

Современные изразцовые печи украшаются голландскими, фламандскими, древнерусскими, восточными, классическими рисунками и орнаментами. Технологии производства печей остались прежними, как и методы создания изразцов. Производители предлагают и готовые идеи для кладки изразцовых печек, а также создают продукцию на заказ, поэтому для любого интерьера, независимо от планировки помещений и их площади, можно подыскать оптимальный вид печи с облицовкой из изразцов.

Благодаря мастерам-печникам CeramicaDecor вы можете создать в своём доме настоящее произведение искусства!

Любая сложность, вплоть до воссоздания печи с понравившегося Вам изображения. По запросу на индивидуальный проект мы бесплатно предоставляем 3D модель изразцовой печи, со всеми замерами и расчетами. Профессионализм наших мастеров, занимающихся возведением печей уже много лет, обеспечит Вам печь с долгосрочной гарантией.

Добавьте антураж в свой дом с CeramicaDecor!

История изразца | CeramicaDecor

Изразец станинный элемент облицовки печей, первое использование которого на Руси относится к 15 веку. Именно тогда впервые появились плитки из керамики, которые украшались рельефными узорами на поверхности и полнотелой румпой для крепления и сохранения тепла.

Широкое производство изразцов началось в 16 веке. В те времена основными видами изразцов были терракотовые, не имеющие глазури на поверхности. Для формовки плиток мастера применяли деревянные формы, оснащенные вырезанными рисунками. В это же время начинается и производство изразцов, дополненных зеленой глазурью, так называемых муравленых плиток.

Расцвет изразцового искусства 

Русский изразец переживает пик своего расцвета в 17 веке, когда начинается производство богато декорированных плиток, украшенных красивыми, многоцветными объемными рельефами. Секреты этого искусства принесли белорусские мастера, владеющие технологией производства непрозрачных глазурей.

Русский изразец

Изразцы с многоцветными рисунками и оригинальными рельефами стали использовать для облицовки домашних печей, фасадов соборов, башен, домов, например, подобный декор имеется в отделке Покровского собора, Мостовой башни.

Особого развития русский изразец достиг в Ярославле. Здесь изразцовое искусство применялось повсеместно для украшения наличников окон, стен соборов, куполов. До сегодняшнего дня сохранилась великолепная изразцовая отделка храмов Николая Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи. При этом многие соборы Ярославля охраняются ЮНЕСКО.

Изразцовое искусство в эпоху Петра Первого 

В 18 веке печные изразцы стали меняться, что происходило под влиянием смены художественных вкусов общества, на которую оказала влияние европейская мода. Для этого немало сделал Петр Первый. Именно он смог обогатить искусство производства печных изразцов на Руси и вдохнуть новые тенденции в декорирование плиток.

В своих поездках по Голландии он обратил внимание на великолепные кафели, которые украшали печи практически всех горожан. Именно с его подачи голландские изразцы стали браться за основу при изготовлении плиток на Руси. По его приказу изразцы стали делать гладкими, белоснежными, украшенными синей глазурью. С этой же целью Император отправлял в Голландию мастеров для обучения.

И сегодня это направление считается одним из наиболее распространенных в создании печных изразцов, которые притягивают взгляд красивой отделкой, интересным оформлением и мягким, спокойным дизайном.

Уже в конце 18 века гладкая поверхность плиток стала декорироваться росписями:

·                 сюжетами из жизни людей разных слоев общества;

·                 тематическими сценками;

·                 букетами;

·                 многоцветными цветами;

·                 птицами.

Старинные изразцы стали изготавливать в виде панно, которые становились важнейшей частью художественного украшения сложной архитектуры печей и неотъемлемым элементом интерьера. В этот период монохромные изразцы становятся яркими. Мастера используют для росписи коричневые, зеленые, синие, белые, желтые глазури. За основу берутся баварские изразцы и другие виды плиток европейского производства.

Печные изразцы 19 века 

В 19 веке изразцовое производство достигает широкого развития, и его продукция отличается и ценой, и художественной ценностью. Крупнейшим производством изразцов того времени было Товарищество М. С.Кузнецова. В ассортименте производителя было более пятнадцати видов изразцовых каминов и печей, иконостасы, киоты, а также множество видов отдельных плиток и изразцов.

В конце века изразцами начинают интересоваться известные керамисты, художники. Михаил Врубель, увлекшийся этим искусством, создал немало шедевров в им. Абрамцево. Он придумал новые технологии обжига и глазурования, а также разработал собственные глазури в большой цветовой палитре.

Изразцы в 20 веке 

После революции в изразцовом производстве произошли серьезные изменения. В этот период на первое место вышли такие направления как модернизм, конструктивизм, что нашло отражение и в производстве печных плиток.

Только в 90-х годах изразцовое искусство стало возрождаться в своем изначальном виде. Стали появляться небольшие керамические заводы и мастерские, изготавливавшие изразцы на заказ. За художественную основу мастера применяли старинные изразцы русского, голландского, баварского производства.

Основной целью современного изразцового искусства является сохранение наследия, оставленного русскими керамистами. Для этого мастера «восстанавливают» старинные технологии производства керамики, обжига, глазурования. В ассортименте современных компанией можно найти изразцы в любом направлении с рисунками, характерными для любых периодов развития этого творчества, в том числе с современными сюжетами, которые также становятся частью истории и всемирного наследия.

Исторический раритет — История изразцовой печи

Исторический раритет — История изразцовой печи

Посмотрите этот товар, и мы сообщим вам, как только он появится в наличии.

Товар просматривается
Мы сообщим вам, когда товар снова появится на складе.

Ваша личная информация обрабатывается в соответствии с нашей политикой конфиденциальности.

Хотя изразцовая печь как явление имеет очень долгую историю, в основном в течение 18 века она широко использовалась как источник тепла в шведских домах. Ранняя печь потребляла много дров и была не очень теплоэффективной. Поэтому в 18 веке шведское государство было обеспокоено большим расходом топлива, и было решено изучить возможность создания более эффективной печи. Два джентльмена Карл Йохан Кронстед и Фабиан Вреде получили задание, и в 1767 году была изобретена современная изразцовая печь! Затем они могли представить рисунок с извилистыми дымовыми каналами, заслонками и люками. Конструкция, которая сохраняла тепло значительно дольше, чем предыдущие модели, которые отводили большую часть тепла непосредственно через дымоход. В современной печи почти все тепло извлекается из дыма до такой степени, что один огонь может согревать комнату в течение 10-12 часов.

Хотя конструкция с 18 века остается практически неизменной, стиль и отделка изразцовой печи со временем меняются в соответствии с преобладающим архитектурным стилем.

Неоренессанс

В буржуазных домах 1880-х годов печь часто приспосабливали к помещению, в котором она находилась. В этот период изразцовые печи часто строились из темной черепицы с рельефным рисунком. Более простые модели были белыми и гладкими с богато украшенной короной, см. изображение 2.

Модерн

В 1900-1910 годах изразцовая печь была самым распространенным источником тепла в новостройках. В ответ на более ранние стили пришел стиль позднего югенда, и изразцовые печи часто делались полностью белыми и блестящими с различными декоративными элементами, такими как рельефы на цене и короне. Классические мотивы модерна, взятые из царства растений, такие как шишки, дубовые листья и подсолнухи, были обычным явлением.

Национальный романс

В этот период (1910-191920), изразцовые печи часто украшались цветочными петлями на частях печи. Также стало обычным делом создавать копии печей 18 века. Например, плитку можно покрыть тонированной оловянной глазурью, чтобы придать ей более «дефектный» и самодельный вид. Во времена народной романтики и круглые, и плоские изразцовые печи оформляются однотонной плиткой зеленого или синего цвета с рельефом. Коробчатая изразцовая печь с конусообразным верхом — новинка того времени (см. рис. 3).

Классицизм 1920-х годов

Поскольку в городах введено центральное отопление, печка точно так же не понадобится. Вместо этого теперь было принято строить открытые камины, которые часто размещали в залах и гостиных. Современный камин имеет прямые линии, плиту и покрыт плиткой или мрамором. Различные формы ракушек распространены как декоративный элемент.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.

Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Изразцовые печи, зимнее тепло – HomeThingsPast

Елена 1500-е и 1600-е, 1700-е, 1800-е, Мебель, Кухня, Освещение и отопление 3 минуты

Изразцовая печь с «печной скамьей» в швейцарском доме-музее (фото Йолы Симон) и картина 1861 года, изображающая гостиную/печную комнату в Шварцвальде, Германия.

Изразцовые печи были прекрасным способом отопления домов в Северной Европе. Я часто задавался вопросом, почему британцы никогда их не использовали. Поселенцы в Северной Америке тоже почти не пользовались ими, даже в регионах с суровыми холодными зимами. Сначала они, кажется, следовали британской идее иметь огонь, чтобы согреться, а не пытаться согреть всю комнату. В англоязычных странах открытый очаг господствовал долгое время после того, как другие народы перешли к печам, хотя в ранних США и колониальной Новой Англии было несколько железных печей… но я напишу о них в другой раз. Речь идет скорее о керамических изразцовых печах, иногда известных под немецким названием 9.0045 Качелофен

.

Печи обогревают помещения эффективнее и чище, чем открытый огонь. Тепло не уходит в дымоход, безопаснее и проще поддерживать их работу на ночь, и вам не нужно рубить так много деревьев, чтобы их топить.

(Движение зеленых заново открыло дровяные печи.)

Какие могут быть объяснения традиционного британского сопротивления печам для отопления? Некоторые из них, которые я рассматривал, обсуждаются в книге Присциллы Брюэр «От камина к кухонной плите: технологии и домашний идеал в Америке» — обязательное чтение, если вы интересуетесь историей отопления и приготовления пищи на плитах в США. Можете ли вы придумать что-либо, кроме этих трех?

Две шведские печи для угла комнаты, простая в хуторе, цветочная в большом доме. Белая печь справа находится в Литве. Шведские фотографии от HomeThingsPast. Литовское фото Alma Pater
  • Зимы мягче, чем в остальной части северной континентальной Европы
  • Отвращение к «нездоровой» идее закрытой теплой комнаты без свежего воздуха, без открытого дымохода
  • Ощущение, что открытый огонь является частью британского образа жизни – поддержал Лоуренс Райт в 1960-е годы в домашних пожарах горят

Изображенные здесь печи не из особняков. Конечно, во дворцах и роскошных домах много хороших печей, но такие можно увидеть в простых или средних домах.

Зеленый, кажется, популярный цвет плитки для деревенских немецких печных с их характерными скамейками и сушилками. В Швеции много высоких белых печей. Если кто-то знает больше о региональных стилях керамической печи, я буду рад услышать от вас.

Печное помещение для печи?

Эта картина носила название «печь со спальней» в 1659 году в учебной книге, обучающей латинским и английским названиям вещей, помеченных цифрами. Подробнее об этом в тексте.

Под печью раньше подразумевалось отапливаемое помещение, а не то, что его обогревает. В 15 веке в немецкоязычных частях Европы начала распространяться идея поддерживать тепло в гостиной, отводя тепло через глазурованную плитку или железные панели. На кухне все еще был открытый огонь для приготовления пищи. Его можно было соединить с закрытым печным ящиком в соседней комнате, чтобы создать теплое пространство, называемое «печкой» (нем.

0045 Стубе «). Тепла может хватить и на соседнюю спальню. Это был большой шаг вперед в комфорте для людей, живущих в обычных домах. Французский путешественник сообщил:

От холода…. [Немцы] имеют печи, которые топят так, что им тепло в комнатах, а зимой ремесленники работают и держат там своих жен и детей, и для их обогрева требуется очень мало дров.
Gilles le Bouvier, Livre de la description des pays, середина 15 века

Печное помещение, спальня и их обстановка, описанные в школьном учебнике 1659 года.

Во многих странах отопительный «ящик» до сих пор называют печью (немецкий Ofen ), но англоязычные привыкли называть его печью и забыли, что печь раньше обозначала комнату. На приведенной выше иллюстрации XVII века печь находится в правом заднем углу под номером 5. Вот список изображенных вещей: из английского издания школьного учебника Коменского 1659 года Orbis Pictus с оригинальной пунктуацией.

Печь 1.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *