Объекты:
Карта домов
Строящиеся
Построенные
Скоро в продаже

 

Где ты живёшьЯ живу в «Доме с башенками» у Белорусского вокзала. Дом с башенками


Я живу в «Доме с башенками» у Белорусского вокзала — The Village

 Открывающий Ленинградский проспект девятиэтажный дом удивителен своим ярким декоративным решением, характерным для архитектуры рубежа 1940–1950-х годов. Благодаря этому решению здание называют «Домом с башенками» — и часто складывают легенды о нём: дескать, у Белорусского вокзала должна была появиться ещё одна сталинская высотка. Однако это не так.

Ещё в 1920-е годы участок, на котором стоит здание, был отведён для развития пригородного движения Белорусского вокзала, а поодаль, вдоль Нижней улицы, были построены жилые дома для железнодорожников. Но после окончания войны министерство путей сообщения также решило освоить пространство возле путепровода под жильё — для этого пришлось даже изменить трассировку Нижней улицы, которая сейчас огибает жилой дом.

Авторами проекта выступили архитекторы Мосгипротранса — Михаил Готлиб и Бронислав Хилькевич. Перед ними стояла сложная задача — разместить 130-квартирный дом на тесном участке, ограниченном съездом путепровода и железнодорожными путями с платформой. Они решили отвести первые этажи под нежилые помещения, встроив в них агентство по продаже билетов, пригородные кассы и зал ожидания с выходом на платформу — фактически в дом был встроен вокзал пригородного сообщения.

Кроме того, нужно было решить и архитектурное оформление. Со стороны площади Белорусского вокзала будущую сталинку в любом случае заслоняло эклектичное здание вокзала, выдвинутое до самого путепровода. Да и широкое Ленинградское шоссе, ставшее в 1957 году проспектом, требовало доминанты в разномасштабной застройке магистрали. Поэтому архитекторы решили постройку в виде уступчатого объёма с башенками на высотной части здания, которые сделали дом более лёгким. Башенки также послужили поводом для легенд о том, что дом первоначально должен был стать высоткой. Но это был всего лишь частый и излюбленный архитектурный приём того времени.

Обилие декора также было связано с желанием разгрузить крупное здание с плотной сеткой окон на центральной части корпуса. Кроме того, на центральном фасаде архитекторы разместили крупные окна в эркерах, которых изначально не было в проекте, а в высотной части появились квартиры с более высокими потолками и антресолями под самым карнизом. Фактически над основным корпусом дома разместилось элитарное жильё.

Все работы над зданием были завершены к 1953 году, а всего через пару лет вышло знаменитое Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором была раскритикована пышность позднесталинской неоклассики. Был освобождён от должности главный архитектор Мосгипротранса Алексей Душкин (автор здания «Детского мира» и станций метро «Маяковская», «Кропоткинская»), а про дом № 1 по Ленинградскому шоссе в постановлении написали следующее:

«Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.

Так, например, в г. Москве в жилых домах по улице Горького (архитектор Жуков), по Можайскому шоссе (архитектор Чечулин), по Ленинградскому шоссе (архитекторы Готлиб и Хилькевич) и в ряде других домов в угоду показному украшательству применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы в другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид».

В результате здание стало предметом критики в периодике того времени и мишенью для карикатур. Несмотря на это, «дом с башенками» всё же попал в кинематограф в знаменитом фильме «Девушка без адреса» и впоследствии стал неотъемлемой частью ансамбля площади Белорусского вокзала и начала Ленинградского проспекта.

www.the-village.ru

Дом с башенкой (2012) смотреть онлайн бесплатно (1 час 16 минут)

  • КиноПрофи: 4.462 (26)
  • Кинопоиск: 6.932 (149)
  • IMDB: 7.00 (97)

В главных ролях

  • Екатерина Голубева

  • Альберт Филозов

  • Марина Полицеймако

  • Михаил Векслер

  • Дмитрий Кобецкой

  • Виталина Библив

  • Виталий Линецкий

  • Ирина Кихтёва

Качество HD

Год 2012

Страна Украина

Перевод Оригинальный (русский)

Премьера в РФ 07-07-2012

Длительность 1 час 16 минут

Режиссер

Ева Нейман

Фильм рассказывает о событиях 1944 года, во время которых множество людей теряли родственников. Толпы сирот, болеющих стариков и одиноких женщин, несмотря ни на что, держались за свою жизнь и пытались вернуться домой. Главный герой истории был среди всех этих людей. Восьмилетний мальчишка сел на поезд вместе с мамой, чтобы добраться в родную деревню. Но по дороге случается ужасная трагедия – мать мальчика погибает от болезни, и её оставляют на маленькой железнодорожной станции. Мальчик не знает её название, он лишь успел запомнить небольшой дом с башенкой, который стоял возле путей. Но, невзирая на горе, юный герой решает продолжить путь домой, ведь там его ждёт родной дедушка. Вот только сможет ли мальчик преодолеть расстояние, которое оказывается не под силу даже многим взрослым?

Смотреть онлайн Дом с башенкой (2012) в хорошем качестве

kinoprofi.org

Читать онлайн "Дом с башенкой" автора Горенштейн Фридрих Наумович - RuLit

Горенштейн Фридрих

Дом с башенкой

Фридрих Наумович Горенштейн

ДОМ С БАШЕНКОЙ

Мальчик плохо различал лица, они были все одинаковы и внушали ему страх. Он примостился в углу вагона, у изголовья матери, которая в пуховом берете и пальто, застегнутом до горла, лежала на узлах. Кто-то в темноте сказал:

- Мы задохнемся здесь, как в душегубке. Она все время ходит под себя... В конце концов, здесь дети...

Мальчик торопливо вынул варежку и принялся растирать лужу по полу вагона.

- Почему ты упрямишься? - спросил какой-то мужчина.- Твоя мама больна. Ее положат в больницу и вылечат. А в эшелоне она может умереть...

- Мы должны доехать,- с отчаянием сказал мальчик,- там нас встретит дед.

Но он понимал, что на следующей станции их обязательно высадят.

Мать что-то сказала и улыбнулась.

- Ты чего? - спросил мальчик.

Но мать не ответила, она смотрела мимо него и тихо напевала какой-то мотив.

- Ужасный голос,- вздохнули в темноте.

- Ничего не ужасный,- огрызнулся мальчик.- У вас самих ужасный...

Рассвело. Маленькие оконца товарного вагона посинели, и в них начали проскакивать верхушки телеграфных столбов. Мальчик не спал всю ночь, и теперь, когда голоса притихли, он взял обеими руками горячую руку матери и закрыл глаза. Он заснул сразу, и его мягко потряхивало и постукивало спиной о дощатую стенку вагона. Проснулся он тоже сразу, от чужого прикосновения к щеке.

Поезд стоял. Дверь вагона была открыта, и мальчик увидел, что четверо мужчин несут его мать на носилках через пути. Он прыгнул вниз, на гравий железнодорожной насыпи, и побежал следом.

Мужчины несли носилки, высоко подняв и положив на плечи, и мать безразлично покачивалась в такт их шагам.

Было раннее, холодное утро, обычный в этих степных местах мороз без снега, и мальчик несколько раз спотыкался о примерзшие к земле камни.

По перрону ходили люди, некоторые оборачивались, смотрели, а какой-то парень, лет на пять старше мальчика, спросил у него с любопытством:

- Умерла?

- Заболела,- ответил мальчик,- это моя мама.

Парень с испугом посмотрел на него и отошел.

Носилки внесли в дверь вокзала, и мальчик тоже хотел пройти туда, но медсестра в телогрейке, наброшенной поверх халата, взяла его за плечо и спросила:

- Ты куда?

- Это ее сын,- сказал один из мужчин и добавил: - А вещи где ж? Эшелон уйдет, без вещей останетесь...

Мальчик побежал назад, к эшелону, но запутался и оказался на городской площади с противоположной стороны вокзала. Он успел заметить очередь на автобус, старый одноэтажный дом с башенкой и старуху в шерстяных чулках и галошах, торгующую рыбой.

Потом он побежал назад, однако железнодорожные пути у перрона оказались пустыми, эшелон уже ушел. Мальчик еще не успел испугаться, как увидел свои вещи, сложенные на перроне. Все было цело, кроме кошелки с лепешками и сушеным урюком.

- Твои вещи? - спросила женщина в железнодорожной шинели.

- Мои,- ответил мальчик.

- А что в этом узле? - И ткнула ногой грязный, сплющенный узел.

- Мамины фетровые боты,- сказал мальчик,- и два ватных одеяла... И коричневый отрез...

Женщина не стала проверять, взяла узел и чемодан, а мальчик взял другой узел и чемодан, и они пошли к вокзалу. Они внесли вещи в теплый зал, где на деревянных скамьях и прямо на полу сидело много людей.

- Я в медпункт,- сказал мальчик,- у меня мама заболела.

- Я твои вещи караулить не буду.

- Ну, еще немного, я уплачу.

- Дурень,- поморщилась женщина,- я ведь на работе.

Но мальчик уже выбежал на перрон. Он с трудом нашел двери медпункта. На клеенчатой скамье кто-то лежал, вытянувшись, и мальчик глотнул несколько раз тяжело и, подойдя, увидел руку с синими ногтями. Только тогда он заметил, что это незнакомый старик. Лицо его было накрыто носовым платком, и две женщины сидели рядом, сгорбившись. Одна, помоложе, плакала, а другая, постарше, молчала.

Мальчик быстро отступил назад.

- А где моя мама? - спросил он и огляделся.

Из боковой двери вышла медсестра в телогрейке.

- Мать твою в больницу отправили,- сказала она.

- В какую больницу? - спросил мальчик.

- У нас в городе одна больница... Сядешь на автобус, доедешь...

Тогда он вспомнил про площадь, и очередь, и дом с башенкой, и старуху в шерстяных чулках, торгующую рыбой. Он вновь побежал по другую сторону вокзала и увидел все это. Он стал в очередь за какой-то меховой курткой с меховыми пуговицами на хлястике. Но автобуса все не было, и он побежал через площадь, оказался на узкой улице, среди старых, деревянных домов, и здесь вспомнил, что не знает, где больница.

Улица была пуста, лишь у обмерзшей льдом водопроводной колонки две девочки играли с собачкой.

- Где больница? - спросил он, но девочки посмотрели на него, рассмеялись и убежали в калитку, а собака подскочила к его пяткам и, оскалившись, залаяла. Мальчик поднял кусок льдышки и кинул в собаку. Она завизжала. Из калитки вышли женщина в ушанке и две девочки, незаметно строящие ему рожи. Женщина начала что-то кричать, мальчик так и не понял, почему и что она кричит.

- Где больница? - тихо спросил он.

Женщина перестала кричать.

- Ты идешь не в ту сторону,- сказала она,- перейди через площадь и садись на автобус.

Мальчик повернулся, пошел назад и опять увидел дом с башенкой, очередь и старуху, торгующую рыбой.

Он стал в очередь за шинелью с подколотым пустым рукавом, и автобус опять долго не появлялся. Тогда он спросил у шинели, где больница.

- Это далеко,- сказала шинель.- Видишь трубу? За трубой еще с километр. На автобусе надо ехать.

Но автобуса все не было, и мальчик пошел по направлению к трубе. Сразу же в начале улицы его обогнал автобус.

Мальчик шел очень долго и за это время успел привыкнуть к тому, что мать его в больнице, а он остался один среди незнакомых людей. Главное было теперь добраться до трубы и найти больницу. В дороге его еще несколько раз обгонял автобус. Вблизи труба оказалась громадной и ржавой, на кирпичном фундаменте. Мальчик постоял немного, отдыхал, держась рукой в варежке за проволоку, идущую от трубы к земле. Проволока была скользкая и холодная. Потом он пошел дальше, и какой-то прохожий показал ему больницу. Мальчик поднялся по ступенькам, вошел в коридор и наткнулся на женщину в марлевой косынке.

- Ты куда,- сказала женщина и растопырила руки,- ты куда в пальто?.. Ты чего?..

Мальчик нырнул у нее под руками, толкнул стеклянную дверь и сразу увидел мать. Она лежала на кровати посреди палаты.

- Вот,- сказал он,- вот, вот...

- Что "вот"? - спросила женщина.- Чего "вот"? Но мальчик держался за ручку двери и повторял:

- Вот, ну вот же...

Мать была острижена наголо, и глаза ее, очень темные на желтом лице, смотрели на мальчика. Она была в сознании.

- Сын,- сказала она шепотом. И тогда мальчик заплакал.

- Ну, тише,.- сказала женщина в косынке,- давай сюда пальто и подойди к матери.

- Я тебя искал,- сказал мальчик, продолжая плакать.

- Мне уже легче,- сказала мать.- Как ты себя чувствуешь?

- Хорошо,- сказал мальчик.- А ты скоро выздоровеешь?

- Скоро,- сказала мать.- Поешь кашу. Сестра, дайте ему ложку.

- Это не положено,- сказала сестра.

- Возьми маленькую ложечку,- сказала мать,- и садись на табурет.

- Это не положено,- повторила сестра,- я вынуждена буду удалить мальчика.

- Кушай, кушай, сын,- сказала мать,- не бойся.

- Я повешу твое пальто в коридоре,- сердито сказала сестра и вышла из палаты.

www.rulit.me

Сонник Дом с башенками. К чему снится Дом с башенками видеть во сне

Сны о домах часто означают устройство жизни, ход дел. От того, в каком состоянии ваш дом, зависит то, что ждет вас в будущем. Иногда эти сны повторяются.

Особенно если вы задумываетесь о своей жизни и ожидаете перемен к плохому или, наоборот, к хорошему. Видеть блестящий или покрытый золотом дом — к несчастью или неприятностям.

Покупать, осматривать дом — строить планы на будущее. Такой сон также предсказывает перемены в жизни и положении.

Обратите внимание на состояние помещения, мебель, освещение и чувства, которые вы испытывали при осмотре дома во сне.

Строить дом во сне означает, что вам придется нелегко, чтобы добиться стабильного положения в обществе и благосостояния. Иногда такой сон предвещает скуку, недовольство своим положением или болезнь.

Больному такой сон предсказывает близкую смерть. Амбар или сарай строить во сне означает, что скоро вы обзаведетесь своим домом и семьей.

Смотрите толкование: амбар, сарай.

Иметь во сне свой собственный дом, как он есть, означает, что ваши переживания напрасны и жизнь в вашем доме наладится.

Если во сне вы ремонтируете или покрываете дом крышей, то наяву вас ожидают разочарования и потери.

Оказаться в запертом помещении — сон-предупреждение о том, что кто-то строит козни против вас.

Опустошенный, разграбленный дом (свой) увидеть во сне — к прибыли и большим хорошим переменам.

Разрушения в доме означают неприятности, которые угрожают вашему благополучию. Иногда такой сон может означать продолжительную болезнь (в зависимости от степени разрушений), а больной, увидевший такой сон, может умереть.

Ремонт в вашем доме увидеть во сне означает, что в скором времени вам придется немало потрудиться, чтобы исправить сделанные ошибки или улучшить ваше положение.

Увидеть во сне дом, предназначенный к разрушению, — предупреждение о том, что ваши необдуманные поступки повредят вашему благополучию.

Перемены и перестановки в доме, которые вы производите во сне, — к переменам или визиту важного человека.

Сон, в котором вы увидите ваш дом пустым, предупреждает вас о возможном расставании с близким человеком, о неисполнении надежд и о материальных потерях. Такой сон также говорит о том, что вы недовольны своим настоящим положением и мучительно ищите выход из него.

Сон, в котором вы увидите свой дом, охваченный огнем, — знак неудач в делах, неприятностей и огорчений. Такой сон часто предупреждает об опасности для жизни обитателей этого дома.

Горящая гостиная или столовая — предвестье неприятных известий о болезни хозяина дома. То же, если вы увидите, как в вашем доме мебель или драпировки вспыхнули и горят.

Хуже всего, если обстановка в доме выгорает дотла. В этом случае ждите больших и продолжительных бедствий.

Увидеть во сне, как горит и рушится верхний этаж дома, — предупреждение видевшему такой сон, что он может лишиться состояния, подвергнуться унижениям.

Неверные друзья покинут его в трудную минуту. Кроме того, такой сон может грозить и большим судебным разбирательством.

Однако, если во сне дом будет гореть ясным пламенем, без разрушений и дыма, то бедняк разбогатеет, а богатый станет знатным.

Деревья, горящие перед домом, — знак убытка для его владельцев.

Увидеть во сне дом своих родителей (стариков) — к получению дурных известий о несчастье в семье. Смотрите толкование: жилец, огонь.

Жилище странного вида видеть во сне означает, что ваша реальная жизнь не устроена и вы глубоко переживаете из-за этого.

Если увидите во сне трансформации жилья из странного в нормальное — знак того, что то же самое произойдет и с вами в жизни. Входить в такое жилище во сне — предвестье того, что скоро вы ввяжетесь в необычное дело.

Если вам приснится, что вы ищете выход из такого дома и не можете найти его, то сон предупреждает вас о том, что вам следует воздержаться от рискованных предприятий. Видеть прекрасный дом издали во сне означает, что вас ждет прекрасное и счастливое будущее.

Заходить в красивый и высокий дом во сне — означает большие перемены к лучшему. После такого сна вы можете рассчитывать на хорошее и доходное место, проведение выгодных сделок. Такой сон часто обещает вам богатого и могущественного покровителя, который поддержит вас во всех начинаниях.

Оказаться в огромной комнате богатого дома в одиночестве или чувствовать себя там чужим означает, что скоро ваше благополучие рассыплется как карточный домик, и тогда многие ваши друзья, которым вы много помогали, отвернутся от вас.

Менять дом (квартиру) во сне означает, что вас ждут неприятные известия об измене или предательстве близких людей.

Сон, в котором вы увидели, что метете в доме полы, означает, что скоро вам нанесут визит. Смотрите толкование: мести, мыть, порядок.

Чистить дом во сне — знак того, что вы хотели бы исправить допущенные ошибки и разобраться с вашими противниками.

Прибираться в доме, наводить порядок — предзнаменование того, что скоро ваши дела придут в норму, вы провернете выгодное дело.

Мыть полы в доме — к смерти близкого человека.

Дыры в полу или крыше дома — к близкому расставанию с любимым человеком или переезду.

Дом свой во сне обветшалым видеть — предзнаменование угрызений совести, унижений, нужды.

Сон, в котором вы увидели свой дом тесным, — к убыткам и потерям, из-за которых вы будете сильно переживать. Этот сон говорит о том, как упорно вы ищете выход из создавшегося положения.

Кропить дом водою — к огорчениям.

Дом свой водой поливать во сне означает сострадание к ближнему и поправку своих дел.

Если вам приснится, что вы бродите и ищите нужный номер дома, означает что вы можете сделать неверные шаги, о которых будете горько сожалеть впоследствии.

Покидать свой дом во сне означает, что вы совершите ошибку, о которой потом будете жалеть.

Домочадцев приветствовать или целовать во сне — предвестье получения приятных известий. Дом продавать во сне — к разорению и невзгодам.

Искать свой дом — к большим разочарованиям и скудному существованию. В землянке жить во сне — знак унижений и нищеты.

Не иметь дома — к неудачам и потерям, из-за которых вы потеряете покой. Смотрите толкование: здание, помещение, комната, вода, ключ.

www.sunhome.ru

Дом с башенкой

О спектакле

Премьера состоялась 30 сентября 2016 года.

Если прошлое не отпускает, саднит, рвет душу и не дает идти дальше, стоит попробовать мысленно вернуться назад и избавиться от старой боли, испытав ее с удвоенной остротой. Именно этот путь интуитивно, словно бы на ощупь выбирает герой спектакля, в основу которого лег ранний автобиографический рассказ выдающегося русского прозаика и сценариста Фридриха Горенштейна. И вот взрослый человек превращается в маленького мальчика, заброшенного войной в заснеженный городок где-то в российской глубинке. Ему предстоит заново пережить смерть матери, принять и осознать ее уход, ведь только окончательно простившись, он сможет вновь обрести ее в своем сердце. И снова вокруг равнодушные к его горю люди. Но теперь герой прощает их, понимая, что никого нельзя судить: у каждого в те суровые дни была своя правда, свое право.

Режиссер Екатерина ПОЛОВЦЕВА: "Переосмыслив это уникальное, по-своему совершенное, но, к сожалению, мало кому известное произведение Фридриха Горенштейна, мы расскажем историю, важную любому из нас вне зависимости от эпохи за окном. Это история о том, что иногда нужно заново пройти через боль потери, чтобы отпустить, простить себя за то, что не был рядом, не помог, не спас, оказался беспомощен и растерян. Для того, чтобы в итоге прийти к свету и любви".

  • Маленькая сцена
  • 18+
  • Репертуар

Продолжительность спектакля 1 час 35 минут

без антракта

Автор:

Фридрих Горенштейн

Создатели спектакля

Действующие лица и исполнители

Старуха, торгующая рыбой; Железнодорожник; Старик; Мужчина; Ворона; Кто-то

Блохин Алексей

Жена дяди; Женщина без ног; Медсестра; Девчонка; Студентка

Ковалева Анна

МУЖЧИНА В ШУБЕ, ЛЮБЯЩИЙ РЫБУ; СЛЕПОЙ Мохнаткин Николай

Видео

Ближайшие спектакли

www.ramt.ru

Дом с башенкой Википедия

«Дом с башенкой» (укр. Будинок iз башточкою) — чёрно-белый художественный фильм режиссёра Евы Нейман по автобиографичному рассказу «Дом с башенкой» Фридриха Горенштейна. Премьера состоялась 16 августа 2012 года.

Сюжет

Действие фильма происходит в СССР зимой 1944 года. Мальчик 8 лет вместе с мамой едет в поезде. Они возвращаются из эвакуации домой, где их ждёт дедушка. Однако мама мальчика больна. На одной из станций их снимают с поезда — маму уносят в медпункт. Оттуда её увозят в больницу. Мальчик вынужден добираться в больницу самостоятельно. Найдя маму и увидевшись с ней, он отправляется на почту, чтобы послать телеграмму деду. Затем он возвращается в больницу, где его оставляют в палате с мамой. Врач обещает, что вылечит их обоих. Однако на следующий день мама умирает.

Ребёнок остаётся один на один со своим горем, среди чужих людей, которым, по большому счёту, нет до него дела. За один день ему приходится повзрослеть, уверяя себя, что все будет хорошо. Доверившись незнакомцам, он продолжает свой путь домой, к единственному родному человеку — дедушке. Из окна поезда мальчик в последний раз видит станцию, названия которой так никогда и не узнает. Всё, что он запомнил о месте, где навсегда осталась его мама, — это то, что на привокзальной площади стоит старый дом с башенкой.

В ролях

Главную роль сыграл 9-летний воспитанник одесского интерната № 5 Дима Кобецкий.

В августе 2011 года, спустя несколько месяцев после окончания съёмок, скончалась актриса Екатерина Голубева, сыгравшая роль матери мальчика.

История создания

Съёмки проходили в январе 2011 года в Одессе. Снимали в Интернациональном переулке, в художественном училище имени Грекова, в Глазном госпитале на Успенской и в старом рыбном корпусе Нового рынка. Заброшенные здания снимали на одном из местных заводов. Санаторий «Чёрное море» и Дюковский парк превратили в железнодорожную станцию. В парке установили декорацию дома с башенкой.

Награды

Ссылки

wikiredia.ru

Читать книгу Дом с башенкой »Горенштейн Фридрих »Библиотека книг

Дом с башенкойФридрих Горенштейн

Горенштейн Фридрих

Дом с башенкой

Фридрих Наумович Горенштейн

ДОМ С БАШЕНКОЙ

Мальчик плохо различал лица, они были все одинаковы и внушали ему страх. Он примостился в углу вагона, у изголовья матери, которая в пуховом берете и пальто, застегнутом до горла, лежала на узлах. Кто-то в темноте сказал:

- Мы задохнемся здесь, как в душегубке. Она все время ходит под себя... В конце концов, здесь дети...

Мальчик торопливо вынул варежку и принялся растирать лужу по полу вагона.

- Почему ты упрямишься? - спросил какой-то мужчина.- Твоя мама больна. Ее положат в больницу и вылечат. А в эшелоне она может умереть...

- Мы должны доехать,- с отчаянием сказал мальчик,- там нас встретит дед.

Но он понимал, что на следующей станции их обязательно высадят.

Мать что-то сказала и улыбнулась.

- Ты чего? - спросил мальчик.

Но мать не ответила, она смотрела мимо него и тихо напевала какой-то мотив.

- Ужасный голос,- вздохнули в темноте.

- Ничего не ужасный,- огрызнулся мальчик.- У вас самих ужасный...

Рассвело. Маленькие оконца товарного вагона посинели, и в них начали проскакивать верхушки телеграфных столбов. Мальчик не спал всю ночь, и теперь, когда голоса притихли, он взял обеими руками горячую руку матери и закрыл глаза. Он заснул сразу, и его мягко потряхивало и постукивало спиной о дощатую стенку вагона. Проснулся он тоже сразу, от чужого прикосновения к щеке.

Поезд стоял. Дверь вагона была открыта, и мальчик увидел, что четверо мужчин несут его мать на носилках через пути. Он прыгнул вниз, на гравий железнодорожной насыпи, и побежал следом.

Мужчины несли носилки, высоко подняв и положив на плечи, и мать безразлично покачивалась в такт их шагам.

Было раннее, холодное утро, обычный в этих степных местах мороз без снега, и мальчик несколько раз спотыкался о примерзшие к земле камни.

По перрону ходили люди, некоторые оборачивались, смотрели, а какой-то парень, лет на пять старше мальчика, спросил у него с любопытством:

- Умерла?

- Заболела,- ответил мальчик,- это моя мама.

Парень с испугом посмотрел на него и отошел.

Носилки внесли в дверь вокзала, и мальчик тоже хотел пройти туда, но медсестра в телогрейке, наброшенной поверх халата, взяла его за плечо и спросила:

- Ты куда?

- Это ее сын,- сказал один из мужчин и добавил: - А вещи где ж? Эшелон уйдет, без вещей останетесь...

Мальчик побежал назад, к эшелону, но запутался и оказался на городской площади с противоположной стороны вокзала. Он успел заметить очередь на автобус, старый одноэтажный дом с башенкой и старуху в шерстяных чулках и галошах, торгующую рыбой.

Потом он побежал назад, однако железнодорожные пути у перрона оказались пустыми, эшелон уже ушел. Мальчик еще не успел испугаться, как увидел свои вещи, сложенные на перроне. Все было цело, кроме кошелки с лепешками и сушеным урюком.

- Твои вещи? - спросила женщина в железнодорожной шинели.

- Мои,- ответил мальчик.

- А что в этом узле? - И ткнула ногой грязный, сплющенный узел.

- Мамины фетровые боты,- сказал мальчик,- и два ватных одеяла... И коричневый отрез...

Женщина не стала проверять, взяла узел и чемодан, а мальчик взял другой узел и чемодан, и они пошли к вокзалу. Они внесли вещи в теплый зал, где на деревянных скамьях и прямо на полу сидело много людей.

- Я в медпункт,- сказал мальчик,- у меня мама заболела.

- Я твои вещи караулить не буду.

- Ну, еще немного, я уплачу.

- Дурень,- поморщилась женщина,- я ведь на работе.

Но мальчик уже выбежал на перрон. Он с трудом нашел двери медпункта. На клеенчатой скамье кто-то лежал, вытянувшись, и мальчик глотнул несколько раз тяжело и, подойдя, увидел руку с синими ногтями. Только тогда он заметил, что это незнакомый старик. Лицо его было накрыто носовым платком, и две женщины сидели рядом, сгорбившись. Одна, помоложе, плакала, а другая, постарше, молчала.

Мальчик быстро отступил назад.

- А где моя мама? - спросил он и огляделся.

Из боковой двери вышла медсестра в телогрейке.

- Мать твою в больницу отправили,- сказала она.

- В какую больницу? - спросил мальчик.

- У нас в городе одна больница... Сядешь на автобус, доедешь...

Тогда он вспомнил про площадь, и очередь, и дом с башенкой, и старуху в шерстяных чулках, торгующую рыбой. Он вновь побежал по другую сторону вокзала и увидел все это. Он стал в очередь за какой-то меховой курткой с меховыми пуговицами на хлястике. Но автобуса все не было, и он побежал через площадь, оказался на узкой улице, среди старых, деревянных домов, и здесь вспомнил, что не знает, где больница.

Улица была пуста, лишь у обмерзшей льдом водопроводной колонки две девочки играли с собачкой.

- Где больница? - спросил он, но девочки посмотрели на него, рассмеялись и убежали в калитку, а собака подскочила к его пяткам и, оскалившись, залаяла. Мальчик поднял кусок льдышки и кинул в собаку. Она завизжала. Из калитки вышли женщина в ушанке и две девочки, незаметно строящие ему рожи. Женщина начала что-то кричать, мальчик так и не понял, почему и что она кричит.

- Где больница? - тихо спросил он.

Женщина перестала кричать.

- Ты идешь не в ту сторону,- сказала она,- перейди через площадь и садись на автобус.

Мальчик повернулся, пошел назад и опять увидел дом с башенкой, очередь и старуху, торгующую рыбой.

Он стал в очередь за шинелью с подколотым пустым рукавом, и автобус опять долго не появлялся. Тогда он спросил у шинели, где больница.

- Это далеко,- сказала шинель.- Видишь трубу? За трубой еще с километр. На автобусе надо ехать.

Но автобуса все не было, и мальчик пошел по направлению к трубе. Сразу же в начале улицы его обогнал автобус.

Мальчик шел очень долго и за это время успел привыкнуть к тому, что мать его в больнице, а он остался один среди незнакомых людей. Главное было теперь добраться до трубы и найти больницу. В дороге его еще несколько раз обгонял автобус. Вблизи труба оказалась громадной и ржавой, на кирпичном фундаменте. Мальчик постоял немного, отдыхал, держась рукой в варежке за проволоку, идущую от трубы к земле. Проволока была скользкая и холодная. Потом он пошел дальше, и какой-то прохожий показал ему больницу. Мальчик поднялся по ступенькам, вошел в коридор и наткнулся на женщину в марлевой косынке.

- Ты куда,- сказала женщина и растопырила руки,- ты куда в пальто?.. Ты чего?..

Мальчик нырнул у нее под руками, толкнул стеклянную дверь и сразу увидел мать. Она лежала на кровати посреди палаты.

- Вот,- сказал он,- вот, вот...

- Что "вот"? - спросила женщина.- Чего "вот"? Но мальчик держался за ручку двери и повторял:

- Вот, ну вот же...

Мать была острижена наголо, и глаза ее, очень темные на желтом лице, смотрели на мальчика. Она была в сознании.

- Сын,- сказала она шепотом. И тогда мальчик заплакал.

- Ну, тише,.- сказала женщина в косынке,- давай сюда пальто и подойди к матери.

- Я тебя искал,- сказал мальчик, продолжая плакать.

- Мне уже легче,- сказала мать.- Как ты себя чувствуешь?

- Хорошо,- сказал мальчик.- А ты скоро выздоровеешь?

- Скоро,- сказала мать.- Поешь кашу. Сестра, дайте ему ложку.

- Это не положено,- сказала сестра.

- Возьми маленькую ложечку,- сказала мать,- и садись на табурет.

- Это не положено,- повторила сестра,- я вынуждена буду удалить мальчика.

- Кушай, кушай, сын,- сказала мать,- не бойся.

- Я повешу твое пальто в коридоре,- сердито сказала сестра и вышла из палаты.

- Надо дать телеграмму деду,- сказал мальчик,- деньги у меня есть... А вещи я оставил на вокзале... Главное, чтоб ты выздоровела.

- Я выздоровею,- сказала мать.- Как ты похудел...

- Приедем, я поправлюсь,- сказал мальчик.- Война скоро кончится.

Появилась сестра.

- Мальчик, выйди из палаты. Сейчас начнется обход...

- Я дам телеграмму и вернусь,- сказал мальчик,- я сразу вернусь к тебе.

- Наклонись,- сказала мать.

Мальчик наклонился, и она поцеловала его в щеку. Губы у нее были шершавые и горячие.

Он вышел на улицу, и автобус подошел очень быстро, остановка была прямо против больницы.

"Все в порядке,- подумал мальчик,- теперь лучше, чем полчаса назад, когда я шел и ничего не знал".

В автобусе было жарко, и мальчик снял варежки и расстегнул крючок воротника. Тогда стало холодно, и он снова застегнул крючок, а руки сунул в карманы.

Он сошел на площади, где по-прежнему стояла старуха, торгующая рыбой, и вдруг почувствовал голод, купил коричневую печеную рыбу и понюхал ее - она пахла чем-то незнакомым,- и, идя через площадь к дому с башенкой, где была почта, силился вспомнить, как подошел к старухе, о чем говорил и сколько заплатил за рыбу.

Он потянул к себе тяжелые двери почты, и за ними была короткая лесенка винтом к другим дверям. А за теми дверьми комната, перегороженная деревянной стойкой.

Почтовые окошки заслоняли чужие спины; куда бы мальчик ни подходил, он всюду натыкался на спины.

- Ты чего? - спросил какой-то мужчина.- Чего ты здесь путаешься?

- Мне телеграмму дать,- сказал мальчик и, вспомнив, что никогда в жизни не давал телеграмм, добавил: - Вы мне напишите телеграмму.

- Подожди,- сказал мужчина,- сядь, не путайся под ногами.

Мальчик присел на стул и отщипнул кусочек рыбы. Под коричневой кожицей она была очень белая и несоленая. Потом он посмотрел в окно и почувствовал беспокойство: начинало уже темнеть.

- Тетя,- сказал он женщине в платке,- напишите мне телеграмму.

- Какой нетерпеливый! - сказал мужчина.- Ну чего тебе? Какую телеграмму? И взял телеграфный бланк.

- "Мама заболела, лежит в больнице,- продиктовал мальчик,- дед, приезжай".

Мужчина и женщина посмотрели на мальчика.

- Ох, народ мучается,- вздохнула женщина,- ох, страдает народ...

Мальчик заплатил за телеграмму, спрятал квитанцию в варежку, и ему стало спокойней. Он вышел на площадь и побежал к подъехавшему автобусу. Посреди площади он вспомнил, что забыл рыбу на почте, но не стал возвращаться, побежал дальше.

Пока он бежал, что-то мокрое и холодное несколько раз прикасалось из темноты к его лицу, а когда автобус остановился у больницы, вдоль дороги были уже белые полосы и мимо фонарей летел снег.

Мальчик быстро поднялся по заснеженным ступенькам, пошел в знакомый коридор, а оттуда в слабо освещенную палату.

- Мама,- сказал он,- я дал телеграмму деду...

- Тише,- появилась откуда-то сердитая медсестра со шприцем в руках,- мать твоя спит, не видишь?..

Мать лежала на боку, рот ее был полуоткрыт, и мальчику вдруг показалось, что она не дышит.

- Она живая? - тихо спросил он сестру.

- Живая, живая,- ответила сестра,- ей спать надо... А тебя куда девать? Ночевать у тебя есть где?

- Я здесь посижу,- сказал мальчик.

- Здесь не положено,- сказала сестра.- Опять прямо в пальто в палату! - И взяла его за воротник пальто.

Тогда мальчик дернулся и вырвался, но сестра переложила шприц из правой руки в левую и снова, уже покрепче, взяла его за воротник.

- Я милиционера позову,- сказала она.

Потом кто-то взял мальчика за руку и повернул к себе.

И мальчик увидел халат весь в желтых пятнах, перед самыми глазами мальчика было пятно, похожее на жука, а чуть левее, у костяных пуговиц, пятно, похожее на черепаху с длинной шеей.

- Это сын той, с эшелона,- сказала сестра халату.

- Ну-ка, расстегни пальто,- сказал халат и приложил ко лбу мальчика твердую ладонь, при этом жук дернулся, пополз, а черепаха зашевелила шеей.

Мальчик хотел вырваться, но сестра крепко держала его сзади.

- Ну-ка,- повторил халат и взял мальчика за кисть своей второй рукой. Вторая рука была мягкая, с коротко остриженными ногтями и темными волосиками на пальцах, и мальчик немного успокоился.

- Раздевайся, - сказал халат.

- Мне можно остаться? - спросил мальчик.

- Да... Мы вас вместе вылечим, и поедете дальше.

- А разве я тоже больной? - спросил мальчик.

- Да,- нетерпеливо ответил халат: его звали в другую палату.- Сестра, положите его на эту койку.- Он показал на свободную койку в другом конце палаты и ушел...

- Пойдем,- позвала сестра и вышла в коридор.

Она привела его в каморку без окон и щелкнула выключателем, но в каморке по-прежнему было темно, видно, перегорела лампочка. Тогда сестра зажгла свечу, и при свете этой свечи мальчика почему-то стало знобить.

Он разделся, сбрасывая все на пол, а сестра, ворча, подбирала одежду и заталкивала ее в мешок. Потом он натянул штанину серых, больничных кальсон и лег отдохнуть.

Сестра подняла его, натянула вторую штанину, надела рубаху и повела в палату, держа за плечи.

Ткнувшись о постель, мальчик прижался головой к подушке, но сестра снова растормошила его и дала половинку какой-то таблетки.

- Глотай,- сказала сестра, - набери слюны в рот и глотай.

Во рту у мальчика было сухо, и горькая таблетка растаяла по языку...

- Дайте пить,- сказал мальчик.- А кушать когда у вас дают?

- Вот ты зачем сюда пришел,- сердито сказала сестра.- Ужин уже кончился...

Она ушла в глубину палаты и принесла стакан холодного чая и несколько галет.

- Бери... Мать не ела...

Мальчик выпил чай, съел галеты и лег. Между ним и матерью было три койки, и, чтоб видеть мать, он должен был опираться на локти, потому что ее заслоняла голова то ли старика, то ли старухи с острым носом и острым подбородком.

Мать лежала теперь навзничь, одеяло на ее груди часто приподнималось и опускалось.

Мальчик ненадолго заснул, и ему ничего не снилось, а когда проснулся, по-прежнему была ночь и мать по-прежнему лежала навзничь. Он поднялся на локтях, потом сел, чувствуя дрожь во всем теле, подошел босиком по холодному полу к ее кровати и долго стоял так и ждал, пока мать пошевелится. И она пошевелилась, подняла колени и вздохнула глубоко и спокойно.

Тогда он вернулся к себе на койку и, глядя в темноту под потолком, подумал, как они приедут домой, в свой город, и будут вспоминать все это. Старик рядом начал ворочаться и стонать, и, чтобы стоны эти не мешали думать, мальчик укрылся с головой одеялом. За ночь он еще несколько раз вставал, подходил к матери и ждал, пока она пошевелится. А потом ложился и то засыпал, то просыпался. Когда он проснулся в последний раз, потолок уже был серый и в окна виден был падающий снег. И он обрадовался, потому что ночь кончилась. Он оперся на локти, посмотрел на мать и опять обрадовался, потому что она шевелилась, даже приподнималась и что-то говорила.

www.libtxt.ru