Английский дом 16 века: Старый Английский двор

👍Палаты Старого Английского двора: история и фото

В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл Северный морской путь, соединивший Англию с Россией.

Мини-путеводитель по Китай-городу

И уже в 1556 Иван IV, заинтересованный в создании торговых связей с Европой, пожаловал англичанам двор в Москве и предоставил им право беспошлинной торговли во всех русских городах, большие таможенные льготы и другие торговые привилегии. В свою очередь, в Лондоне появилась Торговая Московская компания.

Англичане завозили в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно, а вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, меха. Для устройства английского подворья купцам отдали дом в Зарядье. Как многие купеческие дома того времени, здание сочетало парадные покои со складскими и хозяйственными помещениями: товары с помощью блока поднимали вдоль стены к окну склада.

Англичане устроились хорошо: разбили вокруг палат сад и обустроили монетный двор, где Иван IV позволил им чеканить русские монеты из ввозимого в страну серебра. Со временем Британская Московская компания открыла подворья во многих русских городах. Она даже благополучно пережила Смутное время, а ее деятельность оказала положительное влияние на имидж России в Европе. Так, в 1598 году Ричард Хаклюйт опубликовал в Лондоне многотомный труд, где внушительное место заняли рассказы англичан о России. В начале XVII века в библиотеках обеих стран появились англо-русские словари. Со временем увеличилось и количество английских книг в частных библиотеках русских б Яр, а в Англии — число рукописных книг на русском.

В 1636 году компания приобрела в Москве еще одно подворье, более крупное — Новый Английский двор в Белом городе, у Ильинских ворот. С тех пор дом на Варварке называют Старым Английским двором.

Но в 1649 году торговля России с Англией прекратилась из-за казни в Великобритании короля Карла I.

По указу царя Алексея Михайловича британских торговых и дипломатических представителей выдворили из России, а имущество Московской компании конфисковали в казну.

Некоторое время палатами Старого Английского двора владел родственник царя, боярин И.А. Милославский. Затем палаты перешли в Посольский приказ. В конце XVII века здание Старого Английского двора отдали под подворье Нижегородского митрополита.

А в начале XVIII столетия Петр I организовал в палатах Старого Английского двора одну из первых в России Арифметических школ. Но в середине века дом перешел в частную собственность.

Здание перестраивали много раз, и к середине XX века оно потеряло свой изначальный вид. Палаты Старого Английского двора казались безвозвратно утраченными. Тогда дом использовали под квартиры и различные учреждения.

Но в середине 1960-х годов реставратор Петр Барановский разглядел под поздними наслоениями памятник истории и культуры и настоял на его сохранении, хотя на этом месте предполагали построить автомобильный пандус гостиницы «Россия».

По мнению реставраторов, в строительстве здания принимали участие итальянские, русские и английские зодчие. Барановский утверждал, что по значению эти палаты могут сравниться только с Грановитой палатой в Кремле.

18 октября 1994 года в присутствии королевы Великобритании Елизаветы II и ее супруга принца Филиппа торжественно открыли музей «Старый Английский двор», филиал музея истории Москвы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Основной объем здания — две палаты, Казeнная и Поварня, стоящие на двух белокаменных подклетах XVI и XVII веков. Белокаменный подвал XVI столетия — самая старая часть здания. Его «бочкообразный» свод стоит на мощных стенах толщиной до 2 метров. Подклет служил для хранения товаров, которые спускались с улицы через специальный загрузочный люк в стене. Глубокий подвал позволял уберечь их от стужи, летнего зноя и московских пожаров. Сохранились крохотные оконца, неровные ступени древней лестницы, ведущей в подклет, и «печуры» — стенные ниши, игравшие роль шкафов.
В Казенной палате проходили собрания торговых агентов Московской компании, устраивались деловые приемы и хранилась купеческая казна. Реставраторам удалось воссоздать интерьер этого помещения.

Поварню англичане пристроили к палатам после пожара 1571 года. Но в документах это помещение впервые упоминают в 1668 году, когда новый хозяин подворья боярин И.А. Милославский использовал его как «поварню» (кухню). Это название палата и сохранила.

Чердак палат Старого Английского двора также служил для хранения товаров. Поэтому его оборудовали устройством для подъема грузов с земли, типичным для европейских городских зданий.

Сейчас в музее можно посетить театрализованные экскурсии, а в парадном зале Старого Английского двора — Казённой палате — проходят концерты старинной музыки. Экспозиции музея «Старый Английский двор» рассказывают об истории здания и русско-английских отношений XVI–XVII веков, а также о первой Арифметической школе Москвы.

Палаты Старого Английского двора на фотографиях разных лет:
А что вы знаете о Старом Английском дворе и взаимоотношениях России и Англии?

Палаты Старого Английского двора на Варварке — Российские древности

Палаты Старого Английского двора в Зарядье, на Варварке— один из старейших сохранившихся на сегодняшний день памятников гражданской архитектуры Москвы, первое официальное представительство иностранной державы. У здания, возведенного в начале XVI века, насыщенная история: оно дважды восстанавливалось — после разрушительного пожара 1571 года и после артиллерийского обстрела 1612 года; неоднократно перестраивалось, а в XIX веке…исчезло и до середины XX века в его существование никто не верил. «Российские древности» решили подробно изучить летопись строительства, бытования и реставрации уникальной постройки.

Объём белокаменного подклета XVI века, объём Казенной палаты и объём (справа) Поварни. Фото Алексея Паевского. Апрель 2021 года

Точная дата постройки двух примыкающих друг к другу жилых белокаменных палат в Зарядье, на Варварке, документально не зафиксирована: исследователи относят ее приблизительно на начало XVI века. История не сохранила также ни имена мастеров, ни заказчиков строительства и первых владельцев. Так, в одном источнике XVII века сказано: «…тот двор бывал преж того московского гостя прозвища Юшкова, а имени не упомнит», в другом: «строенье гостя Ивана Бобрищева». Юшка, Бобрищев — как не вспомнить тут купца Василия Бобра «с братиею своею» Федором Вепрем да Юшкой Урвихвостом? Именно этих троих принято считать инициаторами возведения в 1514 году здесь же, на Варварке, каменной церкви Святой великомученицы Варвары. А в письменных источниках конца XVI века «ориентиром» месторасположения церкви Преподобного Максима Блаженного назван «Юшков двор». Между тем, палаты, о которых идет речь, выстроили на участке между храмами Святой великомученицы Варвары и Максима Блаженного. Очевидна связь между топонимами и некой историей рода (родов). У исследователей есть версия, согласно которой Юшка и Иван Бобрищев — одно и то же лицо. Но так или иначе, очевидна принадлежность владельца палат к купеческой элите, позволившая ему обосноваться в богатом районе Москвы, а также выстроить редкие и дорогие для того времени каменные частные (!) палаты.

Как и почему палаты к 1550-м годам оказались в царской казне, тоже неизвестно. Вероятно, у владельца не было наследников. Подробная документальная история строения начинается с 1556 года, когда царь Иван IV Грозный дарит его английским купцам, представляющим Московскую компанию, основанную в 1555 году в Лондоне для торговых операций с Россией. Усадьба получила название Английского двора, здесь хранились документы и казна торговой компании, ценные товары, останавливались иностранные купцы и дипломаты. Иными словами, история здания стала быть связана с зарождением русско-английских отношений во времена правления Ивана IV Грозного и королевы Елизаветы I.

Старый Английский двор на художественной реконструкции В.А. Рябова «Панорама Зарядья конца XVII века»

Первая перестройка палат связана с трагическими событиями мая 1571 года, когда войска крымского хана Девлет-Гирея грабили и поджигали московские усадьбы и дворы. Ветер быстро разнес огонь и всего через три часа Москва выгорела практически дотла и «людей без числа згорело всяких». Конечно, пострадал и Английский двор на Варварке: в подвалах палат задохнулось от дыма 40 человек, среди которых были жены и дети англичан, а материальный ущерб составил весьма значительную по тем временам сумму.  

Палаты в разрезе. Слева — Казенная палата, слева внизу — белокаменный подклет XVI века, справа — Поварня. Фото: Музей Москвы

Во время реконструкции палат англичане возвели из кирпича палаты второго этажа и упавший свод одной из палат первого этажа. Кирпичом же вымостили и земляные полы. Два белокаменных подклета начала XVI века с нишами-печурами и загрузочным люком в одном из них (через него тюки с товаром спускали в подклет прямо с улицы) сохранились до наших дней. 

Кладка белокаменного подклета. Фото Алексея Паевского. Апрель 2021 года
Белокаменный подклет XVI века. Отверстие загрузочного люка, через который с улицы спускали тюки с товаром. Фото Александры Шапиро
Белокаменный подклет XVI века. Печура. Фото Александры Шапиро

С южной и восточной стороны к палатам подходили крыльца, переходившие в открытые галереи. К XVI же веку относится облик западного фасада, и частично, северного фасада, выходящего на Варварку: большая плоскость стены прорезана характерными для архитектуры той эпохи оконными проемами.

Фасад подклета. Музеефикация фрагмента кладки XVI века и оформления оконного проема XVII века. Фото Алексея Паевского. Апрель 2021 года

В 1612 году Английский двор снова подвергся разрушениям: на этот раз от артиллерии ополченцев, атаковавшей польских интервентов в Китай-городе. И снова англичанам пришлось его восстанавливать. На этот раз с юга, со стороны выходящего на Москву-реку главного фасада, к палатам пристроили галерею с парадным крыльцом и сени для двух основных помещений. Южный фасад получил парадное оформление: пилястры, карниз, наличники портала и оконных проемов. К этому же строительному этапу относится сооружение большого загрузочного люка, через который товар поднимали с улицы на чердак. От галереи люк отделяло деревянное перекрытие, не сохранившееся до наших дней.

Главный фасад палат. Фото Алексея Паевского. Апрель 2021 года

Реставраторы воссоздали облик двух главных помещений палат — парадной Казенной палаты и Поварни. В Казенной палате хранилась казна, собирались торговые агенты, устраивались приемы. Известно, что в конце XVI-XVII веках на полу лежала керамическая плитка в «в шахмат», в качестве систем хранения использовались русские пристенные сундуки-лари с деревянными крышками. Резная белокаменная розетка в центре высокого сомкнутого свода с тремя распалубками воссоздана по сохранившемуся фрагменту и близкому по времени образцу из Александровской слободы. Оконные ставни реконструировали по письменным источникам.

Казенная палата. Фото с сайта парка «Зарядье»

Самым же главным украшением Казенной палаты была белая «изразчатая» печь. Археологам и реставраторам в свое время повезло: они обнаружили не только места примыкания печи к стенам и дымоходы, но и изразцы (вместе с мелким кирпичом, глиной и керамическими плитками пола они скрывались в толще земли у западного фасада палат). Это так называемые красные изразцы, которые в рамках собственного московского производства начали делать в последние годы XVI века и из красной глины.

Найденные во время раскопок подлинные печные изразцы. Фото Александры Шапиро

Изразец не покрывался глазурью, лицевую его сторону украшал рельефный рисунок. По обыкновению изразцовая печь белилась с применением кусочков слюды, и на изразцах, найденных на Английском дворе, сохранялись следы такой побелки. К началу второй половины XVII века красные изразцы уже не производят. До наших дней не дошло ни одной печи с красными изразцами, да и количество уцелевших экземпляров незначительно по сравнению с поздними полихромными и поливными. Сегодня реконструкция печи с красными изразцами в Казенной палате — единственная в России.

Интерьер Казенной палаты. Розетка. Фото Александры Шапиро

Второе значимое помещение палат Английского двора до середины XVII века могло быть конторским, затем, при новом владельце (о котором мы будем говорить дальше) здесь была устроена кухня — «поварня». С севера к Поварне примыкают сени с крыльцом.  

Под деревянной «крышкой» —фрагмент самого раннего пола. Фото Александры Шапиро

В 1636 году Московская компания приобретает у Ильинских ворот еще одну усадьбу, и двор на Варварке автоматически приобретает название Старого Английского. 

Белокаменный подклет XVI века. Оконце. Фото Александры Шапиро

Со временем привилегии английских купцов стали тормозить рост торговых оборотов русского купечества и развитие торговли с другими странами, прежде всего, с Голландией. 30 января 1649 года в Лондоне был казнен король Карл I. Царь Алексей Михайлович под предлогом того, что «… англичане всею землею учинили большое злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти, и за такое злое дело в Московском государстве вам быть не довелось», издал указ: «англичанам, со всем своим имением ехать за море, а торговать с московскими торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря, у Архангельского города; в Москву же и другие города с товарами и без товаров не ездить». Так сбылись чаяния русских купцов, писавших царю челобитные об отмене английских привилегий.  

Царь Алексей Михайлович. Портрет XVII века

Английские купцы покинули Москву, а двор, которым они владели 93 года, конфисковали обратно в казну. Вскоре его хозяином стал окольничий Иван Андреевич Милославский, троюродный дядя Марии Ильиничны Милославской, недавно, в 1648 году, ставшей супругой царя Алексея Михайловича. Милославский — судья Ямского (1649–1663 гг.), Челобитного (1649 г.), Аптекарского (1655 г.) приказов; боярин с 1657 года; один из «плохих бояр», обвиненных народом во всех бедах во время Медного бунта 1662 года — был человеком предприимчивым. Сохранились документы, свидетельствующие: владельцем усадьбы он стал в результате многоходовой комбинации. Причем, обошлось ему это приобретение, говоря современным языком, значительно ниже рыночной стоимости. Постепенно Милославский скупил участки почти во всем квартале. Иван Андреевич Милославский умер в 1663 году, а его вдова, Анна Петровна (кстати, внучка князя Дмитрия Михайловича Пожарского, стоявшего во главе ополчения, разбомбившего в 1612 году палаты) — в 1669-м. Палаты передали в Посольский приказ. К тому времени они стали непрезентабельными: «по досмотру на том аглинском дворе палата ветха, во многих местах развалилась». Нижние помещения использовались как погреба и кладовые; внутри Казенной палаты выгородили два дощатых чулана, а второе помещение превратилось в «поварню каменную ветху».

Фото Алексея Паевского. Апрель 2021 года

В 1676 году новый царь Федор Алексеевич одну часть усадьбы Милославских отдал под подворье Благовещенского домового патриаршего монастыря, что в Нижнем Новгороде; другую — под дворы причту церкви Максима Блаженного. Территория же, на которой стояли палаты, отошла подворью нижегородского митрополита Филарета.

С новым веком палаты получили и новое предназначение. Петр I повелел размещать в архиерейских домах и монастырях так называемые цифирные школы, где в рамках начального общего образования детей обучали арифметике и геометрии. Так на подворье нижегородского митрополита Филарета, в старинных «английских» палатах в 1720 году начала работу одна из таких школ. Для лучшего освещения окна Поварни были растесаны.

Изображение дома Е.З. Мелас. Фото: Музей Москвы

С середины 1760-х и до 1806 года палаты были в собственности семьи московского купца второй гильдии Афанасия Антиповича Солодовникова. Естественно, что они подверглись перестройке. В 1810-1850-х домом владеет нежинская гречанка Екатерина Зотовна Мелас. В этот период здание видоизменяется: растет ввысь и вширь, со стороны Варварки оформляется в стиле ампир; а позже превращается в заурядный доходный дом. В июле 1914 года Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» согласовало с городскими властями проект: снести это здание, чтобы на его месте построить восьмиэтажный небоскреб-«тучерез». Осуществлению проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

После революции в здании разместились многочисленные конторы и коммунальные квартиры. В 1933 году древняя Варварка стала улицей Разина.

Здание Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы в 1950-х годах

В 1948 году в дом №12 на улице Разина въехала Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы. К тому времени палаты Английского двора считали уже давно утраченными. Единственным человеком, который верил в их существование, был выдающийся реставратор и хранитель древней архитектуры Петр Дмитриевич Барановский. По договоренности с директором библиотеки Маргаритой Александровной Рудомино Барановский с коллегами, дождавшись ухода сотрудников, чуть ли не по ночам делали зондажи и искали древнюю постройку. Первым нашли остаток свода под лестницей.

Музеефицированный архитектурный зондаж древнего свода. Фото Александры Шапиро

Другой фрагмент свода обнаружили в бойлерной, где он был встроен в более позднюю перегородку. Стоило сбить штукатурку, как под ней открылась белокаменная кладка. Предположение, что найденное относится к Старому Английскому двору, подтвердили археологи, проведшие работы на территории усадьбы.

Старый Английский Двор перед реставрацией. 1960-е годы. Фото: Музей Москвы

Однако вновь обретенные древние палаты через несколько лет едва не погибли. В то время велось строительство гостиницы «Россия» и здание библиотеки решили снести, чтобы освободить место для подъездного пандуса к северному входу. Барановский с соратниками в кратчайшие сроки убедили «высокое начальство», что внутри неказистого здания находится ценный памятник древнерусского зодчества. Для наглядности они воссоздали фрагмент карниза и часть ширинок на главном фасаде, подготовили полный проект реставрации. Кладку выверяли на чертежах в натуральную величину (!). А еще по просьбе Барановского был спроектирован пандус, который огибал здание библиотеки-палат. И проект этот принял Чечулин — глава строительства гостиницы «Россия».

На архивном снимке фоторепортера журнала LIFE Билла Эприджа (1967 год): разбор верхних этажей библиотеки в ходе реставрации палат.

В 1968-1972 годах реставраторы возвращали палатам исторический облик. Интересно, что поздние надстройки и пристройки не разбирали, а взрывали. Английский двор был восстановлен в архитектурных формах XVI-XVII веков.  Там, где древние формы не сохранились вообще, оставили поздние перестройки, например, широкие оконные проемы конца XVIII века на восточном фасаде. Докомпоновка, воссоздание тех или иных элементов, основывалось на тщательнейшем изучении аналогов, близких древнему памятнику зодчества.

Реконструкция на южном фасаде двустворчатого люка для загрузки товара с улицы на чердак. Лебедка крепилась к специальному бревну под крышей. Фото Александры Шапиро

Так, утраченная кровля была воссоздана на основе фотоувеличения аксонометрического изображения Зарядья на старинном гравированном плане. А прежде чем восстановить дымники, архитекторы-реставраторы выполнили на основе аналогов десятки эскизов.В 1994 году в палатах Старого Английского двора открыли музей, филиал Музея истории Москвы. В торжественной церемонии его открытия приняли участие королева Великобритании Елизавета II ее супруг Филипп, герцог Эдинбургский. Сейчас музей является одним из объектов парка «Зарядье».

Северный фасад палат. Фото Александры Шапиро.

Текст: Александра Шапиро

История домов — местные истории

Тим Ламберт

Кельтские дома

Кельты жили в круглых домах. Они были построены вокруг центрального полюса с горизонтальными полюсами, расходящимися наружу от него. Они опирались на вертикальные столбы. Стены были из глины и глины, а крыши покрыты соломой. Вокруг стен внутри хижин стояли скамьи, которые также служили кроватями. Кельты также использовали низкие столы.

Римские дома

После римского завоевания кельты из высшего сословия приняли римский образ жизни. Они построили виллы по образцу римских зданий и наслаждались роскошью, такой как мозаика и даже форма центрального отопления, называемая гипокауст. У богатых римлян в домах также были настенные росписи, называемые фресками. В окнах у них были стёкла. Конечно, у более бедных римлян ничего этого не было. Их дома были простыми и незамысловатыми, а основным видом отопления были жаровни.

Для состоятельных людей мебель была очень удобной. Он был обит и искусно украшен резьбой. Люди ели, лежа на диванах. Для освещения использовались масляные лампы. Кроме того, у некоторых людей был водопровод. Вода подавалась в города по акведукам, которые шли по свинцовым трубам к отдельным домам. Однако римское правление, вероятно, не имело большого значения для большинства бедных кельтов, особенно на севере и крайнем юго-западе Англии. Для них жизнь пошла так же, как и раньше. Их дома остались простыми хижинами.

Saxon Homes

В англо-саксонские времена жизнь была тяжелой, и дома были суровыми. В окнах не было оконных стекол, даже в зале тана (дворянина), и не было дымоходов. Полы были земляные, а иногда их выкапывали и настилали на них деревянные половицы. Ковров не было. n Дома богатых людей были грубыми, тесными и неудобными. Даже танский зал на самом деле представлял собой просто большую деревянную хижину, хотя обычно она была увешана богатыми гобеленами. Таны также любят хвастаться любой мебелью, которой они владели. Любая мебель должна была быть простой и тяжелой, например, деревянные сундуки.

Крестьянская хижина в средние века

Крестьянские дома представляли собой простые деревянные хижины. У них были деревянные рамы, заполненные плетнем и мазкой (полосы дерева, сплетенные вместе и покрытые «гипсом» из шерсти животных и глины). Однако в некоторых частях страны хижины были сделаны из камня. Крестьянские избы либо белили, либо раскрашивали в яркие цвета. Самые бедные люди жили в однокомнатных бараках. Чуть зажиточные крестьяне жили в избах с одной или двумя комнатами. В окнах не было оконных стекол, только деревянные ставни, которые закрывались на ночь. Полы были из твердой земли, иногда покрытые соломой для тепла.

Посреди средневековой крестьянской хижины горел огонь для приготовления пищи и обогрева. Не было дымохода. Любая мебель была очень простой. Стулья были очень дорогими, и ни один крестьянин не мог себе их позволить. Вместо этого они сидели на скамейках или табуретах. У них был бы простой деревянный стол и сундуки для хранения одежды и других ценностей. Инструменты и гончарные сосуды подвешивались на крюках. Крестьяне спали на соломе и не имели подушек. Вместо этого они положили головы на деревянные бревна.

Крестьянка готовила в котле, подвешенном над огнем, а семья ела из деревянных мисок. Свечи были дорогими, поэтому крестьяне обычно использовали рашлайты (камыши, смоченные в животном жире). Ночью летом и весь день зимой крестьяне делили избы со своим скотом. Часть его была отгорожена для скота. Тепло их тел помогало сохранять тепло в хижине.

Дома богатых людей в средние века

Норманны сначала строили замки из дерева. В начале 12 века их заменил камень. В городах в каменных домах стали жить богатые купцы. (Первыми простыми людьми, поселившимися в каменных домах, были евреи. Им приходилось жить в каменных домах для безопасности).

В саксонские времена богатый человек и вся его семья жили вместе в одном большом зале. В средние века большой зал все еще был центром замка, но у лорда была своя комната над ним. Эта комната называлась солнечной. В нем лорд спал на кровати, окруженной занавесками, как для уединения, так и для защиты от сквозняков. Остальные домочадцы лорда, такие как его слуги, спали на полу большого зала. В одном или обоих концах большого зала был камин и дымоход.

В Средние века дымоходы были роскошью. Со временем они стали более распространенными, но позволить их себе могли лишь немногие. Конечно, ни один крестьянин не мог себе этого позволить.

Около 1180 г. впервые со времен римлян у богатых людей в окнах были оконные стекла. Сначала стекло было очень дорогим, и его могли позволить себе только богатые люди, но к концу 13-го и началу 14-го веков средний класс начал использовать стекло в некоторых своих окнах. Те люди, которые не могли позволить себе стекло, могли использовать тонкие полоски рога или куски льна, пропитанные жиром или смолой, которые были полупрозрачными.

Мебель в Средние века была очень простой. Даже в богатом хозяйстве стулья были редкостью. Большинство людей сидели на табуретах или скамейках. У богатых людей также были столы и большие сундуки, которые служили кроватями. Дома богатых людей были увешаны шерстяными гобеленами или расписным полотном. Они предназначались не только для украшения. Они также помогали защититься от сквозняков. В замке туалет или гардероб представлял собой желоб, встроенный в толщу стены. Сиденье было сделано из камня. Иногда гардероб опустошался прямо в ров!

Дома 16-го века

В Средние века дома богатых людей предназначались для защиты, а не для комфорта. В 16 веке жизнь была безопаснее, поэтому защищать дома было уже не так просто. Это была эпоха, когда богатые люди строили величественные дома, т.е. Кардинал Вулси построил дворец Хэмптон-Корт. Позже графиня Шрусбери построила Хардвик-холл в Дербишире.

Люди ниже богатых, но выше бедных строили крепкие фахверковые дома. Они были сделаны из деревянного каркаса, заполненного плетнем и мазком (плетение и штукатурка). В конце 16 века некоторые люди строили или перестраивали свои дома с деревянным каркасом, заполненным кирпичом. Крыши обычно были соломенными, хотя у некоторых состоятельных людей была черепица. (В Лондоне все дома были покрыты плиткой из-за боязни огня).

Мебели в 16 веке было больше, чем в Средние века, но она все еще была простой. В богатом доме она обычно делалась из дуба, была тяжелой и массивной. Ожидалось, что мебель эпохи Тюдоров прослужит не одно поколение. Вы рассчитывали передать это своим детям и даже внукам. Удобные кровати становились все более и более распространенными в 16 веке, и все большее число людей среднего класса спали на пуховых матрасах, а не на соломенных. Стулья были более распространены, чем в средние века, но они все еще были дорогими. Даже в домах высшего сословия дети и слуги сидели на табуретах. Беднякам приходилось обходиться табуретками и скамейками.

В 15 веке только небольшое количество людей могло позволить себе стеклянные окна. В 16 веке они стали гораздо более распространенными. Однако они все еще были дорогими. Если вы переехали, вы взяли с собой свои стеклянные окна! Окна Тюдоров были сделаны из маленьких кусочков стекла, скрепленных полосками свинца. Их называли решетчатыми окнами. Однако беднякам по-прежнему приходилось обходиться льняными полосками, пропитанными льняным маслом. Дымоходы также были роскошью в 16 веке, хотя они стали более распространенными.

Кроме того, в Средние века в доме зажиточного человека преобладал большой зал. В 16 веке дома зажиточных людей стали делиться на большее количество комнат.

В богатых тюдоровских домах стены комнат обшивали дубовыми панелями для защиты от сквозняков. Люди спали на кроватях с балдахином, завешенных занавесками, чтобы не было сквозняков. В 16 веке у некоторых людей были обои, но они были очень дорогими. Другие богатые люди вешали на стены гобелены или расписные ткани. В 16 веке ковры были роскошью, которую могли позволить себе только самые богатые люди. Обычно они были слишком дорогими, чтобы класть их на пол! Вместо этого их часто вешали на стену или над столом. Люди устилали полы камышом или камышом (или циновками из плетеного камыша или камыша), которые посыпали душистыми травами.

В 16 веке состоятельные люди освещали свои дома свечами из пчелиного воска. Однако они были дорогими. Другие делали бывшие в употреблении свечи из сала (животного жира), которые издавали неприятный запах, а самые бедные люди обходились рашлайтами (тростником, смоченным в животном жире).

В 16 веке у богатых дома были часы. У богатых были карманные часы, хотя большинство людей полагалось на карманные солнечные часы. Богатые Тюдоры тоже любили сады. У многих были лабиринты, фонтаны и топиарии (живые изгороди, вырезанные в форме). Менее обеспеченные люди использовали свои сады для выращивания овощей и трав.

Тюдоровские дома

Ни одно из усовершенствований 16 века не касалось бедных. Они продолжали жить в простых хижинах с одной или двумя комнатами (изредка с тремя). Дым выходил через дыру в соломенной крыше. Полы были из твердой земли, а мебель была очень простой: скамейки, табуреты, стол и деревянные сундуки. Спали на матрацах, набитых соломой или пухом чертополоха. Матрасы лежали на веревках, натянутых на деревянный каркас.

В 1596 году сэр Джон Харрингтон изобрел сливной унитаз с бачком. Однако идея не прижилась. Люди продолжали использовать ночные горшки или выгребные ямы, которые чистили мужчины, называемые фермерами гун. (В 16 веке туалет назывался джейкс).

Дома богатых людей 17 века

В конце 17 века мебель для богатых стала более удобной и изысканно украшенной. В начале 17 века мебель была простой и тяжелой. Обычно его делали из дуба. В конце 17 в. мебель для богатых часто делалась из ореха или (с 1680-х гг.) из красного дерева. Его украсили по-новому. Один был облицовочный. (Тонкие куски дорогой древесины были уложены поверх более дешевой древесины). Некоторая мебель также была инкрустирована. Дерево было вырезано, а углубление заполнено перламутром. В это время лакировка прибыла в Англию. Предметы мебели были покрыты лаком ярких цветов.

Кроме того, были введены новые виды мебели. В середине 17 века комоды стали обычным явлением. Настольные часы также стали популярными. Позже в этом веке появился книжный шкаф. Кресла также стали намного удобнее. Мягкие (мягкие и покрытые) стулья стали обычным явлением в домах богатых людей. В 1680-х годах появились первые настоящие кресла.

В начале 17 века архитектор Иниго Джонс ввел классический стиль архитектуры (на основе древнегреческого и римского стилей). Он спроектировал Банкетный зал в Уайтхолле, который был первым чисто классическим зданием в Англии. Конец 17 века был прекрасной эпохой для строительства величественных загородных домов, демонстрирующих богатство высшего класса того времени.

Дома бедняков в XVII веке

Однако все улучшения в мебели не касались бедняков. Их мебель оставалась очень простой и простой. Однако в XVII веке в домах бедняков произошли некоторые улучшения. В Средние века дома простых людей обычно строились из дерева. Однако в конце 16 и начале 17 веков многие из них были построены или перестроены из камня или кирпича. К концу 17 века даже бедняки обычно жили в домах из кирпича или камня. Они были большим шагом вперед по сравнению с деревянными домами. Они были теплее и суше.

В 16 веке дымоходы были роскошью. Однако в 17 веке дымоходы стали более распространенными, и к концу 17 века они были даже у бедняков. Кроме того, в 1600 году стеклянные окна были роскошью. Бедняки обходились бельем, пропитанным льняным маслом. Однако в течение 17 века стекло стало дешевле, и к концу 17 века даже у бедняков были стеклянные окна.

В начале 17 века были только створчатые окна (открывающиеся на петлях). В конце 17 века были введены створчатые окна. Они состояли из двух секций и двигались вертикально вверх и вниз, чтобы открываться и закрываться. Хотя дома бедняков в некотором роде улучшились, они остались очень маленькими и переполненными. Большая часть бедноты жила в хижинах из 2 или 3 комнат. Некоторые семьи жили всего в одной комнате.

Дома 18 века

В 18 веке небольшая часть населения жила в роскоши. Богатые строили большие загородные дома. Известный ландшафтный садовник Ланселот Браун (1715-1783) создал прекрасные сады. (Он был известен как «Способность» Брауна из-за своей привычки смотреть на землю и говорить, что она обладает «большими возможностями»). Ведущим архитектором 18 века был Роберт Адам (1728-1792). Он создал стиль, называемый неоклассическим, и спроектировал множество загородных домов 18 века.

Удобная мягкая мебель у состоятельных людей. У них была красивая мебель, часть из которой была отделана шпоном или инкрустирована. В 18 веке много прекрасной мебели было сделано Томасом Чиппендейлом (1718-1779), Джорджем Хепплуайтом (?-1786) и Томасом Шератоном (1751-1806). Знаменитый часовщик Джеймс Кокс (1723-1800) делал изысканные часы для богатых.

Однако у бедняков ничего этого не было. Ремесленники и рабочие жили в 2-х или 3-х комнатах. Самые бедные люди жили всего в одной комнате. Их мебель была очень простой и простой.

Дома 19 века

В 19 веке состоятельные люди в Британии жили в очень комфортабельных домах. (Хотя их слуги жили в тесноте, часто на чердаке). Впервые мебель стала производиться серийно. Это означало, что это было дешевле, но, к сожалению, стандарты дизайна упали. Для нас дома среднего класса XIX века кажутся переполненными мебелью, украшениями и безделушками. Однако лишь немногие могли позволить себе такой комфортный образ жизни.

В начале 19 века жильё для бедняков было ужасным. Часто они жили «спина к спине». Это были дома из трех (иногда только из двух) комнат, стоявших одна над другой. Дома стояли буквально спина к спине. Задняя часть одного дома соединялась с задней частью другого, и у них были окна только с одной стороны. Нижняя комната использовалась как гостиная и кухня. Две комнаты наверху использовались как спальни.

Худшими домами были подвалы. Это были однокомнатные подвалы. Они были влажными и плохо проветриваемыми. Самые бедные люди спали на кучах соломы, потому что не могли позволить себе кровати. К счастью, в 1840-х годах местные советы приняли подзаконные акты, запрещающие жилища в подвалах. Они также запретили любые новые подряд. Старые постепенно сносились и заменялись в течение следующих десятилетий.

В начале 19 века квалифицированные рабочие обычно жили в «сквозных домах», т. е. в домах, не примыкавших к другим домам сзади. Обычно у них было две комнаты внизу и две наверху. Передняя комната внизу была сохранена для лучшего. В этой комнате семья хранила свою лучшую мебель и украшения. Большую часть времени они проводили в задней комнате внизу, которая служила кухней и гостиной. По прошествии 19 века все больше и больше людей из рабочего класса могли позволить себе такой образ жизни.

В США Август Поуп запатентовал первую современную охранную сигнализацию в 1853 году. Мелвилл Бисселл изобрел щетку для чистки ковров в 1876 году.

В конце 19 века дома рабочих значительно улучшились. После 1875 г. в большинстве городов были приняты строительные нормы, в которых говорилось, что, например. новые дома должны находиться на определенном расстоянии друг от друга, комнаты должны быть определенного размера и окна определенного размера. К 1880-м годам большинство рабочего класса жило в домах с двумя комнатами внизу и двумя или даже тремя спальнями. У большинства был небольшой сад. В конце 19го века некоторые дома для квалифицированных рабочих были построены с последней роскошью – крытым туалетом.

Большинство домов 19-го века также имели судомойку. В нем была «медь», металлический контейнер для стирки белья. Котел заливали водой и добавляли мыльный порошок. Для стирки одежды их переворачивали с помощью деревянного приспособления, называемого тележкой. Или вы использовали металлический поршень с отверстиями, чтобы толкать одежду вверх и вниз. Влажную одежду выжимали через устройство, называемое катком или отжимом, чтобы высушить ее.

В начале 19 века готовили на открытом огне. Это было очень расточительно, так как большая часть тепла уходила в дымоход. В 1820-х годах была представлена ​​​​железная плита, называемая плитой. Это был гораздо более эффективный способ приготовления пищи, потому что большая часть тепла находилась внутри. К середине 19 века ареалы были обычным явлением. У большинства из них за угольным очагом стоял котел, в котором нагревалась вода.

Однако даже в конце 19 века в одной комнате по-прежнему проживало много семей. Старые дома иногда делились на отдельные жилища. Иногда, если окна были разбиты, владельцы трущоб не могли или не хотели их заменять. Поэтому их «ремонтировали» бумагой. Или в дырки в стекле набивали тряпки.

Газовое освещение впервые стало обычным явлением в домах зажиточных людей в 1840-х годах. К концу 1870-х годов в большинстве домов рабочего класса было газовое освещение, по крайней мере, внизу. В спальнях могут быть масляные лампы. Газовые пожары впервые стали обычным явлением в 1880-х годах. Газовые плиты впервые получили распространение в 1890-х годах. Джозеф Свон изобрел электрическую лампочку в 1878 году. Эдисон изобрел ее улучшенную версию в 1879 году. Однако электрический свет был дорогим, и потребовалось много времени, чтобы заменить газ в домах людей.

В начале 1920 века только богатые люди имели ванные комнаты. Люди принимали ванны, но лишь у немногих были настоящие комнаты для мытья. В 1870-х и 1880-х годах у многих представителей среднего класса были построены ванные комнаты. Вода нагревалась газом. Рабочие люди принимали жестяную ванну и мылись перед кухонной плитой.

В 1890-х годах для состоятельных людей появился новый стиль в искусстве и декоре под названием модерн. Он включал в себя закрученные и плавные линии и стилизованные растительные формы.

Дома 20 века

В начале 20-го века в домах рабочего класса в Великобритании было две комнаты внизу. Передняя комната и задняя комната. Передняя комната была сохранена в лучшем виде, и детям не разрешалось играть там. В передней комнате семья хранила свою лучшую мебель и украшения. Задняя комната была кухней, и именно здесь семья проводила большую часть своего времени. Большинство семей готовили на угольной печи, которая также отапливала помещение.

Этот образ жизни изменился в начале 20-го века, когда газовые плиты стали обычным явлением. Комнату не отапливали, поэтому люди стали проводить большую часть времени в передней или гостиной, у огня. Повышение уровня жизни означало, что можно было должным образом обставить все комнаты, а не только одну.

В течение 20 века мебель для обычных людей значительно улучшилась по качеству и дизайну. В 1920-х и 1930-х годах был представлен новый стиль мебели и архитектуры. Он назывался ар-деко, и в нем использовались геометрические формы вместо плавных линий более раннего ар-нуво. Название ар-деко произошло от выставки, проходившей в Париже в 1925 году под названием Exposition Internationale des Arts Decoratifs.

В начале ХХ века электричество могли позволить себе только богатые люди. Другие люди пользовались газом. У простых людей не было электричества до 19 века.20-х и 1930-х годов. В начале 20 века пылесосы и стиральные машины были доступны, но позволить их себе могли только богатые люди. Они стали более распространенными в 1930-х годах, хотя все еще были дорогими. К 1959 году примерно в двух третях британских домов был пылесос. Однако холодильники и стиральные машины не получили широкого распространения до 1960-х годов.

Первый практический электрический камин был сделан в 1912 году, но они не получили широкого распространения до 1930-х годов. Центральное отопление стало обычным явлением в 1960-х и 1970-х годов. Двойное остекление стало обычным явлением в 1980-х годах. Пластик или ПВХ впервые были использованы в 1940-х годах. К 1960-м годам все виды хозяйственных товаров от водосточных труб до расчесок были сделаны из пластика.

В 1900 г. около 90% населения снимали жилье. Однако в 20 веке домовладение стало более распространенным явлением. К 1939 году около 27% населения имели собственный дом.

Между тем, первые муниципальные дома были построены еще до Первой мировой войны. Больше было построено в 1920-е и 1930-е годы, и произошла расчистка трущоб. Однако муниципальные дома оставались редкостью до окончания Второй мировой войны. После 1945 года было построено гораздо больше, и они стали обычными. В начале 1950-х годов во многих домах еще не было ванных комнат, а были только туалеты на улице. Ситуация значительно улучшилась в конце 1950-х и 1960-х годах. Произошла крупномасштабная расчистка трущоб, когда были снесены целые полосы старых домов с террасами. На смену некоторым из них пришли многоэтажки.

Однако квартиры оказались непопулярны у многих людей. Некоторые люди, которые жили в новых квартирах, чувствовали себя изолированными. Старые террасные дома могли быть мрачными, но, по крайней мере, в них часто чувствовалось сильное чувство общности, чего обычно не было в квартирах, пришедших им на смену. В 1968 взрыв газа разрушил многоквартирный дом в районе Ронан-Пойнт в Лондоне, и общественное мнение отвернулось от них. В 1970-х акцент был сделан на ремонт старых домов, а не на их замену. Затем, в 1979 году, британское правительство приняло политику продажи муниципальных домов.

Последняя редакция 2023

Английский Здания: …c 1500-1700

Это вторая страница из серии кратких вступлений в историю английской архитектуры, иллюстрированных ссылками на сообщения в этом блоге. Эта страница посвящена периодам Тюдоров и Стюартов — в широком смысле, 16 и 17 векам.

Архитектура Тюдоров

В 1485 году в Англии взошел на престол первый тюдоровский монарх Генрих VII. Пятьдесят лет спустя его сын, Генрих VIII, порвал с Римом, стал главой церкви в Англии и начал процесс, который привел к роспуску монастырей в его королевстве. В этом новом политическом и религиозном климате строительство церквей замедлилось. С другой стороны, в этот период было построено много домов — возросшее богатство короны, и особенно высших классов, сделало 16 век великим веком отечественной архитектуры.

В 16-м и 17-м веках произошли радикальные изменения в английской архитектуре, вызванные главным образом двумя факторами: во-первых, влиянием эпохи Возрождения, принесшего в Британию влияние классического искусства и дизайна; во-вторых, тот факт, что в этот период было перестроено так много зданий, что историки говорят о «великой перестройке» или «великих перестройках», преобразивших страну.

Великие перестройки

В течение примерно 70 лет между 1570 и 1640 годами улучшение экономических условий привело к перестройке тысяч домов, особенно в южной Англии, начиная с юго-востока и распространяясь на юго-запад во второй половине периода. После того, как потрясения Гражданской войны в Англии приостановили строительство во многих местах, восстановление, похоже, продолжалось в северной Англии и Уэльсе после 1670 года. Эти даты приблизительны и являются предметом научных дискуссий, но указывают на общую закономерность.

Великие перестройки дали многим людям более крупные и прочные дома.

Одноэтажные дома (или один этаж плюс мансарда со слуховыми окнами) нередко приобретали полноценный верхний этаж. Часто дополнительный уровень достигался за счет надстройки нового этажа в одноэтажном холле дома, чтобы разделить его надвое по горизонтали. В каменных районах дома с деревянным каркасом часто перестраивали из камня; в других местах деревянные каркасы были обновлены. Хорошо сделанный деревянный каркас с тесными шипами, который можно увидеть в Голове Сарацина, Кингс Нортон, построенный в конце 15-го и начале 16-го веков, является хорошим примером такого рода деревянного каркаса эпохи Тюдоров. Прекрасный Пейкок, Коггесхолл, также начало 16 века, является, во всяком случае, еще более великолепным примером. Стекло стало более доступным, а окна в домах стали больше. В домах, состоявших в основном из одной большой комнаты с центральным очагом и дымоходом в крыше, появились более мелкие, более удобные комнаты с настоящими каминами.

Сохранилось много домов эпохи Тюдоров, и многие из них представляют собой скромные народные постройки. Другими словами, они построены в соответствии с местной модой, местными жителями, с использованием местных материалов – известняка в Котсуолдсе, мела в Чилтерне, деревянного каркаса в валлийских маршах, местной глины в Девоне и так далее. Кроме того, в некоторых районах, где не было хорошего строительного камня, применялся новый материал, мало использовавшийся в средние века: кирпич. Хотя они выглядели скромно снаружи, эти здания, вероятно, были ярко украшены внутри. В то время как стены домов богатых людей были покрыты деревянными панелями и богатыми гобеленами, некоторые люди обходились расписными украшениями, как это видно в редкой сохранившейся расписной комнате в Ледбери, Херефордшир (рисунок выше).

Эта местная мода и способы строительства до сих пор сохранились в местах, которые мы теперь считаем «нетронутыми» современными материалами и строительными технологиями. Они являются частью того, что придает регионам страны их местную самобытность. Народная архитектура также была выбрана строителями первых нонконформистских часовен и молитвенных домов, самые ранние из которых относятся к периоду Тюдоров.

Некоторые, как тот, что в Хорнингшеме, с соломенной крышей и простыми окнами, с первого взгляда легко принять за дома.

Это был также знаменательный период для школьных фондов – отчасти для того, чтобы компенсировать пробел в образовании, оставшийся после роспуска монастырей, и заложить основы образования в протестантской традиции. Елизаветинские гимназии, такие как школа в Берфорде, также часто строились на местном языке.

Стиль Тюдоров

Более величественные здания — например, дворянские и аристократические дома — строились более тщательно. Хотя их фасады могли быть довольно простыми, с рядами окон со стойками и, возможно, с некоторым украшением вокруг дверного проема, как в Canons Ashby (рисунок выше), их экстерьер часто строился для показа, с действительно большими окнами со стойками, выступающими нишами и эркерами, высокими декоративными дымоходами и выступающими фронтонами, иногда изогнутыми в голландском стиле. Хотя большие окна и декоративные элементы резко отличают эти дома от построек прошлого века, в них часто сохраняются элементы позднего готического стиля того века — арки и дверные проемы обычно имеют уплощенную четырехцентровую форму, часто встречающуюся, например, в церквях 15-го века.
Этот тип архитектуры доведен до совершенства в загородных домах, таких как замок Бротон в Оксфордшире и богато украшенная сторожка в Коутон-Корт в Уорикшире, а также многооконные фасады Стэнуэй-Хауса в Глостершире (рисунок вверху).

Местное Возрождение

Было еще одно жизненно важное влияние на архитектуру периода Тюдоров, особенно на большие дома: искусство эпохи Возрождения и его возрождение классического искусства, которое началось в Италии и распространилось на север по всей континентальной Европе. В архитектуре это означало, прежде всего, копирование ордеров — «модусов» классической архитектуры с их отличительными визуальными идентичностями: дорическим, ионическим, коринфским и т. д.

Но строители Тюдоров не ездили в Грецию и не копировали храмы; в основном они даже не добирались до Рима. Они переняли свой классицизм из вторых или третьих рук — из книг, из французских зданий, из намеков из Нидерландов — и добавили собственные эксцентричные местные штрихи.

Это придает английскому классицизму 16-го века уникальный, а иногда и эксцентричный характер. Он полон любопытных резных завитушек и причудливых узоров. Его ордера часто не имеют «правильных» классических пропорций. Иногда он сочетается с готическими элементами (готика как стиль церковного строительства сохранилась в 16-м и 17-м веках), как в необычном церковном крыльце в Саннингуэлле (рисунок выше). Но это живо, и часто на него интересно смотреть. Одно из лучших мест, где его можно найти, — это величественные дома и величественные памятники в церквях. Некоторые из этих памятников представляют собой большие конструкции с навесами, сами по себе похожие на маленькие здания. Другие демонстрируют восхитительную резьбу, намекая своим предметом на расширяющиеся перспективы английской культуры по мере того, как исследователи плыли все дальше и дальше по всему миру.

Большие дома, дома вундеркиндов

Большие дома с этим эксцентричным классическим орнаментом включают в себя некоторые из наших самых удивительных зданий. Хардвик-холл в Дербишире с его огромными окнами и очаровательными интерьерами, Берли-Хаус с его горизонтом из вершин и башен и сложные здания, такие как Кирби-холл, представляют собой ошеломляющие сооружения, большие, сложные и богато украшенные. В них сочетаются классические детали дорического, ионического и коринфского ордеров с огромными окнами и, как правило, симметричная планировка, далекая от архитектурного беспорядка средневековой жилой застройки. Внутри у них деревянные панели, изысканные камины и роскошные гипсовые потолки, украшающие великолепные комнаты, включая просторные гостиные и длинные галереи. Эти огромные, сложные и богато украшенные дома по праву заслужили прозвище «дома вундеркиндов». У них есть и более скромные родственники: усадьбы, которые имеют некоторые черты архитектуры Тюдоров, но иногда с более богато украшенными фронтонами и небольшим количеством классических деталей, которые, кажется, напоминают их более роскошные аналоги.

Архитектура Стюарта

Когда в 1603 году Яков I взошел на престол в качестве первого короля Англии Стюартов, разнообразные традиции архитектуры Тюдоров продолжились. Деревянно-каркасная конструкция по-прежнему часто использовалась для небольших зданий. В некоторых престижных домах деревянные конструкции могли быть очень сложными и богато украшенными, как в доме, который сейчас является отелем Feathers в Ладлоу, Шропшир. Большие загородные дома с симметричными рядами больших окон со стойками, нишами и богато украшенными интерьерами все еще строились — одним из примеров является Частлтон в Оксфордшире; Рушам в том же округе, хотя и измененный, является другим. Naas House в Глостершире, третий, оживляет этот архитектурный стиль с восхитительным куполом в форме ogee и смотровой площадкой на крыше. В Стэнуэе, Глостершир, выдающаяся сторожка построена в этом стиле, но с различными классическими элементами, такими как колонны по обе стороны от входа. Подобные здания могли иметь интерьеры, обшитые деревянными панелями и украшенные буйной резьбой, очень заимствованной из стиля Тюдоров, как в необыкновенной каминной полке в солярии в замке Стоксей. Городские здания все еще могли отображать деревенскую версию классицизма и мифологии в своем убранстве или ряды простых, смутно классических арок в своей структуре. Народная традиция продолжалась, когда дело касалось небольших домов и зданий, таких как школы. И готика все еще иногда использовалась для церквей.

Но в Лондоне дул новый стилистический ветер, принесший более научную, правильную форму классицизма. Главным представителем этого нового классицизма был Иниго Джонс, проектировавший здания для королевского двора. Джонс посетил Италию, изучал там архитектуру и прочитал замечательный учебник по архитектуре Андреа Палладио, I Quattro Libra dell’architettura . Он стал одним из самых влиятельных из всех английских архитекторов.

Здания Джонса в результате являются гораздо более правильно классическими, чем все, что производилось в Англии раньше. У них правильный порядок и идеальные пропорции — например, комнаты часто имеют форму идеальных кубов или двойных кубов. Лишь несколько его зданий сохранились, но они оказали большое влияние. Банкетный зал в Уайтхолле, Дом королевы в Гринвиче и церковь Святого Павла в Ковент-Гардене познакомили британцев с портиками, правильно спроектированными ордерами и классическими пропорциями и помогли установить стиль на десятилетия, даже столетия вперед.

За ним последовали и другие классики, один из которых спроектировал дразнящие ворота возле церкви в Грейт-Тью, Оксфордшир. Одним из этих классиков 17-го века был соратник Джонса Николас Стоун, дизайнер, среди прочего, старых водяных ворот (изображение выше), которые сейчас находятся в Садах на набережной в Лондоне. Стоун развил мускулистый классицизм, типичный для этого маленького здания, в нечто более пышное и подлинно барочное в одном здании, необычном крыльце церкви Святой Марии в Оксфорде; этот стиль барокко был тесно связан с высокоцерковными верованиями архиепископа Лауда и его последователей, и его развитие было прервано Гражданской войной. Уникальная классическая ветряная мельница в Честертоне, Уорикшир, является еще одним примером необычных способов использования новой архитектуры. Уже в подобных зданиях начала XVII века из целомудренного и чистого стиля Иниго Джонса развивался более энергичный, эксцентричный вид классицизма. Влияние такой энергичной работы в стиле протобарокко можно увидеть в более скромных фахверковых домах с их причудливыми фронтонами, рядами эркеров и декоративным декором — пример этого на доме 1650 года в Банбери.

Архитектура Позднего Стюарта

Вслед за Джонсом появилось несколько архитекторов, которые развили его идеи и преследовали собственные. Некоторые из них, например Джон Уэбб, подхватили классическую нить там, где ее оставил Джонс. Другие развили тип дома, который стал особенно влиятельным и считается типично английским. Такие дома имели симметричные фасады с рядами одинаковых окон, центральный дверной проем, шатровую крышу со слуховыми окнами и высокие дымоходы. Прекрасным ранним примером кирпичной кладки является Старый дом в Кибворт-Харкорте, Лестершир. Другой, каменный и довольно величественный, — это поместье Нижнего Липиата в Глостершире. Подоконники более крупные и известные примеры, такие как влиятельный дом Колсхилл (больше не существующий), помогли широко распространить моду на дома такого типа.

Обе эти нити сошлись в творчестве самого известного из всех английских архитекторов Кристофера Рена. Рен, ученый и математик, а также архитектор, по-новому объединил архитектурные идеи — идеи пространства, формы и декора. Он хорошо известен как архитектор собора Святого Павла с его гениально спроектированным куполом, но также создал множество небольших церквей в лондонском Сити. Многие из них объединяют классические пропорции с готической идеей шпиля, чтобы сделать структуры непохожими ни на что другое до них. Рен мог также спроектировать более чисто готические сооружения, как показывает его церковь Святой Марии Олдермари. Однако не каждая церковь находилась под влиянием Рена, как показывает экстраординарное украшение народного искусства в Бромфилде, Шропшир.

Но влияние Рена на классические здания было глубоким и устойчивым — он, вероятно, консультировал каменщика Кристофера Кемпстера по поводу одной из самых великолепных ратушей Англии, той, которая возвышается над центром Абингдона (рисунок выше). Рен также был известен своими большими домами, построенными из кирпича с каменной отделкой, стойким английским стилем, который можно увидеть во дворце Хэмптон-Корт, а также в лондонском Мальборо-Хаусе, построенном в начале 18 века.

Лучшим учеником и когда-то соавтором Рена был Николас Хоксмур, который работал с мастером над собором Святого Павла, а затем самостоятельно проектировал выдающиеся здания — как церкви, так и загородные дома. Здания Хоксмура более громоздки по своему характеру, чем дома Рена, и более оригинальны. Ему нравятся большие массивы каменной кладки, башни и шпили необычной формы, окна в форме кругов или полукругов. Его здания, такие как великие лондонские церкви Крайст-Черч-Спиталфилдс, Сент-Энн-Лаймхаус и Сент-Джордж на Востоке, большие, задумчивые и довольно странные.

Хоксмур передал эстафету третьему великому архитектору эпохи поздних Стюартов, сэру Джону Ванбру, который преуспел в огромных массивных загородных домах, как Хоксмур преуспел в церквях. У Ванбру не было формального образования архитектора, он был солдатом и драматургом, прежде чем приступить к строительству своего первого здания, огромного замка Ховард. Он работал с Хоксмуром и, должно быть, с самого начала во многом на него полагался. И Ванбру, должно быть, быстро научился. Такие здания, как замок Ховард, дворец Бленхейм и Ситон Делаваль, имеют ярко выраженный архитектурный характер. Их тщательно продуманные фасады и обширные, внушающие благоговение интерьеры далеки от суровости зданий, которые Иниго Джонс проектировал столетие назад. Замок, построенный Ванбру для собственных нужд, хотя и меньше по размеру, разделял монументальность его величественных загородных домов.

Хотя Ванбру известен загородными домами, спланированными в огромных масштабах, его влияние ощущалось и в гораздо меньших по размеру зданиях. Иногда в городе недалеко от крупного дома Ванбру можно найти небольшой дом с характерными для него массами и круглыми окнами. Пример в Оксфорде служит напоминанием о влиянии стиля Ванбру.

Тем временем в сельской местности продолжалось строительство многих объектов, которые не проявляли особого интереса к изощренным идеям этих передовых архитекторов. Молитвенные дома, например, продолжали строиться на преобладающем домашнем языке, например, каменный молитвенный дом конца 17-го века, ныне ратуша, в Южном Ньюингтоне.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *