Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза
Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.
Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.
Исследования в Швеции
70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.
Исследования в США
70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.
Продолжительность прослушивания музыки имеет значение!Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента.
Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе;
Стиль музыки имеет значение!Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света;
Инструменты, которые звучат, имеют значение!Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй — северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.
Исследования в Голландии
В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.
Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.
Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.
Как музыка влияет на рост и развитие растений
- DzagiGrow
- / Блог
- / Влияние музыки на растения. Миф или реальность?
Казалось бы, слышать может лишь тот, у кого есть уши. Однако целый ряд исследований, проведенных в ХХ веке, доказывают, что на звуки музыки реагируют в том числе и растения. Сегодня даже продаются компакт-диски с музыкой для комнатных питомцев. Так что же это – очередной ход маркетологов или вполне себе действенная практика?
Какая музыка полезна для роста и развития растений?
Конечно, растения не слушают музыку в привычном для нас понимании.
Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот. Так, при волнах частотой в 6 кГц растения, слушая музыку, развиваются быстрее, при 7-9 кГц − медленнее, а свыше 10 кГц и вовсе погибают. Установлено, что на растения благотворно влияют звуки низкой частоты: рокот морских волн и грома, журчание рек, гудение шмеля. В связи с этим, наиболее благотворно на рост и развитие растений влияет классическая музыка, частота волны которой составляет как правило 3-5 кГц. А вот рок абсолютно пагубен – 8 кГц. Хотя забавно отметить, что в ряде исследований многие тропические растения были признаны «фанатами» современного рэпа.
Каким образом музыка влияет на растения
Так как же это работает? По мнению исследователей, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Резонанс – это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.
Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация – явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда этих колебаний их увеличивает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.
Эксперименты и научные исследования
Интересен опыт, проведенный в 70-х годах американской исследовательницей Дороти Ретеллек. Для чистоты эксперимента она использовала специальные камеры с жестко установленным световым, влажностным и температурным режимом, куда поместила 10-дневные побеги растений. Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно.
В то же время исследование показало, что на музыку Баха и индийские мелодии растения отзывались положительно, стебли тянулись к источнику звука. А вот на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней и все растения отклонялись от источника звука.
Подобных опытов было проведено много и в разных странах. США, 1979 год, Дан Карлсон разработал методику стимуляции роста растений, названную им «Озвученный цветок». Она включала озвучивание растений и семян (музыка плюс высокочастотные сигналы 3—8 кГц) и внекорневую обработку раствором гиббереллина и микроэлементов. Следуя этой методике, удалось получить растение томата высотой 4,5 метра, на котором можно было насчитать 835 плодов.
А недавно студенты одного из российских вузов провели эксперимент относительно современных мелодий и их влияния на рост комнатных растений. Для этого были использованы бардовские песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 90-х и музыка из советских фильмов. Оказалось, что с превеликим «удовольствием» растения слушают музыку кинематографа и мелодии барда, к Баскову − относятся индифферентно, а песни 90-х − их просто угнетают.
Можно с разной долей серьезности относиться к подобным исследованиям и выводам, полученным на их основе. Но факт остается фактом – движение протоплазмы клеток растительных организмов под воздействием музыки ускоряется. Смотрите сами:
Предыдущая статья
01 Марта 2016
Краткое руководство – Этап вегетации. Гидропоника.
Следующая статья
23 Марта 2017
Книга «Сам вырастил!»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще
не
зарегистрированы, то можете пройти регистрацию, которая займет
всего пару минут.
Стань первым, кто оставил комментарий к этой статье
Знания
Стань продвинутым гровером. Получай полезные статьи раз в две недели!Знания
Стань продвинутым гровером. Получай полезные статьи раз в две недели!Я согласен на обработку персональных данных, а также с условиями подписки
© 2013 — 2023 ИП Ежов А. А.
Все права защищены.
Дороти Раддик: строгая жизнь
Дороти Раддик, справа в 1999 году, готова к посмертному открытию заново с выставкой ее работ — включая безымянный триптих, выполненный нитками, тушью, акварелью и левкасом на льняной ткани вверху — в галерее «Гостиная» и обсуждается крупная музейная выставка. Дом Амагансетт, в котором она и ее семья проводили лето с 1960-х годов (слева), был единственным зданием, оставшимся вокруг него на бульваре Марин после урагана 1938 года.
Невозможно говорить об искусстве и жизни Дороти Раддик, не упомянув слово строгость.
Он присутствует в обзорах ее искусства, в рассказах о ее образовании в колледже Рэдклифф и Блэк-Маунтин, ее ранней работе в качестве ведущего дизайнера в Knoll, а также в описаниях дочерей ее подхода к искусству, кулинарии и кулинарии. семейная жизнь в городе и Амагансетте летом с 1960-х годов до ее смерти в 2010 году.
В отдельных недавних разговорах ее дочери, Эбби, Лиза и Марджи Раддик, все назвали ее «художником-художником» и упомянули бесконечные любознательность, интеллект, дисциплина, инновации и умение обращаться со всеми видами материалов.
Обработав большую спальню, которую она превратила в студию в их квартире на Пятой авеню, и маленькое чердачное помещение в их доме на Морском бульваре, ей удалось выкроить восьмичасовой рабочий день из часов и минут, в течение которых работали ее дети. школа, игра на пляже летом или сон.
Она была одаренной скрипачкой, но бросила заниматься искусством. Используя библию того времени, «Радость кулинарии» и «Овладение искусством французской кулинарии» Джулии Чайлд, она устраивала изысканные званые обеды для своего мужа Брюса Раддика и их друзей. Марджи вспоминала, что для более случайных дел на пляже «жили за счет земли в Напиге. Мы брали сковородки, масло и чеснок, а затем готовили все, что поймали, на ужин».
Она добавила, что пляжные вечеринки, которые ее родители устраивали со многими художниками и писателями, проводившими лето в этом районе, были чем-то вроде шумной вакханалии, которую общество прославило в 1960-х и 1970-х годах. Это была та сторона Раддика, которая отпускала и веселилась.
В середине 1960-х один из ее рисунков взрывающихся облаков, использовавшийся в качестве приглашения на выставку в галерее Грэма, «был украден из типографии», как сказала Эбби, и продан как плакат в главном магазине Гринвич-Виллидж. Вместо того чтобы рассердиться, «она подумала, что это истерика».
Вспоминая о ее юморе и таланте развеять притязания, в своей хвалебной речи ее друг Кевин Скотт сказал, что она «могла собрать гостей за ужином за час такого счастливого общения, что внезапно жизнь, со всеми ее разочарованиями, стала прекрасной, и вы бы не обменяйте этот момент на ее диване на абонемент в Метрополитен».
Тем не менее, отметил он, «Чтобы быть Дороти, требовалась дисциплина, хотя ей обычно удавалось это скрывать». По мере того как традиции вежливого общества отступали в эпоху электронной почты и Интернета, «Дороти продолжала делать все по старинке. Вручную. Вовремя. Лично».
На пляже ее дочери вспоминают, как она сопровождала их друзей в творческих проектах, а затем продолжила традицию импровизированного художественного лагеря с их детьми. «У нее были бесконечные творческие предприятия для нас и детей по соседству», — вспоминала Эбби. «Если вы хотели научиться вышивать, или рисовать в перспективе, или заняться каким-либо художественным проектом, наш дом был подходящим местом». Взрослые тоже пользовались ее опытом и радостью преподавания.
Вернувшись в город, она регулярно выставлялась, и ее работы начали поступать в коллекции крупных музеев.
Часто упоминаемая строгость делает ее работу мощной, вневременной и уникальной. 13 работ, выставленных в галерее Drawing Room в Ист-Хэмптоне, освещают ключевой этап развития ее карьеры, но являются небольшим превью предстоящих важных музейных выставок. Ее работы стоят на пороге новых открытий и внимания новых поколений.
В своем выступлении в Художественном музее Кливленда в 1993 году Раддик сказала, что считает себя художником, заключив слово в кавычки, «чтобы заранее подчеркнуть более позднюю временную озабоченность ярлыками «искусство» и « ремесло.’ «До того, как в середине 70-х я начал заниматься вышивкой, «моим средством передвижения было перо вороньего пера в сочетании с размашистыми мазками на бумаге».
Все изменилось во время Уотергейта, когда она вновь обратилась к ремеслу, которому научилась в детстве, когда смотрела слушания в Конгрессе по телевизору. «Я начала заниматься вышивкой, чтобы развлечься. То, что произошло, вскоре стало навязчивой идеей, и я перестала рисовать».
Она нашла выразительное богатство выражения, доступного в потоке. Увеличив стежок, она создала тень. Она могла использовать нить, чтобы запечатлеть рельефные поверхности, создать положительное и отрицательное пространство и исследовать масштаб так, как она не могла в рисовании.
Она начала с большого количества цветов и замысловатых композиций «больше значит больше», одна из ранних работ мало чем отличалась от картины Марсдена Хартли «Немецкий солдат». Другой ранний пример начинает контрастировать цвет и его отсутствие, но при этом украшает круглую поверхность богатым разнообразием стежков. Несмотря на то, что это прорыв, это возвращает нас к более декоративной «ячейке… с аккуратной надписью «для полотенец для гостей, скатертей и вежливых дам», в которую она до этого момента помещала рукоделие.
Работы в гостиной продолжают исследовать потенциал ее новой среды, используя некоторые из стратегий, которые она упомянула, захват рельефных поверхностей, рисование нитями. Постепенно вырисовывается ее зрелый стиль — смесь минимализма и мастерства Баухауза с барокко, поразительная по своей красоте, сдержанной драматичности и утонченности комбинация.
Ее дочь Лиза, профессор английского языка на пенсии, сказала, что иногда использовала одну из работ своей матери, когда преподавала «Улисса» Джеймса Джойса. Работа вызовет дискуссию «о том, как она вспоминала свое модернистское образование, но работала взад и вперед и остроумно комментировала природу среды, используя разные способы представления в одной работе».
В конце концов, рукоделие слилось с ее живописью и рисунком таким образом, чтобы подчеркнуть высочайший потенциал каждого из них, часто вдохновленного складками драпировки или органическими формами скульптур Бернини, которые она так любила. Были времена, когда она красила нить или «рисовала» ею, включая различные оттенки черного и коричневого, чтобы создать моделирование, подобное тому, что она выражала в своих рисунках. В миксе были полностью монохромные сшитые области, представляющие ту же тему, что и другие материалы. Эти области она построила как своего рода барельефную скульптуру, чтобы более буквально передать глубину.
Ее дочери рассказали, как ее интерес к скульптуре развился из-за того, что она использовала глину Скульпи для создания фигурок, которые можно было драпировать, чтобы она могла их рисовать. «Было наложение материалов, которые продолжали развиваться», — сказала Эбби. Конструкции из папье-маше и полимеров будут отлиты в виде бронзовых скульптур. Позже она будет сотрудничать с Марджи, ландшафтным архитектором, над ключевым элементом дизайна атриума Башни Банка Америки на Манхэттене.
В работе бывают моменты, когда есть четкое разделение, и времена, когда трудно сказать, где заканчивается одно средство и начинается другое. Как и все остальное в ее разработке, эти пьесы не ведут сознательно теоретических диалогов. Здесь «среда» выступает в своем прямом смысле как материал, а также как состояние между крайностями, в данном случае искусством и ремеслом.