Какие существуют стили в архитектуре?
Домой Декор Какие существуют стили в архитектуре?
Архитектурные стили представляют собой совокупность характерных черт и признаков архитектуры. В функциональной, конструктивной и художественной стороне характерные черты сочетают в себе определенные места и временные показатели.
Архитектурный стиль формирует назначение здания, его месторасположение, строительные материалы и конструкции.
Еще с древних времен возведение строений производилось из учета функциональности строения, необходимых технических свойств и эстетических качеств. И сегодня, взглянув на здание, можно с легкостью определить, к какой временной эпохе относится строение, и в каком стиле оно выполнено.
Современная же архитектура достаточно разнообразна, эстетически привлекательна и эклектична. Среди разнообразия архитектурных стилей некоторые представлены самостоятельными и независимыми.
Хай-Тек
Популярный на сегодня стиль зародился в конце 60-х годов. Начинающему хай-теку присуще ироничность и концентрация внимания на технических достижениях. Сегодня в качестве элементов декора выступают инженерные коммуникации, опорные столбы и другие конструкции. Прагматичный и функциональный стиль.
В хай-тек активно используется металл, стекло, пластик. Что касается цветовой гаммы, то здесь используются яркие и монохромные оттенки. Приветствуются смелые эксперименты.
Постмодернизм
Современное направление, которое пришло на смену классическому модернизму. Архитектурный стиль гармонично сочетается с характеристиками естественной и искусственной окружающей среды. Основной задумкой данного направления является создание оригинального и эстетического облика сооружений. В модерне был запрет на декоративные элементы. В постмодернизме ограничения были сняты.
Оригинальный стиль основан на подражании архитектурным памятникам и древним строениям. Несмотря на классические формы строения, простота отошла на последний план. В качестве материалов строения выступает качественная сталь, алюминий и неоновые тубы.
Метаболизм
Популярный архитектурный стиль, который за последние годы набрал огромной популярности. Впервые направление было использовано в конце 50-х годов в Японии. Основной взор направлен на природу. Именитые дизайнеры стараются перенести развитие живого организма в архитектуру. Основной изюминкой стиля является модульность и ячеистая структура.
Метаболизм сочетает в себе незавершенность и недосказанность. Готовые строения имеют динамичный вид. Внимание окружающих привлекает незаполненное пространство, которое находится в плотной связи с окружающим миром.
Минимализм
Название архитектурного стиля говорит само за себя. Зародился стиль в конце 40-х годов. Основным принципом направления является «меньше — значит больше».
Основными материалами строительства выступает древесина различных пород, металл, стекло и пластик. Несмотря на минимализм, готовое сооружение является функциональным и лаконичным. Инженерные конструкции и опорные столбы тщательно скрыты внутри дома.
Минимализм сегодня является достаточно востребованным архитектурным направлением. Отличный стиль для строительства офисов и государственных структур.
Барокко
Архитектурные строения в стиле барокко поражают своей пышностью и грациозностью. Высокий стиль постройки, скрупулезность отделки, тщательно продуманные линии — так можно описать барокко.
Достаточно дорогостоящее строение. Требует качественных материалов и высокого профессионализма. Стилистика включает в себя объемные балконы, высокие потолки, проемы в виде арки и внутренние башни. Входные двери сооружений в стиле барокко часто обрамляют колоннами.
Готика
Сегодня на улицах города часто можно встретить удивительных людей необычной внешности и стиля, которых часто называют готами. Несмотря на схожесть названий, архитектурный стиль готика не имеет ничего общего с готами. Историческое направление, которое напоминает о рыцарях и поединках древних веков.
Сооружения имеют вытянутые крыши, витражные окна, поднимающиеся ввысь арки. Основным материалом изготовления выступает металл и дерево. Что касается цвета, то дизайнеры чаще используют коричневый, красный, синий и желтый оттенки. Строгое и мрачно-торжественное сооружение привлекает взгляды окружающих и вызывает восторг.
Предыдущая статьяЛучшие варианты остекления лоджий
Следующая статьяКлассы ламината — в чем отличие?
Совсем не объективные размышления о стилях в архитектуре.
Вторая часть статьи >>
Третья часть статьи >>
Четвертая часть статьи >>
Автор: Сергей Попов.
С одной стороны, стили вещь простая и понятная, с другой стороны, как их связать с конкретным зданием, ясно далеко не всегда. Попробуем в этом разобраться.
Для начала общие представления о стилях.
Чтобы не путаться в терминах, определимся с европейской классификацией архитектурных стилей. В подробности вдаваться не будем, отметим только основное, итак:
- Архитектура древнего мира
- Египет
- Месопотамия и др.
- Античная архитектура
- Греческая
- Римская
- Средневековая архитектура
- Византийская
- Романская
- Готика
- Архитектура Нового времени
- Ренессанс
- Барокко и Рококо
- Классицизм и Ампир
- Эклектика или Историзм
- Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и другие разновидности
- Архитектура Новейшего времени
- Конструктивизм
- Арт-деко
- Модернизм или Интернациональный стиль
- Хай-тек
- Постмодернизм
- Разнообразные современные стили
Система стилей сформировалась в эпоху Просвещения, когда возник интерес к искусству, и появилась необходимость его как-то классифицировать. Возникла абстрактная хронологическая классификация стилей, весьма далёкая от реальности.
На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Мы даже не задумываемся, что какие-то элементы привычных для нас стилей, возникли в древнем Египте или Месопотамии. В своё время интерес к античности определил переход от средневековой архитектуры к архитектуре Нового времени.
Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.
Византийский стиль | |
Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак.
Как уже понятно, средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни коим образом. Это не говорит о том, что в древнерусской архитектуре нет стилевого разнообразия, просто европейцам она тогда была плохо известна. Мы, в общем, тоже плохо представляем дохристианскую русскую архитектуру, хотя она, несомненно, была. Поэтому начнём с эпохи принятия христианства.
Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального
Древнерусский стиль | |
Псковско-Новгородский | Киевско-Черниговский |
Смоленско-Полоцкий | Владимиро-Суздальский |
Первой каменной церковью на Руси считается церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная), построенная в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Однако до неё уже были построены большие рубленые деревянные церкви в Киеве, Новгороде и Ростове. Какие это были церкви мы не знаем, но то, что они отличались от византийских, несомненно. Характерным признаком первых деревянных русских храмов является многоглавие, например, первая Киевская София «имущее верхов 13» или построенная в 992 году дубовая Новгородская София «13 верхы имуще». Позднее строятся и многоглавые каменные храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке.
Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль. С Византией сохранилась преемственность религиозно-символическая, которая в дальнейшем выразилась в идее третьего Рима.
В русской архитектуре начинают формироваться разные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Псковская, Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская, Смоленско-Полоцкая и другие. Приглашаются греческие и европейские мастера. Новые приёмы в объёмных и декоративных формах древнерусского зодчества говорят о неразрывной связи с архитектурой христианской Европы, при этом сохраняется русская уникальность.
Раннемосковский стиль | |
Развитие древнерусского зодчества, было прервано монголо-татарским нашествием. На некоторое время связь русской и общеевропейской архитектуры прекратилась. Однако, после освобождения от ордынского ига, отношения с европейской архитектурой вновь возродились. Пример этому, главные кремлёвские соборы Москвы. То, что русская архитектура продолжилась в формах домонгольского зодчества, имеет много причин, мы просто примем это как данность.
Годуновский стиль | |
В этот период возникает «раннемосковский» стиль русского зодчества, который развиваясь, постепенно становится общерусским. Для простоты назовём его «московским стилем». В этом стиле построено большинство храмов в 16 веке. При этом своеобразие местных региональных школ сохраняется.
Следующий этап развития русской архитектуры, назовём его «годуновский», снова обозначил связь с европейской традицией, но вновь был прерван, на этот раз Смутой.
Узорочье | |
Ярославская школа |
После смутного времени Европа воспринималась как враг, поэтому «годуновский» стиль развился в «узорочье«, наверное, самый русский стиль. Он очень светлый и радостный, в нём всего с избытком, в Москве кокошников, а в Ярославле изразцов.
Сближение с европейской культурой было неизбежно, в архитектуре это выразилось в пришедшем на смену «узорочью» Нарышкинском стиле, его ещё называют «нарышкинским или московским барокко». Лучшим образцом этого стиля была, разрушенная в 1936 году, Успенская церковь на Покровке в Москве.
Нарышкинский стиль | |
Строгановский | Тотемский |
Устюжский | Вятский |
Уральский | Сибирский |
Нарышкинский стиль дал массу прекрасных провинциальных вариантов храмовой архитектуры по всей России. Они получили названия Строгановского, Тотемского, Устюжского, Вятского, Уральского, Сибирского и т.д барокко. Этот самобытный стиль имеет мало общего с европейским барокко и мог бы называться иначе, но так исторически сложилось. В 18 веке именно «нарышкинский стиль» и его вариации был основным на всей территории России, кроме Санкт-Петербурга и Москвы.
В Малороссии развивается самобытное «украинское барокко«, в Белоруссии «виленское барокко«.
Нарышкинский стиль стал последним национальным русским стилем в архитектуре, наступало новое время, а с ним приходила новая стилистика.
Барокко | |
Украинское барокко | Виленское барокко |
Петровское барокко | Голицынское барокко |
Елизаветинское барокко | Елизаветинское барокко |
Аннинское барокко | Екатерининское барокко |
При Петре I происходит резкий поворот к европейской архитектуре, возникает «петровское барокко«. Это уже типичный североевропейский стиль, который, однако, в России не прижился, слишком сухим и рациональным он оказался.
Уникальным явлением стали храмы в «голицинском стиле«. Это, наверное самое европейское направление в русском барокко. Храмов в этом стиле было построено очень мало, но достаточно и одного шедевра — церкви Знамения в Дубровицах.
После «аннинского» барокко, основным стилем в Петербурге и Москве становится «елизаветинское» барокко. Это уже стиль молодой Российской империи. В Петербурге Растрелли, а в Москве Ухтомский создают, на мой взгляд, самый радостный стиль послепетровской эпохи. Прекрасный Никольский морской собор построил С. И. Чевакинский.
Некоторое время в архитектуре продолжается более строгое «екатерининское» барокко, но вскоре главным стилем в столицах, а позже в провинции, становится классицизм, сдержанный и гармоничный. Замечательными, хотя и очень разными, мастерами этого стиля были Василий Баженов и Матвей Казаков. Очень интересны и самобытны храмы, построенные Николаем Львовым.
В конце екатерининского периода, строится несколько храмов в псевдоготическом стиле.
Псевдоготика | |
При Александре I классицизм переживает время расцвета. Наверное, лучший храм в этом стиле — Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный Андреем Воронихиным.
Эпоха классицизма, после победы над Наполеоном, завершается русским ампиром. Крупнейшими мастерами этого стиля были Карл Росси и Василий Стасов, создавший замечательный Измайловский собор в Петербурге.
Храмы в этих европейских стилях, в основном, связаны со столичной архитектурой. В провинции строятся храмы, в которых одновременно присутствуют черты барокко и классицизма, нарышкинского стиля и псевдоготики. Это придаёт провинциальным и усадебным храмам неповторимое очарование.
Классицизм | |
Екатерининский классицизм | Екатерининский классицизм |
Александровский классицизм |
В эпоху Николая I происходит возврат к формам древнерусской архитектуры. Однако провозглашенная триада «Православие, Самодержавие, Народность» привела в архитектуре не к творческому переосмыслению древнерусской архитектуры, а к механическому перенесению её внешних форм и декоративных элементов на классические композиционные схемы. В русской архитектуре началась эпоха эклектики, или как её сейчас называют, историзма. Этот стиль изначально не был единым и дал внутри себя массу направлений.
Государственным, официально одобренным стилем, стал, так называемый, «русско-византийский» стиль. По большому счёту, ни к византийскому, ни к древнерусскому стилю, он отношения не имеет. Его ещё называют «псевдорусским стилем». Основным выразителем этого направления стал Константин Тон. На основе его «образцовых проектов» в российских городах было построено много однообразных церквей и соборов. Главное отличие «псевдорусских» храмов, их тяжеловесность, механистичность и сухость, что абсолютно не свойственно русской архитектуре. Самой интересной «русско-византийской» постройкой, так и остался родоначальник этого стиля, храм Христа Спасителя в Москве.
Ампир | |
Александровский ампир | Николаевский ампир |
Для провинции Священный Синод издавал «Атласы планов и фасадов церквей для построек в селениях», к счастью на местах эти проекты перерабатывали иногда до неузнаваемости. Тем не менее, в провинции появилось достаточно много неинтересных и, в общем-то, однотипных храмов. Иногда их называют постройками в «синодальном» стиле.
Во второй половине 19 века, под влиянием фабричной архитектуры, возник рациональной, так называемый, «кирпичный» стиль. Однако, к концу века, в этом стиле было построено много, довольно изящных, псевдорусских храмов.
На основе средневековых европейских стилей появилась романтичная «неоготика«, но большого распространения она, естественно, не получила.
Эклектика | |
Русско-византийский стиль | Псевдовизантийский стиль |
Неоготика | Кирпичный стиль |
Псевдорусский стиль | Поздний псевдорусский стиль |
Наиболее оригинальные образцы эклектики были построены в «псевдовизантийском» стиле. В этом стиле работал петербургский архитектор В. А. Косяков.
В 1890-е годы «псевдорусский» стиль стал отходить от аляповатых форм и приобрёл вид близкий к «узорочью».
Стиль эклектики, за малым исключением, не дал ярких образцов в храмовой архитектуре, но он пробудил интерес к настоящему, а не суррогатному, древнерусскому зодчеству.
В конце 19 века в Европе возник стиль, который во Франции назывался «арт-нуво», в Австрии «сецессион», в Германии «югендстиль». В России этот стиль получил название «модерн». В русском храмостроении в этом стиле были созданы блестящие образцы архитектуры. Модерн творчески переосмыслил древнерусское наследие. В этом стиле работали В.А. Покровский, И. Е. Бондаренко, А.В.Щусев и другие. Было создано два основных направления: «неорусский» стиль, разрабатывающий в новых формах приёмы домонгольской архитектуры и «романтизм» с его стилизациями на тему древнерусской архитектуры, такие церкви часто строили старообрядцы.
Модерн | |
Романтический стиль | Неорусский стиль |
Неоклассицизм | Современный |
В последние годы перед революцией возник «неоклассицизм«, но времени на развитие у него не оказалось.
После 1917 года Россия обогатила мировую архитектуру «Русским авангардом«, но развитие храмовой архитектуры, в очередной раз, было насильственно прервано.
Сейчас идут поиски современного стиля русской храмовой архитектуры, но интересных решений практически нет, как нет пока и заинтересованности в них.
Подводя итог, нужно заметить следующее:
Получив от Византии сложившуюся систему христианского храма, Русь очень быстро переосмыслила его и создала свой стиль храмовой архитектуры. При этом древнерусская архитектура, несомненно, являясь частью европейской христианской архитектуры, всегда сохраняла свою стилевую уникальность.
Даже в новое время, используя непривычные для себя, но общие с европейскими странами пространственные и декоративные приёмы, русская храмовая архитектура создала именно русское барокко, русский классицизм, русский ампир и русский модерн. Это были европейские стили, но в русской культурной традиции.
Кроме этого, в русской архитектуре параллельно с каменным, существовало и не имеющее аналогов в мире, деревянное храмовое зодчество. Именно оно на протяжении столетий определяло образ Русской земли. К сожалению, сегодня это бесценное наследие, по сути, оказалось ненужным ни государству, ни церкви.
Про отдельные стили русской каменной и деревянной архитектуры стоит поговорить более подробно. Но об этом позже.
Автор: Сергей Попов.
23 января 2011.
Обсуждение статьи >>
Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры
Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала Архитектурный стиль —
Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры
1. Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV — XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.
2. «Нарышкинское» барокко
Конец XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.
3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли
4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.
Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.
Дом Пашкова в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).
5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В. И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков
6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси
7. Эклектика
1830 – 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике
Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков
8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне — http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/mod
Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель
9. Ретроспективизм
1905 – 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно. Примеры трех основных течений в ретроспективизме —
9.1 — Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.
Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.
9.2 — Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность….
Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус
9.3 — Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве — трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.
Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.
Стили ……
Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее — дать общее, очень схематичное понятие о том, как менялись стили архитектуры со второй половины XVII века и до 1917 года.
Литература:
И важное уточнение о «Стилях»:
— В истории архитектуры само понятие «Архитектурный стиль» появилось сравнительно недавно, и относится только к периодам с XVIII века, со стиля Барокко. Иногда к стилям относят и «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.
— К Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того!
. …………………………………
— История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
Что такое архитектурный стиль? — Portella
Когда вы проезжаете по разным частям города или путешествуете по новым местам, вы, наверное, замечали, что существует множество разных типов домов и построек. Одна улица может быть заполнена историческими домами в викторианском стиле, а следующий квартал — современными высотными зданиями.
Время меняется, меняются и элементы, которые люди выбирают для включения в архитектуру. Путешествие по городу или поселку часто похоже на просмотр капсулы времени, потому что оно может показать нам, как здания и сооружения менялись с течением времени.
Понимание различных элементов архитектурных влияний и стилей — отличный способ лучше понять как строения в вашем родном городе, так и самые грандиозные строения по всему миру.
Что такое архитектурный стиль?
Начнем с основ. Что такое архитектурный стиль? Архитектурный стиль определяется как набор характеристик и особенностей, которые делают здание или другую структуру примечательной или идентифицируемой с исторической точки зрения.
Хотя определенные элементы могут быть перенесены в различные стили, каждый конкретный архитектурный стиль включает в себя уникальную комбинацию элементов, таких как форма, эстетика, метод строительства, строительные материалы и региональный характер. Комбинация элементов — это то, что позволяет различать различные категории архитектурных стилей.
Какие элементы архитектурного стиля?
Существует множество различных элементов, определяющих архитектурный стиль строения.
Строительные материалы
Исторически сложилось так, что материалы, используемые для строительства зданий, были любыми материалами, которые были в изобилии в этом районе. Дерево, кирпич и камень были самыми распространенными строительными материалами на протяжении тысячелетий.
По мере развития технологий стали популярными другие типы строительных материалов, такие как сталь, стекло и бетон. Более совершенные технологии также позволили создать более качественные материалы, которые можно было использовать для строительства более высоких зданий. Понимание того, какие материалы использовались для постройки строения, может дать вам много подсказок о его архитектурном стиле.
Возраст
Время, в которое было построено строение, является еще одним ключевым компонентом архитектурного стиля. Это особенно важно, потому что многие элементы архитектуры имеют тенденцию входить в стиль и выходить из него.
Таким образом, два здания могут иметь похожий стиль, но если они были построены в разные эпохи, у них, вероятно, есть тонкие, но важные различия. Например, здание, построенное в Риме между 850 г. до н.э. и 500 г. н.э., скорее всего, будет примером классической архитектуры, как римский Колизей.
Однако здание в подобном стиле, построенное позже, может быть примером архитектуры неоклассицизма или ренессанса. Знание возраста и контекста, когда здание было спроектировано и построено, является важной частью головоломки, когда дело доходит до понимания архитектурного стиля.
Дизайн конструкции
Эстетика дизайна конструкции имеет важное значение для ее стиля. Дизайн конструкции включает в себя понимание таких элементов, как линия, цвет, форма, масса, пространство, текстура и многое другое.
Классическое здание будет спроектировано с абсолютной симметрией и строгими математическими принципами, в отличие от готической структуры, которая отличается сложными деталями, такими как стрельчатые арки и богато украшенные украшения.
Каждый стиль архитектуры имеет ключевые особенности и компоненты, которые определяют этот конкретный стиль. Понимание того, как отдельные элементы дизайна влияют на структуру, имеет решающее значение для связи с архитектурным стилем здания.
Расположение
Расположение здания оказывает значительное влияние на архитектурный стиль. Чтобы быть эффективным, проект здания должен учитывать факторы, связанные с местоположением, такие как климат, география, топография, особенности участка и многое другое.
Чтобы создать безопасную и долговечную конструкцию, архитекторам необходимо хорошо знать место, где будет построено здание. Здание, расположенное в болотистой местности, потребует совсем другой конструкции, чем здание, построенное в каменистой местности.
Проекты конструкций должны учитывать местные погодные условия, возможные стихийные бедствия и многое другое. Здания также должны быть созданы с учетом естественных особенностей, таких как естественное освещение, захватывающий вид и другие элементы.
В дополнение к физическим характеристикам необходимо также учитывать социальные и культурные нормы места, чтобы окончательная конструкция соответствовала своему назначению. В некоторых культурах направление здания или количество этажей может иметь культурное значение, поэтому очень важно, чтобы дизайнеры понимали не только землю, но и людей, для которых они проектируют.
Почему важен архитектурный стиль?
Здания могут простоять сотни или даже тысячи лет. Старые постройки являются физическим представлением прошлого и могут рассказать нам о том, как жили люди и что они ценили во время постройки зданий.
Мы можем использовать архитектурный стиль в новых зданиях, чтобы указать, что важно для нас сейчас, например, используя устойчивые материалы, которые лучше для планеты, или встраивая большое количество окон, чтобы обеспечить максимальное количество естественного света.
Помимо предоставления контекста о мире в целом, архитектурный стиль может также обеспечивать красоту и эстетику функциональных пространств. Как люди, мы проводим много времени в помещении, и красиво оформленные пространства в наших домах и на рабочих местах могут повысить ценность этих мест. Здание, в котором люди хотят проводить время, имеет гораздо большую ценность, чем просто стены и потолки.
Какие ваши любимые архитектурные элементы? Вы предпочитаете исторические проекты или современные структуры?
В Portella наша цель всегда состоит в том, чтобы сочетать полезность и красоту, чтобы создавать наилучшие стальные двери и окна для любых дизайнерских потребностей. Нужны ли вам нестандартные окна по всему дому или одна нестандартная стеклянная дверь для воплощения архитектурного видения вашего дома, у нас есть решения, которые вам нужны.
В Portella мы работаем с людьми, чтобы реализовать их видение идеального пространства, и мы тщательно изготавливаем стальные окна и двери на заказ, чтобы обеспечить идеальную эстетику для каждого проекта.
Запросить предложение
Свяжитесь с нами сегодня, чтобы ваш проект двигался.
Запросить цену
Архитектурные стили — Программное обеспечение для формирования
Вы можете думать об архитектурных стилях как о наборе принципов, которые формируют или управляют дизайном вашего приложения. Многие стили пересекаются и могут использоваться в комбинации. Архитектурные стили, как правило, привязаны как к типу приложения, так и к моменту времени, когда приложение было разработано. Я думаю, что интеллект-карта помогает показать, как можно группировать архитектурные стили в зависимости от типов задач, которые они решают.
Что такое архитектурный стиль
Архитектурный стиль — это набор принципов. Вы можете думать об этом как о грубом шаблоне, который обеспечивает абстрактную структуру для семейства систем. Архитектурный стиль улучшает разделение и способствует повторному использованию дизайна, предоставляя решения часто повторяющихся проблем.
В соответствии с архитектурными стилями CS 377 Введение в разработку программного обеспечения:
- Именованная коллекция . Архитектурный стиль — это именованный набор архитектурных проектных решений, которые применимы в данном контексте разработки, ограничивают архитектурные проектные решения, специфичные для конкретной системы в этом контексте, и проявляют полезные качества в каждой полученной системе.
- Повторяющиеся организационные модели и идиомы . Установленное, общее понимание общих форм дизайна. Знак зрелой инженерной области.
- Абстракция . Абстракция повторяющихся характеристик композиции и взаимодействия в наборе архитектур.
Согласно Гарлану и Шоу (январь 1994 г., CMU-CS-94-166):
…семейство систем с точки зрения модели структурной организации. В частности, архитектурный стиль определяет словарь компонентов и соединителей, которые могут использоваться в экземплярах этого стиля, вместе с набором ограничений на то, как их можно комбинировать. Они могут включать топологические ограничения на архитектурные описания (например, отсутствие циклов). Другие ограничения — скажем, связанные с семантикой выполнения — также могут быть частью определения стиля». [Дэвид Гарлан и Мэри Шоу, 19 января.94, CMU-CS-94-166]
Преимущества архитектурных стилей
Архитектурные стили имеют несколько преимуществ. Наиболее важным из этих преимуществ является то, что они обеспечивают общий язык. Еще одно преимущество заключается в том, что они позволяют вести беседу, не зависящую от технологий. Это позволяет вам поддерживать разговор на более высоком уровне, включающий шаблоны и принципы, не вдаваясь в подробности. Например, используя архитектурные стили, вы можете говорить о клиент-сервере по сравнению с N-уровневым.
В соответствии с архитектурными стилями CS 377 Введение в разработку программного обеспечения:
- Повторное использование дизайна . Хорошо понятные решения, применяемые к новым проблемам.
- Повторное использование кода . Общие реализации инвариантных аспектов стиля.
- Понятность организации системы . Такая фраза, как «клиент-сервер», несет в себе много информации.
- Совместимость . Поддерживается стандартизацией стиля.
- Анализ стиля . Возможно благодаря ограниченному пространству дизайна.
- Визуализации . Специфичные для стиля описания, соответствующие ментальным моделям инженера.
Рамка архитектурного стиля
Архитектурные стили могут быть организованы по их основным направлениям. В следующей таблице перечислены основные направления и соответствующие архитектурные стили.
Горячая точка | Архитектурные стили |
---|---|
Связь | Сервис-ориентированная архитектура (SOA) и/или шина сообщений и/или конвейеры и фильтры |
Развертывание | Клиент/сервер или 3-уровневый или N-уровневый |
Домен | Модель домена или шлюз |
Взаимодействие | Раздельная презентация |
Структура | Компонентная и/или объектно-ориентированная и/или многоуровневая архитектура |
Основные архитектурные стили
В следующей таблице перечислены общие архитектурные стили, описанные в этой главе. Он также содержит краткое описание каждого стиля. Последующие разделы этой главы содержат более подробную информацию о каждом стиле, а также рекомендации, которые помогут вам выбрать подходящие для вашего приложения.
Архитектурный стиль | Описание |
---|---|
клиент-сервер | Разделяет систему на два приложения, где клиент отправляет запрос на обслуживание серверу. |
Компонентная архитектура | Декомпозирует дизайн приложения на многократно используемые функциональные или логические компоненты, которые не зависят от местоположения и предоставляют четко определенные коммуникационные интерфейсы. |
Многоуровневая архитектура | Разделяет задачи приложения на составные группы (уровни), такие как уровень представления, бизнес-уровень, уровень данных и уровень служб. |
Шина сообщений | Программная система, которая может получать и отправлять сообщения, основанные на наборе известных форматов, чтобы системы могли взаимодействовать друг с другом без необходимости знать фактического получателя. |
N-уровневый/3-уровневый | Разделяет функциональные возможности на отдельные сегменты почти так же, как и в многоуровневом стиле, но каждый сегмент представляет собой уровень, расположенный на физически отдельном компьютере. |
Объектно-ориентированный | Архитектурный стиль, основанный на разделении задач для приложения или системы на отдельные повторно используемые и самодостаточные объекты, каждый из которых содержит данные и поведение, относящиеся к объекту. |
Отдельное представление | Отделяет логику управления взаимодействием с пользователем от представления пользовательского интерфейса (UI) и от данных, с которыми работает пользователь. |
Сервис-ориентированная архитектура (SOA) | Относится к приложениям, которые предоставляют и используют функциональные возможности как службу с использованием контрактов и сообщений. |
Комбинации архитектурных стилей
Архитектура программной системы почти никогда не ограничивается одним архитектурным стилем, а часто представляет собой комбинацию архитектурных стилей, образующих полную систему. Например, у вас может быть проект SOA, состоящий из сервисов, разработанных с использованием подхода многоуровневой архитектуры и стиля объектно-ориентированной архитектуры. В следующих примерах показано, как можно использовать комбинации некоторых из этих стилей для создания приложений:
Пример 1
Сочетание стилей архитектуры будет полезно, если вы создаете общедоступное веб-приложение. Используйте эффективное разделение задач, используя стиль многоуровневой архитектуры. Это отделит вашу логику представления от вашей бизнес-логики и вашей логики доступа к данным. Требования безопасности вашей организации могут потребовать от вас развертывания приложения с использованием либо трехуровневого развертывания, либо более чем трехуровневого развертывания. Уровень представления может быть развернут в сети периметра, которая находится между внутренней сетью организации и внешней сетью. На уровне представления (веб-сервер) вы можете выбрать отдельный стиль архитектуры представления для своей модели взаимодействия, такой как MVC. С точки зрения связи между вашим веб-сервером и сервером приложений вы можете выбрать стиль архитектуры SOA и реализовать связь на основе сообщений.
Пример 2
Если вы создаете настольное приложение (приложение Windows Forms), вы можете предпочесть иметь клиент, который отправляет запрос программе на сервере. Разверните клиент и сервер, используя стиль архитектуры клиент/сервер. Используйте компонентную архитектуру для дальнейшей декомпозиции проекта на независимые компоненты, предоставляющие соответствующие коммуникационные интерфейсы. Рекомендуется использовать объектно-ориентированный подход для улучшения повторного использования, тестируемости и гибкости.
Выбор архитектурного стиля
На выбор архитектурного стиля влияет несколько факторов. Некоторые факторы включают в себя возможности вашей организации для проектирования и реализации; возможности и опыт разработчиков; а также доступные аппаратные средства и сценарии развертывания. Стили архитектуры связаны между собой, поэтому эффективно вы будете выбирать сочетание архитектуры для своего сценария. Например, при выборе многоуровневой архитектуры вы также можете использовать объектно-ориентированный или компонентный дизайн.
Дополнительные ресурсы
- Архитектурные стили (Руководство по архитектуре приложения 2.0)
- Архитектурные стили (Википедия)
- Проектирование архитектуры программного обеспечения – методология и стили
- Многие принципы SOA
- Архитектурные стили CS 377 Введение в разработку программного обеспечения
Мои похожие сообщения
- Архитектурные стили, шаблоны и метафоры
- Архитектурные шаблоны и системные метафоры
- Инкрементальный рендеринг решения
Роль архитектурного стиля в современной архитектуре
Ремесло на 1 декабря 2021 г.Автор: Рита и Барт
С исторической точки зрения архитектурные стили ценны, потому что они дают вам представление о конкретных культурах в разные периоды времени, но что такое архитектурный стиль, как архитекторы создают стили дизайна и как стили дизайна интегрируются в современную архитектуру?
Распространенным заблуждением является то, что здания часто строятся в соответствии с определенными архитектурными стилями. Тем не менее, архитекторы по дизайну опережают заслуживающие внимания стили, которые в конечном итоге определят их проект. Архитекторы создают стили дизайна, а не наоборот.
Узнайте больше о взглядах архитекторов на стили дизайна и о том, как стили интегрируются в современную архитектуру.
Что такое архитектурный стиль?
Википедия определяет «архитектурный стиль» как «набор характеристик и особенностей, которые делают здание или другую структуру примечательной или исторически идентифицируемой». Однако понимание архитектурного стиля означает проникновение глубже, чем узнаваемый вид здания.
Стиль архитектурного дизайна – это:
- Систематизированный набор мотивов и элементов уникального дизайна
- Созданный определенной культурой
- Созданный определенным временем
- Созданный определенным местом
- Информированный культурными нормами3 9017 9017 Результат доступной технологии
- Результат социальных и экономических условий того времени
Архитектура как искусство
Архитектура — это дизайн, а дизайн — это искусство, поэтому помогает понять, что такое архитектурный дизайн, глядя на то, как мы понимаем искусство .
Искусство определенного периода, например импрессионизм, имеет уникальную идентичность, которая не обязательно зависит от предыдущих архитектурных стилей, а скорее создается художниками для отражения текущего времени, места, ситуации и культуры.
Архитекторы не просто заимствуют стили дизайна из других времен и мест, они сами создают стили дизайна.
Например, новое здание средней школы, которое планируется открыть через год в городе Центральной долины, будет иметь совершенно другой стиль дизайна, чем средняя школа в том же городе, построенная 100 лет назад, несмотря на то, что она находится в том же месте. и предполагая ту же общую цель.
Хотя в новой школе могут быть некоторые элементы, восходящие к старому стилю, стиль новой школы лучше отражает текущий период времени.
Как архитекторы создают стили дизайна
Архитектурный стиль конкретного проекта зависит от целей и деталей проекта.
Например, архитектурный стиль пристройки церкви в сельской местности округа Мадера, штат Калифорния, будет сильно отличаться от стиля офисного здания в центре города Фресно. Цели, использование, требования к сайту и влияние сообщества, вероятно, будут существенно различаться.
Как стиль отражается в целях архитектурного проекта
Стиль архитектурного дизайна зависит от контекста проекта, который включает, но не ограничивается:
- Историческое влияние и детали сайта и его сообщества
- Окружающая среда факторы, которые связывают цели устойчивого развития с использованием здания
- Культурные влияния, которые приводят дизайн и эстетику в соответствие с использованием здания
Для клиента и пользователя архитектурный стиль отражает пространство, которое соответствует их потребностям, обращению, функции, и характер. Для сообщества, окружающего запланированный участок, этот стиль также отражает язык и идентичность, которые взаимодействуют с близлежащими людьми и зданиями.
Удобство конструкции также важно — оно может создать ритм или рисунок, в результате чего структура будет иметь смысл для использования и пользователей.
Как детали дизайна влияют на архитектурный стиль
На стиль здания также влияют детали архитектурного проекта. Сюда входят:
- Структура
- Материалы
- Визуальные характеристики
Архитектурный стиль здания зависит от процесса проектирования здания.
Почему важно понимать стили архитектурного дизайна
Одним из ключевых преимуществ изучения стилей архитектурного дизайна является лучшее понимание нашей истории. Лучшие источники вдохновения для архитектурных стилей включают местные и международные достопримечательности, изучение истории искусства, а также публикации по архитектуре и дизайну.
Осмотр местных и международных достопримечательностей
Нет ничего лучше, чем увидеть проект здания вблизи. Осмотр достопримечательностей архитектурных стилей позволяет вам непосредственно испытать элементы стиля и то, как сайт взаимодействует с окружающими общественными зданиями и открытыми пространствами.
Архитектурные выставки
Посещение выставок — лучший способ для архитекторов познакомиться с новыми тенденциями дизайна, продуктами или технологиями строительства. Эти части архитектурного дизайна могут породить новые и инновационные идеи для стилей дизайна.
Публикации по архитектуре и дизайну
Публикации по архитектуре и дизайну являются отличным источником вдохновения, поскольку в них представлены новейшие продукты и проекты. Эти публикации также часто включают истории других дизайнеров и архитекторов, которые находят решения сложных стилей и проблем дизайна.
Архитектурное вдохновение из истории и технологий
Помимо других зданий, двумя основными источниками архитектурного вдохновения являются история и технологические достижения.
Понимание истории дизайна, конструкции и стиля здания может подтолкнуть к идеям для новых проектов. Должно быть понимание того, «почему» спроектировано здание и «как» детали сошлись воедино. Как только это будет понято и оценено, это может стать источником вдохновения.
Новые технологии, влияющие на детали и общий архитектурный дизайн проекта, могут способствовать инновациям в стилях дизайна. Технологии совершенствуют архитектуру, стили и эффективность, поэтому важно быть в курсе последних тенденций.
Общие стили дизайна исторических зданий в долине Сан-Хоакин и Калифорнии
Хотя хорошие архитекторы не полагаются на предыдущие стили дизайна, чтобы напрямую влиять на свои проекты, они изучают и признают влияние распространенных местных стилей дизайна и то, как они могут помогите найти новые идеи.
Традиционный стиль дизайна долины Сан-Хоакин в Калифорнии не является формальным. Как и в других районах с сильным сельскохозяйственным влиянием, функция и защита важнее других факторов.
Некоторые общие стили дизайна зданий в долине Сан -Хоакин и Калифорнии:
- Craftsman Bungalow
- ТАНКАКИ
- Водные башни
- Mission Revival
4040170. Эти жилые дома в стиле ремесленных бунгало знамениты своими декоративными парадными верандами, ведущими в дом, отличающийся деревянной отделкой ручной работы.
Этот стиль был популяризирован в начале 1900-х годов благодаря книгам с выкройками. Во Фресно вы можете найти дома в стиле ремесленников вдоль определенных улиц Башенного района.
Мне очень понравилось снимать это #бунгало в #ремесленном стиле #Morningside Отличная детализация! #architecture pic.twitter.com/3Vd9px9WDX
— Чарли Силл 🍠🍊🍓🍳 (@SargentSill) 25 июня 2017 г.
Резервуары и водонапорные башни
В Центральной долине есть несколько отличных образцов резервуаров и водонапорных башен. Эти сооружения были построены калифорнийскими фермерами и жителями в середине 1800-х годов для обеспечения коммерческих и бытовых нужд водой.
Одним из знаковых примеров является Старая водонапорная башня Фресно, которая является одним из самых характерных архитектурных символов Фресно.
Стиль миссионерского возрождения
Новая интерпретация испанского миссионерского стиля конца 1800-х и начала 1900-х годов, архитектура миссионерского возрождения была популяризирована как стиль, вобравший в себя историческое наследие Калифорнии. Многие черты архитектуры Mission Revival можно увидеть в других стилях дизайна Калифорнии, таких как землистые тона и цветовые схемы, арки и сочетание лепнины и сырцового кирпича.
Хорошим примером стиля Mission Revival является пассажирское депо Санта-Фе, расположенное в центре города Фресно.