Объекты:
Карта домов
Строящиеся
Построенные
Скоро в продаже

 

— Средневековые замки и крепости: история, архитектура, фото. Планировка замка


Как построить замок: инструкция для начинающего феодала

«Что нам стоит дом построить?», или как возвести себе укрепление, достойное феодала? Поговорим о тонкостях постройки замков и расскажем о том, каких ошибок следует избегать тем, кто решится на этот серьезный шаг.

Василий Макаров

29 августа 2017 16:00

Представьте, что вы — феодал, земли которого постоянно подвергаются набегам очень недружелюбно настроенных коллег. Дабы обезопасить себя и свое имущество, вы решаете построить надежную крепость, которая послужит вам и вашей свите как домом, так и оборонительной точкой на случай осложнения отношений с завистливыми соседями. Но замок — не сарай и не баня, его так просто не построишь! В прошлый раз мы поговорили о том, как лучше всего захватить вражескую крепость, а сегодня пойдем обратным путем. Как правильно возводить крепостные стены? Какие факторы надо учитывать во время осады? Чем барбакан отличается от донжона? Начнем с самых азов.

Что такое замок

Замок — это комплекс зданий, сочетающих в себе оборонительно-фортификационные и жилые задачи. В отличие от обнесенных стенами полисов, замки не являются общественным сооружением, а принадлежат феодалу и предназначены для него самого, его семьи и свиты, а также гостящих у него сюзеренов. Часто замок путают с крепостью, но вам, как будущему королю, следует их различать: если крепость — это просто участок земли с разнообразными постройками, обнесенный стеной (к примеру, знаменитые крепости датских викингов, одну из которых недавно откопали археологи), то замок — это единое здание, в котором башни, стены, мосты, жилые и прочие сооружение объединены в единый архитектурный ансамбль.

Схема замка Карлштейн, Прага, Чехия Схема замка Карлштейн, Прага, Чехия

Чем больше замок — тем выше престиж его владельца. Крепостной двор, зона внутри замковых стен, может быть плотно застроен: тут и жилые дома для прислуги, и казармы, и складские помещения и, разумеется, свои собственные церквушки. При этом красота самого замка и высота его стен не всегда говорят о его оборонительных качествах. История знает примеры, когда приземистые и совсем небогатые на вид замки становились настоящей костью в горле именитых завоевателей.

Выбираем участок под строительство

Казалось бы, какая разница, где строить свою крепость? Толстые стены, высокие башни, глубокий ров — и не страшны никакие армии. Но вспомним о том, что замок — это не просто фортификационная единица, а еще и жилище, и потенциальный центр будущего города. Для того, чтобы ваш замок отвечал всем необходимым требованиям, следует учесть целый ряд немаловажных особенностей местности:

Рельеф. Первое, на что стоит обратить внимание при выборе участка под строительство — это характер окружающей местности. Идеальной точкой будет высокий холм или любая другая возвышенность, на которой физически возможно возвести комплекс оборонительных сооружений. Высота крайне важна по целому ряду причин. Во‑первых, чем выше ваш замок — тем тяжелее будет добраться до него потенциальному врагу. Крутые склоны — непроходимое препятствие для конницы и осадных орудий, а в некоторых случаях и для тяжелобронированной пехоты. Даже если нападающие каким-то чудом вскарабкаются по горным кручам, сбросить их не составит никакого труда. Идеальным вариантом станет высоки й холм, взобраться на который можно будет по одному-единственному узкому серпантину: такая дорога, дополнительно защищенная кольцами крепостных стен и несколькими секциями ворот, станут даже для огромной армии тяжелейшим испытанием: за каждый метр, пройденный под градом стрел, камней и раскаленного масла, враг будет платить жизнями своих бойцов.

Замок Лихтенштайн стоит на скале высотой 817 метров!

Ресурсы. Другой важный фактор — это доступ к чистой родниковой или колодезной воде, а также логистическая связь замка с окружающими постройками, если таковые имеются. Как ни странно, наиболее популярная тактика взятия крепости — это не штурм, который сам по себе является весьма рискованным предприятием, а длительная осада. Ваш замок может превратиться из надежной крепости в самый настоящий склеп: если вашу армию надолго изолируют от доступа к пище и питьевой воде, ждите голодных смертей, массового упадка духа и, в экстремальных условиях, даже вспышек каннибализма. Замок — сооружение Средних веков, до изобретения консервирования продуктов еще как минимум пара столетий. Если вам позволяет территория — разбейте внутри замковых стен сад или огород: постная каша из брюквы и жаркое из крыс, кормящихся в замковых складах, в какой-то момент могут стать единственным источником калорий.

Удачное расположение Гейдельбергского замка позволило основать у его подножья огромный город

Вода является не только питьевым ресурсом, но также может выступать в качестве альтернативного транспортного пути. Замок, стоящий на холме близ реки, всегда имеет доступ к проточной воде, которая послужит как дополнительной защитой от набегов (штурмовать укрепления вплавь намного сложнее, чем посуху), так и путем отступления на случай экстренных мер. Помните, замок — это ваш престиж, но личная безопасность превыше всего!

Немаловажным станет и наличие источников строительных материалов хотя бы в относительной близости от строительного участка. Если лес еще худо-бедно сплавляется по реке (хотя это дополнительные риски), то волочь из далеких каменоломен блоки для строительства крепостных стен — занятие не только неблагодарное, но и в высшей степени затратное. А вам еще надо на какие-то шиши закатывать пиршества и попойки — иначе вассалы засмеют и уйдут к более щедрому лорду.

Лайфхаки на каждый день

Но что делать, если на ваших землях нет подходящих возвышенностей, а замок все равно хочется? На помощь придут насыпные холмы: если крепости часто окружали земляным валом (рукотворной насыпью, затрудняющей подходы к стенам), то ради замка не грех будет заставить батраков и рабов насыпать и полноценный холм, смешав почву с торфом, гравием и известняком. Для того, чтобы вся эта земля не расползлась в стороны от дождей и под весом каменных строений — промажьте холм несколькими слоями глины, а еще лучше — обложите деревянным настилом. Даже такое примитивное армирование сделает конструкцию в разы надежнее.

Замок Жизор в Нормандии: высота насыпного холма — 20 метров, а диаметр у основания — все 70

Землю можно не только насыпать, но и рыть. В следующий раз мы подробно поговорим про каждый тип оборонительного элемента замка, но старый-добрый ров — отличный способ защитить участок еще на стадии застройки. Если получится отвести в него речную или грунтовую воду, то поздравляем: теперь у вас есть не только дополнительная защита, но и источник пресной воды. Если нет — не расстраивайтесь: сам по себе ров является в высшей степени труднопроходимым препятствием, и чтобы засыпать его, у противника уйдет немало времени. В крайнем случае можете понатыкать в него острых кольев, чтобы сбрасывать на них зарвавшихся воинов во время штурма.

Заключение

На этом наш рассказ подходит к концу. В следующий раз подробно разберем то, из каких сооружений состоит замок и как лучше спроектировать его, исходя их особенностей местности. И помните: замок — это универсальное жилище на все случаи жизни, так что к его постройке следует подойти, продумывая каждую мелочь.

www.popmech.ru

Замок Шамбор | VeniVidi.ru

   На них изображена квадратная крепость с большими закругленными башнями на углах. На каждом уровне между 4 комнат вписанных в греческий крест располагаются 4 жилых помещения с квадратным планом. Прямая лестница с двумя параллельными маршами располагается в одном из 4х помещений греческого креста. Фасады декорированы в типично итальянском стиле, с тремя рядами арок.

Модель можно сравнить с центральной частью замка, крепостью, такой, какой мы ее можем увидеть сейчас, находя значительные различия или сходства. В центре сооружения с симметричным планом располагается центральная лестница Grande Stairecase. Расположение комнат и жилых помещений более строгое.

  Эти различия между первоначальным замыслом и осуществленным проектом наводят на мысли о том,  что где-то между моделью выполненной Доменико да Картона и ее реализацией в принятие выбора архитектурного решения вмешалась влиятельная концепция.

  С начала 20 века участие в проектировании замка приписывается Леонардо да Винчи, который в Замок Шамборто время находился в Долине Луары (примерно в 1516), и был  в тесном контакте с Франсуа I. Леонардо, который жил около Амбуаза, работал над проектами замка и нового города Роморантин. Во время пребывания во Франции он познакомился с Доменико да Кортона, «маэстро Доменико», как он называет его в своих записях. В записях Леонардо было найдено много архитектурных зарисовок, похожих на дизайн Шамбор. Он рисовал для Чарльза д’Амбуаз план города с симметричным планом и четырьмя угловыми павильонами; лестницы с двойными лестницами с прямыми маршами. На других рисунках, выполненных Леонардо, изображены религиозные или общественные здания с симметричным планом, квадратные здания с большими угловыми башнями украшенными аркадами и пилястрами, четырехмаршевые спиральные лестницы с куполом, лестничные фонари, декорированные ребристым сводом, симметричную композицию фасада организованного вокруг центральной оси, и тп. И мы можем вернуться к плану, напечатанному в 1579 году известным венецианским архитектором Андреа Палладио на котором изображена лестница, которая, как он думал, была спроектирована для замка Шамбор: центральная спираль с четырьмя маршами, похожая на одну из нарисованных Леонардо да Винчи. Лестница полностью заполняла центральное пространство в пересечении четырех комнат в плане в виде греческого креста на каждом этаже, в каждое помещение приходило по маршу.    На основе этого, можно предположить что Леонардо да Винчи сыграл большую роль в проекте оставленными идеями, которые могли способствовать будущему развитию замысла. Но так до сих пор и неизвество наверняка была ли деревянная модель архитектурным изобретением да Картона или смасштабированной моделью первоначального проекта Леонардо. Замок Шамбор  Замок Шамбор Замок Шамбор   Поэтажные планы замка Шамбор:1 этажЗамок Шамбор 

2 этажЗамок Шамбор 3 этажЗамок Шамбор  Внутренняя планировка замка

Апартаменты (жилые помещения)

Крепость Шамбор была спроектирована с абсолютно симметричным планом. Аппартаменты на всех этажах абсолютно идентичны тем, над/под которыми они расположены - впервые во французской архитектуре.

Всего по 8 аппартаментов в каждом уровне – с первого по третий (см. иллюстрации)Замок Шамбор Замок Шамбор

 

 

Все комнаты, включая и гардеробы, были оборудованы каминами.

  Аппартаменты третьего этажа выходившие на терасу были такой же планировки, но без мезанина. Чердаки, ныне пустые, были разбиты на два уровня; во втором уровне находились спальни с гардеробами или кабинеты без дневного освещения и каминов.

  Спальни использовались для отдыха, а так же для приема гостей. Помещения могли быть разделены тканями или гобеленами, которые выполняли декоративную функцию, а так же были очень практичны - они не пропускали холод, идущий от стен. Кабинет, новый тип комнаты, был рабочим местом и приватным уединением; гардероб потихоньку стал местом скрытым, использовавшимся для личной гигиены и одевания. Ораторий вскоре превратился во второй кабинет.

   Нижний уровень аппартаментов крепости позже был перестроен; первоначальная планировка не изменена в аппартаментах второго этажа и немного изменена в тех, что расположены на третьем этаже.

   Лестницы

   77 лестниц замка отражают систематическое повторение планировок аппартаментов. Они – часть запутанной сетки (как в городе с его проспектами, улицами и аллеями) сформированной четырьмя прямоугольными помещениями вписанных в греческий крест, центральная лестница с двойным вращением, террасы, малые винтовые лестницы, открытые переходы над галереями, внутренние галереи, аркадные галереи на фасаде, и внутренние лестницы со сложной структурой.   Большая центральня спиральная лестница с двойным вращением собирала основные потоки и распределяла в помещения греческого креста в трех уровнях крепости и на террасы;   Лестницы «top-to-bottom», расположенные в месте присоединения башен к объему «прямоугольных аппартаментов», соединяли между собой помещения, расположенные друг над другом в каждом секторе в шести главных уровнях и трех уровнях мезанинов вверх до чердака, как в современных жилых зданиях; лестницы «top-to-bottom» выводили к помещениям греческого креста через открытые галереи на фасаде.

 Хронологическая таблица работ

1519-1524

Старый замок снесен; сооружены платформа и фундамент

1524-1526

Перерыв в работе во время

1526-1539

Работы возобновлены, спланированы боковые крылья

1535-1544

Крепость почти завершена, окна частично установлены. Стропила и покрытие кровли установлены в 1538. Lead позолочена в 1539 к визиту Чарльза V

1545

Начало сооружения спиральной лестницы и внешней галереи королевского крыла, завершение работ в западном крыле

1547

Смерть Франсуа I

1547-1559

Генри II выполняет консктрукию часовни но оставляет ее непокрытой. Общественные помещения и оставшиеся башни остаются не завершенными. Работы остановлены.

1641-1643

Гастон Орлеанский планирует свои аппартаменты в королевское крыло и восстанавливает которая подвергалась опасности превратиться в руины

1683-1683

Архитектор Жиль Хардуин-Мансар заканчивает часовню, западное крыло, общественные крылья  покрыты мансардной крышей; конструирование

Начаты работы по приведению в порядок близлежайших территорий: ров с водой, водоснабжение  для сада на севере

1748

Северный сад и новые мосты закончены

 

 А теперь цветные картинки! =)Все фотографии сделаны мною в прошлом году в начале весны. Не все помещения я смогла идентифицировать по небольшому путеводителю посвященному этому замечательному замку. По мере возможности буду обновлять эту информацию. Цифра около фотографии обозначает ее номер на плане этажа.Приятного вам просмотра!Замок Шамбор 1 этажЗамок ШамборЗамок ШамборЗамок ШамборЗамок ШамборЗамок Шамбор  Замок Шамбор №5. Grande Stairecase Замок Шамбор Замок Шамбор  Фотография центральной двухвинтовой лестницы в послевоенный период.

Замок Шамбор Замок ШамборЗамок Шамбор Замок Шамбор  Замок Шамбор Замок ШамборЗамок Шамбор "Laurel chamber" in the former dining room of the marechal de Saxe.Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор  Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор 2ой этаж The Royal suiteRoyal chamberЗамок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Второй этаж. №15Second antechamber or "salle de compagnie"Коллекция портретов Бурбонов.Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Часовня:Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Второй этаж№18Спальня королевы / Queen's chamberЗамок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Королевский кабинет. Он был превращен в ораториум в 18 веке. Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Третий этажЛестничная площадка третьего этажа: покрытый киссонами свод третьего этажа украшен королевскими монограммами "F"  и соломандрами - эмблемой Франсуа I и ордера Кордельеров, эмблемой его матери, Луизы Савойской.Замок Шамбор Замок Шамбор Большая лестница:Замок Шамбор 

Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор  А теперь вылезем на крышу?Замок Шамбор Замок Шамбор  Замок Шамбор  Замок Шамбор  Замок Шамбор Замок Шамбор Водосточный желоб:Замок Шамбор Взгляд в сторону паркаЗамок Шамбор Вот так в настоящее время выглядит кровля одноэтажных крыльев замка:Замок Шамбор Церковь, вид сверху =)Замок Шамбор  Замок Шамбор Замок Шамбор Великолепный фонарь над Большой лестницейЗамок Шамбор    Замок Шамбор Замок Шамбор Перекрытие над Большой лестницей:Замок Шамбор Что увидишь, если заглянешь внутрь?Вверх:Замок Шамбор Вниз:Замок Шамбор 

Замок Шамбор  А это уже маленькая лестница: Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор Замок Шамбор ГалереиЗамок Шамбор Замок Шамбор Церковь в лучах предзакатного солнца:Замок Шамбор  Замок Шамбор 

Гравюры с фрагментами декора замка: 1.Замок Шамбор Посмотреть крупнее  2.Замок Шамбор Посмотреть крупнее   3.Замок ШамборПосмотреть покрупнее  При растаскивании и использовании фотографий прошу указывать источник.=)Кровля замка фото Вид на замок с высоты птичьего полетаАвтор: cecilliya

venividi.ru

9 малоизвестных фактов о средневековых замках

Средневековые замки обычно представляются чем-то сказочным: зубчатые стены, покрытые мхом, раздвижной мост через ров, и благородный рыцарь в доспехах спешит освободить красавицу, заточенную в башне. Естественно, на деле все было не так романтично. Мы собрали 10 фактов, которые избавят вас от иллюзий на счет жизни в средневековых замках.

Не любой замок на самом деле замок. Сегодня словом «замок» мы называем практически любое значительное строение эпохи Средневековья, будь то дворец, крупное поместье или крепость — в общем, жилище феодала средневековой Европы. Такое бытовое употребление слова «замок» расходится с его исходным значением, ведь замок — это в первую очередь фортификационное укрепление. Внутри замковой территории могли быть строения разного назначения: и жилые, и религиозные, и культурные. Но все же в первую очередь основная замковая функция — оборонительная. С этой точки зрения, например, не является замком знаменитый романтический дворец Людвига II —Нойшванштайн. Фото

Месторасположение, а не особенности строения замка — залог его оборонительной мощи. Конечно, планировка укрепления важна для обороны замка, но действительно неприступным делает его не толщина стен и расположение бойниц, а правильно выбранное место строительства. Крутой и высокий холм, к которому почти невозможно подобраться, отвесная скала, извилистая дорога к замку, которая прекрасно простреливается из крепости, определяют исход битвы в гораздо большей степени, чем все остальное оснащение. Фото

Ворота — самое уязвимое место в замке. Конечно, в крепости должен был быть центральный вход (в мирные моменты, бывает, хочется красиво и торжественно войти, не все же время замок обороняется). При захвате всегда проще прорваться в тот вход, который уже есть, чем создавать новый, разрушая массивные стены. Поэтому особым образом проектировали ворота — они должны были быть достаточно широкими для телег и достаточно узкими для армии противника. Кинематограф часто грешит, изображая замковый вход с запирающимися большими деревянными воротами: такие были бы крайне непрактичными в обороне. Фото

Внутренние стены замка были цветными. Интерьеры средневековых замков нередко изображают в серо-коричневых тонах, без какой-либо облицовки, просто как внутреннюю сторону голых холодных каменных стен. Но жители средневековых дворцов любили яркие краски и щедро украшали внутреннее убранство своих жилых помещений. Обитатели замков были богаты и, конечно, желали жить в роскоши. Наши же представления связаны с тем, что в большинстве случаев краска не выдержала испытание временем. Фото

Большие окна — большая редкость для средневекового замка. Как правило, они отсутствовали вовсе, уступая место множественным небольшим оконным «прорезям» в замковых стенах. Помимо оборонительной цели, узкие оконные проемы защищали приватность обитателей замка. Если вам встретиться замковое сооружение с роскошными панорамными окнами, скорее всего, они появились в более позднее время, как, например, в замке Роктайад на юге Франции. Фото

Тайные ходы, секретные двери и подземелья. Прогуливаясь по замку, знайте — где-то под вами пролегают скрытые от глаз обывателя коридоры (возможно, кто-то бродит по ним и сегодня?). Потерны — подземные коридоры между строениями крепости — позволяли незаметно перемещаться по крепости или покидать ее. Но беда, если предатель открывал тайную дверь противнику, как это произошло во время осады замка Корф в 1645 году. Фото

Штурм замка не был таким скоротечным и легким процессом, как это изображают в кино. Массированная атака была довольно экстремальными решением в попытке захватить замок, подвергающим необоснованному риску основную военную силу. Замковые осады тщательно продумывались и долго реализовывались. Самым главным было соотношение требушета, метательной машины, с толщиной стен. Чтобы пробить брешь в замковой стене, требушету требовалось от нескольких дней до нескольких недель, тем более, что просто дыра в стене не гарантировала взятия крепости. Например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась около года, и замок пал только потому, что в городе кончились запасы провизии. Так что стремительные атаки средневековых замков — это элемент кинофантазий, а не исторических реалий. Фото

Голод — самое мощное оружие при взятии замка. В большинстве замков были резервуары, собиравшие дождевую воду, или колодцы. От запасов воды и продовольствия зависели шансы замковых жителей на то, чтобы выжить во время осады: вариант «пересидеть» был наименее рискованным для обеих сторон. Фото

Для обороны замка не требовалось так много людей, как кажется. Замки сооружались таким образом, чтобы позволить находящимся внутри спокойно отбиваться от противника, обходясь малыми силами. Сравните: гарнизон замка Харлех, который держался практически целый год, состоял из 36 человек, тогда как замок был окружен армией, насчитывающей сотни, а то и тысячи воинов. Кроме того, лишний человек на территории замка во время осады — это лишний рот, а как мы помним, вопрос провизии мог оказаться решающим. Фото

www.popmech.ru

Планы замков | Теги | AllCastles.ru

План замка Керибюс

27.07.2013

Кастель-дель-Монте 2й этаж

28.07.2012

Кастель-дель-Монте 1й этаж

28.07.2012

План Кастель Нуово

15.07.2012

Неаполь в 1550 г.

15.07.2012

Неаполь в 1550 г.

15.07.2012

План Анакопийской крепости

04.06.2012

План полукруглой башни Турайдского замка

05.04.2012

План Турайдского замка

05.04.2012

План Турайдского замка в наши дни

05.04.2012

Турайдский замок в XVI в.

05.04.2012

05.04.2012

Турайдский замок в XIII в.

05.04.2012

Бергфрид Турайдского замка в разрезе

05.04.2012

План Асеновой крепости

17.03.2012

Укрепления замка Раквере в конце XVII в.

08.03.2012

План замка Раквере в XVI в.

08.03.2012

План замка Раквере в XV в.

08.03.2012

План Пскова в 1740 г. с указанием укреплений

23.02.2012

Укрепления Пскова в начале XVI в.

23.02.2012

План укреплений Пскова в XIV в.

20.02.2012

План Псковского Крома в XIV-XV вв.

20.02.2012

Эволюция Персей Пскова

20.02.2012

Псков в X в.

20.02.2012

www.allcastles.ru

Планы замков | Теги | AllCastles.ru

План замка Керибюс

27.07.2013

Кастель-дель-Монте 2й этаж

28.07.2012

Кастель-дель-Монте 1й этаж

28.07.2012

План Кастель Нуово

15.07.2012

Неаполь в 1550 г.

15.07.2012

Неаполь в 1550 г.

15.07.2012

План Анакопийской крепости

04.06.2012

План полукруглой башни Турайдского замка

05.04.2012

План Турайдского замка

05.04.2012

План Турайдского замка в наши дни

05.04.2012

Турайдский замок в XVI в.

05.04.2012

05.04.2012

Турайдский замок в XIII в.

05.04.2012

Бергфрид Турайдского замка в разрезе

05.04.2012

План Асеновой крепости

17.03.2012

Укрепления замка Раквере в конце XVII в.

08.03.2012

План замка Раквере в XVI в.

08.03.2012

План замка Раквере в XV в.

08.03.2012

План Пскова в 1740 г. с указанием укреплений

23.02.2012

Укрепления Пскова в начале XVI в.

23.02.2012

План укреплений Пскова в XIV в.

20.02.2012

План Псковского Крома в XIV-XV вв.

20.02.2012

Эволюция Персей Пскова

20.02.2012

Псков в X в.

20.02.2012

www.allcastles.ru

Средневековые замки

Средневековые замки: устройство и осада. Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны — вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги — их надо было отобрать.

Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки — разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв — предки замков.

Однако прогресс не стоял на месте — с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ — в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности — стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема замковых сооружений. Заметим — две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Схема входа в замок: 2 — галерея на стене, 3 — подъемный мост, 4 — решетка.

Противовесы на подъемнике ворот.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Все на стену!

Цвингер в замке Ланэк.

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной — прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Особый вид бойницы — шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Пешеходная галерея на стене.

Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко — например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

Фланкирующая угловая башня.

Замок изнутри

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

Донжон в замке Венсенн.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности — с деревянными переходами в замок).

Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке — ее фильтровали через гравий.

Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

Кухня в замке Марксбург.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа — “Angstloch” (нем. — устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу — для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

Палата в замке Марксбург.

Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” — жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами — не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным — алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

Война на земле и под землей

Для взятия замка требовалось его изолировать — то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся — порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды — около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры — выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим — прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

Замок Глубока над Влтавой, Чехия (фото автора).

Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер — огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

Подкопы делались с двумя целями — предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

Так, во время осады осада замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались — как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать — это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины — катапульты и тараны.

Штурм замка (миниатюра 14 века).

Разновидность катапульты — требушет.

Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

Штурм замка при помощи передвижной башни.

Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

Тихая сапа

Сапа (от франц. sape, буквально — мотыга, saper — вести подкоп) — способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей — с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты — саперы.

Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

Бои на лестнице замка

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом — столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Замки самураев

Меньше всего нам известно об экзотических замках — например, японских.

Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка — широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда — река, озеро, болото.

Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

Японские замки, как правило, были невелики — примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля.

Очарование древности

Французский замок Саумур (миниатюра 14 века).

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

brus.club

Замки и крепости для майнкрафт, схемы, план, скриншоты, файл schematic

Список построек в категории Замок, отсортированный по дате, вверху самые новые схемы.

Замок Нойшвайнштайн

Древние легенды гласят, что в этом замке жил сам Людовик Майнкрафтин V.. Не знаю на сколько это правда, но это классный замок..

3 3401 537 Замок

Dimension

This is the Monastery of St. Borrello, it is an excluded monastery based on two mountains, connected by a stone bridge. The entire building is accessible and can be used for any type of playthroughs. Building this cost me a couple of weeks, so I would really appreciate all the feedback you guys can give me. Please enjoy the Monastery of St. Borrello! *Warning* pasting this can take quite a while

3 2 3854 858 Замок

Замок Свободы[a4129]

[a4129] - Метку для себя ставлю. Ну, крч, замок лучше для декора использовать, для выживания слишком затратный.

2 3 2874 696 Замок

Те кто наигрался в выживание и построил свой первый дом, рано или поздно начинает строить свой замок или крепость. Замок это мини город, который окружен высоким забором по периметру которого делают ров, заполняют его водой или лавой, что бы враждебные мобы не смогли залезть к вам на территорию. Дорога в замок ведет через ворота с башнями (вышками) с которых можно разгледеть наступающих врагов или союзников. Внутри замка должен быть дворец, где можно переночевать, хранить вещи и предметы ну и конечно же наковальня, где можно починить броню. Фермы в замках обычно не делают, ведь замок это впервую очередь оборонительная крепость для битвы. У нас вы можете найти красивые замки, несложные в постройке.

minecraft-buildings.net