Архитектура русских имений: Родом из XIX века: 10 исторических усадеб России для поездки на выходные

Дворянские усадьбы: мифы и судьбы

Искусствовед и исследователь русской усадьбы Андрей Чекмарёв о прошлом и настоящем аристократических имений.

Уже год в Ярославском художественном музее проходят встречи-исследования в рамках проекта «Дом с картины». Каждая посвящена конкретному дому, который можно увидеть на одном из произведений, входящих в коллекцию музея. Об уникальной судьбе дворянских усадеб рассказывает Андрей Чекмарёв – искусствовед, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, один из активных участников и член правления Общества изучения русской усадьбы.
Андрей Чекмарёв окончил Суриковский художественный институт. Занимается изучением архитектуры российских регионов – малоизвестных и неизвестных ее страниц, связанных с творчеством крупных архитекторов, а также поиском работ столичных мастеров в провинции и атрибуцией памятников. В сфере научных интересов: русский XVIII век, изобразительное искусство и архитектура этого времени, архитектура русской провинции, влияние столичных образцов на региональную архитектуру.


С 1997 года сотрудничает с Обществом изучения русской усадьбы. Эта общественная организация, созданная в 1920-е и разгромленная в 1930-е, возродилась в 1992 году. Сегодня это своего рода клуб, в который входят архитекторы, реставраторы, искусствоведы, художники – все те, кто увлечен темой русской усадьбы.

Андрей, как пришла идея проекта «Дом с картины», в котором исследование русской усадьбы довольно органично соединилось с историей изобразительного искусства?
Я давно знаком с коллекцией Ярославского художественного музея – очень хорошей и качественной – в которой есть несколько работ, напрямую связанных с усадебной темой и являющихся одними из лучших образцов русской живописи. Та или иная картина волею судеб оказалась в Ярославле. Дом, запечатленный на ней, остается на прежнем месте. А может быть, переезжает, бывает и такое. Но при этом остаются изображенные художником парк, озеро, церквушка. Здесь когда-то жили люди, чьи судьбы могли быть счастливыми или трагическими… Это завязка целой истории! Мне всегда нравилось связывать места, людей, разные сюжеты, рассказывать, что скрывается за каким-нибудь пейзажем или интерьером дома.

Любой музейный предмет – это окно, портал, с помощью которого можно переместиться в любое время, открыть этот бесконечный мир, понять, как устроена страна. Мне хочется, чтобы люди увидели, что наследие русской живописи напрямую связано с землей, на которой они живут. На мой взгляд, у нас недооценен подобный подход к искусству. У нас всё очень раздроблено. Как дороги заканчиваются после съезда с федеральной трассы, так часто и культурное существование региона ограничено своей локальной территорией. Но сегодня, благодаря в том числе Интернету, сфера культурного обмена, дружбы и человеческих контактов может быть безграничной! Жаль, что пока подобные коммуникации недостаточно развиты.

А с чего вообще начался ваш интерес к русской усадьбе?

Как обычно это бывает, всё связано с детскими впечатлениями, которые записываются в памяти и остаются навечно. Моя бабушка жила в деревне за Волоколамском, и, навещая ее, мы всегда проезжали мимо села Ярополец, где мое внимание привлекали церковь с необычным силуэтом и усадьба, принадлежавшая Гончаровым, которая выглядела как игрушечный городок. В тринадцать лет я специально поехал в Ярополец – рассмотреть поближе эту старую архитектуру, сфотографировать то, что сохранилось. Это было одним из самых ярких событий детства. Именно архитектура Яропольца стала предметом моих первых исследований – сначала темой дипломной работы, а затем научных статей и, наконец, книги.

Что вы открыли лично для себя благодаря изучению русской усадьбы?
В русской усадьбе, которая в чем-то проигрывала высокохудожественным итальянским или французским поместьям, было больше полноты жизни, больше разнообразия и больше личного. Дворянская усадьба – это ведь не только барский дом с прилегающим парком и постройками. Владельцы крупных имений нередко воплощали грандиозные проекты – строили дороги-аллеи, мосты, занимались перепланированием сел и деревень, возводили каменные дома для крестьян по разработанным типовым проектам… На принадлежавших им землях помещики зачастую создавали государство в государстве, где жизненный уклад формировался по собственному усмотрению.

То есть усадьба давала возможность для самореализации?
Безусловно. Усадьба – это первое в России пространство реализации личности, которая в нашей стране всегда жестко регламентировалась. Жизнь русской аристократии сильно зависела от воли монарха, была существенно ограничена в проявлениях собственной политической и какой-либо иной самостоятельности. Отсюда особое значение усадьбы как первой возникшей возможности творческого устроения собственной модели мира, «мира для себя». Любопытно, что, несмотря на регламентированность жизни, возможность для свободного самопроявления оставалась. Огромные территории не позволяли контролировать каждый отдельный участок государства. Кроме того, по Карамзину, строгость законов российских всегда компенсировалась их неисполнением. На многое смотрелось сквозь пальцы, и помещики творили удивительные вещи – иногда причудливые, иногда очень симпатичные. Где-то это была высокая культура, где-то – курьезные подражания.

С какого времени началось это обустройство частной жизни?
Ключевая дата в истории русской усадьбы – 1762 год, когда был издан манифест Петра III «О вольности дворянству», подтвержденный Екатериной II сразу после восшествия на престол летом того же года.

Манифест освободил дворян от обязательной службы, дав возможность жить частной жизнью. Впервые в русской истории появилось целое привилегированное сословие, предоставленное себе, располагающее временем, средствами и свойственной людям эпохи Просвещения жаждой полезной деятельности. Именно с этого момента и начинается массовое строительство усадеб, в которых отражались и амбиции владельцев, и их состоятельность, и род занятий, и уровень кругозора, и вкус. При этом придворная знать ориентировалась на стиль императорских резиденций, образцом для которых в свою очередь служили европейские монархические дворы.

Можно ли сказать, что подражание всему европейскому влияло не только на архитектуру, но и на изменение самого уклада русской жизни?
Во многом да. В моду входили не только французские сады и английские парки, отделка и обстановка домов, но и европейский быт, этикет, развлечения – ассамблеи, балы, праздничные гуляния… При этом архитектурные проекты всегда заимствовались с какими-то отступлениями. На это могли влиять личные семейные обстоятельства, желание запечатлеть исторические события, к которым был причастен хозяин имения. Например, в усадьбе участника очередной Русско-турецкой войны можно было увидеть монумент, напоминающий о победе русского оружия – какую-нибудь бутафорскую крепость, имитирующую турецкие укрепления (внутри обычно размещался конный двор владельца или хозяйственная утварь). На архитектурном решении могли отразиться и впечатления от какого-нибудь путешествия – и в результате появлялись такие шедевры как, скажем, круглая церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово Московской области. Этот храм в имении князя Григория Долгорукова как будто сошел с итальянских картин эпохи Возрождения. Казалось бы, какая связь? Очень простая: князь Долгоруков был долгие годы российским послом при европейских дворах и позаимствовал архитектурные формы оттуда.

Ориентация на Европу в конечном итоге меняла саму русскую аристократию – ее взгляды, идеалы?
В слабо развитой с точки зрения коммуникаций империи дворянские усадьбы, по сути, становились источником новых форм культуры и быта. В усадьбах работали приглашенные очень квалифицированные специалисты, часто родом из Европы. Из-за границы помещики выписывали и привозили редкие сорта сельскохозяйственных культур, журналы с руководствами по ведению разной деятельности, предметы обстановки и, конечно, художественные произведения. В усадебной среде многие новшества появлялись гораздо раньше, чем в уездных и даже губернских городах! Усадьба связывала самые отдаленные уголки русской провинции с Петербургом, Москвой и европейскими столицами. И далее, словно кругами по воде, нововведения – театры, оркестры, редкий тип зданий или редкая порода скота – распространялись всюду.

В усадьбе складывались свои формы досуга, формировалась собственная система ценностей, происходило осознание собственного «я», своей роли и роли семьи в русской истории. Отсюда – родовые портретные галереи в домах аристократов, монументы монархам и сослуживцам на территории имений… Многие усадьбы могли похвастаться богатыми и незаурядными по уровню художественными коллекциями и библиотеками.
Произведения искусства не только собирали, но и специально заказывали для ансамбля самой усадьбы – скульптурные циклы, огромные мебельные гарнитуры, серии гобеленов и так далее.
Кроме всего прочего, в усадьбе складывалась особая система взаимоотношений между людьми разных сословий и статуса – дворянин общался непосредственно с дворней, крепостными артистами, музыкантами и художниками, со священниками местной церкви. Усадебные впечатления сформировали мировоззрение многих классиков русской литературы и повлияли на сложение идей славянофильства и народничества.

А насколько было распространено усадебное строительство в собственно русском стиле?
Усадебная архитектура проходила все те же стадии, что и другая архитектура – императорские дворцы, храмы… В XVIII веке господствовал классицизм с античными формами и мотивами. Русская усадьба в ее классическом варианте – из того времени. Это дом с колоннами, окруженный парком, прудами, беседками. Весь этот хрестоматийный набор подробно описан нашей классической литературой.
Классицизм сменился эклектикой, стилизацией под разные направления прошлого, в том числе под стиль русского зодчества. Особенно русский стиль стал развиваться с появлением деревянных дачных домов – резных, сказочных по своему облику, интерпретировавших, как считали владельцы, русскую избу, некие мифические народные терема. На самом деле их образ был придуман петербургскими архитекторами, а подлинные крестьянские строения были гораздо строже, проще и функциональнее. В русском стиле строились и каменные дома – в духе палат допетровского времени, с наличниками, шатрами, с элементами, заимствованными у церковных построек.
В собственно русском стиле наблюдалось немало вариантов. Причем многое даже не укладывается в наши представления о личности заказчика, его взглядах и мировоззрении. Например, промышленник и предприниматель Савва Мамонтов в приобретенном имении Абрамцево строил деревянные здания в виде русских теремов. А славянофил Алексей Хомяков построил в своем имении под Тулой копию венецианской колокольни Сан Марко, причем рядом с церковью в стиле классицизма…

Несмотря на то, что в искусстве отразился не только поэтический образ помещичьей жизни, но и все темные стороны крепостного уклада, – дворянские гнезда даже спустя столетия воспринимаются как подобие земного рая. Почему этот культурный миф не удалось разрушить ни народникам, ни большевикам, никому?
Более того, миф о русской усадьбе, пережив саму усадьбу, ушел в советский кинематограф, в котором замечательно и очень убедительно экранизировались произведения классиков. Одновременно представление об усадьбе как мире красоты и покоя отразилось в образе жизни советских санаториев и домов отдыха, зачастую в бывших дворянских усадьбах и расположившихся…
Поэтизация образа русской усадьбы как одного из символов России началась с пушкинских времен. В русской литературе XIX века усадьба описана наиболее ярко, со всем ее разнообразием, колоритом, противоречивостью светлых и темных сторон жизни. Ближе к началу нового века в трактовке усадебной темы стал преобладать мотив угасания, ностальгии по прошлому, наложившийся на обостренную чувственность символизма и всего рефлексирующего мировоззрения Серебряного века. Усадьбы прошлых времен воспринимались как свидетельства ушедшей – иной, блестящей и полноценной – жизни, наподобие Античности. Величие, доблесть, яркие судьбы предков, их дома и сады представлялись приметами великого прошлого – не в пример нынешнему времени, измельчавшему и лишенному внутреннего стержня. Именно поэтому в начале ХХ века так остро переживалась русской культурой тема обветшавшей и опустевшей усадьбы, окруженной одичавшими парками. Наряду с тоской и печалью по прошлому присутствовало неизменное любование красотой старых барских гнезд, тонкое чувство особой ауры дворянских домов и их призраков. Всё это работало на мифологизацию образа русской усадьбы.

Почему в советские годы одни усадьбы сохранялись, а другие нет? Была ли какая-то логика в этих решениях – скажем, не трогали имение «прогрессивного писателя» или здание, представляющее историческую ценность?
Первоначально логики не было никакой. Русский бунт явил свою бессмысленность и беспощадность. Где-то были довольно кровавые истории. Где-то удавалось добыть какую-нибудь охранную грамоту, заручившись поддержкой Луначарского или Грабаря. Где-то шедевры прошлого спасались художниками – скажем, благодаря Станиславу Жуковскому сохранилась уникальная коллекция фарфора в усадьбе Кусково графов Шереметевых. Усадебные ценности и библиотеки были национализированы. А художественные коллекции составили основу собраний почти всех наших музеев, особенно областных и районных… Постепенно начался процесс приспособления и недвижимости – сохранившиеся крепкие усадебные дома стали использоваться как административные здания (конторы, школы, больницы, интернаты) или дома отдыха.
После войны началась новая волна интереса к русской культуре. Появились литературные музеи-заповедники. Но о музеификации домов русской аристократии речи быть не могло, поэтому искали разные варианты, например, в Кусково комплекс долгое время носил название музея-усадьбы творчества крепостных (Аргуновых и других художников). Но таких примеров было немного.

Вы знакомы с зарубежным опытом сохранения архитектурного наследия. Что происходило с аристократическими имениями в других странах?
Их судьба складывалась по-разному. Конечно, такого разгрома, какой постиг русскую усадьбу, в других культурах не наблюдалось, там не было такой ожесточенной идеологической борьбы с собственным прошлым. Но многое было разрушено в результате двух мировых войн. И, конечно, владельцы разорялись, продавали свои имения. Были случаи, когда постройки шли на слом – в той же Англии, например, уничтожались целые поместья, хотя они и были признаны историческими памятниками. Поэтому принимались специальные законодательные ограничения на разрушение собственности, даже если она принадлежит частному лицу. Были созданы общественные, частные или частно-государственные структуры, которые занимаются содержанием подобных имений. Это и трасты, и фонды, и разные попечительские организации. Как правило, бывшие владения аристократов используют в туристических целях. Но в целом государство мало где готово уделять много внимания и тратить большие деньги на сохранение частных имений. Во Франции, например, владельцы часто вынуждены сами привлекать туристов проектами, далекими от культурных целей – устраивать отели, рестораны, конно-спортивные клубы.  

Как вы считаете, у нас подобное развитие усадебной истории возможно?
Сегодня закон позволяет приобретать усадебные комплексы в частные руки. Но бизнес не очень стремится к такого рода инвестициям. Значительная часть памятников архитектуры требует реставрации. Поднять такую недвижимость очень сложно, а главное, непонятно, как ее использовать. Как место личного проживания? Приятнее купить дом на курортном побережье. Развивать как туристический объект? Но нужно чем-то привлекать людей. А вся мебель красного дерева и живописные шедевры старых мастеров давно утрачены или принадлежат музеям. Собрать же новую коллекцию невероятно дорого. Делать отели? Катать на лошадях?.. Вопросов пока больше чем ответов, особенно если учитывать условия нашей жизни в регионах – климат с долгой зимой и межсезоньем, дороги, инфраструктуру, развитие туризма, кадровые вопросы, рентабельность.
Памятник архитектуры должен жить. А живет он, когда используется, когда включен в повседневный быт, в круговорот жизни, когда он нужен людям. Если здание отреставрировать, а потом закрыть на замок – оно развалится через несколько лет. Важно найти применение культурному наследию. Сегодня это самая острая проблема в вопросе сохранения дворянских усадеб.

шесть усадеб Москвы, о которых вы могли не знать / Новости города / Сайт Москвы

История Москвы

Фото М. Денисова. Mos.ru

Липовые аллеи, каскадные пруды и крепостной театр — рассказываем историю интересных усадеб столицы.

В Москве история живет повсюду, и одними из самых ценных ее хранителей по праву можно считать дворянские усадьбы. За их фасадами скрываются легенды и тайны знатных родов, многие из которых определили будущее России. Впрочем, чтобы проникнуться духом и красотой этих зданий, необязательно разбираться в генеалогии или архитектуре: достаточно хорошей погоды и желания пройтись.

В Москве множество красивых имений, пусть и чуть менее популярных, чем всеми любимые «Царицыно», «Коломенское» или «Кусково». Об истории и современности московских усадеб — в материале mos.ru.

Палладианский стиль и «Сходненский ковш»

На северо-западе Москвы посреди парка спряталась усадьба с очень богатой историей — Братцево. Первые упоминания об этой территории датируются еще XVI веком — тогда здесь располагалось одноименное поселение. С тех пор Братцево множество раз переходило из рук в руки. Среди его владельцев были, например, боярин Дмитрий Годунов, дядя Бориса Годунова Богдан Хитрово — основатель Симбирска (сейчас — Ульяновск), граф Александр Строганов, один из богатейших людей Российской империи, директор Исторического музея князь Николай Щербатов и даже фаворит императрицы Екатерины II Иван Римский-Корсаков.

В советское время усадьба неоднократно меняла свое назначение, успев побывать и школой, и санаторием, и даже съемочной площадкой. Любители кино смогут узнать немало знакомых мест: Рязанов снимал здесь «О бедном гусаре замолвите слово», а Сахаров — «Барышню-крестьянку».

Главное здание усадьбы на вершине холма у реки Сходни, по легенде, возвели по проекту Андрея Воронихина, архитектора Казанского собора в Санкт-Петербурге. Стиль дома — палладианский. Это значит, что его возводили по принципам классицизма и классической храмовой архитектуры. В 2012 году здание отреставрировали, и сегодня москвичи могут насладиться видом открытой террасы с балюстрадами, колоннад на крыше и тройных итальянских окон.

В парке, окружающем усадьбу, у излучины реки Сходни можно увидеть необычный природный памятник: огромную впадину площадью около 75 гектаров и глубиной 40 метров, известную как природный парк «Сходненский ковш». Как и откуда она появилась, никто не знает до сих пор, однако, по одной из версий, впадину оставил после себя упавший метеорит. Достопримечательность популярна еще и потому, что с ее края открывается вид на сталинские высотки и Москва-Сити.

 «Шепелявая» усадьба

История усадьбы Свиблово тоже начинается с одноименного села. По преданию, в XIV веке территория на севере Москвы принадлежала Федору Свибло, воеводе Дмитрия Донского. Прозвище «свибло» означало «шепелявый» или «косноязычный».

Свиблово, как и Братцево, может похвастаться знаменитыми постояльцами. В начале XIX века в усадьбе жил известный историк Николай Карамзин. Именно здесь он начал писать «Историю государства Российского». А последним дореволюционным хозяином имения в 1821 году стал состоятельный купец Кожевников. Он построил в Свиблове ткацкую фабрику, оборудованную по последнему слову техники, которую однажды посетил император Александр I.

Главное здание усадьбы — яркий образец русского классицизма: двухэтажное невысокое строение со сдержанными, но элегантными формами, украшенное портиком с римскими колоннами. Полную противоположность ему представляет стоящий напротив Троицкий храм в стиле нарышкинского барокко: яркие башенки, украшенные узорчатой лепниной, буквально рвутся ввысь.

В Свиблово стоит съездить и из-за живописного, благоустроенного и очень уютного парка со множеством небольших прудов. В его центре находится островок с ротондой, окруженный круглым каналом. Здесь также можно увидеть родник, из которого раньше вода поступала в имение. Все здания на территории отреставрировали, а усадебный храм Живоначальной Троицы, главный дом, парк, служебный корпус признали памятниками архитектуры.

Имение русского Гэтсби

Изначально усадьба Люблино носила иное название. В конце XVII века деревня на берегу реки Чурилихи перешла к последнему представителю рода Годуновых и получила соответствующее имя — Годуново. Затем хозяевами имения стали князья Прозоровские, которые очень полюбили свою усадьбу. По одной из версий, именно поэтому ее и стали называть Люблино.

Однако главным человеком в истории имения по праву считается Николай Дурасов, которого впоследствии называли русским Гэтсби из-за огромного состояния, причуд и любви жить на широкую ногу. По задумке владельца, Люблино должно было стать местом для увеселений и гуляний, и в соответствии с этой идеей усадьбу кардинально перестроили. Здесь появились конный двор, оранжерея и крепостной театр, который был одним из крупнейших в Российской империи. В имении также разбили парк с липовыми аллеями и прудами.

Главный дом-дворец выглядит довольно необычно: от центральной ротонды отходят четыре одинаковых крыла, а обрамляет получившийся крест округлая колоннада. По легенде, Дурасов выбрал такую форму, чтобы отметить получение им ордена Святой Анны — одной из высших наград Российской империи, которая как раз представляет собой похожий крест.

В XIX веке в Люблине устроили летние дачи, в одной из которых однажды отдыхал Федор Михайлович Достоевский. Здесь он работал над завершением одного из своих самых известных романов — «Преступления и наказания».

Сегодня Люблино — памятник федерального значения, который входит в состав музея-заповедника «Кузьминки-Люблино». Парк и дворец открыты для посетителей. В усадьбе можно увидеть постоянную экспозицию, интерьеры в стиле античности, популярные в эпоху классицизма, здесь проходят выставки, экскурсии и концерты, даже можно организовать свадьбу. Также для посещения открыто здание театральной школы.

Необычная «Мельница»

Усадьба Кузьминки находится недалеко от Люблина, на берегах той же Чурилихи. Недалеко от этого места стояла Кузьминская мельница Николо-Угрешского монастыря. Из-за этого до начала XX века усадьбу называли Мельницей.

В 1812 году Кузьминки постигла судьба большинства московских усадеб — ее разорили французские войска. Для восстановления поместья Голицыны наняли известного московского архитектора Ивана Жилярди, который проектировал в том числе Мариинскую больницу, а наиболее весомый вклад в архитектурный облик усадьбы внес его сын Доменико Жилярди. Однако в начале XX века имение вновь сильно пострадало — в результате пожара было утрачено главное здание усадьбы. Сегодня на его месте стоит дом, возведенный при советской власти, который подражает архитектуре оригинального строения.

В настоящее время усадьба Кузьминки — часть музея-заповедника «Кузьминки-Люблино». На территории бывшего имения сохранились конный двор, церковь Влахернской Иконы Божией Матери, ризница, в которой хранилась церковная утварь, небольшой дом на плотине, который использовали в качестве мельницы, а также сооружения красного двора, кузница, Оранжевая дача, Египетский домик и многое другое.

В парке можно увидеть каскад трех прудов (Верхний, Нижний и Шибаевский), а также два грота. Здесь же находится белокаменный обелиск, посвященный Александру II, и постамент памятника Петру I.

От имения фаворита до аграрной академии

На северо-западе Москвы расположилась усадьба Петровское-Разумовское — она же Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева. Первоначально на этой территории находилось село Семчино, которое принадлежало и боярину Александру Шуйскому, и дедушке Петра I Кириллу Нарышкину (при нем место стали называть Петровским), и Кириллу Разумовскому, фавориту императрицы Елизаветы. Именно при последнем произошли две важные вещи: появились здание усадьбы и парк во французском стиле, а Петровское-Разумовское обрело вторую половину своего названия.

В 1861 году в имении была открыта Петровская земледельческая и лесная академия. Для этого старый дом полностью разобрали, а на его месте возвели учебный корпус, который действует до сих пор. В 2005 году училищу дали имя естествоиспытателя К.А. Тимирязева.

Элегантное здание академии является одной из главных достопримечательностей усадьбы. Стиль барокко наиболее ярко проявляется на внутреннем фасаде, в его балкончиках с вычурными чугунными перилами и богато украшенными лепниной карнизами.

К сожалению, попасть на территорию университета просто так нельзя — это можно сделать по выходным, праздникам или став его студентом. Однако время от времени здесь проводят бесплатные экскурсии, которые стоит посетить, чтобы познакомиться с архитектурными изысками главного корпуса и побывать в историческом саду.

Московское Монте-Карло

По одной из версий, село Ховрино получило название благодаря своему владельцу Георгию Сафарину, сыну богатого купца. В народе его называли ховрой — неопрятным человеком. Прозвище так закрепилось, что стало родовой фамилией. Имение успело побывать во владении бояр Шереметевых и князей Голицыных, но в начале XVIII века с широкой руки Петра I вернулось к потомку Ховрина — генерал-фельдмаршалу Федору Головину. Именно при нем в усадьбе разбили парк и сад.

В 1895 году имение приобрел богатый купец Митрофан Грачев. При нем возвели главный дом, похожий на дворец итальянского вельможи. Благодаря Грачеву усадьба также сменила название, под которым известна и по сей день: Грачевка.

Несмотря на свое «нечистоплотное» название, усадьба Ховрино-Грачевка всегда пользовалась популярностью у художников и московской интеллигенции. Здесь любили отдыхать и Петр Чайковский, и Владимир Гиляровский, и Алексей Толстой.

Главная достопримечательность усадьбы — необычный дом, построенный по проекту Льва Кекушева. Выполненное в стиле модернистской эклектики здание напоминает казино в Монте-Карло: башенка с острым шпилем, округлые скаты крыши, открытые лоджии, богатая лепнина и статуи львов на лестницах. А рядом с усадьбой расположен ухоженный парк с тихими липовыми аллеями и ротондами, который всегда открыт для посетителей. В нем можно отдохнуть на берегу живописного пруда, а зимой — пройтись на лыжах.

Теги

усадьбы история достопримечательности имения поместья

Сферы

История Москвы,  Культура,  Археология и памятники архитектуры

Все новости

Уникальная и недооцененная русская архитектура

Зажатая между Востоком и Западом, русская архитектура пропитана как историей, так и православным христианством, порождая в высшей степени уникальный, но совершенно недооцененный архитектурный стиль.

Различные города России используют различные аспекты русской архитектуры, от традиционных стилей до современных подходов. Мы кратко рассмотрим, что делает архитектуру «русской», и несколько примеров, в которых традиция сочетается с современностью.

Особенности традиционной русской архитектуры

От характерных куполов до ярко раскрашенных конструкций и наклонных крыш русская архитектура представляет собой отчетливое сочетание роскоши и практичности, отражающее ее сложную историю благородных излишеств, советского гнета и региональной суровый и местами негостеприимный ландшафт.

Хотя различные цари и императоры распространяли русскую архитектуру на протяжении веков, именно Екатерина Великая и ее сын Павел I превратили русскую архитектуру из относительно малоизвестного стиля в европейскую классику, побудив крестьян со всей России перейти к города и дать толчок движению России в современный мир.

Византийское происхождение

Будучи одним из правопреемников Византийской империи в средние века, византийская архитектура и культура оказывали влияние на традиционную русскую архитектуру, по крайней мере, с раннего московского периода русской истории. Русская архитектура отражает многие из своих византийских корней, особенно в ее луковичных куполах (которые должны вызывать идею пламени свечи) и ярких цветах.

Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя (оба находятся в Москве) — прекрасные примеры византийских корней русской архитектуры.

Натуральное дерево

Использование натурального сибирского дерева — популярная архитектурная особенность России, учитывая обширные леса страны из прочной древесины, которые естественным образом адаптировались к суровому климату России. Это делает его идеальным в качестве атмосферостойкого материала для церквей, домов и городских стен, поскольку русские каменщики рано учатся вырезать и окрашивать древесину для более визуально потрясающего вида.

Однако некоторые исследователи утверждают, что дерево стало популярным материалом в русской архитектуре из-за постоянной угрозы монгольского нашествия. Камень и металл часто использовались при строительстве оружия и укреплений, а более относительно хрупкая древесина оставлялась для строительства домов и церквей.

Дерево было, пожалуй, самым популярным строительным материалом в традиционной русской архитектуре. Строительство на огромных территориях, окруженных лесами, было лучшим выбором для домов, церквей и городских стен. Материал часто вырезали в разные формы и окрашивали, чтобы добавить декоративные элементы к зданиям.

Использование кирпича

К 19 веку производство кирпича стало основной отраслью в Императорской России, и русская архитектура постепенно включила его в свой стиль. Яркие примеры русского мастерства кирпичной кладки можно найти в нескольких московских зданиях, таких как Государственный исторический музей, построенный между 1875 и 1883 годами, и Дом Игумнова, построенный между 1888 и 189 годами.5.

Цветочные узоры

Цветочные узоры и орнаменты, которые в основном рассматриваются как элементы дизайна интерьера, широко используются в традиционной русской архитектуре, от настенной росписи и изразцовой мозаики до узоров из кирпича и резьбы по дереву. Использование этих цветочных узоров, опять же, является пережитком византийского происхождения традиционной русской архитектуры.

Узкие окна

Высокие и узкие окна – визитная карточка традиционной русской архитектуры, вариация строгих геометрических форм византийской архитектуры (которая сама по себе заимствована из исламской архитектуры). Верхняя часть этих узких окон обычно имеет форму тонкой арки.

Это не только придавало зданиям отчетливо русский вид, но и помогало архитекторам пережить лютые русские зимы и позволяло зданиям иметь оборонительные позиции, с которых можно было отражать захватчиков (часто монгольских).

Арки

От узких окон и дверей до потолков и отдельно стоящих конструкций традиционная русская архитектура включает арки везде, где это возможно, причем арочные потолки являются наиболее популярным применением этой формы. Это должно отражать форму неба, поскольку русские архитекторы также включили свою яркую мозаику и цвета в потолочный фасад.

Крыша «Терем»

Возможно, одна из самых отличительных черт русской архитектуры, крыша «Терем» представляет собой треугольную крышу с небольшим и тонким углом между двумя частями конструкции крыши. Крыши терема либо используются в качестве основного элемента крыши, либо служат основой для небольших декоративных башен и других элементов дизайна.

Отличительные черты русской архитектуры

Самобытная, узнаваемая и поразительно красивая русская архитектура охватывает долгую историю различных стилей и влияний, от византийского и барокко до континентальной Европы и советского социалистического классицизма.

Церковь Воскресения Христова, остров Кижи

Расположенный на Онежском озере в Санкт-Петербурге, остров Кижи славится прекрасно сохранившейся коллекцией деревянных церквей, некоторые из которых датируются 14 и 15 вв. Одним из самых замечательных примеров таких церквей является церковь Воскресения Лазаря, известная также просто как церковь Воскресения Христова.

Эти сложные деревянные церкви часто строились на вершинах холмов, возвышаясь над целыми лесами и являясь самой высокой частью большинства деревень. Стены этих деревянных церквей часто были грубыми и рудиментарными, отражая бревенчатые хижины викингов, которые также присутствуют в этом районе. Однако то, что отличает эти деревянные церкви, — это их сложные и сложные крыши, из которых у церкви Воскресения одни из самых ярких на острове.

Луковица, символизирующая пламя свечи и рай в русском православии, является торговой маркой византийских корней традиционной русской архитектуры. Строго декоративные, эти луковичные купола не выполняли структурной функции, но были добавлены как часть эстетической привлекательности.

Собор Василия Блаженного в Москве

Один из самых выдающихся, если не самый выдающийся образец русской архитектуры, Собор Василия Блаженного в Москве, расположенный сразу за Кремлем. Он подчеркивает все аспекты традиционной русской архитектуры: яркие цвета, луковичные купола, использование дерева и кирпича, декоративные элементы растительного орнамента и замысловатые арки.

Построенный Иваном Грозным в 1560 году, Собор Василия Блаженного, формально известный как Покровский собор, предназначался как памятник первопроходцу, победившему Россию над татарскими врагами в Казани. Это визитная карточка русско-византийской архитектуры, объединяющая все лучшие элементы стиля в одном здании.

Легенда гласит, что Иван Грозный, возможно, пытаясь остаться на бренде со своим именем, решил ослепить архитекторов и проектировщиков церкви, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего столь же гениального.

Эрмитаж, Зимний дворец в Санкт-Петербурге

После возведения собора Василия Блаженного и смерти Ивана Грозного русская архитектура сместилась в сторону более восточного и европейского стилей, кульминацией чего стало завершение Императорского Эрмитаж Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Спроектированный и построенный известным архитектором 16 века Растрелли, Эрмитаж использует в своей архитектуре влияние барокко и рококо, что является смелым шагом архитектора, учитывая, что эти стили в основном использовались для мебели. Тем не менее рискованный шаг окупился, и Растрелли создал один из самых декадентских и роскошных дворцов в континентальной Европе (не говоря уже о идеальном убежище для интровертов вроде русских правителей), соперничающий даже с легендарным Версальским дворцом.

На протяжении веков бесчисленное количество русских правителей (и их фавориток) достраивали дворец, от простой переделки дома до обширной реконструкции. Служа зимней резиденцией имперских правителей России с 17 по век, Зимний дворец в конечном итоге был захвачен большевиками во время Октябрьской революции, в конечном итоге перепрофилировав его в музей Эрмитаж.

Мавзолей Ленина в Москве

Мавзолей Ленина по проекту Алексея Щусева служит не только могилой для одного из 20 -й век самых знаковых, революционных и печально известных мыслителей, но он также служит ярким примером русской конструктивистской архитектуры, стиля архитектуры, который сосредоточен на использовании абстрактных и строгих визуальных элементов для отражения современного индустриального общества и городского пространства.

Сам мавзолей состоит из простых кубов, образующих ступенчатую пирамиду. Это особое здание считается шедевром архитектурной простоты, образцом русской конструктивистской архитектуры и философии, а также вершиной блестящей карьеры Алексея Щусева.

Он был построен сразу после смерти Владимира Ленина, а в 1924 году были сделаны пристройки, придающие ему форму пирамиды. Между тем, первоначальная деревянная обшивка мавзолея была заменена красным гранитом, символизирующим коммунизм, и выделена черным лабрадором, символизирующим траур нации по поводу кончины Ленина.

«Семь сестер» Москвы

Когда большевики и российские коммунисты захватили власть, они стремились перестроить Москву, чтобы она отражала их идеологию. На протяжении конца 1920-х и вплоть до конца 1930-х годов диктатор Иосиф Сталин сносил различные церкви, соборы, колокольни и другие деревянные постройки в городе, чтобы освободить место для величественных и внушительных сооружений под названием Высокие Здания , или «Высокие здания».

После Второй мировой войны Сталин на полной скорости реализовал свой план, возведя семь из восьми запланированных небоскребов в центре Москвы в период с 1945 по конец 1950-х годов. Эти структуры, получившие название «Семь сестер», следующие:

  • Котельническая набережная, также известная как Апартаменты Котельники или Котельническая набережная
  • Министерство иностранных дел
  • Башня МГУ
  • Ленинградская Гостиница
  • Площадь Красных ворот
  • Кудринская площадь , также известная как Кудринская площадь 1, Площадь Восстания, Восстания и Площадь Восстания
  • Гостиница Украина, также известная как Radisson Royal Hotel

Меркурий Сити Тауэр в Москве

Москва печально известна в Европе отсутствием строительных норм, но это позволило России оправиться от советских времен, открыв 21 ст век возрождения строительной отрасли. Одним из ярких моментов этого строительного бума является Башня Меркурий Сити, первое «зеленое» здание в Москве и новейшее дополнение к горизонту Москвы.

Покрытое золотисто-коричневым стеклом здание высотой 339метров, что на 29 метров выше, чем The Strand в Лондоне. Он имеет 75 этажей смешанного использования, офисные, жилые и коммерческие помещения, и имеет возможность собирать дождевую воду и талый снег для водопровода, не говоря уже об использовании естественного освещения для 75% своих рабочих мест.

Он также использовал различные методы «зеленого» строительства, такие как сортировка строительного мусора и закупка материалов у местных производителей.

В общем, русская архитектура постоянно развивается, но всегда опирается на свои византийские традиции, свои луковичные купола, на смесь прошлого и настоящего, чтобы двигаться в будущее.

Прошлое, настоящее и будущее: Архитектура России

Россия как страна на протяжении своего существования переживала различные этапы развития архитектуры. От раннего деревянного зодчества, где лежат его корни, его ответвления распространяются на зодчество Киевской Руси и влияние Византийской империи не только на архитектуру, но и на культуру России.

Эта страна также известна своим независимым народным архитектурным стилем, лишенным какого-либо влияния, кроме местных особенностей и потребностей, хотя и не столь заметных. В России также, казалось, была фаза доминирующего христианского влияния на ее архитектуру.

До- и постхристианский периоды | Архитектура России

Из того, что мы можем почерпнуть из истории архитектуры или ее эволюции в России, следует, что она всегда была религиозной в том смысле, что церкви были единственными преимущественно построенными сооружениями и единственными сооружениями, оставшимися от древнего прошлого до дата. На элементы которого повлияли различные стили и монархи, которые Россия видела и, как известно, очень мало влияет на ее собственную независимую культуру.

Софийский собор, Киево-Печерская Лавра_ Федерика Леоне

Начиная с начала так называемого дохристианского периода, влияние византийской и языческой архитектуры прослеживается в постройках России с обилием наружных галерей и башен и крепости также возникли в ту эпоху.

Спасо-Преображенская церковь_Войек Бусс

Эпоха в архитектуре, наступившая немного позже или известная как постхристианское влияние, привела к монументальным изменениям в русской архитектуре. Также известно, что в этот период произошла эволюция от дерева к камню и фрескам. Софийский собор — известный пример архитектуры той эпохи в России. Однако страна в основном известна своими луковыми куполами, яркими цветами, мотивами и так далее. Однако архитектура в стране со временем претерпела огромные изменения с точки зрения ее стилей, характеристик, эстетики и функций.

Очень необходимые перемены Социальная пирамида в России_httpsalphahistory.com

В 17 веке русская архитектура состояла в основном из огненных стилей, вскоре после чего в России произошли заметные изменения во многих отношениях, включая культуру, правительство, классовую структуру, торговлю и архитектура. Также известный как период великих реформ в России, казна значительно улучшилась, пропасть между царями и рабами в значительной степени сократилась, появились крепостные (государственные крестьяне).

В закон было добавлено много новых правил, которые оказались полезными даже для самого низшего класса в иерархии российского общества, что действительно было заметным изменением по сравнению с социальной структурой, состоящей в основном из высшего, среднего, рабочего класса и крестьян соответственно.

Бедственное положение российских женщин_httpsalphahistory.com

Говоря об общественной структуре, культура России была в высшей степени патриархальной в том смысле, что мужчины рассматривались как правители и лица, принимающие решения, в то время как женщины не пользовались какими-либо правами во многих этнических и религиозных группах в России на протяжении всего времени. прошлых правителей, которые также изменились в эту эпоху из-за петровской реформы — женщинам также были предоставлены место и возможности для взаимодействия в обществе, после чего произошли многие реформы, такие как юридические права, образование, феминизм в советское время.

В данном сценарии женщины пришли, чтобы обеспечить себе место в рабочем классе, политике и т. д., несмотря на то, что неравенство по-прежнему преобладает во многих аспектах по всей стране

Ember for Revival Вид на Зимний дворец с дворцовой площади in st-petersburg_httpwww.saint-petersburg.com

В архитектурном отношении было огромное западное влияние на русские здания, такие как Меншиковский дворец, Кунсткамера, Петропавловский собор и Двенадцать коллегий. В 1724 г. Была создана Академическая гимназия. Вскоре после этого в 1920-го века в России появился ряд сооружений в стиле позднего барокко, которым руководил в основном Ар. Бартоломео Растрелли, среди известных зданий которого также Зимний дворец в Санкт-Петербурге, неоклассическая архитектурная трансформация города Санкт-Петербурга во второй половине.

В эту эпоху произошло и русское возрождение, которое было попыткой вернуть утраченную сущность византийского зодчества и древнерусского архитектурного наследия. Государственный исторический музей — одно из зданий того времени в России

Склонность к современной архитектуре | Архитектура России

В 20-м веке Россия пережила эпоху модернизации в своих архитектурных стилях, в основном модерн, конструктивизм, в которых выделяются неприкрашенные геометрические формы с плоскими крышами, создавая новый стиль, отличный от архитектуры прошлого, который вскоре увидел его крушение и не мог удержаться на своем месте. Реформы в жилищном строительстве, хотя и низкого качества, были замечены во время правления Никиты Хрущева, который изменил правила и общественные нормы со сталинского правления. Хрущев рассматривал архитектуру как инструмент, используемый для удовлетворения потребностей русского народа.

Простота этих конструкций позволила им установить некоторые рекорды, например, построить пятиэтажный дом за 15 дней. Функционализму придавалось первостепенное значение; В России произошло значительное улучшение жилищного строительства, что уменьшило жилищные проблемы, существовавшие при прежних правителях. Строения были построены в соответствии с потребностями, в отличие от эстетики и предыдущих ярких цветных фасадов. Эксцессы в этот период осуждались. ‌

Меркурий Сити Тауэр в Москве_Кристиан Видигер

Деконструктивизм — важное художественное течение в современной российской архитектуре. Он был преобладающим в последние два десятилетия. Современные здания с почти футуристическими формами выделяются на фоне построек прошлых лет. Примером этого архитектурного стиля является небоскреб «Меркурий Сити Тауэр», расположенный в Москве. Это архитектурный стиль, который в настоящее время наблюдается в России, развивающийся с небоскребами.

В отличие от своих конструктивистских прецедентов, эти новые башни лучше вписываются в городской ландшафт, так что, кажется, современная российская архитектура наконец-то нашла баланс между красотой своих хорошо сохранившихся исторических драгоценностей и прагматизмом своего сталинского периода

Как политика повлияла на архитектуру

Вскоре после господства Киевской Руси влияние на русскую архитектуру, состоявшее в основном из когда-либо известных луковичных куполов, ярко раскрашенных фасадов и каменных зданий, которые снова были православными церквями, наступила эпоха Возрождения, принесшая в основном Ар. Ридольфо Аристотель Фиораванти.

Самая известная его работа — Успенский собор, вскоре после которого в 16 веке возник собор Василия Блаженного, ныне музей. Архитектурный стиль строения является спорным и, как известно, является кульминацией различных влияний на Россию, при этом сохраняя нетронутыми луковичные купола, которые впоследствии стали визитной карточкой русской архитектуры.

Собор Василия Блаженного_Капук Доддс

Русская архитектура служит открытой книгой истории своей страны. После падения коммунизма произошло возрождение конструктивизма, в котором новая политическая система обещала строительство гораздо более современных зданий, которые превратили бы современную российскую архитектуру в глобальный эталон в архитектурном плане.

Однако русской архитектуре пришлось довольствоваться меньшим количеством современных построек, действительно современных, но не столь осмысленных, как ожидалось, характеризующихся использованием простых линий и основных геометрических форм. Его сила заключалась в его полезности, направленной на внедрение авангардных решений в повседневную жизнь с современными и полезными для того времени дизайнами. Цвета использовались минимально, с преобладанием черного и красного

Мавзолей Ленина с простыми кубическими формами в ступенчатой ​​пирамиде_W.Buss

Враждебность проектным решениям мировых проблем

Архитектура в России также сыграла важную роль в формировании людей и их образа жизни, что очевидно и по сей день. Советские архитектурные остатки даже сейчас имеют строгие полицейские характеристики, когда они не открываются своим посетителям, даже через историю, как многие архитекторы, в частности Ле Корбюзье во время одного из своих визитов в Москву, увидели, насколько плохо спланированы были дома.

Массовое заселение только казалось ограничивало потребности людей, но на самом деле оно было полно ошибочных планов, и вместо того, чтобы обеспечивать людям комфорт и покой, оно лишь вызывало враждебность жильцов и негативно влияло на их поведение. Архитектура, как и общество, верила во что-то утопическое и православное, как это было на протяжении всей истории России.

Москва-Сити Небоскребы, которые выросли в 21 веке_владимир захаров

В настоящее время Россия построила много небоскребов и стремится оставить след на международном уровне, и ее жилье также значительно улучшилось благодаря ее истории наземной социализации. Период города-сада, в котором утверждалось, что человек может выжить в сообществе, никогда не покидая его, поскольку сообщество предоставило все, от парков до школ и больниц. Хрущевские микрорайоны были переходом к функциональному более дешевому массовому жилищному строительству.

В настоящее время 85% россиян владеют частными землями и домами благодаря новым законам об ипотеке и приватизации. Архитектура жилья также претерпела значительные изменения в плане перепланировок, стилей, частных домов и квартир, декора и т. д. Это также было вызвано массовым экономическим ростом в 2000-е годы. также входит в 21 век с высоко поднятой головой благодаря зеленой архитектуре, которую можно увидеть в городской башне Меркурий.

Спокойствие среди хаоса? | Архитектура России

В нынешнем сценарии, при президентстве Владимира Путина, акцент на городское проектирование и строительство в России был сделан иначе. За исключением зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, большинство крупных проектов либо отодвинуты на второй план, либо отменены из-за финансового кризиса конца 2000-х годов. Ситуация изменилась архитектурно из-за экономического кризиса в России.

Меркурий Сити Тауэр, самый высокий европейский небоскреб, почти готов. Большинство других высотных застроек «Москва-Сити» не являются таковыми, не зная, что их ждет в будущем. Современное российское законодательство запрещает работать напрямую из-за границы в сфере архитектуры. Вот почему вам нужно нанять местную студию, чтобы адаптировать чертежи и технические стандарты и предоставить необходимое лицензирование в течение длительного процесса официального утверждения проекта. Согласно исследованиям, сегодняшняя система и архитектурная сфера, и ее законы кажутся очень громоздкими и коррумпированными.

Чемпионат мира по футболу на стадионе в Нижнем Новгороде 2018_Bestalex

Говорят, что многие известные архитекторы, такие как Норман Фостер, отказались от всех своих российских проектов, а обременительные государственные законы, как известно, вынуждены пренебрегать областью архитектуры. Архитектура, планирование и дизайн игнорируются даже в крупных инфраструктурных объектах, таких как Олимпийские игры 2014 года или чемпионат мира по футболу 2018 года, поскольку подрядчики были выбраны без каких-либо архитектурных критериев или даже без какого-либо анализа основных городских вопросов, таких как пропускная способность транспортной системы или сохранение исторических видов и памятников.

При таком подходе неудивительно, что качество архитектуры относительно низкое. По сравнению с его богатым архитектурным наследием, это не только вопрос вкуса заказчика, но и результат системной неэффективности и отсутствия единых критериев, кроме цены и квадратных метров. Что Россия приготовила для будущего архитектуры и ее людей, покажет время.

Ссылки

Журнал. (2015). 8 проектов, демонстрирующих динамичную архитектуру современной России — журнал Architizer . [онлайн] Доступно по адресу: https://architizer.com/blog/inspiration/collections/contemporary-russia/ [Проверено 3 мая 2021 г. ].‌

Википедия. (2021). Русская культура . [онлайн] Доступно по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Russian_culture#Architecture [Проверено 3 мая 2021 г.].‌

Васильев, Н. (2014). Архитектура России при Путине . [онлайн] Архитектурное обозрение. Доступно по адресу: https://www.architectural-review.com/essays/russian-architecture-under-putin [Проверено 3 мая 2021 г.].‌

Независимый. (2011). Эстетическая революция в России: как еще влияет советское строительство . [онлайн] Доступно по ссылке: https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/architecture/russia-s-aesthetic-revolution-how-soviet-building-still-influences-today-s-architects-2373447. html [По состоянию на 3 мая 2021 г.].‌

Культурные туры ASA. (2014). Древнерусское зодчество 989-1703 . [онлайн] Доступно по ссылке: https://www.asatours.com.au/early-russian-architecture-989-1703/ [По состоянию на 3 мая 2021 г.].‌

https://www.facebook.com/thoughtcodotcom (2019).

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *