Культурное пространство это: КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО это

Содержание

Доклад «Понятие культурного пространства»

Доклад «Понятие культурного пространства»

Подготовила: учитель МХК МКОУ СОШ с. Молчановка

К.А. Конченко

Культура существует не абстрактно, она неизбежно привязана к конкретному пространству. В связи с этим среди подходов в изучении культуры стоит выделить изучение ее с точки зрения пространственного существования. Культура является одним из звеньев в цепочке «культура – пространство культуры – культурное пространство» [Балюта, с 2].

Культура, как и другие состояния бытия, обладает всеми характерными особенностями. Культура существует в мире относительно самостоятельно и относительно объективно к любому действительному субъекту; бытие культуры разворачивается в двух физических измерениях: времени и пространстве [Орлова].

Культура воплощает всю глубину и многогранность человеческого бытия. В процессе становления и развития форм деятельности человека интерес к понятию культуры повышается.

В связи с этим количество определений культуры увеличивается. Благодаря подсчетам американских  антропологов А. Кребера (1856 — 1960) и К. Клакхона (1905 — 1960) можно привести следующие данные. В период с 1871 по 1919 годы наука пользовалась семью определениями культуры. С 1929 по 1950 отмечался повышенный интерес культурологов, антропологов и социологов к феномену культуры, в результате чего количество определений культуры резко возросло до ста пятидесяти. Антропологи проделали трудоемкую работу, проанализировав все имеющиеся определения культуры. В ходе анализа антропологи выделили шесть типов определений культуры. Приведем их.

1.        Описательные – представляют собой перечисление – «описание» — всего того, что относится к культуре. В определениях такого типа культура понимается как «совокупность накопленных обществом в результате деятельности материальных и духовных ценностей»[А. Моль].

2.        Исторические определения уделяют внимание, прежде всего, процессам наследования культурного опыта новыми поколениями.

3.        Психологические определения характеризуют способы адаптации человека к среде, формирование определенной модели поведения, не свойственной ему от рождения.

4.        Нормативные — основаны на представлениях о нормах и ценностях, характерных для определенного типа культуры.

5.        Структурные определения акцентируют внимание на структурной организации культуры. Основоположником структуралистского подхода считается французский этнолог К. Леви-Стросс (1908 — 2009), который понимал культуру как знаково-символическую систему, в основе которой лежит язык. Исследуя формы языка, можно понять смыслы, заложенные в культуре. По мнению К. Леви-Стросса, культура может рассматриваться как «ансамбль символических систем», к которым относится язык, искусство, религия, наука.

6.        Генетические определения описывают культуру с точки зрения ее происхождения. Выделяют четыре группы генетических определений, в основе которых лежат идеи, символы, представление о культуре как продукте, а также представление о культуре как о том, что «отличает человека от животных» (В.

Оствальд).[Белик А, Культурология. Антропологические теории культур].

Продолжая анализ определений культуры, французский культуролог А. Моль (р. 1930 г.) в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже двести пятьдесят определений культуры. Собственный взгляд на культуру ученый высказал в следующем определении: «Культура – это интеллектуальный аспект искусственной среды, создаваемый человеком в ходе своей социальной жизни» [А. Моль, Социодинамика культуры]. Как видим, при определении культуры французский ученый придерживается деятельностного подхода.

В настоящее время определений культуры насчитывается более пятисот. В отечественную гуманитарную науку понятие культурологии было введено в 1960-е г. А.Я. Флиером, автором истории культурологии в России. Учёный также познакомил научное сообщество с культурологическими взглядами Л.А. Уайта.

Особый интерес отечественных исследователей к трудам западных антропологов, философов культуры и социологов проявился в 1980-х г.

Активный перевод трудов на русский язык, комментарии отечественных культурологов и актуализация собственных исследований способствовали становлению отечественной культурологии в 1990-е г.[Асоян, Малафеев, с. 15].

В настоящее время интерес к культуре также возрастает. Научные представления о культуре, благодаря накоплению знаний, развитию человеческого общества, углубляются и расширяются. Как следствие, количество подходов к пониманию культуры и ее определений увеличивается.

Современный взгляд на культуру отстаивает А.В. Денисенко [Денисенко, с. 1]. Согласно его позиции, культура в сознании  общественности «воспринимается как воспитание и образование» [Денисенко, с. 1]. При таком взгляде на культуру она приобретает дополняющий характер, также нередко культуре приписывается функция перевоспитания человека, исправления его природной сущности. Это не случайно, ведь благодаря воспитанию и образованию из поколения в поколение передается культурный опыт. Однако подобный взгляд на культуру исключает из культурной сферы её основной компонент – сакральный.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура – явление сложное, многообразное, охватывающее все стороны социальной жизни. Сущность культуры невозможно передать в рамках одного конкретного определения, о чем свидетельствует классификация определений, приведенная американским антропологами А. Крёбером и К. Клакхоном. Становление культурологических концепций произошло наряду с социологическими во второй половине XIX в., а во второй половине XX в. культурология складывается как наука. Интерес культурологов, социологов, антропологов и философов к культуре возрастает, и в результате возрастает количество определений культуры, подходов, аспектов к ее пониманию.

Рассмотрим следующее звено в цепочке «культура – пространство культуры – культурное пространство» [Балюта, с 2] — пространство культуры.

Само пространство, по определению исследователя Е.В. Орловой, является «важнейшей характеристикой бытия», ведь от того,  как человек его воспринимает, зависит дальнейшая деятельность человека по его освоению и преобразованию.

Освоение пространства человеком с целью выживания привело к осознанию последним вертикалей «верх» и «низ», а также к пониманию места обитания, категорий далекого и близкого. В дальнейшем сложились представления о «своем» и «чужом», что с течением времени привело к формированию «национального, социального единства, пространственного сосуществования» [Орлова, «Специфика КП»  с 3.]. 

С точки зрения философии, пространство – это «философская категория, отражающая всеобщую форму существования материи, представляющая собой сосуществование материальных объектов и процессов» [Национальная философская энциклопедия]. Иными словами, пространство «характеризует структурность и протяженность материальных систем»[Там же]. Пространство неразрывно связано со временем, обладает количественными и качественными характеристиками, бесконечно. К универсальным характеристикам пространства относятся «протяженность, единство прерывности и непрерывности»[Там же].  «Пространство и время – фундаментальные характеристики бытия», в которые вписываются абсолютно все сферы действительности человека[Там же].

Осознание людьми пространственного единства – будь то культурное учреждение, город, регион, государство – формирует осознание территориального и национального единства на основе общенациональных, государственных, культурных, природных ценностей. Оба фактора способствуют формированию гражданского, патриотического сознания, что ведет к утверждению приоритета культуры, закрепленного в Указе президента Российской Федерации «Об утверждении основ культурной политики».

Пространство культуры, в понимании исследователя П.А. Балюты, представляется «как совокупность всего происходящего в культурной жизни определенного общества» [Балюта, с 2] . Пространство культуры связывает два пространства: физическое и символическое. Надо сказать, что пространство культуры – явление не одинарное. Пространств культуры множество, все они, соприкасаясь, составляют комплексную систему – культурное пространство, третье звено в рассматриваемой цепочке «культура – пространство культуры – культурное пространство».

Проблематика культурного пространства интересует многих современных культурологов. Изучением феномена занимаются Е.В. Орлова, М.Я. Сараф, М.Г. Трипузов, И.Н. Гудкова и Е.Т. Цыгункова.

Культурное пространство существует наряду с пространствами: физическим, географическим, экономическим, социальным и т.д. [Гудкова, Цыгунова].

Культурное пространство включает все культурные феномены, но не ограничивается их совокупностью. Культурное пространство сохраняет  «память» всех событий, памятников культуры, истории, постоянно обогащаясь в результате человеческой деятельности.  Если в философском понимании время характеризуется линейной направленностью, то есть необратимостью, то в культурном пространстве события прошлого, настоящего и будущего сосуществуют одновременно. Это происходит потому, что культура постоянно обращается к прошлому опыту и позволяет интерпретировать его в новых условиях, обогащаясь новым опытом. По мнению В.С. Библера, «…типологически различные культуры…втягиваются в одно временное и духовное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом, почти по-боровски «дополняют», то есть исключают и предполагают друг друга»[И. Г. Четверов, А.Ю. Ивлева, с. 1].

Культурное пространство и человек находятся в постоянном взаимодействии. Человек рождается в культурном пространстве, обогащает его в процессе деятельности. Веками создавая фиксированную систему культурных ценностей, норм, моделей поведения, человек становится «заложником» культурного пространства.

Таким образом, культурное пространство дает возможность реализоваться культуре, воплощает в действительность культурный опыт в виде традиций, верований, моделей поведения, образа бытования. Однако, как отмечает М.Г. Трипузов, культурное пространство не сводится к «хаотичному набору норм», а представляет собой «иерархически выстроенную систему смыслов» [Трипузов, с 67]. Если культура разворачивается в двух измерениях: пространстве и времени, то культурное пространство, являясь результатом взаимодействия культур во времени и пространстве, дополняется коммуникацией, роль которой – наполнение пространства смыслом [Кулешова, с 7]. На этом строится базовая особенность, помогающая развести понятия «культура», «пространство культуры» и «культурное пространство. Проявление культуры воплощается в конкретных культурных явлениях, предметах, образах. А наделение этих явлений, предметов и образов смыслами происходит в мыслимом человеком пространстве культуры и культурном пространстве. Таким образом, осмысление фактов культуры переносит их из физического пространства в пространство культуры.

Культурное пространство можно рассматривать как форму существования культуры, разворачивания культурных  процессов, которая характеризует структурность и протяженность культурных  систем в материальном мире.

Культурное пространство имеет географическую привязку. По утверждению французского историка Ф. Броделя (1902 – 1985), культурным пространством может быть как большой географический объект, так и малый. Тогда можно говорить о культурном пространстве города.

Само пространство города, по мнению И.А. Скрипачевой, «представлено как  особый, исторически сформировавшийся способ существования социальной общности людей и  специфическая форма ее самоорганизации» [Скрипачева, с 25].  Многие отечественные культурологи (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский) рассматривают город как текст, символ с одной стороны, и как механизм, порождающий новые тексты и символы – с другой.

Интерес зарубежных исследователей к изучению пространства города отмечается с XIX в., широкое распространение в XX в. получают работы Р. Барта, К. Леви-Стросса, Ч. Дженкса, К. Линча и др. В работах исследователи обращаются к символике городской архитектуры и семиотике городского пространства [Деткова, с 63]. При этом город был осознан как «пространство коммуникации, состоящее из отдельных структурных элементов, подчиненных целому (ландшафту, стилю) и являющееся знаковой средой обитания человека» [Деткова, с 63].

Отечественный исследователь Н.П. Анциферов впервые сравнил город с живым социальным организмом (на примере Санкт-Петербурга) и задал три важнейших направления изучения города: «психологию, физиологию и анатомию города».

Психологи Е.Ю. Пряжникова, О.В. Голубь рассматривают пространство города как семантическое пространство, осмысленное в сознании человека [Чичканова, с 2]. К объектам семиотики при этом относятся: язык архитектуры, названия городских элементов (улиц, площадей), городские традиции, праздники, памятные даты городские легенды, лексические формы, субкультурные проявления, ритм жизни и т.д. [Чичканова, с 4].

Культурное пространство города представляется как «многоуровневая целостная система, включающая объекты культуры (памятники культуры, учреждения культуры), субъекты культурных процессов (активные индивиды или социальные группы), события культурной жизни (производство и потребление продуктов  художественного, эстетического творчества во всем его многообразии: литературы, изобразительного искусства, театра, музыки и т.д., а также культуру повседневной жизни: труда, быта, общения)»[Малкова, с 42]. Для наглядности составим схему «Культурное пространство современного города» с учетом всех перечисленных элементов (см. схема 1).

С х е м а 1. «Культурное пространство современного города»

Культурное пространство города, как часть обширного культурного пространства, имеет те же функции: создание и передача новых культурных смыслов, ценностей, «социокультурного опыта», обеспечение культурной идентификации [Порозов, с. 3, 6].

На основании всего вышесказанного можно рассматривать культурное пространство города как многоуровневую, целостную самоорганизующуюся коммуникативную систему, состоящую из смысловых элементов культуры, разворачивающихся в конкретном географическом пространстве.

 

12.1.1. Культура в пространстве и культурные пространства. Теория культуры

12.1.1. Культура в пространстве и культурные пространства

Пространство по–разному понималось философами, физиками, математиками и трактовалось ими как некое вместилище, пустота, наполняемая сгустками материи, вещами и их отношениями. В земном, чувственном мире все действительно находится в определенном трехмерном пространстве, а с учетом временной координаты – четырехмерном. И то, что мы называем культурой, тоже находится в нем. На Земле пространственность реализуется как разнообразие геокосмической и географически ландшафтной реальности, особые протяженности, объемы, площади, разнообразие. И это чрезвычайно важно по отношению к культуре, а точнее к культурам, возникающим и развивающимся в конкретных физико–географических условиях.

Многие особенности культурной жизни обусловлены рельефом местности, ландшафтом и протяженностью территории. В истории культуры известны цивилизации различного типа: речные, морские, океанические, горные, степные, лесные, пустынные. Казалось бы, все это связано лишь с природными факторами. Но от них во многом зависит организация жизни, хозяйственный уклад, тип жилищ, способы сообщения, кулинарные предпочтения и технологии, верования, т. е. характер и формы культуры в целом. Так, бескрайность просторов или, наоборот, пространственная стесненность, зажатость, в значительной степени определяют своеобразие культур, их ценности и формы выражения.

Наряду с этим в жизни общества формируется то, что именуют социальным пространством – различные сложно организованные системы отношений, в которых и протекает жизнь людей. Это социальное пространство практически всегда социокультурно. Культура, возникая и развиваясь, порождает и изменяет те пространства, которые не совпадают полностью ни с физико–космическими, ни с физико–географическими, ни даже с собственно социальными пространствами, хотя с последними они связаны теснейшим образом.

Пространство, которое мы называем культурным, имеет не только внешние контуры, оно «расположено» в духовном мире социума и личности. Этот пространственный пласт, или объем, особенно важен, так как воздействует на мотивацию поведения людей.

Культурное пространство взаимодействует с географическим, экономическим, политическим, этническим, лингвистическим и информационным пространствами. Оно, как и все перечисленные, имеет свою специфику, особую конфигурацию и архитектонику, способы трансляции и динамику изменений.

Но что же все–таки представляет собой культурное пространство в отличие от пространств, в которых находится культура и с которыми она взаимодействует?

Культурное пространство – это поле (по аналогии с физическими полями), порождаемое взаимодействиями и воздействиями ценностей культуры и их систем.

Ценности культуры как специфические отношения между людьми, воплощаются, опредмечиваются в различных носителях и создают своеобразную духовную атмосферу. Если в архитектуре, скульптуре, музыке или словесности, а главное – в поступках людей так или иначе действительно воплощены вера, любовь, честь, красота, порядочность, вкус и т. д., то появляется пространственно–эмоциональная насыщенность, аура добра и милосердия, порядочности, благородства и изящества. Другими словами, появляется атмосфера, воздействующая на людей, которые живут в ней. Например, архитектура Санкт–Петербурга – это не просто красивые дома, а ансамбли, улицы, площади, в которых сконцентрированы ценности культуры.

Разумеется, из этого не следует, что все люди или даже большинство живущих в подобной концентрированной культурной среде соответствуют ей. Но благодаря пространственной концентрации ценностей культуры возможности духовного совершенствования и культурного развития явно расширяются. И не только возможности духовного совершенствования, но и тенденции к облагораживанию среды, или, по крайней мере, к сохранению культуры.

Несмотря на то что культура может распространяться повсеместно, она все же локализуется в так называемых центрах культуры, достигая там необычайной выразительности и действенности. Существует множество примеров такой исторической локализации. Это культура и Древнего Египта, и Древней Греции, и Парижа с его уникальной ролью культурной столицы не только Франции, но и всей Европы. Места локализации культуры постоянно меняются.

Но до сих пор, несмотря на то что цивилизация обеспечила колоссальные возможности для более равномерного, чем раньше, культурного развития, в различных точках планеты все еще остаются культурные центры и провинции. Причем там, где в наибольшей мере концентрируются овеществленные ценности культуры, чаще всего обострены и антикультурные процессы. Каждый из нас живет в определенном культурном пространстве, а точнее пространствах. Это связано с тем, что разные системы ценностей (их ансамбли) создают разные культурные пространства, которые взаимодействуют друг с другом, будучи частями более или менее целостного культурного пространства региона, страны, города, места.

Византия во времени и пространстве

Византия во времени и пространстве Одновременность греческой и римской литератур I века до н.  э. – I века н. э. должна была привести к значительной их взаимосвязи и взаимозависимости. Но так как этого не произошло (в рамках традиционной хронологии), историки выдумали

МММ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

МММ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В этой главе мы поговорим о хорошо знакомом нашему читателю явлении – схемах типа МММ, которые как грибы после дождя стали возникать на постсоветском пространстве после распада Советского Союза. Создание пирамид помимо России было

Как сапотеки ориентировались в пространстве

Как сапотеки ориентировались в пространстве Сапотеки пользовались общей для Мезоамерики системой счета и календарем, сочетавшим архаический 260–дневный цикл с солнечным 365-дневным годом. Однако ориентировка построек сапотеков, иногда весьма значительно отличающаяся

8 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

8 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы. Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.Культурные

12.1.3. Динамизм пространства и культурные контакты

12.1.3. Динамизм пространства и культурные контакты В культурном пространстве возникают волны культурных контактов, исходящие из внешних или внутренних регионов. Византийская, татаро–монгольская, французская, германская, американская, турецкая, китайская, японская и

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Топография счастья в пространстве художественного вымысла

Топография счастья в пространстве художественного вымысла Пространство «счастливого финала» в формировании современного представления о счастье.Задача данной литературоведческой статьи в рамках антропологически направленного сборника «Топография счастья:

Глава 1 Пространство в культуре – культура в пространстве

Глава 1 Пространство в культуре – культура в пространстве Текстуализация пространства: немного историографии. – Пространство бытия культуры. – Человек и пространство. – Семантизация пространства. Признак. Локусы «создающего текст мира». – Пространственное

Что такое культурное пространство? — Межкультурная коммуникация: совместный проект Университета Эффат, Джидда, Саудовская Аравия, и Колледжа Хоуп, Голландия, Мичиган, США

Photo by Brianna Schmall

Photo by Bethany Schmall

«У каждого живого существа есть видимая физическая граница — кожа, отделяющая его от внешней среды. Эта видимая граница окружена серией невидимых границ, которые труднее определить, но они столь же реальны. Эти другие границы начинаются с личного пространства индивидуума и заканчиваются его или ее «территорией»» (Hall 168). Эту концепцию физической границы и территории можно определить как культурное пространство. Пространство — это то, что сильно варьируется от культуры к культуре. В зависимости от того, где вы живете, количество пространства или расстояния, приемлемое в социальных ситуациях, может сильно различаться. Пространство и границы, которые охватывают наше существо, — это концепция, которую учат очень рано и практикуют без уровня сознательного осознания. На самом деле мы не говорим о том, что является приемлемым или правильным количеством места, чтобы дать кому-то, мы просто знаем. В этом эссе я исследую концепцию пространства и то, как оно рассматривается в различных культурах по всему миру, и сравниваю его с культурным пространством Саудовской Аравии.

 У всех стран и культур есть «пузыри» или количество личного пространства, которое они считают своим. Этот пузырь пространства является ценным барьером и, если на него посягают другие, может вызвать большой дискомфорт или беспокойство. Позволение человеку войти в наше личное пространство или территорию указывает на тип наших отношений с этим человеком. Если мы позволяем кому-то стоять рядом или прикасаться к нам, это изображает знакомство или, возможно, близость; сохраняя дистанцию, мы обнаруживаем нечто совершенно другое. Исследования показали, что в нашем социальном пространстве есть четыре различных зоны или диапазона расстояний; интимные, личные, социальные и общественные.

Близкое расстояние  будет зарезервировано для людей, которых мы считаем самыми близкими для нас; ребенок, член семьи, дорогой друг или любовник. Этот диапазон пространства интимен по своей природе от фактического прикосновения до примерно 18 дюймов. Когда мы разговариваем с коллегами по работе, случайными знакомыми или друзьями, с которыми мы не так близки, это обычно происходит на личном расстоянии , то есть на расстоянии вытянутой руки (или более 18 дюймов) до примерно 4 футов. S социальная дистанция  охватывает область от 4 футов до примерно 8 футов и обычно представляет собой расстояние, предназначенное для незнакомцев или новых знакомых. Общедоступное расстояние  будет охватывать все, что находится на расстоянии более 8 футов; подумайте о лекционном зале, театре или другом месте, предназначенном для большой аудитории (Engleberg ).   В одних культурах пузырьки большие, а в других меньше. Некоторые европейские культуры, такие как Германия, скандинавские страны и Англия, имеют достаточно большие культурные пузыри пространства, где люди держатся на расстоянии друг от друга. Немцы, например, предпочитают охранять свое личное пространство. Сохранение дистанции вытянутой руки во время разговора — это нормальное расстояние. Все, что приближается, считается нарушением личного пространства. Немцы, как правило, не прикасаются друг к другу во время разговора, и они обычно оставляют более интимные разговоры близким друзьям и семье, где объятия и держание за руки считаются уместными. По мере того, как вы продвигаетесь дальше в южную Европу, в такие страны, как Франция, Италия, Греция и Испания, социальные пузыри становятся намного теснее, а близость принимается, поощряется и составляет большую часть их культуры. . «Расстояние, которое на севере воспринимается как близкое, накладывается на нормальное расстояние для разговора на юге, и все это означает, что средиземноморские европейцы «слишком близки» к немцам, скандинавам, англичанам и американцам североевропейского происхождения. В северной Европе никого не трогают. Раньше даже зачесывание рукава шинели вызывало извинения» (зал 169).). Подобно тому, как человек из Северной Европы может обидеться за то, что к нему «неуместно» прикоснулись, страны Южной Европы могут чувствовать то же самое, если объятие или поцелуй были отвергнуты. Это когда культурное пространство может стать личным и сложным. Вы хотите уважать культуру и пространство другого, но вы также не хотите обидеть, сохраняя слишком большую дистанцию. Перед посещением всегда важно ознакомиться с обычаями и ожиданиями той или иной культуры, чтобы убедиться, что вы не будете выглядеть оскорбительно.

 В Саудовской Аравии культурное пространство одинаково по всей стране, но немного различается между полами. Саудиты, как правило, чувствуют себя комфортно, стоя ближе, чем на расстоянии вытянутой руки друг от друга во время разговора. Хайя Хашим, студентка Университета Эффат в Саудовской Аравии, охарактеризовала культурное пространство своей страны как «очень комфортное и близкое по параметрам. Мы обнимаем и целуем друг друга, мы прикасаемся друг к другу, это очень непринужденно». После того, как она спросила Хайю, верно ли это близкое взаимодействие для противоположного пола, ее ответ быстро изменился на немедленное «Нет, нет, нет». Хайя объяснил, что культурное пространство в однополых отношениях сильно отличается от взаимодействия между противоположными полами. Она сказала, что вся ее дружба связана только с женщинами, а описанная ею близость относится только к однополым отношениям. Во время разговора между представителями одного пола происходит много прикосновений, и нередко можно увидеть двух мужчин или двух женщин, идущих рука об руку друг с другом на публике; не как следствие их сексуальных предпочтений, а просто как знак их близости как друзей. Между мужчинами и женщинами не допускается прикосновение в общественных местах.


Источники:
Engleberg, Isa N. Работа в группах: принципы и стратегии общения. My Communication Kit Series, 2006. стр. 140-141

Hall, E.T. и Холл, М. Р. Ключевые понятия: основные структуры культуры. В Дж.Н. Мартин, Т.К. Накаяма и Л.А. Флорес (ред.) Литература по межкультурной коммуникации: опыт и контексты . (стр. 165-171). США: The McGraw-Hill Companies, Inc.

Что такое культурное пространство в межкультурной коммуникации? Роль контекста в эффективном диалоге

Межкультурная коммуникация – сложная и многогранная область, требующая глубокого понимания культурных различий и сходств. Концепция культурного пространства играет решающую роль в этой области, поскольку она проливает свет на психологическую дистанцию ​​между людьми из разных культур.

В этой статье исследуется концепция культурного пространства в межкультурной коммуникации и подчеркивается его важность в разрешении конфликтов и построении более тесных отношений между коллегами из разных культур.

Определение культурного пространства

Культурное пространство можно определить как психологическую дистанцию ​​между людьми из разных культур, когда они общаются. Это неосязаемое понятие, которое относится к уровню комфорта или дискомфорта, который человек испытывает при взаимодействии с кем-то из другой культурной среды.

На это могут влиять различные факторы, в том числе языковой барьер, культурные нормы и ценности, стереотипы и личный опыт. Понимание межкультурного пространства имеет решающее значение в межкультурной коммуникации, поскольку оно играет важную роль в формировании динамики межкультурных отношений.

В межкультурной коммуникации межкультурное пространство можно рассматривать как физическое и психологическое расстояние между людьми из разных культур

Это расстояние может варьироваться в зависимости от степени знакомства и понимания людей. Люди, более знакомые с культурным наследием друг друга, чувствуют себя более комфортно в присутствии друг друга, что приводит к меньшей культурной дистанции. С другой стороны, люди, незнакомые с культурой другого, могут испытывать более широкое культурное пространство, что приводит к дискомфорту и неловкости.

Признание и понимание культурного пространства необходимо для эффективного общения в межкультурной среде с использованием различных стилей общения.

Этого можно достичь, обращая внимание на культурные различия и сходства, будучи открытым для новых культур и чутким к эмоциям и чувствам собеседников. Кроме того, развитие культурного интеллекта может помочь людям ориентироваться в культурном пространстве, улучшая их способность адаптироваться к новой культурной среде и строить отношения с людьми из разных культур.

В деловом мире культурное пространство может играть важную роль в успехе межкультурных отношений

Когда люди из разных культур могут ориентироваться в культурном пространстве, они с большей вероятностью будут строить прочные и продуктивные отношения, ведущие к более тесному сотрудничеству и понимание. С другой стороны, при неправильном управлении культурным пространством могут возникать недопонимания и конфликты, влияющие на успешность межкультурной деловой коммуникации.

Понимание культурного пространства может помочь людям ориентироваться в межкультурных отношениях и улучшить их способность эффективно общаться в межкультурной среде, сохраняя при этом свою культурную идентичность. Управление культурным пространством имеет решающее значение для построения прочных и продуктивных межкультурных отношений в личных отношениях или в деловом мире.

Какие существуют типы культурного пространства?

Понятие культурного пространства относится к общим значениям, ценностям, убеждениям и нормам в рамках конкретной культуры и играет решающую роль в межкультурной коммуникации. В межкультурной коммуникации культурное пространство можно понимать как структуру, определяющую, как люди из разных культур взаимодействуют и понимают друг друга. Понимание различных типов культурных пространств может помочь людям улучшить свои навыки межкультурного общения и избежать недоразумений.

Вот некоторые из различных типов культурных пространств:

Физическое расстояние

Физическое расстояние между людьми играет решающую роль в формировании их отношений. В межкультурном общении физическое расстояние может повлиять на уровень близости и знакомства людей друг с другом. Например, физически близкие люди могут чувствовать себя более комфортно, разговаривая и взаимодействуя друг с другом, в то время как люди, находящиеся дальше друг от друга, могут чувствовать себя более сдержанными или формальными.

Время

Количество времени, которое люди проводят вместе, может значительно повлиять на степень их знакомства и близости. Это может быть особенно важно в межкультурном невербальном и вербальном общении, потому что люди из разных культур имеют разные ожидания относительно количества времени, которое им нужно провести вместе, чтобы построить отношения. Продолжительность знакомства и общий опыт также могут влиять на отношения и уровень знакомства в межкультурном диалоге.

Знание культуры

Общий культурный фон и глубокое понимание культурных норм, ценностей и верований друг друга могут значительно повлиять на знакомство и близость в межкультурном общении. Если люди из разных культур не разделяют этих вещей или мало знают друг о друге, они могут чувствовать себя менее связанными и испытывать трудности в понимании друг друга. В межкультурной коммуникации понимание культурного происхождения и знаний друг друга может значительно улучшить взаимопонимание и уважение между людьми.

Психологическое пространство

Психологическое пространство относится к внутреннему представлению человека о мире, включая его восприятие, убеждения и отношения. Это культурное пространство может оказать мощное влияние на эффективную межкультурную коммуникацию, поскольку люди из разных культур могут иметь очень разные точки зрения и восприятие окружающего мира. Например, человек из коллективистской культуры может ставить благополучие своего сообщества выше собственных потребностей. Напротив, человек из индивидуалистической культуры может отдавать приоритет собственным потребностям и интересам. Понимание и уважение психологического пространства другого может помочь людям лучше ориентироваться в межкультурном общении и избегать недопонимания.

Виртуальное пространство

Поскольку люди из разных культур общаются и взаимодействуют в Интернете, очень важно уважать виртуальное пространство и культурные различия друг друга.

Важно отметить, что эти культурные пространства могут взаимодействовать и влиять друг на друга в межкультурной коммуникации. Например, люди, которые провели много времени вместе и имеют общий культурный фон, могут чувствовать себя более комфортно, разговаривая и взаимодействуя друг с другом, даже если они физически находятся далеко друг от друга. Понимание этих различных культурных пространств может помочь людям улучшить свои навыки межкультурного общения и способствовать более позитивному и эффективному взаимодействию с людьми из других культур.

Роль культурного пространства в межкультурной коммуникации и то, как оно влияет на то, как мы взаимодействуем с другими людьми

Культурное пространство также предполагает вежливость и комфорт между двумя людьми или группами.

Например, если человек стоит ближе, чем обычно, к другому человеку (как будто вторгаясь в его личное пространство), это может быть воспринято как грубость, потому что ему неудобно; однако, если оба человека заранее соглашаются, что они хотят быть более физически близкими во время разговора, это вовсе не считается грубым!

В некоторых культурах, где прямой зрительный контакт считается грубым (например, в Японии), вам может быть трудно заводить друзей, потому что отсутствие зрительного контакта заставляет их чувствовать себя некомфортно или тревожно рядом с вами.

Другой пример: если кто-то из другой страны скрещивает руки во время разговора с кем-то, кто не скрестил руки, может возникнуть конфликт из-за неправильного понимания различий в личном пространстве между людьми или группами в этих культурах

Культурное пространство — это расстояние между людьми в определенной культуре. Речь идет не только о том, насколько вы близки с кем-то, но и о зрительном контакте и языке тела. Культурная дистанция между двумя людьми может варьироваться в зависимости от их отношений. Поэтому важно помнить об этом при общении с людьми, культурное происхождение которых отличается от вашего.

Важность понимания культурного пространства в межкультурной коммуникации

Понимание культурного пространства в различных аспектах жизни, таких как отношения, бизнес и общество, невозможно переоценить. В сегодняшнем все более взаимосвязанном и глобализированном мире культурная осведомленность и чуткость необходимы для поощрения позитивного и продуктивного социального взаимодействия между представителями различных культур.

Понимание культурного пространства помогает людям избегать недоразумений, укреплять доверие и уважение, а также способствовать уважению и терпимости в обществе

В отношениях культурное пространство относится к физическим и психологическим расстояниям, которые существуют между людьми и влияют на их взаимодействие друг с другом.

Например, в разных культурах могут быть разные представления о личном пространстве и физическом прикосновении, что может влиять на взаимодействие людей.

Осознание этих культурных различий может помочь людям избежать недоразумений и построить более крепкие и позитивные отношения. Понимание культурного пространства также может помочь сделать межкультурные отношения более эффективными за счет учета культурных различий в восприятии, убеждениях и отношениях.

В сегодняшнем глобализованном деловом мире культурное пространство важнее

Межкультурное общение становится все более распространенным явлением на рабочем месте, и недопонимание и недопонимание могут иметь серьезные последствия. Например, непонимание культурных различий в физическом пространстве может привести к неловкому или неправильно истолкованному взаимодействию. Напротив, различия в психологическом пространстве могут привести к непониманию и недопониманию в деловых операциях.

Понимание культурного пространства может помочь людям избежать этих недоразумений и построить более прочные деловые отношения, что необходимо для успеха в условиях современной конкуренции на глобальном рынке.

В обществе понимание культурного пространства имеет решающее значение для воспитания уважения и терпимости. Культура формирует восприятие, убеждения и отношения людей, а различия в культурном пространстве могут способствовать культурной нечувствительности и непониманию. Можно способствовать созданию более гармоничного и инклюзивного общества, осознавая культурные различия и уважая культурное пространство.

Понимание культурного пространства также может помочь людям лучше ориентироваться в межкультурных взаимодействиях в социальных условиях и избегать культурных ошибок, которые могут повредить отношениям и способствовать культурным расколам.

Зная о культурных различиях в физическом и психологическом пространстве, люди могут более эффективно управлять межкультурным взаимодействием, укреплять доверие и уважение и вносить свой вклад в более гармоничное и инклюзивное общество. Важность культурной осведомленности и чувствительности невозможно переоценить в сегодняшнем все более взаимосвязанном и глобализированном мире. Понимание культурного пространства является важнейшим компонентом культурного сознания и восприимчивости.

Роль культурного пространства в разрешении межкультурных конфликтов

Культурное пространство является важным аспектом эффективной межкультурной коммуникации и существенно влияет на разрешение конфликтов в различных контекстах. Хотя это может показаться абстрактным понятием, понимание роли культурного пространства в разрешении межкультурного конфликта может помочь людям лучше понять, почему другие ведут себя так, как они.

В межкультурной коммуникации культурное пространство относится к физическому и психологическому расстоянию между людьми и тому, как они используют свои границы для общения

Культурные различия в физическом пространстве могут привести к непониманию и недопониманию, особенно в стрессовых ситуациях, таких как разрешение конфликтов. Например, в одних культурах высоко ценится личное пространство, а в других культурах близость считается признаком близости. В сценариях разрешения конфликтов эта разница в восприятии физического пространства может способствовать недопониманию и непониманию, что приводит к эскалации конфликта.

Помимо физического пространства, культурные различия в психологическом пространстве также могут играть важную роль в разрешении межкультурных конфликтов

Психологическое пространство относится к мысленной дистанции между людьми и к тому, как они воспринимают намерения и чувства друг друга. Например, в одних культурах прямой зрительный контакт считается признаком доверия и искренности, а в других считается конфронтационным. Культурные различия в психологическом пространстве могут привести к неправильной интерпретации намерений и эмоций во время сценариев разрешения конфликтов, что приведет к недопониманию и дальнейшей эскалации конфликта.

Для эффективного разрешения межкультурных конфликтов крайне важно понимать роль культурного пространства и осознавать культурные различия в физическом и психологическом пространстве. Принимая во внимание эти различия, можно избежать недоразумений и работать над решением, приемлемым для всех вовлеченных сторон.

Одним из способов лучше понять культурное пространство в разрешении конфликтов является активное слушание. Активное слушание означает внимание к словам собеседника, языку тела и тону голоса. При разрешении межкультурных конфликтов активное слушание может помочь лучше понять точку зрения другого человека, даже если он принадлежит к другой культуре.

Понимая точку зрения другого человека, люди могут работать вместе, чтобы найти точки соприкосновения и разрешить конфликт.

Другим важным аспектом разрешения межкультурных конфликтов является использование невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация, такая как жесты и мимика, является мощным способом передать чувства и намерения и часто подкрепляет или опровергает произнесенные слова. При разрешении межкультурных конфликтов важно помнить о культурных различиях в невербальном общении, потому что то, что в одной культуре воспринимается как дружеский жест, в другой культуре может восприниматься как конфронтация.

Обращая внимание на невербальное общение, вы можете избежать недопонимания и недопонимания и найти решение, приемлемое для всех сторон.

В дополнение к активному слушанию и невербальной коммуникации, культурная чувствительность имеет решающее значение для разрешения межкультурных конфликтов. Культурная чуткость означает осознавать и уважать культурные различия и избегать культурной нечувствительности.

Например, важно знать о культурных различиях в социальных нормах и ожиданиях, таких как соответствующее выражение эмоций, чтобы не обидеть других во время разрешения конфликта. Благодаря культурной эмпатии люди могут избежать дальнейшей эскалации конфликта и работать над приемлемым для всех сторон решением.

Таким образом, понимание роли культурного пространства в разрешении межкультурных конфликтов необходимо для эффективного разрешения конфликтов в различных контекстах. Осознание культурных различий в физическом и психологическом пространстве, активное слушание, использование невербальной коммуникации и учет культурных особенностей могут помочь избежать недопонимания и непонимания и работать над приемлемым решением для всех сторон.

В сегодняшнем все более взаимосвязанном и глобализированном мире культурная осведомленность и культурная чуткость являются критически важными навыками для достижения успеха в личном и профессиональном контексте, а понимание роли культурного пространства в разрешении межкультурных конфликтов является важнейшим компонентом культурной осведомленности.

Часто задаваемые вопросы

Что такое культурное пространство?

Культурное пространство относится к физической и социальной среде, в которой происходят культурные практики и взаимодействия. Это включает в себя такие пространства, как дома, районы, рабочие места, школы и общественные места, а также социальные нормы и ценности, регулирующие поведение.

Почему культурное пространство важно для межкультурной коммуникации?

Культурное пространство играет решающую роль в том, как люди общаются в разных культурах. Различные культуры имеют разные ожидания в отношении поведения, использования языка и социальных норм, что приводит к недопониманию и препятствиям для эффективного общения. Понимая и ориентируясь в этих различиях, вы можете использовать силу культурного пространства для создания связей и преодоления культурных различий.

Как раскрыть потенциал культурного пространства в межкультурной коммуникации?

Существует несколько стратегий использования возможностей культурного пространства в межкультурной коммуникации. К ним относятся:

– Признание и уважение культурных различий в стилях общения, ценностях и нормах.
— Адаптация коммуникативных стратегий к культурному контексту, например, использование соответствующего языка, жестов и тона.
– Выстраивайте отношения с представителями различных культурных сообществ, чтобы лучше понять их точку зрения и опыт.
– Создавайте инклюзивные пространства, которые ценят разнообразие и способствуют межкультурному взаимопониманию.
– Содействовать диалогу и сотрудничеству между культурами, чтобы найти точки соприкосновения и общие решения социальных проблем.

Какие задачи стоят перед раскрытием силы культурного пространства в межкультурной коммуникации?

Некоторые проблемы с использованием возможностей культурного пространства в межкультурной коммуникации:

– Стереотипы и предрассудки могут привести к непониманию и негативному отношению к представителям других культурных сообществ.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *