Печь русская с плитой и обогревательным щитком: Русская печь с обогревательным щитком и плитой

Русская печь с плитой, лежанкой и отопительным щитком.

Юлия3469 Views 0 Comments Кирпичная, Отопительная, Отопительно-Варочная, Русская

Русская печь относится к тем конструкциям, на которые возлагаются сразу две функции: отопления и приготовления пищи. С давних времен эта печка известна своей многофункциональностью. С помощью такого устройства можно высушить собранные растения или заготовить сухофрукты.

Для увеличения коэффициента теплоотдачи, не превышающей значения 900 ккал/ч, плиту русской печи требуется подключить к щитам отопления, которые соединяются с коренными или насадными трубами. Так у нас получится русская печь с отопительным щитком. Подобные устройства значительно превышают возможности традиционных печных агрегатов. Эффективная система дымооборота позволяет хорошо нагревать щиток, а удобство конструкции печи способствует использованию только варочной панели, если возникает необходимость. В то же время для такого вида отопления требуется горючее, применяемое при топке традиционной русской печи.

В летнее время плита может быть использована в качестве варочной панели. При этом газообразные продукты горения выходят прямо в дымовой канал. При отоплении в холодное время года газы направляются к щитку, обеспечивая его обогрев.

Содержание

  • 1 Устройство русской печи с плитой
  • 2 Преимущества и недостатки
  • 3 Подготовка к сооружению печи
  • 4 Поэтапное описание кладки
  • 5 Итог

Устройство русской печи с плитой

Размеры подобного отопительного оборудования составляют 1650x1530x2380 мм (высота указана до потолка). Высота от пола до полатей – 1540 мм. При использовании одновременно двух топок теплоотдача достигает 5600 ккал/ч, одной камеры – 4000 ккал/ч.

Устанавливать русскую печку можно в помещении, площадь которого равна 30-40 кв. м. При этом рекомендуется располагать конструкцию так, чтобы ее боковая часть, оборудованная щитком, выступала в качестве стены для жилой комнаты. Для отопления дома подходят как дрова, так и каменный уголь. Все же стоит учесть, что во втором случае для укладки топливника следует использовать огнеупорный кирпич. Для нормального функционирования варочной панели подходит любой вид топлива, кроме каменного угля.

Преимущества и недостатки

Современная русская печка с варочной плитой обладает следующими достоинствами:

  • безопасна в эксплуатации;
  • может исправно служить долгие годы;
  • используется как для обогрева жилища, так и для приготовления пищи;
  • не требует отдельного помещения;
  • отлично вписывается в интерьер комнаты;
  • отдает тепло равномерно;
  • обладает высоким КПД.

Несмотря на целый ряд преимуществ, у печи имеются и слабые стороны. Среди них отмечают следующее:

  • значительное количество сора от дров или угля;
  • большой расход топлива.

Все же эти недостатки в сравнении со множеством достоинств считаются незначительными вопросами, которые можно решить в процессе эксплуатации такого многофункционального и надежного устройства.

Подготовка к сооружению печи

В наше время на рынке представлено множество разновидностей печного оборудования. Остается только выбрать ряд функций, которыми должен обладать ваш агрегат, и выделить немалую сумму денежных средств. Кладка русской печи с плитой своими руками – вполне осуществимая задача для тех, кто обладает некоторыми навыками строительного ремесла. Но сначала нужно заняться подготовительными работами. Здесь подразумевается покупка необходимых материалов и приборов, без которых не состоится кладка этого устройства.

Если вы мечтаете о печке высотой до самого потолка жилища, следует запастись обычным строительным кирпичом в количестве 2 тыс. штук. Для замешивания раствора потребуются 170 ведер глины и столько же песка. Чтобы конструкция была устойчивой и надолго сохранила привлекательный внешний вид, нужно позаботиться о приобретении двух стальных полос (25х4х1100 мм) и одного стального уголка (25х25х1150 мм).

Кроме того, полноценная работа русской печи не может быть обеспечена без обустройства следующими деталями стандартных размеров:

  • топочная, поддувальная и самоварная дверцы;
  • две дымовые задвижки, разнящиеся длиной одной стороны;
  • пять чугунных плит, оснащенные несколькими конфорками;
  • колосниковая решетка;
  • заслонки;
  • вьюшка, диаметр которой равен 220 мм;
  • коробка для нагревания воды;
  • стальной лист для укладки перед топкой.

Цена русской печи с плитой, сложенной самостоятельно, получится значительно ниже, чем при заказе у местных мастеров.

Поэтапное описание кладки

Существует множество вариаций проектов русских печей с плитой. В них представлена пошаговая инструкция кладки этого агрегата, подкрепленная схемами и фото. Далее мы рассмотрим несложный способ возведения конструкции, который по силам даже неопытному печнику.

Порядовка русской печи с плитой выглядит следующим образом.

В 1 ряду с помощью цельных брусков выстраивается наружное очертание печи размером 1530х1650 мм. За ними из кирпичных четвертинок и половинок выполняется внутренняя сторона конструкции.

Во 2 ряду осуществляется кладка стенок различной толщины и формируется колодец.

При выполнении 3 и 4 рядов устанавливается поддувальная дверца и сооружается зольник с каналом, острый угол которого закрепляется или скашивается для удобства очистки.

В 5 ряду перекладываются установленные приборы, а уложенный набок кирпич стесывается с той стороны, которая будет смотреть внутрь колодца, для обеспечения округлости свода.

В 6 ряду кладки обустраивается начало дугообразного перекрытия, подъем которого доходит до восьмого уровня. При этом с передней части печки устанавливается водогрейная коробка.

В 7 ряду выполняется кладка стен и перекрывается горизонтально выстроенный отвод. Необходимо оставить два отверстия, чтобы оборудовать вертикальные каналы от отопительного щитка. Еще один проем требуется сделать в стене возле коробки для нагрева воды.

Ряд 8 укладывается над зольником из кирпичей со стесанными кромками.

В 9 ряду за счет левосторонней установки топочной дверцы создается топливник для щитка и плиты.

В 10 ряду из двух кирпичей, в которых стесаны стороны (разрез В–В), делается перекрытие для печного прибора для нагревания жидкости. Необходимо очистить это место и оставить три отвода.

Еще один горизонтально расположенный соединительный элемент выстраивается в 11 ряду. Над ним впоследствии будут вертикально обустроенные три отвода, ведущие от щитка.

Ряд 12 выглядит как сплошная кладка горизонтального перекрытия печи – пода. В это время после возведения стенок агрегата на слой глиняного раствора укладываются чугунные плиты с конфорками. Чтобы предотвратить разрушение варочной составляющей печи, ее переднюю часть нужно укрепить за счет укладки металлического уголка.

В 13 ряду выстраиваются стенки конструкции, предназначенной для приготовления пищи. С этой целью кирпич укладывается в три четверти. То есть наружный слой бокового элемента конструкции сооружается из уложенного плашмя бруска, а внутренний – из поставленных на ребро кирпичей. При этом производится монтаж щитка и передней стенки варочной плиты с проемом для загрузки дров либо угля.

В 14 ряду кладка выполняется согласно порядовке, а также ставится опалубка на под, застланный бумагой.

В 15 ряду выкладывается свод. С этой целью кирпич размещается ребром. Его необходимо постепенно завертывать, утолщая наружный шов.

В 16-17 рядах кладка выполняется согласно порядовке. Одновременно замыкается передняя стенка.

Рядом 18 завершается формирование свода для варочного устройства и начинается сооружение печурок размером 150х210 мм.

В 19 ряду из стесанного кирпича обустраивается небольшое перекрытие для канала самоварника.

В 20-21 рядах выполняется кладка с перекрытием, образующим дно канала самоварника.

В 22 ряду выравнивается верх конструкции под самым сводом (разрез Б–Б). Выстроенные пять соединительных элементов выполняются одинаково в ходе формирования 13-28 уровней.

В 23 ряду сооружается кладка согласно порядовке, а на следующих трех рядах удлиняется перетрубье до того же размера, который был заложен в 19 уровне. Постепенно формируется канал самоварника.

Рядом 27 перекрывается перетрубье, что в дальнейшем приведет к образованию горизонтального отвода. Здесь же устанавливаются две задвижки: в отводах щитка и трубы.

При выполнении 28 ряда монтируются дверцы и вьюшки, использующиеся для ограничения доступа к каналу после топки устройства для варки (разрезы А–А, Б–Б).

В 29 ряду перекрывается сеть отводов, размещенных вертикально.

В 30 ряду формируются два протяженных отвода.

В 31 ряду выполняется сужение соединительного элемента, идущего горизонтально от самоварника.

В 32 ряду производится перекрытие всех отводов, кроме того, что ведет в трубу.

В 33 ряду оставшийся отвод сужается до 250 мм.

В 34 ряду выкладывается дымовой канал с неизменными размерами соединительного элемента.

Данное видео рассматривает еще два варианта возведения подобного отопительного устройства:

Итог

Таким образом, русская печь с плитой своими руками, порядовка которой была подробно изложена в этой статье, может занять почетное место в вашем доме. По сравнению с обычным отопительным устройством, описанная выше конструкция отличается большей эффективностью. Простота монтажа позволяет любому домашнему умельцу справиться с работой в течение нескольких дней. Для этого нужно лишь внимательно прочитать теорию, изложенную в нашей статье, изучить схему русской печи с плитой и придерживаться поэтапности выстраивания кладки.


Похожие статьи:

Печь с плитой и обогревательным щитком. Кладка печей своими руками

Печь с плитой и обогревательным щитком

Русские печи с плитой и обогревательным щитком гораздо лучше. Щиток представляет как бы самостоятельную печь, имеющую несколько дымооборотов. Он очень хорошо нагревается во время топки плиты. В зависимости от условий печь можно не топить, а использовать только плиту. Для топки применяют то же топливо, что и для обыкновенной печи.

Печь (рис. 71) обладает большим преимуществом перед обычной.

Рис. 71. Русская печь с плитой и обогревательным щитком:

1 — чистка; 2 — водогрейная коробка; 3 — шесток; 4 — чугунная плита; 5 — самоварник; 6 — перекрыша; 7 — труба; 8 — щиток обогревательный; 9, 10 — задвижки; 11 — вьюшка, закрываемая дверкой; 12 — гидроизоляция; 13 — засыпка; 14 — чистка 130х130 мм

Размер печи: ширина — 1530 мм, длина — 1650, высота до потолка — 2380 и до полатей — 1540 мм.

Теплоотдача при одной топке в сутки — 4000 ккал/ч, при двух топках — 5600 ккал/ч. При одной топке в сутки передняя стенка выделяет 400 ккал/ч, задняя — 1000, левая — 1400 и правая — 1200, а при двух топках в сутки — соответственно 500, 1400, 2000 и 1700 ккал/ч.

Под шестком с левой стороны печи располагается топливник для щитка, плиты и водогрейной коробки. По желанию плиту можно использовать летом только для приготовления пищи с выпуском дымовых газов прямо в трубу. В холодное время года горячие газы направляются в щиток, нагревая его. При этом задвижку 10 закрывают, а задвижку

9 оставляют открытой (см. разрез А — А). Топливник щитка или плиты работает на всех видах твердого топлива. При использовании каменного угля или антрацита его выкладывают из огнеупорного кирпича.

Варочная камера или горнило печи работает также на твердом топливе, за исключением каменного угля.

Печью можно отопить дом площадью 30–40 кв. м.

Располагать эту печь рекомендуется так, чтобы боковая стенка со щитком выходила в комнату, отделенную от остального помещения глухой перегородкой.

Материалы: до потолка (без трубы) кирпич красный — 2000 штук; глина с песком — 170 ведер; топочная дверка — 140х250 мм; самоварная дверка — 130х130 мм или круглый самоварник; поддувальная дверка — 130х130 мм; две дымовые задвижки — 300х250 и 300х170 мм; колосниковая решетка — 260×280 мм; настил из пяти чугунных плит — 180х445 мм с двумя конфорками; заслонка — 430х340 мм; водогрейная коробка — 400х160х280 мм; подтопочный лист из кровельной стали — 500х700 мм; вьюшка диаметром 220 мм с дверкой — 140х25 мм; угловая сталь — 25x25x1150 мм; два куска полосовой стали — 4x25x1100 мм.

Имеющиеся в печи две чистки закрывают дверками 130х130 мм или закладывают кирпичом. Водогрейную коробку изготовляют из оцинкованной стали, заслонку — из черной.

В первом ряду наружные стороны можно выполнить из целого кирпича, а середину заполнить половинками и четверками.

Второй ряд кладут стенками разной толщины, соблюдая перевязку швов.

Третий и четвертый ряды кладут одинаково. Сначала на втором ряду ставят поддувальную дверку, закрепляют ее кладкой и оставляют против нее зольник (поддувало). В этом же ряду оставляют чистку. В результате получается зольник и канал, отгороженный стенкой толщиной в кирпич. Сверху канал перекрывают перемычкой. Острый угол внутри канала закругляют.

Пятый ряд перекрывает чистку и дверку поддувала. Боковые стенки кладки стесывают для образования пят, устраивают опалубку для кладки свода. На этом своде будет держаться засыпка, необходимая для укладки пода.

Шестой ряд кладут согласно порядовке, с полным выполнением свода, подъем которого доходит до восьмого ряда. Выложив свод, опалубку убирают, выкладывают стенки с установкой водогрейкой коробки.

В седьмом ряду выкладывают стенки и перекрывают ранее устроенный канал, оставляя над ним три отверстия для вертикальных каналов: один — около водогрейной коробки и два — в обогревательном щитке. Пространство между сводом и стенками заполняют глиняным раствором.

В восьмом ряду кромки кирпичей, укладываемых над поддувалом, стесывают для образования наклонных поверхностей. Колосниковую решетку укладывают так, чтобы она лежала свободно, то есть между решеткой и кладкой оставляют зазор по всем сторонам не менее 10 мм.

Это дает ей возможность расширяться при нагревании, не расстраивая кладку. Каналы остаются без изменения.

В девятом ряду с левой стороны печи против колосниковой решетки ставят и закрепляют топочную дверку для топливника плиты и щитка. Каналы остаются без изменения. С задней стороны топливника (около водогрейной коробки) кирпич стесывают под углом 45°. Образованный уклон обеспечивает скатывание топлива на колосниковую решетку (см. разрез А — А).

Десятый ряд перекрывает водогрейную коробку двумя кирпичами со стесанными сторонами (см. разрез А — А), срезая тем самым острые углы в канале и топливнике. В этом ряду со стороны щитка закладывают чистку и оставляют четыре канала, из них три канала в щите, один из которых длинный. В процессе кладки над сводом образуется как бы ящик, который заполняют засыпкой из мелкого сухого гравия, смешанного с песком, или крупнозернистым сухим песком. Эти материалы хорошо уплотняют. Конечно, эту работу можно выполнить после укладки одиннадцатого ряда.

Если применяют засыпку с мелким гравием, то его засыпают до уровня кладки десятого ряда, а в одиннадцатом ряду сверху насыпают сухой песок, выравнивая тем самым гравий. Эту засыпку делают с подъемом к задней стенке, и она является нижней частью пода, которая сильно нагревается, отдавая тепло варочной камере.

Одиннадцатый ряд похож на десятый. Дверку топливника перекрывают, чистку оставляют. Вместо четырех каналов остаются только три со стороны щитка, один из которых прямо идет в трубу. Насыпанный песок выравнивают, придавая ему нужный угол наклона от задней стенки варочной камеры к устью.

Двенадцатый ряд показывает сплошную кладку стенок и пода печи. Если под настилается тут же, то сначала выкладывают заднюю стенку варочной камеры в четверть кирпича. Лучше всего под настилать после того, как вырисовались размеры варочной камеры, то есть после двух-трех рядов кладки, но часто его настилают после кладки печи полностью. Со стороны щитка остаются три канала. Средний из них длинный. Настил из чугунных плит укладывают на тонком слое глиняного раствора строго горизонтально, образуя тем самым шесток. С передней стороны уложенных плит крепят угловую сталь, предохраняя кладку от быстрого расстройства. Чистку перекрывают.

Под печи должен быть размером 950×890 мм, с подъемом от шестка к задней стенке камеры на 30 или 40 мм. Под настилают по насыпанной засыпке без раствора из самого ровного кирпича, начиная от шестка. Выстлав под, его посыпают мелким песком и тщательно протирают кирпичом, сглаживая все неровности. Чем ровнее под, тем легче передвигается по нему посуда. Швы между кирпичами засыпают мелким песком или золой.

Тринадцатый ряд показывает кладку стенок варочной камеры толщиной в 3/4 кирпича (190 мм). С наружной стороны ее выполняют в половину кирпича, с внутренней — из кирпича на ребро. Такой толщины делают только три стенки: две боковых и заднюю. Стенки шестка закладывают в половину кирпича. Такой же толщины (сказано выше) выполняют и переднюю стенку варочной камеры с отверстием-устьем, через которое в камеру загружают топливо и посуду.

Устье лучше всего выкладывать по дуге, выполненной из угловой или полосовой стали (из угловой лучше) с приклепанными лапками, которыми ее закрепляют в кладке. Между дугой и кирпичной кладкой рекомендуется проложить асбест, чтобы закрыть щель, так как глиняный раствор быстро выпадает. По обеим сторонам передней стенки варочной камеры остаются щечки шириной по 250 мм. В обогревательном щитке ранее оставленный длинный горизонтальный канал перекрывают, в результате образуются пять каналов, разделяемых стенками толщиной в половину кирпича. Эти каналы до двадцать восьмого ряда включительно остаются без изменения.

Четырнадцатый — шестнадцатый ряды выполняют согласно порядовкам. Кирпич, укладываемый на ребро по двум боковым стенкам, рекомендуется слегка наклонять вовнутрь камеры, как бы закругляя ее. Это происходит за счет утолщения шва (глиняной прослойки) или вставки тонких пластинок кирпича. Некоторые печники этот кирпич укладывают вертикально вплоть до пят закладываемого свода.

Семнадцатый ряд завершает кладку передней и задней стенок варочной камеры по форме свода. Высота передней стенки — 480 мм, задней — 510 мм, считая от пода. При кладке свода он опирается на стенки. Внутри камеры на ее боковых сторонах, выложенных в четверть кирпича, выполняют пяты, то есть площадки, стесывая для этого кирпич. Они, как и свод, должны иметь подъем к задней стенке на 30 мм. Устанавливают опалубку для кладки свода, который выполняют от пят к середине. Кладку ведут поочередно то с одной, то с другой стороны. Если опалубку тяжело вынуть, ее выжигают, лучше всего опалубку делать разборной.

В восемнадцатом ряду заканчивают кладку свода. Работу ведут попеременно то с одной, то с другой стороны, укладывая одновременно по одному-двум рядам. В этом ряду перекрывают шесток, для чего с наружной стороны укладывают угловую сталь, с внутренней — полосовую и на них в дальнейшем кладут перетрубье. Применять деревянный брус вместо стали запрещается. Это опасно в пожарном отношении.

С этого ряда начинают выкладывать печурки шириной от 150 до 200 и высотой 210 мм, с перегородками между ними в полкирпича. Перекрывают печурки последним или предпоследним рядом кладки обязательно целым кирпичом, причем так, чтобы он опирался на стенки перегородки своими концами минимум на 25 мм.

Свод имеет подъем к задней стенке. Горячие газы также сначала направляются к задней стенке и тем самым способствуют более сильному нагреванию камеры. Кроме того, газы задерживаются на какое-то время под сводом, чему способствует газовый порог-стенка высотой 160 мм, устроенный над устьем варочной камеры. Таким образом, не только хорошо нагреваются свод, стенки камеры, но и под. Под, поднятый к задней стенке, обеспечивает полное сгорание топлива, находящегося вдали от устья.

В девятнадцатом ряду при кладке стенок с левой стороны перетрубья с двух сторон стесывают кирпич, образуя небольшие пяты для кладки перекрытия под отдельный канал самоварника. Выкладывая стенки, кирпичи, примыкающие к своду, также стесывают, чтобы они плотнее ложились на него. Кладку ведут на глиняном растворе. Начиная с этого ряда, перетрубье постепенно укорачивается (закладывается кирпичом), что необходимо для образования полки-ящика, куда собирается выпадающая из трубы сажа. Полку-ящик выкладывают до двадцать третьего ряда включительно. Сверху и с нижней стороны этого ящика кирпич стесывают. Все это показано в разрезе по А — А.

Двадцатый ряд выполняют по порядовке, устраивая перекрытие под каналом для самоварника. Перетрубье уменьшается по длине еще больше. Кирпичи, укладываемые на свод, стесывают.

В двадцать первом ряду еще больше уменьшается перетрубье. Стенки печи над сводом выравнивают за счет укладки глиняного раствора разной толщины (к перетрубью толще, см. разрез В — В). Это необходимо для того, чтобы свод был выложен с уклоном в 30 мм.

Двадцать второй ряд полностью выравнивает перекрытие над сводом. В этом ряду ставят самоварник или дверку размером 130х130 мм. Штриховка в перетрубье показывает, что верх полки-ящика стесывают.

В двадцать третьем ряду кладут перетрубье и щиток. В нем заканчивается кладка ящика для сбора сажи, на что указывает штриховка.

Двадцать четвертый ряд кладут как двадцать третий, отверстие перетрубья увеличивают, самоварник перекрывают.

Двадцать пятый и двадцать шестой ряды схожи с кладкой предыдущего ряда. Их выкладывают с соответствующей перевязкой швов.

Двадцать седьмой ряд перекрывает перетрубье, что необходимо в дальнейшем для установки вьюшки. В этом ряду ставят две задвижки: задвижку 10 размером 300×250 мм — с передней стороны печи в канале трубы и задвижку 9 размером 300х170 мм — с правой стороны печи, то есть в щитке. Таким образом, последний канал щитка перед выходом в трубу перекрывается задвижкой (разрез по Б — Б).

Двадцать восьмой ряд кладут с перекрытием перетрубья, установкой дверки и вьюшки (см. разрезы А — А и Б — Б).

Двадцать девятый ряд кладут по порядовке. Из пяти каналов со стороны щитка остаются только три, самый меньший из них средний.

Тридцатый ряд выполняют так, что из трех каналов остаются только два горизонтальных, один из которых берет начало от вьюшки.

Тридцать первый ряд образует горизонтальный канал от самоварника к трубе. Для перекрытия этого канала его сужают, укладывая с внутренней стороны перетрубья четверти кирпича.

Тридцать второй ряд перекрывает все каналы, за исключением трубы сечением 250×380 мм.

Тридцать третий ряд кладут, как предыдущий, соблюдая перевязку швов и уменьшая сечение канала трубы до 250х250 мм или 1х1 кирпич.

Тридцать четвертый ряд показывает кладку шейки печи в шесть кирпичей без изменения сечения канала. Шейку кладут до распушки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Плита со щитком, имеющим самостоятельную топку

Плита со щитком, имеющим самостоятельную топку Конструкция плиты (рис. 61) имеет два хода — зимний и летний. Она удобна тем, что можно топить одну плиту, не нагревая щитка, или наоборот — топить только один щиток. Размер плиты: длина — 1400 мм, ширина — 1020, высота — 2170 мм. Масса

Простая печь

Простая печь Простая русская печь несложная по устройству и уходу. Кладут из красного кирпича или изготавливают из глины (глинобитные) с применением минимального количества приборов — заслонки и дымовой задвижки.Самая простая печь (рис. 69) имеет размер: ширину — 1270 мм,

Глинобитная печь

Глинобитная печь Практика показала, что хорошую русскую печь можно устроить не только из кирпича, но и из глинобита. В этой печи применяют кирпич только для настилки пода и кладки трубы.При хорошем выполнении и уходе глинобитная печь может служить длительное время. Для

РУССКАЯ ПЕЧЬ

РУССКАЯ ПЕЧЬ Обычная русская печь предназначена для отопления дома и приготовления пищи на семью из пяти-шести человек. Она способна обогревать дом площадью до 20 — 25 м2. Главная часть печи — варочная камера. Весьма важно правильно устроить сводчатое перекрытие камеры и

РУССКАЯ ПЕЧЬ С ПЛИТОЙ И ОБОГРЕВАТЕЛЬНЫМ ЩИТКОМ

РУССКАЯ ПЕЧЬ С ПЛИТОЙ И ОБОГРЕВАТЕЛЬНЫМ ЩИТКОМ Обладает большим преимуществом перед обычной печью. Под шестком располагается топливник для щитка, плиты и водогрейной коробки (рис. 195). По желанию плиту можно использовать летом только для приготовления пищи с выпуском

Компактная печь-каменка

Компактная печь-каменка Компактная печь-каменка (рис. 12) непрерывного действия может быть устроена на основе так называемой печи-прачки. Для этого в бак вместо воды необходимо загрузить камни, а нагрев воды можно производить в ведре, установленном на камнях. Печь-каменка

Печь-каменка без водонагревателя

Печь-каменка без водонагревателя При устройстве печи-каменки без водонагревателя (рис.  21) в качестве непроницаемой перегородки можно использовать металлический ящик или чугунный котел.Камни будут очень быстро нагреваться, так как его поверхность омывается горячими

Как правильно топить печь

Как правильно топить печь Печь рекомендуется топить часто и понемногу. Редкая и долгая топка не идет ей на пользу. Поэтому лучше всего за одну топку сжигать пару полных закладок дров.Дрова должны гореть полным огнем, а новые можно подкладывать только после того, как

5.3.7. Печь, а главное труба

5.3.7. Печь, а главное труба Если вопросы утепления тем или иным образом решены, то, так или иначе, неизбежно встает вопрос отопления. В данном случае отопление остается печное, ибо печь имеется и работает без вопросов. Однако следует сделать весьма важное замечание.Зрелище

1.

5.1. Фундамент под печь

1.5.1. Фундамент под печь «Правильный» фундамент под печь это целая наука. Для лучшей циркуляции воздуха через систему труб отопления надо приподнять печь минимум на 20 см. от уровня пола, и установить ее на основание из кирпича, плит, камня или другого негорючего материала.

Русские изразцовые печи

Русские изразцовые печи — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда была «вещью в себе» — на ней все начиналось и заканчивалось, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем фольклора. «В одной древней загадке-притче сказано: «В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змей; и когда холод войдет в то царство, змей закрутится, и пламя огня начнет выходить из пасти его, и дым вьется из его ушей, и искры сыплются из его глаз. Нетрудно догадаться, что в этой изобилующей метафорическими образами загадке речь идет о русской печи, которую сравнивают с каменной пещерой. Теплое царство — крестьянская изба с печкой», — писал о русской печке Геннадий Федотов, человек, посвятивший жизнь изучению русских ремесел и написавший много книг о печах.

 

Русские поговорки и пословицы полны отсылок к печке, и в каком контексте: «Станцевать с печки» (значит начать с самого начала), «Умный мужик – на печке избу построил », «Сказать, что в избе печка, значит сказать доброе слово», «С солнцем в октябре проститься, к печке поближе», «Без печки холодно, а без хлеба голодно». Печь не только топила, в ней готовили пищу, мылись, она была местом, где люди останавливались, чтобы побороть болезни и занимались любовью, она была центром дома и его хранительницей.

 

Это, впрочем, неудивительно, ведь российский климат никогда не был мягким и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи почитались и им придавалось сакральное значение как проводнику огня – главного языческого божества русских. Часто печку очеловечивали, наделяли способностью говорить, как в сказке «Гуси-волшебный лебедь», а также позже, в частности, в современном мультфильме «Вовка в далеком-далеком царстве». Про печь в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать».

 

Устройство русской печи позволяет ей выполнять множество функций: очаг для приготовления пищи, а также своего рода скамья для сна в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была прежде всего частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались в основном для приготовления пищи. А вот русская печь была «много в одном»: печь, постель, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи – домового. Неполные аналоги русской печи существуют только в Скандинавии, где сходный климат, поэтому и традиционный уклад жизни был схожим.

 

С VIII по XIII вв. в Северной Руси преобладали печи из крупных камней без применения связки. Камни были так хорошо подобраны, что плотно звенели друг о друга. У таких печей не было дымоходов, поэтому весь дым выходил через дверь, что имело свои преимущества в плане обеззараживания жилища: горячий дым «поджаривал» стены и потолок в ху, сушил и дезинфицировал его, что было важно для борьбы с микробы и насекомые.

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали делать из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела вид, который мы сейчас называем русской печью.

 

А так как люди Древней Руси придавали печи сакральный смысл, украшение предмета их культа вскоре стало задачей огромной важности. Печь, как центр дома или просто довольно крупное сооружение, нуждалась в украшении.

Ранние изразцовые печи украшались терракотовыми изразцами, часто печь собиралась из самонесущих изразцов и в конце концов появилось понятие изразцовой печи, предполагающее, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.

 

XVII век был пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от христианизации Руси до Серебряного века».

 

Множество разноцветных и глазурованных изразцов украшало русские изразцовые печи. В Московском Кремле хранится большая коллекция русских изразцовых печей. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре Троице-Сергиевой Лавры. В общем, многие из них сохранились в разной степени сохранности, во многом благодаря аскетизму музейщиков и реставраторов. Одна из крупнейших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторы МГОМЗ сделали очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Боярской Руси – эпохи, погибшей в петровское время.

 

Русская печь претерпела кардинальные изменения в начале XVIII века с указом Петра, запрещающим строительство дымных (без дымоходов) пожароопасных печей, что было очень своевременно, так как города горели и пожары вызывали большие повреждать. Тогда же были изданы первые правила устройства печей в жилых домах и промышленного изготовления кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по велению Петра было налажено производство новых для России «голландских» изразцов — белых изразцов, окрашенных кобальтом. Распоряжение Петра было: «немедленно шведского фасона печных изразцов сделать в гладкие белые, а на них синею краскою покрасить».

 

К середине XVIII века в России производилось самое большое количество изразцовых печей в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструкции печи. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления, были Николай Львов со своим трудом «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев, написавший «Теоретические основы печного искусства», в котором он опубликовал методику расчета размеров дымовых труб и сечений труб. газовые каналы. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топки и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич издал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе о печном отоплении изложил теорию расчета отопительных печей.

 

Производство белых изразцов и изменение способа дымоудаления привели к трансформации конструкции городских печей. Такие чисто отопительные толстостенные печи стали называть голландскими, что не совсем правильно, так как впервые они появились в России, а оттуда попали в Европу. Как бы то ни было, голландские печи получили распространение в городах во многом благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, связанные между собой сложной системой отопления, они стали отличным источником обогрева достаточно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском дворце. О печах Большого Екатерининского дворца следует говорить отдельно, так как они, как и московские изразцовые печи конца XVII века, символизируют целую эпоху.

 

В воздухе всегда витали идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям. Городом, откликнувшимся на эту идею, стал Санкт-Петербург, ставший не только «окном в Европу», но и первым полностью спланированным «европейским» городом в России. Многочисленные дворцы, воздвигнутые Петром и его потомками в Петербурге, превосходили европейские своим великолепием, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа ничуть не уступают по своей красоте знаменитому французскому Версалю.

 

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью правившего тогда сословия дворян, пришелся на царствование Елизаветы (Елизаветы) Петровны. Этот период русского искусства даже получил собственное название – елизаветинское барокко. Главным представителем этого направления был архитектор Ф.Б. Растрелли, именем которого иногда называют елизаветинский стиль – растреллиевское барокко.

 

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего петровского барокко, учитывало достижения русского искусства, сохраняя в своих силуэтах традиции православного храмового зодчества. Царскосельская и петергофская постройки Растрелли были закономерным следствием того, что здесь произошло до него. Его работа была полностью подчинена вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.

 

Елизаветинская эпоха стала исключительно благотворным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли высочайшего уровня мастерства и применялись во многих построенных и реконструированных дворцах.

 

«Елизавета Петровна отремонтировала все постройки и довела дворец до такого совершенства, что он легко мог соперничать, особенно своими фонтанами, с Версалем и Марли». Мечислав Пилсудский, 1857 г.

 

Большой интерес представляют изразцовые печи 18 века, которых много в Екатерининском дворце. Ко времени постройки этих печей в России уже давно работали кирпичные заводы по производству изразцов. В Стрельне, где располагались заводы, были залежи хорошей глины. К 1722 году в стрельнинских печах обжигали до 3,5 миллионов кирпичей в год. На Стрелинском гончарном заводе посуду, утварь и изразцы изготавливали из белой эмали и расписывали синими красками. Сюжеты были все одинаковые, все голландские – мельницы, корабли, пейзажи, каналы и прочее. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландской плитке.

 

Изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском Селе выполнены в голландском стиле с сюжетными росписями в бело-голубых тонах, заключенными в красивые орнаментальные рамки. Таким же образом выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

 

Белая столовая выполнена в контрасте с вышеперечисленными помещениями – она насыщена монохромными и матовыми фактурами. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Я. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Комната выдержана в строгих канонах классицизма, а в ее интерьерах изящные круглые изразцовые печи российского производства, облицованные белыми глазурованными изразцами с рельефными панно «Музыка и живопись».

 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в годы ВОВ, дворцы Царского Села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовал в их восстановлении.

 

Секрет изготовления изразцов с подглазурной росписью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его заново открывать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, который инициировал изготовление изразцов, обеспечив тем самым успешное выполнение указанной работы. Гессен решил задачу полной реставрации изразцов в интерьерах Летнего дворца Петра Великого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.

 

Долгое время изразцовые печи были основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Лишь в конце 19 – начале 20 веков, с изобретением парового отопления, их начали заменять. Фактически в настоящее время отопительные печи устанавливаются только в частных домах и при отсутствии магистрального газа для установки газового котла и нагрева воды. Чаще в доме устанавливают камин – для сибаритской медитации на огонь и как своеобразный знак достатка. Тем не менее спрос на печи достаточно стабильный. Зачастую заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее меньшей стоимостью, но и особым вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

 

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только в последние 15-20 лет. На рынке не так много компаний, способных производить облицовку изразцовой печью. Кроме того, современные покупатели практически не нуждаются в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из таких изразцов. Поэтому сейчас речь больше идет об изготовлении архитектурной керамики и плоской черепицы. Хотя иногда бывают заказы и на настоящую плитку с ромбами (коробчатыми выступами на обратной стороне).

 

Современные российские изразцовые предприятия делятся на несколько типов: мастерские, производящие определенный набор форм и рисунков, подгоняемых под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальную облицовку по эскизам заказчика или создающие новые дизайны; художественные мастерские, выпускающие авторские работы; и частные керамисты.

 

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает изделие с высокой степенью уникальности, так как не бывает полностью одинаковых плиток и даже в пределах одного набора каждая плитка будет отличаться от другой. Разница между мастерскими не очень существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а последняя, ​​в первую очередь, это вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае сейчас на рынке можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских:

 

Одна из крупнейших в России, петербургская компания «Паллада» основана реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компанией восстановлено огромное количество старинных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи – изразцовое богатство Северо-Запада».

 

Керамическая мастерская Сергея Лебедева — предприятие в Москве, созданное на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря, которое, а также воссоздало большое количество исторических изразцов при реставрации. Очень интересны работы фирмы «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это достаточно крупное предприятие, специализирующееся, как понятно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

 

Компания «АртБазл» в виде мастерских монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одна компания из Санкт-Петербурга, принадлежащая художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необычайно красивы.

 

Сказочно хороша работа звенигородского семейного ателье «Лев и Сирин», созданного потомственными керамистами Куприяновыми. Это полностью авторская керамическая продукция, со своим лицом, стилем и характером.

 

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако работы упомянутых фирм и художников привлекают внимание, будоражат душу и радуют глаз, что позволяет поставить их в один ряд с лучшие произведения крупных мастеров прошлого.

Русская дровяная печь является центром традиционного русского дома.

Луук Винкельмолен

Открой Россию

2265

Гончаров, ВОВ, квас, Обломов, баня, дровяная печь

31 января 2017

Дровяная печь является центром традиционного русского дома. Этот тип печи очень большой по размеру, но очень эффективный, когда дело доходит до энергии. Благодаря своей конструкции тепло может долго сохраняться. Хорошая печь требует заправки только два раза в день. Этот значимый элемент быта часто можно встретить в литературе и анекдотах. Ниже я приведу несколько примеров.

Помимо обогревателя, плиты и коптильни для еды, печь была еще и лекарем, исцеляющим членов семьи от любых простуд. Более того, русская печь могла служить заменой бане. Люди могли избавиться от болезни через пот или просто расслабиться. Чтобы превратить дровяную печь в паровую баню, нужно было сделать несколько вещей. Во-первых, печь была нагрета до очень высокой температуры. Когда немного похолодало, из печи убрали уголь и продукты. Впоследствии стены будут забрызганы водой или квас – этот напиток готовится из ржаного хлеба – чтобы наполнить паровую баню густым хлебным паром. Купальщицу ложили на деревянную полку и толкали в раскаленный центр печки. Наконец, вход в печку закрывали наглухо, оставляя парильщика на некоторое время потеть.

Русская печь также используется как место для сна. На печи или между стеной и печкой полка давала теплое место для чтения книги или сна. Такой способ использования печи встречается в Обломов , известный роман, написанный Иваном Гончаровым . Захар , слуга главного героя Обломова, целыми днями лежит на печи. Каждый раз, когда Обломову что-то нужно, он звонит Захару. Затем в другой комнате он слышит глухой звук того, как его слуга прыгает с печи.

Один из моих преподавателей в институте рассказал мне еще одну интересную историю о русских дровяных печах. Бабушка рассказывала ей, что во время Великой Отечественной войны она и ее семья мылись в печке. Дровяная печь была достаточно большой, чтобы в ней мог поместиться человек. Встать прямо было невозможно. Каждый раз, когда кто-то хотел умыться, ему нужно было проползти через вход в печь, обойти огонь и взять воду, нагретую в печи. После этого приходилось вылезать из печки, снова пачкаясь.

Следующая запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *