Архитектура города белгорода: Яндекс Карты — подробная карта мира

описание, адреса мест на карте, фото. Культурный регион

  1. Железнодорожный вокзал

  2. Белгородская государственная филармония

  3. Дом купца Селиванова

  4. Усадьба белгородского купца Григория Шашурина

  5. Бывшая мужская гимназия им. герцога Эдинбургского

  6. Преображенский собор

  7. Здание правительства Белгородской области

  8. Драматический театр имени М. С. Щепкина

  9. Часовня в честь святого князя Владимира

  10. Белгородский государственный художественный музей

  11. Музейная площадь

  12. Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»

  13. Белгородский государственный историко-краеведческий музей

  14. Дворец бракосочетаний

  15. Кинотеатр «Орион»

  16. Нумера Вейнбаума

  17. Смоленский собор

Вы наверняка слышали слова «готика» и «барокко», «экстерьер» и «капитель». Но одно дело – читать об этом в книгах, и совсем другое – видеть примеры своими глазами и иметь возможность прикоснуться к ним рукой. Мы любим свой город, хорошо знаем его и с удовольствием поделимся знаниями. Добро пожаловать!

Архитектура Белгорода неоднозначна. Старинные дома здесь гармонично уживаются с новыми, а в центре и на окраинах можно встретить памятники архитектуры самых разных стилей.

Предлагаем изучить архитектуру Белгорода на конкретных примерах и увидеть здания в стиле классицизма, барокко, хай-тека, символизма и модерна. Начнём прогулку в районе железнодорожного вокзала, откуда направимся в центр. Пройти предстоит чуть больше пяти километров, а займет прогулка два часа неторопливым шагом. Обувайтесь поудобней, запасайтесь водой – и вперед. А если устанете, можно отдохнуть на лавочках в парке и скверах или в кафе (у нас их много).

1

Главная железнодорожная станция Белгородской области.

Итак, наш маршрут начинается с вокзала. Железнодорожную станцию Белгород открыли 6 июля 1869 года. Вначале тут было паровозное депо, водокачка и пассажирские платформы. Сейчас увидеть их можно только на старых фотографиях.

В 1904 году Белгород посетил Николай II. Именно ж/д вокзал стал местом его торжественной встречи. Здание в честь такого события украсили цветами и лентами. Кстати, белгородский вокзал посещали и другие известные люди: писатель Антон Чехов, генерал Антон Деникин, советские государственные деятели Яков Свердлов и Михаил Калинин.

В 1908–1911 годах здесь провели первую реконструкцию. Интересно, что здание было одним из немногих, уцелевших во время гражданской войны. Но оно было разрушено в 1943 году во время боёв за освобождение Белгорода. В 1946 году началось строительство нового, а в 1980 году послевоенный вокзал был снесен. Современное здание спроектировали сотрудники Харьковского института «Укржилдорпроект», архитекторы М. Одинцова и В. Кузубов. Построили вокзал в ноябре 1982 года. Он состоял из двухэтажного здания с восьмиэтажной пристройкой административного корпуса.

В 2008 году началась большая реконструкция, обновленный вокзал открыли в октябре 2011 года. Здесь отремонтировали фасад и залы ожидания, перрон выложили тротуарной плиткой. Теперь это современное двухэтажное здание из металлических опор, бетонных боковых стен и широкого стеклянного фасада. Крытый переход соединяет здание вокзала с административным зданием.

2

Здание в стиле хай-тек.

Простые линии, стеклянно-зеркальная мозаика фасада в сочетании с формой «звуковой волны», металлический цвета – признаки архитектуры «высоких технологий». Здание филармонии построено в стиле хай-тек. Автор – архитектор Ирина Чечель.

Это здание открыли в декабре 2010 года. До этого концерты филармонии проходили в Овальном зале областной администрации, а на этом месте находился Дворец культуры Железнодорожников. После обновления под одной крышей разместились большой концертный, малый и органный залы, конференц-зал, репетиционные помещения для больших коллективов, многочисленные гримёрные и артистические, помещения для административных работников и хозяйственных служб, а также гостиница для приезжих артистов и кафе.

3

Единственная городская усадьба XVIII века.

На улице Преображенкой находится Литературный музей. Здание также известно как дом купца Селиванова. Это было одно из первых каменных гражданских зданий в городе. Дом с мезонином и цокольным этажом построили в 1782 году, архитектор неизвестен. В центре главного фасада расположен портик с четырьмя колоннами и фронтоном, разомкнутым аркой. По краям фасада можно увидеть выступы, идущие по всей высоте – ризалиты. Верхняя их часть – ниша, украшенная лепным орнаментом. Под кровлей – широкий зубчатый карниз. Раньше дом был богато украшен лепниной и даже статуями. Но если посмотреть старые фото, заметно, что после каждого ремонта что-то исчезало, а что-то упрощалось. Эксперты относят стилистику дома к провинциальному классицизму. Планировка XVIII века была анфиладной: в ней отсутствуют коридоры и помещения располагаются последовательно, одно за другим.

В XX веке состояние дома заметно ухудшилось: колонны утратили единую геометрию, рассыпались, текла крыша, стали гнить перекрытия. В начале 60-х началась реставрация. К сожалению, она значительно упростила экстерьер: фронтоны сделали из силикатного кирпича, для кровли использовали шифер. К восьмидесятым в интерьерах уже почти ничего не напоминало о старине. Кафельные печи заклеили обоями, на полу и стенах – «бутерброд» из нескольких слоёв разных материалов. Но все же немного исторической лепнины осталось на карнизах и розетках.

В усадьбе был свой небольшой «подземный ход». Подвальное помещение особняка соединялось переходом с винным погребом, находившимся в стороне. Но, скорее всего, именно при реконструкции в 60-х годах «подземный ход» был засыпан и утерян.

Дом купца Селиванова – странный предмет: снаружи вроде одноэтажный, а внутри – нет!

Нынешний облик здание получило в 1999 году. Строение было «раздето» до кладки и преобразовано под руководством архитекторов. Некоторые элементы были восстановлены – вновь прорезаны заложенные окна, кровля стала железной, восстановлены кованые элементы портика. Но при этом «потеряли» значительную часть художественного декора, часть из которого была исторической, часть – воспроизведенной по сохранившимся образцам.

4

Особняк XIX века.

Дом белгородского купца Григория Шашурина находится на углу улиц Князя Трубецкого и Преображенской. Он построен в конце XIX века. Первый этаж дома был украшен ризалитом – декоративным элементом фасада, который выступает за основную часть строения.

До революции зданием владела семья Шашуриных, а после дом национализировали. В нём устроили коммунальные квартиры для неимущих граждан. В разное время на первом этаже размещались статбюро и милиция.

В 40-х и 50-х годах ХХ века в доме Шашурина были сделаны деревянные и каменные пристройки. Окна утратили деревянные ставни, а на южном фасаде два окна первого этажа заложили. Декоративные элементы в интерьерах не сохранились.

В 1992 году дом признали памятником истории и культуры регионального значения как «Жилой дом XIX века», а в 2008 году – аварийным. Через несколько лет жильцов расселили, а сам дом реконструировали. Сейчас там находится страховая компания, а во дворе – кофейня «Мечтатели» .

5

Памятник архитектуры эпохи эклектики, где формы псевдоготики сочетаются с приемами псевдорусского стиля и классицизма.

Здание расположено на перекрёстке улиц Преображенской и Попова. Раньше здесь находилась Георгиевская площадь. Мужская гимназия Его Королевского Высочества Герцога Альфреда Эдинбургского построена в конце XIX века на средства городской общественности и земства. До этого гимназия размещалась в доме купца Селиванова. Курировал стройку Александр Новиков – заведующий хозяйственной частью города. Он же руководил строительством женской гимназии на Народном бульваре.

Это строгое и элегантное здание построено в эпоху эклектики: формы псевдоготики сочетаются с псевдорусским стилем и классицизмом, популярном среди архитекторов того времени. Строение двухэтажное, с полуподвалом. В основе – коридорный тип с помещениями по обеим сторонам. В центральной части размещена металлическая лестница художественного литья.

На главном фасаде – три ризалита, то есть часть здания как бы «выступает» за основную линию фасада и идёт во всю высоту здания. Центральный из ризалитов – самый большой, он выполнен более торжественно. Высокий трапециевидный фронтон (завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания) декорирован архитектурным пояском с колонками. В центре него распологаются три больших арочных окна, вход акцентирован порталом. Дополняют красоту здания оконные наличники, лопатки и пышно декорированный карниз.

В 1885 году к зданию мужской гимназии была пристроена каменная домовая церковь во имя святой Евгении, но она была закрыта после Октябрьской революции. В 2016 году в бывшем помещении Евгеньевской церкви сооружен храм-часовня во имя святой преподобномученицы Евгении Римской.

Что это было за учреждение, кого туда принимали и какова она – жизнь гимназиста XIX столетия?

В послереволюционные годы в здании мужской гимназии проходили первые съезды местной организации большевиков, а позже разместилась воинская часть. В годы Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. С 1954 по 1957 годы здание занимал Белгородский обком КПСС, а в последующие десятилетия — педагогический институт и филиал Всесоюзного политехнического института (который позже стал Белгородским технологическим институтом строительных материалов). В начале 2000-х здание передали Белгородскому государственному университету. 11 января 2003 года состоялась церемония открытия реконструированного здания социально-теологического факультета.

6

Главный храм Белгородской и Старооскольской епархии.

Напротив бывшей мужской гимназии находится Преображенский кафедральный собор. Он основан на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма. Церковь построили в 1813 году в стиле русского классицизма. Открытие было приурочено к победе над войсками Наполеона. Архитектор – Евгений Васильев.

Двухэтажная каменная церковь с колокольней имела пять престолов: главный располагался на нижнем этаже и был посвящен в честь и славу Преображения Господня, в южном пределе находился ещё один – во имя пророка Илии, а в северном – во имя жен Мироносиц. На верхнем этаже были престолы во славу Богоявления Господня и в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курской.

После революции в Белгороде закрыли часть храмов, в том числе и главный, им тогда был Свято-Троицкий собор. Поэтому Преображенская церковь переняла главенствование православных храмов белгородской епархии и стала собором. Службы в ней проводились и в годы советской власти, когда были гонения на церковь, во время Великой Отечественной войны и послевоенное время. Собор закрыли в 1962 году, а в здании разместили областной краеведческий музей. Богослужения возобновили в 1990 году, а через год из Санкт-Петербурга сюда перенесли мощи святителя Иоасафа, белгородского епископа. В 1999 году группа художников расписала купол храма, позже были расписаны и стены.

7

Пятиэтажный дом в стиле советского классицизма с гранитным цоколем и лепниной на фасаде.

Продолжим наше путешествие. Обойдем Преображенский собор и спустимся по улице Попова к центральной площади города – Соборной. На этом месте площадь появилась ещё в конце XVIII столетия. Тогда на её территории располагались Георгиевская церковь и храмы женского монастыря, а сегодня – гостиница «Белгород», театр имени Щепкина и административные здания, в том числе Дом правительства Белгородской области. Предлагаем рассмотреть его поближе.

По задумке архитекторов Николая Бровкина, Михаила Михайлова и Леонида Гальперина, Дом Советов (так раньше называлась областная администрация) должен был стать центральной фигурой на этом участке и возвышаться над окрестными зданиями. Фундамент сооружения заложили 10 июня 1954 года, а достроили летом 1957 года. Подобные здания были возведены в Орле, Липецке, Новгороде и других городах Советского союза, но белгородское имело свои особенности – постройка с гранитным цоколем и гипсовой лепниной на фасаде.

Под его крышей было обустроено 300 рабочих кабинетов, колонный зал на 500 мест, два малых зала заседаний, центральный вестибюль, столовая, буфет, автоматическая телефонная станция, лифты, котельная и другие служебные помещения.

Сегодня здание является памятником городской архитектуры ХХ века и охраняется государством.

8

Знание в стиле классицизма.

Ещё в 50-х годах прошлого века на этом месте находились строения женского Рождество-Богородицкого монастыря, но они были снесены. В 1962 году на площади напротив Дома Советов построили Белгородский драматический театр. Своё имя он получил в честь одного из основоположников русской актерской школы – Михаила Щепкина, который родился на белгородской земле.

Чёткие линии, симметрия, лаконичный декор – здание в стиле классицизма было возведено по проекту архитектора Виталия Лимаренко. Украшают строение портик (то есть выступающая часть строения перед входом) с восьмью колоннами и капителями, треугольный фронтон, античные мотивы и статуя музы Мельпомены на крыше.

9

Самое молодое здание на площади.

По левую сторону от входа в театр находится самое новое здание на площади – часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира. Её открыли в 2015 году, в год 20-летия возрождения Белгородской и Старооскольской епархии. Проект подготовила главный архитектор Белгородской и Старооскольской епархии Нина Цветкова.

Она соединила в архитектуре часовни русский и византийский стили. Само здание выполнено из белого мрамора, венчает его золотой купол. Над главным входом часовни расположен витраж с изображением князя Владимира. В храме-часовне хранятся святыни – Казанская и Иверская иконы Божьей Матери, которым около 200 лет.

10

Здание в стиле русского модерна.

Этот музей – яркий пример современного модерна. Новое здание было построено в 2007 году по проекту Виталия Перцева и Вячеслава Турченко.

Четыре этажа (один – подвальный), гибкие линии сооружения, овальные формы соседствуют с прямоугольными – авторы использовали классические приемы стиля русского модерна. Песочные стены фасада украшает художественная роспись, символизирующая единство человека и природы. Древо жизни, пузырьки воды, диск солнца ассоциативно порождают образ весенней воды. Продолжает тему весны лестничный марш, холл на первом этаже и зелёная крыша музея.

Рекомендуем заглянуть на одну из экспозиций, а заодно рассмотреть интерьер музея: тут и изогнутые очертания стен, и богатый декор из резного дерева, цветное стекло и кованый металл. На первом и втором этажах – выставочные залы для постоянных, персональных и тематических выставок. А наверху ещё есть концертный зал с проектором и звукоусилительной аппаратурой. Здесь проходят не только выставки, но и лекции, музыкальные гостиные, воскресные камерные вечера, встречи с художниками и мастер-классы.

Сегодня художественный музей – одна из ярких достопримечательностей города. И при этом он гармонирует с постройками рядом – краеведческим музеем и диорамой «Огненная дуга». Предлагаем рассмотреть их поближе и перейти на Музейную площадь.

11

Пространство между тремя музеями: краеведческим, художественным и музеем-диорамой.

В XIX веке это место считалось южной окраиной города. В начале улицы Попова возвышались царские столбы, установленные в честь визита Екатерины II и Александра I. Сверху они были увенчаны двухглавыми орлами. Еще пара обрамляла дорогу на северной окраине города. Эти въезжие столбы были утрачены ещё в начале прошлого века. В 2007 году по инициативе мэра один из столбов был воссоздан, чтобы украсить площадь. Он установлен возле Белгородского историко-краеведческого музея.

Также между краеведческим музеем и музеем-диорамой установлен памятник погибшим в Афганистане. Авторы – скульптор Анатолий Шишков и архитектор Виталий Галай. Памятник выполнен в виде афганского строения – дувала. Проем с каждой стороны символизирует очертания шлема Александра Невского. В центре пантеона на гранитном кубе установлен Православный крест, а рядом с ним находятся памятные таблички с именами белгородцев, погибших в Афганистане. Следующая точка нашего маршрута – музей-диорама.

12

Здание в стиле символизма.

Белгородский историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» – главный военный музей города. Проект здания разработали сотрудники института «Белгородгражданпроект». Форма сооружения символично напоминает обозначение Курской дуги. Дополняют композицию образцы боевой техники Советской армии, установленные рядом со зданием.

Первых посетителей музей принял в День Победы 1985 года. Главная достопримечательность – диорама «Огненная дуга», посвященная Прохоровскому танковому сражению в июле 1943 года. Размеры художественного полотна достигают 15 метров в высоту и 67 метров в длину. Художники-баталисты работали над ним два года, а консультировали их ветераны – участники сражения. Между картиной и смотровой площадкой создан рельефный макет местности.

В 2022 году завершился капремонт музея, реставраторы студии военных художников имени Грекова обновили музейное полотно. А ещё здесь установили бинокуляры, через которые можно посмотреть информацию о солдатах, и экраны с воспоминаниями участников Курской битвы.

13

Музейное здание в стиле авангард.

Музей в доме на улице Попова обосновался в 1991 году, до этого экспозиция располагалась в здании Преображенского собора. Архитектор – Владимир Вишневский, автор проектов Дворца бракосочетаний, Дома печати и жилого дома с детской библиотекой Альберта Лиханова.

Причудливые изгибы, плавно-округлые и жестко очерченные формы в экстерьере подсказывают, что это стиль авангард.

14

В здании сочетаются принципы храмового византийского и русского зодчества.

Мы подошли к стенам Дворца бракосочетаний, также известного в городе как ЗАГС. С ним связана интересная история. В Москве прошла Олимпиада-80, в которую вложили немало средств. Поэтому власти запретили в стране стоить Дома культуры, можно было возводить только жилые здания. За разрешением на строительство руководители области обратились к председателю Совета Министров СССР Алексею Косыгину – в документах написали, что это «промышленно-бытовая вставка» между домами по улице Попова. Стройку разрешили.

Белгородцы до последнего не знали, что на этом месте возводится не очередной дом, а что-то другое. Поняли что это, только когда был снят забор, ограждавший стройку. Дворец бракосочетаний открыли 6 ноября 1981 года.

Автор проекта – Владимир Вишневский. Он использовал принципы храмового византийского и русского зодчества. Само здание позже так и стали называть «храмом любви», а по белгородскому проекту строили ЗАГСы и в многих других городах СССР.

В 2006 году здание отремонтировали: появилось гранитное покрытие пола, мебель в светлых тонах и мраморная лестница.

А теперь отправимся дальше. Нужно пройти через арку и повернуть налево к аллее Дружбы. Здесь находится одно из самых антуражных украшений города – старинный фонтан. Его можно легко узнать на открытках Вейнбаума начала XX века. Рядом с фонтаном – одно из самых исторически важных зданий на Гражданском проспекте.

15

Памятник истории и архитектуры в центре Белгорода.

На Гражданском проекте стоит старинное здание, которое в Белгороде знают как кинотеатр «Орион». До сих пор доподлинно неизвестно, когда оно было построено, – в XIX или начале XX века.

Здание состояло из двух домов: трёхэтажного строения бывшего театра «Орион» (западная половина здания) и примыкающего к нему двухэтажного дома, который был несколько ниже театра и имел другую архитектурную форму.

Первые этажи зданий разделялись проходом во двор, а над ним был устроен эркер – каменный прямоугольный остекленный выступ с куполом наверху и двумя полукруглыми балконами по бокам, который соединял здания.

До революции дом принадлежал купцу Николаю Пивоварову, который сдал его в аренду купцу Исакову. Здесь он открыл кинотеатр «Орион». В годы Гражданской войны в кинотеатре проходили собрания партии, а в советское время в разные годы располагались Дворец культуры, городской театр, общежитие для актёров, культпросветучилище и другие организации.

Сейчас в здании «Ориона» располагается музей народной культуры. А сама постройка охраняется государством как один из памятников истории и архитектуры города Белгорода.

Продолжим прогулку по Гражданскому проспекту. Пройдем немного вперед, пересечем улицу Николая Чумичова и остановимся у двухэтажного дома под номером 41.

16

За свою столетнюю историю в доме размещались гостиница, типография, канцелярский магазин и даже штаб большевиков.

Дом в стиле эклектики с элементами классицизма был построен купцом и владельцем типографии Александром Вейнбаумом в начале ХХ века. В нём располагались гостиные номера и аптекарский магазин провизора Когана. А во дворе – типография. Именно в ней печатались те самые открытки «С приветом из Белгорода» 1900-х годов, на которых были изображены центральные улицы, памятники и значимые места города. А гостиница Вейнбаума считалась лучшей в Белгороде – в ней были чистые номера с хорошей мебелью, телефон и даже ванная, роскошь для того времени.

В ноябре 1917 года в одном из номеров уже бывшей гостиницы Вейнбаума проходили заседания местного штаба большевиков. В 1920-е годы на втором этаже дома были Советские номера, а на первом — аптекарский магазин. Затем в здании в различные годы размещались отделы обкома, телефонная станция, областное управление связи, обком профсоюза работников связи, областная Союзпечать, Областное управление сахарной промышленности, управление хлебопродуктов. А сейчас здесь находится Министерство культуры Белгородской области.

Из наборщика текста в известного купца всего за десять лет. Где обычный типографский работник из Харькова раздобыл на это деньги?

Тем временем мы завершаем нашу прогулку по маршруту архитектурного Белгорода. Подойдем к Смоленскому собору, расположенному напротив номеров Вейнбаума.

17

Храм в стиле московского барокко.

Через дорогу от дома Вейнбаума, возле городской администрации, стоит храм с голубыми стенами и позолоченными куполами.

Как и другие белгородские постройки в стиле московского барокко, он вобрал в себя черты русской архитектуры. Столпы, переходящие в своды внутри храма, – характерный приём именно для русского зодчества. Игра объёмов здания, динамичность форм, увеличенные элементы – решения, присущие именно барокко.

В начале XVIII века на этом месте стояла деревянная Смоленская церковь. Однако она просуществовала недолго и вскоре сгорела. После неё был заложен двухэтажный каменный собор. В XIX веке здание основательно перестроили. Перед главным входом сделали каменную пристройку, убрали боковые лестницы и арочные проемы.

В советское время на втором этаже был краеведческий музей, а на первом – склад. Во время Великой Отечественной с крыши и колокольни отстреливались гитлеровцы. При штурме города собор пострадал, но выстоял. Отчасти из-за крепкой кладки стен толщиной почти в два метра.

После войны городские власти дважды пытались взорвать «не подлежащее восстановлению здание». За сохранение храма боролись белгородцы. Их усилия были не напрасны: в 80-х годов прошлого века началась реконструкция. В 1996 на колокольню храма подняты уникальные колокола – работа современных русских мастеров.

Отзывы

Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

обзор белгородской архитектуры 1990-2010 годов — FONAR.TV

В 2019 году Илья Варламов выпустил ролик «Белгород — один из лучших городов России». Блогер хвалил город за чистоту, но критиковал за плохую архитектуру. Например, фасад белгородского художественного музея он назвал «ужасной архитектурой», «бездарной подделкой на модерн». Меня удивила такая оценка. Как и многие белгородцы, я считаю это здание красивым. Стало интересно: что не так с современной архитектурой? Насколько адекватно мы её оцениваем? Я решил узнать, как белгородцы относятся к постройкам нулевых, и спросить архитекторов, довольны ли они своей работой. В этой статье — результаты опроса горожан, рассказы о самых интересных зданиях, комментарии архитекторов и экспертов.

Что такое капром и зачем он нужен?

Я начал искать публикации о современной архитектуре России. В большинстве статей её называли архитектурой постмодернизма, но в одном из телеграм-каналов предложили собственный термин — капиталистический романтизм.

Капиталистический романтизм (капром) — пери­од в постсоветской культуре, который пришёлся на 1990-2000 годы. Архитектор Даниил Веретенников предложил это термин во время учёбы в аспирантуре.

Термин только начинает входить в употребление. Журналисты и СМИ часто называют постсоветскую архитектуру в негативном ключе: лужковским стилем, агроренессансом, стаканизмом, туалетной архитектурой или гибридом брежневки и хай-тека. Архитектор Даниил Веретенников — идеолог капрома. Он ведёт телеграм-канал Клизма Романтизма, где рассказывает об этой эпохе вместе с искусствоведом Александром Семёновым и урбанистом Гавриилом Малышевым.

Веретенников считает, что архитектура капромантизма отражает изменения, которые происходили в обществе после распада СССР:

— Словосочетание «капиталистический романтизм» призвано передавать дух эпохи. Прежде ничего было нельзя — и вдруг все стало можно: увеличились палитра строительных материалов и кошельки заказчиков. У архитекторов появились огромные возможности.

В Белгороде капром представлен преимущественно торговыми и офисными центрами.

К нему также относятся перинатальный центр на Архиерейской, клуб «Форум», гостиница «Континенталь», художественный музей и даже общественный туалет в парке Победы.

Перинатальный центр на Архиерейской. Это и другие фото предоставлены автором

Как белгородцы оценивают современную архитектуру

Чтобы понять отношение горожан к современной архитектуре, я создал опрос: сфотографировал и попросил оценить белгородские здания. Его прошли не только белгородцы. В опросе участвовало 115 человек — представители более 60 профессий из 40 городов России, Украины, Германии и Испании.

Респонденты высоко оценили здания в стиле модернизма и хай-тек: средняя оценка выше трех баллов по пятибалльной шкале. У зданий эпохи капромантизма оценки хуже — как правило, меньше двух баллов. Подробнее об оценках участников и географии опроса — в полном тексте исследования.

Мнение экспертов

Я предложил Даниилу Веретенникову выбрать и описать пять «самых капромантичных» зданий из опроса. Когда получил подборку, разыскал архитекторов этих зданий и расспросил их о проектах: чем вдохновлялись и как оценивают результат своей работы.

Здание ВТБ, проект 2003 года

Архитекторы: Виктор Дорохин, Алексей Дроздов, Светлана Ташкова. Оценка участников опроса: 1.88.

— Здание выполнено стиле хай-тек, который противостоит направлениям, использующим натуральные материалы. Основа стиля — серебристо-металлические цвета и применение конструкций из стекла, — считает Алексей Дроздов.

— Здесь использованы самые популярные приёмы позднего капромантизма, которые сводятся к формалистской игре на контрастности объёмов и материалов. Зеркальное тонированное стекло и керамогранит разных оттенков, дисгармоничные сами по себе, начинают неловко играть в неоклассику, что только усиливает отталкивающее впечатление. Здание замечательно именно этой смелостью разрыва с эстетической конвенцией: игривое и оригинальное превыше художественных традиций и эстетических стереотипов, — говорит

Даниил Веретенников.

Газпром Межрегионгаз, 2002 год


Архитекторы: Виктор Дорохин, Светлана Ташкова, Максим Козуб. Оценка участников опроса: 1.77.
— Проект реконструкции разрабатывался в 2001–2002 годах. Реконструкция заключалась в надстройке одного этажа и изменении фасадов. Авторы проекта не меняли объёмно-планировочную композицию, а лишь дополнили здание в стиле постмодернизма: стеклянными куполами и верхним этажом, а также фальш-остеклением на фасадах, — уверен Алексей Дроздов

.

— Этот офис можно отнести в одну типологическую группу с предыдущим зданием (ВТБ). Все та же игра контрастных поверхностей: стеклянных, призванных символизировать современность, и глухих, которые очевидным образом намекают на связь с историческими архитектурными традициями. Форма крепостных башен с шатровыми завершениями и упрощённым карнизом иллюстрирует мощь и непоколебимость газового бизнеса, — рассуждает Даниил Веретенников.

Белгородсоцбанк, 2002 год

Cобор Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото: Georgi Panayotov

Архитекторы: Виталий Перцев, Вячеслав Турченко, Ольга Вишневская. Оценка участников опроса: 2.38.

— Здание Белгородского Соцбанка — дань архитектуре постмодернизма. Размещение на пересечении двух улиц позволило спроектировать асимметричные фасады, предстающие перед зрителями по-новому в разных ракурсах. Здесь можно обнаружить характерные для постмодернизма многозначность пространственных решений, смешение стилей, цитирование и ироничное отношение к архитектурным деталям: утрированные порталы, псевдоруст (перифраз отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре и Базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции) и мощные колонны, несущие лёгкий карниз, — рассказывает Вячеслав Турченко.

— Постройка интересна отсылками к зрелому американскому постмодернизму: «иронический ордер», имитация руста и других элементов классической архитектуры, разорванный карниз, трёхколонный портик. .. Это своеобразный сборник цитат из западной архитектуры 1970 годов, сбитых воедино каким-то совершенно необъяснимым и нарочито комичным образом, — рассуждает Даниил Веретенников.

Художественный музей, 2006–2007 годы


Фото Евгении Здесенко

Архитекторы: Виталий Перцев и Вячеслав Турченко. Роспись: художник-монументалист Владимир Ситников. Маскароны: скульптор Анатолий Шишков. Оценка участников опроса: 3.12.

— Здание построено на месте выставочного павильона. Заказчиком здания был Виктор Батурин, на тот момент — вице-президент компании «Интеко». Он планировал разместить на первом этаже областной выставочный зал, а на верхних этажах — коллекцию раритетов наполеоновской эпохи и художественные студии для детей. Заказчик попросил выполнить фасады в стиле «модерн». После ухода «Интеко» из Белгородской области проект переработали под областной художественный музей и детскую художественную школу. Выбор стиля «русский модерн» позволил объединить на фасаде живопись, скульптуру и декор, что вполне отвечает функциональному назначению здания, — говорит

Вячеслав Турченко.

— Художественный музей резко выделяется на фоне остальных зданий. На фасадах почти не улавливается желание автора артикулировать современность постройки, зато недвусмысленно читается стремление придать ему черты эпохи модерна. От ар-нуво (разумеется, в примитивизированном виде) здесь и пластика портала, и расстекловка проёмов, и, главное, непременный синтез искусств в виде фасадной скульптуры и декоративных панно, — считает Даниил Веретенников.


Гипермаркет «Линия» в Строителе, 2015 год

Концепция фасадов — архитектор Максим Хромов.

Мне не удалось найти архитектора гипермаркета на Королёва, но я смог поговорить с автором фасадов «Линии» в Строителе. Даниил Веретенников тоже прокомментировал это здание.

— Когда я разрабатывал концепцию фасадов, уже построили «Линию» у «Космоса». Не знаю, был ли у неё архитектор, но здание вызывало диссонанс. Название и форма не совпадали: стеклянный шар есть, а линий нет. У меня родился образ с явно видимой линией на фасаде. Его реализовали очень близко к эскизу — это приятно, — рассказывает

Максим Хромов.

Позже узнал, что мой фасад стал типовым для «Линий» в других городах: Курске, Курчатове, Брянске, Орле, Смоленске и Новомосковске.

— Гипермаркет «Линия» использует приём, который я называю изгибиционизмом: форма здания подчиняется нескольким изогнутым линиям, образующим контрастные по отделке поверхности. Неизвестно, что было раньше — архитектурная идея или название торгового комплекса — но они явно созданы друг для друга, — считает Даниил Веретенников.

Гипермаркет «Линия» на Королева в Белгороде, 2003 год. Оценка участников опроса: 1.67

Выводы

  1. Архитектура 1990–2000 годов — это свидетельство перемен, происходивших в российском обществе в постсоветскую эпоху. Капром часто называют китчем за архитектурную смелость и неконформность. Но этот период — полноправный эволюционный этап развития архитектуры, а каждое здание — след завершившейся эпохи.
  2. Белгородский капиталистический романтизм расцвел в начале 2000-х годов со строительством офисов госкорпораций. В то время в центре города появились здания ВТБ, Газпрома и БелгородСоцБанка. Появившиеся позднее торговые центры — Модный бульвар, МегаГРИНН, Сити Молл — близки к хай-теку, но архитекторы используют в зданиях элементы из других стилей.
  3. Среди белгородского капрома выделяется здание художественного музея. Оно возвращает нас в прошлый век — в эпоху модерна. Здание позаимствовало характерные черты этого стиля: плавность форм, асимметричность, разнообразие фактур и декора.

По словам Даниила Веретенникова, выводы о характерных особенностях белгородского капрома сделать сложно:

— Судя по всему, столь самобытной архитектурной школы, как в Нижнем Новгороде, Иркутске и Казани, здесь не сложилось. Белгородский капром апеллирует к общероссийскому и международному архитектурному опыту своего времени и не формирует локального художественного языка, — считает главный архитектор в бюро MLA+ .

Пока горожане негативно отзываются о зданиях эпохи капромантизма. Возможно, когда-нибудь мы поймем и оценим постсоветскую архитектуру. Экскурсии по ней уже проводят в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Международный конкурс на проектирование городского квартала «Конкурсы»

Спонсор: Город Белгород, Россия

Тип: открытый, международный

Языки: английский, русский

Право на участие: Архитекторы, инженеры, междисциплинарные группы – Конец периода вопросов и ответов

Крайний срок регистрации – 10 мая 2013 г.
Project submission deadline – 3 June 2013

Awards:

First prize 25.000 USD

Second prize 10. 000 USD

Third prize 5.000 USD

Four honorable mentions: 4 x 2.500 USD

 

Jury:

– Представители города Белгорода

– Два московских архитектора

– Один иностранный архитектор

– Куратор Барт Голдхоорн

Вызов дизайна:

Город Белгород расположен на юго-западе России недалеко от границы с Украиной. С 350 000 жителей это не очень много. Однако его население растет, отчасти из-за 70 000 студентов университетов, которых он привлекает со всей страны. В последние 15 лет стратегия городского развития была направлена ​​на субурбанизацию. Хотя эта политика оказалась достаточно успешной, сейчас город присматривается к центру, чтобы увидеть, есть ли там возможности для развития.
Сайт этого конкурса предоставляет такую ​​возможность. Это довольно крупный городской квартал (около 300 х 200 м), расположенный в самом сердце исторической части города. Задача – заменить малоэтажную застройку, которая сейчас занимает участок, на более плотную застройку. Хотя строительство высоких башен очень популярно в России у девелоперов, город хотел бы ограничить максимальную высоту здания 15-20 метрами. В то же время очевидно, что необходима определенная плотность, чтобы сделать проект жизнеспособным. Задача конкурентов — найти оптимум между плотностью и качеством и предложить городу рецепт редевелопмента центра города в целом, сделав его привлекательным местом для жизни и работы.

Для регистрации:

http://www.beladm.ru/konkzastr/send/en/

Более подробная информация:

http://www.beladm.ru/konkzastr/ru /?PAGEN_1=2#block05

 

Новое дополнение Колледжа дизайна, строительства и планирования Университета Флориды


Изображение этапа разработки предоставлено ©Brooks + Scarpa

 

проектировщики и особенно менеджеры по строительству, которые часто демонстрируют недостаток знаний об архитектуре. Выживание хорошо продуманного проекта может висеть на волоске, если на этапе планирования и реализации возникает пробел в знаниях.

Подробнее…

Обзор книги

, когда соревнования и новое поколение идей Eretate Architectural Caffence

от Jean-Pierre Chupin и G. Stanle издательство Potential Architecture Books, Монреаль, Канада, 2020 г.
271 цветная и черно-белая иллюстрация
Доступно в форматах PDF и электронных книг 

ISBN 9781988962047

 

Что общего между Вьетнамским мемориалом, аркой Сент-Луиса и Сиднейским оперным театром? Все эти всемирно известные достопримечательности были спроектированы архитекторами моложе 40 лет, и в каждом случае они были отобраны на открытых конкурсах. В лучшем случае конкурсы дизайнеров могут предоставить молодым и неизвестным архитекторам уникальную возможность оставить свой след в застроенной среде и начать продуктивную и плодотворную карьеру. Но что происходит, когда конкурсы дизайнеров с самого начала организуются в пользу признанных и опытных практиков?

 

В этой обширной новой книге, написанной Жан-Пьером Шюпеном (Каталог конкурсов в Канаде) и Стэнли Кольером (КОНКУРСЫ), подчеркивается решающая роль конкурсов в развитии карьеры молодых архитекторов, а также приводится аргумент против тенденции приглашения конкурсы и запросы предложений. Авторы подробно рассматривают прошлые конкурсы, выигранные молодыми архитекторами и планировщиками, и исследуют состояние конкурсов в мире по регионам. Конечный результат является убедительным аргументом в пользу инклюзивного подхода к проведению международных конкурсов дизайна.

 

Скачать Young Architects in Competitions бесплатно по следующей ссылке:

https://crc.umontreal.ca/en/publications-libre-acces/

Последние статьи

on the Bayou

 

Southwest view Houston Endowment Headquarters – Фото Ивана Баана, любезно предоставлено Кевином Дейли В частности, новая штаб-квартира Houston Endowment, расположенная на травянистом холме прямо над заливом Буффало на окраине города, также произвела сильное архитектурное впечатление. Подобно Калифорнийскому фонду, этот проект также стал результатом конкурса дизайнеров, выигранного калифорнийской фирмой 9.0098 Архитекторы Кевина Дейли .

Подробнее…

Соревнование по Макасииниранте Саут -Харбор

Helsinki South Harbor и Tori Quarter Suomen ilmakuuvi Изображение предоставлено/ Tietoa Finland, Janne Hirvonen

 

 

В качестве прелюдии к конкурсу на лучший проект нового Музея архитектуры и дизайна, который будет расположен в южной гавани Хельсинки, городские власти Финляндии объявили открытый конкурс на создание дорожная карта для будущей реконструкции гавани Макасиниранта, последней старой гавани, которая будет преобразована для общественного пользования в Хельсинки. Конкурс для музея запланирован на конец этого года; но вся окружающая территория разработала план по улучшению всей гавани.

Подробнее…

Vltava Philharmonic Hall Competition


Взгляд на концертный зал от Bridge © Big

. по крайней мере, с четырьмя основными площадками, где проходят концерты, балет и опера. В современном европейском городе единственное место, которое отсутствует в этом списке, — это современный концертный зал. Другие европейские соседи также недавно организовали конкурсы на такие проекты: Мюнхен, победителем которого стала Cukrowicz Nachbaur Architekten из Брегенца, Австрия; Белград, выигранный AL_A из Лондона; и Вильнюс, Литва, выиграла Arquivio Architects из Испании. Следует, однако, отметить, что одним из важнейших конкурсов для концертного зала не только в Европе, но и в мире стал 19-й61 Конкурс Берлинской филармонии, победитель Ханс Шарун (ниже). В частности, именно интерьер этого здания послужил образцом для многих других, одним из первых стал Дисней-холл в Лос-Анджелесе Фрэнка Гери.

Подробнее…

Соревнование по железнодорожной станции Nyugati’s Nyugati’s Nyugati


Изображение. венгерской истории: Австро-Венгерская империя, революции после Первой и XIX вв.56, и различные оттенки расширения и сжатия на их территории. Его важное положение в истории Европы как оспариваемой земли на юго-востоке Европы не только служило путем для завоевательных армий, но и представляло большой интерес для крупных держав. Несмотря на все изменения, которые она пережила, Венгрия и Будапешт в частности сохранили очарование для посторонних, что делает его одной из самых известных туристических достопримечательностей Европы.

 

Подробнее…

Еще статьи

Посещение Белгород-Днестровской крепости – памятника античной архитектуры

Распространение древнегреческой культуры на побережье Черного моря, походы римлян в Азию, нашествия скифов и сарматов, Великое переселение Народы, завоевания гуннами и монголами, основание Османской империи… Обо всем этом – и многом другом помнят древние камни в стенах Белгород-Днестровской крепости. Положите руку на один из этих древних камней и закройте глаза – и, возможно, в вашем сознании потекут древние образы ушедших эпох…

Белгород-Днестровский (до 1944 года Аккерман) — один из старейших городов Украины. По данным ЮНЕСКО, это один из десяти древнейших городов мира, которые непрерывно существовали с момента их создания до наших дней. Белгород-Днестровская крепость, расположенная в черте города, является исключительным памятником военного зодчества и самой крупной крепостью во всей Западной Европе. Одних этих фактов достаточно, чтобы сделать это уникальное место, расположенное всего в 90 км от Одессы, магнитом для всех любителей истории. Современный Белгород-Днестровский — спокойный, провинциальный город. Однако его скрытая жемчужина – крепость – продолжает удивлять посетителей своими огромными размерами и величественным величием.

История Белгорода-Днестровского, которой более 2500 лет, – это бесконечная череда войн, сражений и постоянно меняющихся правителей. Историю города можно разделить примерно на четыре периода: эллинский, средневековый, османский и русско-украинский. Считается, что город был основан около 500 г. до н.э. греками из Милета, и первоначальное название он получил «Тирас». Тирас подвергался регулярным нападениям со стороны соседних племен, таких как скифы, сарматы и другие. Именно из-за этих безжалостных атак греческое владычество над городом окончательно прекратилось примерно в 50 г. до н.э.

После этого в городе много раз менялись правители. Его неоднократно разрушали и перестраивали. С каждым воскресением ему давали и новое имя: известное как римский Альбом Каструм (Белый Замок), славянские Турис и Белгород, монгольские Ак-Либо, византийские Монкастро и Аспрокастрон, молдавские Четатья-Албе, турецкие Аккерман. В 15 веке н.э. среди руин древней Тиры началось строительство крепости, которая стоит и по сей день. Работу начали генуэзцы и молдаване, а в конечном итоге завершили турки. Позднее, в 1899 г. 0235-й -й и 19-й -й века между Турцией и Россией происходил ряд войн за контроль над северным Причерноморьем. В результате 16 мая -го -го года 1812 года город (тогда известный как Аккерман) вошел в состав Российской империи, а затем и Украины.

Интересно отметить, что одна из башен крепости носит имя древнеримского поэта Овидия. Причиной посвящения является приказ императора Августа сослать Овидия на побережье Черного моря, где поэт впоследствии скончался. Историки определили, что Овидий жил в городе Томиш (ныне Констанца, Румыния) в 8 году нашей эры. Согласно легенде, он часто посещал Тирас, был там отравлен и даже похоронен на окраине города. Исторически проверить эти утверждения невозможно, так как не установлены ни истинная причина смерти поэта, ни местонахождение его могилы. В конце 18 9В 0235-м -м веке русский офицер сообщил, что нашел надгробие с выгравированным именем «Овидий» в Тирасе (Аккермане), однако загадочное надгробие вскоре было утеряно, и таким образом утверждения офицера так и не были подтверждены. Тем не менее российская императрица Екатерина II издала указ о переименовании соседнего турецкого города Хаджидер в «Овидополис» в честь легендарного римского поэта, а также, по слухам, места его последних дней.

Сегодня крепость часто служит местом съемок фильмов, местом проведения концертов и фестивалей, сценой исторических реконструкций, соревнований по фехтованию и фехтованию, средневековых турниров («Меч Монкастро»). На территории крепости также расположены археологический музей и выставка метательного и огнестрельного оружия. За дополнительную плату туристы могут пострелять из средневековых пушек и арбалетов.

Крепость Аккерман и по сей день хранит множество тайн и загадок. Неизведанные подземные катакомбы и туннели изобилуют полами древней цитадели. Временами его внутренний двор кажется пустынным и безжизненным; но если вы сосредоточитесь на тишине и позволите себе уплыть среди древних камней крепостных стен, застывшая история оживет как образы бесчисленных сражений, войн и меняющихся культур — все сливается воедино, чтобы перенести нас в современность — вспышка через ваш разум.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *