ШАРУН ГАНС • Большая российская энциклопедия
ШАРУ́Н ГАНС (Бернхард Ханс Хенри Шарун, Bernhard Hans Henry Scharoun) (20.9.1893, Бремен — 25.11.1972, Западный Берлин), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге (1912–1914). Объединил экспрессионизм и модернизм в концепции «органичной архитектуры». Участвовал в восстановлении Восточной Пруссии после Первой мировой войны 1914–1918; первым воплотил призыв Б. Таута к цветной архитектуре (1919): жилой массив «Пёстрый ряд» в Инстербурге (1921–1924; ныне Черняховск; единственная сохранившаяся на территории России работа Шаруна). Член объединений «Стеклянная цепь» (1919–1920) и «Кольцо» (1926–1933). В 1925 г. сформулировал тезис о зданиях как «исполнительных органах» происходящих в них процессов жизни, работы и др. («органический функционализм»), с отказом от абстрактных геометрических форм, существующих вне конкретного планировочного задания. Занимал должность уполномоченного по колориту городской среды в Бреславле (1925).
Фото Thomas Nemeskeri / flickr.com. Г. Шарун. Большой зал Берлинской филармонии. 1956–1963.
После завершения Второй мировой войны 1939–1945 – соавтор «Коллективного плана» превращения Берлина из радиального «господского» в «демократический» линейный город по долине р. Шпре (1945), главный архитектор Берлина (руководитель Строительно-жилого отдела магистрата, 1945–1946) и директор Строительного института Академии наук (1947–1950).
Квартиры в высотном жилом комплексе «Ромео и Джульетта» (Штутгарт, 1954–1959; 1-й кондоминиум ФРГ) и в микрорайоне «Шарлоттенбург-Северный» (Западный Берлин, 1954–1961, 3700 квартир) отличают многообразие и рациональность планов, предусмотрены одновременно уединение и «социализация» жильца.
Совместно с театроведом М. Ашенбреннер Шарун работал над проблемой театральной архитектуры, противопоставив классической глубинной механизированной сцене идею широтного, многоплощадочного горизонта, восходящего к средневековым «симультанным» сценам. Несмотря на выигранные конкурсы, воплотить её Шаруну не удалось даже в единственном построенном по его проекту театре в Вольфсбурге, ныне носящем его имя (1965–1973). Школы – имени Шоллей в Люнене (1956–1962) и в Марле-Древере Южном (1960–1971) отвечают формой классов («игровых», «убежищ» и «аудиторий») мироощущению взрослеющего ребёнка.
Вершины творчества Шаруна – Берлинская филармония (Большой зал, 1956–1963; Камерный зал, 1984–1987; Институт музыковедения с Музеем музыкальных инструментов, 1964–1971) и Государственная библиотека в Берлине (с Библиотечным институтом, Институтом Латинской Америки и «Домом гостей», 1964–1978). Большой зал филармонии – первый в мире концертный зал, где зрительские места окружают подиум для оркестра со всех сторон: по словам Шаруна, он «задуман как долина, на дне которой находится оркестр, окружённый поднимающимися вверх [террасами]-виноградниками. Перекрытие отвечает этому ландшафту как «небесный ландшафт»; своей формой он воздействует как шатёр» (цитируется по: Wisniewski E. Die Berliner Philharmonie und ihr Kammermusiksaal. Der Konzertsaal als Zentralraum. Berlin: Gebrüder Mann, 1993. S. 97), без царской ложи и мест, где можно чваниться своим богатством и положением. Эта демократичная планировочная схема в последней трети 20 – 21 вв. широко используется для крупных концертных залов, в т.
Шарун – основатель западноберлинской Академии художеств, её президент (1955–1968) и почётный президент (1968–1972).
Профессор Академии искусств и ремёсел в Бреславле (1925–1932), Технического университета в Берлине (1946–1958).
Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1959). Имя архитектора носит камерный «Ансамбль Шаруна – Берлин» (основан в 1983 членами Берлинского филармонического оркестра).
Выставка Архитектор Ганс Шарун в фотографиях Карстена Крона, Екатеринбург – Афиша-Музеи
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Анапа,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Классика архитектуры: Берлинский филармонический оркестр / Ханс Шарун
Классическая архитектура: Берлинский филармонический оркестр / Ганс Шарун
- Автор: Эндрю Кролл 06
Архитекторы: Ханс Шарун
- ГодГод завершения этого архитектурного проекта
Год:
1963 г.
- Фотографии
Фотографии: предоставлены Wikimedia Commons
+ 13
Текстовое описание предоставлено архитекторами. Ганс Шарун — известный немецкий архитектор, наиболее известный своим проектом концертного зала Берлинской филармонии в Берлине, Германия. Завершенная в 1963 году органичная и футуристическая эстетическая интерпретация концерта Шаруна стала заменой предыдущей филармонии, разрушенной во время Второй мировой войны.
Дизайн Шаруна был довольно простым, он сосредоточился на том, чтобы поместить музыку в центр своего дизайна, как концептуально, так и физически. Из центра музыка будет усиливаться и фильтроваться по всему залу.
Работы Ханса Шаруна не получили широкого признания, за исключением его дизайна концертного зала Берлинской филармонии. Как архитектор Шарун был главным сторонником органической архитектуры, чьи современные архитектурные работы стремятся создать баланс и гармонию между природой и архитектурой.
Программа Берлинского филармонического оркестра очень прямолинейна и упрощена и требует двух концертных залов: основного зала, вмещающего около 2500 человек, а также меньшего зала камерной музыки, вмещающего около 1200 человек; однако не программа делает этот проект интересным, а то, что Шарун делает в пространстве с программой, создающей такое динамичное присутствие.
В главном зале сцена расположена в центре зала, а места для сидения расположены вокруг сцены через ряд смещенных друг от друга террас, которые были расположены для оптимального акустического исполнения. В разрезе зрительный зал выглядит как вогнутый аквариум, излучающий музыку во всех направлениях. Потолок наклонен и резко нависает над пространством зрительного зала, улавливая и проецируя звук ритмичным образом.
Хотя здание программно простое, формально Берлинская филармония сложна тем, что выразительные внутренние пространства отражаются на внешнем виде здания. Драпировка интерьера и угловая композиция перенесены в формальный дизайн каждого объема залов. Углы и парящая конструкция, напоминающая шатер, создают игривую, но сдержанную эстетику, которая дополняет внутренние пространственные условия.
Внешний вид динамичных фасадов дополняет и устанавливает связь с берлинским Тиргартеном, который расположен непосредственно к северу от филармонии. Угловые и изогнутые фасады имитируют «мягкую» эстетику лесного ландшафта. Металлический материал желтого оттенка фасада поддерживает землистый баланс ландшафта, цвета и формы.
Берлинский филармонический оркестр может быть самым известным проектом Ганса Шаруна, но он является свидетельством целей органической архитектуры, которая устанавливает гармонию, которая исправляет концепцию, программу и контекст музыки, Тиргартена и архитектурной дисциплины.
![](/800/600/https/i.pinimg.com/originals/35/fa/f1/35faf14632c646631cff2f0bc8fbea0d.jpg)
Ганс Шарун и механизм: Кассельский проект 1952
1.8
Ханс Шарун и Движение
Кассельский проект 1952
Перевод Питера Бланделла Джонса детальная разработка и старт на месте. Он безоговорочно выиграл конкурс, получил высокую оценку судей и был разработан для строительства. Начались работы по рытью фундаментов, но потом были найдены основания старых укреплений, и они были остановлены. Тем временем городские власти тайно разработали альтернативный проект местного архитектора Пола Боде, который даже не участвовал в конкурсе, и вместо него построили. Это привело к тому, что Шарун потерял не только самое важное сотрудничество с Маттерном, но и потерю доверия, поскольку, оправдывая свой нечестный шаг, чиновники муниципалитета ссылались на технические недостатки, которые, по сути, никогда не подвергались проверке.
Район Фридрихсплац в Касселе раньше был зоной переговоров между двумя четко спланированными городскими ячейками. Естественно, развитие этой свободной территории было обусловлено топологическими и техническими требованиями, но оно происходило в период, когда еще существовала необходимость определения таких городов-ячеек, наряду с сознанием существенных условий. Так поздняя Фридрихсплац выросла в «пустоте», оставшейся между двумя отдельными гештальтами: между средневековым городом с одной стороны и новым городом в стиле барокко с другой, каждый из которых подчинялся правилам своего периода (рис. 1.8.1 и 1.8.2). . В формальном плане города в стиле барокко нашли выражение заботы герцога, так что в развитии того, что было «пустотой», интересы герцога стали все более доминирующими, то есть оно стало формальной частью нового города в стиле барокко, послушного правила нового города. Таким образом, при установлении новой границы средневековый город был окружен сценой. Но изначально Фридрихсплац не была закрытой площадью, поскольку герцогское влияние было скорее демонстрацией власти герцога над все более управляемым классом буржуазии, что проявлялось в «подавление» образа буржуазного средневекового города. Так начинается трагедия площади, которая в таком раннем состоянии была лишь частью пейзажа и плацом. Это «подавление» распространялось и на соседний Оттонеум [ранний театр], возникший в период барочного нового города, но по своему содержанию более посвященный духу средневекового города. 2
Рисунок 1.8.1 План центра Касселя в 1742 году. Средневековый город справа все еще имеет свои укрепления, а новый город в стиле барокко слева можно узнать по его сетке. Между ними развивается Фридрихсплац, Герцогский дворец, позже Ауэпарк (долина-парк), находится внизу справа между реками. , Фридрихсплац была формализована, классические фасады изменили ее восточную сторону, но она остается открытой для юга
Источник: адаптировано из исторических карт, доступных в Интернете.
Если мы хотим исправить блокирование старого города, планировка которого, несомненно, имеет историческое значение, восстановление и реинтеграция Оттонеума также должны быть приоритетом, который принадлежит его суть в районе средневекового города. Положение Zwehrenturm [старая городская надвратная башня четырнадцатого века] и открытое пространство, образованное между Ottoneum и Zwehrenturm, представляют собой эффективную прелюдию к этому особому и характерному пространственному порядку и, следуя традиции, могут служить примером территории средневековый город-келья.
Создание новой планировки будет заключаться не в сохранении фальсифицированной целостности площади, а в поиске баланса между тремя контрастными элементами: средневековым городом-клеткой, барочным новым городом и связью с ландшафтом за его пределами. . Что мы подразумеваем под последним, нуждается в объяснении: «пустота» изначально была неотъемлемой частью ландшафта с непрерывным визуальным контактом с долиной. Как только это понято, человек видит его элементарную сущность как свободное пространство с его большими размерами и текучей обработкой его поверхности. Таким образом, необходимо разработать последовательность уличных пространств, ведущих из глубины города, и порядок этих уличных пространств должен быть определен по отношению к общей планировке и форме зданий, а затем рассмотрен в связи с переходом между квадрат и долина, что позволяет распознавать более динамичное, чем статическое лечение.
Хотя связь с динамической сущностью средневекового города явно нарушена, формообразование пространств все еще может сохранять часть своего сущностного динамизма, даже если это необходимо сочетать с гештальт-средствами геометрической системы координации. Кроме того, экономическое развитие города и его новые транспортные потребности влияют на развитие площади, что нельзя игнорировать: она становится настолько разделенной основными дорогами, что ее построенное единство нарушается. Таким образом, вместо старого аристократического порядка должен быть найден новый порядок. Наше время приносит взаимодействие между темами органической и геометрической организации — борьбу между традиционными и ландшафтными силами. Это приводит к смешению сил, так как, с одной стороны, должны быть развиты взаимосвязанные фокусы, а с другой стороны, должны быть добавлены оси, связанные с этими фокусами, которые соответствуют нашему оживленному, но крайне проблематичному периоду. Пейзаж обеспечивает фокусы, которые являются аспектами придворного общества герцога. Его структура выражает социальный строй того времени: это место, которое в форме связанных с ландшафтом органов делает оригинальную живую ссылку на функции и окружающую среду.
Наше новое, современное расположение места и формы (рис. 1.8.3 и 1.8.4), с одной стороны, пытается восстановить связь с более широким ландшафтом, гарантируя, что по мере добавления новых зданий вносятся коррективы. увеличить сравнительную шкалу. С другой стороны, это позволяет установить тесную связь с Ауэпарком в соответствии с новой и гораздо более широкой социальной функцией парка. Но если в восемнадцатом веке живое взаимодействие старых и новых тем делало весь макет привлекательным и содержательным, то в девятнадцатом веке этому пришел конец. Поспешное техническое и экономическое развитие — и особенно развитие промышленного квартала после 1866 года — уже не позволяло современным изменениям гибко и органично развивать структуру города. С техническим и экономическим развитием процесс осмысления целого и нахождения форм не мог продвигаться вперед. Затем, с возвратом к исторически сложившимся формам, внимание сместилось от видений целого к ограниченности, видению только фрагмента, замкнувшегося в собственной ограниченной ситуации.
Для этой эпохи характерно, что важные в экономическом отношении застройки беспрецедентны по своим масштабам и занимают огромные площади, так что, например, один промышленный комплекс может занимать больше земли, чем требовалось для всех потребностей средневекового города. Но это происходит – как будто завышенный уровень расходов должен быть компенсирован – за счет удобств для населения. Здесь все очень скованно и подло организовано. Но и для общественных зданий также необходимо учитывать границы участка и площадь участка. Ландшафт поставлен на службу техническому развитию, так же как общество и право должны приспосабливаться к техническим потребностям.
И все же ценные сооружения культурного или природного характера могут быть в будущем спасены от рук этого технико-экономического развития. Наша точка зрения касается относительно узкой области, в которой решения еще могут приниматься с некоторой уверенностью и выполняться в разумные сроки. Таким образом, это следует понимать как феномен
Рис. 1.8.3 План предполагаемой реорганизации с добавлением нового театра Шаруна и Маттерна. Этот и более ранние планы изложены с севера вверх, и прямоугольник Фридрихсплац появляется по диагонали, долина реки Фульда внизу справа
Источник: адаптировано из опубликованного плана участка, оригинал находится в архиве Шарун, Академия искусств, Берлин
Читать дальше могут только участники со статусом Gold.