Ганс шарун проекты: ШАРУН ГАНС • Большая российская энциклопедия

ШАРУН ГАНС • Большая российская энциклопедия

ШАРУ́Н ГАНС (Бернхард Ханс Хенри Шарун, Bernhard Hans Henry Scharoun) (20.9.1893, Бремен — 25.11.1972, Западный Берлин), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге (1912–1914). Объединил экспрессионизм и модернизм в концепции «органичной архитектуры». Участвовал в восстановлении Восточной Пруссии после Первой мировой войны 1914–1918; первым воплотил призыв Б. Таута к цветной архитектуре (1919): жилой массив «Пёстрый ряд» в Инстербурге (1921–1924; ныне Черняховск; единственная сохранившаяся на территории России работа Шаруна). Член объединений «Стеклянная цепь» (1919–1920) и «Кольцо» (1926–1933). В 1925 г. сформулировал тезис о зданиях как «исполнительных органах» происходящих в них процессов жизни, работы и др. («органический функционализм»), с отказом от абстрактных геометрических форм, существующих вне конкретного планировочного задания. Занимал должность уполномоченного по колориту городской среды в Бреславле (1925).

Построил на выставках «Немецкого Веркбунда» (член в 1916–1933, 1949–1972) в Вайсенхофе (Штутгарт) двухэтажную виллу (1927), в Бреславле – «дом для холостяков» с полутораэтажными сквозными квартирами (1928–1929). С 1930 г. жил в Берлине, где разработал градостроительный проект и спроектировал 3 здания для микрорайона (посёлка) «Сименсштадт» почти на 1400 квартир (1929–1931; микрорайон включён в список Всемирного наследия). Виллы Шминке в Лёбау (1930–1933), Бенша и Флаума (1935), Морманна (1938–1939), Энделлей (1939–1940) и др. в Берлине отличают «перетекающие» интерьеры, панорамные окна, зимние сады; после 1933 г. эти новаторские компоненты проекта Шарун вынужденно скрывал за предписанными архитектурной цензурой традиционными фасадами.

Фото Thomas Nemeskeri / flickr.com. Г. Шарун. Большой зал Берлинской филармонии. 1956–1963.

После завершения Второй мировой войны 1939–1945 – соавтор «Коллективного плана» превращения Берлина из радиального «господского» в «демократический» линейный город по долине р. Шпре (1945), главный архитектор Берлина (руководитель Строительно-жилого отдела магистрата, 1945–1946) и директор Строительного института Академии наук (1947–1950).

Квартиры в высотном жилом комплексе «Ромео и Джульетта» (Штутгарт, 1954–1959; 1-й кондоминиум ФРГ) и в микрорайоне «Шарлоттенбург-Северный» (Западный Берлин, 1954–1961, 3700 квартир) отличают многообразие и рациональность планов, предусмотрены одновременно уединение и «социализация» жильца.

Совместно с театроведом М. Ашенбреннер Шарун работал над проблемой театральной архитектуры, противопоставив классической глубинной механизированной сцене идею широтного, многоплощадочного горизонта, восходящего к средневековым «симультанным» сценам. Несмотря на выигранные конкурсы, воплотить её Шаруну не удалось даже в единственном построенном по его проекту театре в Вольфсбурге, ныне носящем его имя (1965–1973). Школы – имени Шоллей в Люнене (1956–1962) и в Марле-Древере Южном (1960–1971) отвечают формой классов («игровых», «убежищ» и «аудиторий») мироощущению взрослеющего ребёнка.

Вершины творчества Шаруна – Берлинская филармония (Большой зал, 1956–1963; Камерный зал, 1984–1987; Институт музыковедения с Музеем музыкальных инструментов, 1964–1971) и Государственная библиотека в Берлине (с Библиотечным институтом, Институтом Латинской Америки и «Домом гостей», 1964–1978). Большой зал филармонии – первый в мире концертный зал, где зрительские места окружают подиум для оркестра со всех сторон: по словам Шаруна, он «задуман как долина, на дне которой находится оркестр, окружённый поднимающимися вверх [террасами]-виноградниками. Перекрытие отвечает этому ландшафту как «небесный ландшафт»; своей формой он воздействует как шатёр» (цитируется по: Wisniewski E. Die Berliner Philharmonie und ihr Kammermusiksaal. Der Konzertsaal als Zentralraum. Berlin: Gebrüder Mann, 1993. S. 97), без царской ложи и мест, где можно чваниться своим богатством и положением. Эта демократичная планировочная схема в последней трети 20 – 21 вв. широко используется для крупных концертных залов, в т.

ч. «Гевандхауз» в Лейпциге (1981), Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), Парижской филармонии (2015), Эльбской филармонии в Гамбурге (2017), «Зарядье» в Москве (2018). Библиотека – «книжная гора» с каскадами читальных галерей, променадов, кабинетов и залов, дробящих градостроительный масштаб до удобных для работы размеров.

Шарун – основатель западноберлинской Академии художеств, её президент (1955–1968) и почётный президент (1968–1972).

Профессор Академии искусств и ремёсел в Бреславле (1925–1932), Технического университета в Берлине (1946–1958).

Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1959). Имя архитектора носит камерный «Ансамбль Шаруна – Берлин» (основан в 1983 членами Берлинского филармонического оркестра).

Шарун Ганс. Большая российская энциклопедия

Архитекторы, градостроители

Шару́н Ганс, Бернхард Ханс Генри Шарун (Bernhard Hans Henry Scharoun) (20.9.1893, Бремен – 25.11.1972, Западный Берлин), немецкий архитектор.

Учился в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге (1912–1914). Объединил экспрессионизм и модернизм в концепции «органичной архитектуры». Участвовал в восстановлении Восточной Пруссии после Первой мировой войны 1914–1918 гг.; первым воплотил призыв Б. Таута к цветной архитектуре (1919): жилой массив «Пёстрый ряд» в Инстербурге (1921–1924; ныне Черняховск; единственная сохранившаяся на территории России работа Шаруна). Член объединений «Стеклянная цепь» (1919–1920) и «Кольцо» (1926–1933). В 1925 г. сформулировал тезис о зданиях как «исполнительных органах» происходящих в них процессов жизни, работы и др. («органический функционализм»), с отказом от абстрактных геометрических форм, существующих вне конкретного планировочного задания. Занимал должность уполномоченного по колориту городской среды в Бреславле (Бреслау, ныне Вроцлав, Польша; 1925). Построил на выставках Немецкого Веркбунда (член в 1916–1933, 1949–1972) в Вайсенхофе (Штутгарт) двухэтажную виллу (1927), в Бреславле – «дом для холостяков» с полутораэтажными сквозными квартирами (1928–1929). С 1930 г. жил в Берлине, где разработал градостроительный проект и спроектировал три здания для микрорайона «Сименсштадт» почти на 1400 квартир (1929–1931; включён в список Всемирного наследия). Ганс Шарун. Дом Шминке, Лёбау. 1930–1933. Дома Шминке в Лёбау (1930–1933), Бенша и Флаума (1935), Мормана (1938–1939), Энделлей (1939–1940) и др. в Берлине отличают «перетекающие» интерьеры, панорамные окна, зимние сады; после 1933 г. эти новаторские компоненты проекта Шарун вынужденно скрывал за предписанными архитектурной цензурой традиционными фасадами.

После завершения Второй мировой войны 1939–1945 гг. – соавтор «Коллективного плана» превращения Берлина из радиального «господского» в «демократический» линейный город по долине реки Шпре (1945), главный архитектор Берлина (руководитель Строительно-жилого отдела магистрата, 1945–1946) и директор Строительного института Академии наук (1947–1950).

Квартиры в высотном жилом комплексе «Ромео и Джульетта» (Штутгарт, 1954–1959; 1-й кондоминиум ФРГ) и в микрорайоне «Шарлоттенбург-Северный» (Западный Берлин, 1954–1961, 3700 квартир) отличают многообразие и рациональность планов, предусмотрены одновременно уединение и «социализация» жильца.

Совместно с театроведом М. Ашенбреннер Шарун работал над проблемой театральной архитектуры, противопоставив классической глубинной механизированной сцене идею широтного, многоплощадочного горизонта, восходящего к средневековым «симультанным» сценам. Несмотря на выигранные конкурсы, воплотить её Шаруну не удалось даже в единственном построенном по его проекту театре в Вольфсбурге, ныне носящем его имя (1965–1973). Школы – имени брата и сестры Шолль в Люнене (1956–1962) и в районе Древер-Зюд (Древер-Южный) г. Марль (1960–1971) отвечают формой классов (последовательно, «игровых», «убежищ» и «аудиторий») мироощущению взрослеющего ребёнка.

Вершина творчества Шаруна – здание Берлинской филармонии (Большой зал, 1956–1963; Камерный зал, 1984–1987; Институт музыковедения с Музеем музыкальных инструментов, 1964–1971) и Государственная библиотека в Берлине (с Библиотечным институтом, Институтом Латинской Америки и «Домом гостей», 1964–1978). Большой зал филармонии – первый в мире концертный зал, где зрительские места окружают подиум для оркестра со всех сторон: по словам Шаруна, он «задуман как долина, на дне которой находится оркестр, окружённый поднимающимися вверх [террасами]-виноградниками. Перекрытие отвечает этому ландшафту как «небесный ландшафт»; своей формой он воздействует как шатёр» (цитируется по: Wisniewski E. Die Berliner Philharmonie und ihr Kammermusiksaal. Der Konzertsaal als Zentralraum. Berlin: Gebrüder Mann, 1993. S. 97), без царской ложи и мест, где можно чваниться своим богатством и положением. Эта демократичная планировочная схема в последней трети 20 – 21 вв. широко используется для крупных концертных залов, в том числе залов «Гевандхауз» в Лейпциге (1981), Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), Парижской филармонии (2015), Эльбской филармонии в Гамбурге (2017), «Зарядье» в Москве (2018). Берлинская библиотека – «книжная гора» с каскадами читальных галерей, променадов, кабинетов и залов, дробящих градостроительный масштаб до удобных для работы размеров.

Шарун – основатель западноберлинской Академии искусств, её президент (1955–1968) и почётный президент (1968–1972).

Профессор Академии искусств и ремёсел в Бреславле (1925–1932), Технического университета в Берлине (1946–1958).

Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1959). Имя архитектора носит камерный «Ансамбль Шаруна» (Scharoun Ensemble Berlin; основан в 1983 членами Берлинского филармонического оркестра).

Сухин Дмитрий Борисович Дата публикации:  15 июня 2022 г. в 10:59 (GMT+3)

Ханс Шарун — архитектор «Neues Bauen»

Ганс Шарун (1893–1972) © Landesarchiv Berlin, F Rep. 290 (04) Nr. 0051471 / Фото: Шютц, Герт

Профессор Технического университета Берлина и почетный гражданин Берлина — эта двойная награда прекрасно характеризует жизнь и деятельность Ганса Шаруна. Его самые выдающиеся работы включают послевоенную Берлинскую филармонию и Берлинскую государственную библиотеку, расположенную на Потсдамской улице. «Самостоятельный зодчий должен руководствоваться своими размышлениями, а не стремлением к сенсации», — таков был руководящий принцип его жизни.

Урожайные годы

Шарун родился 20 сентября 1893 года в семье владельца пивоварни в Бремене. Он вырос в Бремерхафене и окончил городскую гуманистическую гимназию. В 1912 году он приехал в Берлин, чтобы изучать архитектуру в Königlich Technische Hochschule zu Berlin. Его учеба закончилась с началом войны в 1914 году, и он присоединился к военно-строительному отряду для реконструкции в пострадавшей от войны Восточной Пруссии, где после окончания войны работал внештатным архитектором. В 1923 марта он принял участие в международной архитектурной выставке в Веймарском Баухаузе. Затем в 1925 году он стал профессором Академии искусств и искусств в Бреслау (Вроцлав), где оставался до 1932 года. Позже он назовет эти годы самыми плодотворными в своей жизни.

«Neues Bauen» и Ханс Шарун.

Шарун был частью поколения Neues Bauen, в которое также входили такие фигуры, как Вальтер Гропиус, Бруно Таут, Эрих Мендельсон и Хьюго Херинг. Движение Neues Bauen было отмечено энергичной динамикой и новой концепцией материала и окружающей среды. с 19С 26 года он входил в ассоциацию прогрессивных архитекторов «Der Ring», в которую также входили Мис ван дер Роэ и Бруно Таут. Шарун был одним из архитекторов жилого комплекса Weißenhofsiedlung в Штутгарте. Этот проект считался вехой современности, но не обошлось без разногласий. В последние годы Веймарской республики он спроектировал множество зданий в Большом Берлине, в том числе жилой комплекс Сименсштадт. В 1932 году он навсегда поселился в Берлине. Хотя во времена нацизма стиль Neues Bauen был осужден как «ненемецкий», Ганс Шарун остался в городе, где строил современные особняки для частных клиентов. Среди них были клиенты, которые позже стали коллегами в Берлинском техническом университете, в том числе ландшафтные архитекторы Герман Маттерн и Герта Хаммербахер.

Провидец городского, социального и благотворительного города

После Второй мировой войны советское военное командование назначило его первым послевоенным главой муниципального планирования Большого Берлина. Опираясь на опыт движения Neues Bauen и видение городского, социального и благотворительного города, Шарун разработал планы новых построек для Берлина, которые также были представлены в разрушенном войной Stadtschloss на выставке под названием «Берлинский завод».

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *