Урок: «Архитектурные стили»
“Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни и предания…”
Н.В. Гоголь.
Цель: Закрепить понятие стиля в архитектуре и cоздать образное представление об архитектурных стилях, распространившихся в России в XVIII-XX веках.
Задачи:
- Научить видеть конструктивные отличия разных стилей архитектуры и обобщить знания о стилях.
- На примере архитектуры своего города развивать у учащихся способности к эмоционально – художественному восприятию и осмыслению.
- Воспитывать патриотические чувства и нравственно эстетическую отзывчивость.
- Формировать художественный вкус учащихся
Тип урока: беседа с элементами интегрирования.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Большое влияние на возникновение разных стилей в архитектуре оказывают идеалы исторической эпохи, а также экономическое состояние государства. Архитектурный образ конкретного времени зависит от общественных идеалов исторического периода. В русской культуре с XVIII по XX век можно выделить несколько важных исторических периодов связанных с господством того или иного художественного стиля. Со стилем барокко и классицизм мы знакомились на наших уроках, но сегодня поговорим о самых ярких архитектурных стилях XVIII – XX веков. В XVIII столетии в России сложился тип культуры Нового времени, которая многим отличалась от средневековой и носила светский характер. В Новое время изменилось и место человека в культуре, он стал главным объектом её внимания. Человек и его жизнь нашли своё отображение в живописи, скульптуре, архитектуре.
Вопрос. Назовите главные архитектурные ордера и дайте характеристику каждому из них. Ученик. (Дорический, ионический, коринфский)
Подробнее вспомнить об архитектурном ордере нам поможет кроссворд.
Вопросы кроссворда
- Капитель ионической колонны. (Волюта)
- Балка, которая покоится на капители колонны. (Архитрав)
- Слово “ордер” в переводе с латинского означает…. (Порядок)
- Несущая часть архитектурного ордера. (Колонна)
- Вертикальные желобки на стволе колонн. (Каннелюры)
- При строительстве храмов греки на колонны и стены укладывали каменные балки, из них образовался…. (Антаблемент)
- Основание, на которое опирался ствол колонны. (База)
В середине XVIII века в царствование Елизаветы Петровны в России получил широкое распространение художественный стиль барокко. Он пришел к нам из Западной Европы. Барокко отражал вкусы монарха и его вельмож, которые окружали себя ослепительной роскошью и красотой. Ярче всего барокко проявил себя в архитектуре. В переводе с итальянского слово “барокко” означает “вычурный”, “причудливый”. Архитектуре барокко присущи необыкновенная пышность и нарядность. Стены барочных дворцов густо покрывает лепнина. Волюта, рокайль, картуш – капризно изогнутая кривая в форме закрученного в спираль завитка – характерные орнаменты барокко. Архитектура барокко очень красочна. Стены зданий окрашивали в голубые или желтые цвета, а колонны, пилястры и наличники окон – в белые. Особой пышностью отличаются интерьеры барочных дворцов. Архитектурный ордер служит здесь большей частью украшением.
Вопрос. Назовите самого известного архитектора елизаветинского времени и его произведения. Ученик. (Франческо Бартоломео Растрелли. Царскосельский дворец, Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге.)
В царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века) в России утвердился художественный стиль классицизм. Облик многих русских городов преобразился под влиянием архитектуры классицизма. Классицизм заимствовал свои формы из искусства античности. “Благородная красота и спокойствие” – суть художественного стиля классицизм. Архитектура классицизма любит простоту и спокойствие, ясность форм, скромность декора, использование архитектурного ордера. Формы её зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Спереди к центральной части примыкает колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Во всём господствует симметрия. Основой архитектурного языка классицизма становится архитектурный ордер.
Вопрос. Приведите примеры построек стиля классицизм Москвы и Петербурга. Ученик. (Дом Пашкова в Москве, Академия художеств и Смольный институт, Троицкий собор и Таврический дворец в Петербурге)
Первую половину XIX века называют “золотым веком” русской культуры, который прежде всего связан с именами А.
Это период расцвета дворянской культуры. В центре внимания оказался человек – дворянин. В первые десятилетия XIX века в архитектуре формируется художественны стиль – ампир. В Европе этот стиль сложился под влиянием наполеоновской Франции. Ампир вырос из классицизма XVIII в. (не случайно его часто именуют поздним классицизмом), однако имеет свои отличительные черты. Образцом для ампира служило искусство императорского Рима, отличавшееся пышностью, помпезностью, приверженностью военной и триумфальной тематике. В архитектуре ампира преобладают монументальные сооружения и крупные градостроительные проекты, а в убранстве зданий встречаются военные мотивы. Зодчий ампира – мастер архитектурного ансамбля, преобразующий обширные городские пространства. Победа в войне 1812г. принесла в русскую архитектуру пафос героизма. Здания стали украшать скульптурой на военные темы: фигурами античных воинов, изображениями шлемов, щитов, мечей, знамён.
На рубеже XIX – XX веков в Европе появился новый художественный стиль, получивший в России название модерн (современный). Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только церкви, дворцы, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Архитекторы модерна широко использовали самые современные строительные материалы: железобетон, металл, керамику, стекло. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных и изогнутых контуров. Фасады домов асимметричны, богато украшены живописью, скульптурой, декоративными панно. Модерн любит капризно изогнутые, текучие линии и плоскости. Характерные орнаменты модерна – орнаменты из растительного мира.
В 20-е годы XX века традиции русского авангарда получили развитие не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре. Одним из ведущих направлений в советском зодчестве этого времени стал конструктивизм. Конструктивисты считали себя новаторами и смело откликались на запросы советского времени. Архитекторы конструктивизма искали новые выразительные формы в архитектуре, опираясь на прогресс в строительной технике старались выявить максимальную полезность сооружения. В советских городах появились новые типы зданий: дома – коммуны, рабочие клубы, дома культуры, фабрики– кухни, детские сады. Их возникновение было связано с новыми формами жизни, сложившимися после Октябрьской революции.
В 30-е годы XX возник новый стиль советской архитектуры, для которого были характерны парадность, помпезность, монументальность. Позже он получил название “сталинский ампир”. Он выражал идею прославления советского тоталитарного строя. Здания богато украшались колоннами, скульптурой и лепниной. Большое значение в убранстве придавалось советской символике: пятиконечным звездам, серпу и молоту, снопам хлеба, скульптурным изображениям людей труда.
Известный архитектор А. В. Щусев писал в те годы:
“Общественные и утилитарные сооружения Древнего Рима по своему масштабу и качеству – единственное явление этого рода во всей истории мировой архитектуры. В этой области непосредственными приемниками Рима являемся только мы…”. (гостиница “Москва”, жилой дом ар. И. В. Жолтовский, станции московского метро).
Задание. Из перечисленного ряда слов подберите эпитеты, характеризующие стили модерн, классицизм, барокко, ампир, конструктивизм, “сталинский ампир”.
(Победоносный, современный, вычурный, строгий, причудливый, монументальный, конструктивный, помпезный, парадный, спокойный, универсальный, градостроительный, символичный, сдержанный, аскетичный.)
Слайд – викторина. Определите архитектурные стили. (Приложение1)(сокращена) Примените свои знания о архитектурных стилях относительно нашего времени и места. Наш город совсем небольшой, но имеет свой неповторимый облик. Назовите здания нашего города, которые можно отнести к тому или иному архитектурному стилю.
Задание. На примере зданий, рассоложенных на одной из центральных улиц нашего города, определите элементы архитектурных стилей. (Приложение 2)
Задание. Напишите мини – сочинение о нашем городе, о том каким ты его видишь сегодня. Предварительно обменяйтесь мнениями в парах. (Время работы 10-12 минут)
План:
- Архитектура нашего города.
- Хотел бы ты что – то изменить в стилевом решении нашего города.
Задание на дом. Класс разбивается на группы. Каждой группе дается задание о составлении презентации по художественным стилям, о которых шла речь на уроке. Одна из групп выполнит презентацию о архитектуре нашего города.
К следующему уроку вы будете искать необходимую информацию в Интернете. Давайте вспомним, как мы занимаемся поиском и скачиванием необходимой информации.
- Для того, чтобы получить доступ в Интернет, необходимо…….
- Куда вносится адрес сайта?
- Куда вносится искомый вопрос?
- Как можно наиболее удобным способом скачать необходимую информацию?
Список литературы:
- Рябцев Ю.С. Козленко С.И. История русской культуры XVIII– XX в.М. 2006 г.
- Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII – XIX в. М 2000 г.
- Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX – XX вв.М. 1998 г.
- М.М. Алленов. История русского и советского искусства. М. 1989 г. Популярная художественная энциклопедия. М. 1989 г.
Приложение 1
Приложение 2
Архитектурные стили и направления
Бидермайер
Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г. ), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится городом в Европе законодателем в области моды и искусства. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и протестантская умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.
Ренессанс
Ренессанс или возрождение классических форм в искусстве и литературе стали результатом сознательного интеллектуального порыва, начавшегося в Италии еще в XIV веке. Но только в XV веке этот порыв перерос в настоящее массовое течение — стиль, влияние которого ощущалось повсеместно. В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности. Возрождение интереса к античному
наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспективы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами.
Готика
Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения — рациональное совершенствование строительной конструкции.
Мавританский стиль
Мавританский стиль — (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в. В отличие от
искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в. Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Архитектурные объекты: Доходный дом князя А.Мурузи; Паласиу-ди-Пена, г. Синтра, Португалия; Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин.
Древняя Греция
Общий обзор архитектуры и искусства Древней Греции. Периоды развития древнегреческого искусства. Стили древнегреческой архитектуры. Дорический ордер. Ионический ордер. Коринфский ордер. Архитектурные
ансамбли Древней Греции. Типы Древнегреческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Портик Кариатид. Эрехтейон. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Влияние древнегреческой архитектуры на архитектуру Малой Азии. Гробница Мавсола. Скульптура Древней Греции — Мирон, Фидий, Поликлет. Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции. Влияние демократии и мифологического восприятия мира на архитектуру Древней Греции.
Древний Рим
Общий обзор архитектуры Древнего Рима. Здания, сооружения и архитектурные ансамбли Древнего Рима. Композиция характерного римского городского ансамбля. Форум Романум. Форум Траяна. Колонна Траяна. Арка
Тита. Арка Константина. Римские акведуки. Акведук Марция в Риме. Мост Траяна в Алькантре. Акведук в городе Ниме. Императорский дворец на Палатине. Вилла Адриана в Тибуре. Римские театры. Театр Марцелла в Риме. Римский Коллосей (Колизей) — крупнейший амфитеатр. Римские термы. Термы Каракаллы. Термы Диоклетиана. Пантеон в Риме. Древнеримские базилики. Трехнефная базилика Константина.
Второй ампир
Второй ампир — Один из неостилей, сложившийся во Франции после второго
рококо. Покровителями нового художественного стиля были сам император и
императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе
рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и
помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника
Наполеона Бонапарта. Художественным символом Второй Империи стало
огромное здание Большой Оперы (
Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в 1860-1875 гг.
Ампир
Ампир — (франц. Empire — империя от лат. imperium — командование,
власть) — исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой — началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».
Викторианский стиль
Викторианский стиль — (англ. «Victorian style») — условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort — супруг) Альберта (1819-1861). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие. Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».
Колониальный стиль
Колониальный стиль — (от лат. colonus – колон, древнеримский поселенец,
арендатор земли, житель провинции). Колонат – прикрепление к земле
поселенцев провинции – складывался в древнеримской империи в III в. В
истории искусства термином «колониальная архитектура» стали называть
результат строительной деятельности франков на землях Византии после
захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. Колонисты создали
своеобразную архитектуру, в общих, чертах повторяющую западноевропейскую
романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Другим
примером «колониального стиля» является искусство католических стран
Латинской Америки XVII-XIX вв. – Аргентины, Чили, Перу, Уругвая,
Бразилии. Привнесенный в эти земли испанскими и португальскими
завоевателями и миссионерами стиль Барокко с характерными для Испании
элементами мавританского искусства, стилей исабеллино и платереск
постепенно ассимилировался и под воздействием местных этнических
традиции принял фантастические формы.
Ар Деко
Ар Деко. Art Deco — сокращение от названия выставки «L’Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже). Художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.
Конструктивизм
Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930-х годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
Рококо
Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым
внешним формам, так и по своему внутреннему настроению, этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль».
Постиндустриализм
Термин «постмодернизм» в современном смысле означает новое направление, которое в действительности является частью продолжающего свое развитие модернизма. По сути, почти всю современную архитектуру можно отнести к постмодернистской.
Русский ретроспективизм
Ретроспективизм — направление в архитектуре первой половины 20 столетия, связанное с возрождением стилей и духа архитектуры минувших эпох.
В разных странах возникали разные школы, обращенные к различным архитектурным периодам, в связи с этим точного толкования термина «ретроспективизм» не существует. К примеру, в России ретроспективизм подразумевает как неоклассицизм, так и неорусский стиль. В Америке примерно в тот же период наблюдался расцвет американского ренессанса, а также возрождение колониального стиля.
В искусствоведении принято говорить о ретроспективизме применительно к российской архитектуре предреволюционных лет. В это время архитектура переживала новый этап осмысления русского классицизма, также копировались образцы барокко, Ренессансной архитектуры. Такие здания чаще строились в Петербурге (известные архитекторы — И. Жолтовский, И. Фомин).
Вторая ветвь ретроспективизма связана с возрождением интереса к архитектуре допетровских времен, при этом прослеживалось стремление сохранить чистоту стиля без искажений. Неорусский стиль представлен по большей части в Москве (крупнейшие архитекторы — В. Покровский, А. Щусев).
Органичная архитектура
Органичная архитектура — это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как
часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа
всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость.
В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою
задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства
естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт.
Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал
подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его
составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной
архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания
должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех
уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech
Био-тек (архитектурная бионика) — современное направление архитектуры, основными чертами которого являются заимствование природных форм. Часто его противопоставляют хай-теку. Вопреки мнению большинства био-тек не просто копирует природные формы, но старается при проектировании сооружений брать в расчет функциональные и принципиальные особенности живых организмов – способность к саморегуляции, фотосинтез, принцип гармоничного сосуществования и т. д. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.
В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше.
Хай-тэк
Современный хай-тек это синтез архитектуры и науки. В мире постоянно
увеличивающейся скорости архитектура хай-тека по возможности стремится
выразить давнюю мечту человека — преодолеть время и пространство.
Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это
направление, фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и
имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической
образности. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека
решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами
объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными
функциональным и требованиями к архитектуре. hi-tech — это не столько
форма, сколько содержание.
Романский стиль
Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине ортификационного назначения). Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал
приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т. е. остатков Римской Империи). Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время. Особенности архитектуры романских храмов. Планировочное решение монастырей. Развитие романской архитектуры. Характерные черты архитектуры романского стиля. Романская арка и крестовый свод. Строительные особенности романской архитектуры. Развитие городских поселений.
Модерн
Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных
источников, методов, стилей, форм и приёмов. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать прежде всего конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.
Минимализм
Минимализм — (от лат. minimus -наименьший) термин модернистского и
постмодернистского искусства. Используется в различных значениях. Минимализм в архитектуре — направление , стремящееся к крайнему упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Минимализм развился в США в 1950-е годы как реакция на экспрессионизм с его эмоциональным подходом. Акцентирует безликость, примитивность формы (в основном геометрические фигуры), ритмическое повторение ее элементов. Наиболее полно выразился в работах Карла Андре, использующего модульные строительные материалы.
Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Является одним из направлений эклектического архитектурного стиля историзм.
Модернизм
Широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма открылись в
результате последствий Второй Мировой войны. Многие европейские города были разрушены. Намечался мир новой формации. Появилась принципиальная возможность проектировать целые кварталы без особой привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов. Самые большие по площади застройки в стиле модернизма произошли в городах с самыми большими разрушениями – Берлин и Гавр. На этих гигантских строительных площадках работали большие интернациональные коллективы знаменитых архитекторов-модернистов — Ханс Шарун, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Пьер Луиджи Нерви , Марсель Брейер, Огюст Перре, Бернар Зерфюсс и многие другие. Выражение «Модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 20-х годов и по 70-80 годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Экспрессионизм
Экспрессионизм – очередная модификация архитектуры и интерьера, которая пришла к нам из прошлого. Этот стиль выражается в искажении традиционных форм. Таким образом, достигался максимальный эмоциональный эффект.
Родиной экспрессионизма в архитектуре считается Германия и Нидерланды. Зарождение этого стиля началось еще в конце Первой мировой войны. Тогда экспрессионизм отражал тяжелое экономическое положение.
Экспрессионизму в архитектуре свойственна яркая эмоциональная выразительность. Она достигается в композиции за счет заостренности, нарочному искажению традиционных форм в архитектуре. Наиболее яркими представителями этого течения считается Э. Мендельсон, Г.Шарун, Г.Хёринг.
Среди наиболее знаковых зданий, построенных в этом стиле, можно назвать «Башню Энштейна», церковь Грундтвига и Чилихаус.
Интерьер в стиле экспрессионизма – это уже часть авангардизма, где отсутствуют определенные рамки. Главное, чтобы интерьер не был стандартным. Экспрессионизм в интерьере достигается за счет мебели причудливых форм, больших скульптур, острых линий, ярких красок, совмещении материалов.
Экспрессионизм в интерьере – это эмоциональность и гротескность.
Неомодернизм
В конце 70-х гг. интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь
выходит на арену мировой архитектуры под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда «белая архитектура», активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Ричард Майер (Richard Meier) хранит преданность белому цвету, считая, что «белый цвет — иллюзорный символ непрерывности развития». Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в 80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.
Структурализм
Структурализм в архитектуре – течение в модернизме, пришедшее на замену интернациональному стилю в середине 20-го века. Он вытек из экспрессионизма и органической архитектуры. Этот стиль сочетает в себе конструктивизм 20-х годов и стиль hi-tech конца 20-го века.
Архитектура структурализма креативно применяет яркие возможности еще не испробованных, но тщательно проанализированных различных конструкций. Архитекторы, при проектировании зданий в стиле структурализма, постоянно используют уже проверенные материалы, например, древесину.
Типичными признаками структурного стиля стали нестандартная идея, неповторимость, романтизм прошлых лет, точность изгибов и линий, а также применение натуралистичных очертаний. Наиболее крупными творцами, работающими в направлении структурализма, считаются архитекторы, создавшие ключевые сооружения в Финляндии, Сааринен Эро и Ааалто Алвар из Финляндии. Если рассматривать примеры наиболее ярких зданий в сфере структурализма, то это здание оперного театра в Сиднее, а также Олимпийский центр в столице Японии – Токио.
Функционализм
Функционализм — направление в архитектуре, характерное для XX века. Возник в середине 1920-х годов. Главным преимуществом зданий, построенных в стиле функционализма, считается быстрота постройки. В СССР его введение было продиктовано желанием расселить сталинские коммуналки (Малосемейные общежития).
«Пять признаков функционализма»:
- Использование лапидарных прямоугольных форм.
- Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленнных плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.
- «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
- Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
- Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции.
Рационализм
Рационализм — направление в архитектуре 20 века, для которого характерны
простота и строгость форм, отказ от декоративности, подчеркнутый
интерес к функциональности. Временем расцвета рационализма считаются
двадцатые – пятидесятые годы, однако отдельные черты этого стиля
просматриваются и у более поздних архитекторов. К примеру, основные
мотивы рационализма – использование прямых линий, квадратов и
прямоугольников, игра с пропорциями и цветом — широко используются
современными архитекторами по всему миру.
Основной принцип рационализма — единство архитектурного образа и его функциональной обусловленности. «Новая архитектура, настоящая, должна основываться на логике, на рациональном начале. Новые формы получат эстетическую ценность только в той мере, в какой они целесообразны», — писал в своем манифесте выдающийся итальянский архитектор-рационалист Джузеппе Терраньи.
Кроме того, представители рационализма из разных стран мира — от Италии и Нидерландов до СССР — считали, что современная архитектура должна быть инструментом воспитания и перестройки общества, создания «нового человека», свободного от наследия прошлого. Для воздействия на психику использовались ритмичные повторения простых геометрических форм, игра с цветом на больших плоскостях, осуществлялись поиски выразительности в области синтеза архитектуры с другими искусствами. Также в числе основных приемов – асимметрия и ставка на такие чисто урбанистические материалы, как железобетон, металл и стекло.
архитектура — Дети | Britannica Kids
Самые ранние здания были простыми конструкциями, сделанными из материалов, которые было легко найти. Со временем люди стали жить большими группами и образовывать сообщества. По мере того, как они это делали, их постройки становились все более сложными. Великие пирамиды древних египтян были огромными каменными гробницами для их лидеров. В древние времена люди на территории современного Ирака строили огромные кирпичные храмовые башни, называемые зиккуратами, которые имели форму пирамиды с несколькими уровнями, поднимающимися ступенями.
Традиционная архитектура Китая также развивалась в древние времена. Он отражает глубокое чувство гармонии и порядка в природе. Традиционные храмы и дома строятся преимущественно из дерева и украшаются изразцами. Пагода, башня, тянущаяся к небесам, возникла из ступы древней Индии. Ступа представляла собой памятник в форме купола, обычно возводившийся над останками святого человека.
Древняя Греция и Рим
Древние греки и римляне установили так называемый классический стиль в западной архитектуре. Греки строили простые сооружения из мрамора и камня. Они разработали три стиля, называемые дорическим, ионическим и коринфским, идентифицируемые по типу колонн, которые они используют в качестве основной единицы. Каждый тип колонны имел наверху особую конструкцию, называемую капителью. С тех пор эти стили используются в западной архитектуре. Греческий храм был прямоугольным и имел крыльцо, называемое портиком, на каждом конце. Ряды колонн поддерживали крышу. Ярким примером является Парфенон на Акрополе в Афинах.
Древние римляне использовали круглые арки и другие структурные методы, которые позволяли им строить огромные общественные здания. Амфитеатр представлял собой большую круглую или овальную арену, окруженную несколькими кольцами сидений на разных уровнях. Один из самых известных амфитеатров, Колизей, был построен в Риме примерно в 70 г. н.э. Римская базилика представляла собой прямоугольное общественное здание с приподнятой платформой на одном или обоих концах. Ранние христиане приняли форму базилики для своих церквей.
Средневековье
По мере распространения христианства по Европе в средние века (примерно с 500 по 1500 г. н.э.) было построено много новых церквей. На востоке восточное православие практиковалось в Византийской империи. Типичная церковь в византийском стиле имела большой купол на вершине квадратного здания. Внутри были мраморные колонны и множество украшений. Самым известным зданием в этом стиле является Собор Святой Софии в Стамбуле, Турция, построенный в 537 году. По мере распространения Восточной православной церкви в Греции, Восточной Европе и России там также были построены купольные церкви.
Римский католицизм стал могущественным в Западной Европе. В 900-х и 1000-х годах в некоторых новых католических церквях использовались древнеримские архитектурные элементы, такие как круглая арка. Поэтому их стиль известен как романский.
С середины 1100-х до 1500-х годов в Западной Европе использовался новый стиль архитектуры, известный как готика. Достижения в методах строительства позволили сделать интерьеры зданий намного выше и шире. Вместо круглых использовались остроконечные арки, а своды, сделанные из ряда арочных каменных ребер, поддерживали потолок. Новые методы также позволили сделать более тонкие стены с большими окнами, заполненными витражным или цветным стеклом. Французский Шартрский собор, завершенный в 1220 году, является хорошим примером церкви в готическом стиле.
Восстание ислама
Ислам возник на Ближнем Востоке в 600-х годах и распространился на Северную Африку, Южную Азию и некоторые части Европы. Архитектура стала самым важным выражением исламского искусства, особенно в мечетях. Мечети обычно имеют большое открытое пространство для молитв и пристроенную башню, называемую минаретом. Священное письмо может служить украшением, но картины или статуи не используются. К ранним исламским памятникам относятся Купол Скалы (завершен в 691 г.) и мечеть Аль-Акса (700-е гг.) в Иерусалиме, а также Великая мечеть Кордовы в Испании (700–99 гг.).00с). В южной Азии исламская архитектура также включала индуистские и персидские элементы. Часто использовались белый мрамор и красный песчаник. Известным примером этого стиля является Тадж-Махал, гробница, построенная в Агре, Индия, в 1600-х годах.
Ренессанс, барокко и более поздние стили
Период, называемый Ренессансом, начался в Италии в 1300-х годах. Архитекторы эпохи Возрождения возродили классический греческий и римский стили, используя колонны, круглые арки и купола. Среди известных итальянских архитекторов эпохи Возрождения были Филиппо Брунеллески, Браманте, Леон Баттиста Альберти и Андреа Палладио. Стиль Возрождения распространился из Италии в остальную Европу.
Архитектура в стиле барокко стала популярной в Южной Европе в 1600-х годах. Он подчеркивал драматические и сложные украшения, яркие цвета и роскошные материалы. Во Франции и Англии барокко было более сдержанным и часто смешивалось с классическим стилем.
В 1700-х годах некоторые европейские архитекторы вернулись к более простому стилю, называемому неоклассицизмом (или новым классицизмом). В Англии старинная форма римской виллы была приспособлена к загородным и загородным домам. В 1800-х годах готический стиль снова стал популярным в Англии и Соединенных Штатах. Стили ренессанса и барокко также использовались в Соединенных Штатах для жилых домов и общественных зданий.
Modern Developments
Рост населения и рост стоимости земли в городах в конце 1800-х годов привели к необходимости строить высокие здания на небольших участках. По мере того, как здания становились выше, стены должны были укрепляться. В 1885 году Уильям Ле Барон Дженни спроектировал здание компании по страхованию жилья в Чикаго, штат Иллинойс. Это было первое здание, в котором внешние стены полностью поддерживались внутренним стальным каркасом. Стальная рама привела к эпохе небоскребов.
Одним из самых влиятельных архитекторов небоскреба был Луи Салливан из Чикаго. Он считал, что дизайн здания должен отражать его функцию, и часто использовал декор, основанный на природных формах. Его ученик Фрэнк Ллойд Райт стал одним из самых влиятельных архитекторов XIX века.00с. Он считал, что здания должны гармонировать с окружающей их природой и людьми, которые их используют. Его стиль прерий подчеркивал горизонтальные линии в домах с низкими, пологими крышами.
Модернистские постройки середины 1900-х годов, как правило, имели простые прямоугольные формы без дополнительного декора. Архитектор, известный как Ле Корбюзье, спроектировал здания во Франции с плавными внутренними пространствами, плоскими крышами и большими окнами в простых белых стенах. Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ спроектировал стальные и стеклянные конструкции простых геометрических форм с четкими линиями.
Начиная с 1960-х годов некоторые архитекторы выступали против того, что они считали холодными, голыми формами модернизма. Этих архитекторов называли постмодернистами. Среди них были Филип Джонсон, Роберт Вентури и Майкл Грейвс. Некоторые из них игриво использовали классические элементы, такие как арки и колонны, по-новому. С конца 1900-х архитекторы, такие как Фрэнк Гери, отошли от традиционных прямых углов, используя в своих проектах кривые произвольной формы.
Факты об архитектуре для детей
Детская энциклопедия Факты
Сантуарио-де-Лас-Лахас, Ипиалес, Колумбия
В Парфеноне в Греции используются колонны, полностью сделанные из камня.
Архитектура — это наука о проектировании структур или зданий, таких как дома, места отправления культа и офисные здания. Архитектура – это тоже профессия архитектора. Человек должен учиться в высшем учебном заведении (университете), чтобы стать архитектором. Архитектура может быть связана с небольшими проектами, такими как гараж, или большими проектами, такими как целый город. Архитектура часто пересекается с гражданским строительством, и архитекторы и инженеры-строители часто работают вместе.
Содержание
- История
- Связанные страницы
- Картинки для детей
История
Романский паховый свод
В прошлом люди строили хижины и деревянные дома, чтобы защитить себя от непогоды. В целях безопасности они часто находились близко друг к другу. Великие цивилизации, такие как древние египтяне, построили большие храмы и сооружения, такие как Великие пирамиды Гизы. Древние греки и римляне создали то, что мы сейчас называем «классической архитектурой». Римляне, работавшие более 2000 лет назад, скопировали арку у этрусков, которые скопировали ее у месопотамцев. Каменные колонны, на которых до сих пор стоят многие важные здания, такие как Парфенон в Афинах, были просто скопированы с первых деревянных столбов.
Более простое здание в Венгрии
Классическая архитектура было очень формальным и всегда подчинялось законам. Он использовал симметрию, что на самом деле означает баланс, и использовал пропорции, что означает сохранение формы определенным образом. Золотая середина была правилом (или законом), которое гласило (просто говоря), если вы делаете комнату или что-то еще, будет лучше, если вы всегда будете делать длинную сторону в 1,6 раза длиннее, чем короткую. . В классической архитектуре есть много законов, например, какой высоты должна быть середина арочного моста (что зависит от того, насколько широким должен быть мост). Эти законы были изучены на основе тысячелетнего опыта, и сегодня они так же верны, как и 2000 лет назад.
В некоторых частях мира, например в Индии, архитектура славится резьбой по камню храмов и дворцов. Различные архитектурные стили были созданы в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии, Африке, Мексике, Центральной и Южной Америке.
Позже люди в Западной Европе в средние века создавали романскую архитектуру, затем готическую архитектуру. Готические здания имеют высокие стрельчатые окна и арки. Многие церкви имеют готическую архитектуру. В это же время были построены замки. В Восточной Европе церкви обычно имели купола. Люди добавляли свои идеи и украшения к классической архитектуре прошлого. Возрождение принесло возвращение к классическим идеям.
В архитектуре может быть много стилей, например, изогнутый музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
В конце 18 века, во время промышленной революции, люди начали изобретать машины, чтобы делать вещи быстро и дешево. Многие фабрики и заводы были построены во время или после этой революции. Спустя десятилетия, в викторианскую эпоху, такие архитекторы, как Джордж Фаулер Джонс и Децимус Бертон, по-прежнему следовали готическому стилю при строительстве новых церквей. До этого момента размеры и стиль зданий ограничивались прочностью дерева и каменной кладки, из которых они были построены. Готические соборы были одними из самых больших зданий, потому что готическая арка в сочетании с контрфорсами позволяла строить каменные здания выше. Например, собор в Ульме, Германия, имеет высоту более 500 футов. Однако строительство из камня имеет свои пределы, а слишком высокое здание может привести к обрушению, примером чего является собор Бове, который так и не был достроен.
Новые технологии позволяют строить новые типы зданий, например, Уиллис-Тауэр в Чикаго
К концу 19-го века, когда произошла вторая промышленная революция, сталь стала намного дешевле. Архитекторы начали использовать для строительства такие изобретения, как металлические балки и железобетон. Пример — Эйфелева башня в Париже. Здания теперь можно строить выше, чем когда-либо прежде. Мы называем их небоскребами. Эта новая технология освободила нас от традиционных ограничений, и из-за новых возможностей, предоставляемых этими материалами, многие традиционные методы строительства и идеи о стиле были переоценены, заменены или отброшены. Дешевое прочное стекло вскоре сделало прозрачными наружные стены, особенно для офисных зданий.
Модернизм — это название архитектурного стиля, который развился благодаря этим новым строительным технологиям, и его начало можно увидеть еще в 1890 году. Модернизм также может относиться к определенной группе архитекторов и зданий с начала до конца 20-го века, и поэтому, возможно, это неподходящий термин для многих зданий, построенных с тех пор, которые иногда называют «постмодернистскими».
Многие из величайших зданий мира были построены современными архитекторами, такими как Фрэнк Ллойд Райт, И. М. Пей, Адриан Смит, Эдвард Дурелл Стоун, Фазлур Хан и Брюс Грэм.
Связанные страницы
- Архитектор
- Арт
- Список зданий
- Небоскреб
- Строительная инженерия
- Акустика
- Строительный код
- Строительные материалы
- Язык шаблонов
- объектов всемирного наследия
- Архитектура Африки
Картинки для детей
Добавляя купол Флорентийскому собору (Италия) в начале 15 века, архитектор Филиппо Брунеллески преобразил не только здание и город, но и роль и статус архитектора.
Иллюстрация групп кронштейнов, содержащих консоли из Yingzao Fashi , текст по архитектуре Ли Цзюэ (1065–1110)
План второго этажа (мансардного этажа) Hôtel de Brionne в Париже – 1734 год.
Национальный конгресс Бразилии, дизайн Оскара Нимейера
Стоурхед в Уилтшире, Англия, дизайн Генри Хора (1705–1785)
Чарльз Ренни Макинтош – Музыкальная комната 1901
В Норвегии: деревянные и надземные
В Лесото: камни Рондавель
В Ирландии: хижина Йола
В Румынии: крестьянские дома в Национальном деревенском музее Дмитрия Густи (Бухарест)
Гёбекли-Тепе из Турции, основанный в 10 тысячелетии до нашей эры и заброшенный в 8 тысячелетии до нашей эры
Керамическая миниатюра Кукутень-Трипольского дома
Миниатюра обычного Кукутень-Трипольского дома, полная керамических сосудов
Раскопанные жилища в Скара-Брей (материк, Оркнейские острова, Шотландия, Великобритания)
Месопотамская архитектура: Реконструкция ворот Иштар в Пергамском музее (Берлин, Германия), около 575 г. до н.э.
Древнеегипетская архитектура: Великая пирамида в Гизе (Гиза, Египет), около 2589-2566 гг. до н.э., Хемиуну
Древнегреческая архитектура: Парфенон на Афинском Акрополе из мрамора и известняка, 460-406 гг. до н.э.
Древнеримская архитектура: Maison Carrée из Нима (Франция), один из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов, около 2 г. н.э.
г.Японская архитектура: Хорю-дзи, буддийский храм в префектуре Нара, Япония, 607 г. н.э.
г.Индийская архитектура: Храм Кандария Махадева (Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия), около 1030
Китайская архитектура: Зал молитв о хорошем урожае, главное здание Храма Неба (Пекин, Китай), 1703-179 гг.0
Японская архитектура: Замок Химэдзи (Химэдзи, префектура Хёго, Япония), 1609
Кхмерская архитектура: Баконг (недалеко от Сиемреапа, Камбоджа), самая ранняя сохранившаяся Храмовая гора в Ангкоре, построенная в 881 году нашей эры
Мавританская архитектура: большие арки мечети-собора Кордовы (Кордова, Испания)
Персидская архитектура: Мечеть Джаме в Исфахане (Иран)
Архитектура Великих Моголов: Тадж-Махал в Агре (Индия)
Османская архитектура: внутренний вид сбоку на главный купол мечети Селимие в Эдирне (Турция)
Византийская архитектура: апсида церкви Санта-Мария-Маджоре (Рим), украшенная в V веке этой гламурной мозаикой
Романская архитектура: Интерьер Даремского собора (Дарем, Великобритания), 1093-1133
Готическая архитектура: витражи Сент-Шапель в Париже, завершенные в 1248 г. , в основном построенные между 119 г.4 и 1220
Брынковенесская архитектура: Ставрополеосская церковь (центр Бухареста, Румыния) с изысканными росписями на фасаде, 1724 г.
Флорентийский собор (Флоренция, Италия), 1294–1436 гг., Арнольфо ди Камбио, Филиппо Брунеллески и Эмилио Де Фабрис
Темпьетто (Рим), Донато Браманте, 1444-1514
Зал перспективы с виллы Фарнезина (Рим), Бальдассаре Перуцци, 1505-1510
Вилла Ла Ротонда (Виченца, Италия), 1567 — гг. 1592, Андреа Палладио
Замок Шенонсо (Франция), Филибер де л’Орм, 1576 г.
Архитектура раннего модерна: Фабрика Fagus (Альфельд, Германия), 1911, Вальтер Гропиус
Экспрессионистская архитектура: Башня Эйнштейна (Потсдам, недалеко от Берлина, Германия), 1919–1922 гг., Эрих Мендельсон
Архитектура в стиле ар-деко: Театр Елисейских полей (Париж), 1910–1913, Огюст Перре
Международный стиль: The Glaspaleis (Херлен, Нидерланды), 1934–1935, Фриц Пейц и Филип Джонсон
Пьяцца д’Италия (Новый Орлеан, США), 1978, Чарльз Мур
Team Disney Building (Лос-Анджелес, США), 1990, Майкл Грейвс
Разноцветный интерьер бизнес-школы Cambridge Judge (Кембридж, Великобритания), 1995 год, автор John Outram
Танцующий дом (Прага, Чехия), 1996, Владо Милунич и Фрэнк Гери
Музей Медоуз (Даллас, Техас, США), 2001 г.