Современная архитектура в России и Европе – Варламов.ру – ЖЖ
Давайте про архитектуру поговорим. Первое, что удивляет в Литве или Польше — это современная архитектура. Она по большей части довольно качественная, очень органично соседствует с исторической застройкой и не спорит с ней. В России хорошая архитектура — это редкое событие. Ее надо поискать. И если в Москве или Питере встречаются неплохие проекты, то в регионах совсем тоска. И Калининградская область тут не исключение.
У современной российской архитектуры есть несколько отличительных особенностей.
Попытка стилизации. Это вообще большая наша беда. В России считают, что если вокруг историческая застройка 19 века, то новые здания надо обязательно строить в подобном стиле. Но так как строить в таком стиле никто не умеет, то появляются различные уродцы. Подобный подход ошибочен. Архитектура — это не просто коробка здания с декором в определенном стиле. Архитектура, как и любое другое искусство, отражает культурные особенности нашего времени, технологии, происходящие события. Готика, модерн или конструктивизм появились не просто так, они появились как реакция на конкретное время, на конкретные события, происходящие в обществе того времени. Когда кто-то пытается сегодня строить с отсылкой на прошлое, скорее всего получается нелепая и неказистая хрень.
Боязнь материалов и цветов. В России очень боятся делать, например, черные здания. В народе черный цвет ассоциируется почему-то с крематорием. Хотя черные здания смотрятся красиво и стильно. Кроме того, у нас, например, редко используют ржавый металл и другие необычные материалы. Они тоже вызывают у людей негативные ассоциации.
Невнимание к деталям. Это раньше архитектор проектировал не только дом, но даже дверные ручки, так как каждая деталь в здании имеет значение. В современной российской архитектуре полностью утрачено внимание к деталям. Какие там дверные ручки? У нас вообще о дверях и окнах никто не думает. К зданию страшно подходить близко.
Давайте посмотрим на провинциальную архитектуру Литвы и Польшы и сравним это все с Калининградской областью.
01. Центр литовского Каунаса… Стоит черный дом, никого не смущает.
02. При этом стоит он прямо в центре старого города, среди исторических зданий. И на мой взгляд, смотрится очень органично.
03. В Литве вообще часто строят черные дома. Как вам?
04. Это уже литовский курорт Паланга. Тут построили много жилья, и все оно довольно стильное.
05.
06. Ресторан на пешеходной улице (кстати, неплохой).
07. Самое простое жилье.
08. Вроде бы все просто, но обратите внимание на детали и материалы. Здание смотрится совсем не таким, каким оно получилось бы у нас.
09. Жилой дом
10. Я бы не стал яйцо делать глянцевым. Тут хорошо бы дерево использовать, было бы совсем круто.
11.
12. А это Гданьск. Как вы знаете, после войны тут восстановили то, что можно было восстановить. А что нельзя, построили заново. Никто не пытался сделать пародии на старую архитектуру, вместо этого сделали современные здания. И они неплохо смотрятся. Как вам?
13. Или вот.
14. Новое жилье. Конечно, есть отсылки к историческому наследию. Но это скорее дань уважения сложившейся застройке, а не попытка ее копировать.
15. Новая и старая архитектура.
16. Вот такое жилье сейчас строят поляки в Гданьске.
17. Детали
18. Первые этажи. Все сделано очень хорошо.
19.
20. Жилые дома
21. Отель
22. А это опять литовский Каунас. Тут реконструировали старые казармы, превратили их в жилье.
23. Выглядит отлично.
24. У нас бы снесли все это и влепили многоэтажные муравейники, а тут аккуратно обновили, сохранив фасады и заменив начинку.
25. Детский садик из бетона. У нас бы испугались.
26.
27. Детали! Как же приятно подходить к такому зданию и рассматривать его! Каждая мелочь продумана.
28. Это Советск, Калининградская область. Как обычно, самое уродливое здание у Сбербанка.
29. В каждом городе Сбербанк строит невероятно уродливое здание.
30. Общий уровень современных строений примерно такой.
31. Попытки делать пародии на немецкие здания.
32. Что это за ужас?
33. Как мы пришли к такому?
34.
35. Калининград
36. И любой другой город России.
Когда нибудь все это снесут.
Подписывайтесь на канал
Проект «Граница»: Россия — Литва
Северный Сочи
Зеленоградск: плановое уничтожение города в мирное время
Можно вытащить Литву из Совка, но Совок из Литвы – никогда
Как могла бы выглядеть русская деревня под грузом европейских ценностей
Западные ворота России
Как живется пешеходам в России и Литве
Что стало с советскими панельками в России и Литве
Отношение к историческому наследию в жалкой Литве и Великой России
Нам есть чем гордиться!
Проект «Граница»: Россия — Польша
Восстановление утраченного наследия: Польша и Россия
Почему у Гданьска получилось, а у Калининграда – нет
Советское наследие Гданьска и Калининграда
Этот пост разозлит поляков
Проект «Граница»: Россия — Финляндия
Иматра — Светогорск: как живут люди
Иматра – Светогорск: «Сказка о неудачном времени»
Простите, финны, мы всё про**али
Как мы могли бы жить: жилые районы Выборга и Лаппеэнранты
Секрет финского порядка…
Как Выборгу не повезло (а может, повезло) после войны
Мы и они
Проект «Граница»: Россия — Эстония
Ивангород — Нарва
Ивангород – Нарва: Евросоюз на том берегу
Ивангород – Нарва: отношение к великой истории
Ивангород – Нарва: как живут люди
Достопримечательности Нарвы и Ивангорода
Ивангород – Нарва: где жить хорошо?
Современная архитектура
Современная архитектура
Современная архитектура сегодня — это практичность и комфорт
Архитектурные формы и дизайн интерьера современного дома в значительной степени отличается от традиционных домов, которые мы все привыкли видеть повсюду, где интерьер помещения дома напрямую следует за внешними формами. Собственно, множество зданий и сооружений частной или же муниципальной застройки 20 веков возводится по схожим правилам. Застройщик выбирает внешний облик дома и прилегающей территории, задает необходимую площадь и другие детали застройки и старается уложится в габариты участка, оставив допустимые отступы для прохода или расстояния до соседнего здания, к примеру прямоугольник с размерами 10 на 16 метров, дом для повседневного проживания большой семьи, облицевать заданное дом стенами, задекорированные гипсовыми элементами декора.
В отличии от прошлого способов застройки, архитектура современных частных домов пошла совершенно по другому пути развития! В современных домах выработан новый стиль проектирования, где не форма навязывает внутреннее наполнение интерьера дома, а рациональная и комфортная для проживания внутренняя планировка пространства, определяющая архитектурный внешний облик дома, его форму и цветовое сочетание. При данном современном подходе к архитекторе в целом, необходимо первым делом задать количество людей живущих в здании, их ремесло, увлечения, цветовые предпочтения, совместные домашние дела, показатели здоровья, перспективы расширения и пополнения в составе семьи!
После всех проведенных мероприятий по установлению психологического портрета заказчика, появляется понимание того кто будет проживать в будущем произведении искусства. Следующим этапом архитектор предлагает варианты максимально подходящей компоновки дома будущим хозяевам. Следующим этапом после согласования с заказчиком внутренней современной архитектуры, дом начинает покрываться внешней оболочкой из стен, используя при этом современные материалы, позволяющие воплощать в жизнь самые причудливые формы. Так современные дома в архитектуре нового поколения начинают проектирование от внутреннего интерьера к внешней архитектуре, данный новый уникальный способ проектирования дарит множество шедевров в архитектуре, проектирование современных эргономичных домов.
Отличительной чертой современного домостроения в архитектуре служит глубокая многоуровневая слияние дома с окружающим ландшафтом и природными условия данного региона. Для проектирования домов в современных подачах и с использованием новых технологий, интересных материалов, архитекторы не стремятся разровнять природный ландшафт бульдозерами, разрушая естественный уникальный рельеф, выкорчевывая большие деревья со своей историей и покрывая всю площадь ужасной и безликой тротуарной плиткой, убивая всю индивидуальность.
Предлагаем Вам вдохновиться лучшими творениями архитекторов и дизайнеров современности!
Гид по архитектурным стилям (с примерами)
Романский стиль (Римская архитектура)
Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Готическая архитектура (Готика)
Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).
Архитектура Возрождения (Ренессанс)
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.
Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.
Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Архитектура барокко
Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.
Рококо
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны
Зимний-дворец-Санкт-Петербург Версальский-дворец-ПарижКлассицизм
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Дворец-детства-и-юности-Севастополь Гостиница-Севастополь-СевастопольЭклектика
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е—1890-е гг.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).
Модерн
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.
Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.
Дом-компании-Зингер-в-Санкт-Петербурге Дом-Мила-Гауди-БарселонаМодернизм
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
- Музей-Гуггенхейма-в-Нью-Йорке Баухауз-в-Дессау Здание-парламента-Веллингтон-Новая-Зеландия
Конструктивизм
- В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм — это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
- Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).
- Харьковский-Госпром Дом-правительства-в-Минске
Хай-тек
- Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
- Для зданий в стиле хай-тек характерно использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл.Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания. Штаб-квартира-фирмы-ING.-Амстердам Jinan-High-Tech-Science-and-Technology-Culture-Center Здание-Яйцо-Мумбай-Индия Ллойд Билдинг, Лондон
Деконструктивизм
Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.
Штаб-квартира-департамента-здравоохранения-басков-Бильбао-Испания Кубические-дома-Роттердам-Нидерланды
Стили в архитектуре зданий – современные тенденции и дань прошлому
Архитектурные решения зданий частного и общественного назначения пока еще сильно разнятся, от того в современной архитектуре присутствует огромное разнообразие стилевых решений. В сознании большинства, частный дом должен представлять собой основательное сооружение, отвечающее общепринятым эстетическим пристрастиям, поскольку для вычурного и необычного здания труднее найти покупателя. В то же время тот, кто готов идти в ногу со временем, прибегает к услугам архитекторов, работающим в авангардных стилях.
Старинные стили в современной архитектуре
Веками жилище человека в суровой Европе представляло собой монументальное и прочное сооружение, которое соответствовало климатическим условиям. Камень и дерево служили лучшей основой для него. Архитектура дома, построенного в современном стиле, может широко заимствовать интересные и необычные элементы старинных архитектурных стилей
Скандинавский стиль
Хотя современная архитектура домов в греческом стиле почти не встречается в чистом виде, греческие каноны красоты вряд ли когда-то будут забыты архитекторами. Греческая культура знаменита своими пропорциональными зданиями. «Греческий ордер» (стоечно-балочная конструкция), то есть выведенная древними греками система пропорций, позволила идеально воспринимать человеческим глазом шедевры архитектуры и скульптуры. Изящные колонны дали человечеству древние греческие храмы.
Греческий стиль
Фраза «мой дом — моя крепость» абсолютно точно характеризует романский стиль, использование его в современной архитектуре придает зданию надежность и основательность. Этот стиль возник в XI веке, древние замки и крепости, сохранившиеся по сей день на территории многих европейских стран, создавались именно в этом стиле: массивные стены, небольшие окна — характерные особенности этого стиля. Высокие сводчатые потолки впервые появились именно в романских замках.
Романский стиль
Готический стиль также нечасто можно встретить в современной архитектуре. Пиком его расцвета можно назвать XIII век, а основой для него послужил романский стиль. Мрачный, загадочный, словно устремленный вверх своими коваными башенками, стрельчатыми окнами и арками, а также розой в центре фасада. Самым известным по сей день строящимся зданием в готическом стиле можно назвать храм Антонио Гауди в Барселоне.
Готический стиль
Надо сказать, что именно готическая архитектура среди разнообразия всех стилей наиболее органично воспринимает элементы, выполненные из облицовочного кирпича, используемого в современных проектах. Более тонкий, чем обычный, облицовочный кирпич, создает необычные контрасты как в экстерьере, так и в интерьере домов, построенных в готическом стиле.
В эпоху Возрождения XVI — XVII веков интерес к классической греческой и римской архитектуре вспыхнул с новой силой, выразителем новой вехи стал итальянский зодчий Андреа Палладиа. Сегодня в постройках чаще используется сочетание классического стиля и современного, что дает в архитектуре некое новое эклектическое решение. Классический стиль — это монументальность и симметрия, колонный портик и треугольный фронтон
Что такое современная архитектура?
Что представляет собой современная архитектура? Обычно под этим понимается архитектура сегодняшнего дня.
Как вы можете себе догадаться, это определение может привести к путанице. Можно подумать, что любое недавно построенное здание считается примером направления современной архитектуры (англ. ‘contemporary architecture’), но это явно не так.
Современная архитектура основана на принципе, который разделяют все те архитекторы, которые его практикует: желание и возможность проектировать и строить нечто, отличное от того, что было сделано в прошлом и что обычно делается сегодня.
Современная архитектура направлена на то, чтобы оторваться от процессов и способов мышления, которые стали стандартными. Это — новаторское направление.
Образец современной архитектуры.
1. Чем современная архитектура НЕ является?
Современная архитектура не является архитектурным движением. Архитектурные движения, такие как барокко, футуризм или модернизм, всегда связаны с определенным историческим периодом. Архитектурное движение — это особый архитектурный подход, который утверждает, что он является точным отражением общества.
Поскольку современная архитектура не является архитектурным движением, она не подвержена этому ограничению. Это не школа мысли. Это означает, что современная архитектура может предложить множество решений, при условии, что они выделяются из того, что создается обычно.
Тем не менее, высокий уровень разнообразия не препятствует использованию некоторых общих в современной архитектуре. Это то, что мы рассмотрим далее.
2. Форма.
Если вы просто посмотрите вокруг, вы сразу увидите, что доминирующая черта в архитектуре — это прямая линия. Современная архитектура имеет тенденцию дистанцироваться от этой привычки, предпочитая вместо этого чаще использовать кривые линии.
В некоторых случаях здание может быть полностью спроектировано из кривых линий. В других случаях в одном здании используется комбинация изогнутых и прямых линий.
3. Композиция пространства.
Использование изогнутых линий также позволяет создавать пространства, которые не являются просто кубическими формам, как в случае с прямыми линиями. Итак, в современной архитектуре можно увидеть здание с закругленными формами.
Даже в тех случаях, когда современная архитектура использует прямые линии, что означает, что единица объема является кубом, она пытается собрать эти кубы удивительными способами, чтобы создать отличительную композицию пространства.
Подобно закругленным формам, эта композиция также позволяет создавать интерьерные жилые помещения с необычным макетом. Если вы не стесняетесь проявлять свой нестандартный взгляд на вещи, и если вам нравится идея жить в нестандартном жизненном пространстве, — современная архитектура для вас.
4. Новые материалы.
Еще одной особенностью современной архитектуры является использование новых материалов для интерьера и экстерьера. Используются такие материалы, как стекло, дерево, кирпич и металлы. Растения занимают особое место в современной архитектуре, особенно на крышах, но также и на стенах.
Если вы живете в загородном доме и вам нравится садоводство, вы можете воспользоваться этой тенденцией к широкому использованию растительности в жизненном пространстве и выращивать вертикальный сад; например, путем выращивания вьющихся стеблей томата, покрывающих всю стену.
5. Окна.
Большие и многочисленные окна также характерны для современной архитектуры. Множество оконных проемов и их необычное позиционирование, панорамные окна, оконные стёкла и световые люки применяются весьма широко.
Одним из последствий такого рода дизайна, помимо создания впечатляющих видов, является то, что он в полной мере использует солнечный свет: прежде всего как естественное освещение, а также, — пассивное солнечное отопление.
Если вы любите естественный свет или наслаждаетесь захватывающими видами, современная архитектура для вас. Но будьте осторожны! Если вы заботитесь о неприкосновенности частной жизни и планируете строить в городских условиях, где близко расположены соседние здания, то для окон требуются продуманные решения.
6. Экологические соображения.
Экостроительство — это свойство не только современной архитектурой. Многие традиционные здания включают в себя экологичные элементы или, по крайней мере, им свойственна энергоэффективность. Но в современной архитектуре эти элементы необходимы.
В современной архитектуре широко используются фотогальванические элементы, геотермальное отопление и термальные коллекторы с целью производства и сохранения тепла современным способом.
Например, в области жилищного строительства загородных домов цель состоит в том, чтобы полностью интегрировать дом в его естественную среду. Цель состоит не только в том, чтобы защитить окружающую среду от вредного воздействия, но и превратить ее в один из архитектурных элементов, который придает дому свой особый характер.
Если экологическая ответственность и сокращение выбросов парниковых газов являются одними из ваших приоритетов, современная архитектура удовлетворит вас, поскольку она позволит вам построить дом, который намного превосходит существующие экологические стандарты.
7. Анимированная (оживленная) архитектура.
Из-за отсутствия лучшего термина анимированная архитектура (англ. ‘animated architecture’) — это название еще одной характеристики современной архитектуры, которая существует в нескольких формах: сложное внешнее освещение здания, проекции на фасады, которые часто способны взаимодействовать с прохожими или жителями здания; а также вода, которая появляется в виде фонтанов любого типа, водопадов и струй воды, которые могут даже окрашиваться с помощью подсветки.
Идея состоит в том, чтобы сделать здание более живым и сделать его внешние части более оживленными.
Несколько примеров современной архитектуры.
Прежде всего, приведем несколько примеров институциональных или коммерческих зданий. Причиной этого выбора является то, что эти здания с большим бюджетом позволяют создавать впечатляющие архитектурные идеи и демонстрируют ключевые элементы современной архитектуры.
Башня Capital Gate в Абу-Даби.
Башня Capital Gate в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты. Эта круглая 35-этажная башня имеет 18-градусный наклон в середине, что делает ее самым наклонным зданием в мире.
Более того, внутренняя компоновка включает пространства, которые все разные; ни одна из комнат не идентична другой комнате. Дизайн был разработан шотландской архитектурной фирмой RMJM.
Auditorio de Tenerife.
Аудиторио-де-Тенерифе (исп. ‘Auditorio de Tenerife’), зрительный зал с закругленной формой и арочным навесом, нависающим над ним, который также имеет закругленную форму. Кажется, что он бросает вызов гравитации. Создан испанским архитектором Сантьяго Калатравой.
Сиднейский оперный театр.
Сиднейский оперный театр (англ. ‘Sydney Opera House’), форма которого напоминает паруса корабля или несколько гигантских сложенных морских ракушек. Хотя он был открыт в 1973 году, эта конструкция является точкой отсчета современной архитектуры. Это работа датского архитектора Йорна Утцона, ныне покойного.
Пекинский национальный стадион, прозванный «Птичье гнездо»
Те, кто смотрел Олимпийские игры 2008 года, несомненно, помнят Пекинский национальный стадион (англ. ‘Beijing National Stadium’), прозванный «Птичье гнездо», который включает в себя прямые и изогнутые линии. Это достижение швейцарской архитектурной фирмы Herzog & de Meuron.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Также необходимо упомянуть про покрытый титаном Музей Гуггенхайма (англ. ‘Guggenheim Museum’) в Бильбао, Испания. Это работа Франка Гери, американского архитектора, родившегося в Канаде.
Большой зал филармонии в Парке Зарядье, Москва.
Одна из последних работ — Парк Зарядье в центре Москвы. Это совместный проект нью-йоркского архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro, ландшафтных архитекторов Hargreaves Associates, также из Нью-Йорка, и московских урбанистов Citymakers.
Но не думайте, что современная архитектура отсутствует в жилом строительстве. Она безусловно присутствует в этом секторе, особенно в сфере строительства загородных коттеджей и коттеджных поселков в целом.
Но поскольку жилые здания более скромные, они менее впечатляющи. Тем не менее, они весьма современны. Вот несколько примеров.
Жилой экодом в Монпелье, Франция.
Жилой экодом в Монпелье, Франция. Обратите внимание на нерегулярные формы, выбранные для здания и его окон, несмотря на использование прямых линий и кубических пространств. Дизайн ECDM Architects.
Дом в Гренобле, Франция, который архитектор Жерар Ганье обновил в соответствии с принципами современной архитектуры. Он активно использовал натуральные материалы, закругленные формы и множество окон.
Длинный дом (‘The Long House’) в Норфолке, Великобритания.
Длинный дом (‘The Long House’), созданный британской архитектурной фирмой Hopkins Architects, расположен в сельской местности Норфолка в Великобритании. Этот дом по существу построен по линии. Обратите внимание на то, как этот архитектурный выбор позволяет внутренним жилым помещениям иметь нетрадиционную планировку.
Главное, что нужно помнить о современной архитектуре, — это то, что она пытается отделить себя от традиционной архитектуры за счет новых архитектурных идей.
Например, цель постройки здания необычной формы, очевидно, в том, чтобы удивить, восхитить и изменить перспективы.
Использование форм, отличных от кубов, позволяет создавать различные необычные внутренние пространства. Но, независимо от архитектурной идеи, цель игры в современной архитектуре — это дерзость.
Современная архитектура России: стили, новые тенденции
Архитектура отражает мироощущение определенного временного периода. Поэтому многие исторические эпохи связаны с появлением новых стилей и направлений в зодчестве. Современный этап развития архитектуры характеризуется многообразием и эклектичностью. Однако в общепринятом представлении зодчество XXI века – это стекло, бетон, минимализм и хай-тек. Мы изложили материал о современной архитектуре России, ее особенностях и стилях.
Проблемы периодизации
Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.
Стили
Современное зодчество существует в диалоге с модернизмом. Считается, что есть два больших направления: это неомодернизм или поздний модернизм, который стремится развить принципы этого направления, и постмодернизм, который направлен на переосмысление нового времени и переработку принципов модернизма. Так как модернизм в целом был глобалистским течением, то современная архитектура во многом утрачивала национальные черты. Но не всех зодчих это устраивало. В результате появилось еще одно направление, получившее название регионализм. Он стремится соединить современные архитектурные принципы с национальными традициями. Однако все эти направления имеют скорее идеологические различия, чем формальные. Поэтому искусствоведы и исследователи говорят о таких стилях, как хай-тек в архитектуре, конструктивизм, минимализм, органическая или эко архитектура, деконструктивизм, китч. Особенности современного состояния зодчества заключаются в том, что творцы могут обращаться и к стилям прошлого, обыгрывая и переосмысляя их.
Тенденции
Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх — высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.
Российская реальность
После перестройки в России начинается строительный бум. И архитекторы вместе с заказчиками решили срочно воплотить все мечты. Этот период характеризуется дикими архитектурными и градостроительными решениями. Позже страна начинает искать свое место в мировом зодчестве, примеряет к себе мировые тенденции. Но до конца проблемы 90-х годов современная архитектура России не преодолела. Все еще в городах страны строят много зданий, не соответствующих никаким актуальным трендам. Новые дома часто плохо сочетаются с существующим городским окружением, не отвечают требованиям энергосбережения. Основная проблема российской архитектуры – это низкое качество образования. Учебные программы в профильных вузах отстают от реальности на 5, а то и 10 лет. Поэтому в Россию часто приглашают зарубежных архитекторов. Они, конечно, привносят свежую струю в отрасль, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это разрушает национальные архитектурные традиции, делает города одинаковыми, безликими.
Авторская и типовая архитектура
В России, как и во всем мире, складываются две архитектурные сферы. Это авторская застройка, в этом случае архитекторы создают авторские проекты для конкретных мест и заказчиков. Такие работы представляют на конкурсах, в них творцы могут реализовать свои творческие задумки. И типовая застройка, когда авторы создают универсальный проект без привязки к месту. Главное в таких проектах соблюсти все технические и функциональные требования. Второй вид зодчества в советское время был совершенно лишен творческого начала, сегодня картина начинает меняться. Архитектура типового жилья в современной России сегодня становится комплексной. Часто у автора нет возможности просто проектировать дом, он должен продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг: парковку, благоустройство территории, социальные объекты. Зодчие предлагают решения, которые отвечают требованиям времени. Массовое жилье теперь тоже должно быть не только функциональным, но и красивым.
Стили российской архитектуры
Зодчие России всегда стремились сохранять свою национальную специфику. Но XX век был веком глобализации, и региональные особенности уходили на второй план либо вообще исчезали. Но современный этап развития архитектуры вновь делает актуальными индивидуальные черты зданий. Зодчие стремятся создавать заметные, запоминающиеся дома. При этом они используют разные решения. Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые тенденции. Но общество в целом отрицательно относится к появлению в старых частях городов ультрасовременных зданий. Примером может послужить общественная ситуация, складывавшаяся вокруг Охта-центра в Петербурге, который должен был нарушить историческую перспективу города. Поэтому сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконструктивизм, и исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Хотя эти стили все-таки уже не являются чистыми, а становятся базой для осмысления и игры архитекторов. Поэтому основной стиль российской архитектуры – это эклектика.
Тенденции развития российской архитектуры
Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве есть две тенденции. С одной стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются продолжать традиции русской зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Также специалисты отмечают такие тенденции современной архитектуры России, как рост высотности. Теперь уже никого не удивляют 25-этажные дома, которые еще недавно воспринимались как небоскребы, которым не место в российских городах. Особая тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, заказчики не готовы вкладывать большие деньги в авангардную архитектуру. Например, знаменитый новатор сэр Норман Фостер спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни одного не удалось. Сегодня только современная архитектура Москвы понемногу начинает приближаться к мировым стандартам и трендам, но все равно еще в совсем небольших объемах.
Российские авторы
Сегодня в отечественной архитектуре немало имен, которые хорошо известны специалистам по конкурсам и выставкам. Но обычные люди вряд ли назовут хотя бы одного современного российского автора. А архитектуру 21 века делать молодым. К их числу относятся:
- Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работающие в собственном бюро. На их счету несколько частных домов в современном стиле и здание «Ордынского тупика» в Москве.
- Николай Белоусов, архитектор, работающий с деревом и сохраняющий традиции национального зодчества.
- Александр Гликман, который сочетает принципы палладианской архитектуры с современными тенденциями.
- Дмитрий Долгой, представитель стиля ар-деко. Он работает только с жилой архитектурой и создает полностью авторские проекты.
Кроме этого, молодого поколения отечественную архитектуру продолжают создавать такие классики, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Алексей Муратов, Михаил Хазанов и другие.
Зарубежные архитекторы в России
Еще с древних времен на Руси была традиция приглашать иностранных зодчих для возведения различных сооружений. Мы помним, что немало зданий, которым мы гордимся как русским наследием были возведены иностранцами. Поэтому и современная архитектура России не обходится без «варягов». Самыми заметными иностранными зодчими современности стали:
- Заха Хадид, ее бюро реализует сейчас проект застройки Рублево-Архангельского;
- английское бюро LDA создали проект застройки острова Октябрьский в Калининграде;
- испанец Рикардо Бофилл выиграл конкурс на реновацию проспекта Вернадского в Москве.
Столичная и региональная архитектура
Сегодня современная архитектура – это выбор больших, богатых городов страны. Причина заключается в том, что обычно для реализации проектов в современных стилях нужна смелость и большие бюджеты, а у провинциальных городов чаще всего нет ни того, ни другого. Показательным является проект «Москва-сити», который не потянул бы ни один другой город. Поэтому современная архитектура городов России – это либо однообразные типовые проекты, либо что-то в традиционных стилях.
Тенденции в архитектуре | Интерьеры Artyhomes.ru
Научно-исследовательский медицинский институт. Буффало, США. Общая площадь — 476 тыс.кв.м.
Архитектура современная не только многообразна, но и удивительна. В четкие рамки ее поместить очень сложно. Но она, так же как и технический прогресс, стремительно развивается. Так каковы же основные тенденции и цели современной архитектуры.
Бурдж-Хали́фа — небоскрёб высотой 828 метров в Дубае, самое высокое сооружение в мире. Архитекторы: Эдриан Смит, Маршалл Страбала, Уильям Ф. Бейкер
Немецкий философ по имени Фридрих Шеллинг архитектуру назвал застывшей музыкой. Она всегда неповторима, имеет свою историю, свое настроение и свою душу. Двух полностью одинаковых городов, как и двух личностей одинаковых просто не существует. В одни города мы можем сразу же влюбиться, а к другим испытывать неприязнь.
Небоскрёб имени Михаэля Шумахера в Дубае
Архитектура является искусством. Именно она создает декорации и пространства, в которых наша жизнь проходит. В каждой эпохе архитектура представлена в определенном стиле, отражающем приоритеты, ценности и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, можно по фасадам старых зданий читать летопись мира. Так и формируются культурные традиции, представления и вкусы.
Жизнь на месте не стоит, поэтому и архитектура постоянно меняется, а вместе с ней растут и запросы, а также потребности. Таким образом, застывшие мелодии прошлого уходят в историю, а на смене ей приходит новая актуальная для современной действительности архитектура.
Особняк в пригороде Мадрида (город Лас-Розас, Испания)
Когда речь заходит об архитектуре современной, сразу возникает вопрос, как она меняет уже сформировавшийся облик городов. Многие архитекторы и дизайнеры считают, что архитектура современная терпит крах, если не соответствует человеческой жизни, а также его целостности. Архитектура должна человеку давать все составляющие его жизненного благополучия, которое складывается из различных деталей, таких как экономический аспект, экология, свет, форма и эмоции и многих других.
Здание-спираль в Нагое, Япония. Высота 170 метров.
Современные строения обязаны быть не только красивыми, но и функциональными. Эстетика же всегда стоит несколько выше. Можно долго говорить о функциональности недвижимости, но встречают по внешнему облику. Также современная архитектура должна быть гармонично и умело, вписана в сформировавшуюся стилистику местности, но выглядеть при этом привлекательно и свежо.
Жилой комплекс The Wave в Вайле, Германия
Городская современная архитектура восхитительна тогда, когда включает в себя дизайнерские инновационные решения, содержит в себе элементы архитектуры будущего, а также имеет исторический контекст. Подобные успешные компромиссы архитектурные можно увидеть на примерах современных отелей. Основная тенденция в архитектуре городских современных отелей – создание полноценных объектов знаковых в рамках городского контекста. Также такие архитектурные сооружения полностью соответствуют образу жизни постояльцев. Ведь именно от этого зависят яркие и положительные впечатления, которые формируют в дальнейшем популярность временного места жительства.
Такие же задачи должна выполнять и архитектура жилой недвижимости. Главное не разрушить облик района, который был уже сформирован. Стоит отметить, что тренды существовали всегда и во всем, но если архитектура предназначена для создания наиболее комфортной и благоприятной среды для человечества, то, как же здесь рождается мода. Новые тенденции мировые определяют архитекторы. Сказать, какая именно страна наиболее влияет на развитие архитектуры, сложно. Отдельные элементы были позаимствованы в Италии и во Франции.
Кроме того, архитектура современная должна быть экологичной и энергосберегающей. Немецкие архитекторы занимают в этой сфере лидирующие позиции. Какой будет архитектура в том или ином городе, зависит от пристрастий самого архитектора. Если главный архитектор является фанатом всего немецкого, то мы увидим воплощение вкуса его во всем, в камне, бетоне и стекле. Если же архитектор увлечен классикой, то в разработке проектов будут участвовать архитекторы из Италии.
Trump Tower Baku — высотное здание в городе Баку, Азербайджан. Высота 130 метров.
Если же говорить о жилой недвижимости, то классический стиль в архитектуре был всегда самым продаваемым. Помимо классики очень популярны сегодня такие стили, как минимализм, модерн и шале. На смену смешанным стилям, смелым формам и экспериментам пришли расчет прагматичный и желание создать запоминающийся дом, комфортный и удобный для жизни. Основной тренд современной архитектуры – создание максимально комфортной для жизни среды. Достигается это за счет функциональности, грамотной организации пространства, эстетичности, эмоциональности, экономичности и заботы об экологии.
Сейчас как в архитектуре, так и дизайне слово «прекрасно» получило несколько иной смысл. Современная архитектура должна быть простой и не замусоренной лишними деталями.
Похожие записи:
современных домов с современной мебелью и архитектурой WOW
Полная историяКрасивый семейный отель на набережной с прибрежным дизайном интерьера
Бухта Бесполезная в Вашингтоне — прекрасное место для прибрежных хижин и сезонных уединений, но это также район, который создает определенные проблемы.Именно здесь архитекторам Hoedemaker Pfeiffer было поручено построить семейный дом на месте старого коттеджа, который передавался из поколения в поколение ….
Больше изображений Полная историяВеликолепный многоуровневый дом, переходящий в одно целое со склоном
Этот особенный дом расположен на склоне земли всего в нескольких километрах от центра Браги в Португалии.Он был спроектирован и построен здесь студией AZO. Sequeira Arquitectos Associados, и проект был завершен в 2018 году. Дизайн дома тесно связан с …
Больше изображений Полная история7 крутых альтернатив обычной распашной двери
Каждому дому нужна дверь, и мы обычно даже не задумываемся дважды, прежде чем выбрать наиболее распространенный тип распашной двери, но есть довольно много альтернатив этому.Эти альтернативные типы дверей помогут вам оживить дизайн и декор вашего дома так, чтобы это не мешало его функциональности. Также разные …
Больше изображений ,Современная архитектура
Современная архитектура в целом характеризуется упрощением формы и созданием орнамента из структуры и темы здания. Это термин, применяемый к всеобъемлющему движению, его точное определение и масштабы широко варьируются. [1] В более широком смысле современная архитектура зародилась на рубеже 20-го века с попыток согласовать принципы, лежащие в основе архитектурного дизайна, с быстрым технологическим прогрессом и модернизацией общества.Это могло бы принять форму многочисленных движений, школ дизайна и архитектурных стилей, некоторые из которых противоречат друг другу и часто в равной степени не поддаются такой классификации. [1]
Концепция модернизма будет центральной темой в этих усилиях. Набирая популярность после Второй мировой войны, архитектурный модернизм был принят многими влиятельными архитекторами и преподавателями архитектуры и продолжает оставаться доминирующим архитектурным стилем для институциональных и корпоративных зданий в 21 веке.Модернизм в конечном итоге вызвал реакцию, в первую очередь постмодернизм, который стремился сохранить досовременные элементы.
Известные архитекторы, важные для истории и развития модернистского движения, включают Фрэнка Ллойда Райта, Людвига Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Оскара Нимейера, Алвара Аалто, Вальтера Гропиуса и Луи I Кан.
Характеристики
Комплекс Института Солка в Ла-Хойя, Калифорния, архитектор Луис Кан.Общие темы современной архитектуры включают:
- идея о том, что «форма следует за функцией», изречение, первоначально выраженное ранним наставником Фрэнка Ллойда Райта Луи Салливаном, означающее, что результат дизайна должен прямо вытекать из его цели.
- простота и четкость форм и исключение «лишних деталей»
- визуальное выражение структуры (в отличие от сокрытия структурных элементов)
- связанная концепция «Истины материалов», означающая, что истинную природу или естественный вид материала следует видеть, а не скрывать или изменять, чтобы представлять что-то еще.
- использование материалов промышленного производства; принятие эстетики машины
- особенно в интернациональном стиле модернизма, визуальный акцент на горизонтальных и вертикальных линиях
Происхождение и ранняя история
Хрустальный дворец 1851 года был одним из первых зданий с огромным количеством стекла, поддерживаемого конструкционным металлом, что предвещало тенденции в архитектуре модернизма.Есть несколько линз, через которые можно увидеть эволюцию современной архитектуры. Некоторые историки рассматривают это как социальную проблему, тесно связанную с проектом Модерна и, следовательно, Просвещения. Современная архитектура, по их мнению, возникла в результате социальных и политических революций. [2] Другие считают, что современная архитектура в первую очередь обусловлена технологическими и инженерными разработками. Третьи историки считают модернизм делом вкуса, реакцией на эклектизм и щедрые стилистические излишества викторианской и эдвардианской архитектуры.
С промышленной революцией появление новых строительных материалов, таких как железо, сталь и листовое стекло, привело к изобретению новых строительных технологий. В 1796 году владелец мельницы в Шрусбери Чарльз Бейдж впервые применил свою «огнестойкую» конструкцию, основанную на чугуне и кирпиче с плиточным полом. Такая конструкция значительно укрепляла структуру мельниц, что позволяло размещать на них гораздо более крупные машины. Из-за плохого знания свойств железа как строительного материала, ряд ранних мельниц рухнул.Лишь в начале 1830-х годов Итон Ходжкинсон представил секционную балку, что привело к широкому распространению металлических конструкций. Такая строгая промышленная архитектура полностью изменила ландшафт северной Британии, что привело к описанию таких мест, как Манчестер и некоторые части Западного Йоркшира, как «Темные сатанинские мельницы». Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Большой выставке 1851 года был ранним примером конструкции из железа и стекла, за которым в 1864 году последовала первая навесная стена из стекла и металла.Дальнейшим развитием стал небоскреб со стальным каркасом в Чикаго около 1890 года, созданный Уильямом Ле Бароном Дженни и Луи Салливаном.
Примерно в 1900 году ряд архитекторов и дизайнеров по всему миру начали разрабатывать новые решения для интеграции традиционных прецедентов (например, классицизма или готики) с новыми технологическими возможностями. Работы Луи Салливана и Фрэнка Ллойда Райта в Чикаго, Виктора Орта в Брюсселе, Антони Гауди в Барселоне, Отто Вагнера и Венского сецессиона в Австрии, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго, среди многих других, можно рассматривать как общую борьбу между Старый и новый.Работы некоторых из них были частью того, что принято называть ар-нуво («новое искусство»). Обратите внимание, что русское слово «Модерн» , обозначающее ар-нуво, и испанское слово «модерн» «Modernismo» являются родственниками английского слова «модерн», хотя и имеют разные значения. Раннее использование этого термина в печати примерно в это время, приближающееся к его более позднему значению, было в названии книги Отто Вагнера. [3] [4] Последствия Первой мировой войны привели к дополнительным экспериментам и идеям.В результате экспериментов в стиле модерн и связанных с ним движений по всему миру модернизм в архитектуре и дизайне вырос из стилистических нитей, зародившихся во всем мире.
В США
Основная статья: Фрэнк Ллойд РайтЗдание Ларкина Райта (1904 г.) в Буффало, штат Нью-Йорк, Храм Единства (1905 г.) в Оук-парке, штат Иллинойс, и дом Роби (1910 г.) в Чикаго, штат Иллинойс, были одними из первых образцов современной архитектуры в Соединенных Штатах. Фрэнк Ллойд Райт оказал большое влияние на европейских архитекторов, включая Вальтера Гропиуса (основателя Баухауза) и Людвига Миса ван дер Роэ, а также на всю органическую архитектуру.Гропиус утверждал, что его «библией» для формирования Баухауза были 100 рисунков Фрэнка Ллойда Райта, которыми архитектор поделился с Германией за десять лет до этого момента — Портфолио Васмута. Хотя карьера Райта была параллельна карьере европейских архитекторов, он отказался быть отнесенным к ним, заявив, что они копировали его идеи. [ необходимая цитата ] Многие архитекторы в Германии [ кто? ] считал, что жизнь Райта будет потрачена впустую в Соединенных Штатах, поскольку США не были готовы к его новой архитектуре. [ необходима ссылка ] Пройдет несколько десятилетий, прежде чем европейские архитекторы, в свою очередь, привезут свою версию в Соединенные Штаты. В течение 1930-х годов Райт экспериментировал со своими усонианскими идеями для уникального американско-американского (эрго «американо-онского») взгляда на модернизм.
В Италии: футуризм
Основная статья: Футуристическая архитектураФутуристическая архитектура зародилась в начале 20 века, она характеризовалась антиисторизмом и длинными горизонтальными линиями, предполагающими скорость, движение и срочность.Технологии и даже насилие были среди тем футуристов. Движение было основано поэтом Филиппо Томмазо Маринетти, который выпустил свой первый манифест, Манифест футуризма в 1909 году. Движение привлекало не только поэтов, музыкантов, художников (таких как Умберто Боччони, Джакомо Балла, Фортунато Деперо и Энрико) Прамполини), но и ряд архитекторов. Среди последних был Антонио Сант’Элия, который, хотя и мало строил (погиб в Первой мировой войне), воплотил футуристическое видение в смелую городскую форму.Незастроенные конструкции и теории футуристов будут влиять как на конструктивистов, так и на отрасль итальянской фашистской архитектуры.
В России: конструктивизм
Основная статья: конструктивистская архитектураПосле революций 1917 года в России общественные потрясения и перемены сочетались со стремлением к новой эстетике, более соответствующей коммунистической философии и общественным целям нового государства, в отличие от витиеватого неоклассицизма, который преобладал до этого.Это привело к новому стилю, конструктивизму. Константин Мельников, русский архитектор-конструктивист, спроектировал Дом Мельникова (1927-29) недалеко от Арбата в Москве.
Стиль будет процветать, но заметно потерял популярность во время конкурса проектов Дворца Советов с 1931 по 1933 год, уступив более традиционному возрождению русской архитектуры с националистическим подтекстом, впоследствии названному постконструктивизмом. Это привело к окончательному упадку русской ветви раннего архитектурного модернизма, хотя не раньше, чем у нее появился шанс повлиять на архитекторов в других местах, таких как Ле Корбюзье.
В Западной Европе
AEG Turbinenfabrik («турбинный завод») 1909 года, разработанный Питером Беренсом, иллюстрирующий сочетание промышленности и дизайна.Разрыв между идеалами движения искусств и ремесел и модернизмом 1920-х годов занимала Немецкая ассоциация архитекторов, дизайнеров и промышленников Deutscher Werkbund (Немецкая рабочая федерация). Он был основан в 1907 году в Мюнхене по инициативе Германа Мутезиуса. Муфесиус был автором трехтомного «Английский дом» 1905 года, обзора практических уроков английского движения искусств и ремесел, а также ведущим политическим и культурным комментатором. [5] Целью Werkbund было спонсирование попытки объединить традиционные ремесла с методами промышленного массового производства. Первоначально в организацию входили двенадцать архитекторов и двенадцать коммерческих фирм, но она быстро расширилась. Среди архитекторов — Питер Беренс, Теодор Фишер (который был его первым президентом), Йозеф Хоффманн и Ричард Римершмид. Джозеф Август Люкс, критик австрийского происхождения, помог сформулировать его повестку дня. [6]
В результате изоляции во время Первой мировой войны возникло уникальное для Нидерландов направление искусства и дизайна, известное как De Stijl (буквально «стиль»), характеризующееся использованием линий и основных цветов.Несмотря на то, что в целом он создавал небольшой архитектурный дизайн (за исключением дома Ритвельда Шредера 1924 года), его идеи продолжали оказывать влияние на архитекторов и дизайнеров 1920-х годов.
Экспрессионизм
Второй Гетеанум, 1924-1928 годы, в Базеле, Швейцария, является примером архитектурного экспрессионизма. Основная статья: Экспрессионистская архитектураЭкспрессионизм был архитектурным движением, которое развивалось в Северной Европе в первые десятилетия 20-го века параллельно с экспрессионистским визуальным и исполнительским искусством.Примерами значительного использования скульптурных форм и нового использования бетона в качестве художественных элементов являются Второй Гетеанум Рудольфа Штайнера, построенный в 1926 году недалеко от Базеля, Швейцария, и Эйнштейнтурм в Потсдаме, Германия.
Стиль характеризовался ранним модернистским использованием новых материалов, формальных инноваций и очень необычной массой, иногда вдохновленной естественными биоморфными формами, иногда новыми техническими возможностями, предлагаемыми массовым производством кирпича, стали и особенно стекла.Многие архитекторы-экспрессионисты сражались в Первой мировой войне, и их опыт в сочетании с политическими потрясениями и социальными потрясениями, последовавшими за немецкой революцией 1919 года, привел к утопическому мировоззрению и романтической социалистической повестке дня. [7] Экономические условия сильно ограничили количество построенных заказов между 1914 и серединой 1920-х годов, [8] , в результате чего многие из наиболее важных экспрессионистских работ остались в виде проектов на бумаге, например, Бруно Таута Альпийская архитектура и Формшпиль Германа Финстерлина .Эфемерные выставочные здания в этот период были многочисленны и весьма значимы. Сценография для театра и кино предоставила еще один выход экспрессионистскому воображению, [9] , и дала дополнительный доход дизайнерам, пытающимся бросить вызов условностям в суровом экономическом климате. Особый тип, использующий кирпичи для создания своих форм (а не бетон), известен как кирпичный экспрессионизм.
Модернизм достигает критической массы
Основные статьи: Новая объективность (архитектура) и БаухаусИменно в это время, в течение 1920-х годов, наиболее важные деятели современной архитектуры заработали себе репутацию.Большая тройка широко известна как Ле Корбюзье во Франции и Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ в Германии, все они тренировались под руководством Питера Беренса.
Гропиус и Мис ван дер Роэ будут руководить Баухаусом, одной из многих европейских школ и ассоциаций, занимающихся совмещением ремесленных традиций и промышленных технологий. Мис ван дер Роэ спроектировал немецкий павильон (впоследствии известный как Павильон Барселоны) на Международной выставке в Барселоне в 1929 году.Вилла Савойя Ле Корбюзье и его двоюродного брата была построена с 1928 по 1931 год. Как и в России, политическое давление обратилось против модернистов. С ростом нацизма в 1933 году немецкие эксперименты в области модернизма сменились более традиционалистскими архитектурными формами.
Стиль модерн: традиции и модернизм
Основные статьи: Art Deco и Streamline ModerneПосле Первой мировой войны возникло стилистическое движение, которое охватило идеи модернизма (или, по крайней мере, модернизации) и традиционализма.Он характеризуется заимствованием эстетики машин, прославлением технического прогресса и новых материалов, в то же время заимствованием или вольным сохранением форм и мотивов возрождения, а также постоянным использованием орнамента.
В случае ар-деко декоративные мотивы включали в себя как мотивы техники (такие как молния (электричество) или шина (автомобиль)), так и экзотические (например, элементы рисунка из Мезоамерики, Африки и т. и древнеегипетские рисунки).Сам Фрэнк Ллойд Райт экспериментировал с Возрождением Майя, кульминацией которого стал бетонный дом Энниса, построенный в 1924 году в Лос-Анджелесе.
Более поздний вариант, Streamline Moderne, одновременно играл роль в промышленном дизайне и заимствовал формы у самих машин.
Будут приняты и более сдержанные формы с национальными образами. В Соединенных Штатах это приняло форму «лишенного классицизма» (альтернативно, «PWA Moderne» или «WPA Moderne»), суровую версию неоклассицизма федеральных зданий в начале века. [10] Его приложение варьировалось от местных почтовых отделений до Пентагона). В то же время (как отмечалось выше) рост национализма отразился бы в сталинской архитектуре Советского Союза, фашистской архитектуре Италии и нацистской архитектуре Германии, которую историк Кеннет Фрэмптон назвал «Новой традицией». [11] В меньшей степени, такая идея модернизированной традиции могла быть также замечена в архитектуре эпохи Микенского возрождения.
Во время и после Второй мировой войны эта широкая ветвь современной архитектуры пришла в упадок с появлением международного стиля и другой архитектуры середины века.
Инновации военного времени
Вторая мировая война (1939–1945) и ее последствия были основным фактором в продвижении инноваций в строительных технологиях и, в свою очередь, в архитектурных возможностях. [10] [12] Промышленные потребности военного времени, приведшие к нехватке поставок (таких как сталь и другие металлы), что, в свою очередь, привело к принятию новых материалов и усовершенствованию или новому использованию старых. Точно так же избыточные послевоенные промышленные мощности ускорили бы производство материалов и технологий, в частности архитектурного алюминия (в результате достижений в его использовании в самолетах и т. Д., На протяжении войны). [12] В то же время во время войны существовал быстрый спрос на строения (например, военные и правительственные объекты), а также на жилье после войны.
Эти факторы могут ускорить эксперименты со сборными домами. Хотя примеры сборных конструкций существовали с начала промышленной революции, с заметными примерами в межвоенный период (например, закусочная), они приняли несколько новых форм во время и после войны: металлические полукруглые хижины Ниссена времен Первой мировой войны. будут возрождены и вдохновят хижины Quonset; другие включали послевоенные дома Lustron из эмалированной стали (сделанные в 1947–1950 годах) и экспериментальный алюминиевый дом Dymaxion Бакминстера Фуллера. [13]
Международный стиль
Здание Сиграмм, Нью-Йорк, 1958, созданное Людвигом Мис ван дер Роэ, считается одним из лучших примеров эстетики функционализма и шедевром корпоративного модернизма. Основная статья: Международный стиль (архитектура)В 1932 году (до Второй мировой войны) Международная выставка современной архитектуры проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Филип Джонсон и его соавтор Генри-Рассел Хичкок соединили множество различных направлений и тенденций в архитектуре, определили их стилистически схожие и имеющие общую цель и объединили их в международный стиль.Это был поворотный момент. Однако до конца межвоенного периода стили модерн затмевали это движение.
После того, как в Германии модернистское искусство и архитектура были названы дегенеративными, после чего последовала Вторая мировая война, важные деятели Баухауса и Новой Объективности бежали в Соединенные Штаты: Марсель Брейер и Вальтер Гропиус поступили в Гарвардскую высшую школу дизайна (бывшая став частью группы, известной как «Гарвардская пятерка»), Людвиг Мис ван дер Роэ перебрался в Чикаго, а другие — в колледж Блэк Маунтин.Третьи бежали в Британскую Палестину, внося свой вклад в дизайн Белого города Тель-Авива.
В то время как модернистский архитектурный дизайн высокого стиля никогда не становился доминирующим в одноквартирных жилых домах в Соединенных Штатах, в институциональной и коммерческой архитектуре модернизм стал преобладающим, а в школах (для лидеров архитектурной профессии) единственно приемлемым, проектное решение с 1932 по 1984 год. [ цитата необходима ]
Архитекторы, работавшие в международном стиле, хотели порвать с архитектурными традициями и спроектировать простые здания без украшений.Наиболее часто используемые материалы — это стекло для фасада (обычно навесной стены), сталь для внешней опоры и бетон для полов и внутренних опор; планы этажей были функциональными и логичными. Наиболее ярко этот стиль проявился в дизайне небоскребов. Пожалуй, самые известные его проявления включают штаб-квартиру Организации Объединенных Наций (Ле Корбюзье, Оскар Нимейер, сэр Ховард Робертсон), здание Сиграм-билдинг и Торонто-Доминион-центр (Людвиг Мис ван дер Роэ) и Левер-Хаус (Скидмор, Оуингс и Меррилл). ,
Дом Бейли, Дом исследования случая № 21В Соединенных Штатах ярким ранним примером жилого дома был дом Ловелл в Лос-Анджелесе, спроектированный австрийским экспатриантом Ричардом Нейтра в 1920-х годах. Другие примеры включают в себя Дома изучения конкретных случаев. Введенные в эксплуатацию в период с 1945 по 1966 год, около двадцати домов, которые были построены в основном в Лос-Анджелесе и его окрестностях, спроектированы такими архитекторами, как Нейтра и американцы Чарльз и Рэй Имс (Дом Имса), с момента их завершения привлекли сотни тысяч посетителей, и за эти годы повлияли на многих архитекторов.Эти и другие современные дома имеют тенденцию очеловечивать суровый идеал, делая их более пригодными для жизни и, в конечном итоге, более привлекательными для реальных людей. Многие из этих дизайнов используют похожую тактику: стирают грань между внутренним и открытым пространством. [14] Это достигается за счет охвата «коробки» и в то же время растворения ее на заднем плане с минимальной структурой и большими стеклянными стенами, как это было особенно в случае с Домом Фарнсуорта Мис ван дер Роэ и Стеклянным домом Филиппа Джонсона, последняя часть комплекса резиденций Гарвардской пятерки в Новом Ханаане, штат Коннектикут.Однако некоторые критики утверждают, что эти пространства остаются слишком холодными и статичными для нормального человека. Материалы, используемые в большом количестве современных домов, не скрываются за смягчающим фасадом. Хотя это может сделать их несколько менее желанными для широкой публики, большинство модернистских архитекторов считают это необходимым и ключевым принципом модернизма: лаконичный и чисто минималистичный дизайн. [ необходима ссылка ]
Градостроительное и массовое жилищное строительство
Основные статьи: Congrès International d’Architecture Moderne и Афинская хартияМеждународный конгресс современной архитектуры (CIAM) будет играть важную роль в формировании модернистского городского планирования и, как следствие, дизайна городов и структур внутри них с 1928 по 1959 год.Его встреча в 1933 году стала основой того, что через Ле Корбюзье станет Афинской хартией, которая будет определять практику городского планирования на протяжении большей части середины 20 века. Следуя его принципам, в конце 1950-х годов был построен совершенно новый город Бразилиа как новая столица Бразилии по проекту Лусио Коста с выдающимися работами по проекту Оскара Нимейера. Сам Ле Корбюзье помогал спроектировать город Чандигарх в Индии.
Разрушения, которые Вторая мировая война нанесла Европе, Азии и Тихоокеанскому региону, и последующий послевоенный дефицит жилья приведут к огромному строительству и восстановлению городов с использованием различных методов, используемых для создания массового жилья.Одна из попыток решить эту проблему заключалась в использовании блока Tower. В Восточном блоке массовое жилье будет принимать форму сборных панельных домов, таких как Plattenbau в Восточной Германии, Хрущевка в России и Panelák в Чехословакии.
Поздняя современная архитектура
Реакции середины века
Основная статья: Модерн середины векаПо мере того, как международный стиль утвердился, другие архитекторы отреагировали на его чисто функционалистские формы или отклонились от них, сохранив в то же время весьма модернистские черты.Ээро Сааринен, Алвар Аалто и Оскар Нимейер были тремя из самых плодовитых архитекторов и дизайнеров этого движения, оказавшего влияние на современный модернизм.
Терминал TWA, аэропорт Джона Ф. Кеннеди, Нью-Йорк, 1962 год, Ээро Сааринен Центральная библиотека УНАМ в Мехико, 1950–1956 гг., Демонстрирующая детальное изображение интеграции пластика.Ле Корбюзье однажды описал здания как «машины для жизни», но люди не машины, и было высказано предположение, что они не хотят жить в машинах. [ необходима ссылка ] В середине века некоторые архитекторы начали экспериментировать с органическими формами, которые, по их мнению, были более человечными и доступными. Модернизм середины века, или органический модернизм, был очень популярен благодаря своей демократичности и игривости. Возродилось экспрессионистское исследование формы, например, в Сиднейском оперном театре в Австралии Йорном Утцоном. Ээро Сааринен использовал предложения полета в своих проектах терминала международного аэропорта Даллес за пределами Вашингтона, округ Колумбия.C, или Терминал TWA в Нью-Йорке, оба были закончены в 1962 году. [15] Проект Mission 66 Службы национальных парков США также будет построен в это время.
Этим выражениям способствовали структурные достижения, которые сделали возможными или желательными новые формы. Феликс Кандела, испанский экспатриант, проживающий в Мексике, и итальянский инженер Пьер Луиджи Нерви добились особых успехов в использовании железобетона и бетонных конструкций. В 1954 году Бакминстер Фуллер запатентовал геодезический купол.
Другой стилистической реакцией был «новый формализм» (или «нео-формализм», иногда сокращаемый до «формализм»). [15] [16] Как и довоенный «лишенный классицизма», «новый формализм» сочетал бы элементы классицизма (на их наиболее абстрактных уровнях) с модернистским дизайном. [17] Характеристики, основанные на классицизме, включают жесткую симметрию, использование колонн и колоннад или аркад, а также использование высококачественных материалов (таких как мрамор или гранит), но для работ в этом направлении также характерно использование плоских крыш, общих с Международный стиль. [15] [17] Среди архитекторов, работающих в этом режиме, были Эдвард Даррелл Стоун, Минору Ямасаки и некоторые из работ Филипа Джонсона среднего периода, с примерами в Соединенных Штатах, включая Центр Кеннеди (1971) и Национальный музей американской истории (1964) в Вашингтоне, округ Колумбия, и Линкольн-центр исполнительских искусств (середина 1960-х) в Нью-Йорке. [15] [17]
Возникший вскоре после окончания Второй мировой войны, особый набор стилистических тенденций в Соединенных Штатах в то время, известный как Гуги (или «популярный»), произошел от футуристических видений, вдохновленных образами атомной и космической эры. с такими мотивами, как атомные орбитальные узоры и «летающие тарелки», соответственно, например, в Space Needle в Сиэтле.Хотя стиль был уникальным для Соединенных Штатов, аналогичную иконографию можно увидеть в Атомиуме в Брюсселе.
Отчетливо мексиканский подход к модернизму, «пластическая интеграция», был синкретизацией мексиканских художественных традиций (таких как мурализм) с формами международного стиля, [18] , и его можно увидеть в более поздних работах Луиса Баррагана и Хуана О ‘ Горман, олицетворяющий Ciudad Universitaria UNAM в Мехико. [19]
Брутализм и монументальность
Здание Национальной ассамблеи Бангладеш Луи Кана; сравните его «весомость» с работами выше.Основная статья: Бруталистическая архитектураАрхитекторы, такие как Луи Кан, Пол Рудольф, Марсель Брейер, И. М. Пей и другие, ответят на «легкие» стеклянные навесные стены, за которые выступает Людвиг Мис ван дер Роэ, создавая архитектуру с упором на более прочные материалы, такие как бетон и кирпич, создавая работы с «монументальным» качеством. «Брутализм» — это термин, производный от использования «Béton brut» («сырой бетон»), без украшений, часто с оставшимися следами плесени, хотя как стилистическая тенденция, брутализм в конечном итоге будет применяться более широко, включая использование других материалы аналогичным образом, например, кирпичная кладка.Термин впервые был использован в архитектуре Ле Корбюзье.
Новостройки, новые формы
Основные статьи: структурализм (архитектура) и движение метаболизмаТрубчатая архитектура
Основная статья: Труба (структура)В 1963 году при проектировании и строительстве небоскребов появилась новая конструктивная система из каркасных труб. Бангладешский архитектор и инженер-конструктор Фазлур Хан определил каркасную трубную конструкцию как «трехмерную пространственную структуру, состоящую из трех, четырех или, возможно, более рам, скрепленных каркасов или стен со сдвигом, соединенных по краям или рядом с ними, чтобы сформировать вертикальную трубу. как структурная система, способная противостоять боковым силам в любом направлении за счет консольного крепления к фундаменту.» [20] Трубку образуют близко расположенные взаимосвязанные внешние колонны. Горизонтальные нагрузки, например ветер, воспринимаются структурой в целом. Около половины внешней поверхности доступно для окон. Каркасные трубы позволяют использовать меньше внутренних колонн, и поэтому создать более полезную площадь пола. Там, где требуются большие проемы, такие как гаражные ворота, трубная рама должна быть прервана с использованием передаточных балок для сохранения структурной целостности.
Первым зданием, в котором применялась конструкция из трубчатого каркаса, было жилое здание ДеВитт-Честнат, которое Хан спроектировал и завершил в Чикаго к 1963 году. [21] Это заложило фундамент для трубчатых конструкций многих других более поздних небоскребов, включая его собственный Центр Джона Хэнкока и Сирс Тауэр, и его можно увидеть при строительстве Всемирного торгового центра и большинства других сверхвысоких небоскребов с 1960-х годов. такие как башни Петронас и здание Цзинь Мао. [22] Архитектура Чикаго, основанная на идеях, разработанных Ханом, часто известна как «Вторая чикагская школа». [23]
Постмодернистская архитектура
Основная статья: Постмодернистская архитектура Здание Sony (бывшее здание AT&T) в Нью-Йорке, 1984 год, автор Филип Джонсон, иллюстрирующий постмодернистский поворот квадратных офисных башен, которые предшествовали этому, с включением классического сломанного фронтона на вершине.Современная архитектура вызвала некоторую критику, которая началась в 1960-х годах на том основании, что она казалась универсальной, элитарной и лишенной смысла. Зигфрид Гидион в предисловии 1961 года к своему развивающемуся тексту Пространство, время и архитектура (впервые написанному в 1941 году) начал: «В настоящее время существует определенная путаница в современной архитектуре, как и в живописи; своего рода пауза, даже своего рода. истощения «. В 1961 году на симпозиуме в Метрополитен-музее обсуждался вопрос «Современная архитектура: смерть или метаморфоза?»
Утрата традиционалистских структур, уступившая место новому модернистскому строительству, особенно через движение городского обновления, вызвала дальнейшую критику, особенно снос Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке в 1963 году.В том же году разногласия возникли вокруг здания Pan Am, которое вырисовывалось над Центральным вокзалом Центрального вокзала, воспользовавшись модернистской концепцией недвижимости «права на воздух», [24] В критике со стороны Ады Луизы Хакстейбл и Дугласа Хаскелла это было замечено. «разорвать» городской пейзаж Парк-авеню и «запятнать» репутацию консорциума архитекторов: Вальтера Гропиуса, Пьетро Беллуски и строителей Emery Roth & Sons. Предложение построить башню над самим терминалом привело к появлению памятника U.S. Дело Верховного суда Penn Central Transportation Co. против Нью-Йорка, поддержание знаменательных законов города. Наряду с этими усилиями по сохранению возрастала респектабельность и модность более традиционных стилей.
Architects исследовали постмодернистскую архитектуру, которая предлагала сочетание некоторых досовременных элементов, и сознательно стремились отойти от прямолинейного дизайна к более эклектичным стилям. Даже Филип Джонсон признался, что ему «надоела коробка».«К 1980-м годам постмодернистская архитектура стала преобладать над модернизмом.
Эстетике высокого постмодерна не хватало тяги, и к середине 1990-х годов новая волна современной архитектуры снова установила международное превосходство. В рамках этого возрождения большая часть критики модернистов была переоценена; и модерн снова доминирует в современной институциональной и коммерческой практике. Хотя современный и постмодернистский дизайн конкурируют с возрождением традиционного архитектурного дизайна в коммерческой и институциональной архитектуре; В жилом дизайне по-прежнему преобладает традиционная эстетика.
Неомодернистская архитектура
Неомодернизм — это реакция на постмодернизм и его объятия досовременных элементов дизайна. Примеры современной архитектуры 21 века включают One World Trade Center (2013 г.) в Нью-Йорке и Tour First (2011 г.), самое высокое офисное здание в столичном районе Парижа. Эмпорис назвал Чикагскую башню Modern Aqua Tower (2009) своим небоскребом года. [25]
Международные образцы современной архитектуры
Консервация
Несколько произведений или коллекций современной архитектуры были внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия.В дополнение к ранним экспериментам, связанным с модерном, они включают ряд сооружений, упомянутых выше в этой статье: дом Ритвельда Шредера в Утрехте, здания Баухауса в Веймаре и Дессау, жилые комплексы Берлинского модернизма, Белый город Тель Авив, город Бразилиа, Ciudad Universitaria UNAM в Мехико и университетский город Каракас в Венесуэле, а также Сиднейский оперный театр.
Частные организации, такие как Docomomo International, Всемирный фонд памятников и Сеть по сохранению памятников недавнего прошлого, работают над сохранением и документированием находящейся под угрозой современной архитектуры.В 2006 году Всемирный фонд памятников запустил программу пропаганды и сохранения Модернизм под угрозой .
После разрушений, вызванных ураганом Катрина, современные строения в Новом Орлеане все чаще подлежат сносу. В настоящее время [ когда? ] В стадии реализации находятся планы сноса многих современных государственных школ города, а также значительной части городской площади Civic Plaza. Средства FEMA внесут свой вклад в снос здания государственной администрации и здания Верховного суда штата, которые были спроектированы архитектурными бюро, сотрудничающими с August Perez and Associates; Гольдштейн, Пархэм и Лабуисс; и Фавро, Рид, Матес и Бергман. http://www.nbcchicago.com/around-town/real-estate/aqua-chicago-skyscraper-award-84988917.html